Эстетика гегеля кратко и понятно

Обновлено: 05.07.2024

Работы Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (Georg Wilhelm Friedrich Hegel, 1770 — 1831) — это одно из основополагающих явлений в истории философии и эстетики не только Германии и не только XIX в.

Один из основных вопросов эстетики — это определение прекрасного. Гегель воспринимает прекрасное только как продукт деятельности человека, в природе он находит лишь его предпосылки. Предметом искусства он полагает действительность с ее конфликтами, но в действительности искусство должно обращать внимание только на характерное. При этом характерным философ считает только то, что подверглось осмыслению художником, тогда как передача подробностей какого-либо реального случая может сделать изображаемый предмет тусклым и невыразительным. Гегель не использует принцип романтического конденсирующего и концентрирующего зеркала, но утверждает необходимость выбирать из всего многообразия явлений действительности только типическое, воплощающее в себе существенное, отметая случайное. По существу он своими суждениями закладывает основы реалистической эстетики, тем более что воспринимает творческий процесс как сознательную идеализацию действительности, а не состояние, близкое к беспамятству, о котором писали романтики.

Замечание о связи искусства с религией выводит роль искусства на более высокий уровень, указывая на его провидческую, вос-

'Гегель Г. В.Ф. Эстетика: В 4 т. — М., 1969. — Т. 2. — С. 26. Далее при цитировании в скобках будут указаны том и страница этого издания.

питательную и духовно значимую функцию.

Отмечая три основных этапа развития искусства: сим-волический, классический и романтический, философ исходил из убежденности в неразрывности содержания и формы. В основу классификации положено представление о развитии абсолютной идеи.

Гегель указывает и на неоднородность самого романтического этапа: первый его период он называет религиозным, второй — рыцарским, в третий период, к которому он причисляет свое время, происходит разложение романтического искусства.

Высвобождающаяся духовность на романтическом этапе рождает субъективность, принизывающую все многообразие родов искусства — музыку, живопись, поэзию.

В живописи Гегель на первое место ставил Рафаэля и Дюрера, в музыке — Баха, Глюка, Палестрину, Перголези, Гайдна и Моцарта. Поэзию ученый выделял особо, ибо она ближе всего к отвлеченному мышлению; здесь первое место отводилось драме и Шекспиру.

Вторая сторона символа — выражение — оказывается далеко не тождественной смыслу. В символе существует некая двойственность, на что указал уже Гегель и что отметили современные ученые. П. А. Флоренский назвал расхождение между образом символа, т.е. его внешней оболочкой, и подлинным глубоким содержанием зиянием. Задача постижения символа заключается в перескакивании через это зияние, находясь постоянно как бы и на стороне образа и на стороне его глубинного смысла.

Характеризуя развитие немецкой философии, Ф. Энгельс назвал период с 1790 по 1840гг., от Канта до Фейербаха, периодом классической немецкой философии. Это определение с полным правом может быть отнесено и к истории эстетической мысли, и поэтому соответствующий период в развитии эстетики может быть назван периодом немецкой классической эстетики.
В сочинениях немецких философов эстетика – органическая и необходимая часть философии, она является составным элементом их философских систем. Каждый из них исходил из принципиально важного значения эстетики в системе философского знания и органически включал эстетику в систему философских наук.

Содержание
Прикрепленные файлы: 1 файл

Реферат по философии.doc

Эстетика Гегеля

Эстетические взгляды Гегеля на проблему искусства……………………………….6

Формы развития искусства……………………………………………………… …. 11

Заключение…………………………………………………… ……………………….17

Введение

Характеризуя развитие немецкой философии, Ф. Энгельс назвал период с 1790 по 1840гг., от Канта до Фейербаха, периодом классической немецкой философии. Это определение с полным правом может быть отнесено и к истории эстетической мысли, и поэтому соответствующий период в развитии эстетики может быть назван периодом немецкой классической эстетики.

В сочинениях немецких философов эстетика – органическая и необходимая часть философии, она является составным элементом их философских систем. Каждый из них исходил из принципиально важного значения эстетики в системе философского знания и органически включал эстетику в систему философских наук.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) представляет собой вершину в развитии немецкой классической эстетики. Его эстетика систематизирует и обобщает лучшие традиции немецкой философско-эстетической мысли.

Предметом философской эстетики являются понятия искусства, красоты, идеала, исторических форм искусства. Каждое из них обладает собственными определениями, внутренней логикой развития и осуществления в реальности.

Важнейшими завоеваниями эстетики Гегеля были диалектика и историзм. Каждый момент действительности берется в его саморазвитии, в единстве противоположностей. Гегелю удалось сформулировать важнейший методологический принцип познания органического целого – восхождения от абстрактного к конкретному, согласно которому мысль исследователя движется от простейших абстрактных определений к более сложным, конкретным, наполненным богатым содержанием. В результате возникает система категорий. Понятие определяется не через род и видовое отличие, как это принято в формальной логике, а через то место, какое оно занимает в системе понятий. Таков принцип построения диалектической логики.

Эстетические взгляды Гегеля на проблему искусства

Искусство и до Гегеля осмыслялось многообразными способами. Гегель подверг критическому анализу и в результате отверг почти все представления об искусстве, сформулированные предшествовавшей ему эстетической и искусствоведческой мыслью.

Искусство тесно связано с трудом, с реальной практикой человека. Истолковывает искусство как самопроизводство человека в созданном им предметном мире. По словам Гегеля, человека достигает самосознания не только теоретическим, но и практическим способом, посредством практической деятельности. Теоретическое рассмотрение вещей заключено в том, чтобы познать их в их всеобщности, найти в них внутреннюю сущность, закон их существования. Это отношение человека к вещам находит удовлетворение в науке.

Содержанием искусства является идея, а его формой – чувственный образ. Идею Гегель понимает не как нечто абстрактное. Идея – это строгая система отношений определенной относительно законченной объективной ситуации. Идея прекрасного – это идея, воплощенная в действительность, вступившая с последней в непосредственное единство, и, как таковое, она выступает в качестве идеала.

Идеал по изображению Гегеля, не только покоится сам в себе, но и развивается сам в себе, порождает из себя свое оформление, целое царство идеала. Гегель дает историческую трактовку категории идеала, применяя ее к истории художественного развития всего человечества. В своем историческом развитии он проходит три диалектических этапа: 1) определенность идеала, как таковую; 2) развернутую определенность или действие внутри идеала и 3) внешнюю определенность идеала.

Последующие эстетические понятия у Гегеля связаны с идеалом. Все богатство и многообразие мирового искусства Гегель рассматривает как развитие идеала. В зависимости от того, каково отношение между идеей и ее внешним обликом, то есть в зависимости от развития идеала, дифференцируются и формы искусства.

Если искусство связано с историческими условиями, то, следовательно, с изменением этих условий претерпевает изменение и искусство. Оно выступает как грань целостного процесса истории. К искусству поэтому нужно подходить исторически. Так возникает у Гегеля концепция исторического развития идеала и прекрасного в искусстве.

У Гегеля прекрасное пребывает в сфере абсолютной идеи (а последняя есть тождество субъекта и объекта), оно представляет ту сторону, где идея дана непосредственно как объект, освещенный светом субъективного тождества.

Указывая на единство красоты и истины, Гегель тем самым признает высокое познавательное значение прекрасного, его способность отражать объективное, истинное. Истина у Гегеля отличается от простой правильности, внешнего соответствия нашей субъективной идеи ее предмету. Это соответствие само по себе возможно лишь в том случае, когда предмет соответствует самому себе.

Согласно Гегелю, истина находится в реальности. Поэтому прекрасное как в природе, так и в искусстве есть непосредственное чувственное сознание реальности, дающее радостное удовлетворение тем, что в этой реальности есть ее самооправдание, норма, переход из реального в идеальное. Сознание идентичности предмета. Его равенство себе как преодоление всякой неопределенности. Внутреннего распада и даже небытия принадлежит к эстетической сфере – искусству.

Вместе с тем Гегель говорит и о существенном отличии прекрасного от истинного, о его специфическом значении и содержании. В отличии от истины прекрасное представляет собой такое явление идеи, в котором совершенно необходим момент чувственного проявления, чувственного выражения. Без этого момента прекрасное вообще не может существовать. Причем это не просто чувственное явление, а такое, в котором идея адекватна форме выражения. Прекрасное – единство внутреннего и внешнего, цели и средства, формы и содержания, идеи и образа. Оно представляет собой такое явление идеи, при котором идея и явления приходят в совершенное равновесие, взаимно проникаются друг другом, становятся живым, одухотворенным целым.

Определение прекрасного глубоко диалектично. Прекрасное оказывается одновременно и понятием и реальностью, и внутренним содержанием и внешней формой, без которой это содержание вообще никак не существует, и идеей и внешним обликом. Этот диалектический подход к прекрасному определяется исходной методологической концепцией Гегеля, стоявшего на точке зрения тождества субъекта и объекта. Концепция прекрасного является конкретным проявлением этой точки зрения применительно к сфере эстетики.

Формы развития искусства

Трем этапам развития идеала соответствуют и три стадии развития искусства: символическая, классическая и романтическая. Гегель в своей концепции о трех ступенях развития искусства и возникновения свободного искусства осуществляет новый подход к рассмотрению художественной культуры человечества, анализирует искусство как диалектически развивающийся процесс, анализ каждой формы искусства Гегелем начинается с характеристики общего состояния мира, в особенности это касается классического и романтического искусств. Он указывает на то, что наиболее благоприятным является так называемый век героев, то есть античный мир. Современное же состояние определяется как прозаическое и мало подходящее для искусства. Далее Гегель рассматривает ситуации, коллизии, характеры в процессе их исторического развития, поскольку она отражают исторически сменяющиеся ступени развития человечества. Таки образом, основные категории искусства Гегелем берутся в процессе, в историческом движении.

Искусств по своему содержанию определяется к сфере духа точно так же как и религия, подразумевается вера, и философия. Это происходит потому, что предмет сознания заключается в истинном.

Такая тождественность содержания религии, искусства и философии образуют три царства абсолютного духа, которые отличаются один от другого только формами, в которых к ним приходит понимание, что такое их собственный объект и что такое абсолютное.

Искусство и другие виды сознания

Первая форма такого содержания – непосредственное знание. Непосредственное и одновременно чувственное знание в форме и образе самого чувственного и объективного, где абсолютное – предмет наблюдения и чувствования. Вторая форма – сознание представляющее. Третья форма – свободное мышление абсолютного, духа.

Искусству свойственна форма чувственного созерцания. Именно искусство помогает человеку осознать истину чувственного образа, и непосредственно тот чувственный образ, который своим явлением передаёт глубочайший смысл и значение. Тем временем искусство, не ставит перед собой задача до конца постичь понятие посредством чувственного воплощения. Потому как именно единение этого понятия с персональным явлением образует суть прекрасного с его художественным воплощением. Однако стоит отметить, что единство формируется в искусстве, чаще всего в поэзии и в элементе представления. Ошибочно полагать, что это единство порождается только чувственной и внешней предметностью. Хотя стоит заметить, что даже в поэзии как в наиболее духовном искусстве имеется единство значения и его конкретного представления. Вместе с тем всякое содержание поддерживается и представляется предметом понимания совершенно непосредственно.

Отводя искусству это абсолютное место, можно совершенно точно не учитывать представление, которое полагает, что искусство используется для выражения различных содержаний и достижений непонятных ему интересов. Но стоит заметить, что религия именно посредством искусства подталкивает нас к осознанию и пониманию религиозной истины или воспринимать фантазии, которые выражены в образах. Это ситуация отлично демонстрирует, что искусство может служить иной области, совершенно отличной от него. Очень важный момент относительно высшего совершенства искусства заключается в том, что именно в своей образности оно проявляется как соответственный и существенный способ передачи истинности.

Древние греки считали, что искусство – это высшая форма представления богов и осознания истины. В силу этого, именно древнегреческие художники стали творцами, которые смогли познакомить и понять высшую силу. Художники дали представление о божественных делах, воздействии божественного и тем самым смогли дать народу знание о религии.

Всё это не стоит принимать как истину, до этого момента не существовало никакого даже абстрактного знания, скорее были некие всеобщие религиозные правила. А художники смогли придать этим мыслям образы и формы, добавив немного вымысла. Суть художественного творчества заключалась в том, чтобы поэты выражали свои внутренние переживания в этих формах искусства. В других формах религиозного сознания искусство не получает нужного размаха, в силу того, что оно не такое доступное для художественного воплощения.

В этот и состоит изначальное, истинное предназначение искусства, которое представляет собой высший интерес духа.

Искусство находится ровно посередине между природой, которая предшествует ему и природой, которая следует за ним. Иными словами в сфере, которая переходит границы понимания и изображения абсолютного. Всё из-за того, что само по себе искусство не может выходить за границы, которые сдерживают в нём высшие формы сознания. Это ограничение также определяет место искусства в современной жизни, то, каким мы привыкли его сейчас воспринимать, а точнее форма в которой искусство утратило свою силу, где истина осуществлялась именно посредством его.

Воплощение идеи прекрасного

"Так как искусство обращается к непосредственному созерцанию и имеет своей задачей воплотить идею в чувственном образе, а не в форме мышления и вообще чистой духовности, и так как ценность и достоинство этого воплощения заключаются в соответствии друг другу и единстве обеих сторон, идеи и её образа, то достигнутая искусством высота, степень превосходства и соразмерная его понятию реальность будут зависеть от той степени внутреннего единства, в какой художнику удалось слить друг с другом идею и её образ".

Духовность представляет собой высшую точку истины, которая отвоевала для себя адекватное понятию духа формирование. В ней содержится сущность деления для философии искусства. Духу, чтобы обрести сознание самого себя, необходимо пройти через несколько ступеней на пути к пониманию своей абсолютной сущности. Эти ступени содержать суть понятия, которые дух сама себе сообщает. Таким образом, происходит непосредственная последовательная смена типов искусства, а уже в его формах дух сознаёт сам себя.

"Идея как художественно прекрасное не является идеей, как таковой, абсолютной идеей, как её должна понимать метафизическая логика, а идеей, оформившейся далее в действительность и вступившей с ней в непосредственное единство. Хотя идея как таковая есть сама истина в себе и для себя, однако она есть истина лишь со стороны своей ещё не объективированной всеобщности. Идея же, как художественно прекрасное есть идея с тем специфическим свойством, что она является индивидуальной действительностью, выражаясь иначе, она есть индивидуальное формирование действительности, обладающее специфическим свойством являть через себя идею. Этим мы уже высказали требование, чтобы идея и её формообразование как конкретная действительность были доведены до полной адекватности друг другу. Понятая таким образом идея как действительность, получившая соответствующую своему понятию форму, есть идеал".

Из всего этого можно сделать вывод, что только классическая форма искусства может создать завершённый идеал и дать человеку возможность созерцать его как осуществлённый.

1 Adorno Theodor W. Über das gegenwärtige Verhältnis von Philosophie und Musik // Filosofia dell' arte. Roma u. Milano, 1953 (Archivio di filosofia, ed. E. Castelli). S. 5 ff. [Адорно Теодор В. О современном отношении между философией и музыкой].

тов, в опыт которых вносится сила философской спекуляции, не опи­рающейся на устойчивые исходные положения. Эстетические теории философской спекуляции не следует консервировать как образователь­ную ценность, но и нельзя отбрасывать, в конце концов, ради мнимой непосредственности художественного опыта — в нем в скрытой фор­ме уже содержится то осознание искусства, то есть, собственно гово­ря, философия, от которой люди мечтают отвлечься путем наивного созерцания произведений. Искусство существует только в среде уже развитого языка искусства, а не на tabula rasa субъекта и его так называ­емых переживаний. Поэтому хотя переживания и неизбежны, они от­нюдь не являются последним источником обоснования эстетического познания. Именно несводимые к субъекту, не обретаемые путем чис­той непосредственности моменты искусства нуждаются в сознании и тем самым в философии. Философия присуща всякому эстетическому опыту, если только он не является чуждым искусству, варварским. Ис­кусство ждет собственного истолкования. Оно методично осуществля­ется в процессе конфронтации исторически сложившихся, традицион­ных категорий и моментов эстетической теории с художественным опы­том, который оба они стараются взаимно урегулировать.

Открытый характер эстетики; эстетика формы и содержания (I)>




1 окаменение (греч., лат.).

2 восемнадцатый век (фр.).

Эстетика формы и содержания (II); нормы и принципы>

То, что сегодня попытке создания эстетики, как это до сих пор было принято, не может быть предпослана общая методология, уже является своего рода методологией. Причина этого — в отношении между эстетическим предметом и эстетической мыслью. Убедитель­ный ответ на категорическое требование выработки определенного метода исследования заключается не в противопоставлении апроби­рованным методам другого метода. Пока не войдешь в произведения, как о том говорил Гёте в своем примере с часовней, все разговоры об объективности эстетических феноменов, будь то объективность ху­дожественного содержания или объективность его познания, все ут-

1 дуновение, дыхание голоса (лат.).

1 Adorno Theodor W. Über das gegenwärtige Verhältnis von Philosophie und Musik // Filosofia dell' arte. Roma u. Milano, 1953 (Archivio di filosofia, ed. E. Castelli). S. 5 ff. [Адорно Теодор В. О современном отношении между философией и музыкой].

тов, в опыт которых вносится сила философской спекуляции, не опи­рающейся на устойчивые исходные положения. Эстетические теории философской спекуляции не следует консервировать как образователь­ную ценность, но и нельзя отбрасывать, в конце концов, ради мнимой непосредственности художественного опыта — в нем в скрытой фор­ме уже содержится то осознание искусства, то есть, собственно гово­ря, философия, от которой люди мечтают отвлечься путем наивного созерцания произведений. Искусство существует только в среде уже развитого языка искусства, а не на tabula rasa субъекта и его так называ­емых переживаний. Поэтому хотя переживания и неизбежны, они от­нюдь не являются последним источником обоснования эстетического познания. Именно несводимые к субъекту, не обретаемые путем чис­той непосредственности моменты искусства нуждаются в сознании и тем самым в философии. Философия присуща всякому эстетическому опыту, если только он не является чуждым искусству, варварским. Ис­кусство ждет собственного истолкования. Оно методично осуществля­ется в процессе конфронтации исторически сложившихся, традицион­ных категорий и моментов эстетической теории с художественным опы­том, который оба они стараются взаимно урегулировать.

Открытый характер эстетики; эстетика формы и содержания (I)>

1 окаменение (греч., лат.).

2 восемнадцатый век (фр.).

Эстетика формы и содержания (II); нормы и принципы>

То, что сегодня попытке создания эстетики, как это до сих пор было принято, не может быть предпослана общая методология, уже является своего рода методологией. Причина этого — в отношении между эстетическим предметом и эстетической мыслью. Убедитель­ный ответ на категорическое требование выработки определенного метода исследования заключается не в противопоставлении апроби­рованным методам другого метода. Пока не войдешь в произведения, как о том говорил Гёте в своем примере с часовней, все разговоры об объективности эстетических феноменов, будь то объективность ху­дожественного содержания или объективность его познания, все ут-

1 дуновение, дыхание голоса (лат.).

Читайте также: