Марксистская ленинская теория происхождения государства кратко

Обновлено: 28.04.2024

Марксистская теория происхождения государства – это теория, согласно которой зарождение государства связано с появлением частной собственности, классовым делением общества и возникновением противоречий между классами. Эту теорию называют также материалистической, историко- и диалектико-материалистической. Приверженцы данного учения полагают, что государство – это неизбежный результат возникающих в обществе межклассовых противоречий, носящих непримиримый характер.

Специалисты считают, что марксистская теория государства отличается наличием понятных и четких постулатов, а также неукоснительной логики. Данное учение по праву можно отнести к категории величайших достижений в истории теоретической мысли.

Временем возникновения этой теории является 19-е столетие. Основные ее тезисы изложены на страницах следующих трудов:

Фундаментом материалистической теории, основоположниками которой являются К. Маркс, В. Ленин, Ф. Энгельс, служит утверждение об экономических факторах возникновения государства. К ним относится прежде всего частная собственность, следствием появления и развития которой становится межклассовый раскол, когда каждый класс общества имеет свои интересы, противоречащие интересам других классов. Государство по Марксу выступает в роли органа господства и угнетения какого-то одного класса над остальными.

Ленин определял государство как механизм, необходимый для поддержания господства в обществе самого экономически влиятельного класса посредством особых средств управления и подчинения.

Главные положения марксистского учения о государстве

Стремясь понять суть марксистской теории, следует рассмотреть утверждение Энгельса о том, что государство не существует вечно. Так, история знает об обществах, не имевших власти государства. В определенный период своего экономического развития общество делилось на классы, и тогда государство становилось необходимым и неизбежным явлением. Классовый раскол общества, наличие в нем противоборствующих экономических интересов приводит к классовому противостоянию. Чтобы сохранить целостность общества, умерить столкновения, поддержать равновесие и порядок, требуется вышестоящая сила. Эта сила и есть государство. Оно, с одной стороны, имеет общественную природу, с другой – возвышается над обществом, самоотчуждается от него.

Принципиальное отличие государства от родоплеменной системы лежит в разделе подданных по территориальному фактору. Стержнем родовой общины была связь всех ее членов с определенной территорией. Развитие хозяйства и экономических связей привело к росту мобильности людей, а это, в свою очередь, лишило практического смысла родоплеменной организации. Теперь люди могли сами реализовывать свои гражданские права и обязанности в местах их проживания, без привязки к родовой общине.

Характерным свойством государства является публичная власть, цель которой - удержание в подчинении всего населения. Обязательными атрибутами публичной власти, которая существует в любом государстве, выступают вооруженные люди и различные институты принуждения, чего не было в родоплеменной общественной системе.

Сила и могущество публичной власти увеличиваются тогда, когда, с одной стороны, обостряется классовое противостояние в обществе, с другой – происходит рост территории и населения государств. Реализация публичной власти невозможна без взимания налогов с населения. Развитие общества и государства приводит к тому, что налогов становится недостаточно. В результате, возникают государственные займы и долги.

Государственные чиновники, обладающие публичной властью и правом на сбор налогов, выступают в роли органов, стоящих над всем обществом. Их неприкосновенность обеспечивается силой и авторитетом государственных законов.

Государство изначально является той машиной, которая требуется для поддержания баланса между противоборствующими общественными классами. Общие законы развития делают государство, по сути, инструментом, позволяющим самому могущественному экономическому классу господствовать в обществе, применяя передовые средства подавления и эксплуатации угнетенных слоев населения.

Так, в античное время государство было машиной подавления рабов их владельцам. При феодальном строе государство помогало дворянам подчинять своей воле крепостных крестьян. Что касается государства Нового времени, то здесь оно выступало в качестве инструмента эксплуатации наемных работников капиталистами.

И все же в истории человечества можно выделить ряд периодов, когда власть обладала определенной автономией и непредвзятостью по отношению к борющимся общественным классам. Это было обусловлено достижением баланса сил в процессе классовой борьбы. Так было во времена расцвета абсолютных монархий в 17-18 веках, когда государство уравновешивало дворянство и буржуазию.

Как показывает историческое развитие большинства государств, фактические права граждан во многом были обусловлены их материальным (имущественным) статусом. Это делало государство организацией, защищающей имущий класс от посягательств со стороны класса неимущего. В античном мире это было вызвано разделением граждан на имущественные категории. Во времена средневекового феодализма основное влияние на государство и власть имели те, кто владел землей. В период Нового времени выборы в верховные государственные органы базировались на избирательном цензе.

Демократическая республика, которая является высшей формой государства, формально не предполагает влияния факторов имущественного различия. На практике капитал не воздействует на власть напрямую. Это происходит, как правило, в виде взяток чиновникам, а также в виде неофициальных союзов между правительством и крупным бизнесом.

Приверженцы материалистической теории полагают, что во второй половине 19-го столетия общество начало подходить к новому этапу производственного развития, не предполагающему наличия противоборствующих классов. Их существование в новой формации препятствует дальнейшему развитию производительных сил, которые теперь вступают в противоречие с производственными отношениями. Как следствие, классовый характер общества исчезает посредством социальной революции. В результате, исчезает и государство.

Марксистско-ленинские концепции происхождения государства

По идеям этой концепции, государство является результатом изменений социально-экономических отношений, способов производства, итогом возникновения классов, а так же обострения борьбы, возникшей между ними. Оно выступает в роли средства угнетения людей, поддержки господствующего одного класса над другим. Но при уничтожении классов умирает и само государство.

Плюсы этой концепции находятся в том, что она основана на социально- экономических факторах общества, минусы - в недостаточной оценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических, и других причин, оказывающих влияние на процессию образования государственности.

Государство, согласно марксистско-ленинской концепции, произрастает в результате естественноисторических процессов развития, таких как: постепенное развитие производительных сил; разделение труда; появление частной собственности; имущественная и социальная дифференциация общества; раскол общества на эксплуататоров и эксплуатируемых и т. д., как аппарат власти принудительного характера экономически господствующего, эксплуатирующего класса над неимущими, эксплуатируемыми классами.

Исторически государство возникло в образе рабовладельческого государства, на смену ему — как результат общественного развития — приходит феодальное, а позднее и буржуазное государство.

Уничтожение при помощи пролетарской революции частной собственности как базиса классов, государства и права открывает пути к бесклассовости, безгосударственности и внеправовому коммунистическому обществу. Общество коммунистического типа и общественное самоуправление— это, по марксистским представлениям, конкретное повторение первобытного коммунизма и догосударственного самоуправления общества первобытного строя.

Государство по Ленину

В подходе, выдвинутом В. И. Лениным к понятию государственности, акцентируется внимание на антагонизме классов и на природной классовости государства. Государство является продуктом и проявлением непримиримости противоречий классов. Государство образуется там, тогда и потому, что классовые противоречия объективно не могут являться примиренными. И, наоборот: существование государства доказывает непримиримость классовых противоречий.

Готовые работы на аналогичную тему

Идеи К. Маркса получили распространение в России с 70-х годов 19 столетия. В 1898 году на первом съезде создалась общественная российская марксистская партия РСДРП, расколотая после пяти лет на следующие течения: большевистское; меньшевистское.

Лидер идеолог большевизма - В.И. Ленин (1870—1924 годы) - российский политический деятель. Его концепт власти и государственности развивал положения Энгельса и Маркса о государстве. Среди данных положений главными являются положения: о государственности классов; о пролетарской диктатуре; о советском государстве; о руководящих роля коммунистической партии.

Сугубая классовость является врожденной, неотъемлемой и всеопределяющей чертой государства. Она присуща ему в силу следующих причин:

  • рождение в государстве антагонизма классов, который расколол общество со времени закрепления в нем частной собственности на группы общества с противоборствующими экономическими интересами;
  • укомплектование государственного аппарата лицами из господствующего класса;
  • осуществление машиной государственной политики, являющейся выгодной для господствующего класса.

Вторым наиболее важным положением ленинского учения о государстве является идея государственности в образе орудия диктатуры господствующего класса.

  • диктатура определенного класса составляется его властью, то есть господство над любыми остальными группами социума;
  • данная диктатура включила в себя ориентир власти на насилие, которое осуществляется в самых разнообразных формах;
  • особенный признак диктатуры класса - его абсолютная несвязанность какими-либо законами.

К вопросу о свободе, которая рассматривается во всех ее аспектах, реализуется при помощи институтов демократии и права, В.И. Ленин на всем пути собственной деятельности был равнодушным. Он являлся последовательным антилибералом.

Проводя анализ проблематики государства и революции, В.И. Ленин находил две возможности:

  • использовать прежнюю государственную машину;
  • полностью разломать ее.

Главным вкладом Маркса и Энгельса в философию было открытие и обоснование материалистического понимания истории и глубокая разработка материалистической диалектики. Они сформулировали и развили основные принципы материализма.

Высоко оценивая диалектику Гегеля, Маркс и Энгельс отвергли исходные идеалистические принципы его диалектики и переработали идеалистическую диалектику в материалистическую диалектику.

Однако взгляды Маркса на природу идеального не могут удовлетворить мыслителя уровня Гегеля или Канта, например, в науке идеальное — это понятие в форме мысли, но как получить понятие такой сложной природы, как точка, функция и т.д., поскольку они не имеют прямых аналогов в практике, из метода Маркса не следует никакого понимания того, как получить столь распространенные идеализации в физике и математике.

Рассмотрение Марксом практики как критерия истины справедливо: если та или иная точка зрения не согласуется с практикой, ее обоснованность ставится под сомнение.

Основной вклад Маркса и Энгельса в философию заключался в открытии и утверждении материалистического понимания истории и глубокой разработке материалистической диалектики. Они сформулировали и развили основные принципы материализма.

Высоко оценивая диалектику Гегеля, Маркс и Энгельс отвергли исходные идеалистические принципы его диалектики и переработали идеалистическую диалектику в материалистическую диалектику.

Mapкc, Энгельс, Ленин о происхождении и сущности государства - Сущность и характеристика государства в марксистской теории

Сущность и характеристика государства в марксистской теории

Марксистская (марксистско-ленинская) теория государства исходит из того, что государство — это классовое явление. Она возникает с разделением общества на антагонистические классы и существует только там, где такие классы есть. Марксистская теория видит классовый характер государства в том, что государственная власть всегда принадлежит экономически господствующим классам, и государство выражает волю этих классов, навязывая ее всему обществу.

В целом теория характеризуется ясностью и четкостью исходных положений и логической последовательностью, и, несомненно, представляет собой большое достижение теоретической мысли. Марксистская теория характеризуется последовательно материалистическим подходом. Она связывает возникновение государства с частной собственностью, разделением общества на классы и классовым антагонизмом. Марксизм выражает суть вопроса в формуле: «Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий. Нет причин отрицать влияние классов на возникновение государства. Но также нет оснований считать классы единственной причиной его появления. Как отмечалось выше, государство часто возникало и формировалось до появления классов; кроме того, на процесс формирования государства влияли и другие, более глубокие и общие факторы.

В конце ХІХ века возникло радикально-коммунистическое движение. Радикально-коммунистическое течение общественно-политической мысли, основоположниками которого были Карл Маркс и Фридрих Энгельс, содержало следующие тезисы 1) разрушительной силой в антагонистических формациях является классовая борьба; 2) при капитализме решающая роль принадлежит пролетариату, который играет своего рода спасительную роль; 3) пролетариат должен осуществлять свою диктатуру; 4) суть пролетарской миссии заключается в разрушении буржуазной государственной машины путем совершения политической революции и построения коммуны; 5) для победы пролетариату нужна своя политическая партия; 6) пролетарская партия будет вести эту борьбу только разрушительной идеологической борьбой не только против людей противоположного мнения, но и против предателей в своих рядах. Таким образом, эта теория стремится доказать, что политическая власть в государстве принадлежит экономическому правящему классу или элите, и что эта власть используется исключительно в интересах правящего класса.

Теория классовой борьбы

Особое место в марксизме занимала теория классовой борьбы. Они рассматривали всю историю человечества и развитие общества как борьбу классов. Противоречия объяснялись конфликтом производительных сил и производственных отношений, которые составляли экономическую основу общества. Они требовали замены капитализма социализмом, замены частной собственности государственной путем экспроприации и доказывали необходимость диктатуры пролетариата. Таким образом, марксизм вошел в реальную социальную жизнь общества в основном не научно и философски, а идеологически, как идеология открытого классового противостояния, оправдывающая крайние формы классовой борьбы и насилия во имя классовых интересов. В одной из лекций мы отмечали, что конкретные рекомендации для практики не входят в сферу деятельности философии, она не должна предлагать схемы действий, она должна подходить к проблемам только предельно концептуально, и здесь мы видим, что Маркс и Энгельс выходят за рамки философии, в то время как их взгляды интересуют нас именно с философской точки зрения.

Изучение работ классических экономистов (А. Смита и Д. Рикардо) привело Маркса к необходимости корректировки теории трудовой стоимости, так как они не объясняли происхождение прибавочной стоимости и отождествляли ее с прибылью, они не показывали сущность частной собственности и считали ее абсолютно данной. Маркс рассматривает частную собственность как историческое явление и следствие экспроприированного труда.

В России марксистские идеи популяризировал и развивал ученый и публицист Георгий Валентинович Плеханов, затем Ленин, который в целом был политическим деятелем. Ленин понимал марксизм по-своему и действовал в противоречии с его принципами, ибо, согласно марксизму, социалистическая революция целесообразна только на высоком уровне развития капитализма. Политически жесткая философская концепция Ленина привела к известным вам результатам. Плеханов был уже стар и умирал, и Ленин пришел проститься с ним, но Плеханов не пожал ему руки, сказав, что он диктатор, что он действовал вопреки марксизму с точки зрения условий революции, и что Россия теперь тонет в крови гражданской войны, что страдания народа неисчислимы.

Ленин свел все достижения мировой философии к философии Маркса и Энгельса, которую он превратил в инструмент политической борьбы. Долгое время советский народ воспитывался только на произведениях классиков марксизма-ленинизма, советским философам приходилось опираться на свое наследие, существовала жесткая цензура философии, целенаправленно формировалась единая идеология. Вы можете сами почитать о русской философии. И даже надо читать (Соловьев, Бердяев, Розанов, Ильин, Флоренский, Плеханов, Бакунин, Ленин, Мамардашвили, Ильенков и др.)

Общество в идеологии марксизма

Возведение объективности общества в отдельную реальность, существующую сама по себе, превращает силы и свойства человеческих индивидов в отдельную личность, которая действует совместно с живыми людьми и господствует над ними в достижении своих собственных целей, отличных и даже совершенно противоположных целям и воле индивидов. Объективация и гипостазирование сущности всеобщего как такового является органическим элементом системы абсолютного идеализма. Общество сразу же является определенным этапом в шествии мирового духа к самосознанию, а в конце оно связано с осознанием трансцендентности Абсолюта. То есть, это рационализированный аналог божественного провидения; он вводит религиозную веру, которая чужда научному знанию (и освоению человеком законов истории). Фактически, по Марксу, идея независимости социальных, т.е. концентрированных, сил нескольких индивидов является выражением факта их изолированности друг от друга и враждебно-эгоистического способа осуществления их связи. Другими словами, это негативная реализация родовой сущности человека в диссоциированных, разобщенных, антагонистических формах существования. Отчуждение социальности от индивидов фиксирует факт их подлинных форм существования.

Задача истории — преодолеть формы общения, недостаточно и неполно раскрывающие родовую природу человека, и обобщить социальные качества индивидов на позитивной основе универсальной природы (и универсального сознания), которая реализуется позитивным образом, то есть в простых и явных формах братского (любовного) общения. История — это не что иное, как человеческое действие, и если в ней есть отчуждение, то оно еще недостаточно сделано. Жизнь еще не настроена на счастье и творчество, но ее можно и нужно сделать такой.

Ленинская теория государства и революции

Положения о диктатуре рабочего класса, пролетарской демократии, взаимоотношениях Коммунистической партии и Советского государства, экономических функциях такого государства, его территориальном единстве и внешней политике составили костяк ленинского учения о социалистической государственности. Однако Ленин не предсказывал долгой жизни этой государственности. Как честный марксист, он выступает за отмирание государства: «… Согласно Марксу, пролетариату нужно только увядающее государство, организованное таким образом, что он сразу начинает увядать и может только увядать. Ленин неоднократно повторяет эту мысль: «…пролетарское государство начнет угасать сразу же после победы, ибо в обществе без классовых противоречий государство не нужно и невозможно. Конечно, Ленин связывает окончательное угасание государства с выполнением ряда высоких социально-экономических и общекультурных условий. Но именно идея отмирания государства остается незыблемой и чрезвычайно важной в марксизме-ленинизме.

Однако предполагаемая попытка встать на путь отмирания государства не привела к деэтнизации общества и формированию системы коммунистического, общественного самоуправления. Это привело к полной анемии самих государственных институтов, с образованием таких негосударственных структур в обществе (коммунистическая партия), которые создали организацию тоталитарной власти и стали ее реальными центрами. Такая власть всегда бесконтрольна и безнаказанна. Его не сдерживают общепринятые порядки и нормы жизни цивилизованного государства с его демократическо-правовыми институтами.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Суть марксистско-ленинской концепции формирования государства

Марксистско-ленинская концепция создания государства состоит в том, что государство образовалось с появлением классовой борьбы и изменением социально-экономических отношений. Государство при этом является средством поддержки господствующего класса над остальными и угнетения массы людей. Государство не может существовать без классовой борьбы.

Положительной стороной данной концепции есть то, что она ориентирована на социально-экономические отношения в обществе, но отрицательной стороной есть то, что при этом упускается влияние на формирование государства других факторов, таких как религия, национализм, политика, военное дело и психология людей.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

По марксистско-ленинской теории, государство сформировалось как результат естественного исторического развития. Сюда относится производственное развитие, раздел труда, появление частных предпринимателей и частной собственности, разделение общества на классы, появление работников и работодателей. При этом появляется господство эксплуататоров над эксплуатируемым классом.

Первая форма государства возникла во время рабовладельческого строя, позднее она сменилась феодальным строем, а после – буржуазным.

Пролетарская революция уничтожила частную собственность как основу классовости общества и государства, что открыло путь создания бесклассового коммунистического общества. По марксистско-ленинской теории коммунистический тип общественного правления откинул развитие общества к первобытнообщинным временам.

Государство по теории Ленина

Подход к понятию государства, выдвинутый В.И. Лениным, базируется на классовой борьбе и в принципе, на существовании слоев общества. Государственность – это проявление непримиримой борьбы классов. Государство может возникнуть только при наличии непримиримости классовых противоречий. Это положение действует и в обратную сторону, то есть сам факт наличия государства подтверждает непримиримость классовых противоречий.


Идеи Карла Маркса широко распространились в России в конце 19 века, была создана марксистская партия России, которая позже раскололась на большевиков и меньшевиков.

Идеологическим лидером большевиков стал политический деятель Владимир Ильич Ленин. Он развивал государственные идеи Маркса и Энгельса в своем стиле правления. К данным идеям относятся государственность классов, пролетарская диктатура, советское государство, руководящая коммунистическая партия.

Классовость как таковая считалась главной, естественной, неотъемлемой частью самого государства по нескольким причинам:

  1. Зарождение классового антагонизма в государстве, что раскололо общество на противоборствующие группы с различными интересами экономического развития;
  2. Власть оказалась в руках главенствующего класса;
  3. Государственная политика выстаивалась так, чтобы удовлетворить интересы главенствующего класса.

Второе важнейший постулат ленинской теории государственности – это диктатура главенствующего класса, как обязательная черта государства.

Суть диктатуры главенствующего класса состояла в том, что:

  1. Диктатура состоит во власти главенствующего класса, другими словами, в его превосходстве над другими социальными группами.
  2. Проявление насилия диктатуры во всевозможных формах.
  3. Абсолютное освобождение любых проявлений власти диктатуры от законов.

К аспекту свободы, реализуемой через демократию и права человека, Ленин во всех своих проявлениях относился абсолютно равнодушно. В этом вопросе он был полной противоположностью либералам.

Анализируя проблематику государства и революции, Ленин видел всего два пути: либо пользоваться существующей государственной машиной, либо полностью ее разрушить и создать с нуля.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Последовав Марксу, он избрал путь разрушения, чтобы создать пролетарское государство, но не ради свободы народа, а ради подавления своих конкурентов с помощью насильнических методов. Диктатура пролетариата и привлечение к государственному управлению, по его мнению, должно было реализоваться посредством создания Республики Советов. Важное открытие, которое совершил Ленин в политической теории, это создание советского государства. При этом советы были наделены и законодательной, и исполнительной, и контролирующей функциями. Республика такого типа была основана на демократическом централизме, выборности органов власти всех уровней, их контроле и подотчетности, депутатской сменяемости и прочем.

Согласно теории Ленина, основным элементом советского государства есть власть коммунистической партии, без воли которой не может быть решен ни один организационный вопрос.

Теоретически все государственные институты сохраняли свои функции, но на кадровом уровне они все переплелись и смешались. Будучи членами коммунистической партии, большевики влияли на все управленческие решения, при этом, будучи управленцами в госаппарате, они же их и осуществляли. Однако не сложилось однопартийное государство, поскольку сама государственность потерялась в этой самостоятельной организации публичной власти. Государство отмирало вместе с государственными институтами, появлялись совсем негосударственные структуры, к примеру, компартия, взявшая власть в свои руки и ставшая ее главным центром.

Читайте также: