Народное творчество италии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Babbo Natale (Баббо Натале) — букв. Дедушка Рождество, а по-русски — Дед Мороз. Прототипом является Святой Николай Чудотворец, в Италии больше известный как San Nicola da Bari (Святой Николай из Бари).

La Befana (Бефана) — второй по популярности рождественский персонаж после Баббо Натале, старушка на метле, приносящая в ночь с 5 на 6 января (праздник Богоявление, в Италии — festa della Befana, у католиков — Epifania cattolica) послушным детям подарки, а тем, кто плохо себя вёл — угольки. Бефана героиня различных историй и сказок, как народных, так и современных.

L’Uomo bianco (букв. белый человек) — добрый волшебник, белый маг.

L’Uomo nero (букв. чёрный человек) — злой волшебник, чёрный маг. Также встречается под именем il Babau Babao / Barabao / Baubau (бабай, бабайка).

L’Orco (орк) — общеевропейский антропоморфный персонаж, гигантский пожиратель людей.

© Lara Leto (Ci Siciliano), 2016
© Италия и итальянский язык. Путешествуй красиво, учись легко, 2016

Итальянский фольклор — комплекс поверий и легенд, сформировавшийся у народов, населяющих Аппенинский полуостров, после принятия христианства в эпоху средневековья на основе смешения кельтских, древнегерманских, античных и других мифологий и сохраняющаяся в фольклоре, а также в народных суевериях.

в итальянском фольклоре фейри, высокие красивые женщины с длинными распущенными волосами, духи-покровители альпийских лугов и горных источников

согласно фольклору Лагранда из региона Верхних Альп Франции, животное сероватого цвета с кошачьей головой и телом ящерицы

рождественский персонаж с севера Италии, в облике гигантского, покрытого овечьей шкурой, червя с огромной пастью, светящимися глазами и маленькими коровьими рожками

в фольклоре венецианцев злокозненное, проказливое существо, от которого нет никому покоя, особенно женщинам

в фольклоре французов и швейцарцев крохотные существа с огромными ногами, обитатели Альпийских вершин

в итальянской мифологии духи, живущие в лесах или пещерах; своими песнями завлекают людей, высасывают у них кровь и убивают

рогатое копытное в фольклоре Альп, обитающее только на горах вследствие чего с одной стороны ноги у него короче, чем с другой

дракон, терроризировавший окрестности горы Амиаты в южной Тоскане и убитый герцогом Сфорца самолично согласно локальной итальянской легенде

легендарная серна, жившая в словенских Альпах

в фольклоре германцев преимущественно в альпийском регионе лохматое существо с рогами и длинным высунутым языком, которое карает непослушных детей в день святого Николая

в низшей итальянской мифологии домовой, являющийся в виде маленького человечка, который соблазняет женщин и насылает кошмары

в итальянском фольклоре сверхъестественные существа, которые ночами сквозь замочные скважины пробираются в спальни и душат спящих, усаживаясь им на грудь

в сицилийском фольклоре водяное существо, обитающее в колодцах, которое хватает приблизившихся детей и затягивает в воду

в итальянском фольклоре невысокие сверхъестественные существа со старческими лицами, помогающие по хозяйству

в южноитальянском фольклоре маленькое антропоморфное существо в монашеском одеянии, чьё появление может как сулить несчастье, так и принести удачу

гоблиноиды из сказок народов Западной Европы, распространившиеся благодаря Дж.Р.Р.Толкиену по многочисленным фэнтези-мирам

в итальянском фольклоре полевик-кинокефал, сторож гороховых полей

толстые карлики североитальянского фольклора, которые увлекают за собой скот в пропасти, чтобы затем их съесть

ребенок нечистой силы (эльфов, русалок, леших, чертей и других), подброшенный вместо похищенного новорожденного

персонаж итальянского рыцарского романа Андреа да Барберино "Короли франкские", полупёс-получеловек, сын знатной христианской сеньоры, сошедшейся с кобелём

в низшей мифологии Швейцарии и северной Италии проказливые домовые духи

в низшей итальянской мифологии проказливые домовые, являющиеся в виде маленьких человечков и донимающие детей

добрые вампиры либо охотники на вампиров в итальянском фольклоре

разновидность дракона, черный змей с головой кошки и двумя кошачьими лапами

в итальянской мифологии собирательное название для проказливых существ невысокого роста и "игривого" характера

в фольклоре Швейцарии и севера Италии земляной народец с гусиными лапами вместо ног

Сегодняшний выпуск посвящен итальянской народной музыке – песням и танцам этой страны, а также музыкальным инструментам.

Те, кого мы привыкли называть итальянцами, – наследники культуры великих и малых народов, которые проживали с давних времен в разных районах Апеннинского полуострова. Греки и этруски, италики (римляне) и галлы оставили свой след в итальянской народной музыке.

Богатая событиями история и пышная природа, земледельческие работы и веселые карнавалы, задушевность и эмоциональность, красивый язык и музыкальный вкус, богатое мелодическое начало и разнообразие ритмики, высокая певческая культура и мастерство инструментальных ансамблей – всё это проявилось в музыке итальянцев. И все это завоевало сердца других народов за пределами полуострова.

Апеннинский полуостров на карте мира

Народные песни Италии

Как говорится, в каждой шутке есть доля шутки: ироничное замечание итальянцев о себе как о мастерах сочинять и петь песни, подтверждается мировой славой. Поэтому народную музыку Италии в первую очередь представляют песни. Конечно, мы мало знаем об устной песенной культуре, поскольку первые ее образцы были записаны в позднее средневековье.

Появление народных итальянских песен в начале XIII столетия связывают с переходом к эпохе Возрождения. Тогда появляется интерес к мирской жизни, горожане во время праздников с удовольствием слушают менестрелей и жонглёров, которые поют о любви, повествуют семейные и бытовые истории. Да и сами жители сёл и городов не прочь попеть и потанцевать под нехитрый аккомпанемент.

Золотой век жанра начался в середине XIX столетия. А сегодня в Неаполе – музыкальной столице Италии, проводится фестиваль-конкурс лирической песни Пьедигротта (Festa di Piedigrotta).

Народные танцы Италии

Зарождение жанров относят к средним векам, а их оформление – к XV столетию, началу Ренессанса. Эта эпоха привнесла изящество и грациозность в грубоватые и веселые народные итальянские танцы. Быстрые простые и ритмичные движения с переходами к легким прыжкам, подъемы с полной стопы на носок (как символ духовного развития от земного к божественному), жизнерадостный характер музыкального сопровождения – вот характерные черты этих танцев.

Веселая энергичная гальярда исполнялась парами или индивидуальными танцорами. В лексике танца – основное пятишаговое движение, много прыжков, скачков. Со временем темп танца стал медленнее.

Тарантелла – самый известный из народных танцев. Им особенно увлекались в южноитальянских областях Калабрии и Сицилии. А название происходит от города Таранто (область Апулия). Город дал название и ядовитым паукам – тарантулам, от действия укуса которых якобы спасало долгое, до изнеможения, исполнение тарантеллы.

Простой повторяющийся мотив сопровождения на триолях, живой характер музыки и особый рисунок движений с резким изменением направления отличают этот танец, исполняемый парами, реже – соло. Увлечение танцем превозмогло гонения на него: кардинал Барберини разрешил исполнять его при дворе.

Некоторые из народных танцев быстро завоевали всю Европу и даже пришлись ко двору европейских монархов. Гальярду, например, обожала властительница Англии Елизавета I и на протяжении всей жизни танцевала её в свое удовольствие. А бергамаска поднимала настроение Людовику XIII и его придворным.

Жанры и мелодии многих танцев продолжили свою жизнь в инструментальной музыке.

римская скульптура - один из символов итальянской культуры

Музыкальные инструменты

Для аккомпанемента использовались волынки, свирели, губные и обычные гармошки, струнные щипковые инструменты – гитары, скрипки и мандолины.

Скрипка же среди других народных музыкальных инструментов Италии стала одним из любимейших. И была доведена до совершенства итальянскими мастерами из семейств Амати, Гварнери и Страдивари в XVII – первой четверти XVIII веков.

В XVII столетии бродячие артисты, чтобы не утруждаться музицированием, стали использовать шарманку – механический духовой инструмент, который воспроизводил 6–8 записанных излюбленных произведений. Оставалось только крутить ручку и перевозить или переносить её по улицам. Первоначально же шарманка была изобретена итальянцем Барбьери для обучения певчих птиц, но со временем стала услаждать слух горожан и за пределами Италии.

Танцоры часто помогали себе выбивать четкий ритм тарантеллы с помощью тамбурина – разновидности бубна, попавшего на Апеннины из Прованса. Часто исполнители использовали флейту вместе с тамбурином.

Такое жанровое, а также мелодическое разнообразие, талант и музыкальное богатство итальянского народа обеспечили не только взлёт академической, особенно оперной, и эстрадной музыки Италии, но и с успехом заимствовалось композиторами других стран.

Лучшую оценку народному искусству дал русский композитор М.И. Глинка, который как-то сказал, что настоящим создателем музыки является народ, а композитор исполняет роль аранжировщика.

Флаг Италии

Италия. Гос-во на юге Европы. На севере граничит со Швейцарией и Австрией, на востоке - со Словенией, на северо-западе - с Францией. На востоке омывается Адриатическим морем, на юге Ионическим морем и Средиземным, на западе - Тирренским, Лигурийским морем Италии принадлежат острова Эльба, Сицилия и Сардиния и несколько мелких островов. Два независимых государства: Сан-Марино и Ватикан расположены на территории Аппенинского полуострова и полностью окружены Италией.

Вероисповедание - католицизм. Государственное устройство - республика. Глава государства - президент, избираемый на 7 лет. Италия член НАТО, ООН, ЕС.

1000 лет до н.э. - на территории страны обитали племена лигуров, этрусков, италиков, латинян, сабинян.

К 30 г до н.э. к Риму присоединился Египет и в дальнейшем Рим завоевывает Британию, Палестину, Румынию и становится империей..

Историки сейчас считают, что территория Италии была заселена еще за 30 тысяч лет до официальной даты основания "вечного города", а поселения в устье Тибра появились в 1-ом тысячелетии до н.э. Первый крупный город, возникший на территории нынешней столичной области Лацио, назывался Альба-Лонга. Именно его жители были одними из первых основателей Рима. Однако есть и другие гипотезы. Считают, например, что "Рим" ( по-итальянски "Рома") происходит от этрусского слова "румон" - река, а Ромул был не кто иной, как представитель этого таинственного народа, исчезнувшего с лица земли. Не исключено, что они были одними из основателей Рима, а следовательно, заложили основы древнеримской цивилизации. Многие итальянские историки сейчас признают, что некоторыми успехами в области культуры и государственности римляне обязаны своим предшественникам - этрускам, выдающемуся народу древности, пришедшему на Аппенинский полуостров около 12-13 вв. до н.э.. Первыми императорами Рима были именно этруски. Римляне заимствовали у них обычай чеканить монету, носить тогу, другие обычаи и традиции.

Каждого, кто начинает изучать Италию, поражает абсурдный на первый взгляд разрыв, который существует между тем огромным вкладом, который внесли итальянцы в мировую историю и культуру, и драматической судьбой их страны. Итальянским языком пользуются музыканты всего мира, итальянские архитекторы построили зимний дворец в Ленинграде и Капитолий в Вашингтоне. Итальянцы открыли Америку для американцев, научили англичан поэтическому искусству и юриспруденции, французов - кулинарному мастерству, а немцев - военному искусству. Пистолет был изобретен в итальянском городе Пистойя, а фаянс - в городе Фаэнца, даже знаменитую голубую ткань, из которой американцы наловчились делать джинсы, впервые начали ткать в итальянском городе Генуя. А итальянские скульпторы, художники, музыканты, ученые! Италия, пожалуй, единственная страна в мире, где даже на денежных купюрах изображены не короли и президенты, а гении искусства - Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль.

Страна сурово обходилась со своими гениями. Джордано Бруно и Савонарола были сожжены на кострах. Макиавелли бросили в застенок и пытали, Томмазо Кампанелла провел большую часть жизни в тюрьме, над Галилео Галилеем устроили позорное судилище, а за национальным героем Гарибальди учредили полицейскую слежку. В более поздние времена знаменитый дирижер Артуро Тосканини и великий физик Энрико Ферми были вынуждены покинуть "солнечную Италию".

В Риме не один центр, как, например, у нас в Москве Красная площадь, а несколько. Исторический центр - это Форум, Капитолийский и Палатинский холмы; торговый - многолюдная виа Национале; религиозный - площадь Святого Петра. Пьяцца Навона, площадь Испании, виа Маргутта - средоточие художников и туристов.

Аллея императорских форумов упирается в кирпичную "чашу" с отколотым боком - Колизей. Это, пожалуй, самое знаменитое из сохранившихся до наших дней сооружение Древнего Рима. До сих пор его размеры впечатляют. Высота Колизея 57 метров , длина по окружности - 627. Он был построен почти 2 тысячи лет назад во время императоров Флавиев. Колизей построили настолько прочно и основательно, что это привело к рождению поговорки: "Когда рухнет Колизей, придет конец Риму".

Деятели культуры: Менелай -сферическая геометрия, Гален - физиология, Страбон - география, Полибий, Тит Ливий, Цезарь, Тацит, Плутарх Светоний - историки, Вергилий, Гораций, Овидий, Петроний, Апулей, Тертуллиан - поэты, писатели, Марко Поло - путешественник, П. Тосканелли - картограф. А. Веспуччи, С.Кабот - мореплаватели, Р. Бомбелли - комплексные числа, Д. Бруно, Галилей - астрономия, телескоп, Э.Торичелли - барометр, Ф. Гримальди - дифракция света, Л. Гальвани, А. Вольта - электрофизика, А. Авогадро - химия, С. Канницаро - понятие молекулы, А. Пачинотти - динамомашина, Г. Маркони - изобретатель радио, Д. Пачини - космические лучи, Э. Ферми - ядерная реакция, Лукреций Кар Марк Аврелий, Ф. Аквинский, Н. Макиавелли - философы, Данте Алигьери, Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо, К. Гольдони, К. Гоцци Дж. Родари - писатели, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Лонардо да Винчи, Веронезе, Тинторетто, Караваджо - художники, Б. Челлини - скульптор, Амати, Гварнери, Страдивари - скрипичные мастера, Н. Паганини, Дж.Верди, Дж. Россини, Леонкавалло, Дж. Пуччини - композиторы.

Читайте также: