Государство и религия тгп кратко

Обновлено: 02.07.2024

Религиозная вера — личное дело человека, не входящее в компетенцию государства и его органов. Для верующего человека свободное, а не скрытое, тайное следование религиозному учению, соблюдение обрядов, публичных богослужений и пр. есть важнейшее условие существования его как личности. И для демократического правового государства свобода вероисповедания 13 , предоставление гражданам всех возможностей для их религиозной жизни есть одно из существенных свидетельств выполнения им своих функций.

Отношение человека к религии, то, верующий он или нет, христианин, мусульманин или принадлежит другой религии, никак не должно сказываться на общественном или производственном его положении. Это не должно быть основанием для того, чтобы брать его на работу, учебу или отказывать в них, ставить его на руководящую должность или нет. Верующие, наряду с другими гражданами, имеют право выбирать органы власти и управления или быть избранными в них.

Эти нормы жизни правового государства признаны международными соглашениями и российскими законодательными актами.

. Говоря о правах верующих в современном государстве, нельзя забывать и об их обязанностях. Как граждане, они несут равные обязанности, касающиеся выполнения законов государства, не говоря уже об обязанностях, связанных с моральными принципами в обществе. Более сложным является вопрос о соотношении обязанности граждан защищать свою страну во время вооруженных конфликтов и нести службу в армии с оружием в руках в мирное время с некоторыми религиозными учениями, исключающими не только убийство человека, но и обладание орудием уничтожения. Этот конфликт гражданских обязанностей, с одной стороны, личных убеждений или религиозных учений — с другой, может быть решен по-разному. В ряде стран позволяется замена военной службы в соответствующих случаях другой обязательной службой. В других странах создается профессиональная армия из добровольцев.

Религии мира. — М., 1994. — С. 32—34.

Вопросы и задания: 1.Почему право на свободу совести относится к гражданским правам личности? 2.Как понимается в демократическом обществе свобода вероисповеданий? Почему предоставление гражданам этой свободы свидетельствует о выполнении государством одной из его существенных функций? 3.Назовите и охарактеризуйте обязанности верующих граждан в современном государстве.

Текст 2. Что такое свобода совести?

Из Конституции Российской Федерации. Энциклопедический словарь

Свобода совести — право любого лица исповедовать любую религию или не исповедовать никакой религии, распространять религиозные и антирелигиозные убеждения. Свобода совести признается во всех демократических конституциях. Однако есть ряд стран, где официально признана лишь одна государственная религия (чаще всего ислам), а иные религии или не допускаются, или находятся в неравноправном положении, а нередко подвергаются притеснениям, равно как и атеизм. Ранее действовавшие в России конституции признавали свободу совести. Однако на протяжении длительного времени (до конца 80-х гг.) соответствующие конституционные нормы носили в значительной степени фиктивный характер: статус церкви был ограничен, антирелигиозная пропаганда была государственной политикой, религиозная вера закрывала путь на государственные должности, не говоря уже о прямых притеснениях верующих и священнослужителей, разрушении церквей и т. п. Конституция РФ 1993 г. в ст. 14 устанавливает, что Россия — светское государство, церковь отделена от государства, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения равны перед законом. В России действуют разные конфессии (православие, мусульманская религия, буддизм и др.). Каждому гарантированы свобода совести и свобода вероисповедания, право иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповедания (например, принуждение к совершению религиозных обрядов или, наоборот, неправомерное создание препятствий для совершения таких обрядов) наказуемо в уголовно-правовом порядке. Равным образом наказуемо и причинение вреда здоровью людей под видом исполнения религиозных обрядов.



Конституция Российской Федерации: Энциклопедический словарь. — М. — 1997. — С. 259—260.

Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений в обучении религии.

. Право человека и гражданина на свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Вопросы и задания к текстам 2, 3: 1.Что такое светское государство? 2.Охарактеризуйте сущность свободы совести. Какие обязанности накладывает на гражданина конституционное положение о свободе совести? Приведите примеры реализации в РФ права на свободу совести. 3.Почему предоставление гражданам всех возможностей для их религиозной деятельности — одна из существенных функций государства? Почему государство наказывает тех, кто препятствует осуществлению права на свободу совести? 4.Назовите известные вам примеры причинения вреда здоровью, нравственности людей под видом исполнения религиозных обрядов.

А. И. Осипов — доктор богословия 12 , профессор

Религиозная вера — личное дело человека, не входящее в компетенцию государства и его органов. Для верующего человека свободное, а не скрытое, тайное следование религиозному учению, соблюдение обрядов, публичных богослужений и пр. есть важнейшее условие существования его как личности. И для демократического правового государства свобода вероисповедания 13 , предоставление гражданам всех возможностей для их религиозной жизни есть одно из существенных свидетельств выполнения им своих функций.

Отношение человека к религии, то, верующий он или нет, христианин, мусульманин или принадлежит другой религии, никак не должно сказываться на общественном или производственном его положении. Это не должно быть основанием для того, чтобы брать его на работу, учебу или отказывать в них, ставить его на руководящую должность или нет. Верующие, наряду с другими гражданами, имеют право выбирать органы власти и управления или быть избранными в них.

Эти нормы жизни правового государства признаны международными соглашениями и российскими законодательными актами.

. Говоря о правах верующих в современном государстве, нельзя забывать и об их обязанностях. Как граждане, они несут равные обязанности, касающиеся выполнения законов государства, не говоря уже об обязанностях, связанных с моральными принципами в обществе. Более сложным является вопрос о соотношении обязанности граждан защищать свою страну во время вооруженных конфликтов и нести службу в армии с оружием в руках в мирное время с некоторыми религиозными учениями, исключающими не только убийство человека, но и обладание орудием уничтожения. Этот конфликт гражданских обязанностей, с одной стороны, личных убеждений или религиозных учений — с другой, может быть решен по-разному. В ряде стран позволяется замена военной службы в соответствующих случаях другой обязательной службой. В других странах создается профессиональная армия из добровольцев.

Религии мира. — М., 1994. — С. 32—34.

Вопросы и задания: 1.Почему право на свободу совести относится к гражданским правам личности? 2.Как понимается в демократическом обществе свобода вероисповеданий? Почему предоставление гражданам этой свободы свидетельствует о выполнении государством одной из его существенных функций? 3.Назовите и охарактеризуйте обязанности верующих граждан в современном государстве.

Текст 2. Что такое свобода совести?

Из Конституции Российской Федерации. Энциклопедический словарь

Свобода совести — право любого лица исповедовать любую религию или не исповедовать никакой религии, распространять религиозные и антирелигиозные убеждения. Свобода совести признается во всех демократических конституциях. Однако есть ряд стран, где официально признана лишь одна государственная религия (чаще всего ислам), а иные религии или не допускаются, или находятся в неравноправном положении, а нередко подвергаются притеснениям, равно как и атеизм. Ранее действовавшие в России конституции признавали свободу совести. Однако на протяжении длительного времени (до конца 80-х гг.) соответствующие конституционные нормы носили в значительной степени фиктивный характер: статус церкви был ограничен, антирелигиозная пропаганда была государственной политикой, религиозная вера закрывала путь на государственные должности, не говоря уже о прямых притеснениях верующих и священнослужителей, разрушении церквей и т. п. Конституция РФ 1993 г. в ст. 14 устанавливает, что Россия — светское государство, церковь отделена от государства, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения равны перед законом. В России действуют разные конфессии (православие, мусульманская религия, буддизм и др.). Каждому гарантированы свобода совести и свобода вероисповедания, право иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповедания (например, принуждение к совершению религиозных обрядов или, наоборот, неправомерное создание препятствий для совершения таких обрядов) наказуемо в уголовно-правовом порядке. Равным образом наказуемо и причинение вреда здоровью людей под видом исполнения религиозных обрядов.

Конституция Российской Федерации: Энциклопедический словарь. — М. — 1997. — С. 259—260.

Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений в обучении религии.

. Право человека и гражданина на свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Вопросы и задания к текстам 2, 3: 1.Что такое светское государство? 2.Охарактеризуйте сущность свободы совести. Какие обязанности накладывает на гражданина конституционное положение о свободе совести? Приведите примеры реализации в РФ права на свободу совести. 3.Почему предоставление гражданам всех возможностей для их религиозной деятельности — одна из существенных функций государства? Почему государство наказывает тех, кто препятствует осуществлению права на свободу совести? 4.Назовите известные вам примеры причинения вреда здоровью, нравственности людей под видом исполнения религиозных обрядов.

Государство и религия – это два социальных института.

Два вида правового положения религии в обществе:

  • статус государственной религии;
  • статус отделения государства от религии.

Статус государственной религии – это правовое закрепление господствующего положения какой-либо религии и её последователей в сравнении с положением других религий ( таким было христианство в России до 1917 года). Государственные конфессии принимают активное участие в решении важнейших проблем, пользуются определёнными льготами и привилегиями.

В Российской Федерации существует конституционный статус отделения государства от религии:

  • Государство не вмешивается в определение гражданином его религиозной принадлежности, в воспитание детей в соответствии с религиозными взглядами родителей, но с учётом права ребёнка на свободу совести и вероисповедания.
  • Государство не возлагает на религиозные организации функции органов государственной власти и органов местного самоуправления.
  • Государство не вмешивается в деятельности религиозных организаций, если они не нарушают закон.
  • Государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных учреждениях.

Со своей стороны, религиозные объединения не вмешиваются в дела государства.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Государство и религия"

Многоконфессиональность России

Истории известны государства, в которых все жители придерживались одних религиозных верований. Но всё же чаще в одной стране, особенно если речь идёт о современности, живут люди, исповедующие разные религии. Россия также является многоконфессиональной страной (конфессией принято называть религиозное направление, ту или иную церковь).


По данным социологического опроса россиян, который в ноябре 2012 года провела автономная некоммерческая организация Левада-Центр, процент верующих в России распределился следующим образом.

К православным отнесли себя 74% опрошенных, к католицизму, протестантизму и иудаизму – по 1%, исламу – 7%, буддизму, индуизму и другим религиям – по менее чем 1%. 10% опрошенных не отнесли себя к какой-либо конфессии (при этом 5% считают себя атеистами). 2% затруднились дать ответ.

Краткая характеристика мировых религий, распространенных в России

Таким образом, в нашей стране живут приверженцы всех мировых, а также многих национальных религий.

Попробуем кратко охарактеризовать основы вероучения некоторых из них.



В буддизме, по мере его распространения и расширения числа верующих выделилось несколько направлений. Одно из них – тибетский буддизм – распространено в Бурятии, Калмыкии и Тыве.



В современном христианстве существует много направлений. Первый крупный раскол в христианской церкви произошёл еще в 11 веке: выделились католичество и православие. Итогом движения Реформации в 16 веке стало появление протестантских церквей. После церковных реформ патриарха Никона в 17 веке произошёл раскол в Русской православной церкви, оформилось старообрядчество. Сейчас существует также много неохристианских общин и сект.

Исторически самой распространённой религией в России является православие, к этой конфессии относит себя практически три четверти верующих нашей страны.



Самой молодой из мировых религий является ислам (мусульманство). Она возникла в 7 веке в Западной Аравии. Её основатель – пророк Мухаммед. Главный догмат ислама – признание единственного истинного Бога – Аллаха, от воли которого зависят все события в мире, как бывшие, так и будущие. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь. Ислам требует от своих приверженцев соблюдения пяти основных обязанностей: веры в Аллаха, пятикратного ежедневного совершения молитвы, милостыни в пользу бедных, соблюдения поста в рамадан и совершение паломничества в Мекку, хотя бы раз в жизни.

После смерти Мухаммеда ислам раскололся на два течения – суннизм и шиизм. Верующие каждого из этих направлений живут на территории России. Регион преимущественного распространения мусульманства в нашей стране – Татарстан, Башкортостан и республики Северного Кавказа.

Религиозные организации

Большинство верующих объединяются в религиозные организации. Мы уже называли такую крупную организацию верующих как конфессии. Иначе её называют церковью. Церковь имеет сложную структуру. Например, в православной церкви выделяют самостоятельные патриаршества, которые делятся на митрополии, епархии и приходы. Особое место в религиозной организации православной церкви занимают монастыри. Внутри конфессии верующие разделяются на духовенство – священнослужителей, монахов – и мирян – рядовых верующих.

Ещё одним видом религиозной организации является секта, иногда её ещё называют культом. Это объединение верующих, которое возникает как оппозиция, противопоставление господствующим религиозным направлениям. Секты обычно отличаются строгой дисциплиной, принятыми в ней нравственными и поведенческими нормами. Члены секты часто считают себя избранными, противопоставляют себя внешнему миру.

Историческая судьба сект неодинакова. Одни из них со временем прекращают своё существование, некоторые превращаются в новые конфессии. Так, например, протестантизм сразу после своего возникновения воспринимался как секта внутри католической церкви.

Веротерпимость и свобода совести: история развития

В многоконфессиональной стране задача обеспечения мирных отношений между людьми, предотвращение религиозной розни является важнейшим направлением госу­дарственной политики. Речь идёт о веротерпимости и свободе совести. Веротерпимость – это признание права свободного исповедания любой религии, терпимое, уважительное отношение к представителям всех верований.



Гораздо реже веротерпимость встречалась в средневековье и начале Нового времени. Эти периоды насыщены религиозными войнами. Однако были и исключения. Так политика веротерпимости в отношении христианских конфессий была официально провозглашена в сборнике законов Великого княжества Литовского – Статуте 1588 г. Попыткой примирить католиков и протестантов-гугенотов во Франции стал Нантский эдикт Генриха IV в 1598 г.

Конституция и законодательство России о веротерпимости и свободе совести

Верующие могут свободно отправлять свой культ, если при этом не нарушаются права и свободы других граждан.

Школа отделена от церкви, то есть в государственных общеобразовательных учебных заведениях запрещена пропаганда какой-либо религии или атеизма. Изучение основ веры может проходить либо в созданных религиозными общинами школах, либо на факультативных (необязательных для посещения) занятиях во внеучебное время с разрешения и по просьбе родителей учащихся. Разумеется, семья также может воспитывать детей в духе религиозности.

Религиозный мир, стабильность развития общества зависит не только от политики государства, но и от готовности каждого из нас уважать право на свободу совести тех, кто живет вокруг нас. Необходимо также помнить, что наши действия, связанные с отправлением религиозного культа, не должны нарушать права и свободы других людей.

Подведем итог.

· Россия является многоконфессиональной страной.

· Наибольшее число верующих относят себя к православию, но в нашей стране также живут представители всех мировых и многих национальных конфессий.

· Основными видами религиозных объединений являются церковь (конфессия) и секта.

· Государственная политика России в сфере религии основана на принципах веротерпимости и свободы совести.

Для сохранения стабильности в нашем многоконфессиональном обществе необходимо формировать терпимость и уважение к иным взглядам, в том числе религиозным, как качество личности.

Andersen, WIlford W.

Религия и государство идут разными, но параллельными путями. Они наиболее успешны и наиболее эффективны, если защищают и поддерживают друг друга.


Фотоиллюстрация Дэвида Стокера.

Религия и государство подобны супругам, которые иногда переживают сложности в совместной жизни, но понимают, что просто не смогут жить порознь. Чтобы процветать, и религии, и государству необходима независимость, но история показывает, что полный разрыв никому не идет на пользу. Они идут разными, но параллельными путями. Они наиболее успешны и наиболее эффективны, если защищают и поддерживают друг друга.

Государство играет существенную роль в защите и поддержке свободы религии и одобряет роль церквей в обществе. К счастью, большинство государств в современном мире признает, по крайней мере в некоторой степени, свободу религии и гарантирует своим гражданам право поклоняться Богу и исповедовать свою религию согласно голосу своей совести. Однако так было не всегда.

Многие поколения стали свидетелями подавления свободы вероисповедания, что происходит, когда правительство устанавливает государственную религию. Другие пережили падение нравственности, к которому приводит запрещение любой религии на государственном уровне. Мы благодарны за растущее число конституций в странах современного мира, в которых предполагается, что религиозные убеждения и исповедование религии, хотя и отделенные от государства, должны охраняться и быть защищены от преследований 1 .

Вдохновленное свыше правительство, описанное в Книге Мормона, предоставило такую свободу проявления религиозных убеждений и вероисповедания своему народу:

«И ныне, если человек желал служить Богу, это было его привилегией; или, вернее, если он верил в Бога, это было его привилегией – служить Ему; но если он не верил в Него, то не было такого закона, чтобы наказать его…

Ибо был такой закон, что людей следует судить согласно их преступлениям. Тем не менее не было закона против веры человека (Алма 30:9, 11).

Как народ веры, мы должны быть благодарны за государственную защиту, которая позволяет нам принимать и исповедовать свои религиозные убеждения согласно нашему желанию.

Важная роль религии

Возможно, для некоторых людей тот факт, что религия и нравственность играют важную роль в поддержании и развитии преуспевающего и эффективного государства, не является очевидным. Единственное действенное решение многих серьезных проблем, с которыми сталкивается современный мир, лежит в плоскости духовной, а не политической или экономической. Расизм, насилие и преступления на почве нетерпимости, например, – это духовные проблемы, и решить их можно только на духовном уровне. Старейшина Даллин Х. Оукс, член Кворума Двенадцати Апостолов, учил:

Установление нравственного порядка общества в значительной степени зависит от религии и церквей. Государство никогда не сможет построить достаточно тюрем, чтобы вместить всех преступников, порожденных обществом, в котором не хватает нравственности, моральной устойчивости и веры. Развитие этих качеств стимулируется исповедованием религии, а затем законодательным декретом или силами полиции. Государство не может контролировать настрой, желания и надежды человеческого сердца. Однако эти семена прорастают в поступки, которые государство должно регулировать.

В Нагорной проповеди Иисус противопоставляет закон, записанный в книгах, закону, написанному на Небесах.

«Вы слышали, что сказано древним: ‘не убивай, кто же убьет, подлежит суду’.

Но там, где духовные вопросы игнорируются, закон, написанный на бумаге, и правовые механизмы государства в конце концов перестанут действовать. Добиться гражданского порядка в обществе возможно лишь тогда, когда большинство людей будет поступать нравственно не потому, что они подчиняются закону или полицейским, а по причине убежденности в том, что им следует так поступать.

Государство следит за поведением своих граждан. Оно пытается заставить их поступать порядочно и высоконравственно. С другой стороны, религия пытается убедить их обрести желание поступать порядочно и высоконравственно. Президент Эзра Тафт Бенсон (1899–1994 гг.), член правительства под руководством президента США Дуайта Д. Эйзенхауэра, учил этому существенно важному разграничению:

С этой целью хорошее государство защищает религию и поддерживает свободу вероисповедания. А хорошая религия побуждает людей быть добропорядочными гражданами и соблюдать законы страны.

Хорошему правительству не нужно становиться на чью-то сторону. Оно не должно одобрять одну религию или покровительствовать ей, отказывая в поддержке другой религии. Представители власти должны быть свободны в выборе своих личных верований и ритуалов согласно голосу своей совести. Точно так же хорошая религия не должна ни поддерживать, ни противостоять каким бы то ни было политическим партиям или кандидатам, но ее приверженцы должны быть свободны и даже получать поддержку в том, чтобы участвовать в политических процессах и поддерживать ту партию или кандидата, которых они считают лучшими.

Пусть ваш голос будет услышан


В то время как Церковь, как организация, постоянно утверждает свой политический нейтралитет, Святых последних дней призывают участвовать в политических процессах и возвышать свой голос в публичных обсуждениях. Быть хорошими гражданами, где бы мы ни жили, – это часть нашей религии.

А до этого великого дня религия и государство должны идти по пути истории человечества рука об руку – уважая независимость друг друга и признавая существенный вклад друг друга в общее дело.

См. W. Cole Durham Jr., Silvio Ferrari, Cristiana Cianitto, Donlu Thayer, eds., Law, Religion, Constitution: Freedom of Religion, Equal Treatment, and the Law (2013), 3–5.

Alexis de Tocqueville, Democracy in America, 2 vols. (1835–1840), 1:306.

Boris Yeltsin, in Donald Murray, A Democracy of Despots (1995), 8.

Edmund Burke, A Letter from Mr. Burke, to a Member of the National Assembly; цит. по Answer to Some Objections to His Book on French Affairs, 2nd ed. (1791), 69.

Книга 2: Руководство в Церкви (2010), 21.1.29.

Важное влияние религиозных убеждений

Oaks, Dallin H.

“Наше общество держится вместе главным образом не на законе и его практическом применении, но, что намного важнее, на людях, которые добровольно подчиняются тому, к чему невозможно принудить, благодаря усвоенным нормам праведного или надлежащего поведения. Религиозные убеждения в том, что правильно и что неправильно,оказывают важнейшее влияние на появление такого добровольного согласия большого числа наших граждан”.

Нас призывают тщательно изучать программы и кандидатуры и голосовать за тех, кто, по нашему мнению, будет руководствоваться честностью.


Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.

Оглавление

  • 1 ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 2 МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 3 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С ДРУГИМИ ГУМАНИТАРНЫМИ НАУКАМИ
  • 4 ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 5 СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И НОРМЫ ПЕРВОБЫТНО—ОБЩИННОГО СТРОЯ
  • 6 ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  • 7 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА
  • 8 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  • 9 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА. КЛАССОВОЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

8 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Теории происхождения государства:

1) теологическая теория — теория Божественного происхождения государства, согласно которой государство было создано и существует по воле Бога, а право — это Божественная воля. Согласно этой теории церковная власть имела преимущественное положение над светской властью, а монарх при вступлении на престол освящался церковью и считался представителем Бога на земле. Представители — Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве;

2) патриархальная теория — теория происхождения государства в результате исторического развития семьи, когда разросшаяся семья становится государством. Согласно данной теории монарх — отец (патриарх) своих подданных, которые должны слушать его неукоснительно и относиться к нему с почтением. В ответ монарх должен был заботиться о своих подданных и управлять ими. Представители — Аристотель, Конфуций, Р. Фил—мер, Н. К. Михайловский;

3) договорная теория, согласно которой государство — продукт человеческого разума, а не проявление Божественной воли. Представители этой теории считали, что государство возникло в результате заключения между людьми общественного договора с целью обеспечения их общей пользы и интересов. В случае нарушения или невыполнения условий общественного договора люди были вправе расторгнуть его, причем даже с помощью революции. Представители — Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев;

4) психологическая теория, сторонники которой связывают возникновение государства с особыми свойствами человеческой психики: потребность во власти одних над другими и стремление одних подчиняться другим. Представители — Л. И. Петражицкий, Д. Фрезер, З. Фрейд, Н. М. Коркунов;

5) теория насилия, согласно которой государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными, выносливыми и организованными племенами. Представители — Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский;

6) материалистическая теория, согласно которой образование государства является результатом изменения общества вследствие социально—экономических причин. Представители — К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов;

7) патримониальная. Государство произошло от права собственности на землю и связанного с ним права владения теми лицами, кто на этой земле проживает. Представитель — А. Галлер;

8) органическая. Государство возникло и развивалось как биологический организм. Представители — Г. Спенсер, А. Э. Вормс, П. И. Прейс;

9) ирригационная. Государство возникло в связи с широкомасштабной организацией строительства ирригационных сооружений. Представитель — К. А. Виттфогель.

Читайте также: