Экзистенциальные истоки проблемы бытия кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Проблема бытия в философии экзистенциализма

Понятие экзистенциализма

История из чего-то прочного, которое обладало внятным для ratiо направлением, превратилась в дело рискованное, в что-то не дающее никаких гарантий, а потому – непредсказуемое.

Стоит отметить, что только философ Ж.П. Сартр признал данный термин совершенно своим. Не смотря на это, его концепция основательно видоизменилась в процессе творческой эволюции.

Однако, в любом случае в учениях перечисленных нами, а также ряде других, близких к ним мыслителей, фигурируют схожие темы, понятия, настроения. Поэтому одним из ключевых определений данного рода и стала экзистенция , мыслимая как какой-либо мост к бытию, как специфически человеческая форма самопроявления и самообнаружения истинной реальности.

Экзистенциализм как философское направление возник в 1920-х годах, хотя аналогичное ему мироощущение, как и терминологическая близость, обнаруживается в творчестве С. Кьеркегора, обоснованно считающегося его предшественником. Стоит отметить, что идеи Къеркегора не обрели европейского отклика, оказавшись востребованными лишь в следующем веке.

К основным публикациям о экзистенциализм е стоит отнести следующие 6 :

После окончания Второй мировой войны экзистенциализм, особенно во французской его версии, приобрел мировой размах, завоевал себе сторонников даже в тех государствах, где философские традиции были другими (прежде всего, к таким странам относятся англосаксонские госадарства), для которых экзистенциализм представлял род литературы.

Постклассическая модель философии, которая реализующаяся в экзистенциализме , отвергает идеал истины Нового времени: взгляд sub speciе aetеrnitatis , т.е. взгляд бесстрастного мудреца, совершенного наблюдателя. В экзистенциальном философствовании бесстрастную, не заинтересованную мысль признают бесплодной. Разрыва между бытием мысли и самим бытием быть не должно. Они — события. Экзистенциальное сознание делает возможным описания человеком своих состояний при помощи прямого дополнения: Я есть моя боль , Я есть моя надежда.

Переходность экзистенции вызвана ее временностью. Классическая философия Европы была озабочена тем, чтобы соотнести становящееся, временное бытие с бытием вечным, совершенным. Вечное бытие оказалось бытующим, испытываемым лишь в связи с совершенным. Экзистенциальное философствование, наоборот, уходит от вечного. Экзистенциализм принципиально ориентируется на временное, становящееся, нецелое. Временность же экзистенции говорит о ее незавершенности, что предполагает ее острое несовершенство, которое обнаруживается в проективности, обусловленности будущим. В экзистенции нет тональности единого , поскольку ей всегда чего-либо не хватает.

Социально-политические взгляды различных представителей Э. неоднородны и образуют широкий спектр от левых (и крайне левых, анархистских, маоистских) воззрений, выразителем которых в определенные моменты своей эволюции был Сартр, до взглядов праволиберальных и консервативных, к которым тяготели Марсель, Ясперс и Хайдеггер (который короткое время одобрительно интерпретировал нацистскую идеологию).

Для культуры характерен билингвизм в широком смысле, так как недостаток знания она компенсирует его стереоскопичностью (Ю. М. Лотман). Поэтому столь противоположные направления одинаково служили культуре в самые тяжелые ее годы.

Идейные истоки экзистенциализма

Мыслитель выделил три этапа восхождения личности к истинному существованию:

эстетический, правящий ориентацией на удовольствие;

этический, правящий ориентацией на долг;

религиозный, правящий ориентацией на высшее страдание, которое отождествляет человека со Спасителем.

При жизни идеи Кьеркегора не приобрели признания и не вызвали какого-либо существенного интереса ни в Дании, ни тем более за ее пределами. Однако необходимо отметить, что мыслитель оставил после себя довольно значительное наследие, насчитывающее 12 томов сочинений и 20 томов дневников. Отметим, что наследие Кьеркегора довольно своеобразно.

Философ, по сути, создал новейший тип философских идей. У него не было стройных, логически последовательных трактатов. В основном, его наследие представлено литературно-философскими эссе, которые следовало бы ообозначить как художественные. Это не удивительно. Литература, искусство в целом имеют дело с теми же проблемами, что и экзистенциалистская философия: сущность человека, конфликтный характер бытия.

У Кьеркегора человек превращается в сложнейшую проблему, его существование или экзистенция – в загадку, тайну.

Что же порождает философию экзистенциализма? Кьеркегор дает довольно оригинальный ответ.

Это своего рода парадокс, но, если подумать, то чисто внешний парадокс. Внимание к человеку в регулярно усложняющемся мире, который становится все менее понятным и все более враждебным, закономерен (фикция легкости жизни только вуалирует данное обстоятельство). Подобного рода интерес обыкновенно реализовывался, опираясь на возрастающую мощность интеллекта. Вера в разум сохраняла доминирующие позиции в философии.

Религиозный и атеистический экзистенциализм

Существуют религиозный и атеистический экзистенциализм. Представителями наиболее раннего религиозного направления экзистенциализма являются Карл Ясперс, Габриель Марсель, Л. Шестов, Н.А. Бердяев, М. Бубер . Представителями атеистического экзистенциализма, который расцвел в период Второй мировой войны – Мартин Хайдеггер, Жан-Поль Сартр и Альбер Камю. Необходимо учитывать, что такое разделение довольно условно, поскольку даже те мыслители, каких обыкновенно относят к представителям атеистического направления философии существования, того же Хайдеггера или Камю, говорят о неосуществимости и абсурдности жизни без Бога.

Самостоятельным философским направлением экзистенциализм стал в науке XX столетия в таких странах, как Россия, Германия и Франция. А уже в 1940-1960-х годах он становится одним из самых влиятельных направлений в духовной жизни европейцев.

Важное отличие религиозных экзистенциалистов от атеистических заключается в метафизической откровенности бытия человека.

Представители разных христианских конфессий стараются доказать, что все экзистенциалистские мотивы являются трагизмом существования человека, чувством одиночества, отвращением к себе и к миру, постоянным осознанием неизбежности смерти. Это все – определенный результат потери веры в Бога, следствие восприятия атеистического предписания.

На самом деле, мы можем назвать множество последователей Августина и Паскаля, сознательно соединявших свое экзистенциалистское видение мира с разными христианскими концессиями. К ним относятся протестанты С. Кьеркегор и К. Барт; православные Н. Бердяев и Л. Шестов (при чем, последний внес в философскую науку существенную дозу мистического учения восточной Церкви); наконец, католический экзистенциалист Г. Марсель, католические спиритуалисты М. Шакку, А. Карлини и др.

Бесспорно, святые Августин и Паскаль представляют собой двух инспираторов всего экзистенциализма; современный же христианский эсхатологизм является ничем иным, как сугубо религиозным вариантом экзистенциализма.

Философия АБСУРДА

Какой же вывод из этих рассуждений об ограниченности разума?

Так мы приходим к идее, что абсурд предполагает равновесие. Если же экзистенциализм пытается перенести акцент на один из компонентов триады, тем самым нарушается равновесие. Рассматривание с такой искаженной позиции остальных компонент приводит к выводу о немощи разума. Абсурд – это ясный разум, осознающий свои пределы.

Искусство является знаком смерти и в то же время приумножением опыта. Творить – значит жить вдвойне. Произведение искусства впервые выводит наш ум за его пределы и ставит лицом к лицу с другим. Творчество отражает тот момент, когда рассуждение прекращается и на поверхность вырываются абсурдные страсти. В абсурдном рассуждении творчество следует за беспристрастностью и раскрывает ее.

В духовных состояниях человек выступает как неповторимая индивидуально-уникальная личность. Он самоосуществляется в них, тем самым занимая определенное положение в мире и выражая свое отношение к нему, свою причастность к тому, что составляет тайну бытия человечества в целом. Стремление разгадать ее, опираясь как на собственный жизненный опыт, так и на опыт других людей, порождает рефлексию, приобщая человека к попыткам рассмотрения экзистенциальных (смысложизненных) проблем. Это проблемы метафизического характера, не имеющие однозначного и универсального решения, и их осмысление не предполагает достижения некоего прагматического результата наподобие рецептурного знания. Тем не менее, постановка их исключительно важна для человека, ибо фиксирует степень его духовной зрелости.

Человек, обладающий определенным духовным опытом, просто не может не задумываться о том, что он есть, что оставит после себя, зачем живет. Нельзя не задавать себе эти вопросы, поскольку размышление над ними позволяет человеку осознать свою индивидуальность и попытаться постигнуть свое предназначение в мире, почувствовать приобщенность к миру и заявить о себе как о существе думающем, сомневающемся, страдающем, но при этом утверждающем свою духовную суверенность.

Уже в эпоху античности человеческое бытие рассматривалось философами как проблема судьбы – объективной линии жизни, мало зависящей от человека, определяемой кем-то другим. Параметры бытия, в которых человек не властен, задавались либо безличной силой (Бог, Абсолют), либо стечением случайных обстоятельств (суета мира и повседневности). При этом железная необходимость следования понималось человеком как Рок, в Судьбе же всегда присутствовала определенная степень свободы. Судьба уже тогда понималась и как результат человеческих усилий, как сложившаяся жизнь.

1) кто действует (анализ системы субъектов);

2) в каких целях действует (анализ ценностных приоритетов и степени осмысленности поступков);

3) какие средства использует (функционально-нравственный анализ).

Таким образом, судьба – это мера объективности, мера детерминации, мера ответственности самого человека в своем бытии.

Насколько справедлива судьба? В данном контексте слепая судьба становится зрячей: она видит, за что воздавать и за что карать. Такое понимание судьбы опирается на надежду – определенную проекцию индивида в будущее, составляющую эмоциональный фон целеполагания.

Насколько человек является хозяином собственной жизни? Что ее детерминирует?
Возможен ли момент выбора? Что здесь важнее: знать себя или угадать себя? Как сложить судьбу: почему она такова?

Однако жизнь человека больше судьбы, в ней есть необъективированные возможности. Жизненный путь – это личностно организованное, создаваемое бытие. Не случайно в этом понятии возникает образ дороги, задающий пространственно-временное измерение человеческого бытия. Жизненный путь – это пространства, обретаемые человеком (физическое, биологическое, географическое, социальное, духовное). Жизненный путь во временном аспекте предстает как протяженность жизни, совокупность жизненных циклов, ситуаций, событий (событий), запечатленных в структурах ментальности. Жизненный путь – это цепь событий, социальный текст, который требует своего языка и умения чтения. Стремясь к общению и взаимопониманию, мы определяем себя через чужую судьбу (возможность идентификации), на чужой территории исследуем собственное духовное пространство.

Индивидуальный жизненный путь – это диалектическая связь внутреннего и внешнего бытия, которая извечно проблематизируется вопросом: что значит моя собственная жизнь, если модели не мои?

Подумайте, Ваша жизнь – это мера исчерпания из общей кладовой, вариативность сочетаний или создание собственной модели?

Среди таких проблем одно из центральных мест занимает проблема смысла жизни, определяющая жизненную стратегию человека и выбор ценностных приоритетов. Очевидно, что данный выбор сугубо индивидуален, связан с личностными особенностями выбирающего; личный поиск смысла жизни выражается в поступке, в сознательном акте духовной личности.

Можно выделить несколько векторов осмысления данной проблемы (именно векторов, поскольку спектр решений индивидуализирован и весьма широк).

Первый вектор придает смыслу жизни трансцендентный и сакральный характер, связывая земное существование человека со служением высшим ценностям и идеалам, а перспективы – с потусторонним, трансцендентным бытием.

Третий вектор редуцирует смысл жизни к целям, которые человек перед собой ставит и стремится реализовать в своей практической деятельности. В этом случае происходит чрезмерная рационализация и прагматизация смысла жизни, а сама жизнь лишается глубины и загадочности.

Наконец, четвертый вектор связан с рассмотрением жизни в качестве самоценности, когда уже в самом факте существования человека, независимо от наполненности его жизни, заключен великий смысл. И, как отмечал французский философ В. Янкелевич, только смерть задним числом высвечивает смысл жизни.

Однако жить тоже можно по-разному. И человек (поскольку он активное, деятельное, стремящееся к самоутверждению существо) обязательно сталкивается с еще одной экзистенциальной проблемой – проблемой собственной свободы. Эта проблема также не имеет однозначного решения, и каждый выбирает свой вариант, крепя его личными делами и поступками.

В философском осмыслении феномена свободы сложились два основных методологических подхода.

Первый, берущий начало у Б. Спинозы, рассматривает свободу в соотношении с необходимостью, определяя ее как познанную или осознанную необходимость, как способность действовать с учетом внешних для человека обстоятельств. Это определение несет на себе отпечаток рационализма и лишено драматизма, свойственного реальной жизни человека.

В чем единство и различие марксистской и экзистенциальной концепций свободы личности?

Осмысление экзистенциальных проблем свидетельствует не только о зрелости человека, но и позволяет ему лучше понять и критично оценить людей, увидеть перспективы и наметить пути духовного совершенствования.

Человек в мире культуры

Что значит быть человеком: телесно-организменно или духовно? В чем философско-антропологический смысл вопроса: быть или не быть? Как быть, чтобы сохранить человеческий образ, приумножить его?

Человек, представляя собой сложное, противоречивое существо, осмысливается философией во всей полноте своих проявлений как биосоциальный феномен. Выделившись из природы, человек перестает быть просто биологическим существом, он становится существом социальным и в известном смысле выключается из природы, противопоставляет себя ей. Это выражается, в частности, в завершении естественной эволюции человека как биологического вида. В процессе исторического развития человек познает законы природы и ставит их себе на службу, но он никогда не освобождается полностью от природной зависимости. Диалектика взаимоотношения человеческого общества и природы такова, что чем в большей степени человечество овладевает силами природы, тем в большей мере оно осознает и практически ощущает свое единство с ней и свою зависимость от нее. Более того, с развитием общества преобразованная природа все более становится органическим элементом социальной природы человека. Проблема перспектив человека поэтому понимается, прежде всего, как социальная проблема. Эволюция человека – это процесс не просто освоения природы, но, прежде всего, усвоение и воспроизведение индивидом общественно-исторического опыта человека, развитие его материальной и духовной культуры.

Являются ли субъектами культуры исключительно творцы культурных ценностей или субъекты труда? Можно ли назвать любого человека носителем культурного миропорядка? Насколько осознана его культурная деятельность?

Время и опыт входят в предметы человеческого мира, позволяя их осмыслить и одухотворить, позволяя человеку, по выражению К. Маркса, созерцать себя в мире.
Эта обусловленность делает вещи и события человеческой жизни культурными феноменами.

На примере современной российской культуры раскройте связь происходящих событий с историческим опытом.

Смысл отсылает и обязывает индивидов быть в мире и в опыте всегда встречаться и осваивать вещи и нормы жизни именно потому, что они принадлежат (как и сами субъекты) смысловой целостности мира.

Экзистенциализм (от лат. exsistentia — "существование") — философское течение, а также направление в литературе, возникшие в начале 19 века, которые уделяют внимание существованию человека, его одиночеству и оторванности, поискам его "Я" и смысла жизни, который выражался бы в полной свободе от внешнего окружения и в свободе выбора.

Датский философ Сёрен Кьеркегор (в России его фамилия переводится также как Киргегард) считается первым философом, кто высказывал экзистенциональные идеи. Сам термин экзистенциализм был введён немецким философом Фрицем Хайнеманом в 1929 году.

Экзистенция (лат. exsistentia — "существование") — понятие в философии, обозначающее бытиё конкретного человека, существование, в процессе которого человек становится неповторимой личностью.

Основные идеи экзистенциализма:

  • в центре находится существование каждого конкретного человека, его "Я";
  • внешняя жизнь человека и окружающая его среда не важны, важно лишь его внутреннее бытиё;
  • пессимистичный способ восприятия мира: жизнь представляется трагичной и бессмысленной;
  • человек свободен в своём выборе;
  • у жизни нет цели, то, что важно, — это само существование, бытиё;
  • отрицание науки.

Эти идеи поддерживаются представителями буржуазии. Экзистенциалисты имеют различные политические, социальные и религиозные взгляды. Но схожи они тем, что важнейшими эмоциями человека считают отрицательные эмоции: страдание, страх, озабоченность и другие.

Экзистенциальные проблемы

Экзистенциальные проблемы или экзистенциальный кризис — это состояние, которое появляется у человека, когда он не может понять, в чём смысл его жизни, в чём её ценность и для чего он живёт. Как правило, такими вопросами задаются люди, которые живут в развитых странах. Потому что их основные потребности уже удовлетворены и борьба за выживание окончена.

  • "В чём смысл строить отношения, если все люди умирают в одиночку?"
  • "Какова цель моей жизни?"
  • "Какой смысл того, чем я занимаюсь, если меня скоро забудут?"
  • "Как понять, что то, что я делаю, — хорошо?"

Цели экзистенциализма

Экзистенциализм уделяет большое внимание образованию человека. В частности, образование должно подготовить ребёнка к жизни. А именно:

  • научить его распознавать своё истинное "Я". Французский философ Жан-Поль Сартр говорил, что есть "Я", которым мы являемся в определённый момент, потому что существуем, и есть "Я", которым мы становимся, потому что работаем над собой;
  • помочь ему самореализоваться. Для самореализации очень важно понимать себя, свои эмоции;
  • подготовить его к трагедиям в жизни. А именно принять факт своей будущей смерти и научиться наслаждаться жизнью;
  • научить принимать собственные решения; объяснить, что человек свободен в своём выборе;
  • помочь ему социально приспособиться. Экзистенциализм учит, что в первую очередь под социальной адаптацией понимается умение ценить не только свою свободу, но и свободу других людей;
  • помочь ребёнку развить в себе уникальные черты характера;
  • привить ему чувство ответственности. Экзистенциалисты уверены, что человек сам делает свой выбор и сам же за него отвечает.

История экзистенциализма

Основоположником экзистенциализма считается датский философ Сёрен Кьеркегор. Ещё в первой половине 19 века философ высказывал близкие экзистенциализму идеи.

Помимо работ Кьеркегора, экзистенциалисты также черпали вдохновение из трудов таких учёных-философов, как Фридрих Ницше, Зигмунд Фрейд, Эдмунд Гуссерль, Освальд Шпенглер, Анри Бергсон, Георг Зиммель и др.

Неслучайно понятие экзистенциализма ввёл именно немецкий философ Хайнеман в 1929 году. Атмосфера в Германской империи после Первой мировой войны служила хорошей почвой для расцвета отрицательных эмоций: никчёмность жизни, покинутость, страх, одиночество.

Личность в экзистенциализме

Человек свободен в выборе и сам определяет своё поведение. Всё, что не относится к внутреннему "Я" человека, не имеет значения, весь мир крутится, потому что существует человек. Существование человека очищено от социальных условностей.

Люди отчуждены друг от друга. Экзистенциалисты понимают, что взаимоотношения между людьми невозможно устранить, но отношения считаются побегом от своего "Я", они истощают внутренний мир человека. А природа — это что-то инородное, не относящееся к внутреннему миру личности.

Сторонники теории не верят, что природа создаёт человека таким, какой он есть. Они считают, что сущность человека не предопределена, не даётся ему заранее и вообще отсутствует. Человек сам выбирает свою сущность и естество.

Представители экзистенциализма

Философы-экзистенциалисты:

  • Сёрен Кьеркегор;
  • Фридрих Ницше;
  • Зигмунд Фрейд;
  • Эдмунд Гуссерль;
  • Мартин Хайдеггер;
  • Карл Ясперс;
  • Освальд Шпенглер;
  • Анри Бергсон;
  • Георг Зиммель;
  • Николай Александрович Бердяев;
  • Лев Исаакович Шестов.

Писатели-экзистенциалисты:

  • Жан-Поль Сартр;
  • Альберт Камю;
  • Габриэль Марсель;
  • Симона де Бовуар.

В книгах данных авторов присутствуют идеи экзистенциализма. Они воспевают такие экзистенциальные понятия, как отчуждение, одиночество, свободу, абсурд, страх, пустоту.

Считается, что экзистенциалисты находили в романах Фёдора Достоевского, Франца Кафки и Генрика Ибсена зачатки своих идей. Известно, что Жан-Поль Сартр и Ницше, прочитав произведение Фёдора Достоевского "Братья Карамазовы", затем цитировали рассуждения Ивана Карамазова о Боге, в частности его взгляд, что, если Бога нет, всё дозволено.

Экзистенциализм Кьеркегора

Søren Kierkegaard

Сёрен Кьеркегор

Кьеркегор утверждал, что постигнуть существование с помощью его осмысления невозможно. Можно только испытать его на опыте, то есть прожить. По мнению философа, каждый человек имеет своё внутреннее "Я", которое нельзя понять из внешнего окружения. Человек может понять кто он и реализовать свою экзистенцию только бессознательно, отвлёкшись от всего внешнего.

Экзистенциализм Ницше

Friedrich Nietzsche

Фридрих Ницше

По мнению Ницше, Бога больше нет, человек может рассчитывать только на собственную волю. Причём воля должна быть именно к власти, в этом состоит сущность человека. Философ считал, что внутреннее "Я" человека — это его инстинкты. Экзистенциализм Ницше тесно связан с нигилизмом.

Нигилизм

(От лат. nihil — "ничто") философское понятие, введённое Ницше, связанное с обесцениванием ценностей, бессмысленностью жизни и отсутствием чего-то постоянного и неизменного.

Экзистенциализм Гуссерля

Husserl Edmund

Эдмунд Гуссерль

Гуссерль отрицал важность внешнего окружения, реальный мир. Есть только реальность конкретного человека, которая может быть понята, опираясь на собственные ощущения и впечатления.

Гуссерль писал о "чистом сознании" человека, которое существует независимо от человека, хоть и находится в нём. Такое сознание приводит к "идеальному бытию", которое невозможно познать опытным путём или путём осмысления — одним лишь созерцанием.

Экзистенциализм Сартра

Sartre Jean Paul

Жан-Поль Сартр

Сартр превыше всего ставит индивидуальность каждого человека. При этом субъективность человека первична, она формирует то, чем человек является, его сущность. Философ считал, что человек самостоятельно делает свой выбор и становится кем-то. У человека нет заложенной в нём кем-то или чем-то (природой или обществом) сущности, он свободен принимать решения и определять свою сущность.

Экзистенциализм и религия

Среди экзистенциалистов есть и атеисты (Жан-Поль Сартр, Фридрих Ницше), и католики (Габриэль Оноре Марсель), и протестанты (Карл Ясперс).

При этом экзистенциализм и религия не направлены против друг друга. Экзистенциалисты считают, что вера — нелепое понятие, но всё же полагают, что она имеет важное значение для познания истины.

Атеистический экзистенциализм

Атеисты-экзистенциалисты критикуют религию. По их мнению, происхождение человека необъяснимо. Но человек свободен в выборе своего существования и своей сущности. Его существование не предопределено никакой высшей силой.

Экзистенциалисты уверены, что мир враждебен по отношению к человеку, поэтому нужно отрешиться от него, от всего внешнего окружения и обратиться внутрь себя. Человек начинает испытывать страх (Angst) от чувства одиночества, оторванности от мира, безразличности ко всему происходящему. Этот страх, в отличие от боязни (furcht), не возникает из-за чего-то конкретного. Он овладевает человеком полностью. Жизнь, по мнению философов, лишена смысла, а существование — цели.

Религиозный экзистенциализм

Религиозные экзистенциалисты считают, что для подлинной жизни необходимо установить связь с богом. Они согласны с идеей атеистов-экзистенциалистов, что мир враждебен, но уверены, что когда человеком овладевает страх, в этот момент человек обращается внутрь себя и пытается найти Бога внутри себя. При этом именно Бог повелевает человеку, как тот должен жить.

"Позитивный" экзистенциализм

В 1951 году Ватикан обвинил экзистенциализм в излишнем пессимизме. После чего католические экзистенциалисты создали новое направление — "позитивный" экзистенциализм. Среди представителей этого направления были Никола Аббаньяно, Эрриго Пачи, Армандо Ведальди. Философы основывают свои взгляды на религии, мотивируя это схожестью последней с философией.

По мнению последователей "позитивного" экзистенциализма, у человека есть много возможностей. Он не даёт человеку замкнуться в себе и отсоединиться от всего мира. Они утверждают, что у человека всегда есть возможность найти свой истинный путь в жизни, несмотря на неудачи и страдания.

Смотрите также значение Религия.

Трансценденция

Трансценденция (от лат. transcendere — "переступать") — термин в философии, означает перемещение из одной области в другую, как правило, из реальной и земной в потустороннюю.

У экзистенциалистов есть много определений слова "трансценденция". По мнению одних, трансценденция есть истинное бытиё. Необходимо в неудобном и недружественном мире, скованном социальными условностями, найти способ существовать истинно. Религиозные экзистенциалисты считают, что достичь такого подлинного бытия можно только с помощью трансценденции, т. е. контакта с Богом.

По мнению других философов, трансценденция — это выход сознания человека за его границы; ситуация, при которой сознание перемещается из настоящего в будущее.

Подрыв классической философии уже происходил в учениях Артура Шопенгауэра, Фридриха Ницше и их последователей. Эти выдающиеся философы показали, что и познавательный, и истинный процессы не доступны каждому, мир не является рациональной единой системой, а научный прогресс имеет ужасные последствия для человечества. История имеет тенденцию быть иррациональной, а познание — аристократической и переполненной мифами. Попытка создать всеобъемлющее мировоззрение кажется смешной на фоне крайней индивидуализации человеческого существования. Проблема человека превратилась в беспрецедентный способ.

Появляются принципиально новые философские мировоззрения и стили мышления. В этот период возникает философия экзистенциализма.

Экзистенциализм. Исторические и духовные предпосылки экзистенциализма - Возникновения философии экзистенциализма

Возникновения философии экзистенциализма

Это было время размышлений о понесенных потерях и разочарованиях, время ожидания новых и более страшных потрясений, время кардинальной переоценки старых идеалов и формирования новых. Если атмосфера начала ХХ века, хотя и оставляла место для утонченных чувств, была пронизана светлой печалью, за которой лежала надежда на лучшее, то военные годы 1914-1918 годов показали человечеству реальность конца цивилизации. Как из глубин первобытного сознания выходят самые темные аспекты человеческой природы: жестокость, стремление к превосходству, разрушение. Христианские ценности, вынашиваемые в течение многих тысячелетий, были отброшены. Фашистские режимы, основанные на человеческой основе и животном инстинкте, возникли и быстро пришли к власти в Германии, Италии и Испании.

Таким образом, экзистенциализм стал результатом глубоких возмущений, пронизывающих европейскую цивилизацию. Катастрофы Первой мировой войны, революция в России, мировой экономический кризис конца 20-х — начала 30-х годов, установление тоталитарных режимов и ужасы Второй мировой войны породили пессимистические настроения и душевное смятение у людей, потерявших веру в прогресс, разум и науку.

Одиночество, индивидуализм, потеря чувства принадлежности к происходящему и неопределенность — вот основные черты менталитета того времени. В то время родился экзистенциализм — одно из самых иррациональных и пессимистических философских течений, которое отражало, как бы в зеркале, общее мировоззрение людей той эпохи.

Идеи экзистенциализма

В России накануне первой мировой войны теорию экзистенциализма проповедовали Л. Шестов и Х. А. Бердяев, которые в 1920-е годы в эмиграции распространяли свои взгляды за рубежом, в основном во Франции. В Германии экзистенциализм начал формироваться после Первой мировой войны и связан с именами К. Ясперса, М. Хайдеггера и О.Ф. Больнова; в период Второй мировой войны и после нее чрезвычайно быстро распространился во Франции — Х. Марсель, Ж.-П. Сартр, А. Камю — и других европейских странах — Испании (Ortega y Gasset), Италии (E.Пачи, Н. Аббаньяно и др.).

Кризисные настроения и крах иллюзий были связаны с войной в Корее, расовыми конфликтами, политическими убийствами, разгулом преступности, экономическим спадом и ростом безработицы, а затем войной, развязанной США во Вьетнаме. Эти факторы вызвали у американцев чувство страха и неуверенности. В таких условиях оптимизм философии прагматизма, с которой выросли американцы, стал уступать место идеям экзистенциализма, с которыми боролись У. Лоури, У. Баррет, П. Тиллих, Р. Нибор и другие.

Следует также отметить, что регулирование социальной жизни различными нормами и правилами, усиливающаяся бюрократизация и стандартизация производственной, социальной и личной жизни ограничивают разнообразные возможности внутреннего мира человека; обычный человек не может в полной мере развивать свои способности. Существует иллюзия, что истинный смысл человеческого существования заключается в отклонении от стандартизированной жизни и стабильных социальных норм.

Некоторые люди выходят за рамки субъективного чувства внутреннего протеста и становятся участниками демократического движения.

Экзистенциализм нельзя назвать академической доктриной. Его главная тема — человеческое бытие, судьба человека в современном мире, вера и неверие, утрата и открытие смысла жизни, близкого каждому художнику, писателю, поэту, с одной стороны, делает эту тенденцию популярной среди художественной интеллигенции, а с другой — побуждает самих экзистенциалистов обращаться к языку искусства.

Основное содержание экзистенциализма крайне трудно выделить. Причина этой сложности кроется в большом количестве ее философских и литературных мотивов, что создает возможность широкого толкования сути этого течения.

Экзистенциализм сопротивляется наиболее типичным в истории формам радикального разочарования, которые приводят к трактовке современного общества как кризис цивилизации, кризис разума, кризис человечества. Но экзистенциализм не является защитником и оправдателем этого кризиса. Напротив, он протестует против капитуляции индивидуума в этом кризисе.

Экзистенциалисты считали, что катастрофические события новейшей истории выявили нестабильность, хрупкость не только индивидуального, но и всего человеческого существования. Для того чтобы существовать в этом мире, человек должен сначала познакомиться со своим внутренним миром и оценить свои возможности и способности.

Экзистенциалисты не предлагали никаких новых философских конструкций. Они сосредоточились на отдельных проблемах чувственной жизни и интересовались проблемами науки, морали, религии, философии истории, насколько они касались этих вопросов. В работах экзистенциалистов нет движения от простейших определений субъекта к все более всеобъемлющему и конкретному его пониманию, что отличает теоретическую мысль от других форм интеллектуального присвоения действительности. Скорее, их работы отличаются повествовательным мастерством и артистизмом.

Не случайно категорические конструкции экзистенциалистов были свободно сформированы в художественную прозу. Содержание их философии заключалось в отказе от теоретически развитого знания и было направлено на подвижные состояния сознания, ситуационный опыт человека в современную эпоху.

Экзистенциализм условно делится на два направления: атеистическое (представители — М. Хайдеггер в Германии, Ж.-П. Сартр, А. Камю во Франции) и религиозный — К. Ясперс (Германия), Х. Марсель (Франция) и другие.

Доктрина существования

Центральным понятием доктрины является экзистенциализм — существование человека как неделимой целостности объекта и субъекта.

Все экзистенциалистские доктрины основаны на убеждении, что единственная истинная реальность — это существование человеческой личности. Это существо является началом и концом всех знаний, и особенно философских.

Экзистенциализм ставит отчуждение человека от общества в центр своей философии. Его представители утверждают, что человек обладает достоинством, которое смогло избавиться от общества.

Экзистенциалисты поднимают тревогу до главного принципа жизни каждого человека. Хайдеггер утверждает, что сущность человека заключается в особой форме жизни — в существовании в страхе. Из страха человек становится одиноким, перестаёт интересоваться миром, обращается к самому себе, и таким образом начинает понимать себя.

Концепция экзистенциализма

Обычно различают религиозный и атеистический экзистенциализм. В данном случае определение атеизма по отношению к экзистенциализму является весьма условным, поскольку признание того, что Бог мертв, должно сопровождаться утверждением, что жизнь без Бога невозможна и абсурдна. Также принято различать французский, немецкий, русский и другие экзистенциализмы.

Круг проблем, рассматриваемых в экзистенциализме, очень широк. Жизнь, сложившаяся как судьба, предполагает вопрос о соотношении в этой судьбе моментов неизбежности, случайности и свободного выбора человека.

Жизнь противостоит смерти, что является еще одной экзистенциальной проблемой, не покидающей страниц философских исследований. Смерть — это то, что делает жизнь бессмысленной или, наоборот, придает ей смысл и значение. Смерть одновременно пугает и освобождает, ненавидит и приветствует, она означает либо окончательное исчезновение, либо новое и истинное рождение.

Общение, то есть межличностное общение, является еще одной экзистенциальной проблемой, тесно связанной с проблемами добра и зла, морали и безнравственности.

Свобода — это еще один направляющий экзистенциальный вопрос, учитывающий человеческие способности, а также объективные и субъективные ограничения, с которыми они сталкиваются на этом пути.

Иными словами, основная проблема экзистенциализма — это природа человека как уникальной индивидуальности. Внутри невыносимой хрупкости бытия человек доказывает свою духовную выносливость, он не может быть объективным и не может стать объектом манипуляций.

Исторический и духовный фон экзистенциализма

Экзистенциальные проблемы возникают в процессе повседневной жизни каждого человека, в разворачивающемся индивидуальном существовании. Повседневный мир, предоставляющий растущему человеку достаточно сбалансированный набор поведенческих и перцептивных стереотипов, никогда не позволит полностью освободить сознание от конфликтов, не предоставив психологическую защиту души, которая защищает её от противоречий и ударов.

Во-первых, установки повседневного сознания содержат множество противоречивых высказываний, которые ставят человека перед выбором оптимального решения в данной ситуации.
Во-вторых, жизнь не стоит на месте, она порождает все новые ситуации, не предусмотренные мирской мудростью, характерные для эпох водораздела, когда старые ценности рушатся, а новые только начинают созревать.
В-третьих, любое морально-психологическое служение, которое общество предлагает человеку, не может быть принято без его личного чувства и понимания.
Повседневная жизнь — это не только привычка и спокойное существование, но и открытия, потрясения, разочарования и радости. Самые сильные впечатления от человеческого существования посещают человека в повседневной жизни.

Экзистенциальные вопросы всегда интересовали философов. В Европе тему человека впервые взял на вооружение Сократ, исследовавший путь к добродетели и возлагавший надежды на спасительную роль знания. В яркой и безошибочной форме важнейшей экзистенциальной проблемой является счастье. Она была выражена Эпикуром и позже рассмотрена в произведениях Сенеки и Марка Аврелия.

Средневековая философия рассматривала экзистенциальные проблемы в рамках христианского мировоззрения. Она характеризовалась религиозно-нравственными исканиями, которые поднимали вопросы об оставлении Бога, греховности, Иисуса и дьявола, о смысле жизни и смерти, о путях добра и зла.

В эпоху Возрождения тема человека вновь рассматривалась с точки зрения радостей и страданий, без учета потусторонних влияний. Предметом экзистенциального анализа была жадность, глупость, страх и власть. В то же время философы Ренессанса подчеркивали тему человеческого достоинства, о которой забыли авторы более поздних поколений.

В современную эпоху философия надолго отошла от индивидуальных экзистенциальных проблем и сконцентрировала все свое внимание на поиске идеального научного метода, который позволил бы выйти за пределы повседневного мира и приблизиться к сущности вещей, к логическим, строгим законам, которым мир всегда подчиняется. Самые важные философские работы этого периода — это работы Блэза Паскаля, Дэвида Хьюма, Ж.-Ж. Руссо.

В XIX веке Л. Фейербах и С. Кьеркегор изучали глубокие внутренние переживания личности, ее страхи и надежды, возможные и диаметрально противоположные пути выхода из страхов в любовь и гармонию.

В ХХ веке произошла переоценка ценностей, и это убеждение было разрушено. Двадцатый век называют кризисным и неспокойным. В этот период разум был бессилен, а в бессознательных моментах в человеческом поведении господствовал иррационализм.

Исторические катастрофы привели к осознанию тщетности традиционных взглядов на историческое развитие и невосполнимой трагедии человеческого бытия. Экзистенциальная философия отвечает требованиям бесплотного человека, запутавшегося перед лицом научного прогресса и крупных исторических изменений в современном мире.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: