Тормозной путь это кратко

Обновлено: 16.05.2024

По законам физики автомобиль не останавливается мгновенно и при торможении транспорт проезжает еще какое-то расстояние. Напомним, что на дороге приходится соблюдать дистанцию между участниками движения. Чтобы не врезаться и не повредить себя и "железного друга". По пдд водитель самостоятельно оценивает ситуацию и определяет длину дистанции. Здесь то и пригодятся знания о тормозном пути.

Что это такое

Разберемся с понятиями. В правилах дорожного движения существует два схожих термина: тормозной и остановочный пути. Их часто путают и считают синонимичными. При возникновении опасной ситуации водитель не сразу нажимает педаль тормоза. Человеку требуется время на ответную реакцию. Этот параметр и учитывает "остановочный путь". Проще говоря, это полное расстояние остановки.

А тормозной путь не учитывает время реагирования на неприятность и включает в себя только расстояние с момента срабатывания тормозов и до остановки транспорта.

Как рассчитать тормозной путь

Вспомним школьные уроки физики. Нам пригодятся такие величины: путь торможения (S), скорость автомобиля (V), возведенную в квадрат, коэффициент эффективности торможения (Кэ) и коэффициент сцепления (Фс).

Для расчетов воспользуемся формулой: S = Кэ *V2/ (254 * Фс).

Кэ — величина постоянная и для легкового авто равняется 1.

Фс зависит от состояния дороги:

  • при гололеде - 0,1;
  • при снегопаде - 0,2;
  • при дожде, мокрой погоде - 0,4;
  • при сухой погоде - 0,7.

Например, авто едет в снегопад со скоростью 60 км/ч. Водитель заметил зайца и резко затормозил. Длина торможения в таком случае будет 70,9 метров.

1 *602/ (254 * 0,2) = 70,9

А если скорость авто будет в два раза выше (120 км/ч), то длина тормозного пути увеличится в 4 раза и будет 283,6 метров. Поэтому при плохих погодных условиях важно соблюдать скоростной режим и быть внимательным за рулем.

Такие расчеты не учитывают другие сопутствующие факторы, которые возникают в реальной жизни. Важно знать, что еще влияет на длину тормозного пути.

От чего зависит тормозной путь

На длину тормозного пути влияют параметры, зависящие от водителя, и факторы, на которые человек не воздействует.

Некоторые водители, чтобы не заскучать за рулем, смотрят видео или забавные картинки на телефоне, болтают с друзьями, перекусывают - и теряют бдительность. Из-за невнимательности у скучающего автолюбителя снижается скорость реакции на опасность. И длина тормозного пути станет чуть больше, чем это было нужно.

Водитель также влияет на следующие факторы:

  • Свое состояние. Не нужно садиться за руль в нетрезвом виде, уставшим. От этого снижается скорость реакции.
  • Соблюдение скоростного режима. Ведь чем ниже скорость, тем остановка авто произойдет быстрее и расстояние торможения будет короче.
  • Исправность тормозной колодки, педалей (водитель должен внимательно относится к состоянию всех систем автомобиля и вовремя устранять повреждения).
  • Наличие антиблокировочной системы колес (АБС).
  • Загруженность авто (чем легче автомобиль, тем быстрее он остановится).
  • Степень изношенности шин, своевременную замену летней резины на зимнюю.

При торможении играют роль и факторы, на которые человек не в силах повлиять. Например, погодные условия и дорожное покрытие. При ясной и теплой погоде, когда дорога сухая, автомобиль будет останавливаться быстро и резко, и тормозной путь будет меньше (примерно 25-30 метров). При дождливой, снежной погоде, минусовых температурах, слякоти длина тормозного пути увеличивается (до 150 метров). Чем хуже сцепление с дорогой, тем авто проедет дальше.

Качество дорожного покрытия также влияет на этом параметр. Содержание дополнительных веществ в асфальте (например, каменной крошки) создает шершавую поверхность, и от этого автомобиль будет тормозить быстрее, чем на гладкой дороге. Парадокс: дорога с ямами, выбоинами и неровностями сокращает длину дистанции, пройденной автомобилем после торможения. Все от того, что на такой дороге водитель не будет развивать высокую скорость.

Длина тормозного пути зависит не только от параметров, которые перечислены в статье. Каждое авто обладает своими характеристиками, влияющими на скорость торможения. Это важно учитывать при покупке своего "железного коня".

А что для вас имеет большую значимость: динамика разгона авто или быстрота его остановки?

Новичку об основах в области экстремальных и чрезвычайных ситуаций, выживания, туризма. Также будет полезно рыбакам, охотникам и другим любителям природы и активного отдыха.

пятница, 28 августа 2020 г.

Тормозной и остановочный путь автомобиля

Остановочный путь - это расстояние, которое проходит автомобиль с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки. Т.е. этот путь включает в себя время реакции водителя и тормозной путь.
Тормозной путь — расстояние, которое проходит автомобиль с момента срабатывания тормозной системы (т.е. нажатия тормоза) до полной остановки.


Что бы было понятнее что написано выше вот изображение

Тормозной и остановочный путь автомобиля
Разница тормозного и остановочного пути автомобиля

От чего зависит остановочный путь

У остановочного пути есть факторы, которые могут его увеличить или уменьшить.

Факторы остановочного пути, которые не зависят от автомобилиста

К условиям, которые не зависят от того, кто управляет автомобилем, относят погоду и состояние дорожного покрытия. Что касается погоды, то логично, что в дождь, снег или гололед времени для остановки машины потребуется больше, чем в сухую погоду.

Дорожное покрытие тоже оказывает влияние на расстояние торможения. Если дорога гладкая без добавления камня, то дистанция, которая будет пройдена автомобилем при торможении, также будет больше.

Факторы остановочного пути, которые зависят от автомобилиста

  • скорость: чем меньше скорость, тем короче расстояние торможения
  • состояние и устройство тормозной системы. Важно, чтобы машина, в том числе ее тормоза, работала исправно, чтобы колодки не были изношены, а давление в шинах было достаточным.
  • вид установленных шин. Протектор не должен быть сильно изношен, а тип установленной резины должен соответствовать погодным условиям.
  • загрузка автомобиля. Чем легче транспортное средство, тем проще его остановить. Расстояние торможения нагруженного автомобиля будет более длинным.
  • наличие системы ABS. На сухом асфальте данная система поможет остановить машину быстрее, а вот в гололед она позволит сохранить управление, но дистанция торможения при этом станет длиннее.
  • трезвое состояние водителя. Адекватный водитель быстрее реагирует на быстро меняющуюся ситуацию на дороге, благодаря чему, он быстрее остановит свой транспорт при необходимости.
  • отсутствие отвлекающих факторов во время движения. Зачастую замедленная реакция автомобилиста связана с тем, что он отвлекается и не следит за дорогой. Самый распространенный фактор отвлечения внимания – это сотовый телефон или общение с пассажиром. Из-за замедления реакции того, кто управляет авто, путь торможения увеличивается.
  • возраст. Как показывает статистика реакция у молодых происходит быстрее чем у пожилых.

Формула расчёта остановочного пути автомобиля


где:
Sост - остановочный путь, м
t1 - время реакции водителя. Общепринятая норма времени реакции автомобилиста равняется одной секунде. Но может составлять 0,5-1,5 сек.
t2 - время срабатывания тормозов. Это время зависит от типа, конструкции и технического состояния тормозного привода (для гидравлического привода – 0,2–0,3 сек, для пневматического – 0,5–0,6 сек).
К е - коэффициент эффективности торможения. Зависит от конкретной конструкции и технического состояния тормозной системы, величины полезной нагрузки автомобиля. Его величина составляет 1,3 для легковых и 1,6-1,8 для грузовых автомобилей.
V - скорость движения автомобиля, в км/ч.
φ - коэффициент сцепления. Представляет собой коэффициент пропорциональности между сцепным весом и силой сцепления колес автомобиля с дорогой. Его величина зависит от типа покрытия и состояния дороги (сухая, влажная, обледенелая), от особенностей конструкции и износа шины (давление в шине, вид рисунка протектора), от величины нагрузки и скорости движения автомобиля. На сухой дороге с асфальтобетонным покрытием он равен 0,7-0,8, на мокрой 0,35-0,45. На обледенелой дороге он равен 0,1-0,2

Формула расчёта тормозного пути автомобиля

где:
S торм – путь торможения
К е – коэффициент торможения
V – скорость машины
φ – коэффициент сцепления. При сухой дороге он равен 0,7; при мокрой – 0,4; при снеге – 0,2; при гололеде – 0,1.

Как видите при расчёте остановочного пути данная формула используется в правой части

Логотип статьи - тормозной путь

Всегда хочется получить чуть больше времени, но насколько ценной может быть для вас одна жалкая секунда? Когда дело доходит до использования тормозов на шоссе, это может означать. ну, намного больше, чем вы можете себе представить. Исследования показывают, что среднестатистическому водителю требуется от половины до трех четвертей секунды, чтобы почувствовать необходимость нажат на тормоз, и еще три четверти секунды, чтобы переместить ногу с газа на педаль тормоза. Время реакции у всех разное, но в сумме может получиться до 1,5 секунды между моментом, когда вы впервые начинаете понимать, что у вас проблемы, и реальным началом замедления. Это фундаментальные значения - физиология человека не меняется.

Следы от резкого торможения на асфальте

Схема остановочного пути

Тормозной путь - это одна из двух основных составляющих общего остановочного пути Другой компонент - время от момента восприятия водителем сигнала о необходимости торможения до совершения необходимых действий, например, переноса ноги на педаль тормоза, нажатия на неё. Зависит от навыков водителя, положения его тела, рук и ног относительно органов управления автомобилем, также от его психоэмоционального состояния. Время реакции увеличивается при утомлении, заболеваниях и крайне сильно возрастает при алкогольном или наркотическом опьянении. Оно колеблется от 0,4 до 1,5 с. Типичной величиной считается 0,8 сек.

Экстренное торможение

От чего зависит расстояние тормозного пути

Подытожим информацию из предыдущего пункта, собрав в единый список, от чего зависит длина общего тормозного пути:

Реакция

  • Видимость
  • Навыки водителя
  • Состояние водителя
  • Положение тела и рук водителя

Торможение

  • Скорость движения
  • Вид траспортного средства
  • Масса траспортного средства
  • Тип и состояние тормозной системы
  • Тип и состояние шин
  • Состояние дорожного покрытия

Как найти тормозной путь - формула

Тормозной путь или пройденное расстояние (d) после начала торможения определяется следующей формулой:

Одним из важных параметров безопасности является тормозной путь автомобиля. Способность машины быстро снижать свою скорость до нуля всегда будет цениться среди автовладельцев. Но что такое тормозной путь и от чего он зависит?



Что называется тормозным путем?

Тормозной путь – расстояние, которое требуется автомобилю, чтобы остановиться с момента начала работы системы торможения.

Под данным термином подразумевается отрезок пути, который машина преодолевает с момента начала срабатывания тормозной системы до полной остановки транспортного средства. Некоторые водители путают это понятие с "остановочным путем", но не смотря на схожесть в названии, есть четкая смысловая разница.

Тормозной путь – это способность автомобиля, точнее, показатель его возможности экстренно совершить быструю остановку. Чем он меньше, тем больше шансов остаться в живых при ДТП. Короткий тормозной путь может запросто спасти жизнь невнимательному пешеходу, ребенку или появившейся на дороге собаке.

Что подразумевают под остановочным путем?

Остановочный путь – расстояние, которое проходит транспортное средство с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки

Минимальное время реакции водителя – 0,4с. Чтобы остановить машину, ему вначале нужно обработать информацию о ситуации на дороге. Рефлексы помогают нам быстро нажать педаль тормоза, но реакция и осмысление происходящего тоже требуют некоторого времени. За это время автомобиль проезжает на заданной скорости какое-то расстояние, прежде чем начинается торможение.

Остановочный путь образуется из суммы тормозного пути и расстояния, отведенного на время реакции водителя. По-другому это определение звучит так: это небольшой отрезок дороги, который преодолевает автомобиль или любое другое транспортное средство с того самого момента, когда шофер заметил опасность до полной остановки. Вполне естественно, что остановочный путь будет всегда и при любых условиях больше тормозного.



При этом тормозной путь автомобиля будет всегда одинаков, даже если за рулем сидят разные водители. Тормозная система работает всегда одинаково при выжиме педали тормоза до упора. А вот различия в остановочном пути существенны. Они зависят от индивидуальных особенностей человека, который находится за рулем, а также от его состояния. К примеру, не трезвый водитель имеет более длительное время реакции, а, следовательно, больше остановочный путь. Поэтому можно сделать вывод, что этот параметр больше относится к самому человеку и лишь во вторую очередь - к машине.

Что такое формула тормозного пути

В специальных дорожных службах, на испытательных автомобильных полигонах, автопроизводители, сотрудники исследовательских центров и просто люди, близкие науке, стараются вычислить данный параметр автомобиля, посредством испытаний и даже на стадии проектирования.

При торможении автомобиль подчиняется законам физики, а значит, его тормозной путь можно рассчитать. Формула, позволяющая его определить, звучит следующим образом: тормозной путь равен отношению скорости автомобиля в момент начала торможения в квадрате, помноженному на тормозной коэффициент, к 254 помноженным на коэффициент сцепления с дорожным покрытием.



Данная формула уже давно применяется практически во всех подразделениях ГИБДД и является наиболее точной.

Как найти тормозной путь?

Найти его не сложно. Достаточно подставить в уже имеющуюся формулу значения:

При этом остановочный путь будет немного длиннее тормозного. При 100 метрах тормозного пути, остановочный составит около 120 метров, учитывая среднее время реакции водителя на изменяющуюся дорожную обстановку около 1 сек.

Что влияет на длину тормозного пути?

Тормозной путь зависит от множества факторов. Поэтому при расчете можно смело увеличивать или уменьшать показания, исходя из:

  • состояния покрышек;
  • средней скорости движения;
  • общее состояние машины, включая тормозную систему;
  • особенности дороги - асфальт, гравий, грязь или снег;
  • наличие или отсутствие АБС в машине;

Начать следует с самой популярной системы - АБС. Многие автовладельцы ошибочно полагают, что антиблокировочная система колес должна уменьшать тормозной путь. На самом деле, она просто сохраняет управляемость автомобиля при попытке оттормозиться юзом.



Учитывая особенность работы ABS, она чисто физически не может сократить тормозной путь автомобиля, поэтому торможение юзом при равных условиях будет эффективнее.

Скорость движения

Как уже ясно из формулы средняя скорость движения оказывает большое влияние на длину этого пути. Чем быстрее движется машина, тем дольше она будет останавливаться, следовательно, тормозной путь прямо пропорционален этому параметру.

Техническое состояние автомобиля

Немаловажное значение имеет и исправность автомобиля. Есть множество факторов, которые могут оказать влияние на способность быстро останавливаться. К примеру, состояние тормозных дисков и колодок. Если диски кривые, то эффективность торможения будет снижаться, ровно так же, если бы колодки были изрядно стерты.

Другой негативный момент - вообще отсутствие тормозов на одном из контуров. К примеру, на старых автомобилях сильно страдают задние барабанные тормоза из-за недобросовестного обслуживания. Из-за этого эффективность торможения серьезно снижается, а значит, увеличивается путь необходимый для остановки.

Дорожное покрытие

Вид дорожного покрытия также влияет на длину этого пути. Машина по-разному будет вести себя на грязи, асфальте или гравийном покрытии. Для торможения нужна хорошая сила трения, поэтому лучшими характеристиками для сцепления шин с дорогой обладает асфальт. Его коэффициент сцепления составляет 0,8 для сухого покрытия и 0,45 для мокрого. При этом худшим принято считать лед - всего 0,1.

Проблема мокрого асфальта состоит в том, что на его поверхности создается маленькая водяная пленка. При торможении, шина собирает большое количество воды перед собой и скользит по ней, увеличивая тормозной путь автомобиля. Зимой эта проблема актуальна, но при этом создает опасность и гладкая поверхность льда. Резине сложнее за нее зацепиться, даже шипованной.



Состояние покрышек

Последним, но тоже очень важным фактором сцепления шин с дорогой в процессе торможения является их состояние. Чем ниже остаточная величина протектора, тем большее расстояние пройдет автомобиль при торможении.

Рисунок протектора имеет большое значение. Если его нет, покрышке попросту нечем цепляться за поверхность дороги, отсюда низкое трение, особенно на гололеде и мокрой дороге. Если на шине остается достаточно большая толщина протектора, то сила трения возрастает и автомобиль быстрее снижает свою скорость.

Особого внимания заслуживают летние и зимние шины не по сезону. Применение летних шин зимой чревато очень длительным торможением. Летняя шина при низких температурах становится жесткой и не способна держаться за дорогу. Зимняя резина, напротив, слишком мягкая и буквально "плавает" по асфальту зимой. Мягкая резина будет дольше скользить по асфальту, прежде чем остановится.

Влияет ли масса машины?

Многие автовладельцы ошибочно полагают, что вес машины может оказывать большое влияние на длину тормозного пути. На самом деле, это не так, даже если машина движется с горы. Масса лишь увеличивает кинетическую энергию, а она, в свою очередь, перегревает тормоза, снижая их эффективность. При условии, что автомобиль будет загружен до разрешенной массы, тормозной путь его будет одинаковым с другим таким же автомобилем, но с меньшей массой. Чтобы не перегреть тормоза, рекомендуется использовать торможение двигателем на спуске.

Как уменьшить тормозной путь?

Зная о причинах большого тормозного пути, проблему можно решить несколькими способами:

  • Привести техническое состояние автомобиля в порядок. Здесь подразумевается полностью обслуженная тормозная система. Колодки должны иметь достаточную толщину, а диски не должны иметь биений. Все рабочие тормозные цилиндры не должны иметь подклиниваний.
  • Следите за шинами. Резина должна иметь остаточную величину протектора в пределах нормы. Эту норму задают в ПДД и перечне неисправностей, с которыми эксплуатация автомобиля запрещена. Она составляет не менее 1,6 мм.
  • Двигаться с меньшей скоростью. Если вы не уверенны в тормозном пути своего автомобиля, значит, необходимо сбавить скорость. Скорость - это 60% влияния на тормозной путь машины, а потому этот параметр необходимо контролировать.
  • Используйте торможение "педаль в пол". Если сохранение управляемости в данный момент не в приоритете, то торможение с полной блокировкой колес будет самым эффективным. К сожалению, на автомобилях с АБС повлиять на это никак нельзя.
  • Выбирайте погодные условия. Состояние дороги будет напрямую зависеть от погоды. Если осадков ожидается много, имейте ввиду, двигаться придется медленнее обычного. Хорошим вариантом для поездки является - солнечный летний день.
  • Не перегревать тормозные колодки. Чтобы сохранить их эффективность в экстренной ситуации, для торможения можно использовать двигатель машины.

Поможет ли торможение двигателем снизить тормозной путь?

На отдельных участках дорог, к примеру, затяжных спусках, целесообразнее использовать торможение двигателем. Суть данного способа заключается в том, что водитель отпускает педаль газа, двигаясь на передаче и замедляется за счет падения оборотов двигателя.

Но помогает ли этот способ сократить расстояние, необходимое для торможения? Нет. Как было сказано ранее, чтобы остановить машину перед внезапно возникшим препятствием, необходимо тормозить юзом и создать максимальное трение с дорожным покрытием. Подобный способ торможения поможет лишь сохранить управляемость автомобиля и не допустит перегрева колодок, но использовать его, как средство сокращения тормозного пути – неправильно.

put_tormoz-min

Представьте, на сколько меньше было бы аварий, если бы автомобили могли останавливаться мгновенно. К сожалению, элементарные законы физики говорят, что это невозможно.

tormoza-min

В этой статье мы расскажем о том, что нужно знать о тормозном пути каждому водителю, чтобы обезопасить себя на дороге. Пристегивайтесь, и поехали!

Что такое тормозной путь автомобиля?

Тормозным путем считается расстояние, которое проедет машина после активации тормозной системы до полной остановки. Это лишь технический параметр, по которому в сочетании с другими факторами определяется безопасность автомобиля. В этот параметр не входит скорость реакции водителя.

Совокупность реакции автомобилиста на экстренную ситуацию и расстояния от начала торможения (водитель нажал на педаль) до полной остановки транспортного средства называется остановочный путь.

1Tormoznoj Put(1)

В правилах дорожного движения указываются критические параметры, при которых эксплуатация транспортного средства запрещается. Максимальные пределы составляют:

Тип транспорта:Тормозной путь, м.
Мотоцикл/мопед7,5
Легковой автомобиль14,7
Автобус/грузовик массой до 12 тонн18,3
Грузовой автомобиль массой выше 12 тонн19,5

Так как величина тормозного пути напрямую зависит от скорости ТС, критическим показателем считается упомянутое выше расстояние, пройденное транспортом при снижении скорости с 30 км/ч. (для мототранспорта) и 40 км/ч. (для легкового авто и автобуса) до нуля.

2Tormoznoj Put (1)

Слишком медленная реакция тормозной системы всегда приводит к повреждению транспорта и нередко к травмам тех, кто в нем находится. Для наглядности: машина, движущаяся со скоростью 35 км/ч., столкнется с препятствием с силой, идентичной удару при падении с пятиметровой высоты. Если скорость авто при столкновении с препятствием достигла 55 км/ч, то сила удара будет идентична при падении с третьего этажа (90 км/ч – падение с 9 этажа, или с высоты в 30 метров).

Данные результаты исследований показывают, насколько важно автомобилисту следить за состоянием тормозной системы автомобиля, а также за износом покрышек.

Что такое формула тормозного пути?

tormoznoi_pyt-min

Существуют специальные формулы, которые помогают водителю просчитать длину тормозного пути при экстренном и нормальном торможении. Разумеется, они усредненные.

Итак, нормальное торможение предусматривает мягкое нажатие на педаль тормоза, к примеру на светофоре. В таком случае ориентируемся по формуле:

(Скорость, в км/ч : 10) * (скорость, в км/ч : 10) = длина тормозного пути в метрах

То есть, если вы двигаетесь со скоростью 50 км/ч, длина тормозного пути будет примерно 25 метров. Считаем так: 50/10 * 50/10 = 5*5 = 25.

При экстренном торможении, полученное значение делится еще на два. Формула выглядит следующим образом.

(Скорость, в км/ч : 10) * (скорость, в км/ч : 10) / 2

Посчитаем на конкретном примере. Допустим, вы вновь двигаетесь со скоростью 50 км/ч и произошла ситуация, при которой вам нужно срочно затормозить. Считаем тормозной путь так: 50/10 * 50/10 / 2 = 5*5/2 = 12,5 метров.

Как рассчитать полное время остановки и итоговый тормозной путь?

Как мы уже отмечали выше, водителю нужно время для того, чтобы принять решение о торможении. То есть — среагировать. Плюс, время уходит на то, чтобы переместить ногу с педали газа на педаль тормоза и на то, чтобы на это действие отреагировала сама машина.

Существует формула, которая усредненно считает путь реакции водителя. Вот она:

(Скорость в км/ч : 10) * 3 = путь реакции в метрах

Представим ту же ситуацию. Вы едете со скоростью 50 км/ч и решили плавно затормозить. Пока вы принимаете решение, машина проедет 50/10*3 = 15 метров. Второе значение (длину реального тормозного пути) мы считали выше — 25 метров. В результате, 15+25 = 40. Это расстояние, которое преодолеет ваш автомобиль, пока вы полностью не остановитесь.

Какие факторы влияют на торможение и тормозной путь?

tormoznoy_put_1

Выше мы уже писали, что на длину тормозного пути влияют множество факторов. Предлагаем рассмотреть их подробнее.

Скорость

Помните еще один важный момент. Если скорость автомобиля увеличивается в два раза, длина его тормозного пути растет в 4 раза! Здесь пропорция 1:1 не работает.

Дорожные обстоятельства

Несомненно, на длину тормозной линии влияет состояние дорожного покрытия. На обледенелой или мокрой трассе она может вырасти в разы. Но это далеко не все факторы. Следует также опасаться опавших листьев, на которых шины прекрасно скользят, трещин на покрытии, ям и так далее.

Качество и состояние резины сильно влияют на длину тормозной линии. Зачастую, более дорогие шины обеспечивают лучшее сцепление авто с дорожным покрытием. Обратите внимание, если глубина протектора стерлась больше допустимого значения, то резина утрачивает способность отводить достаточное количество воды при движении по мокрой дороге. В итоге, вы можете столкнуться с такой неприятной штукой, как аквапланирование — когда машина теряет сцепление с дорогой и становится полностью неуправляемой.

Чтобы сократить тормозной путь, рекомендуется поддерживать в покрышках оптимальное давление. Какое именно — на этот вопрос вам ответит автопроизводитель. Если значение будет отклоняться в большую или меньшую сторону, линия торможения будет увеличиваться.

В зависимости от коэффициента сцепления покрышек с дорожным покрытием этот показатель будет разным. Вот сравнительная таблица зависимости тормозного пути от качества дорожного покрытия (легковой автомобиль, покрышки которого имеют средний коэффициент сцепления):

60км/ч.80 км/ч.90 км/ч.
Сухой асфальт, м.20,235,945,5
Мокрый асфальт, м.35,462,979,7
Заснеженная дорога, м.70,8125,9159,4
Гололед, м.141,7251,9318,8

Конечно, эти показатели относительны, но они ярко иллюстрируют, насколько важно следить за состоянием автомобильной резины.

Техническое состояние машины

Автомобиль может выезжать на дорогу только в исправном состоянии — это аксиома, не требующая доказательств. Для этого проводите плановую диагностику своего авто, своевременно делайте ремонт и меняйте тормозную жидкость.

Помните, что стертые тормозные диски могут в два раза увеличить линию торможения.

Отвлечение внимания на дороге

Во время движения автомобиля водитель не имеет права отвлекаться от управления ТС и контроля над дорожной ситуацией. От этого зависит не только его безопасность, но жизни и здоровье пассажиров, а также других участников движения.

Вот что происходит в мозгу водителя при возникновении экстренной ситуации:

  • оценка дорожной ситуации;
  • принятие решения – тормозить или маневрировать;
  • реагирование на ситуацию.

В зависимости от врожденных способностей водителя средняя скорость реакции составляет от 0,8 до 1,0 секунды. Этот параметр касается экстренной ситуации, а не почти автоматического процесса при замедлении на знакомом участке дороги.

4Reakcija Voditela (1)

Многим этот временной отрезок кажется незначительным, чтобы на него обращать внимание, однако игнорирование опасности может привести к фатальным последствиям. Вот таблица зависимости реакции водителя и пройденного автомобилем пути:

Скорость автомобиля, км/ч.Расстояние до момента нажатия на тормоз (время остается одинаковым – 1 сек.), м.
6017
8022
10028

3Otvlechenie (1)

Отвлекать водителя от управления могут разные факторы:

  • мобильный телефон – даже просто посмотреть, кто звонит (при разговоре по телефону реакция водителя идентична реакции человека в состоянии легкого алкогольного опьянения);
  • рассматривание рядом проезжающего автомобиля или наслаждение красивыми пейзажами;
  • пристегивание ремня безопасности;
  • употребление пищи за рулем;
  • падение незакрепленного видеорегистратора или мобильного телефона;
  • выяснение отношений водителя и пассажира.

На самом деле невозможно составить полный список всех факторов, которые могут отвлечь водителя от управления. Ввиду этого каждому следует быть внимательным к дороге, а пассажирам будет полезна привычка не отвлекать водителя от управления.

Состояние алкогольного или наркотического опьянения

Законодательство большинства стран мира запрещает вождение в состоянии наркотического или алкогольного опьянения. Это не потому что водителям запрещается получать радость от жизни в полной мере. От этого состояния зависит тормозной путь автомобиля.

Когда человек находится под воздействием наркотиков или алкоголя, его реакция снижается (это зависит от степени опьянения, но реакция в любом случае будет замедленной). Даже если автомобиль оснащен самыми передовыми системами и помощниками торможения, запоздалое нажатие на педаль тормоза в экстренной ситуации приведет к аварии. Помимо торможения пьяный водитель медленней реагирует на необходимость выполнить маневр.

Каков тормозной путь на скорости 50, 80 и 110 км/час.

Как видно, из-за множества переменных невозможно создать четкую таблицу, описывающую точный тормозной путь отдельного автомобиля. На это влияют и техническое состояние автомобиля, и качество дорожного покрытия.

5Tormoznoj Put (1)

Средние данные тормозного пути легкового автомобиля при исправной системе, качественных покрышках и нормальной реакции водителя:

Скорость, км/ч.Приблизительный тормозной путь, м.
5028 (или шесть корпусов авто)
8053 (или 13 корпусов авто)
11096 (или 24 корпуса)

Как видно, никогда не следует рассчитывать на надежность своей машины, а правильно будет придерживаться рекомендаций, потому что они взяты из реальных ситуаций.

От чего зависит средний тормозной путь любого автомобиля

Подытоживая, видим, что тормозной путь любого автомобиля зависит от совокупности таких факторов:

  • скорость транспортного средства;
  • вес машины;
  • исправность тормозных механизмов;
  • коэффициент сцепления покрышек;
  • качество дорожного покрытия.

На остановочный путь автомобиля влияет еще и реакция водителя.

Учитывая, что в экстренной ситуации мозгу водителя нужно обработать много информации, придерживаться скоростного режима – это самая первая заповедь, о важности которой никогда не перестанут говорить.

Когда и как производится замер

Расчеты тормозного пути понадобятся, когда проводится экспертиза транспортного средства после серьезного ДТП (криминалистическая экспертиза), в процессе технических испытаний машины, а также после модернизации тормозной системы.

Существуют разные онлайн-калькуляторы, с помощью которых водитель может самостоятельно может проверить данные параметры своего автомобиля. Пример такого калькулятора находится по этой ссылке. Воспользоваться таким калькулятором можно прямо на дороге. Главное, чтобы был доступ в интернет. Немного позже мы рассмотрим, с помощью каких формул можно рассчитать данный параметр.

Как увеличить интенсивность замедления

В первую очередь эффективность замедления зависит от внимательности водителя. Даже самая лучшая тормозная система и полный набор электронных ассистентов не способны изменять физические законы. Поэтому ни в коем случае нельзя отвлекаться от вождения авто на звонки по телефону (даже если используется система hand-free, реакция некоторых водителей может существенно замедляться), переписку по смс и рассматривание красивых пейзажей.

Тормозной путь автомобиля: Все что нужно знать

Повороты и маневры на дороге необходимо выполнять с не меньшей концентрацией, особенно учитывая слепые зоны. В любом случае, на время реакции и, как следствие, на замедление машины, влияет сосредоточенность водителя. Но не менее важным является техническое состояние транспортного средства, а также наличие дополнительных систем, повышающих эффективность торможения.

Также если водитель выбирает безопасную скорость, это может в значительной степени сократить тормозной путь автомобиля. Это что касается действий водителя.

Дополнительно необходимо учитывать загрузку машины, а также способности тормозной системы. То есть техническую часть транспортного средства. Многие современные модели автомобилей оснащаются разными усилителями и дополнительными системами, которые в значительной степени сокращают путь реакции и время полной остановки авто. К таким механизмам относятся тормозные усилители, система ABS, а также электронные ассистенты, предотвращающие фронтальное столкновение. Также значительно сокращает тормозной путь установка улучшенных тормозных колодок и дисков.

Тормозной путь автомобиля: Все что нужно знать

Остановочный и тормозной путь автомобиля: в чем разница

Под тормозным путем подразумевается расстояние, которое преодолеет машина, с момента, когда водитель нажимает на педаль тормоза. Начало этого пути – это момент активации тормозной системы, а конец – полная остановка транспортного средства.

Эта величина всегда зависит от скорости транспортного средства. Причем она всегда квадратична. Это значит, что тормозной путь всегда пропорционален увеличению скорости автомобиля. Если скорость транспорта в два раза превышает допустимую норму, то машина полностью остановится на расстоянии, в четыре раза превышающее средний показатель.

Также на эту величину влияет вес транспорта, состояние тормозной системы, качество дорожного покрытия, а также износ протектора на колесах.

Но процессы, влияющие на полную остановку машины, включают намного больший промежуток времени, чем время срабатывания тормозной системы. Еще одно не менее важное понятие, влияющее на замедление авто, это время реакции водителя. Это промежуток времени, за который водитель реагирует на обнаруженное препятствие. У среднестатистического автомобилиста между обнаружением препятствия и нажатием на педаль тормоза проходит около одной секунды. У кого-то этот процесс занимает всего 0.5сек, а кто-то реагирует намного дольше, и он активирует тормозную систему только лишь спустя две секунды.

Путь реакции всегда прямо пропорциональный скорости авто. Время реакции у конкретного человека может не меняться, но в зависимости от скорости за это время машина преодолеет свое расстояние. Эти две величины: тормозной путь и путь реакции в сумме образуют остановочный путь машины.

Как рассчитать полное время остановки и итоговый остановочный путь?

Невозможно провести точные расчеты на абстрактном автомобиле. Часто тормозной путь рассчитывается по тому, какой была эта величина у конкретной машины на определенной скорости. Как мы уже говорили, рост тормозного пути квадратичен увеличению скорости транспорта.

Тормозной путь автомобиля: Все что нужно знать

Но существуют также и среднестатистические цифры. Принято, что легковая машина средней величины при скорости в 10км/ч обладает тормозным путем в 0.4м. Если брать за основу это соотношение, то можно рассчитать тормозной путь для транспорта, движущегося со скоростью 20км/ч (величина составляет 1.6м) или 50км/ч (показатель составляет 10 метров) и так далее.

Чтобы точнее рассчитать тормозной путь, нужно воспользоваться дополнительной информацией. Например, если учесть степень сопротивления покрышек (коэффициент трения для сухого асфальта составляет 0.8, а для ледяной дороги – 0.1). Этот параметр подставляется в следующую формулу. Тормозной путь = квадрат скорости (в километрах/час) разделить на коэффициент трения, умноженный на 250. Если машина движется со скоростью в 50км/ч, то по данной формуле тормозной путь составляет уже 12.5 метров.

Для получения конкретной цифры пути реакции водителя существует другая формула. Вычисления следующие. Путь реакции = скорость машины разделить на 10, затем результат умножить на 3. Если подставить в эту формулу все тот же автомобиль, движущийся на скорости в 50км/ч, то путь реакции будет составлять 15 метров.

Полная остановка автомобиля (та же скорость в 50 километров в час) произойдет через 12.5+15=27.5 метров. Но и это не самые точные расчеты.

Так, время полной остановки транспортного средства высчитывается по формуле:

Р(полная остановка)= (множитель коэффициента эффективности торможения и начальной скорости торможения разделить на множитель ускорения свободного падения и коэффициента продольного сцепления покрышек с асфальтом)+время реакции водителя+период срабатывания привода тормозной системы+множитель времени нарастания тормозных усилий на 0.5.

Итак, как видно, на определение полной остановки авто влияет много факторов, которые могут быть совершенно разными в зависимости от обстановки на дороге. По этой причине еще раз: водитель должен всегда контролировать, что происходит на дороге.

Как увеличить интенсивность замедления

Чтобы максимально снизить тормозной путь в разных обстоятельствах, водитель может воспользоваться одним из двух способов. Лучше всего было бы сочетание этих способов:

Видео на тему

В этом видео рассказывается, как правильно тормозить в экстренной ситуации, если машина не оснащена системой ABS:

Читайте также: