Матурана варела древо познания кратко

Обновлено: 06.07.2024

УМБЕРТО Р.МАТУРАНА, ФРАНСИСКО Х.ВАРЕЛА. ДРЕВО ПОЗНАНИЯ.

Биологические корни человеческого понимания. Перевод с английского Ю.А.Данилова. - М.: Прогресс-Традиция, 2001

Эта необычная книга известна во всем мире. Теперь она доступна и отечественному читателю. Ее авторы - чилийские нейробиологи - предложили радикально новую концепцию живых систем, основанную на принципе: "Живые системы - это познающие системы, а жизнь - это процесс познания".

Авторы пишут, что в основе всего, что они намереваются рассказать, лежит постоянное осознание: к феномену познания нельзя подходить так, будто во внешнем мире существуют некоторые "факты" или объекты, которые мы постигаем и храним в голове.

Два афоризма: "Всякое действие есть познание, всякое познание есть действие" и "Все, что сказано, сказано кем-то" - определяют основные идеи книги. В ней сделана попытка найти объяснение феномену познания как эффективному действию, которое позволяет живому существу продолжать свое существование в определенной окружающей среде, той, которая рождает мир этого существа.

В главах "Организация живых существ", "История репродукции и наследственность", "Жизнь метаклеточных" и "Естественный дрейф живых существ" кратко описывается история Земли, процесс возникновения живых существ (причем "живые существа", по определению авторов, характеризуются тем, что они постоянно самовоспроизводятся), механизмы репродукции и наследственности.

В главе "Сфера поведения" на разнообразных и интересных примерах авторы доказывают, что "поведение - это не то, что живое существо делает в самом себе (поскольку в живом существе происходят только внутренние структурные изменения), а то, на что мы указываем. Поскольку изменения состояния организма зависят от его структуры, которая соответствует окружающей среде, адекватность поведения как конкретной последовательности действий зависит от среды, в которой мы его описываем. Поведение живых существ не является изобретением их нервной системы и не связано исключительно с нервной системой, она только расширяет область возможных вариантов поведения, наделяя организм необычайно подвижной и пластичной структурой".

В главе "Нервная система и познание" авторы пишут, что знание - это эффективное действие в той области, в которой ожидается ответ, иначе говоря, мы ожидаем эффективного поведения в контексте, который мы задаем своим вопросом. С такой точки зрения любое наблюдаемое поведение может быть оценено наблюдателем как когнитивный акт. Отсюда и вывод: жить - означает познавать.

В главе "Социальное поведение" прослеживаются особенности поведения различных групп животных, стай птиц и "общественных" насекомых. При этом поведение теперь описывается как взаимная координация между членами социального единства, а коммуникацией называется координированное поведение, которое они взаимно запускают друг у друга.

Поведенческие схемы, усвоенные в коммутативной динамике социальной среды и сохраняющие стабильность из поколения в поколение, авторы называют культурным поведением. Ключевую роль в нем играют имитация и постоянный внутригрупповой отбор, которые позволяют устанавливать сопряжение между молодыми и взрослыми особями. Культурное поведение ничем существенным не отличается от любого другого поведения, сформировавшегося в результате обучения. Его особенностью является лишь то, что оно возникает вследствие социальной жизни в течение многих поколений, в то время как носители культурного поведения непрерывно меняются.

В главе "Поле лингвистики и человеческое сознание" авторы пишут, что уникальные особенности социальной жизни человека и присущая ей интенсивная лингвистическая сопряженность проявляются в том, что социальная жизнь человека способна порождать новый феномен, одновременно и близкий нашему опыту, и далекий от него: наш разум, наше самосознание. Детально этот феномен можно высветить одним вопросом, заданным какому-нибудь примату; "Каково это - чувствовать себя обезьяной?" К сожалению, мы никогда не получим ответа.

В заключительной главе книги "Древо познания" авторы пишут: "Мы существуем в настоящем; прошлое и будущее - это лишь способы существовать сейчас. Жизнь как занятие не оставляет своих следов относительно своих начал. Мы не видим, что именно мы не видим, а то, чего мы не видим, не существует, Вся совокупность регулярностей, присущих нашей жизни, является ее биологической и культурной традицией. Но традиция - не только способ видеть и действовать, но способ скрывать и утаивать - она включает в себя все варианты поведения, которые не требуют размышлений для своего существования, они остаются невидимыми до тех пор, пока не становятся неприемлемыми".

Человеческое познание как эффективное действие принадлежит биологической области, но всегда проживается в той или иной культурной традиции - по мере узнавания того, как мы познаем, мы порождаем самих себя. Познание познания принуждает нас с неослабной бдительностью относиться к искушению определенностью. Оно принуждает нас осознать, что определенность не является доказательством истинности. Оно принуждает нас осознать, что мир, который видит каждый из нас, - это мир, который мы создаем вместе с другими.

Биологическая основа социальных явлений: без любви, без принятия других живых существ помимо нас не существует всей совокупности человеческих качеств.

Всякое размышление порождает мир, оно - размышление - есть человеческое действие, совершаемое конкретным лицом в конкретном месте.

Обзор подготовил Владимир СЕВРЮГИН // Первое сентября (Москва).- 01.10.2002.- 067.- C.4 приложение Школа для учителя

Интересное по этой теме:

Концепция автопоэзиса в современном научном познании
Москалев И.Е. Автореферат на соискание ученой степени кандидата философских наук.

Умберто Матурана - Древо познания

fb2
epub
txt
doc
pdf

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Описание книги "Древо познания"

Описание и краткое содержание "Древо познания" читать бесплатно онлайн.

Книга Франсиско X. Варелы и Умберто Р. Матураны "Древо познания" впервые увидевшая свет в конце 80-х годов, получила широкую международную известность в качестве интеллектуального бестселлера. Написанная первоклассными учеными, крупнейшими нейрофизиологами современности, она позволяет по-новому взглянуть на биологическую эволюцию и человеческое познание. Читатель знакомится с развитой авторами оригинальной концепцией аувтопоэза, занявшей центральное место в исследованиях современной психотерапии, стратегического менеджмента, процесса глобализации

Наша книга появилась на свет в результате стечения совершенно особых обстоятельств. В 1980 г. Организация Американских Государств (ОАГ) занималась активными поисками путей к пониманию многочисленных трудностей, возникающих на пути социальной коммуникации и передачи знания. Прослышав об этих поисках, Рольф Бенхке, работавший тогда в ODELPLAN (Министерство планирования правительства Чили) тотчас же подумал, что было бы полезно ознакомить ОАГ с нашим подходом к подобным проблемам, предложив согласованную формулировку основ коммуникации как биологического бытия человека. ОАГ приняла идею Бенхке, и контракт был подписан. Реализация проекта началась в сентябре 1980 г. с серии лекций, прочитанных попеременно обоими авторами для аудитории состоявшей глав ным образом из работников социальной сферы и администраторов. Лекции были записаны, основательно переработаны в 1981–1983 гг. и опубликованы в виде книги, изданной частным образом в 1985 г. для внуг-реннего распространения в ОАГ. За исключением небольших исправлений и дополнений, тот первоначальный текст и составляет содержание настоящей книги. Пользуясь случаем, мы выражаем ОАГ нашу глубокую признательность за интерес к нашей работе, финансовую поддержку и предоставленную нам свободу в осуществлении независимого издания книги. Мы особенно благодарны г-ну Бенхке, вложившему в проект все силы и душу. Наконец, нашу самую искреннюю признательность заслуживает Франсиско Оливарес и его сотрудники за превосходно выполненные многочисленные иллюстрации, над которыми они трудились не один месяц. Без деятельной помощи и участия всех и каждого из этих лиц и учреждений создание книги было бы невозможно.

1. Познание познания

Мы стремимся жить в мире уверенности, несомненности, твердокаменных представлений: мы убеждены, что вещи таковы, какими мы их видим, и не существует

Рис. 1. Иероним Босх, Увенчание терновым венцом. Национальный музей Прадо, Мадрид альтернативы тому, что мы считаем истинным. Такова ситуация, с которой мы сталкиваемся изо дня в день, таково наше культугэное состояние, присущий всем нам способ быть человеком.

Всю нашу книгу надлежит рассматривать как своего рода приглашение воздержаться от привычки впадать в искушение уверенностью. Это необходимо по двум причинам. С одной стороны, если читатель хотя бы на время не откажется от присущей ему уверенности, мы не сможем сообщить ему ничего такого, что могло бы обогатить его опыт эффективного понимания феномена познания. С другой стороны, в нашей книге мы намеревались показать, путем тщательного анализа феномена познания и проистекающих из него наших действий, что весь когнитивный опыт включает познающего на личностном уровне, коренится в его биологической структуре. Поэтому опыт обретения уверенности есть явление индивидуальное. Этот опыт слеп к когнитивным актам других индивидуумов, а потому уединен, обособлен и, как мы увидим дальше, может быть преодолен только в мире, который творится нами вместе с другими людьми.

Сюрпризы для глаза

Ничто из того, о чем мы намереваемся поведать читателю, не будет им понято должным образом, если он не будет ощущать себя личностно bi влеченным, обретающим тот непосредственный опыт, который выходит за рамки простого описания.

Поэтому вместо того, чтобы рассуждать, почему кажущаяся незыблемость эмпирического мира при более близком рассмотрении внезапно оказывается поколебленной, мы продемонстрируем это на двух примерах. Оба они взяты из сферы нашего повседневного наглядного опыта.

Пример первый. Закройте левый глаз и сосредоточьте взгляд на кресте, изображенном на рис. 2. Держите страницу на расстоянии около сорока сантиметров от себя. Вы заметите, что черное пятно на рисунке справа, размеры которого не столь уж малы, внезапно исчезнет. Поэкспериментируйте, немного поворачивая страницу или открывая другой глаз. Интересно также скопировать рисунок на другой лист бумаги и постепенно увеличивать черное пятно до размера,

На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Древо познания"

Книги похожие на "Древо познания" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Умберто Матурана Древо познания

Древо познания: краткое содержание, описание и аннотация

Умберто Матурана: другие книги автора

Кто написал Древо познания? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Умберто Матурана: Древо познания

Древо познания

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Дороти Уильямс: Древо познания

Древо познания

Хосе Ортега-и-Гассет: Анатомия рассеянной души. Древо познания

Анатомия рассеянной души. Древо познания

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Древо познания — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Наша книга появилась на свет в результате стечения совершенно особых обстоятельств. В 1980 г. Организация Американских Государств (ОАГ) занималась активными поисками путей к пониманию многочисленных трудностей, возникающих на пути социальной коммуникации и передачи знания. Прослышав об этих поисках, Рольф Бенхке, работавший тогда в ODELPLAN (Министерство планирования правительства Чили) тотчас же подумал, что было бы полезно ознакомить ОАГ с нашим подходом к подобным проблемам, предложив согласованную формулировку основ коммуникации как биологического бытия человека. ОАГ приняла идею Бенхке, и контракт был подписан. Реализация проекта началась в сентябре 1980 г. с серии лекций, прочитанных попеременно обоими авторами для аудитории состоявшей глав ным образом из работников социальной сферы и администраторов. Лекции были записаны, основательно переработаны в 1981–1983 гг. и опубликованы в виде книги, изданной частным образом в 1985 г. для внуг-реннего распространения в ОАГ. За исключением небольших исправлений и дополнений, тот первоначальный текст и составляет содержание настоящей книги. Пользуясь случаем, мы выражаем ОАГ нашу глубокую признательность за интерес к нашей работе, финансовую поддержку и предоставленную нам свободу в осуществлении независимого издания книги. Мы особенно благодарны г-ну Бенхке, вложившему в проект все силы и душу. Наконец, нашу самую искреннюю признательность заслуживает Франсиско Оливарес и его сотрудники за превосходно выполненные многочисленные иллюстрации, над которыми они трудились не один месяц. Без деятельной помощи и участия всех и каждого из этих лиц и учреждений создание книги было бы невозможно.

Матурана У, Варела Ф. - Древо познания

Авторы книги известные во всем мире чилийские нейробиологи, предложившие в начале семидесятых годов радикально новую концепцию живых систем, их происхождения и взаимосвязей. Предметно-тематическую область к которой относится данная книга - "философия биологии", или, если еще точнее, то "философия нейрофизиологии". Авторская методологическая позиция заключается в понимании жизни и познания как двух сторон одного и того же процесса. На Западе книга стала мировым бестселером а в нашем научном мире вызвала бурную дискусию.

Читайте также: