Изображение природы кавказа и быта горцев в романе герой нашего времени кратко

Обновлено: 30.06.2024

Образ Кавказа в творчестве Пушкина А.С. и Толстого Л.Н. Тема кавказской природы в произведениях и живописи М.Ю. Лермонтова. Особенности изображения быта горцев. Образы Казбича, Азамата, Беллы, Печорина и Максима Максимыча в романе. Особый стиль поэта.

Рубрика Литература
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 24.04.2014
Размер файла 34,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и науки Российской Федерации

на тему: Образы кавказцев в произведении М.Ю. Лермонтова

Батраковой Ольги Сергеевны

по филологическому обеспечению профессиональной деятельности

Глава 1. Кавказ и кавказцы в изображении русских классиков

1.1 Образ Кавказа в творчестве Пушкина А.С. и Толстого Л.Н.

1.2 Образ Кавказа в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова

1.3 Роль Кавказа в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова

2.1 Особый стиль поэта

2.2 Черты кавказского характера в произведениях М.Ю. Лермонтова

2.3 Изображение Кавказа в живописи М.Ю. Лермонтова

3.2 Особенности изображения быта горцев

3.3 Образы Казбича и Азамата

3.4 Бэла - красавица, горянка

3.5 Печорин и горцы

Список использованной литературы

Для достижения данной цели, требуется решить следующие задачи:

1. Изучить изображение Кавказа и кавказских народов на примере произведений русских классиков.

2.Раскрыть основные черты образов кавказцев, их быта, описанных автором в романе.

Предмет работы: образы основных героев романа: Казбича, Азамата, Белы, Максим Максимыча.

Теоретической основой работы послужили произведения, труды, исследования различных авторов.

лермонтов кавказ горец поэт

Глава 1. Кавказ и кавказцы в изображении русских классиков

1.1 Образ Кавказа в творчестве Пушкина А.С. и Толстого Л.Н.

Как бы предвидя, современную трагедию русско-кавказских отношений А.С.Пушкин писал:

1.2 Образ Кавказа в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова

1.3 Роль Кавказа в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова

2.1 Особый стиль поэта

2.2 Черты кавказского характера в произведениях М.Ю. Лермонтова

2.3 Изображение Кавказа в живописи М.Ю. Лермонтова

3.2 Особенности изображения быта горцев

Скупо и точно автор рисует картину повседневного быта, полную суровой правды.

Реальная действительность, изображение живых человеческих характеров - основа образов горцев: Казбича, Азамата и Бэлы. 3.3. Образы Казбича и Азамата.

3.4 Бэла - красавица, горянка

В настоящее время это имя на Северном Кавказе встречается довольно часто и, возможно, подсказано романом Лермонтова. Печорин и Максим Максимыч говорят о семье Бэлы, как о семье черкесской, а Бэлу называют черкешенкой. Существует мнение, что Бэла кабардинка, дочь кабардинского князя. Именно поэтому Максим Максимыч и Печорин называют ее черкешенкой. Увлечение русского офицера девушкой-горянкой в условиях кавказской войны было довольно частым явлением. История Бэлы и Печорина, составляя одно из звеньев разработки литературной темы любви культурного европейца к дикарке, в то же время реалистически красиво отражает явление, порожденное русско-кавказской действительностью 1820-1830 годов.

3.5 Печорин и горцы

Список использованной литературы

6. Иванов М.Л. История русской литературы. - М: АИ СССР.-241с.

7. Виноградов Б.С. Кавказ в русской литературе 30-х годов .- СП.б.: Амфора.-162с.

Величавые картины горной природы нарисованы весьма талантливо.

Очень важно в раскрытии образа Печорина художественное описание природы в романе. В дневнике Печорина мы часто наталкиваемся на описания пейзажа, связанного с определенными мыслями, чувствами, настроениями героя, что помогает нам проникнуть в его душу, понять многие черты его характера. Печорин — поэтичный человек, страстно любящий природу, умеющий образно передать то, что видит.

Высланный в крепость, Печорин скучает, природа кажется ему тоскливой. Пейзаж и здесь помогает лучше понять душевное состояние героя.

* Когда волнуется желтеющая нива, * И свежий лес шумит при звуке ветерка, * И прячется в саду малиновая слива * Под тенью сладостной зеленого листка…

Характеризуя пейзажи романа, моно говорить об их созвучии или противоположности настроению героя, о символичных пейзажах, наводящих на философские размышления, можно рассматривать пейзаж и в других аспектах, но если подходить к теме сточки зрения анализа художественного метода Лермонтова, то можно отметить следующее. Черты романтизма присущи описаниям природы, что связано с определенными традициями в сознании героев – современников Лермонтова. Вместе с тем реалистическая тенденция проявляется, прежде всего, в обосновании восприятия природы социально-психологическими, культурными, интеллектуальными, нравственными особенностями персонажей. Таким образом, и в пейзаже отразилось решение Лермонтовым его главной задачи – изображения современного ему человека, сформировавшегося под влиянием определенных обстоятельств.

Характеристика места как функция пейзажа в романе

Описание картин природы как преддверие событий

Таким образом, в произведении М.Ю.Лермонтова изображена тесная связь человека и природы. Описание пейзажа раскрывает внутреннее состояние главного героя, помогает увидеть скрытые черты его характера. Природа играет важную роль и в композиции романа. Состояние окружающего мира иногда становится символом надвигающихся несчастий, неожиданных происшествий.

Автор: Анастасия Сметанова

Пейзаж как способ проявления душевного состояния героя

§3. Роль пейзажа в раскрытии образа Печорина

Художественное описание природы очень важно в раскрытии образа Печорина. В дневнике Печорина мы часто сталкиваемся с описанием природы, связанной с определенными мыслями, чувствами, настроениями, и это помогает нам проникнуть в его душу, понять многие черты его характера.

Природа очень часто не только фон для человеческих переживаний. Пейзаж непосредственно проясняет состояние человека, а иногда контрастно подчеркивает несоответствие переживаний героя и окружающей обстановки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Роль пейзажа различна. Нередко это фон, на котором выступают действующие лица. Пейзажные зарисовки служат также для изображения душевных состояний героев романа. Психологичность и лиричность пейзажа создается интонацией, ритмикой фразы, эмоциональными сравнениями.

Скрытые духовные силы и возможности Печорина подчеркиваются ассоциативной связью его с буйными силами природы. Любовь к природе и связь с ней свидетельствует о душевном богатстве главного героя романа, в котором Лермонтов протестует против бесцельной и бездумной жизни, на которую обречено его поколение, и пейзаж помогает нам понять внутренний мир героев, полнее и глубже осмыслить замысел автора.

Человек и природа в романе

Роль пейзажа и природы в романе “Герой нашего времени”

Описание природы Кавказа Характеристика места как функция пейзажа в романе Описание картин природы как преддверие событий Пейзаж как способ проявления душевного состояния героя Человек и природа в романе Мастерство писателя в изображении природы

Описание природы Кавказа

Представить себе литературное произведение, в котором бы не было образа природы, крайне сложно, – ведь пейзаж помогает воссоздать реальность описываемых событий, проявляет авторскую точку зрения, раскрывает причины поступков героев.

Пейзаж и природа в романе ” Герой нашего времени ” позволяют нам, читателям, во всей полноте постичь замысел автора именно потому, что характер описания природы, пейзажные зарисовки разнообразны и точны.

Описание природы Кавказа в романе “Герой нашего времени” создано неравнодушным пером – это чувствует любой читатель, и это действительно так.

здоровье. Тонко чувствующий прелесть и первозданность природы, Лермонтов был очарован ею. Здесь же, в совсем юном возрасте, пришло к нему и первое сильное настоящее чувство. Может быть, благодаря этому пейзажи кавказской природы потому так глубоки и тонки у поэта.

Характеристика места как функция пейзажа в романе

Роль пейзажа в “Герое нашего времени” разнопланова и многогранна. Лермонтов с его помощью обозначает, характеризует место или время сюжетной линии. Так, пейзаж, которым открывается повествование, вводит нас в художественный мир романа, мы с легкостью представляем себе, где именно происходят события.

Оказавшийся в Койшаурской долине рассказчик объемно и точно описывает скалы, “неприступные, красноватые, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар”, “обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов”, ему кажется, что Арагва “обнимается” с другой речкой, “шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею”.

Описание картин природы как преддверие событий

Пейзаж в “Герое нашего времени” часто предваряет события, о которых мы еще не знаем.

Например, читатель еще не увидел героя, еще ничего не происходит, просто “солнце пряталось за холодные вершины, и беловатый туман начинал расходиться в долинах”, а пейзаж этот оставляет явственное ощущение холода и равнодушия.

И ощущение это не обманет нас – от Печорина, встретившегося с Максим Максимычем, который так мечтал увидеть старого приятеля, повеет тем самым холодом.

После испытания поручиком Вуличем судьбы, когда офицеры расходятся по квартирам, Печорин наблюдает спокойные звезды, но показавшийся из-за горизонтов домов месяц “полный и красный, как зарево пожара”.

Кажется, нечего ждать – осечка спасла жизнь Вулича, увиденный Печориным “странный отпечаток неизбежной судьбы” на лице офицера-фаталиста рассеялся.

Но пейзаж не оставляет спокойствия, и природа не обманывает – Вулич погибает в эту же ночь.

Сочувствуя Печорину, скачущему, “задыхаясь от нетерпенья”, чтобы догнать Веру, понимаем, что это невозможно, ведь “солнце уже спряталось в черной туче, отдыхавшей на гребне западных гор; в ущелье стало темно и сыро. Подкумок, пробираясь по камням, ревел глухо и однообразно”.

Раскрытие внутреннего мира главного героя.

Пейзаж в “Герое нашего времени”, пожалуй, наиболее важен для раскрытия внутреннего мира главного героя.

Выслушав только рассказ Максима Максимыча, мы вряд ли сумели бы найти в Печорине приятные черты, однако именно образы природы, созданные героем в своем журнале, открывают для нас, читателей, сложную, противоречивую его натуру.

Взглянув из окна на Пятигорск глазами Печорина, пусть и на мгновение, пока не вспомнит он о маске, которую надо надеть перед появлением в обществе, обнаружим тонко чувствующую, восторженную натуру. “Моя комната наполнилась запахом цветов… Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна.

Вид с трех сторон у меня чудесный.

… Бешту синеет, как “последняя туча рассеянной бури”; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона…Амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин… Весело жить в такой земле! ..Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине – чего бы, кажется, больше? – зачем тут страсти, желания, сожаления?” Оказывается, есть в жизни Печорина нечто, отчего весело жить, и внутренний мир его значительно богаче, чем могут предположить окружающие.

Подтверждаем наше открытие, читая, как Григорий Печорин после встречи с Верой мчит на лошади “по высокой траве, против пустынного ветра”; как вспоминает: “с жадностью глотаю я благовонный воздух и устремляю взоры в синюю даль, стараясь уловить туманные очерки предметов, которые ежеминутно становятся все яснее и яснее”. Оказывается, вот что может излечить его от любой горечи и беспокойства, вот отчего становится легче на душе.

Пейзаж как способ проявления душевного состояния героя

Лермонтов использует в своем романе пейзаж и как средство изображения душевного состояния героя. Яркий пример тому – природа в восприятии Печорина до и после дуэли.

“Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление; в ущелье не проникал еще радостный луч молодого дня; он золотил только верхи утесов, висящих с обеих сторон над нами; густолиственные кусты, растущие в их глубоких трещинах, при малейшем дыхании ветра осыпали нас серебряным дождем. Я помню – в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу”. Печорин не притворяется – он снова приоткрывает свой светлый внутренний мир, он естественен, он радуется жизни и ценит ее. “Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели” – читаем мы и ощущаем безрадостность состояния героя. И позже: ” сижу у окна; серые тучи закрыли горы до подошвы; солнце сквозь туман кажется желтым пятном. Холодно; ветер свищет и колеблет ставни… Скучно!”

Человек и природа в романе

Человек и природа в романе Лермонтова неоднозначны. Знакомясь с “водяным обществом”, историей Вулича, читая о Грушницком, мы не найдем образов природы, пейзажей, с ними связанных, не увидим природу их глазами. В этом случае природа как будто противопоставляется героям, они люди, далекие от естественной жизни.

Печорин, так тонко умеющий чувствовать и воспринимать естественную прелесть жизни, мечтающий о слиянии с ней, не может стать ее частью – таков его удел. Для людей же, не связанных с условностями общества, далеких от “цивилизации”, природа – неотделимая часть жизни.

Природа в “Герое нашего времени” Лермонтова является, например, частью жизни контрабандистов – подслушанный Печориным разговор между ундиной и слепым мальчиком дает нам понять это ясно, и здесь автор не представляет нам развернутый пейзаж, наоборот, герои говорят о природе только с практической точки зрения: “буря сильна”, “туман густеет”.

Мастерство писателя в изображении природы

Мастерство поэта – пейзажиста огромно.

Порой он показывает в романе природу как художник – и создается впечатление, что рассматриваешь акварели или рисунки Лермонтова, подобные его картинам “Вид Пятигорска”, “Кавказский вид с верблюдами” или “Сцена из кавказской жизни”, – так разнообразны и выразительны эпитеты и метафоры: “умирающая прохлада ночи”, “голова Машука”, дымящаяся, “как загашенный факел”, “как змеи, серые клочки облаков”, “золотой туман утра”, метель – изгнанница, плачущая о своих раздольных степях”. Усиливает выразительность пейзажей и ритм повествования – то сжатый, стремительный, когда речь, например, идет о Печорине, или замедленно-плавный, при описании утреннего Кавказа.

Таким образом, пейзаж и природа в романе “Герой нашего времени” помогают нам понять характеры героев и их переживания, постичь замысел произведения, пробуждают собственные размышления о природе и ее месте в нашей жизни.

Печорин и горцы в романе М. Лермонтова Герой нашего времени

Мы изучаем - Печорин и горцы в романе М. Лермонтова Герой нашего времени. Подсказки школьнику

Роман М. Лермонтова Герой нашего времени это история души человеческой, как определил характер своего произведения сам автор. Роман состоит из пяти повестей: Бэла, Максим Максимыч, Тамань, Княжна Мэри и Фаталист. Каждая повесть представляет собой самостоятельное художественное произведение и в то же время является частью романа.

Повести объединены образом Печорина. Этот герой занимает центральное место и вокруг него сгруппированы все основные персонажи. События, связанные с жизнью Печорина, развиваются на Кавказе. Тема Кавказа постоянно привлекала Лермонтова.

В стихотворениях и поэмах он воспел природу Кавказа и свободолюбивых горцев, но то были романтические зарисовки. В Герое нашего времени и природа Кавказа, и быт, и характеры горцев изображены реалистическим. Здесь нет описаний горделивой осанки жителей гор, не слышно звона кольчуг (как, например, в романтической поэме Мцыри). Скупо и точно автор рисует картины повседневного быта, полные суровой правды.

Реальная действительность основа образов горцев: Казбича, Азамата и Бэлы.
Рисуя характер Казбича, Лермонтов сознательно избегает преувеличений, внешних эффектов. Во внешности Казбича крупным планом выделены самые обыденные черты. Но за этой обыденной внешностью чувствуется сила (маленький, сухой, широкоплечий), воинственность (бешмет в заплатах, а оружие в серебре), указывается незаурядный характер.

Казбич цельная натура. Гордый, настойчивый, упрямый, равнодушный к деньгам, он больше всего ценит свободу, мужество, удальство, бранные подвиги. Отсюда его привязанность к коню Карагезу, любовь к оружию. Казбич человек решительных и молниеносных действий, неспособный забывать причиненное ему зло.

Он жестоко мстит за украденного коня. Но Казбич не романтический злодей. В его поступках отражается уклад жизни горцев, обычай которых властно требовал отмщения за оскорбления и обиды.

Максима Максимыч, хорошо изучивший обычаи людей Кавказа, замечает по поводу разбойничьих поступков Казбича: Конечно, по-ихнему он был совершенно прав.
Условия жизни, заветы предков определяют и поведение Азамата. Этот бесшабашный удалец, головорез-мальчишка, которому не терпится стать взрослым, легко усваивает мораль своих отцов. Можно смело предположить, что Азамат это будущий Казбич.
В портрете Бэлы автор обращает особое внимание на ее глаза, в которых отражаются глубина и сила чувств. Бэла способна любить страстно и самозабвенно. Ее любовь не является инстинктивным влечением, порывы ее сердца глубоко человечны и разумны. Бэла молчаливо, с чувством собственного достоинства отвергает Печорина, равнодушно относится к его дорогим подаркам.

Как и горцы, он решителен и храбр. Его деятельная натура не знает покоя, не существует никаких преград его сильной воле. Поставленная им цель достигается любыми средствами, во что бы то ни стало. Но цели Печорина мелки, часто бессмысленны и всегда эгоистичны.

В среду простых людей, живущих по обычаям предков, он несет зло: толкает на путь преступлений Казбича и Азамата, безжалостно губит горянку Бэлу только потому, что она имела несчастье понравиться ему.
Печорин изображен Лермонтовым как лицо, несущее страдания другим и в то же время как лицо страдающее. Природа дала ему и глубокий, острый ум, и отзывчивое сердце, и твердую волю. Он способен к благородным порывам и гуманным поступкам. Но прекрасные задатки Печорина погибли, и виноваты в этом социальные условия, в которых воспитывался и жил герой.

Судьба человека исключительного, не нашедшего себе применения, гибнущего в расцвете сил и таланта, его душевный мир, трагедия его одиночества предстают под пером Лермонтова как явления времени.

Роман М. Лермонтова “Герой нашего времени” – это “история души человеческой”, как определил характер своего произведения сам автор. Роман состоит из пяти повестей: “Бэла”, “Максим Максимыч”, “Тамань”, “Княжна Мэри” и “Фаталист”. Каждая повесть представляет собой самостоятельное художественное произведение и в то же время является частью романа.

Повести объединены образом Печорина. Этот герой занимает центральное место и вокруг него сгруппированы все основные персонажи. События, связанные с жизнью

В стихотворениях и поэмах он воспел природу Кавказа и свободолюбивых горцев, но то были романтические зарисовки. В “Герое нашего времени” и природа Кавказа, и быт, и характеры горцев изображены реалистическим. Здесь нет описаний горделивой осанки жителей гор, не слышно звона кольчуг (как, например, в романтической поэме “Мцыри”). Скупо и точно автор рисует картины повседневного быта, полные суровой правды.

Реальная действительность – основа образов горцев: Казбича, Азамата и Бэлы.
Рисуя характер Казбича,

Лермонтов сознательно избегает преувеличений, внешних эффектов. Во внешности Казбича крупным планом выделены самые обыденные черты. Но за этой обыденной внешностью чувствуется сила (“маленький, сухой, широкоплечий”), воинственность (“бешмет в заплатах, а оружие в серебре”), указывается незаурядный характер.

Казбич – цельная натура. Гордый, настойчивый, упрямый, равнодушный к деньгам, он больше всего ценит свободу, мужество, удальство, бранные подвиги. Отсюда его привязанность к коню Карагезу, любовь к оружию. Казбич – человек решительных и молниеносных действий, неспособный забывать причиненное ему зло.

Он жестоко мстит за украденного коня. Но Казбич не романтический злодей. В его поступках отражается уклад жизни горцев, обычай которых властно требовал отмщения за оскорбления и обиды.

Максима Максимыч, хорошо изучивший обычаи людей Кавказа, замечает по поводу разбойничьих поступков Казбича: “Конечно, по-ихнему он был совершенно прав”.
Условия жизни, заветы предков определяют и поведение Азамата. Этот бесшабашный удалец, головорез-мальчишка, которому не терпится стать взрослым, легко усваивает мораль своих отцов. Можно смело предположить, что Азамат – это будущий Казбич.
В портрете Бэлы автор обращает особое внимание на ее глаза, в которых отражаются глубина и сила чувств. Бэла способна любить страстно и самозабвенно. Ее любовь не является инстинктивным влечением, порывы ее сердца глубоко человечны и разумны. Бэла молчаливо, с чувством собственного достоинства отвергает Печорина, равнодушно относится к его дорогим подаркам.

Как и горцы, он решителен и храбр. Его деятельная натура не знает покоя, не существует никаких преград его сильной воле. Поставленная им цель достигается любыми средствами, во что бы то ни стало. Но цели Печорина мелки, часто бессмысленны и всегда эгоистичны.

В среду простых людей, живущих по обычаям предков, он несет зло: толкает на путь преступлений Казбича и Азамата, безжалостно губит горянку Бэлу только потому, что она имела несчастье понравиться ему.
Печорин изображен Лермонтовым как лицо, несущее страдания другим и в то же время как лицо страдающее. Природа дала ему и глубокий, острый ум, и отзывчивое сердце, и твердую волю. Он способен к благородным порывам и гуманным поступкам. Но прекрасные задатки Печорина погибли, и виноваты в этом социальные условия, в которых воспитывался и жил герой.

Судьба человека исключительного, не нашедшего себе применения, гибнущего в расцвете сил и таланта, его душевный мир, трагедия его одиночества предстают под пером Лермонтова как явления времени.

Читайте также: