Возрастные и гендерные причины затрудненного общения кратко

Обновлено: 06.07.2024

Спокон веков людей волновали проблемы общения, собственно коммуникации, из за разности полов появлялись ущемления слабого пола и доминирование над слабым, что повлекло за собой затруднение общения и некое превосходство , что вписывается в наш менталитет, так же очень непрвельным стереотипом является разделение работ, тоесть женщины имеют право работать только на работах имеющих малую силозатратность и не требуют большого развития, но в наше время эти проблемы решаются и ,в то время как, в славянских странах в политике учавствует только 20 — 30% женщин, в странах ЕС и в США должности разделяются поровну. Страшнейшим заблуждением и ошибкой является стереотип о том ,что если человек старше он гораздо умнее и имеет право указывать что делать, речь идёт не только об ущемлении учащихся в школах или ВУЗах, но и про начальников в возрасте которые пытаются доказать свое превосходство над молодыми сотрудниками, в этом и проявляются главные проблеммы общения между людьми, нужно быть толерантными и добрыми людьми, чтобы отвечать улыбкой на улыбку вне зависимости пола или возраста.)

Затрудненное общение – это все виды и формы общения, которые приводят к деструктивным изменениям поведения партнеров.

Проблема затрудненного общения сегодня довольно активно обсуждается в отечественной психологии. Существующие модели оптимального общения напоминают, скорее всего, перечень требований к качествам личности субъекта общения, к его умениям и навыкам.

Показателем затрудненного общения является несоответствие заданным параметрам. Данный подход наиболее широко распространен в прикладных областях психологии – психология педагогического общения, управленческое взаимодействие, специалисты именно этих областей должны владеть навыками эффективного оптимального общения.

В основе классификации затруднений в общении лежит их оценка с помощью которой можно определить ситуации затрудненного общения – от легких сбоев до уровня конфликта, приводящего к разрыву всех отношений между партнерами.

Литература по данной проблеме позволяет сделать вывод о том, что данный термин используется и в широком и узком смысле. В широком смысле он объединяет такие явления, как конфликты, барьеры, трудности, затруднения, сбои, препятствия, преграды. В узком смысле он фиксирует незначительные, легко преодолеваемые трудности общения без деструктивных последствий.

Ряд специалистов считает, что затрудненное общение относится к глобальному, интегральному феномену.

По мнению В.Н. Кунициной феномен затрудненного общения – это явление, представленное в сознании и переживании партнеров. Если говорить о причинах возникновения затруднения в общении, то на первое место специалисты ставят состояние напряженности, тревоги, эмоционального неблагополучия, дискомфорта и др.

Затрудненное общение рассматривается в нескольких плоскостях:

Готовые работы на аналогичную тему

  • как социально-психологический феномен, который проявляется при взаимодействии и социальном общении;
  • как объективное явление, проявляющееся в несоответствии цели и выбранной модели общения;
  • как субъективное явление, проявляющееся в разных переживаниях человека, например, неудовлетворенные потребности, внутриличностные конфликты и др.

Существует несколько классификаций трудностей, возникающих в общении:

  • объективные и субъективные трудности,
  • первичные (природные условия жизни, история формирования группы) и вторичные трудности (порожденные психогенными и социогенными воздействиями, осознаваемые, т.е. реально присутствующие в процессе общения и неосознаваемые, они представлены в сознании личности, но несуществующие реально),
  • ситуативные или устойчивые трудности,
  • межкультурные и культурно-специфические,
  • индивидуально-психологические, социально-психологические трудности.

Кроме этого существуют когнитивно-эмоциональные, мотивационные, инструментальные, вербальные и невербальные, а также социально-перцептивные, коммуникативные, интерактивные трудности.

Таким образом, затрудненное общение – это социально-психологический феномен, отражающий широкий спектр явлений неэффективного общения.

Затрудненное общение и личность

Для личности существует определенная свобода выбора ситуаций и направление активности участия в них. Личность может выбрать любое направление активности, при этом она может отказаться от других направлений. Выбирая свое направление, личность оказывает влияние на возникновение конкретных ситуаций социальной практики. Поэтому изучение влияния общения, как на личность, так и личности на общение, является важным.

В таком подходе особенно нуждается психология затрудненного общения. В социальной психологии затрудненного и незатрудненного общения используются социально-психологические и психологические характеристики личности – это направленность, установки, система отношений личности, ценностные ориентации, стратегии взаимодействия, ролевые и статусные позиции личности, навыки и умения в области коммуникации, соответствие её поведения социокультурным и нравственно-этическим нормам.

Анализируя социально-психологические характеристики субъекта затрудненного и незатрудненного общения, можно сказать следующее:

  • Субъектом затрудненного общения является индивид, преобразовательная активность которого направлена на фрустрацию социальных потребностей. Характерным для него является искажение понимания себя и другого, отказ от рефлексии, смещение отношений, установок, неадекватные эмоциональные реакции, низкий уровень эмпатии. Последствиями являются сбои, трения, конфликты;
  • Индивид, выступающий субъектом незатрудненного общения, имеет достаточно развитые социальные способности и позитивные личностные качества. Характерными для него являются рефлексия собственных представлений, смещение отношений, установок, ценностных ориентаций в направлении личностного, субъектного отношения к себе и к другим, высокий уровень эмпатии. Результатом незатрудненного общения является взаимодействие, согласие, кооперация, сотрудничество.
  • существование барьера на пути достижения целей партнеров;
  • рост нервно-психического напряжения;
  • демонстрация непонимания;
  • сбои в интеракции, т.е. во взаимодействии людей с помощью вербальных и невербальных средств.

Вариантов субъектов затрудненного общения очень много, но, несмотря на это, общей их чертой является дисгармония внутреннего мира, что проявляется в рассогласовании мотивов, отношений, сложившихся образов и ожиданий.

Собирательный портрет такого субъекта, составленный на основании базовых характеристик, – это субъект противоречивый, с постоянными внутренними конфликтами, тревожный или, наоборот, самодостаточный, агрессивный, стремящийся к личному превосходству во всем.

Затрудненное общение в юношеском возрасте

В детские и юношеские годы общение, как вид человеческой деятельности, лежит в основе развития растущей личности. При наличии проблем в этом виде деятельности появляются проблемы в её развитии, социализации и становлении.

По мнению В. А. Лабунской, показателем зрелости личности и успешности её в общении является личностная непротиворечивость ценностей. Ценностное отношение к другому человеку является фактором незатрудненного общения, а это значит, что в юношеском возрасте важно относиться к себе и к другим как к ценности.

Общение представляет самостоятельную ценность, поэтому в юношеские годы ему отводится большая роль. Молодые люди находятся в постоянной готовности к контактам, находятся в поиске общения со сверстниками, родителями, другими взрослыми.

В общении реализуется потребность переживания нового опыта, проба себя в новой роли.

Юношеское общение избирательно и характеризуется расширением сферы общения, а также углублением общения и индивидуализацией отношений, которая выражается в разграничении природы взаимоотношений с окружающими, высокой избирательностью и требовательностью.

Дружеские отношения становятся более тесными и глубокими, различаются друзья и приятели.

Чаще общение происходит за пределами школы и связано с новыми интересами.

Важным для молодых людей является не только быть вместе со сверстниками, но и занимать определенное положение, быть признанным – это и есть ведущий мотив.

Неумение добиться такого положения, по исследованиям И.С. Кона, становится причиной грубости, повышенной конфликтности, недисциплинированности. Из-за этих проблем в самоутверждении возникают трудности в общении.

Возникают дружеские отношения между юношами и девушками, появляются мечты о любви, желание эмоционального контакта, душевной близости, понимания. Причиной затрудненного общения в этом возрасте становится влюбленность.

Как считает А. Г. Самохвалова, в затрудненном общении существуют возрастные различия. Типичными трудностями общения являются коммуникативные – это робость, застенчивость, агрессивность, враждебность, замкнутость, неуверенность в себе, напряженность, неестественность, острое переживание одиночества.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему С оциально-культурные,возрастные,гендерные особенности коммуникации. Презентация на заданную тему содержит 18 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Социально-культурные,возрастные,гендерные особенности коммуникации Выполнила: Студентка 1 курса Группа 120 Б Ибрагимова Мадина

Основные понятия в коммуникации Межкультурная коммуникация - общение, осуществляемое в условиях столь значительных культурных различий в коммуникативной компетенции его участников, что эти различия существенно влияют на удачу или неудачу коммуникативного события.

Основные понятия в коммуникации Коммуникативная компетентность — уровень опыта взаимодействия с окружающими людьми, который требуется для успешного функционирования в профессиональной среде и обществе. Высокий уровень коммуникативной компетентности дает возможность: свободно передавать и воспринимать информацию; понимать невербальный язык общения; знать нормы и правила общения; вступать в контакт с людьми с учетом их возрастных, статусных и социально-культурных характеристик;

Основные понятия в коммуникации умение вести себя адекватно ситуации и использовать это для достижения своих целей; умение воздействовать на собеседника таким образом, чтобы склонить его на свою сторону, убедить в силе своих аргументов; правильно оценить собеседника как личность, как потенциального конкурента или партнера и выбрать нужную коммуникативную стратегию; вызывать у собеседника положительное восприятие собственной личности.

Барьеры коммуникации Фонетический барьер, то есть препятствие, которое создается особенностями языка того, кто говорит, возникает тогда, когда участники коммуникативного процесса разговаривают на разных языках и диалектах, имеют существенные дефекты речи и дикции, искаженное грамматическое построение высказываний.

Барьеры коммуникации Семантический барьер возникает ввиду отсутствия совпадений в системах значений партнеров по коммуникации - тезауруса, т.е. лингвистического словаря языка, с полной смысловой информацией. Другими словами, он имеет место тогда, когда партнеры пользуются одними и теми же знаками (и словами тоже) для обозначения совершенно разных вещей. Семантический барьер - это, во-первых, проблема в жаргоне и сленге; во-вторых, он вызывается ограниченным лексиконом у одного из собеседников; в-третьих, его причинами могут быть социальные, культурные, психологические, национальные, религиозные, профессиональные, групповые и другие особенности общения.

Барьеры коммуникации Стилистический барьер возникает при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния реципиента. Например, партнер может не воспринять критическое замечание собеседника, потому что оно было сказано в дружественной манере. Т.е. стиль может быть неуместным, слишком трудным, не соответствовать коммуникативной ситуации и намерениям партнера.

Барьеры коммуникации Логический барьер возникает тогда, когда партнеры не находят общего языка. То есть каждый человек видит мир, ситуацию, проблему, которая обсуждается, со своей точки зрения, которая может не совпадать с позицией партнера. Кроме того, одни и те же слова по той или иной ситуации могут иметь совершенно иной смысл, который есть всегда индивидуально-личностным: он зарождается в сознании того, кто говорит, но не обязательно является понятным тому, кто слушает. Более того, сама мысль порождается различными потребностями человека. Вот почему за каждой мыслью стоит мотив, который и является первичной инстанцией в порождение речи.

Практические рекомендации участникам межкультурного общения Сознавать, что он не устанавливает мировых стандартов. Относиться к культуре собеседника (аудитории) с тем же уважением, с каким относился бы к своей собственной. Не судить о ценностях, убеждениях и обычаях других культур, отталкиваясь от собственных ценностей. Всегда помнить о необходимости понимать культурную основу чужих ценностей. Никогда не исходить из превосходства своей религии над религией другого.

Практические рекомендации участникам межкультурного общения Не смотреть свысока на человека, если его акцент отличается от твоего. Понимать, что каждая культура, какой бы малой она ни была, имеет, что предложить миру, но нет таких культур, которые бы имели монополию на все аспекты. Не пытаться использовать свой высокий статус в иерархии своей культуры для воздействия на поведение других представителей другой культуры в ходе межкультурных контактов. Всегда помнить, что никакие научные данные не подтверждают превосходства одной этнической группы над другой.

Этническая идентичность как фактор проявления культурных различий Этническая идентичность личности – это осознание себя представителем определенного этноса, переживание своего тождества с определенной группой других людей в отличие от других групп.

Типы этнической идентичности этноцентрическая (предпочтение образа жизни собственной этнической группы), полиэтническая (равноценное отношение к нескольким этносам) трансэтническая (гражданин мира).

Аспекты проблематики затрудненного общения. Факторы, создающие трудности в общении, причины их появления. Психологическая классификация типов общения. Общая характеристика личности и затрудненного общения. Влияние общения на личность, личности на общение.

Рубрика Психология
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 31.01.2016
Размер файла 29,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Воронежский государственный архитектурно-строительный университет

Выполнил: студент гр. 4312

Глава 1. Понятие о затрудненном общении и его причинах

1.1 Понятие о затрудненном общении

1.2 Причины затрудненного общения

Глава 2. Личность и затрудненное общение

2.1 Общая характеристика личности и затрудненного общения

2.2 Классификация типов общения

В последнее время всё больше людей имеют какие-либо замкнутости, затруднения в общении с близкими, сотрудниками и другими людьми (это зависит от того , в каком социальном окружении находится человек). Из-за этого появляются некоторые неудобства , разногласия , недопонимания , а порой это может вылиться в конфликт. Построить крепкие , выгодные и долгие отношения - это залог успеха во всех сферах жизни человека. Но некоторые люди имеют некоторый барьер в общении , который зачастую им очень сложно преодолеть.

Это определяет необходимость разобраться с проблемой , изучить причины , дать предельно точное толкование всем понятиям данной темы. К затрудненному общению следует относиться как к глобальному, интегральному феномену, как к явлению, представленному в сознании и переживаниях партнеров. Следовательно , в голове мог возникнуть вопрос : а каковы причины затрудненного общения? Из-за чего появляется эти барьеры во взаимодействии людей? С этим нам и предстоит разобраться.

Глава 1. ПОНЯТИЕ О ЗАТРУДНЕННОМ ОБЩЕНИИ И ЕГО ПРИЧИНАХ

1.1 Понятие о затруднённом общении

Усилиями психологов, психотерапевтов, этнографов, социологов, философов, культурологов создано еще одно направление изучения личности - психология затрудненного общения.

В отечественной психологии в настоящее время достаточно активно обсуждается проблема затрудненного общения. Традиционно она рассматривается в связи с вопросами оптимального общения. Затрудненное общение определяется, как правило, на основе соотнесения наличного общения с его оптимальной моделью. Представления об оптимальной модели общения (незатрудненном общении) отражают позицию авторов относительно того, что такое общение, какова его структура, функции, цели и связанные с ними процессы, свойства и состояния личности. Большинство моделей оптимального общения напоминают перечень требований к качествам личности субъекта общения, к его умениям и навыкам. Несоответствие заданным параметрам оптимального общения рассматривается как показатель затрудненного общения. Особенно распространен такой подход в прикладных областях психологии, например в психологии педагогического общения или управленческого взаимодействия. Именно в этих областях прикладной психологии чаще всего обсуждаются вопросы об эффективности учителя, руководителя, управленца как субъектов общения, выстраиваются перечни свойств, качеств, навыков, умений, необходимых для оптимального общения.

В отечественной психологии сложилась традиция уделять особое внимание субъективным факторам, причинам возникновения затруднений в общении, описанию тех состояний, которые являются результатом не налаженного общения или сопровождают трения и сбои в коммуникации. На первое место ставятся состояния напряженности, неудовлетворенности, тревоги, эмоционального неблагополучия, дискомфорта и т. д.

Таким образом, затрудненное общение необходимо рассматривать в нескольких плоскостях:

1. в качестве социально-психологического феномена, проявляющегося только в ситуации взаимодействия, социального общения;

2. как явление объективное, представленное в несоответствии цели и результата, выбранной модели общения и реально протекающего процесса;

3. как явление субъективное, заявляющее о себе в различного рода переживаниях человека, в основе которых могут быть неудовлетворенные потребности, мотивационный, когнитивный, эмоциональный диссонансы, внутриличностные конфликты и т.д.

1.2 Причины затрудненного общения

Анализ работ свидетельствует, что существуют разнообразные взгляды на причины и факторы возникновения нарушений и трудностей общения. Так, выделяют следующие трудности:

8. Внутренние (субъективные)

9. Внешние (объективные)

С точки зрения А.А. Бодалева и Г.А. Ковалева (1990), одной из основополагающих причин возникновения трудно­стей взаимодействия являются социально-перцептив­ные особенности субъектов. Авторы указывают на то, что трудности и барьеры общения могут возникать в результате:

1. искаженного восприятия ситуации как таковой

2. неадекватного восприятия собственной роли субъекта в данной ситуации

3. неадекватного восприятия роли его оппонентов

4. искаженных рефлексивных представлений о ситуации и роли участников общения и т.д.

Первый - это ситуативные трудности, которые возникают в общении из-за различного понимания ситуации, вызванного неодинаковой степенью включенности общающихся в ситуационный контекст. Основные трудности общения, возникающие в этом случае, проявляются в форме непонимания партнерами друг друга.

И, наконец, последний тип трудностей - это прагматические, которые возникают из-за неправильной сформированности мотивов общения, при преобладании мотивов эгоистического характера.

В настоящее время проблема половых особенностей субъектов, вступающих во взаимодействие, становится особенно актуальной в области исследования делового общения, поскольку нарушение культурного стандарта (связанного с мужской и женской ролью в обществе) по каким-либо причинам может вызывать проявление характерных трудностей общения у субъектов как мужского, так и женского пола.

Коммуникативный стиль человека проявляется в особенностях непосредственного взаимодействия с другими людьми и в его социально-перцептивных характеристиках. Отсюда важное значение для понимания проблем общения имеет изучение особенностей поведения в межличностном взаимодействии лиц с противоположным по параметру полезависимости - поленезависимости коммуникативным стилем.

Полезависимые индивиды в общении спокойны, расслаблены, действуют в деликатной манере, имеют более развитую технику общения, воспринимают круг намеков. Поленезависимые, наоборот, проявляют повышенную чувствительность к критике, раздражительность негативизм, недисциплинированность, борются за сохранение дистанции между собой и группой, поскольку участие в работе группы, как им кажется, угрожает их самооценке. Полезависимые же имеют фобию одиночества, они считают, что изоляция угрожает их самооценке. В основе таких отличий лежат различия в мотивах и ценностных ориентациях полезависимых и поленезависимых субъектов.

Полезависимые индивиды лучше владеют мимикой, активно посылают информацию о себе в форме невербальных выражений, возможно, рассчитывая на ответную реакцию. Они также больше склонны к раскрытию своих чувств, чем поленезависимые.

Представленный обзор характеристик субъекта затрудненного общения показывает, что практически все психологические особенности индивида, личности и субъекта деятельности реально или потенциально, ситуативно или константно могут оказывать влияние на возникновение трудностей общения.

Таким образом, трудности, возникающие в общении, могут быть вызваны следующими причинами:

1. объективные, порожденные реальными взаимодействиями, и субъективные, имеющие отношение к различным аспектам функционирования личности или группы;

2. первичные (природные условия жизни группы или личности, история формирования и отношений с другими группами, людьми) и вторичные, порожденные различными психогенными и социогенными воздействиями;

3. осознаваемые, реально присутствующие в ситуации общения и неосознаваемые, субъективно не переживаемые личностью и группой; представленные в сознании личности, но реально несуществующие;

4. ситуативные или устойчивые;

5. межкультурные и культурно-специфические;

6. общевозрастные и гендерные (маскулинность - феминность), половые;

7. индивидуально-психологические, личностные, социально-психологические;

8. когнитивно-эмоциональные (представления, мнения, стереотипы, установки, настроения, превалирующие эмоциональные состояния, ценностные ориентации и т.д.), мотивационные и инструментальные (навыки общения, правила этикета, принятые в группе способы обращения и т.д.);

9. компоненты структуры общения (социально-перцептивные, коммуникативные, интерактивные);

10. вербальные и невербальные.

Глава 2. ЛИЧНОСТЬ И ЗАТРУДНЕННОЕ ОБЩЕНИЕ

2.1 Общая характеристика личности и затрудненного общения

Существует целый ряд работ, в которых общение рассматривается в качестве основной детерминанты познавательных процессов или как условие (фактор) учебной деятельности, влияющие на развитие знаний, умений, навыков, эмоционально-нравственной и волевой сфер личности. Еще одним важным направлением в изучении взаимосвязи общения и личности служит выявление роли общения в становлении личности как субъекта общения и познания других людей.

Следует подчеркнуть, что личность располагает определенной свободой выбора ситуаций, в которых может принять участие. Она предпочитает одно из возможных направлений активности и отказывается от других. На любом этапе своего развития каждая личность может рассматриваться как результат влияния предшествующего опыта общения и деятельности. Осуществляя собственный выбор, личность влияет на создание конкретных ситуаций социальной практики, ситуаций своего общения и деятельности. Таким образом, необходимо изучать влияние не только общения на личность, но и личности на общение. Особенно в таком подходе к взаимодействию личности и общения нуждается психология затрудненного общения. К сожалению, в большинстве исследований либо подчеркивается личностный характер общения, либо обсуждаются аргументы в пользу личностного взгляда на результаты общения, либо рассматривается влияние личностного взгляда на оценку партнера.

Так, в ряде работ рассматривается влияние отношений личности на социально-перцептивную сферу общения. В них показана взаимосвязь между системой отношений личности и содержанием таких результатов общения, как впечатление, представление партнеров друг о друге, оценки и интерпретации. Ряд качеств личности, ее отношений (например, степень уверенности в себе, агрессивность, общительность, застенчивость, доминантность и др.) влияет на формирование образа другого человека. Было выявлено также значение личностных характеристик людей для адекватного различения ими эмоциональных состояний человека. Например, лучше опознают различные эмоциональные состояния люди с развитым невербальным интеллектом, эмоционально подвижные, в большей степени направленные на окружающих, чем на себя, сензитивные, легко ранимые, проницательные по отношению к другим людям, осторожные в межлюдских контактах.

2.2 Классификация типов общения

затрудненный общение личность

Таким образом, созданные в социальной психологии модели оптимального общения не являются в полной мере пригодным для сравнения с наличным общением и тем более не могут служить объективными критериями отсутствия или присутствия затрудненного общения. Но эти представления об общении могут быть использованы для построения различных психологических моделей затрудненного общения, так как в них для описания вида общения применяются интегральные личностные характеристики, сочетание которых схватывает общение в целом. Поэтому психологические типы общения, сконструированные В.А. Кан-Каликом и Г.А. Ковалевым (от диалогического типа общения к монологическому), дают переходы от личности, владеющей диалогическим общением, к личности, способной в большинстве случаев к монологическому, т. е. затрудненному, общению.

Ситуации общения в силу их разнообразных особенностей независимо от воли партнеров превращаются в единую творческую задачу, решение которой определяется рядом способностей личности. Они формируются в сфере социально-психологической практики и по своей сути являются социально-психологическими свойствами личности, ее социальными способностями. Для психологии затрудненного общения особое значение имеет разработка проблемы социальных способностей личности, в структуру которых входит ряд социально-перцептивных способностей, в том числе и способность к адекватной интерпретации и пониманию невербального поведения человека. Современная социальная психология, рассматривая проблему социальных способностей личности, обращается также к таким явлениям, как социально-психологическая, социально-перцептивная компетентность, определяющиеся рядом составляющих ее способностей.

Американские психологи О. Салливен, Д. Гилфорд и Р. де Милл еще в середине 60-х гг. провели исследование, в котором показали, что существует группа способностей, не зависящих от уровня развития реального интеллекта. На основе созданной модели интеллекта они предсказали существование 30 различных социальных или поведенческих умений, связанных со способностью понимать мысли, чувства и намерения другого человека. Американские ученые разработали батарею тестов, включающих 23 социально-перцептивные задачи (фотоизображения различных видов невербального поведения, его элементов). Испытуемые одновременно были обследованы с применением задач и тестов, направленных на измерение реального интеллекта. Из проведенного математического анализа данных следовало, что существует ряд умений, способностей, которые отличаются по сферам приложения. Один класс умений и способностей был определен авторами как социальный интеллект, другой - соотнесен с понятием реального (предметного) интеллекта. Данное исследование позволило сделать вывод о том, что уровни развития социального и реального интеллектов не совпадают и данные виды интеллекта развиваются относительно независимо друг от друга.

В отечественной психологии в настоящее время достаточно активно обсуждается проблема затрудненного общения. Представления об оптимальной модели общения (незатрудненном общении) отражают позицию авторов относительно того, что такое общение, какова его структура, функции, цели и связанные с ними процессы, свойства и состояния личности.

Что же касается затрудненного общения, то мы дали понятие данному термину, нашли причину возникновения данного барьера в общении, рассмотрели взаимосвязь между личностью и затрудненным общением и исследовали классификацию типов общения.

Есть несколько плоскостей, в которых необходимо рассматривать затрудненное общение:

1.в качестве социально-психологического феномена, проявляющегося только в ситуации взаимодействия, социального общения;

2.как явление объективное, представленное в несоответствии цели и результата, выбранной модели общения и реально протекающего процесса;

3.как явление субъективное, заявляющее о себе в различного рода переживаниях человека, в основе которых могут быть неудовлетворенные потребности, мотивационный, когнитивный, эмоциональный диссонансы, внутриличностные конфликты и т. д.

Проблема затрудненного общения широко обсуждается во многих статьях и книгах психокоррекционного направления. В них, как правило, анализируются психологические, социально-психологические характеристики личности, приводящие к затруднениям в общении.

Причины затрудненного общения зависят от многих факторов, которые сказываются на человеке, а именно:

1. объективные, порожденные реальными взаимодействиями, и субъективные, имеющие отношение к различным аспектам функционирования личности или группы;

2. первичные (природные условия жизни группы или личности, история формирования и отношений с другими группами, людьми) и вторичные, порожденные различными психогенными и социогенными воздействиями;

3. осознаваемые, реально присутствующие в ситуации общения и неосознаваемые, субъективно не переживаемые личностью и группой; представленные в сознании личности, но реально несуществующие;

4. ситуативные или устойчивые;

5. межкультурные и культурно-специфические;

6. общевозрастные и гендерные (маскулинность - феминность), половые;

7. индивидуально-психологические, личностные, социально-психологические;

8. когнитивно-эмоциональные (представления, мнения, стереотипы, установки, настроения, превалирующие эмоциональные состояния, ценностные ориентации и т.д.), мотивационные и инструментальные (навыки общения, правила этикета, принятые в группе способы обращения и т.д.);

9. компоненты структуры общения (социально-перцептивные, коммуникативные, интерактивные);

10. вербальные и невербальные.

С данными причинами надо несомненно бороться, чтобы не появлялись различные неудобства и разногласия, которые могут дойти и до конфликтов, а также заявить о себе, как об успешном человеке во всех сферах жизни.

Подобные документы

Виды затруднений в общении. Анализ типических проявлений личности. Субъект затрудненного общения. Шизоидно-инотровертированная (констинтуциональная), псевдошизоидная и психастеническая застенчивость. Функции психологических барьеров вербального общения.

презентация [2,1 M], добавлен 22.08.2015

Представление о личности как о субъекте затрудненного и не затрудненного общения. Актуальные вопросы, связанные с исследованием межкультурных вербальных конфликтов. Культура межэтнического общения. Результаты методики "Типы этнической идентичности".

дипломная работа [252,1 K], добавлен 07.05.2015

Исследование феномена межэтнического и затрудненного общения в психологии. Анализ типических проявлений личности. Представление о личности как о субъекте затрудненного общения. Социально-психологические характеристики китайских и русских студентов.

презентация [2,9 M], добавлен 07.05.2015

Общение как сложный, многоплановый процесс установления контактов между людьми. Психология и этика делового общения. Понятие, критерии, уровни, средства успешности общения. Дефицитное общение: комплексные трудности в общении. Методы изучения общения.

реферат [38,9 K], добавлен 08.04.2011

Характеристика подходов, раскрывающих сущность понятия "общение". Функции общения. Личность и общение. Личность как субъект общения. Свойства личности. Реальность и необходимость общения. Реализация функций обучения и воспитания.

курсовая работа [31,6 K], добавлен 12.12.2006

Исследование влияния феномена общения на психическое развитие личности, на нравственную сферу, мировоззрение. Понятие общения: виды, функции, классификация. Раскрытие взглядов и трудов Выготского, Леонова, Гиппенрейтера о роли общения в развитии личности.

контрольная работа [76,9 K], добавлен 09.12.2011

Факторы, определяющие общение. Сравнение характера межличностного общения в разных объединениях людей. Связь круга общения личности и ее свойств. Общение и формирование личности. Условия психологически комфортного и личностно развивающего общения.

Читайте также: