Театр бунраку в японии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Мне давно было любопытно узнать побольше об этом искусстве, но с момента как родился проект "ЭтноСказки" мой интерес к кукольной теме возрос многократно. Поэтому посещение театра бунраку стояло в моём списке обязательных мероприятий в Японии в первой пятёрке, сильно опережая всякие Кинкакудзи и прочие туристические радости.

Билет в Национальный театр бунраку в Осаке, который, к слову, является ведущим театром такого стиля в Японии, да и в мире вообще, был куплен ещё в России через интернет. Спасибо моим многолетним стараниям в изучении нихонго, сайты с закорючками меня уже не сильно пугают. Вероятно можно было бы и на месте купить билет, но гайдзинам на подобные мероприятия предлагают билеты на часть представления и где-нибудь на галёрке, а я хотела по хардкору на все четыре часа и в первый ряд. Такие билеты для иностранцев не потому что их не любят, а потому что часто неподготовленный зритель не выдерживает просмотра полной постановки. Меня не пугало то, что скорее всего я не пойму сюжет, так как мне была в первую очередь интересна техничная сторона постановки: как сделаны куклы, как ими управляют, как устроена сцена и декорации. И это всё просто фантастически! Со мной вместе была подруга, которая не испытывает особого трепета ни к куклам, ни к японской традиционной культуре, и пошла со мной больше из любопытства, но осталась в полном восторге и даже собрала потом немало интересных фактов и написала статью об этом непростом искусстве. С её разрешения делюсь здесь этими фактами и своими впечатлениями.

Бунраку — это традиционный японский театр с ростовыми куклами. Впервые подобные представления появились в 17 веке как соединение более простых кукольных представлений и эпических повествований. По-японски такой тип кукольных представлений называется “нингё дзёрури” (ningyo joruri), что дословно переводится как “кукольное повествование”.

В России кукольный театр преимущественно ассоциируется с развлечением для детей, но тематика спектаклей бунраку исключительно взрослая. Обычно они делятся на исторические (jidaimono) и бытовые (sewamono) постановки. В джидаймоно обычно рассказывается о деяниях самураев и каких-то эпических событиях, иногда имеющих в своей основе реальное историческое событие. Севамоно представляют собой бытовые, чаще всего любовные, драмы. Нам посчастливилось увидеть образец и того, и другого стиля.

Во время самого представления категорически запрещено фотографировать происходящее на сцене, а кроме того, похоже, что в самом зале установлены сотовые глушилки, так как связь полностью не работает, поэтому в зале мы сфотографировали только занавес, остальные фото были сделаны в музее театра и взяты на японских сайтах.

Первая пьеса основана на реальных событиях 17 века — противостоянии Масакийо, одного из сподвижников японского военного и политического деятеля Тоетоми Хидеёси, и Токугавы Иэясу, первого сёгуна из клана Токугава, правившего Японией более двух с половиной веков (в пьесе он именуется как Токимаса). Основной сюжетной линией становится верность долгу и несгибаемость духа Масакийо, защищавшего юного наследника Хидеёси, несмотря на угрозы его жизни (он в итоге был отравлен приспешниками Токимасы, но успел до этого благословить на противостояние своего сына и героического воина Надаемона).

Если вы планируете когда-нибудь посмотреть представление театра бунраку, то я очень рекомендую воспользоваться аудио-гидами, в которых комментирование и пояснение сюжета и действий героев синхронизировано с происходящим на сцене. Они есть не только на английском, но и на японском языках, так как рассказчики (tayu) ведут повествование в особом полунапевном стиле, который зачастую непонятен и многим современным японцам.

Это что касается тематического наполнения, однако больше всего меня поразила визуальная и техническая сторона действия. Все роли в постановках исполняются ростовыми куклами (высотой от 120 до 150 см), которые управляются тремя кукловодами (более мелкие персонажи массовки могут управляться и одним человеком). Ведущий кукловод управляет головой и правой рукой куклы, второй кукловод управляет левой рукой, а третий — ногами.

Лица второго и третьего кукловода скрыты за черными масками-мешками, что символизирует их невидимость на сцене, лицо ведущего кукловода открыто, но в ходе действия на нем не должно выражаться никаких эмоций, в отличие от лица куклы, у которой могут быть подвижные брови и глаза.

Начинающие кукловоды обычно отвечают за управление ногами куклы, как написано в буклете музея при Национальном театре бунраку, в среднем движение по карьерной лестнице в данной профессии занимает по десять лет на каждой позиции. Ну, и женщин, естественно, по историческим причинам в данной сфере нет. Кукловоды сами готовят куклу к каждому представлению: собирают ее костюм, оформляют голову и т.д.

В принципе почти все головы кукол в бунраку можно отнести к одному из нескольких базовых типов характера персонажа.

Бунраку, форма кукольного театра, созданная в начале периода Эдо (1603-1868), без сомнения, является самой зрелищной традицией кукольных представлений во всем мире. Его марионетками, высота которых составляет один метр, манипулируют кукловоды в черных одеждах. А рассказчики при этом в очень экспрессивной манере декламируют истории под аккомпанемент музыки сямисэн.
Обычно рассказы в подобных представлениях изображают кровопролитные войны феодального периода Японии или же сосредоточены на судьбах горожан в период Эдо. Зачастую кукольные пьесы представляют из себя душераздирающие трагедии, а их тексты являются классической японской драматической литературой.

Японский кукольный театр Бунраку

История японского театра Бунраку

Кукольный театр имеет довольно долгую историю в Японии. Считается, что он произошел от древних ритуалов, в которых куклы олицетворяли умерших. Также когда в 7 веке был установлен контакт с Китаем, из Поднебесной были переняты кукольные представления, наряду с другими культурными элементами.
Сохранились письменные доказательства периода Хэйан (794-1185), которые упоминают о путешествующих труппах кукловодов. Они использовали простые куклы, одеваемые на руку. Еще одной формой искусства, которая также практиковалась бродячими художниками, были рассказы. Обычно рассказывались истории о знаменитых сражениях феодального периода.

Японский кукольный театр Бунраку

Симбиоз кукольного театра, танца и музыки

В конце 16 — начале 17 века в Японии зародился жанр, в котором сочетались кукольные представления, танец и народный песенный сказ дзерури. Само представление исполняется под музыку сямисэна. Что любопытно, существует традиция: если сложить возраст главного кукольника, декламатора и аккомпаниатора на сямисэне, то должно получиться более 200 лет.

Японский кукольный театр Бунраку

Бунраку и еще одна форма искусства, которая появилась в то же время, - сенсационный театр кабуки — имеют во многом один и тот же репертуар. Пьесы могут быть разделены на две категории: jidaimono или "исторические пьесы" и sewamono или "бытовые" пьесы, в которых рассказываются судьбы простых людей.
Jidaimono — более старшая из этих двух разновидностей постановок, поэтому в нем часто повествуется об эпических персонажах или событиях феодального периода. Эта традиция была затем преобразована в исторические пьесы бунраку.
Пьесы, которые первоначально состояли из шести актов, впоследствии были преобразованы в пятиактные. Их структура полностью следует принципу джо-ха-кю, который уже нашел применение в театре Но. В пьесе бунраку обязательно должно быть вступление, основная часть и концовка.

Японский кукольный театр Бунраку

Sewmanono или бытовые пьесы немного проще по своей структуре. Эта разновидность постановок появилась благодаря плодотворному сотрудничеству знаменитого драматурга Тикамацу Мондзаэмон (1653-1724) и рассказчика дзёрури Такэмото Гидаю (1651-1714).
Тикамацу родился в самурайской семье и не понаслышке был знаком с театром Но. Позже он начал специализироваться в письменной форме повествований дзёрури. Он писал пьесы для известных актеров кабуки, но в самом начале 18 века в Осаке начал сотрудничать с Такемото.
Для бунраку обычной практикой была совместная работа нескольких авторов, включая рассказчиков, кукловодов и т.д. Основной тематикой пьес sewamono стал конфликт между социальными обязательствами (гири) и личными желаниями, страстями и эмоциями индивида (нинджо), что также встречается во многих индийских, китайских и западных драматических постановках.
Популярные пьесы Chikamatsu в основном характеризуются глубоким гуманизмом и пониманием душевного состояния обычных людей. Тема самоубийства стала чрезвычайно популярной, в подобных пьесах описывали людей, которые были не в состоянии решить конфликт гири и нинджо. Такие пьесы были часто основаны на случаях из реальной жизни. Но, как оказалось, постановки вдохновили многих людей следовать примеру актеров и покончить свою жизнь самоубийством. Это привело к официальному запрету на подобные постановки.

Кукольный театр Японии

Бунраку — кукольный театр Японии. Он зародился в Осака в начале XVIII века и представляет собой одну из важнейших форм драматического искусства старой Японии, наряду с Но, кёгэн и Кабуки.
Куклы в театре бунраку, которые отличаются великолепной резьбой и тщательно изготовленными костюмами, не всегда были такими, а являются результатом длительного процесса эволюции. Ранние куклы бунраку были довольно простыми и небольшими по размеру (примерно наполовину меньше их нынешних размеров).
Уже в 1734 году, спустя век после рождения бунраку, куклы выросли до таких размеров, что для манипулирования каждой марионеткой нужды были три кукловода. Также куклы были усовершенствованы таким образом, что стали подвижными даже их пальцы, рты и глаза.
Куклы собираются сугубо перед представлением. Остальное время они хранятся разобранными на запчасти. Наиболее важной частью марионетки считается ее голова (кашира), размер которой варьируется в зависимости от типа персонажа. К примеру, военный командир имеет большую голову, чем скромный сельский житель. Цвет лица куклы также различается в зависимости от персонажа - от коричневатого до чистого белого цвета.
Стилизация черт лица напоминает искусные карикатуры, а их мимика очень похожа на мимику актеров в кабуки.

Кукловоды

Традиционно кукловоды в бунраку одеваются в черные одежды, и большинство из них носят черные капюшоны, которые скрывают их лица от зрителей. В японском театре черный цвет традиционно означает, что на персонажа (в данном случае на кукловода) не нужно обращать внимания, они как бы "невидимы". Что примечательно и не встречается нигде более в мире, кукольники буквально сливаются с марионетками и передают мельчайших эмоции своих персонажей.
С второстепенными персонажами, которые не имеют подвижных пальцев и черт лица, как правило работает только один кукловод. Более сложные куклы главных героев обслуживают по три человека. Координация этих трех кукловодов имеет первостепенное значение, поскольку от их зависит то, насколько кукла будет выглядеть живой. Кукловоды делятся на три категории: omozukai) (главный кукловод), который работает с головой и правой рукой куклы, hidarizukai, который работает с левой рукой куклы, и ashizukai, контролирующий работу ног куклы.

Японский кукольный театр Бунраку

Несмотря на то, что анимированные куклы, без сомнения, являются главной фишкой бунраку, многие из японских зрителей в первую очередь сосредотачивают свое внимание на gidayu - рассказчике, который вместе с игроком на сямисэне сидит на небольшой площадке с правой стороны от сцены.
Вокальный диапазон рассказчика gidayu просто потрясает воображение. Помимо того, что gidayu рассказывает основную историю, он также озвучивает все диалоги и пение марионеточных персонажей. При этом его голос меняется от глубокого баса до "загробного" шепота или яростных выкриков.
Методику разговорной речи в бунраку можно разделить на три стиля. Kotoba — это разговоры и диалоги. Ji — пение, перемежаемое игрой на сямисэне, а fushi - эмоционально насыщенные песни, под ненавязчивую тихую мелодию сямисэн.
Овладение искусством повествования gidayu занимает десятилетия напряженной работы, и только опытный мастер позволяет себе делать небольшие изменения в ходе повествовании, которые строго подчиняются вековым традициям. Для многих людей бунраку, это не просто театр, а его рассказчик. Поэтому вовсе не удивительно, что он, как правило, получает самые восторженные аплодисменты от зрителей.

Музыка в театре Бунраку

Искусство повествования gidayu в театре бунраку органически связано с сопровождением на сямисэн. Подобно тому, как совместная работа трех кукловодов создает впечатление того, что марионетки живые, сотрудничество рассказчика и игрока на сямисэн способствует тому, что обычный текст становится выразительной драмой.

Японский кукольный театр Бунраку

Сямисэн, трехструнный инструмент, на котором играют большим костяным медиатором, традиционны использовался в течение многих веков. Он использовался не только в бунраку, но и в театре кабуки, а также в музыкальных формах, популярных в домах гейш.

Сцена для Бунраку

Сцена для бунраку - довольно сложная конструкция. Фактическое рабочее пространство для кукловодов находится на метр ниже, чем сцена. Это позволяет кукловодам управлять марионетками на нужной высоте для аудитории. Рядом с главной сценой, по правой стороне от аудитории, стоит меньшая платформа, на которой сидят рассказчики вместе с игроками на сямисэн. Она оснащена вращающимся полом.

Традиционное японское искусство невозможно представить без кукольных представлений. Это особый вид спектаклей, имеющий собственную удивительную историю и традицию. Японский театр кукол – бунраку родился в глубинах народа. Свой нынешний вид приобрёл к середине XVII века. Наряду с другими традиционными театрами — кабуки и но, признается культурным наследием ЮНЕСКО.

История создания театра

Этот вид традиционного театра стал кукольным не сразу. Поначалу по селениям ходили бродячие монахи. Они собирали подаяния. А чтобы привлечь публику пели баллады о принцессе Дзёрури, иных благородных и столь же несчастных господах. Затем, к ним присоединились музыканты – мастера игры на сямисэне (инструмент с тремя струнами). А позже появились артисты с куклами, которые иллюстрировали зевакам суть баллад.

Главное место в театральных постановках отводится куклам. Мастерство артистов, ими управляющих, совершенствовалось все века, что существует бунраку. Важным моментом в жизни этого вида искусства исследователи считают 1734 год. Это дата, когда Иосида Бундзабуро придумал технику управления куклами тремя актерами сразу. С тех пор так и повелось. Каждым персонажем управляет троица, сливающаяся на время представления в один организм со своим героем.

Кстати, само название бунраку возникло тоже от собственного имени. В 1805 году кукольник Уэмура Банракукэн приобрел известный театр, работавший в городе Осака. Он дал ему свое имя. Со временем оно превратилось в нарицательное, обозначающее японский театр кукол.

Главные действующие лица

Голова куклы – самый сложный объект во всем бунраку. У нее подвижные губы, глаза, брови, веки, язык и так далее, в зависимости от роли. Ею и правой рукой управляет оми-дзукай. Это главный артист из троицы. Он оттачивает мастерство тридцать лет на младших ролях. Левой рукой действует хидари-дзукай. Трио демонстрирует полную гармонию движений. По действиям куклы невозможно понять, что ее телом управляют разные люди.

Чтец – гидайю

Его слова, относящиеся к персонажам, удивительным образом повторяются губами кукол в унисон. Создается впечатление, что слова произносят именно они. Все действо сопровождается необычной музыкой. Она в представлении занимает особое место. Музыканты создают ритм действий, подчеркивают характер сцен.

Все актеры находятся на сцене, а не прячутся за перегородкой, как в европейском кукольном театре. Они одеты в черные кимоно. Таким образом зрителю предлагается считать их невидимыми. Кроме того, задний вид сцены, занавешен тоже черным. Пейзаж формируется редкими элементами декора. Все внимание публики должно быть приковано к куклам.

Элементы кукол

Лицо и кисти рук покрыты белым лаком. Это позволяет концентрировать внимание зрителя именно на этих элементах. Причем лица непропорционально малы. Так они воспринимаются естественнее. Иногда по ходу сцены персонажи меняют лицо. Это происходит быстро и подготовлено заранее. К примеру, на сцене действует дама — оборотень. Голова куклы снабжена двумя лицами: прекрасным и лисьим. В нужный момент артист поворачивает ее на 180 градусов, перекидывая копну волос.

Спектакли в настоящее время

В современное время представления бунраку проходят в обычных театрах. Сцену оформляют в соответствующей традиции. Спектакль сплетается в гармоничное действо из игры кукол, музыки и песен гидайю. Все действия актеров на сцене идеально слажены. Зритель сразу забывает о том, что куклой управляет три человека. Такая гармония достигается длительными тренировками. Оператор головы, как правило, уже пожилой человек. К этой роли в бунраку не допускают новичков.

Основной японский театр кукол до сих пор находится в Осаке. Труппа гастролирует по Японии пять и более раз в год, иногда выезжает за рубеж. После 1945 года число трупп бунраку в стране сократилось до менее, чем сорока. Кукольное искусство стало исчезать. Ныне действует несколько полулюбительских коллективов. Они дают представления, посещают фестивали традиционного искусства.


Кукольные театры развивались независимо в разных регионах мира, в том числе и в Японии. Сейчас уже сложно определить, кто именно первым придумал использовать кукол в качестве героев, рассказывающих и показывающих различные истории. Но такие спектакли быстро обрели популярность и продолжают оставаться актуальными даже сегодня.

Японский театр кукол бунраку и вовсе признан всемирным наследием ЮНЕСКО. Такой чести удостаиваются далеко не все культурные явления.

История появления бунраку

Изначально никаких кукол не было. Роль рассказчиков выполняли артисты и музыканты, путешествующие по Японии. Они слагали баллады о королевской семье, храбрых войнах, любви и других вечных темах. Песнопения под звуки сямисэне (трехструнный музыкальный инструмент, чем-то напоминающий балалайку) пользовались бешеной популярностью, регулярно собирая аншлаги.

Изготавливались же фигуры чаще всего из древесины, после чего за дело брались художники, наносившие лак. Костюмы тоже были продуманы до мельчайших деталей, вследствие чего хорошая кукла стоила огромных денег и к ним относились очень бережно.

бунраку

Участники спектакля

Чтобы организовать кукольное представление бунраку, требуются:

  • Актеры, которые будут управлять куклой (чаще всего – трое на каждого из персонажей).
  • Чтец, озвучивающий историю.
  • Музыканты, задающие настроение спектаклю.

Только на первый взгляд, кажется, будто управлять куклой легко. На самом деле, добиться слаженной работы сразу трех людей – это процесс, который требует огромного количества времени и сил.

Ногами управляет аси-дзукай – самый младший из кукольников, но и он вынужден учиться 10 (да-да, вы не ослышались) лет, прежде чем появится на сцене.

Но самое сложное, конечно, голова. Куклы в японских театрах имеют подвижную мимику и с помощью кукольника могут выразить любую эмоцию. Оми-дзукай – так называют человека, ответственного за голову куклы. Чтобы получить такую должность уходит 30 лет (обучение + работа на второстепенных ролях).

бунраку

Гидайю – чтец

Удивительно, но если каждой куклой управляют три человека, то рассказчик (гидайю) всего один. Этот человек озвучивает всех персонажей, а зачастую ответственен еще и за дополнительные звуки (имитация природы, выстрелов и т. д.). Если он не справится со своими обязанностями, следить за происходящим на сцене будет достаточно затруднительно.

Самое сложное в работе гидайю – попадать своими репликами в движения губ кукол. При этом важно понимать, что он, как и все остальные актеры находятся на сцене перед зрителями. Японские кукольные театры не имеют перегородок, за которыми укрываются его работники, а занавес нужен только для обозначения начала/окончания спектакля. Да, гидайю и их коллеги облачены в черные кимоно, дабы не перетягивать на себя внимание, но нахождение на сцене все равно создает дополнительные сложности.

бунраку

Бунраку сегодня

Японский театр кукол бунраку продолжает оставаться популярным, даже после появления кинематографа и других разновидностей досуга. Разве что представления теперь проходят в обычных театрах. Труппы некоторых театров продолжают гастролировать и даже выезжают заграницу, но делают это всего несколько раз в год.

Увидеть представления бунраку в нашей стране возможно, но очень редко и только в крупных городах. Таким образом, если хотите посетить японский кукольный театр, проще всего сделать это во время поездки в Страну восходящего солнца.

Самый крупный театр бунраку находится в городе Осака – это то самое учреждение, которое более двухсот лет назад купил Уэмура Банракукэн.

Читайте также: