Мастер и подмастерье зайнаб биишевой читать на русском языке кратко

Обновлено: 04.07.2024

Читательская конференция позволяет развивать способность самостоятельно анализировать прочитанное; формировать у детей навыки публичных выступлений; пропагандировать лучшие произведения разных видов и жанров. Главная особенность читательской конференции – наличие проблемы, четко сформулированной чаще всего в теме.

ВложениеРазмер
chitatelskaya_konferentsiya_po_rasskazu_master_i_podmastere.docx 21.29 КБ

Предварительный просмотр:

познакомить с личностью и творчеством З.А. Биишевой

1. привить любовь к родной литературе

2. привлечение к чтению, формирование коллективного читательского мнения, воспитание у воспитанников умения глубоко анализировать прочитанное, высказывать и защищать собственное мнение, если оно отличается от коллективного.

· презентация о жизни писателя,

· выставка его книг,

· презентация к эпизодам произведения,

· выставка рисунков воспитанников

· рассказ библиотекаря и учителя

· использование компьютерной презентации

Читательская конференция позволяет развивать способность самостоятельно анализировать прочитанное; формировать у детей навыки публичных выступлений; пропагандировать лучшие произведения разных видов и жанров. Главная особенность читательской конференции – наличие проблемы, четко сформулированной чаще всего в теме.

Сегодня мы собрались на необычное занятие – читательскую конференцию и мы с большим удовольствием открываем читательскую конференцию.

Зайнаб Биишева – известная писательница Башкортостана, которая всем своим творчеством служит народу.

Зайнаб Абдулловна - родилась в Республике Башкортостан в Кугарчинском районе в 1908 году и в этом году, 2013 ей исполнилось бы 105 лет со дня рождения.

Зайнаб Биишева рано осталась сиротой. Когда ей было три года, умерла мать, в одиннадцать - не стало и отца. Несмотря на жизненные трудности Зайнаб Биишева смогла окончить школу, и выучиться на профессию учителя. Она мечтала работать в школе, обучать сельских детей.

В течение своей жизни ей пришлось работать учительницей, работать редактором в редакциях газет и журналов, в книжном издательстве, на радиовещании.

В своем творчестве она писала о народе, о проблемах и интересах народа, о борьбе народа за счастливую жизнь.

Ее произведения – это целый мир, где светлое всегда побеждает, всегда утверждается.

Зайнаб Биишева была прекрасным переводчиком, ею переведены произведения Николая Гоголя, Ивана Тургенева, Аркадия Гайдара, Льва Кассиля, Антона Чехова, Алексея Толстого, Сергея Аксакова и Максима Горького.

В жизни Зайнаб Биишева была сердечным человеком, и близко воспринимала беды и проблемы простых людей. Была очень откровенной, острой на язык, не боялась напрямую высказывать свои мысли и суждения.

Вместе с мужем Газизом Аминевым воспитали троих сыновей.

Cкончалась писательница 24 августа 1996 года в Уфе. В 1998 году Кугарчинским районом была учреждена ежегодная премия имени Зайнаб Биишевой.

Слайд 7, 8, 9,10,11, 12, 13.

Зайнаб Биишеву многие башкирские писатели уважительно называют своим учителем.

И первый вопрос такой:

1. Кто является рассказчиком в этом произведении? Хасбулат олатай

Кого называют олатай? Слайд 15

2. О чем рассказывает Хасбулат олатай? Слайд 16, 17

3. Назовите главных героев рассказа. Мастер и подмастерье, два соседа, которые выросли и жили в одном ауле Слайд 18

4. Каким ремеслом они занимались? Они занимались одним ремеслом, из одной и той же глины делали посуду. А людей этой профессии как называют? Гончарами

5. Герои рассказа делали посуду из глины, но почему-то одного назвали мастером, а другого подмастерьем. Как вы думаете, почему героя назвали мастером. Потому что он профессионально изготавливал посуду из глины

А почему его соседа, тоже гончара назвали подмастерьем? Что означает это слово? Подмастерье – это ученик, человек который учиться у мастера. Подмастерьем назвали, так как он не смог стать профессионалом своего дела

Как получались у него кувшины? Плохо, они разбивались

6. Мастер, наблюдая за тем, как у подмастерья кувшины получаются некачественные, быстро разбиваются, стал переживать, что односельчанам приходится пользоваться такими некрасивыми, грубыми кувшинами, и он сделал предложение подмастерью. Какое предложение он сделал? Ответы детей. Давайте послушаем отрывок из текста.

7. Подмастерье принял предложение мастера? Нет. А почему? Потому что разбитые кувшины людей были выгодны подмастерье. Люди постоянно покупали кувшины, и подмастерье зарабатывал деньги. Потому что подмастерье был ленивым.

8. То есть подмастерье трудился, чтобы заработать деньги, а мастер для чего трудился? Мастер от всей души стремился дарить людям радость.

И ему не важны были деньги.

А подмастерье думал иначе, ему не нужна была благодарность людей, ему нужны были только деньги.

9. Как вы думаете, почему однажды Мастер решил взяться за изготовление кувшинов. Ответы детей. Прочитать отрывок.

Люди решили, что незачем покупать уродливые посудины, которые делает Подмастерье если есть чудесные, легкие кувшины Мастера. Односельчане перестали покупать кувшины Подмастерье, и в его дом пришла нужда. У него не стало денег. Ему не на что стало жить. И хитрый Подмастерье сделал предложение Мастеру. Расскажите об этом.

Подмастерье предложил продавать кувшины Мастера и вырученные деньги отдавать Мастеру.

Как принял Мастер это предложение?

10. Ребята, а на самом деле Подмастерье желал добра Мастеру? Нет, Подмастерье думал о себе, он желал таким образом разбогатеть.

11. Подмастерье заставлял работать Мастера, Мастер с утра до ночи работал, продолжая лепить необыкновенно красивые кувшины. А продавал их Подмастерье и вскоре стал самым богатым человеком в ауле, и как пишет Зайнаб Биишева похожим на ястреба-могильника. Если Мастер вначале был рад этой сделке, так как полностью отдавался своей любимой работе, не думая о куске хлеба, то потом он стал грустить. Ему не понравилась эта сделка. Почему? Ответы детей. Прочитать отрывок. Стр.29, Стр.30

12. Сердце Мастера не выдержало таких грустных мыслей, он ослаб и умер.

13. Подмастерье говорил правду или обманывал? Обманывал. Он не умел так искусно лепить кувшины как Мастер.

14. Подмастерье стал известен во всей стране. Как сложилась у него жизнь? Он стал жить во дворце у Шаха. Шах построил ему дворец и мастерскую. Целыми днями он проводил время в пирах, на охоте, и в других развлечениях.

15. Подмастерью было хорошо и удобно жить во дворце шаха. А работой он занимался? У него была мастерская он там работал, и работал только ночью.

Почему работал ночью, объясните? Только ночью к нему приходило вдохновение.

16. Прожив много лет в почете и уважении, Подмастерье умер, на памятнике золотыми буквами написали, что это самый скромный и великий человек. Что установили на его могиле? Кувшин.

Могила его долгие годы считалась святым местом. И вот однажды паломники собрались почтить память Подмастерья, они увидели неожиданные перемены в кувшине.

Что случилось, расскажите. В этот день кувшин выглядел очень ярким, нарядным, он искрился разноцветными лучами. И на кувшине исчезла подпись Подмастерья, засветилась подпись Мастера.

Подмастерье коварно обманул. Слайд 21

Оказывается, при жизни Мастера он не все кувшины продавал, а прятал их. И по ночам он закрашивал подпись Мастера, и писал Подмастерье.

Таким образом, его обман раскрылся.

Как вы думаете, почему в конце рассказа обман Подмастерья раскрылся? Потому что добро должно победить над злом.

17. Кто олицетворяет добро, а зло?

Мастер был добрым человеком и желал добра людям. А Подмастерье, не научился совершать добрые поступки, не научился работать и дружить. Быть человеком не научился.

18. Вы бы ребята так поступили как Подмастерье? Почему?

19. Сейчас, в сегодняшней жизни, в нашем обществе есть ли такие люди как Мастер или как Подмастерье? И сейчас в обществе встречаются люди как Мастер и Подмастерье.

А каких людей ценят и уважают? Как Мастер.

20. Кого из этих героев можно назвать трудолюбивым? Мастера или подмастерье? Почему вы так считаете? Слайд 22

Мастер никогда не сидел без дела, он старался создать необыкновенно красивый кувшин, найти прочный состав глины, нестираемые краски, а для этого он много путешествовал по лесам и по горам. Прочитать отрывок. Стр.23

21. Чему учит этот рассказ, и какие выводы вы сделали для себя.

Человек должен быть трудолюбивым, честным, порядочным. Человеком с большой буквы. И не когда не должен обманывать.

Библиотекарь: Ребята! Обратите внимание на книжную выставку, где представлены книги писательницы и книги, в которых вы можете узнать о жизни и творчестве Зайнаб Биишевой.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Читательская конференция по рассказу Константина Симонова "Третий адъютант" для учащихся 10-11 классов


разработка урока по сказанию Зайнаб Биишевой "Мастер и Подмастерье "

Разработка урока по сказанию Зайнаб Биишевой" Мастер и Подмастерье".


Читательская конференция по рассказу К. Воробьёва "Немец в валенках"

Конспект читательской конференции по книге К. Воробьева "Немец в валенках"Тема: "Человек и война" Цел: подвести к пониманию того, что люди, относящиеся к двум враждующим во время войны стор.


Читательская конференция по рассказу А. И. Куприна "Изумруд"

Сценарий читательской конференции по рассказу "Изумруд" Куприна А. И, проведенной в 6 классе во время Недели детской книги.

Читайте также: