Любовь по фромму кратко

Обновлено: 03.07.2024

Немецкий философ, психолог и социолог Эрих Фромм посвятил одну из самых известных своих работ искусству любить. Мы решили разобраться, как личный опыт любовных отношений великого ученого повлиял на его философские взгляды.

Закономерно, что в своем труде Фромм рассматривал проблему любви и настигшего её кризиса в современном западном обществе в философском, психоаналитическом и социально-политическом аспектах. Впрочем, какой бы отвлеченный и всеобщий характер ни носили рассуждения ученого о любви, внимательный читатель обязательно заметит в тексте книги пересечения с личным опытом автора.

Нужно ли учиться любви?

Ею стала 3-я супруга писателя Аннис Фримен – высокая и привлекательная женщина, по своим привычкам и внешности типичная американка, которая была на два года моложе писателя.

Разумеется, Фромм не мог заранее знать, что именно с этой женщиной он проведет остаток жизни (к моменту публикации текста они были вместе всего 3 года), но возможно что-то предчувствовал.

Вероятно, встреча с Аннис, произошедшая на 57-с году жизни писателя, вселила в него веру в лучшее и вдохновила на создание труда, одна из центральных идей которого звучит следующим образом: любовь – это единственный верный ответ на проблему человеческого существования.

Однако начинает свое произведение Фромм не с этого. Первое, что он считает нужным сказать своему читателю: любовь – это ни что иное как искусство. А значит, как и любому другому искусству, ему следует долго и упорно учиться.

Такое заявление кажется вполне логичным, особенно учитывая тот факт, что на момент написания книги у философа за плечами был уже довольно обширный опыт личных отношений – в разной степени удачных.

Согласно Фромму, большинство людей (в числе которых, вероятно, до недавнего времени был и сам автор текста) скорее согласились бы со вторым утверждением:

Психоанализ и его критика

жена.jpg


Чтобы исследовать природу любви, Фромм использует психоаналитический подход. В тексте произведения он много внимания уделяет вопросу взаимоотношений субъекта с родителями. Именно эти отношения, считает писатель, определяют будущее каждого человека.

Возможно, увлечение Фромма психоанализом было вызвано потребностью осмыслить и преодолеть влияние собственных родителей. Если верить биографиям философа, его детство и отношения в семье были далеки от идеала.

С изучением психоанализа также были связаны 2-е первые серьезные любовные истории Фромма. Первый раз философ женился еще во время учебы. Его избранница, Фрида Райхманн была старше его на десять лет. Будущие супруги долгое время выступали в роли врача и пациента – Райхманн была личным психоаналитиком Фромма. После свадьбы сеансы, конечно, пришлось прекратить.

карен хорни.jpg


Этот союз оказался не менее продуктивным, чем предыдущий: ученые вместе разрабатывали фрейдистскую теорию, рассматривая её, главным образом, в социологическом аспекте и подвергая устаревшие положения жесткой критике.

Отношения влюбленных расстроились, после того, как Фромм стал проводить сеансы психоанализа с дочерью Хорни – Марианной. В ходе этих встреч ученый выяснил, что Марианна враждебно относится к матери. Карен, разумеется, не понравился такой поворот событий, пара рассталась.

Деятельный характер любви

В 1940-м году Фромм женился во второй раз. Его избраннице, фотокорреспонденту из Германии, Хенни Гурланд иммиграция далась нелегко. Во время продолжительного, полного испытаний путешествия через Европу в Штаты, Гурланд повредила спинной мозг. В попытках избавить Хенни от страданий, супруги в 1949 году перебрались в Мексику, чтобы по совету медиков попробовать лечение радиоактивными источниками в Сан Хосе Пурна.

в мексике.jpg


Но даже этих мер оказалось недостаточно – в 1952 году Гурланд скончалась. Смерть жены глубоко потрясла ученого. Фромм никогда особенно не распространялся на счет того периода своей жизни, и даже избегал упоминания её имени.

После кончины Хенни Фромм взял на себя заботу о её 17-летнем сыне, обеспечив юноше прекрасное образование – в последствии тот стал профессором металловедения в Броуновском университете.

Распад любви в современном обществе

Erich-Fromm_Interview.jpg


Пережив несколько бурных романов, столкнувшись с массой разнообразных трудностей в межличностных отношениях, Фромм, всегда полагавший, что человек – существо, прежде всего, социальное, пришел к выводу, что причины любовных неудач многих его современников (и, вероятно, его самого) кроются в неправильной системе общественных отношений, существующей в современном западном обществе.

Не будь в жизни Фромма Аннис Фримен (3-й супруги писателя, реанимировавшей его после смерти Гурланд) вероятно, вывод, к которому бы пришел автор произведения, был бы куда менее обнадеживающим.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Эрих Фромм – немецкий психолог, психоаналитик, социолог, философ. Известен гуманистической теорией развития личности и теорией любви. Хотя это не единственные вопросы, которым ученый посвящал исследования. Но теория любви заслуживает особого внимания, так как затрагивает все аспекты этого явления: любовь к родителям, человеку противоположного пола, себе, жизни.

Основные положения теории

Фромм дифференцировал способность любить на две категории: любить другого и быть любимым. Притом первую форму он называл здоровой любовь, а вторую – нездоровой. Хотеть любить – черта зрелой и здорово личности. Желать, чтобы тебя любили – черта незрелой и нездоровой личности.

Кроме этого психолог назвал еще два отличия зрелой любви от незрелой:

Незрелую любовь, или симбиотический союз, как назвал это Фромм, автор разделил еще на два вида:

  1. Мазохизм. Это пассивная форма нездоровой любви, при которой один из участников не выносит одиночества и изоляции, а потому позволяет другому участнику полностью контролировать его. Контролер направляет, руководит, защищает. Мазохист переоценивает силу другого человека и делает себя его неотъемлемой частью. Мазохист никогда не бывает одиноким, но и независимым он не бывает. Он обесценивает себя.
  2. Садизм. Садист тоже старается уйти от одиночества и уединения с самим собой, а потому делает другого неотъемлемой частью себя. Он впитывает силы того человека, который перед ним преклоняется, подчиняется.

Как научиться любить

В погоне за незрелой любовью люди делают ставку на внешнюю привлекательность, богатство и престиж. Мужчины чаще акцентируют внимание на удаче и богатстве, а женщины – на внешности (фигура, одежда).

Но мы с вами поговорим о том, как добиться здоровой любви. Для этого воспользуемся положениями теории Фромма. Итак, как развить способность любить:

  1. Признать и понять свою индивидуальность и уникальность, принять себя. Быть собой, что бы ни случилось. Не пытаться угодить другим.
  2. Избавиться от зависимостей и проекций. Принять индивидуальность другого человека, не проецировать на него свои мысли, чувства, желания. Слушать, понимать и принимать другого человека.
  3. Уметь находиться в одиночестве, отдыхать или заниматься своими делами без опеки и присутствия другого человека.
  4. Уметь отдавать. Но не путайте это с жертвенностью. В данном случае речь идет о том, чтобы делиться тем, чего у тебя много. И тем самым приумножать то, что ты отдаешь. Счастье, вдохновение, тепло, интересы, знания, энергия – все это приумножается, когда мы искренне делимся этим с другими. . Объединять себя и внешний мир, преобразуемый материал.
  5. Расти и развиваться. Развитие способности любить невозможно без общего развития личности.
  6. Освободиться от нарциссизма и нездоровой привязанности к матери или отцу. Зрелая личность содержит образ родителей внутри себя, умеет управлять им и использовать себе на благо.

Способность любить развивается в человеке. Ее развитие возможно без объекта любви. Наличие объекта без соответствующей внутренней способности, напротив, способно вызвать желание быть любимым или влюбить в себя. Любовь – это личное чувство, которое каждый человек переживает сам, внутри себя.

Качества, помогающие любить

саморазвитие

Одной теории, соблюдения правил из предыдущего пункта недостаточно. Научиться искусству любви на практике помогут следующие качества:

Для успешного усвоения искусства любви важна и вера – определенность и стойкость в убеждениях. Но она бывает рациональной и иррациональной. Рациональная вера – это личный опыт, мысли, чувства человека, то есть вера в себя. В теории Фромма вера воспринимается как качество личности, а не как вера во что-то. Веру во что-то (идею, авторитет) Фромм назвал иррациональной верой.

Вера в себя – основа самоценности личности. Если нет веры в себя, то человек становится уязвимым к внешнему воздействию, манипуляциям. Он зависит от чужого мнения и одобрения. Нередко такие люди оказываются в невротических, зависимых отношениях. А когда человек верит в себя, то он точно не станет жертвой мошенника. Более того, человек, который верит в себя, верит и в других людей, их потенциал. А это неотъемлемый элемент способности любить.

Виды любви

Э. Фромм полагал, что любовь – это установка, ориентация личности. Объекты любви могут быть разными, на основе чего Фромм и предложил классификацию видов любви:

  1. Братская любовь. Основа любого другого вида любви. Братская любовь состоит из заботы, ответственности, уважения, понимания и принятия другого живого существа, желания продлить его жизнь. Это равная любовь. Может быть направлена сразу на несколько объектов.
  2. Материнская любовь. Безусловная любовь к беспомощному существу. Может иметь сразу несколько объектов любви.
  3. Эротическая любовь. Направлена только на один объект. Ее основа – единство и полное слияние с одним человеком. Это форма предпочтительной любви. И этим она отличается от братской или материнской.
  4. Любовь к себе. Чтобы любить других людей и любить их одинаково, нужно любить себя. В данном случае речь не идет об эгоизме. Напротив, эгоист не любит никого, включая самого себя.
  5. Любовь к богу. Ее основа – потребность в единстве и принадлежности. Фромм понимал любовь к богу как саморазвитие личности, поиск себя, прохождение пути от безусловной любви к сознательному выбору. Фромм не поддерживал слепое идолопоклонство.

Кроме этих видов Фромм первым определил разницу между отцовской и материнской любовью. Материнскую любовь он назвал безусловной. Мать любит ребенка за одно его существование. А вот отцовскую любовь необходимо заслужить. Отцы любят детей за то, что те оправдали их ожидания, похожи на них, соответствуют требованиям, выполняют обязанности.

Задача каждого человека – развиться как личность и объединить внутри себя отцовскую и материнскую любовь в одну непротиворечивую способность любить. Зрелый человек безусловно любит сам себя и одновременно любит обусловлено за то, что соответствует своим ожиданиям. Но заметьте, своим! А они могут отличаться от первичных требований со стороны отца.

Что же такое любовь?

развитие личности

В заключение хочу дополнить определение Фромма и сказать, что любовь – это не только заинтересованность в жизни и развитии объекта любви, но и заинтересованность в собственном развитии, бесконечное познание себя и объекта любви.

Согласно Фромму, любовь – это не сентиментальное чувство, доступное каждому. Любовь – это результат сознательной работы над собой, показатель личностной зрелости. Человек, который умеет любить, может сойтись с любым человеком. Ведь он постоянно познает себя и других, умеет преодолевать внутренние барьеры. Желание и способность любить важнее и сильнее, чем наличие объекта любви.

Способность любить – черта зрелых и взрослых личностей. Речь идет о способности брать на себя ответственность, делать сознательный выбор и отвечать за его последствия, быть открытым новому, учиться, менять свою жизнь и меняться самому ради реализации личных способностей и возможностей.

А теперь вспомните, что обычно люди называют любовью, как ведут себя, как признаются в любви. Для яркости примера вспомните подростковую любовь или инфантильные пары, в которых преобладает ревность, тотальный контроль и подавление. Так любовь ли это?

1. Братская любовь

2. Материнская любовь

Суть этой любви не основывается только на взаимоотношениях между матерью и ребёнком, – здесь Э. Фромм связывает её с родительской любовью к беспомощному существу.

3. Эротическая любовь

Отличие данной любви от первых двух заключается в том, что и братская, и материнская направлены на неограниченное количество объектов обожания, в то время как эротическая – на один, то есть она избирательна.

4. Любовь к себе

Э. Фромм, в отличие от Фрейда, не признает данный тип любви чем-то грешным, проявлением нарциссизма: напротив, он подчёркивает, что это чувство, при отсутствии которого, человек не смог бы полюбить кого-то другого.

5. Любовь к Богу

Здесь Э. Фромм связывает любовь, как воссоединение души человека с природой, основой всех любви, связующую все грани человеческого сознания. Он подчёркивает, что природа любви человека к Богу соответствует его любви к человеку [2, с. 144].

Таким образом, можно сказать, что исключительной в этом списке является эолитическая любовь, так как по своей природе она уникально, не всеобща, в связи с чем она существует как самодостаточное стремление, потребность и проявление.

К таким опасно-социальным формам проявления любви Э. Фромм относит [1, с. 215]:

В отличие от позитивного нарциссизма, данный тип подразумевает максимальное его проявление, отличительными чертами которого является любовь только к самому себе, причём это может проявляться в различных формах: физические сальности, внешность, интеллект и др. [2, с. 48].

Такой человек не умеет любить, открыть себя миру и находится в постоянном конфликте со своим разумом.

3. Симбиозно-инцестуальные движения

Подразумевают под собой желание человека быть ближе с теми, от кого он и произошёл, что чаще всего объясняется тем фактом, что это люди, боящиеся выйти в свет, но все же имеющие это желание.

По этой причине они ищут защиту в близких людях, а самой близкой является генетическая близость.

Делая вывод об этих трёх негативных влечениях, Фрейд подчеркивает, что все они действуют против жизни, роста, вызывают столкновения, деструкцию и смерть.

1. Братская любовь

2. Материнская любовь

Суть этой любви не основывается только на взаимоотношениях между матерью и ребёнком, – здесь Э. Фромм связывает её с родительской любовью к беспомощному существу.

3. Эротическая любовь

Отличие данной любви от первых двух заключается в том, что и братская, и материнская направлены на неограниченное количество объектов обожания, в то время как эротическая – на один, то есть она избирательна.

4. Любовь к себе

Э. Фромм, в отличие от Фрейда, не признает данный тип любви чем-то грешным, проявлением нарциссизма: напротив, он подчёркивает, что это чувство, при отсутствии которого, человек не смог бы полюбить кого-то другого.




5. Любовь к Богу

Здесь Э. Фромм связывает любовь, как воссоединение души человека с природой, основой всех любви, связующую все грани человеческого сознания. Он подчёркивает, что природа любви человека к Богу соответствует его любви к человеку [2, с. 144].

Таким образом, можно сказать, что исключительной в этом списке является эолитическая любовь, так как по своей природе она уникально, не всеобща, в связи с чем она существует как самодостаточное стремление, потребность и проявление.

К таким опасно-социальным формам проявления любви Э. Фромм относит [1, с. 215]:

В отличие от позитивного нарциссизма, данный тип подразумевает максимальное его проявление, отличительными чертами которого является любовь только к самому себе, причём это может проявляться в различных формах: физические сальности, внешность, интеллект и др. [2, с. 48].

Такой человек не умеет любить, открыть себя миру и находится в постоянном конфликте со своим разумом.

3. Симбиозно-инцестуальные движения

Подразумевают под собой желание человека быть ближе с теми, от кого он и произошёл, что чаще всего объясняется тем фактом, что это люди, боящиеся выйти в свет, но все же имеющие это желание.

По этой причине они ищут защиту в близких людях, а самой близкой является генетическая близость.

Делая вывод об этих трёх негативных влечениях, Фрейд подчеркивает, что все они действуют против жизни, роста, вызывают столкновения, деструкцию и смерть.


Давайте сначала вспомним какие понятия о любви между мужчиной и женщиной были до Э. Фромма:

"Любовь – это настоящий клубок парадоксов. Она существует в столь разных формах и вариациях, что вы можете говорить о ней все что угодно – и, скорее всего, окажетесь правы".
Г. Финк, ученый при дворе королевы Виктории, середина XIX в.

Любовь представляет собой плодотворную форму отношения к другим и к самому себе. Она предполагает заботу, ответственность, уважение и знание, а также желание, чтобы другой человек рос и развивался. Это проявление близости между двумя человеческими существами при условии сохранения целостности каждым из них. 2

Определение любви Э.Фромма можно сравнить с:

Любовь устойчивое гармонизирующее, психостимулирующее, смыслоформирующее состояние (отношения и чувства) исключительного приятия, прошедшее этапы зарождения и развития, основанное на неизменных, на протяжении всей жизни психологических функциях (например, базис К. Юнга), и их лучшей сочетаемости у партнеров, а поэтому с годами становится крепче и благотворнее.

Уточняющие и дополняющие признаки любви Э. Фромм:

Любовь не создается каким-то специфическим "объектом", а является постоянно присутствующим фактором внутри самой личности, который лишь "приводится в действие" определенным объектом. Как ненависть - это страстное желание уничтожить, так и любовь - страстное утверждение "объекта"; это не "аффект", а внутреннее родство и активное стремление к счастью, развитию и свободе объекта любви. 1

Над раскрытием деталей и подробностей от "внутреннего родства" до полного расхождения хорошо поработала - соционика. Она наполнила психологическим содержанием идеи Э.Фромма.

Соционика выявила количество базисных функций, их значимость у каждого психотипа (модель А) и качество взаимодействия "Таблица отношений между социотипами А. Аугустинавичюте".

Главная, важнейшая составная часть такой спонтанности - это любовь, но не растворение своего "я" в другом человеке и не обладание другим человеком. Любовь должна быть добровольным союзом с ним, на основе сохранения собственной личности. Именно в этой полярности и заключается динамический характер любви: она вырастает из стремления преодолеть отдельность и ведет к единению, но не уничтожает индивидуальность. Другая составная часть спонтанности - труд. 1

Понятие плодотворной любви имеет мало общего с тем, что часто принято называть любовью. Вряд ли какое-нибудь другое слово окружено такой двусмысленностью и путаницей, как слово "любовь". 2

Подлинная любовь - это проявление плодотворности, и она предполагает заботу, уважение, ответственность и знание. Это не "аффект", не увлеченность, а активное содействие росту и счастью любимого человека, коренящееся в собственной способности любить. 2

Подлинная любовь коренится в плодотворности, и поэтому собственно может быть названа "плодотворной любовью". Сущность ее одна и та же, будь это любовь матери к ребенку, любовь к людям или эротическая любовь между двумя индивидами.

Хотя предметы любви различны, и соответственно различны глубина и качество любви к ним, определенные основные элементы присутствуют во всех формах плодотворной любви. Это - забота, ответственность, уважение и знание.

Забота и ответственность означают, что любовь - это деятельность, а не страсть, кого-то обуявшая, и не аффект, кого-то "захвативший". 2

Принято считать, что любовь - это результат таинственного влечения двух людей друг к другу, некое событие, совершающееся само собой. Да, одиночество и сексуальные желания делают влюбленность легким делом, и здесь нет ничего таинственного, но это тот успех, который так же быстро уходит, как и пришел. Случайно любимыми не становятся; твоя собственная способность любить вызывает любовь так же, как и заинтересованность делает человека интересным. 2

В сфере человеческих отношений вера - необходимое условие всякой настоящей дружбы и любви. "Верить" в другого человека - значит быть уверенным в надежности и неизменности его основных установок, в сути его личности. Под этим я имею в виду не то, что человек не может изменять свои мнения, но что его основные мотивации остаются теми же; например, его уважение к человеческому достоинству является частью его Я и не подлежит изменению. 2

Существует только одно чувство, удовлетворяющее человеческую потребность в единении с миром и вместе с тем дающее ему ощущение целостности и индивидуальности, - любовь. Любовь - это объединение с кем-либо или чем-либо вне самого себя при условии сохранения обособленности и целостности своего собственного Я. Это переживание причастности и общности, позволяющее человеку полностью развернуть свою внутреннюю активность. Переживание любви делает ненужными иллюзии. 3

Любовь составляет один из аспектов того, что я назвал продуктивной ориентацией: активная и творческая связь человека со своим ближним, с самим собой и с природой. 3

Продуктивная любовь всегда предполагает целый комплекс отношений: заботу, ответственность, уважение и знание. 3

В противоположность симбиотическому единению зрелая любовь это единение при условии сохранения собственной целостности, собственной индивидуальности. Любовь - это активная сила в человеке, сила, которая рушит стены, отделяющие человека от его ближних; которая объединяет его с другими; любовь помогает ему преодолеть чувство изоляции и одиночества; при этом позволяет ему оставаться самим собой, сохранять свою целостность. В любви имеет место парадокс: два существа становятся одним и остаются при этом двумя. 4

Любовь - это активность, а не пассивный аффект, это помощь, а не увлечение. В наиболее общем виде активный характер любви можно описать посредством утверждения, что любовь значит прежде всего давать, а не брать.

Что значит давать? Хотя ответ на этот вопрос кажется простым, он полон двусмысленности и запутанности.

Наиболее широко распространено неверное мнение, что давать - это значит отказаться от чего-то, стать лишенным чего-то, жертвовать. Именно так воспринимается акт давания человеком, чей характер не развился выше уровня рецептивной ориентации, ориентации на эксплуатацию или накопление. Торгашеский характер готов давать только в обмен на что-либо. Давать, ничего не получая взамен, это для него значит быть обманутым. Люди, чья главная ориентация не продуктивна, воспринимают давание как обеднение. Поэтому большинство индивидов этого типа отказываются давать. Некоторые делают добродетель из давания в смысле пожертвования. Они считают, что именно потому, что давать мучительно, человек должен давать; добродетель давания для них заключена в самом акте принесения жертвы. Что давать лучше, чем брать - эта норма для них означала бы, что испытывать лишения лучше, чем переживать радость.

Для продуктивного характера давание имеет совершенно иное значение. Давание - это высшее проявление силы. В каждом акте давания я осуществляю свою силу, свое богатство, свою власть. Такое переживание высокой жизнеспособности и силы наполняет меня радостью.

Я чувствую себя уверенным, способным на большие затраты сил, полным жизни и потому радостным. Давать - более радостно, чем брать не потому, что это лишение, а потому, что в этом акте давания проявляется выражение моей жизнеспособности.

Клуб: Соционика на примере дуальности объяснила самую приятную и радостную форму обоюдного давания\принятия. Один из любящих выстраивает логические конструкции будущей жизни, которые наилучшим образом устраивают другую, а она наполняет эту жизнь эмоциональным, душевным теплом, вызывая этим творческий подъем и энтузиазм у него (один из вариантов). И это всего лишь проявление самости обоих, без малейших волевых усилий, стараний и непроизвольно.

Нетрудно осознать истинность этого принципа, прилагая его к различным специфическим явлениям. Наиболее простой пример обнаруживается в сфере секса. Кульминация мужской сексуальной функции состоит в акте давания, мужчина дает себя, свой сексуальный орган женщине. В момент оргазма он дает свое семя, он не может не давать его, если он потентен. Если он не может давать, он - импотент. У женщин этот процесс тот же, хотя и несколько сложнее. Она тоже отдает себя, она открывает мужчине свое женское лоно; получая, она отдает. Если она неспособна к этому акту давания - она фригидна. 4

Наиболее важная сфера давания это однако не сфера материальных вещей, а специфически человеческая сфера. Что один человек дает другому. Он дает себя, самое драгоценное из того, что имеет, он дает свою жизнь. Но это не обязательно должно означать, что он жертвует свою жизнь другому человеку. Он дает ему то, что есть в нем живого, он дает ему свою радость, свой интерес, свое понимание, свое знание, свой юмор, свою печаль - все переживания и все проявления того, что есть в нем живого. Этим даванием своей жизни он обогащает другого человека, увеличивает его чувство жизнеспособности. Он дает не для того, чтобы брать; давание само по себе составляет острое наслаждение. Но, давая, он не может не вызывать в другом человеке чего-то такого, что возвращается к нему обратно: истинно давая, он не может не брать то, что дается ему в ответ. Давание побуждает другого человека тоже стать дающим, и они оба разделяют радость, которую внесли в жизнь. В акте давания что-то рождается, и оба вовлеченных в этот акт человека благодарны жизни за то, что она рождает для них обоих. В случае любви это означает, что любовь это сила, которая рождает любовь, а бессилие - это невозможность порождать любовь. 4

Кроме элемента давания действенный характер любви становится очевидным и в том, что она всегда предполагает определенный набор элементов, общих всем формам любви. Это забота, ответственность, уважение и знание. 4

Забота и заинтересованность ведут к другому аспекту любви: к ответственности. Сегодня ответственность часто понимается как налагаемая обязанность, как что-то навязанное извне. Но ответственность в ее истинном смысле это от начала до конца добровольный акт. 4

Наиболее фундаментальный вид любви, составляющий основу всех типов любви, это братская любовь. Под ней я разумею ответственность, заботу, уважение, знание какого-либо другого человеческого существа, желание продлить его жизнь. Об этом виде любви идет речь в Библии, когда говорится: "возлюби ближнего своего, как самого себя". 4

Следует упомянуть здесь еще одну часто встречающуюся ошибку. А именно, иллюзию, что любовь обязательно означает отсутствие конфликтов. Так же как люди привыкли думать, что боли и печали надо избегать при любых обстоятельствах, так же они привыкли думать, что любовь означает полное отсутствие конфликтов. И они находят верные доводы в пользу этой идеи в том, что столкновения, которые они видят вокруг, оказываются лишь разрушительным взаимным обменом, который не несет ничего хорошего ни одной из сторон. На самом деле для большинства людей конфликты являются попытками избежать действительных конфликтов. Это скорее несогласие по незначительным и поверхностным вопросам, по самой своей природе не поддающимся прояснению или разрешению. Действительные конфликты между двумя людьми служат не тому, чтобы что-то скрыть или свалить на другого человека, а переживаются на глубоком уровне внутренней реальности, из которой они исходят. Такие конфликты не разрушительны. Они ведут к прояснению, они рождают катарсис, из которого оба человека выходят обогащенными знанием и силой. Это заставляет еще раз подчеркнуть то, о чем говорилось выше. 4

Любовь - это не вещь, которой можно обладать, а процесс, некая внутренняя деятельность, субъектом которой является сам человек. Я могу любить, могу быть влюблен, но любя, я ничем не обладаю. 5


Сегодня хочу представить вашему вниманию социолога, философа, психоаналитика, одного из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма — Эриха Фромма и выдержки из его труда "Искусство любить" возможно кому-то это поможет понять, что такое настоящая любовь:

Зрелая любовь это единение при условии сохранения собственной целостности, собственной индивидуальности. Любовь – это активная сила в человеке, сила, которая рушит стены, отделяющие человека от его ближних; которая объединяет его с другими; любовь помогает ему преодолеть чувство изоляции и одиночества; при этом позволяет ему оставаться самим собой, сохранять свою целостность. В любви имеет место парадокс: два существа становятся одним и остаются при этом двумя.

Добродетель и сила – одно и то же. Зависть, ревность, честолюбие, любой вид жадности – это страсти; любовь – это действие, реализация человеческой силы, которая может быть реализована только в свободе и никогда в принуждении.

Любовь – это активность, а не пассивный аффект, это помощь, а не увлечение. В наиболее общем виде активный характер любви можно описать посредством утверждения, что любовь значит прежде всего давать, а не брать.

Не тот богат, кто имеет много, а тот, кто много отдает.

Что один человек дает другому. Он дает себя, самое драгоценное из того, что имеет, он дает свою жизнь. Он дает ему то, что есть в нем живого, он дает ему свою радость, свой интерес, свое понимание, свое знание, свой юмор, свою печаль – все переживания и все проявления того, что есть в нем живого. Этим даванием своей жизни он обогащает другого человека, увеличивает его чувство жизнеспособности. В случае любви это означает, что любовь это сила, которая рождает любовь, а бессилие – это невозможность порождать любовь.

Кроме элемента давания действенный характер любви становится очевидным и в том, что она всегда предполагает определенный набор элементов, общих всем формам любви. Это забота, ответственность, уважение и знание.

Любовь – это активная заинтересованность в жизни и развитии того, кого мы любим.

Любящий человек чувствует себя ответственным. В любви между взрослыми людьми она касается, главным образом, психических потребностей другого человека.

Компонента любви: уважения. Уважение означает желание, чтобы другой человек рос и развивался таким, каков он есть. Я хочу, чтобы любимый мною человек рос и развивался ради него самого, своим собственным путем, а не для того, чтобы служить мне. Если я люблю другого человека, я чувствую единство с ним, но с таким, каков он есть, а не с таким, как мне хотелось бы чтоб он был, в качестве средства для моих целей.

Уважение существует только на основе свободы.

Любовь представляет собой активное проникновение в другого человека, проникновение, в котором мое желание познания "тайны человека" удовлетворяется благодаря единению. В акте любви, отдавания себя, в акте проникновения вглубь другого человека, я нахожу себя, я открываю себя, я открываю нас обоих, я открываю человека.

Мужчина и женщина обретают внутреннее единство только в единстве своей мужской и женской полярности. Эта полярность составляет основу всякого созидания. Женско-мужская полярность также является основой для межличностного созидания. Это очевидно проявляется в биологическом отношении, где единство спермы и яйцеклетки дает основу для рождения ребенка. Но и в чисто психической сфере дело обстоит не иначе; в любви между мужчиной и женщиной каждый из них рождается заново.

Божественная мудрость все предвидела
И она велит нам любить друг друга.
Потому что назначение каждой части мира
В том, чтобы образовать пару со своим суженым.
В глазах мудрецов Небо – мужчина, а Земля – женщина,
Земля хранит то, что изливается с Неба.
Когда Земле не хватает тепла, Небо его посылает.
Когда она утрачивает свою свежесть,
Небо ее возвращает и обновляет Землю (Руми).

Я уже говорил прежде об ошибке Фрейда, который видел в любви исключительно выражение – или сублимацию –полового инстинкта вместо того, чтобы признать, что Половое желание лишь проявление потребности в любви и единстве.

Любить даже более важно, чем быть любимым. Любя, человек покидает тюрьму своего одиночества и изоляции, которые образуются состоянием нарциссизма и сосредоточенности на себе. Человек чувствует смысл нового единства, объединения, слиянности. Более того, он чувствует возможность возбуждать любовь своей любовью – и ставит ее выше зависимости получения.

Любовь начинает проявляться, только когда мы любим тех, кого не можем использовать в своих целях.

В эротической любви два человека, которые были разделены, становятся едины. В материнской любви два человека, которые были едины, становятся отдельными друг от друга.

Когда желание полового смятения вызвано любовью, то физическая близость лишена жадности, потребности покорять или быть покоренным, но исполнена нежности. Если желание физического соединения вызвано не любовью, если эротическая любовь еще не дополняется братской любовью, это никогда не поведет к единству, которое было бы чем-то большим, чем оргиастическое преходящее единение.

Эротическая любовь делает предпочтение, но в другом человеке она любит все человечество, все, что есть живого. Эротическая любовь исключает любовь к другим только в смысле эротического слияния.

Любовь должна быть по существу актом воли, решимостью полностью соединить жизнь с жизнью другого человека.

Любовь к кому-либо это не просто сильное чувство, – это решимость, это разумный выбор, это обещание.

Эротическая любовь это от начала до конца уникальное индивидуальное влечение двух определенных людей.

Любовь не является результатом адекватного сексуального удовлетворения, сексуальное счастье –даже знание так называемой сексуальной техники – это результат любви.

Любовь возможна, только если два человека связаны друг с другом центрами существования, а значит каждый из них воспринимает себя из глубины своего существования.

Любовь это личное переживание, которое каждый может пережить только сам и для себя.

Парадоксально, но способность оставаться наедине с собой является условием способности любить.

Любить значит довериться, отдаться полностью в надежде, что твоя любовь возбудит любовь в любимом человеке. Любовь это акт веры, и кто имеет мало веры, тот имеет и мало любви.

Читайте также: