Иногородние крестьяне и их положение кратко

Обновлено: 02.07.2024

Государственные крестьяне в России — что это за класс в России

Государственные крестьяне — особенное российское сословие, составлявшее в XVIII-XIX веках до 50% численности населения России, занимавшегося земледелием. Их отличие от помещичьего крестьянства состояло в том, что они считались лично свободными, но прикрепленными к земле.

За землю крестьяне обязаны были ежегодно уплачивать государственную оброчную подать. Министр государственного имущества для разных местностей мог устанавливать этот сбор в размере не выше 15% от оценочной стоимости земли. Также у крестьян была обязанность уплачивать налог за пользование лесом, если в состав их участка входили лесной массив. Через три года, при условии, что все налоги уплачены, наделы можно было продавать.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Но проблема выкупа в полную собственность земли как сельскими обществами, так и владельцами состояла в том, что необходимо было внести единовременный взнос в уездное казначейство в сумме, проценты с которого равнялись бы сумме равной капитализированной оброчной подати. Это были огромные деньги даже для зажиточной части населения.

Кратко права государственных крестьян можно представить следующим образом:

  • они имели право выступать в суде;
  • заключать сделки;
  • имели частную собственность;
  • вели торговлю как оптом, так и в розницу;
  • открывали фабрики и заводы.

Их обязанности включали:

  • оплату подушной подати;
  • взносы на земские нужды;
  • натуральные повинности.

За несение повинностей крестьяне отвечали круговой порукой.

Какие группы вошли в их состав при Петре Первом

История формирования этого сословия началась с указов Петра I. Государственные крестьяне образовались из остатков не закрепощенных земледельцев:

  • черносошных крестьян — тяглых людей, т. е. несущих повинности не в пользу помещиков, а государства. Жили на окраинах империи с суровым климатом. Занимались охотой, рыболовством, собирательством, торговлей;
  • сибирских пашенных крестьян — обрабатывавших казенные земли в Сибири;
  • однодворцев, которые происходили из служилых людей. Были, как правило, детьми бояр. Несмотря на то, что числились дворянами, были не нужны государству. Петр I стремился избавиться от этого сословия. Но однодворцы были упразднены только в 1866 году;
  • служилых татар — сформировались из татарской знати, перешедшей из Золотой Орды на службу России. Имели некоторые привилегии в торгово-ремесленных занятиях;
  • нерусских народностей Поволжья и Приуралья.

Отличие государственных крестьян от крепостных

Историки полагают, что шведские крестьяне стали примером для определения юридических прав государственных крестьян. Во-первых, они обладали личной свободой. В отличие от крепостных, им разрешалось участвовать в судебных процессах. Во-вторых, казенные могли заключать сделки и владеть собственностью.

Положение государственных крестьян в XVIII-XIX веке

В 1719 году на европейской части России и Сибири их было около 1,049 миллиона, т. е. 19% от всех земледельцев. В 1858 году уже — 9,3 миллиона человек (45,2% земледельческого населения). Сословие вносило в казну денежный оброк. В Прибалтике и на территории Польши казенные имения сдавали в аренду частникам, и госкрестьяне отбывали барщину.

Сибирским пашенным работникам следовало обрабатывать государственные участки и вносить продуктовый оброк. Казенные крестьяне платили подушную подать и отбывали дорожную, подводную, постойную и т. п. повинности.

Реформы в отношении государственных крестьян в XIX веке

Ее основателем стал убеждённый противник крепостного права П.Д. Киселев. В ходе реформы ликвидируются барщинные повинности в Литве, Белоруссии и на Правобережной Украине, больше не сдаются казенные имения в аренду. Подушевой оброк заменили земельно-промысловым сбором.

Госкрестьяне получили самоуправление и право решать вопросы в границах сельской общины. Но закрепленность к земле осталось. Радикальной реформации деревня подверглась лишь после отмены крепостного права.

Киселев собирался регламентировать участки и повинности помещичьих крестьян, и в определенной мере подчинить их Министерству государственных имуществ, но это встретило активное сопротивление помещиков и не было осуществлено.

Эти реформы однако привели к тому, что владения госкрестьян уменьшились на 10% в центральных губерниях, на 44% — в северных. Выкупные платежи на 45 % стали больше оборочной подати. Революция 1905 года повлияла на то, что во время столыпинских реформ эти платежи были отменены с 1 января 1907 года.

крестьяне, поселившиеся в казачьих областях после отмены крепостного права в России (1861). И. не имели права на получение надельной земли от войска и поэтому покупали или арендовали землю у станиц, помещиков и богатых казаков, а также работали по найму. Незначительная часть И. превращалась в кулаков. И. должны были вносить посаженную плату за пользование станичными угодьями. Они не имели никаких прав и находились под угрозой выселения из казачьих областей. Активно участвовали в революционном движении.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Смотреть что такое "Иногородние" в других словарях:

ИНОГОРОДНИЕ — название крестьян и других категорий неказачьего населения, переселившихся после отмены крепостного права в России (1861) на казачьи земли. Покупали или арендовали землю у казаков, работали батраками … Большой Энциклопедический словарь

ИНОГОРОДНИЕ — ИНОГОРОДНИЕ, название крестьян и других категорий неказачьего населения, переселившихся после отмены крепостного права (1861) на казачьи земли. Покупали или арендовали землю у казаков, работали батраками. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

Иногородние — Связать? У этого термина существуют и другие значения, см. Иногородние (значения). Иногородние, иногородцы так казаки называли всех пришлых поселенцев, подразумевая под этим людей иного роду , не казачьего, из иных (неказачиьх) городков , не… … Википедия

иногородние — название крестьян и других категорий неказачьего населения, переселившихся после отмены крепостного права в России (1861) на казачьи земли. Покупали или арендовали землю у казаков, работали батраками. * * * ИНОГОРОДНИЕ ИНОГОРОДНИЕ, название… … Энциклопедический словарь

ИНОГОРОДНИЕ — ИНОГОРОДЦЫ так Казаки называют Русских и Украинцев, пришедших на их землю, подразумевая тем людей, принадлежащих к иному роду, не казачьему и не кавказскому (Кавказцы иногородними не считаются). Именно в таком значения понимали слово и русские… … Казачий словарь-справочник

ИНОГОРОДНИЕ — крестьяне, поселившиеся в казачьих областях после реформы 1861. И. не имели права на получение надельной земли, поэтому часть из них покупала или арендовала земли у помещиков и богатых казаков, остальные работали по найму. Незначит. группа И.… … Советская историческая энциклопедия

ИНОГОРОДНИЕ — крестьяне, после 1861 г. переселившиеся на казачьи земли … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

Иногородние (казачество) — У этого термина существуют и другие значения, см. Иногородние (значения). Иногородние, иногородцы представители некоренного неказачьего населения казачьих земель, так казаки называли всех пришлых поселенцев, подразумевая под этим людей иного роду … Википедия

Иногородние (значения) — Иногородние (в ед.ч. иногородний) в общепринятом смысле жители других городов в казачьей терминологии представители некоренного неказачьего населения казачьих земель … Википедия

ИНОГОРОДНИЕ РАСЧЕТЫ ПО КЛИРИНГУ — OUT OF TOWN CLEARINGSСм. ДЕПАРТАМЕНТ ИНОГОРОДНЕЙ ИНКАССАЦИИ; МЕЖОКРУЖНАЯ СИСТЕМА ИНКАССАЦИИ ФРС; СИСТЕМА ИНКАССО ЧЕКОВ ПРИ ФРС … Энциклопедия банковского дела и финансов

В XVIII в. со становлением абсолютной монархии положение крестьян в России стремительно ухудшалось. Еще Судебник 1649 г. отменил урочные лета. И теперь устанавливался бессрочный розыск беглых крестьян. Еще раньше был отменен Юрьев день, когда крестьянин, не имевший долгов перед помещиком, мог сменить хозяина.

Категории крестьян.

К XVIII в. четко выделялось три группы крестьян:

· помещичьи или частновладельческие крестьяне.

Положение разных групп крестьянства

Группа свободных крестьян была очень маленькой и их численность стремительно сокращалась. Представители этой группы, как и все остальные не могла иметь во владении землю.

Государственные крестьяне обладали ограниченной свободой. Они не подлежали продаже или покупке. У них была возможность переехать на новое место жительства, заняться промыслами. Но и они оставались подневольными людьми. По распоряжению государства или соответствующих министерств государственные крестьяне насильственно переселялись в другую местность, приписывались к заводу или каким-либо промыслам, добыче полезных ископаемых. Их привлекали к обороне пограничных рубежей государства.

Ряды государственных крестьян пополнялись за счет коренных народов Поволжья, Приуралья, Сибири, которые обязаны были платить ясак. К ним относились бывшие служилые люди, после окончания службы получавшие небольшой надел в пользование.

Но, начиная, с правления Петра I, число государственных крестьян стремительно сокращалось. Они становились частновладельческими, так как переходили в собственность владельца, получавшего от государя земельный надел из государственных владений вместе с живущими там крестьянами. В XVIII в. увеличился объем передачи государственных земель во владение частных лиц за особые заслуги перед государством и царем. Эта практика была прекращена лишь в 1807 г.

Самой многочисленной категорией было помещичье крестьянство. Эта категория людей была самой бесправной. Владелец имел право продать или купить крестьян, подарить, отдать их в залог. Петр I лишь запретил продавать крестьян по одиночке. Помещик имел право судить крестьян за преступления, ссылать их на каторгу, отправлять в солдаты. Исключение касалось лишь смертной казни и решение уголовных дел. Эти дела рассматривал суд. Владелец имел решающий голос в вопросе женитьбы крестьянина.

Крестьянские повинности

Все крестьяне несли определенные повинности и платили оброк. Государственные крестьяне это делали в пользу казны, а частновладельческие должны были отработать несколько дней на помещичьей земле и заплатить установленный оброк в пользу помещика. В период активных сельскохозяйственных работ запрещалось привлекать крестьян на работы больше чем на три дня в неделю, чтобы они успевали обрабатывать свои наделы. Но редко кто из помещиков соблюдал этот закон. Крестьяне часто не могли вовремя и в полном объеме внести оброк и попадали в еще большую зависимость. Кроме выполнения повинностей крестьяне платили налоги государству.

Новые группы крестьян

Во второй половине столетия из числа государственных выделились еще две группы. Экономические крестьяне появились после перехода церковных земель в государственную собственность. Раньше они принадлежали церкви и монастырям, теперь же платили оброк и выполняли работы в пользу государственной казны.

К числу дворцовых крестьян стали относить казачество. После восстания Пугачева казачество получило многие вольности. Им раздавались земельные наделы на пограничных рубежах государства. Они должны были нести воинскую повинность и верно служить государю. Казаки стали основной силой подавления народных восстаний.

К концу XVIII в. положение крестьян в России стало напоминать положение рабов. Они не имели прав и свобод. Помещик или государство полностью распоряжались их жизнями.

На этом уроке мы продолжим рассмотрение положения основных слоев общества. Речь пойдет о крестьянстве. Познакомимся с дореформенным укладом жизни крестьян – крестьянской общиной. Узнаем об особых законах и волостном суде, о других органах общинного самоуправления. Далее рассмотрим положение крестьян после отмены крепостного права, главным последствием которой стало расслоение крестьян.

Крестьянство — самое многострадальное сословие России, самое многочисленное сословие России. Как изменилось? И изменилось ли в лучшую или худшую сторону положение российского крестьянства в 19-м веке.

Положение основных слоев общества — крестьянство

Крестьянское сословие

Русское крестьянство по-настоящему было главным сословием нашего государства. Крестьяне численно превосходили все сословия вместе взятые и составляли свыше 90% населения. Но по своим правам, даже после отмены крепостного права в 1861 году, крестьяне все-таки были очень существенно ущемлены.

А государство в лице политического руководства да и вообще, как система не очень-то верило своему собственному населению; оно считало, что это население темное, неграмотное, и, кстати говоря, в этом было оно абсолютно право, потому что грамотность тогдашнего населения (крестьянского имеется в виду) составляло очень низкий процент: не выше 17% вообще умели читать или писать; остальные не умели ни читать, ни писать, а значит, соответственно, стоит ли доверять этим безграмотным людям.

Давайте ими управлять сообразно отчасти их желаниям, их традициям, их устоям, а отчасти таким специфическим повелением, волеизъявлением самого государства. Вот поэтому крестьяне составляли такую специальную корпорацию, хотя чисто формально этот термин никогда не употреблялся.

Крестьянские общины

Корпоративность крестьянского быта обуславливалась той формой, в которой крестьяне жили; а жили они совместными общинами. Больше ни одно сословие в России не было принуждено вот к такому типу жительства; и даже мещане и горожане, они обладали определенными правами свобод намного более широкими; а здесь речь шла о такой круговой поруке.

Крестьяне были вынуждены жить своими сельскими общинами, а несколько таких общин составляли волость — такую главную техническую административную единицу крестьянского мира.

Крестьяне были ограничены в перемещении — им нельзя было мигрировать по стране. Эта привязанность к месту, где ты родился, эта привязанность к твоей непосредственно крестьянской общине (сельской или волостной) она, как бы, обуславливала эту замкнутость этого мира.

Как правило, русский сельский житель не знал ничего того, что происходит за пределами привычного его круга. Ему вполне всего хватало, он всё свободное время тратил на работу, поэтому свободного времени у него попросту не было. Вообще, тогда сказать крестьянину, что ты занимаешься праздностью, было пожалуй каким-то даже оскорблением, поскольку крестьянин не мог себе позволить заниматься праздным времяпрепровождением, он всегда работал, он постоянно трудился. Это было частью его повседневной жизни, он просто иного быта не знал.

Органы управления крестьянством

Как же управлялись крестьяне? Верховным органом управления крестьянства был сельский сход – это, когда все мужчины, а позднее, между прочим, уже и женщины, соответственно, участники данной сельской общины, собирались и решали какие-то совместные дела. Этих дел было не так уж и много, но главным из них был выбор сельского старосты.

Самый уважаемый чиновник внутри сельской общины — староста — был очень важной персоной в крестьянской общине. Но сход выбирал не только старост, он выбирал в том числе и сборщика подати, поскольку после отмены крепостного права это финансово-денежное бремя легло на крестьянские плечи довольно тяжело.

То есть, условно говоря, крестьянин должен был стать экономической единицей, а одному ему это сделать было практически невозможно. Поэтому, как правило, крестьяне действовали сообща.

И вот они выбирали, соответственно, человека, который отвечал за налогообложение, они выбирали людей, которые потом в дальнейшем решали крестьянские дела, дела данной общины уже на волостном сходе, и были представителями данной конкретной общины на общем собрании всех христианских общин волости.

Волостная община в свою очередь выбирала уже волостного старосту, и он отвечал за довольно крупное уже административное формирование, хотя, безусловно, он подчинялся государственным чиновникам, но в его функции входило очень важное ответственное поле: он возглавлял волостной крестьянский суд.

Волостной суд

Дело в том, что какие-то проступки, а вернее даже не проступки, а преступления уголовного характера, безусловно, рассматривал уже, соответственно, Суд Российской Империи, мировые судьи и так далее, так далее. Это было фактом неприкосновенным, но крестьянская жизнь очень широка и там очень много было обычаев, традиций и устоев, которые никак не подпадали под законы Российской Империи, но вместе с тем являлись, скажем так, обязательными требованиями для нормальной крестьянской жизни.

Это обыденное право, эти социальные нормы, которые не могли быть зафиксированы в общей системе законов Российской Империи, они должны были быть кем-то урегулированы. Они регулировались волостным судом. Волостной суд имел право осуждать крестьян по таким делам, которые сейчас могут показаться даже смешными. Например, крестьянина могли осудить за то, что он пьянствует; или за то, что он бездельничает.

Крестьян могли осудить даже за то, что они занимаются колдовством или ворожбой, то есть понятно — такие вещи рассматривать в суде общей юрисдикции было невозможно. Любой адвокат тут же бы отмел с точки зрения закона все обвинения, но крестьянской общине для того, чтобы нормально поддерживать свою жизнедеятельность, где все зависят ото всех, безусловно необходим был такой орган.

Православие крестьянства

Это было еще и в силу того, что крестьянская община была по сути самым архаичным наследием Российской Империи. В силу отсутствия образовательного ценза, вообще отсутствия каких бы то ни было основ образования среди крестьян, в силу того, что крестьянство исповедовало православие, исповедовало его, скажем так, в самой низкоинтеллектуальной форме, если можно так выразиться, крестьяне были скорее набожными, нежели верующими. В чем тут отличие?

Крестьяне очень четко знали, что быть православным — значит, быть русским; они точно знали, что быть православным — значит, ходить в церковь, значит, ходить на службу, значит, отправляться какими-то празднествами, исполнять их согласно установленного неизвестно кем регламента, зачастую, между прочим, очень сильно расходящегося с официальной трактовкой по необходимости праздника у русской православной церкви.

И тем не менее, быть русским, быть крестьянином — значит, быть сопричастным к этой жизни. Но при этом крестьяне ведь не читали Библии. Как правило, они не понимали того, о чем говорит священник, да и священники очень часто крестьянских общин, это сельские приходы знаменитые, они были очень бедными, они мало отличались от самой крестьянской общины. И, соответственно, образовательный ценз этих священников был не очень высок.

И вот все это вместе и создавало такую определенную корпорацию, которая и регулировалась изнутри собственными понятиями, собственными принципами.

Результаты крестьянской реформы

В какой-то степени крестьяне, безусловно, были довольны тем, что их освободили, но они были бы по-настоящему довольны, если бы их освободили с землей. Но их освободили без земли — их заставили выкупать те земельные наделы, которыми они изначально и пользовались. Но это был обман. Александр II не мог пойти на то, чтобы выбить из-под себя, что называется, основы государства; он не мог настолько сильно обидеть дворянство, оставить его без средств к существованию.

Дворянство на тот момент, на момент отмены крепостного права, никаких иных доходов фактически и не имело, кроме, как от своих крепостных крестьян. Так вот он не мог пойти на то, чтобы их совершенно разорить — они бы взяли в руки оружие и пошли против императорской власти. Поэтому крестьянство оказалось заложником этой реформы.

Для нас важно что? Что в этот момент начинается очень серьезное расслоение крестьянского мира. Да, крестьяне были объединены в общины, мы с вами об этом сказали. Они были связаны корпоративной этикой быта. Преодолеть эти принципы было невозможно, просто в силу того, что это особый уклад жизни, особый уклад мира. Но важно то, что все таки это крестьянство становится неоднородным — выделяется очевидно богатое крестьянство.

По какому принципу делились крестьяне

Появляются люди зажиточные, что ранее на селе было невиданно. С другой стороны появляются совершенно нищие крестьяне, при этом мерилом главным для определения того, богат ты или беден, было наличие лошади. Почему? Да потому, что конская сила тогда в прямом смысле слова — это главное богатство крестьянина. На лошадях можно было обрабатывать землю, а как делать это, если у тебя нет тягловой силы?

Тебе приходилось батрачить, то есть наниматься на работу к тем же крестьянам побогаче. И это, безусловно, обуславливало этот процесс расслоения крестьянского мира. Очень многие крестьяне уезжали из деревень, просто потому, что они не могли более справляться с экономическими условиями жизни. Иногда получалось так, что мужчины уезжали из села в город на заработки, работая на каких-то поденных работах, а женщины оставались в деревне и в силу этих причин они становились совершенно, скажем так, людьми иного статуса.

Потому что раньше женщина — она имела в крестьянском хозяйстве намного меньший статус. Женщина – это, согласно домостроя, тесто. Тесто, которое лепит муж. А теперь, если муж уехал на заработки и очень подолгу не бывает дома, значит, кто ведет все хозяйство? Она. Она — хозяйка дома. Вот так русское крестьянство начинает меняться — это процесс медленный, очень постепенный. Почему? Да потому, что сам по себе крестьянин был крайне консервативным человеком, и крестьянский мир тоже был консервативен, но эти процессы идут.

Итоги крестьянской реформы

Поэтому подводя общий итог, мы с вами должны сделать такой вывод у себя в голове: мы видим русское крестьянство в 19 веке изменившимся. Оно меняет свой социальный статус, оно обретает свободу, оно меняется внутренне, начинаются процессы расслоения русского крестьянства.

Меняется статус участников крестьянской жизни: женщина становится совершенно иным фактором крестьянского быта, крестьянского мира. И тем не менее, крестьянство оставалось для России проблемой. Это такой спящий океан. Его необразованность, его забитость, его раболепие перед властями – это, безусловно, был потенциал. Потенциал, который рано или поздно должен был сыграть свою историческую роль. И он сыграл эту историческую роль. Но сыграл уже в 20-м веке.

На протяжении многих веков крестьяне были отдельной социальной категорией, к которой относились все жители, занимающиеся сельскохозяйственным трудом. Так получилось, что в эту группу входили люди с разным достатком, правами и обязанностями. Рассмотрим подробнее категории крестьян, чем они занимались, какое положение в обществе занимали.

Казенные крестьяне

Черносошные крестьяне

К этой категории относились люди, принадлежащие государству. Они не подчинялись какому-нибудь помещику. Их долг – работать во благо своей страны. Но не все государственные крестьяне имели одни и те же права и обязанности. Эту категорию можно разделить на три группы:

  • Черносошные. Это лично-свободные люди, которые работали на нужды государства. Они владели земельными участками, могли их продавать или давать в залог, но при условии уплаты всех пошлин. Крестьяне в основном жили на малоосвоенных землях Сибири, Поморья. Кроме земледелия занимались охотой, собирательством, рыболовством, торговлей.
  • Дворцовые. Люди работали на дворцовых землях. Их основная задача – снабжать княжеский или царский двор продовольствием. Крестьян закрепляли за определенным двором. Для управления ими даже был учрежден специальный приказ. Со времен Михаила Романова распространилась практика раздачи дворов с крестьянами служилому дворянству.
  • Приписные. Появились в XVII веке. Крестьяне работали на фабриках и заводах, при этом, не платя подушную дань. Поскольку крупная промышленность в основном развивалась на Урале и в Сибири, именно туда свозили государственных крестьян, обеспечивая предприятия дешевой рабочей силой.

Казенным крестьянам жилось несладко. Но все же они имели хоть немного свободы. Лучше всего жилось черносошным крестьянам. Они платили дань, но вместе с тем имели возможность для дополнительного заработка.

Крепостные крестьяне

Крепостные крестьяне

Наиболее закабаленная категория населения. Крестьяне были собственностью помещиков. Чаще всего с ними обращались как с вещью. Люди работали на износ. С их личными пожеланиями никто не считался. Крепостные делились на следующие группы:

  • Посессионные. Появились в XVIII веке при Петре I. Крестьян закрепляли за посессионными мануфактурами. Их могли продавать только вместе с предприятиями. Дешевая рабочая сила обеспечивала рост крупных мануфактур.
  • Помещичьи. Лично-зависимые крестьяне, являвшиеся собственностью дворян-землевладельцев. Это классический пример крепостного, который описан в книгах. Всю свою жизнь люди работали на помещика.
  • Временнообязанные. Группа крестьян образовалась после 1861 года. По закону произошла отмена крепостного права. Но люди и дальше были вынуждены работать на хозяина, потому что не были переведены на выкуп.

Крестьяне – многострадальное сословие. Они обеспечивали страну продовольствием, способствовали развитию мануфактур. И при этом имели наименьше прав и свобод. В наиболее тяжелом положении оказались помещичьи и посессионные крестьяне. Люди всю жизнь работали для обогащения дворян, не имея возможности сменить хозяина.

Читайте также: