Внутренний монолог это кратко

Обновлено: 15.05.2024

Прием создания видения был одним из важнейших практических приемов Станиславского в работе над словом.

Этот прием — один из кардинальных путей к органично звучащему слову на сцене.

Человек в жизни беспрерывно думает. Он думает, воспринимая окружающую действительность, думает, воспринимая любую мысль, обращенную к нему. Он думает, спорит, опровергает, соглашается не только с окружающим, но и с самим собой, его мысль всегда активна и конкретна.

Обращаясь к образцам русской литературы, мы видим, что писатели, раскрывая внутренний мир людей, описывают подробнейшим образом ход их мыслей. Мы видим, что мысли, произносимые вслух, это только небольшая часть того потока мыслей, который бурлит иногда в сознании у человека. Иногда такие мысли так и остаются непроизнесенным монологом, иногда они формируются в короткую, сдержанную фразу, иногда выливаются в страстный монолог, в зависимости от предлагаемых обстоятельств литературного произведения.

Л. Толстой, великий психолог, умевший раскрыть все самое сокровенное в людях, дает нам огромный материал для таких примеров.

Долохов получил отказ от Сони, которой он сделал предложение. Он понимает, что Соня любит Николая Ростова. Через два дня после этого события Ростов получил записку от Долохова.

Приехав, Ростов застал игру в полном разгаре. Долохов метал банк. Вся игра сосредоточилась на одном Ростове. Запись уже давно превышала двадцать тысяч рублей. «Долохов уже не слушал и не рассказывал историй; он следил за каждым движением рук Ростова и бегло оглядывал изредка свою запись за ним. Ростов, опершись головою на обе руки, сидел перед исписанным, залитым вином, заваленным картами столом. Одно мучительное впечатление не оставляло его: эти ширококостые, красноватые руки с волосами, видневшимися из-под рубашки, эти руки, которые он любил и ненавидел, держали его в своей власти.

Вот вихрь мыслей, которые проносятся в сознании Николая во время игры. Вихрь мыслей, выраженных конкретными словами, но не произнесенными вслух.

Горький рассказывает о том, с каким радостным напряжением мать готовилась к этому событию. Как она, бодрая и довольная, держа в руках доверенный ей чемодан, пришла на вокзал. Поезд еще не был готов. Ей пришлось ждать. Она рассматривала публику и вдруг почувствовала на себе взгляд человека, как будто бы знакомого ей.

Этот внимательный глаз уколол ее, рука, в которой она держала чемодан, вздрогнула, и ноша вдруг отяжелела.

Она, не торопясь, подошла к лавке и села, осторожно, медленно, точно боясь что-то порвать в себе. Память, разбуженная острым предчувствием беды, дважды поставила перед нею этого человека — один раз в поле, за городом, после побега Рыбина, другой — в суде. Ее знали, за нею следили — это было ясно.

И тут же, сделав над собой усилие, строго сказала:

Но более ярко мелькнула другая искра:

Эти мысли казались ей чужими, точно их кто-то извне насильно втыкал в нее. Они ее жгли, ожоги их больно кололи мозг, хлестали по сердцу, как огненные нити.

Тогда, одним большим и резким усилием сердца, которое как бы встряхнуло ее всю. она погасила все эти хитрые, маленькие, слабые огоньки, повелительно сказав себе:

Ей сразу стало лучше, и она совсем окрепла, добавив:

Несколько секунд колебаний точно уплотнили все в ней. Сердце забилось спокойнее.

Шпион подозвал сторожа и что-то шептал ему, указывая на нее глазами.

Она подвинулась в глубь скамьи.

Он (сторож) остановился рядом с нею, помолчал и негромко, сурово спросил:

— То-то, воровка! Старая уж, а — туда же!

Ей показалось, что его слова ударили ее по лицу, раз и два; злые, хриплые, они делали больно, как будто рвали щеки, выхлестывали глаза.

Ощутив ложь обвинения ее в воровстве, в ней, старой, седой матери, преданной своему сыну и его делу, поднялся бурный протест. Она хотела всем людям, всем, кто еще не нашел правильного пути, рассказать о своем сыне и о его борьбе. Гордая, чувствуя силу борьбы за правду, она уже не думала о том, что будет с ней потом. Она горела одним желанием — успеть сообщить народу о речи сына.

Рощин на стороне белых.

А в одном из самых удивительных, самых сильных мест романа Алексей Толстой сталкивает Рощина с Телегиным, — самым близким человеком для Рощина, о котором он всегда думал, как о брате, как о дорогом друге. А сейчас, после революции, они оказались в разных лагерях: Рощин у белых, Телегин с красными.

Голос соседа показался Рощину бесконечно знакомым, будил в нем какие-то смутные, дорогие воспоминания.

А дальше Толстой описывает, как спокойно, не оборачиваясь, уходит Телегин и как Рощин кинулся за ним.

Дед Щукарь по дороге в бригаду Дубцова, разморенный полуденным зноем, расстелил в тени свой зипунишко.

Опять-таки внешне как будто бы ничего не происходит. Разморило старика, он устроился в холодке под кустом и вздремнул.

Но Шолохов проникает в закрытую для наших взоров сферу. Он приоткрывает нам мысли Щукаря, когда он один, сам с собой размышляет. Живая правда образа не может не восхитить нас, потому что Шолохов, творя своего Щукаря, знает о нем все. И что он делает, и как говорит и двигается, и о чем в разные моменты своей жизни думает.

Мечты Щукаря от кашки приходят к давно не пробованному мясу.

А потом к любимым вареникам.

Для того чтобы возник ответный ход мыслей, нужно по-настоящему воспринять слова партнера, нужно по-настоящему научиться воспринимать все впечатления от возникающих на сцене событий. Реакция на комплекс воспринимаемого материала и порождает определенный ход мыслей.

«— Я давно хотел спросить у вас одну вещь.

— Я поняла, — сказала она, покраснев.

— Какое это слово? — сказал он, указывая на н, которым означалось слово никогда.

— Это слово значит никогда, — сказала она, — но это неправда!

Он быстро стер написанное, подал ей мел и встал. Она написала: т, я, н, м, и, о.

Он взглянул на нее вопросительно, робко.

— Да, — отвечала ее улыбка.

— А т. А теперь? — спросил он.

Она взглянула на него с остановившеюся улыбкой.

— Я поняла, — шепотом сказала она.

Он сел и написал длинную фразу. Она все поняла и, не спрашивая его: так ли? — взяла мел и тотчас же ответила.

— Вы жалуетесь, — сказал Константин Сергеевич, — что вам трудно дается сцена объяснения с Лопахиным, потому что Чехов вкладывает в уста Вари текст, не только не раскрывающий истинных переживаний Вари, но явно противоречащий им. Варя всем своим существом ждет, что сейчас Лопахин сделает ей предложение, а он говорит о каких-то незначительных вещах, ищет какую-то потерянную ею вещь и т. д.

Чтобы оценить творчество Чехова, вам необходимо в первую очередь понять, какое огромное место занимают внутренние, непроизносимые вслух монологи в жизни его действующих лиц.

Вам никогда не удастся добиться настоящей правды в своей сцене с Лопахиным, если вы не раскроете для себя истинного хода мыслей Вари в каждую отдельную секунду ее существования в этой сцене.

— Я думаю, Константин Сергеевич, я думаю, — с отчаянием произнесла студентка. — Но как может дойти до вас моя мысль, если у меня нет слов для ее выражения?

— Вот с этого начинаются все наши грехи, — ответил Станиславский. — Актеры не доверяют тому, что, не произнося вслух свои мысли, они могут быть доходчивыми и заразительными для зрителя. Поверьте, что, если у актера эти мысли есть, если он по-настоящему думает,— это не может не отразиться в его глазах. Зритель не узнает, какие слова вы произносите про себя, но он угадает внутреннее самочувствие действующего лица, его душевное состояние, он будет захвачен органическим процессом, создающим беспрерывную линию подтекста. Попробуем сделать упражнение на внутренний монолог. Вспомните предлагаемые обстоятельства, предшествующие сцене Вари и Лопахина. Варя любит Лопахина. Все в доме считают вопрос об их браке решенным, но он почему-то медлит, проходит день за днем, месяц за месяцем, а он молчит.

Вишневый сад продан. Его купил Лопахин. Раневская и Гаев уезжают. Вещи сложены. Остались считанные минуты перед отъездом, и Раневская, которой бесконечно жаль Варю, решается поговорить с Лопахиным. Оказалось, что все очень просто решилось. Лопахин рад, что Раневская сама заговорила об этом, он хочет сейчас же сделать предложение.

Оживленная, счастливая, Раневская уходит за Варей. Сейчас произойдет то, чего вы так долго ждали, — говорит Константин Сергеевич исполнительнице роли Вари.— Оцените это, приготовьтесь выслушать его предложение и дать согласие. Я попрошу вас, Лопахина, говорить свой текст по роли, а вас, Варю, помимо авторского текста, говорить вслух все, о чем вы думаете во время текста партнера. Иногда может получиться, что вы будете говорить одновременно с Лопахиным, это не должно вам обоим мешать, говорите собственные слова тише, но так, чтобы я их слышал, иначе я не смогу проверить, правильно ли течет ваша мысль, слова же по тексту говорите нормальным голосом.

Студенты приготовили все нужное им для работы, и репетиция началась.

— «Сейчас, сейчас произойдет то, чего я так хочу,— тихо произнесла студентка, входя в комнату, где ее ждал

— Молодец, — шептал нам Константин Сергеевич,— вы чувствуете, как в этой фразе у нее вылилось наружу все, что она накопила в течение сцены.

— Молодец! — сказал довольный Константин Сергеевич. — Вы многого добились сегодня. Вы на себе поняли органическую связь между внутренним монологом и авторской репликой. Не забывайте никогда, что нарушение этой связи неминуемо толкает актера к наигрышу и к формальному произнесению текста.

Теперь я попрошу вашего педагога проделать этот эксперимент не только с исполнительницей Вари, но и с исполнителем Лопахина. Когда вы добьетесь нужных результатов, я попрошу участников сцены не произносить собственного текста вслух, а говорить его про себя так, чтобы губы были совсем спокойны. Это сделает вашу внутреннюю речь еще более насыщенной. Ваши мысли, помимо вашего желания, будут отражаться в глазах, они пронесутся у вас по лицу. Посмотрите, как этот процесс происходит в действительности, и вы поймете, что мы стремимся перенести в искусство глубоко органический процесс, присущий человеческой психике.

Зная четко свою цель, он объезжает одного помещика за другим, осуществляя свой мошеннический замысел.

Чем четче актер, играющий Чичикова, будет владеть своей задачей — купить как можно дешевле мертвые души, — тем тоньше он будет вести себя, сталкиваясь с разнообразнейшими поместными владельцами, которых с такой сатирической мощью описывает Гоголь.

Этот пример интересен тем, что действие у актера в каждой из сцен посещения помещиков — одно и то же: купить мертвые души. Но как различно каждый раз это как будто бы одинаковое действие.

Вспомним, с какими разнообразнейшими по характерам лицами встречается Чичиков.

Манилов, Собакевич, Плюшкин, Коробочка, Ноздрев — вот те, от которых нужно получить то, что в будущем принесет деньги, богатство, положение. К каждому из них надо найти психологически точный подход, который приведет к желанной цели.

Тут-то и начинается самое интересное в роли Чичикова. Надо угадать характер, особенности хода мыслей каждого из помещиков, проникнуть в его психологию для того, чтобы найти наивернейшие приспособления для осуществления своей цели.

Если мы проследим, каким образом Чичикову удалось обворожить всех помещиков, мы увидим, что Гоголь наделил его фантастической способностью приспособления, и поэтому Чичиков так разнообразен в осуществлении своей цели с каждым из помещиков.

Все эти линии замысловато сплетены между собой, точно отдельные нити жгута, и тянутся сквозь всю пьесу по направлению к конечной сверхзадаче.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Монолог одинокого человека

Монолог одинокого человека Писатели часто получают исповедальные письма.Иногда это письма анонимные, что особенно обнажает их неутилитарное назначение: высказаться, излить душу. И — быть выслушанным. Или хотя бы — услышанным.Существует и чисто возрастная

Монолог человека, умудренного жизнью

МОНОЛОГ БОЙЦА

ВНУТРЕННИЙ МОНОЛОГ

Образ внешний и образ внутренний

Образ внешний и образ внутренний Одного актера такой резко характерный текст толкнет на то, что он, почувствовав себя Ваней-мясником, очень мало изменится внешне: у него не появится ничего от деревенского парня старого времени; он изменится, главным образом, внутренне —

2. Внутренний Устав

2. Внутренний Устав <…>[96]Вся слава — Великой Тёмной Матери!Вий, Черна

Внутренний эмигрант

Внутренний эмигрант Дядя Сережа был художником. Дальний родственник моего отца, он приезжал к нам в Москву из Питера с большой папкой, в которой лежала бумага, и с пеналом для остро отточенных карандашей. Всегда, даже в жаркие дни июля – в плаще, надетом поверх пиджака, и с

1.6. Внутренний морфологический пол

1.6. Внутренний морфологический пол Четвертым компонентом пола является внутренний морфологический пол — окончательное развитие гениталий, которое завершается к 16-й неделе жизни плода. К этому моменту действие гормонов становится уже необратимым. По этой причине пол

Все люди знают за собой такую особенность, как внутренний монолог. Это неотъемлемое состояние человека. У каждого человека, обычно всё время, куда бы мы ни шли, чтобы не делали, в голове вертится очень много мыслей. Это, в основном, что купить, что приготовить, другие бытовые темы, семья, дети, работа, взаимоотношения с другими людьми, обиды, покупки, ремонт и т.д. Человек многое слышит, видит, читает, ощущает, и это всё может стать пищей для внутреннего монолога. Давайте разберёмся, что это такое и зачем это нам дано?

Внутренний монолог – это понятие в психологии, процесс непрерывного внутреннего общения человека с самим собой. Кстати, может быть не только монолог, но и диалог, если мы мысленно подключаем к этому внутреннему разговору ещё какого-нибудь партнёра. Полностью остановить внутренний монолог невозможно в обыденном состоянии. Люди просто не умеют этого делать. Но во многих духовно-эзотерических учениях есть специальные практики, которые учат как можно его остановить.

Давайте посмотрим, для чего это делается?

То есть просветление – это умение управлять своими мыслями. Потому что наши мысли, если мы не умеем с ними обращаться, нередко загоняют в депрессию, тревожность и неуверенность. По большому счёту, ничто не создаёт нам столько проблем в жизни, как наши собственные мысли. Кроме того, мысли могут так утомлять, что не остаётся сил ни на отношения с близкими, ни на осуществление своих жизненных целей.

Из этого мы можем сделать вывод, что человек хочет познать какую-то эзотерическую истину и с её помощью избавиться от страданий в этой жизни, любого жизненного негатива, сделать жизнь лучше, стать эффективнее и успешнее в любой деятельности.

Но давайте теперь посмотрим на этот процесс с позиций, основанных на информации, данной нам Высшими Учителями.

Но тогда получается, что внутренний диалог нам не нужен и даже вреден? Не всё так однозначно.

Следует вспомнить, что человек – это мощная биоэнергетическая машина, перерабатывающая определённые спектры энергий и излучающая в космос самые разнообразные их виды. Человек нарабатывает энергию через действия, чувства, эмоции, работу мысли. Совершенствуя свою душу, человек перерабатывает множество видов энергий, отдавая часть иерархическим Системам, Земле, Солнцу и другим планетам Солнечной системы. Он работает с энергиями разных уровней и типов, в том числе и с физическим, эфирным, астральным, ментальным, духовным и т.д.

В данном случае нас интересует ментальный тип энергий. Мы видим, что это более высокий тип энергий, чем физический, эфирный и астральный. Для того, чтобы получать ментальный тип энергии от человека, нужно чтобы человек начал думать.

Процесс мышления человека очень сложный. В нём задействован не только физический мозг, но и другие конструкции души, то есть тонкого плана: импульсное кольцо, шифраторы физического и тонкого планов, ментальное тело (а астральное тело придаёт мысли определённый окрас), задействуются матрицы Слова, Понятий, Сознания, Подсознания, память индивида. (о строении души напишу в другой статье)

А в чём состоит совершенствование души человека? На бытовом уровне оно заключается в приобретении жизненного опыта, в развитии чувств и интеллекта, а на энергетическом плане – это наращивание собственного энергетического потенциала.

Давайте вспомним, какая цель Высших в отношении развития мышления человека и его души.

«Цель Высших Учителей – разработать матрицу души человека, научить его в итоге думать самой матрицей без всяких вспомогательных конструкций.

Высшие дали людям способность мыслить, чтобы они научились думать – что же такое жизнь, что сам человек представляет собой в этой жизни, для чего существуют другие формы и предметы и т.д.

Отсюда становится понятным, что Высшим необходимо научить людей мыслить. Именно через мыслительную деятельность человек перерабатывает энергии ментального плана. Поэтому в конструкцию человека введена способность к внутреннему монологу, то есть к постоянной работе мыслительного аппарата.

Теперь необходимо напомнить об Уровнях развития людей.

Всего на Земле в человеческой Иерархии существует сто Уровней, которые обязан пройти человек, чтобы перейти в Божественную Иерархию. На 2000 год человечество находилось на 40-м Уровне развития. Причём, 40-го Уровня достигло только 10% от всего человечества.

Каждому Уровню соответствует своя информация. Это значит, что человек 20-го Уровня будет хорошо понимать информацию этого же Уровня и ниже, а человек 40-го уровня – уже совсем другую, но уже заумную для человека 20-го Уровня.

Мысли также имеют свою иерархию. Есть низкие мысли, связанные с низкими помыслами, греховными желаниями и удовольствиями человека, и есть высокие – о Боге, Космосе, о Высших мирах. Так же мы теперь знаем, что информация, которая содержится в простых бытовых разговорах, не превышает 6-7-го Уровня.

Человеку надо понимать, что внутренний монолог – это не просто какое-то непонятное и вредное свойство человеческого разума, ошибка природы. Это один из инструментов человека, данный ему Высшими Учителями, для развития своего мышления, разработки его интеллекта, накопления необходимых качеств, умения анализировать, логически мыслить, работать с разной информацией. И у человека есть свобода выбора, как он воспользуется этим инструментом: или для разрушения себя, или для дальнейшего развития и прогрессирования.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Смотреть что такое "внутренний монолог" в других словарях:

внутренний монолог — см. монолог … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

внутренний монолог — См. статью монолог … Учебный словарь стилистических терминов

внутренний монолог — художественный прием психологизма: воспроизведение речи действующего лица, обращенной к самому себе и не произнесенной вслух. Широко используется в художественных произведениях для того, чтобы раскрыть внутренние переживания героя, воссоздать его … Словарь литературоведческих терминов

МОНОЛОГ — (от моно. и греческого logos речь), развернутое высказывание одного лица; преобладающая форма в лирике, важная в эпических и особенно в драматических жанрах. В повествовательной прозе 19 20 вв. распространен внутренний монолог героев … Современная энциклопедия

МОНОЛОГ — (от моно. и греч. logos речь) развернутое высказывание одного лица; преобладающая форма в лирике, важная в эпических, особенно драматическом, жанрах. В повествовательной прозе 19 20 вв. распространен внутренний монолог героев … Большой Энциклопедический словарь

Монолог — (от моно. и греческого logos речь), развернутое высказывание одного лица; преобладающая форма в лирике, важная в эпических и особенно в драматических жанрах. В повествовательной прозе 19 20 вв. распространен “внутренний монолог” героев. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Монолог — У этого термина существуют и другие значения, см. Монолог (значения). Монолог (от др. греч. μόνος один и λόγος речь) речь действующего лица, главным образом в драматическом произведении, выключенная из разговорного общения… … Википедия

монолог — а; м. [от греч. monos один и logos слово] 1. Пространная речь одного лица, обращённая к слушателям или к самому себе. Произнести м. перед собравшимися. Обратиться с монологом к слушателям. Назидательный м. родителя. 2. Часть драматического… … Энциклопедический словарь

монолог — а, м. Форма речи, развернутое высказывание одного лица. Монолог Чацкого. Произнести монолог. Развитие общих мест процесс, в котором участвуют все этические установки речи, принятые в монологах и в диалогах (Ю. Рождественский). Родственные слова:… … Популярный словарь русского языка

монолог — (от греч. monos один и logos слово, речь) в литературном произведении речь действующего лица, обращенная к самому себе или к другим, но, в отличие от диалога, не зависящая от их реплик. Рубрика: язык. Изобразительно выразительные средства… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Роль монолога в литературе

В соответствии с толкованием энциклопедического словаря под авторством Брокгауза и Ефрона внутренний монолог – это речь литературного персонажа, обращённая к самому себе. Как можно судить по этому определению, он существенно отличается от диалога. Последним называют литературную форму письменного или устного обмена высказываниями между двумя и более людьми. За счёт использования внутреннего монолога протагонист доводит до сведения читателя важные подробности о себе, проблематике лирических, драматических произведений.

Что представляет собой внутренний монолог

Внутренний монолог имеет разнообразные формы. Его применение обусловлено познавательно-эстетической природой художественных текстов.

Подобный монолог выполняет как информационную, так и композиционную функцию. Это значит, что он используется в качестве средства развития сюжета в переломные моменты жизненного пути персонажей книги. За счёт наличия в произведении подобных монологов повествование приобретает большее стилистическое и экспрессивное разнообразие.

В современной лингвистике не существует единства мнений насчёт того, сколько способов передачи чужих высказываний стоит выделить. Так В. А. Кухоренко при перечислении видов повествования упоминает такие термины:

Благодаря использованию монологов литературных персонажей создаётся внутренняя канва художественного текста, которая описывается параллельно с основным сюжетом книги. Детальное описание процесса рассуждения героя даёт богатый материал для анализа произведения.

Роль внутренних монологов

повествование о происходящих в прошлом событиях. Герой литературного произведения словно бы передаёт собственные воспоминания (это способствует восполнению пробелов в развитии сюжета и т. д.);

раскрытие личных эмоциональных переживаний героя. Читателю важно иметь представление об отношении персонажа литературного произведения к происходящему, его целях на будущее;

Обратите внимание! Основная черта внутреннего монолога – выражение эмоций и мыслей протагониста, не предназначенных для сведения второстепенных героев. Он не является средством коммуникации (как, в частности, диалог).

Многообразие способов передачи внутренней речи

Существуют четыре способа передачи внутреннего монолога в художественном тексте. По форме он может иметь внешний вид:

Во многих литературных произведениях фигурирует внутренняя речь, которая оформляется таким способом. В главной части предложения содержатся высказывания автора, в придаточной – слова литературного персонажа.

Нет, те люди не так сделаны; истинный властелин, кому всё разрешается, устраивает резню в Париже, разрушает Тулон, забывает армию в Египте, тратит полмиллиона людей в московском походе и отделывается каламбуром в Вильне; и ему же, по смерти, благоволят кумиры…

Что слышит он?
Она могла…
Возможно ль?
Чуть лишь из пелёнок,
Кокетка, ветреный ребёнок!
Уж хитрость ведает она…

Использование этого приёма делает повествование книги более эмоциональным. Благодаря ему мысли писателя и главного героя текста органично переплетаются между собой.

Виды монологов

с учётом характера изображаемых автором психических процессов. По этому критерию внутренний монолог в художественной литературе может быть первичным или вторичным;

Внутренний монолог в художественной речи зачастую выдаёт стремление литературных персонажей к духовному самоусовершенствованию. Он характеризует и попытки протагониста обрести смысл жизни.

Примеры из произведений

В данном эпизоде романе литературный персонаж открывается читателям с неожиданной стороны. Оказывается, он способен на романтичные чувства, испытывает робость в присутствии предмета своей страсти.

Чувства и размышления Печорина, несомненно, являются отражением жизненного опыта этого персонажа книги. Помимо этого, они выступают и частью авторского сознания.

Читайте также: