Антропоцентризм эпохи возрождения кратко

Обновлено: 02.07.2024

Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV — XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.

К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся:

  • антропоцентризм и гуманизм — преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;
  • оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии — схоластики);
  • перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию;
  • принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.);
  • большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;
  • торжество индивидуализма;
  • широкое распространение идеи социального равенства.

Гуманизм (от лат. humanitas — человечность) — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности.

Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений.

Антропоцентризм (от греч. άνθροπος — человек и лат. centrum — центр) — философское учение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

Антропоцентризм предписывает противопоставлять феномен человека всем прочим феноменам жизни и Вселенной вообще. Лежит в основе потребительского отношения кприроде, оправдания уничтожения и эксплуатации других форм жизни.

В оппозицию ставится также мировоззрению монотеистических религий (теоцентризму), где центром всего является бог, а также античной философии (космоцентризму), где в центре всего находится космос.

В то же время история слова намного более древняя. Известное выражение Протагора "Человек есть мера всех вещей" называют ключевой фразой антропоцентризма греческой философии. В Средние века был очень распространен антропоцентризм христианского толка, под которым подразумевали, что человек - вершина творения, венец его, и, соответственно, обязательства его - наибольшие. В этом смысле христианство - антропоцентрическая религия, т.к. строится вокруг человека. Сегодняшнее наполнение термина - светское, такой антропоцентризм называют также секуляризированным антропоцентризмом.

Все это сильно изменило философскую проблематику, в центре которой стали проблемы гносеологии. Принято выделять 2 направления:

Эмпиризм, согласно которому научное знание может быть получено из опыта и наблюдения с последующим индуктивным обобщением этим данных. Основателям эмпиризма были Ф. Бэкон, а его идеи развили Локк и Т. Гоббс.

Т.о философия нового времени – это философия рационального антропоцентризма, согласно которому каждый человек представляет собой самостоятельную мыслящую субстанцию – действия и поведения его обуславливаются лишь его желаниями и мотивами.

Проявляется тенденция возврата к новозаветному учению, строящемуся на простых и понятных принципах и близкому к мирской жизни каждого человека. Следствием Реформации стали глубокие изменения в духовно-религиозной области, политическом ландшафте Европы и в экономико-социальных структурах. Возникший протестантизм в социальной сфере приводит к становлению новой этики, которая оправдывает труд в любой его форме, предпринимательство, которое становится нравственно обязательным и отражает стремление человека работать.

Эпоха Возрождения (Ренессанс - от фр. Renaissance) - переходная эпоха от средневековья к Новому времени, от феодализма к капитализму, обращение к культурному наследию античности. Начавшись в XIV веке в Италии, ренессанс в XV-XVI веках распространяется в другие западноевропейские страны.

Каковы основные особенности философии этого периода?

Антисхоластический характер философии. В эпоху Возрождения проходит процесс секуляризации - освобождение духовной культуры от религии и церкви. Философия, освобождаясь от религии, превращается вновь в светскую деятельность, в своем идейном развитии тесно переплетаясь с гуманитарным знанием и искусством.

Антропоцентризм - утверждение идеала гармоничной, раскрепощенной, творческой личности, красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как к высшему началу бытия. Известный философ - гуманист Пико делла Мирандола Джованни (1463-1494) в “Речи о достоинстве человека” так формулирует основной принцип возрожденческого миросозерцания: “Тогда согласился бы с тем, что человек - творение неопределенного образа, и, поставив его в центре мира, сказал: “. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочитаешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие, божественные” [52] .

Деятели эпохи Возрождения называли себя гуманистами (от лат. humanus - человеческий), подчеркивая этим свою устремленность к чисто человеческим земным интересам. В мировоззрении этой эпохи подчеркивается творческая свобода человека. Мишель Эйкем де Монтень (1533-1592) в своих “Опытах” утверждает, что: “Судьба не приносит нам ни зла, ни добра, она поставляет лишь сырую материю того и другого и способное оплодотворить эту материю семя. Наша душа, более могущественная в этом отношении, чем судьба, использует и применяет их по своему усмотрению, являясь, таким образом, единственной причиной и распорядительницей своего счастливого или бедственного состояния” [53] . Благодаря такой мировоззренческой установке эпоха Возрождения породила таких выдающихся личностей - “. титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености. Люди, основавшие современное господство буржуазии, были всем чем угодно, но только не людьми буржуазно-ограниченными. Наоборот, они были более или менее овеяны характерным для того времени духом смелых искателей приключений. . Отсюда та полнота и сила характера, которые делают их цельными людьми” [54] . Разносторонность - вот идеал возрожденческого человека. Теория архитектуры, живописи и ваяния, математика, механика, картография, философия, этика, эстетика, педагогика - таков круг занятий, например, флорентийского художника и гуманиста Леона-Баттиста Альберти (1404-1472); Леонардо да Винчи (1452-1519) был не только великим живописцем, но и великим математиком, механиком, инженером; Альбрехт Дюрер (1471-1528) был живописцем, гравером, скульптором, архитектором, изобрел систему фортификации; Никколо Макиавелли (1469-1527) был государственным деятелем, историком, поэтом, и, кроме того, первым достойным упоминания военным писателем нового времени [55] . Человек в представлении гуманиста Альберти, не “утлый челн”, “не Лампада на ветру”, как учила церковь, а герой, пришедший в жизнь совершать подвиги и великие деяния.

Оптимизм возрожденного мировоззрения основан не на благости божественного творения (как в средневековье), но на вере в жизненные, добрые, творческие силы человека, способности его изменить мир к лучшему.

Я в мир пришел порок развеять в прах

Яд себялюбья всех змеиных злее

Я знаю край, где зло ступить не смеет,

Где Мощь, Любовь и Разум сменят страх

Пантеизм - еще одна характерная черта мировоззрения и философии эпохи Возрождения. Пантеизм (от греч. pau все и ueoz - бог) - философское учение, отождествляющее бога и мир; бог растворен в мире, в природе, природа - обожествлена. Николай Кузанский (Николай Кребс, 1401-1464), например, рассматривая бога как бесконечный максимум и приближая его к природе как к ограниченному максимуму, сформулировал идею бесконечности Вселенной. Бог как бы спускается на Землю и растворяется в природе.




Одухотворение, обожествление природы, магико-алхимическое ее толкование характерно для концепции философа, естествоиспытателя и врача - Парацельса (псевдоним; настоящее имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, 1493-1541). Основываясь на понимании природы как живого целого, проникнутого единой мировой душой, Парацельс допускает возможность магического воздействия человека на природу с помощью тайных средств. Познавая свою душу, а также постигнув архей (одушевленное начало любого элемента природы) и вступив с ним в магический контакт, человек может управлять природой. Кроме основных первоэлементов (земля, вода, воздух и небо) Парацельс выделяет три алхимических начала: ртуть (соответствует духу), сера (душа) и соль (тело). Поскольку вся природа по Парацельсу населена духами и демонами, то задача медицины - восстанавливать нарушенный вторжением чужого духа порядок; т.е. врач должен лечить и тело, и душу, и дух больного.

Проведите сравнение понятий: теизм, пантеизм, атеизм, политеизм, монотеизм

Методологическая стратегия познания определяется тем, что Возрождение - переходная умственная эпоха, время освобождения мысли от оков схоластической мудрости. Вере в авторитет гуманисты Возрождения с большой энергией противопоставляют неограниченную силу разума, опыт, наблюдение, критическое мышление, свободное от предрассудков. В то же время, для мыслителей эпохи Возрождения не характерен крайний, сухой рационализм, мир для них не утратил еще своей многокрасочности, не превратился в абстрактную чувственность геометра, а разум выступает в роли комплексного, порой даже полуфантастического мышления, порой не лишенный способности в наивной простоте угадывать действительную диалектику реального мира. В концепции Николая Кузанского, например, разум является высшей степенью познания (из трех основных: ощущение, рассудок, разум) поскольку именно разум способен объединять противоположности и, следовательно, познавать бесконечное. Универсальный путь восхождения к истине, по Кузанскому, в соединении видимых противоположностей в предшествующем им единстве.

Леонардо да Винчи обосновывал идею по необходимости сочетания практического опыта и его научного осмысления как главного пути открытия новых истин. “Влюбленные в практику без науки, - писал он, - словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса; он никогда не уверен, куда плывет. ” [56] .

Эпоха Возрождения (Ренессанс - от фр. Renaissance) - переходная эпоха от средневековья к Новому времени, от феодализма к капитализму, обращение к культурному наследию античности. Начавшись в XIV веке в Италии, ренессанс в XV-XVI веках распространяется в другие западноевропейские страны.

Каковы основные особенности философии этого периода?

Антисхоластический характер философии. В эпоху Возрождения проходит процесс секуляризации - освобождение духовной культуры от религии и церкви. Философия, освобождаясь от религии, превращается вновь в светскую деятельность, в своем идейном развитии тесно переплетаясь с гуманитарным знанием и искусством.

Антропоцентризм - утверждение идеала гармоничной, раскрепощенной, творческой личности, красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как к высшему началу бытия. Известный философ - гуманист Пико делла Мирандола Джованни (1463-1494) в “Речи о достоинстве человека” так формулирует основной принцип возрожденческого миросозерцания: “Тогда согласился бы с тем, что человек - творение неопределенного образа, и, поставив его в центре мира, сказал: “. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочитаешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие, божественные” [52] .

Деятели эпохи Возрождения называли себя гуманистами (от лат. humanus - человеческий), подчеркивая этим свою устремленность к чисто человеческим земным интересам. В мировоззрении этой эпохи подчеркивается творческая свобода человека. Мишель Эйкем де Монтень (1533-1592) в своих “Опытах” утверждает, что: “Судьба не приносит нам ни зла, ни добра, она поставляет лишь сырую материю того и другого и способное оплодотворить эту материю семя. Наша душа, более могущественная в этом отношении, чем судьба, использует и применяет их по своему усмотрению, являясь, таким образом, единственной причиной и распорядительницей своего счастливого или бедственного состояния” [53] . Благодаря такой мировоззренческой установке эпоха Возрождения породила таких выдающихся личностей - “. титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености. Люди, основавшие современное господство буржуазии, были всем чем угодно, но только не людьми буржуазно-ограниченными. Наоборот, они были более или менее овеяны характерным для того времени духом смелых искателей приключений. . Отсюда та полнота и сила характера, которые делают их цельными людьми” [54] . Разносторонность - вот идеал возрожденческого человека. Теория архитектуры, живописи и ваяния, математика, механика, картография, философия, этика, эстетика, педагогика - таков круг занятий, например, флорентийского художника и гуманиста Леона-Баттиста Альберти (1404-1472); Леонардо да Винчи (1452-1519) был не только великим живописцем, но и великим математиком, механиком, инженером; Альбрехт Дюрер (1471-1528) был живописцем, гравером, скульптором, архитектором, изобрел систему фортификации; Никколо Макиавелли (1469-1527) был государственным деятелем, историком, поэтом, и, кроме того, первым достойным упоминания военным писателем нового времени [55] . Человек в представлении гуманиста Альберти, не “утлый челн”, “не Лампада на ветру”, как учила церковь, а герой, пришедший в жизнь совершать подвиги и великие деяния.

Оптимизм возрожденного мировоззрения основан не на благости божественного творения (как в средневековье), но на вере в жизненные, добрые, творческие силы человека, способности его изменить мир к лучшему.

Я в мир пришел порок развеять в прах

Яд себялюбья всех змеиных злее

Я знаю край, где зло ступить не смеет,

Где Мощь, Любовь и Разум сменят страх

Пантеизм - еще одна характерная черта мировоззрения и философии эпохи Возрождения. Пантеизм (от греч. pau все и ueoz - бог) - философское учение, отождествляющее бога и мир; бог растворен в мире, в природе, природа - обожествлена. Николай Кузанский (Николай Кребс, 1401-1464), например, рассматривая бога как бесконечный максимум и приближая его к природе как к ограниченному максимуму, сформулировал идею бесконечности Вселенной. Бог как бы спускается на Землю и растворяется в природе.

Одухотворение, обожествление природы, магико-алхимическое ее толкование характерно для концепции философа, естествоиспытателя и врача - Парацельса (псевдоним; настоящее имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, 1493-1541). Основываясь на понимании природы как живого целого, проникнутого единой мировой душой, Парацельс допускает возможность магического воздействия человека на природу с помощью тайных средств. Познавая свою душу, а также постигнув архей (одушевленное начало любого элемента природы) и вступив с ним в магический контакт, человек может управлять природой. Кроме основных первоэлементов (земля, вода, воздух и небо) Парацельс выделяет три алхимических начала: ртуть (соответствует духу), сера (душа) и соль (тело). Поскольку вся природа по Парацельсу населена духами и демонами, то задача медицины - восстанавливать нарушенный вторжением чужого духа порядок; т.е. врач должен лечить и тело, и душу, и дух больного.

Проведите сравнение понятий: теизм, пантеизм, атеизм, политеизм, монотеизм

Методологическая стратегия познания определяется тем, что Возрождение - переходная умственная эпоха, время освобождения мысли от оков схоластической мудрости. Вере в авторитет гуманисты Возрождения с большой энергией противопоставляют неограниченную силу разума, опыт, наблюдение, критическое мышление, свободное от предрассудков. В то же время, для мыслителей эпохи Возрождения не характерен крайний, сухой рационализм, мир для них не утратил еще своей многокрасочности, не превратился в абстрактную чувственность геометра, а разум выступает в роли комплексного, порой даже полуфантастического мышления, порой не лишенный способности в наивной простоте угадывать действительную диалектику реального мира. В концепции Николая Кузанского, например, разум является высшей степенью познания (из трех основных: ощущение, рассудок, разум) поскольку именно разум способен объединять противоположности и, следовательно, познавать бесконечное. Универсальный путь восхождения к истине, по Кузанскому, в соединении видимых противоположностей в предшествующем им единстве.

Леонардо да Винчи обосновывал идею по необходимости сочетания практического опыта и его научного осмысления как главного пути открытия новых истин. “Влюбленные в практику без науки, - писал он, - словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса; он никогда не уверен, куда плывет. ” [56] .

Человек на вершине горы

В этой статье мы разберемся с тем, что такое антропоцентризм, в чем заключаются основные принципы данного направления. Узнаем историю становления и развития антропоцентризма. Поговорим об антропоцентризме в современном мире. Начнём.

Что такое антропоцентризм?

Антропоцентризм – это учение с идеалистическим подтекстом, где человек приравнивается к высшему существу, позиционирующемуся как центр Вселенной. Другими словами, все события, происходящие в окружающей действительности, направлены на человека. Учение начало существовать с античных времен, его основоположником принято считать философа Сократа, который первым распространил данное учение. В последующем многие философы стали приверженцами антропоцентризма.

Для данного учения человеческая жизнь является высшей ценностью, при этом другие сущности, речь идет о животных и растения, выступают в качестве ресурса, который может использоваться для достижения блага человечества.

В философии антропоцентризм позиционируется как твердая убежденность в том, что люди – это единственные носители моральных качеств. С учетом этого факта антропоцентрические системы рассматривают природу в контексте ее ценности для человека. Такое суждение очень четко прослеживается в пропаганде использования природных ресурсов для обеспечения комфорта и удобства человека.

Основные принципы антропоцентризма

Существует несколько ключевых принципов антропоцентризма, которые характеризуют его сущность:

  • Человек рассматривается как центр Вселенной, все остальное в мире оценивается с точки зрения пользы людям;
  • Окружающий мир воспринимается как собственность людей. Этот принцип дает человеку распоряжаться природой, живыми существами, ресурсами на свое усмотрение;
  • Человек занимает первую позицию на социальной лестнице. Ниже располагаются вещи, являющиеся результатом его деятельности, после них идут природные объекты с высокой ценностью;
  • Люди имеют право распоряжаться благами природы по своему усмотрению;
  • Природное развитие должно подчиняться развитию человечества, быть его составной частью.

Становление и развитие антропоцентризма

Антропоцентризм как учение развивалось на протяжении всей человеческой истории, периодически утрачивая и вновь обретая популярность.

В античный период эта идея разделялась многими исследователями. Популярность антропоцентризма обусловлена тем, люди были заняты поиском объяснением вещей, происходящих вокруг. Все дело в том, что человеческое сознание требует анализа на постоянной основе, поэтому люди предпринимали попытки объяснения вещей на том уровне, который был им доступен.

В Средневековый период антропоцентризм не терял своей актуальности даже с учетом наличия большого количества философских учений, которые были переданы античными мыслителями следующими поколениям. Важно отметить, что на данном этапе люди предпочитали избегать распространения философских идей и воззрений. Для начала эпохи Средневековья были свойственны распри, преобладание религиозных идей, что частно становилось причиной войн.

С приходом эпохи Возрождения идея об антропоцентризме начала постепенно выдвигаться на первый план. Основной причиной роста популярности этой идеи стало то, что многие труды античных философов начали анализироваться на предмет своего содержания, к тому же люди стали осознавать значимость образования. На тот период классицизм в искусстве стал ознаменованием возвращением античного ориентира, в рамках которого человек занимал главенствующее положение над природой. Прослеживался возврат к античным традициям, которые стал ориентиром для многих исследователей и представителей творческих профессий.

Попытки опровержения

После эпохи Возрождения идеи антропоцентризма начали терять свою актуальность. Научно-технический прогресс и постепенное устаревание прежних философских учений, полностью перестроили человеческое мышление.

Можно выделять ряд событий, которые оказали негативное влияние на целостность антропоцентризма:

  • Завершение эпохи Возрождения ознаменовалось ослабеванием позиции классицизма, в результате культ поклонения человеку был отодвинут на второй план. Человек стал рассматриваться отдельно от Бога;
  • Большое влияние на антропоцентризм оказало влияние Николая Коперника, после этого люди начали осознавать, что человек не является центром мира. На первый план выдвигается другая субстанция, в результате все внимание начало переключаться на Солнце;
  • Чарльз Дарвин представил общественности свою теорию эволюции, согласно которой человек не занимал лидирующее положение в цепи бытия, как гласил антропоцентризм. Факт того, что человек произошел от приматов, а также становление теории эволюции стали основанием для смещения эгоистично ориентированной сущности человека на второй план.

Антропоцентризм в современном мире

Российский защитник прав животных — Павлова Т.Н. в своих трудах неоднократно высказывалась о том, что антропоцентризм потерял свою актуальность как философское учение и как научный подход к определению положения человека в окружающей действительности. В наибольшей степени это относится к рассмотрению идеи антропоцентризма как инструмента, оправдывающего любые поступки человека по отношению к живым существам, потому что антропоцентризм фактически провоцирует человека на потребительское отношение к природе.

Чем отличается антропоцентризм от гуманизма?

Такие понятия, как антропоцентризм и гуманизм, имеют довольно серьёзные различия. Давайте рассмотрим разницу между ними.

  • Антропоцентризм ставит на первое место человека, который воспринимается как центр мира, все вокруг делается для него.
  • Гуманизм, признавая способность человека мыслить действовать самостоятельно, выдвигает на первый план достижение гармонии между человеком и окружающим миром.

Таким образом, антропоцентризм отличается гуманизма тем, что согласно этой идее природа вторична по отношению к человеку, и выступает в качестве инструмента для удовлетворения его нужд и потребностей. Представитель этого учения позиционируется как потребитель, который готов уничтожать природу и живых существ, на основании того, что весь мир принадлежит ему. Представитель гуманизма в свою очередь выдвигает на первый план безопасность других существ, проявляет милосердие, стремится к гармонии между человеком и природой.

Антропоцентризм и натуроцентризм

Часто антропоцентризм противопоставляется натуроцентризму, при этом они имеют общую черту: природа – это что-то внешнее по отношению к человеку. Речь идет об основных формах взаимодействия: владения и существования.

Антропоцентризм определяет право человека на использование природы для достижения своих целей.

Натуроцентризм имеет много общего с буддизмом, его основоположником является Франциск Ассизский, который выдвинул идею о том, что вера в доброе смирение дает человеку возможность постичь гармонию по отношению к природе. Люди не могут вмешиваться в природные процессы, только оказывать поддержку и развивать.

Заключение

Многие люди твердо убеждены в том, что антропоцентризм является основным ориентиром для ряда современных человеческих культур, что проявляется в действиях деструктивного характера по отношению к окружающему миру. Это основная концепция в сфере экологической этики и философии, где она воспринимается как главная причина проблем, которые являются результатом деятельности человека. Однако, многие приверженцы антропоцентризма считают, что антропоцентризм воспринимается многими слишком поверхностно, но на самом деле не несет вреда.

Эпоха Возрождения стала новым этапом социологических и философских учений. Она зарождается в Италии в четырнадцатом веке, продлится до семнадцатого. В это время возникает раннее буржуазное общество. Возрождение становится кардинальным переломом в мировоззрении, мышлении людей. Ключевая роль досталась натурфилософским концепциям, авторами которых были Парацельс, Корано, Бруно. Они полностью разрушали устоявшуюся тенденцию схоластики относительно понимания природы.

Что такое антропоцентризм в философии

Антропоцентризм, представители которого стремились изменить мир, открыть людям нечто новое и красивое, являлся мировоззренческим, идеалистическим философским концептом. Антропоцентризм гласит: человек является центром всего, что происходит в мире, на нем сосредоточена Вселенная.

Антропоцентричность – это познавательная догма научного, философского стиля. Она утверждает, что существует человеческое измерение в любом знании, где упоминается природа, общество, бытие или познание. Философия указывает на наличие зависимости между итогами научных трудов и присутствием самого автора этих результатов. Значима не только целеполагающая, инструментальная деятельность, но и то, что человек живет на Земле.

Исторический социологизм является полной противоположностью антропоцентризма, согласно социальному познанию. Особенности концепций направления:

  • Индивид действует самостоятельно, имеет свободу выбора, несет ответственность за свои поступки;
  • Политика признает либерализм – в приоритете личность, ее естественные права, другие сообщества не столь значимы;
  • Методология отрицает натуралистический детерминизм, отходит от историзма;
  • Главную роль всегда играет человеческая деятельность;
  • Социальные структуры отходят на второй план.

Происходит соизмерение социального преобразования и личности. Строится новый мир, в котором власть не имеет права заходить за пределы человеческой повседневности.

Секуляризация девятнадцатого-двадцатого веков характеризуется преобразованием антропоцентризма. В философии ярко выражается открытая борьба с Богом. Фейербах утверждал, что религиозное преклонение – враг человека. Для обретения истинного величия необходимо избавить мир от идола.

Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения – кратко

Окончание Средних веков приходится на четырнадцатое столетие, это становится началом эры Возрождения. Она продолжается в течение двух веков. Семнадцатый век – старт Нового времени. После завершения Средневековой эпохи происходит активное развитие новых концепций. Одними из основных направлений становятся гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Антропоцентризм в философии – это отрицание ранее принятых догм в пользу новых учений.

Понятие антропоцентризм пришло из греческого языка, где антропос – это человек. Возрождение характеризуется наличием двух центров вселенной – Бога и человека. Это свидетельствует о том, что именно антропоцентризм в философии стал переходным этапом между рассуждениями Средневековья и суждениями Нового времени.

Гуманизм – это культура, основанная на централизации человеческой личности. Она поддерживает его свободы, права, направляет к счастью и благополучию. У гуманизма длительная история развития, начинающаяся в Античный период. Он стал массовым общественным движением, имел значение в политике, социуме и нравственных взглядах.

Гуманизм является прямым отражением антропоцентризма. Его объект – человеческая значимость. Творческие способности людей, их разум и желание обрести счастье на земле заменяют принятое ранее презрение к земным желаниям.

Антропоцентризм, пантеизм и натурфилософия Возрождения

Антропоцентризм стал началом для зарождения других направлений в философии. Первая формулировка пантеистической картины мира была сформулирована жителем Италии, Джованни Мирандола. Согласно его суждениям, Бог утрачивает свою потустороннюю, непознаваемую, запредельную власть и силу. Он объединяется с природой.

После развития теории сформировался пантеизм. Он стал распространенным философским учением, представляющим бога безличным началом, тождественным с природой. Отвержение сверхъественного начала растворяло фигуру Бога в природе.

Натурфилософская теория зародилась во второй половине шестнадцатого века. Она основывалась на научном мировоззрении; отсутствовала теология, формировалась новая космология. Приветствовался земной опыт людей, естественные науки. Основные методики в экспериментальных и математических методах:

  • Антропоморфизм уступает место научным формулировкам природных законов;
  • Теологические толкования реальности сменяются детерминистскими;
  • Развивается экспериментальное, математическое исследование природы;
  • Теория опирается на гуманизм и антропоцентризм, средневековые взгляды теократизма остаются в прошлом.

Натурфилософию активно развивают Бруно, Леонардо да Винчи, Андреас Везалий и другие представители.

Читайте также: