Перечислите и кратко охарактеризуйте стили и направления культуры xx в

Обновлено: 02.07.2024

Общая характеристика XX в.: торжество науки, человеческого интеллекта, эпоха социальных бурь, потрясений, парадоксов. Современное общество, формируя высокие идеалы любви к человеку, равенства, свободы, демократии, одновременно породило упрощенное понимание этих ценностей, поэтому процессы, происходящие в современной культуре, столь разносторонни.

Поскольку XX в. - век быстро меняющихся социальных систем, динамических культурных процессов, давать однозначные оценки развитию культуры этого периода очень рискованно и можно выделить лишь некоторые характерные особенности.

В истории культуры XX в. можно выделить три периода:

1) начало XX в — 1917 г. (острая динамика социально-политических процессов, многообразие художественных форм, стилей, философских концепций);

2) 20—30 гг. (коренная перестройка, некоторая стабилизация культурной динамики, образование новой формы культуры — социалистической),

3) послевоенные 40-е гг. — вся вторая половина XX в. (время формирования региональных культур, подъем национального самосознания, возникновение международных движений, бурное развитие техники, появление новых передовых технологий, активное освоение территорий, слияние науки с производством, смена научных парадигм, формирование нового мировоззрения). Культура — это система, в ней все взаимосвязано и взаимоопределено.

Духовная и материальная культура XX в. — это продолжение социокультурных процессов века XIX, который не оправдал надежд человечества и породил новый кризис и потрясения: противоречия, накопившиеся внутри общества, не могли решаться ходом естественных исторических изменений. В конце XIX в. произошли необратимые изменения, касающиеся нового понимания человека, его отношения к миру, нового языка искусства. Пример такого нового отношения дала французская живопись, которая стала не только активно темпераментной, но окрашенной субъективными переживаниями человека: появляется импрессионизм, главная цель которого — запечатлеть мгновение жизни.

Модернизм объединил различное творческое осмысление особенностей времени декаданса: ощущение дисгармонии мира, нестабильность человеческого существования, бунт против рационалистического искусства и растущая роль абстрактного мышления, трансцендентальность и мистицизм, стремление к новаторству любой ценой.

В своих крайних проявлениях и в искусстве, и в литературе, и в театре модернизм отрекается от осмысленности и визуальной оригинальности образов, от гармонии, естественности. Сущность модернистского направления — в расчеловечивании человека.

Авангардистская литература была продуктом начинающейся эпохи социальных перемен и катаклизмов. Она основывалась на категоричном неприятии действительности, отрицании буржуазных ценностей и энергичной ломке традиций. Для полной характеристики авангардистской литературы следует остановиться на таких течениях, как экспрессионизм, футуризм и сюрреализм.

Футуристы полностью отрицали все предшествующее искусство, провозглашалась вульгарность, бездуховный идеал технократического общества, наив. Эстетические принципы футуристов основывались на ломке синтаксиса, отрицании логики, словотворчестве, свободных ассоциациях, отказе от пунктуации.

Абстракционизм — крайняя форма модернизма, возник как вызов обществу и как последовательное разрушение реального образа, отражающего мир привычными средствами. Можно сказать, что абстракционизм возник на обломках кубизма, футуризма и ряда других модернистских течений достигших своего упадка. В. Кандинский, К. Малевич, П. Клее, В. Татлин, М. Ларионов, Р. Делоне, П. Мондриан и др. стояли у истоков абстракционизма.

. Средства отображения смутного подсознательного образа могут быть любые: от классических красок и холста до камня, проволоки, мусора, труб и т. п. Главное в абстракционизме — сочетание цветов, линий, пятен, штрихов, оторванных от природной и социальной реальности. Это беспредметное и бесформенное искусство.

На смену абстракционизму пришел авангардизм. Яркий всплеск этого направления модернизма пришелся на конец 60-х г Авангардизм лежит в основе идей контркультуры хиппи, выражающих протест против всего на свете, протест ради протеста. Авангардизм — это суррогат искусства, которому чужда красота, понятие прекрасного, гармония.Представители авангардизма творят между искусством и не-искусством.

В результате появляются.

• оп-арт (оптическое искусство) - орнаментально-геометрические композиции,

• искусство новой фигуральности,

• поп-арт (популярное искусство).

Из перечисленных видов авангардизма наиболее известно популярное, или поп-арт. Художники, творящие в этом стиле, используют в своем творчестве реальные предметы, рекламу, фотографию, любые другие изображения, вырванные из естественной им среды, и создают из них произвольные комбинации, пытаясь найти взаимосвязь, или же без всякой взаимосвязи.

Поп-арт сложился как своеобразная реакция на явление абстракционизма, выступив против его крайней отвлеченности. Ярким представителем поп-арта является R Раушенберг, американский художник.

Поп-арт проявился как агрессия массовой культуры, явил собой все, что она несла, превратив искусство в зрелище, отражая непримиримость к современности.

ХХ век стал переломным моментом в истории всей человеческой цивилизации. За прошедшие 100 лет мир пережил невероятное количество событий, войн, крушений империй и создание новых государств, падение колониализма и научно-технический прогресс. Культура, как отображение человеческой действительности и повседневности, также не стояла на месте в законсервированном состоянии. С каждым новым десятилетием ХХ века культура развивалась, появлялись новые направления и течения, новые имена, которые уже вписаны в историю. О развитии культуры в ХХ веке пойдет речь на данном уроке.

ХХ век стал переломным моментом в истории всей человеческой цивилизации. За прошедшие 100 лет мир пережил невероятное количество событий, войн, крушений империй и создание новых государств, падение колониализма и научно-технический прогресс. Культура, как отображение человеческой действительности и повседневности, также не стояла на месте в законсервированном состоянии. С каждым новым десятилетием ХХ века культура развивалась, появлялись новые направления и течения, новые имена, которые уже вписаны в историю. О развитии культуры в ХХ веке пойдет речь на данном уроке.

Краткая хронология стилей в области искусства 20-го века

Полный список наиболее известных направлений изобразительного искусства 20-го века, охватывающих две мировые войны и несколько культурных революций.

20-й век ознаменовался новой эрой художников, которые бросили вызов предшествующим стилям искусства. Красота и эстетика уступили место абстракции, экспрессии и символизму.

Эта метаморфоза сформировала множество различных и важных художественных течений. Которые представили новый тип эстетики, некоторые из которых пересекались с другими или влияли на них.

Ниже приведен обзор наиболее влиятельных движений в области визуального искусства в течение 20-го века.

Фовизм (1905-1908)

Фовизм (1905-1908)

Фовизм, заимствованный из термина les fauves, означающего “дикие звери” по-французски. Относится к художественному движению начала 20-го века, характеризующемуся отклонением от представления в импрессионизме в пользу абстрактных техник живописи.

В частности, фовизм отверг мягкую пастельную цветовую палитру импрессионизма и выбрал смелую гамму цветов. Это произвело революцию в использовании цвета и предметных искажений в современном искусстве.

Известные художники: Анри Матисс, Андре Дерен

Экспрессионизм (~1905-1920)

Экспрессионизм (~1905-1920)

Экспрессионизм был авангардным стилем, который зародился в Германии в начале 20 века. И может характеризоваться яркими и эмоциональными произведениями, которые, как правило, абстрактны.

Использование традиционного представления было отвергнуто в пользу передачи эмоций или смысла, лежащих в основе работы. Это использование тематического, а не буквального выражения произвело революцию в западном изобразительном искусстве. И стало предшественником многих других движений 20-го века.

Известные художники: Эдвард Мунк, Эгон Шиле, Пауль Клее, Василий Кандинский

Кубизм (1907-1914)

Кубизм (1907-1914)

Кубизм считается одним из самых влиятельных течений в искусстве 20-го века. И известен тем, что он превращает предметы в геометрические или “кубические” формы для создания более трехмерной перспективы. Движение можно разделить на два этапа: Аналитический кубизм и Синтетический кубизм.

Ранние работы кубизма (аналитические), как правило, более строгие и монохромные с тонами черного и серого. В то время как более поздние работы кубизма (синтетические) отличаются более смелыми цветами и включением внешних элементов для коллажа.

Известные художники: Пабло Пикассо, Жорж Брак, Поль Сезанн, Хуан Грис

Футуризм (1909-1914)

Футуризм (1909-1914)

Футуризм был основан поэтом Филиппо Томмазо Маринетти в Милане в начале 20 века. Как и его предшественники, футуризм подчеркивал абстракцию и нетрадиционное представление. Он ценил скорость, интуитивность, молодость и современность. И выступал как форма освобождения Италии от ее полной событий истории. Хотя он была основана в Италии, его влияние распространилось и на другие европейские страны.

Известные художники: Умберто Боччиони, Джакомо Балла, Карло Карра, Джино Северини

Дадаизм (1915-1924)

Дадаизм (1915-1924)

Дада было разработано во время Первой мировой войны в Цюрихе как авангардное, антихудожественное движение. Он отвергал и высмеивал капиталистический и националистический культурный климат Первой мировой войны. Сосредоточившись вместо этого на иррациональном, бессмысленном и абсурдном с сильным антибуржуазным подтекстом. Движение распространилось по всей Европе и Соединенным Штатам. Отражая крайне леворадикальную мысль и общее недовольство насилием военного времени.

Известные художники: Ман Рэй, Марсель Дюшан, Ханс Арп, Ханна Хех, Тристан Тцара

Сюрреализм (1924-1966)

Сюрреализм (1924-1966)

Под сильным влиянием Зигмунда Фрейда и психоанализа сюрреализм искал выражения в исследовании бессознательного. Его образы характеризовались тревожными, похожими на сновидения образами и часто деформированным сюжетом. Развившись из авангардного движения Дада, сюрреализм зародился в Европе и распространился по всему западному миру как культурное, художественное и литературное движение.

Известные художники: Андре Бретон, Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Фрида Кало, Рене Магритт

Абстрактный экспрессионизм (1943-1965)

Абстрактный экспрессионизм (1943-1965)

Возникший в Нью-Йорке после Второй мировой войны, абстрактный экспрессионизм был первым крупным международным художественным движением, возникшим в Соединенных Штатах, а не в Европе. Он опирается на сюрреалистический автоматизм и фокусируется на абстракции предмета. Его стиль характеризуется дерзкими, хаотичными мазками кисти и смелыми цветовыми эффектами. Как послевоенное движение, оно также является важным предшественником последующих стилей постмодернистского искусства.

Известные художники: Джексон Поллок, Виллем де Кунинг, Марк Ротко, Франц Клайн

Поп-арт (1950-е – 70-е годы)

Поп-арт (1950-е - 70-е годы)

Поп-арт получил известность в Соединенных Штатах и Соединенном Королевстве в 1950-х и 1960-х годах. Черпая вдохновение из элементов средств массовой информации и популярной культуры. В произведениях часто фигурировали сопоставленные или несовместимые элементы из комиксов, журналов и рекламы.

Размещенные вместе, чтобы подчеркнуть банальность популярной культуры. Часто ироничный или сатирический, поп-арт стремился подорвать традиционное “изобразительное искусство”.

Известные художники: Рой Лихтенштейн, Энди Уорхол, Кит Харинг, Эдвард Хоппер, Роберт Индиана

Минимализм (1960-70-е годы)

Минимализм (1960-70-е годы)

Минимализм возник в Нью-Йорке в 1960-х годах как продолжение отступления от традиционного “высокого искусства”. Вместо роскоши, красоты и выразительности минимализм сосредоточился на брутальных геометрических формах, приглушенных цветах и анонимности. Большинство элементов биографии или эмоций были удалены из минималистского искусства, привлекая внимание к простоте самой формы как предмета.

Известные художники: Дональд Джадд, Яей Касума, Карл Андре, Фрэнк Стелла, Пит Мондрайн

Постмодернизм (1980-е-настоящее время)

Постмодернизм (1980-е-настоящее время)

Постмодернизм нельзя охарактеризовать определяющими элементами. Скорее, это можно описать как общее отклонение от модернизма, которое включает в себя другие художественные течения 20-го века. Включая концептуальное искусство и неоэкспрессионизм.

В то время как модернизм фокусировался на идеализме и отстаивании основных убеждений. Постмодернизм предлагал скептицизм, цинизм и антиавторитаризм. Это очень концептуальное, осознанное сочетание других стилей искусства, теории и средств массовой информации для создания сложного и многогранного движения.

Известные художники: Джефф Кунс, Клаас Ольденбург, Барбара Крюгер

Основные новации в художественной культуре, возникшие в первой половине XX века, формировались преимущественно в русле модернизма. На смену прежним художественным традициям пришло их решительное опровержение.

Так возник авангардизм. Его основные черты:

1 отход от культурных ценностей, принятых в эпоху Нового времени;
2 провозглашение независимости искусства от действительности;
3 создание новых, ни на что не похожих стилей.

Новаторские приемы, разработанные приверженцами абстракционизма, оказали мощное влияние на возникновение и развитие поп-арта, оп-арта и широко используются в современном дизайне, в оформительском искусстве, в театре, кинематографе, телевидении.

Футуризм — одно из авангардистских направлений в культуре первой четверти XX века, распространеяное преимущественно в Италии и России. Сущность этого течения — бунтарский, анархический протест против традиционной культуры, апология новейших научно-технических достижений, воспевания грохота современных индустриальных городов (Боччони, Балл, Северини и др.). Поэзия футуристов заумна, направлена на разрушение живого языка, представляет собой насилие над лексикой и синтаксисом. Для футуристов характерно отрицание гармонии как основополагающего принципа искусства. Ознакомление с популярными изложениями достижений физики и психологии порождает у футуристов стремление изображать не сами предметы, а образующие их энергетические, магнитные, психологические поля, а движение изображать наложением следующих друг за другом фаз на одно изображение.

Одним из влиятельных художественных направлений в культуре XX века стал сюрреализм (фр. surrealism — сверхреализм, надреализм). Его основные представители: в литературе — Бретон, Апполинер, Элюар, Супо; в живописи — Дали, Блум, Эрнст, Миро; в кино — Бергман, Хичкок и др. провозгласили источником искусства сферу подсознательного — инстинкты, сновидения, галлюцинации, бред, воспоминания младенческого возраста, а основным методом — замену логических связей свободными ассоциациями. Задача художника, в их понимании, состояла в том, чтобы с помощью линий, плоскостей, формы и цвета проникнуть в глубины человеческого подсознания, которое, проявляясь в грезах, сновидениях соединяет в единое целое реальность и ирреальность.

В то же время и в художественную литературу проникли модернистские новации. Это воплотилось в творчестве французских поэтов Поля Элюара (1895—1952) и Jlyu Арагона (1897—1982), в романах ирландского писателя Джейи- са Джойса (1882—1941), французского писателя Марселя Пруста (1871 — 1922), немецкого романиста Эриха Мария Ремарка (1897—1970), австрийского писателя Франца Кафки (1883-1924), австрийского поэта и прозаика Райнера Мария Рильке (1875—1926), в произведениях которых прослеживаются черты модернизма в его импрессионистских и сюрреалистских вариантах.

Музыкальная культура XX столетия более отчетливо, чем художественная литература, характеризуется поисками модернистских средств и форм художественного выражения. Это ярко проявляется в творчестве выдающихся французских композиторов Мориса Равеля (1875— 1937), Дариуса Лито (1892-1974;, Андре Жоливье (1905— 1974), великого русского композитора Игоря Стравинского (1882—1971), выдающегося английского композитора Бенджамина Бринттена (1913—1976).

Художественная культура 20 века

Модернистская парадигма была одной из лидирующих в западной цивилизации первой половины XX века; во второй половине века она была подвергнута развёрнутой критике.
Так возник авангардизм. Его основные черты:

1 отход от культурных ценностей, принятых в эпоху Нового времени;
2 провозглашение независимости искусства от действительности;
3 создание новых, ни на что не похожих стилей.

В рамках авангардизма в первой половине XX века формируются: фовизм (живопись — Матисс, Дерен и др.); экспрессионизм (литература — Кафка; живопись — Марк; музыка — Шёнберг, Берг и др.); абстрактный экспрессионизм — Кандинский, Мондриан и др.; кубизм — Пикассо (с 1907 г.), Брак, Грис, Дюшан, Леже и др.

В кубизме (фр. cube — куб) как течении изобразительного искусства на первый план выступало конструирование объемных форм на плоскости и использование неглубокой многомерной перспективы, что давало возможность представлять изображаемый предмет в виде множества пересекающихся линий и геометрических форм — куб, конус, цилиндр.

Широкое распространение и большое влияние в первой половине XX века приобрел абстракционизм — творческий метод абстрактного, или беспредметного, нефигуративного искусства, прежде всего живописи.

В абстракционизме различаются два основных направления.

Второе направление абстракционизма, имеющее свои истоки в творчестве великого французского живописца П.Сезанна и кубистов, характеризуется созданием новых типов художественного пространства путем сочетания всевозможных геометрических форм, цветных плоскостей, прямых и ломаных линий (Малевич, Мондриан и др.). Оно выражается в нескольких разновидностях: супрематизм (от лат.

Футуризм — одно из авангардистских направлений в культуре первой четверти XX века, распространеяное преимущественно в Италии и России.

Сущность этого течения — бунтарский, анархический протест против традиционной культуры, апология новейших научно-технических достижений, воспевания грохота современных индустриальных городов (Боччони, Балл, Северини и др.). Поэзия футуристов заумна, направлена на разрушение живого языка, представляет собой насилие над лексикой и синтаксисом.

Для футуристов характерно отрицание гармонии как основополагающего принципа искусства. Ознакомление с популярными изложениями достижений физики и психологии порождает у футуристов стремление изображать не сами предметы, а образующие их энергетические, магнитные, психологические поля, а движение изображать наложением следующих друг за другом фаз на одно изображение.

Одним из влиятельных художественных направлений в культуре XX века стал сюрреализм (фр.

surrealism — сверхреализм, надреализм). Его основные представители: в литературе — Бретон, Апполинер, Элюар, Супо; в живописи — Дали, Блум, Эрнст, Миро; в кино — Бергман, Хичкок и др. провозгласили источником искусства сферу подсознательного — инстинкты, сновидения, галлюцинации, бред, воспоминания младенческого возраста, а основным методом — замену логических связей свободными ассоциациями.

Задача художника, в их понимании, состояла в том, чтобы с помощью линий, плоскостей, формы и цвета проникнуть в глубины человеческого подсознания, которое, проявляясь в грезах, сновидениях соединяет в единое целое реальность и ирреальность.

Художественная литература XX века гораздо дольше изобразительного искусства сохраняла верность классическим традициям.

В то же время и в художественную литературу проникли модернистские новации.

Это воплотилось в творчестве французских поэтов Поля Элюара (1895—1952) и Jlyu Арагона (1897—1982), в романах ирландского писателя Джейи- са Джойса (1882—1941), французского писателя Марселя Пруста (1871 — 1922), немецкого романиста Эриха Мария Ремарка (1897—1970), австрийского писателя Франца Кафки (1883-1924), австрийского поэта и прозаика Райнера Мария Рильке (1875—1926), в произведениях которых прослеживаются черты модернизма в его импрессионистских и сюрреалистских вариантах.

Музыкальная культура XX столетия более отчетливо, чем художественная литература, характеризуется поисками модернистских средств и форм художественного выражения.

Это ярко проявляется в творчестве выдающихся французских композиторов Мориса Равеля (1875— 1937), Дариуса Лито (1892-1974;, Андре Жоливье (1905— 1974), великого русского композитора Игоря Стравинского (1882—1971), выдающегося английского композитора Бенджамина Бринттена (1913—1976).

СТИЛИ В ИСКУССТВЕ XX века

СТИЛИ В ИСКУССТВЕ

  • Ампир —
  • -Романский (X – XIII вв. )
  • -Готический (XIII – XVI вв.)
  • -Барокко (кон. XVI – сер. XVIII вв .) — основное стилевое направление в искусстве Европы и Америки (кон. XVI – сер. XVIII вв .), которому свойственны контрастность, динамичность образов, стремление к пышности и величию.
  • -Нарышкинское (московское) барокко – стилевое направление в русской архитектуре конца XVII – начала XVIII вв., внешне сходное с западноевропейским барокко. Характерен пышный белокаменный декор (церковь Покрова в Филях, Новодевичий монастырь).
  • -Классицизм ( XVII – XIX вв.) – стилевое направление в литературе и искусстве XVII — нач. XIX вв., обратившееся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Классицизм сложился во Франции, отражая подъем абсолютизма. Он воплощал идеалы просвещенной нравственной монархии и гражданского служения. Позже, в XVIII в. Стал выражать гражданские идеалы Просвещения. Особенности русского классицизма: предпочтение национальной тематики, связь с традициями русского фольклора и с просветительством.
  • -Рококо (сер. XVIII в.) — стилевое направление в европейском искусстве сер. XVIII в. Архитектуре рококо свойственна прихотливая, часто ассиметричная отделка интерьеров, обычно включавшая завиток в виде раковины (рокайль). Для изобразительного искусства в стиле рококо характерна грациозная трактовка образов, преобладание салонно-эротических и пасторальных сюжетов, театральность и манерность образов, камерность, декоративные эффекты.
  • -Романтизм (к. XVIII — нач. XX вв.) – идейное и художественное направление в европейской и американской культуре кон. XVII –нач. XIX вв. Основа романтического мировосприятия – мучительный разлад идеала и действительности. Направлению присуще изображение сильных страстей, одухотворенности природы, повышенный интерес к творческой жизни личности, идеализация прошлого. Представители романтизма: В.А. Жуковский (1783 -1852 гг.) – выдающийся русский поэт и переводчик, консервативный романтик, К.Ф. Рылеев (1795 – 1826 гг.) — поэт – декабрист, ярчайший представитель активного гражданского романтизма.
  • -Реализм (XVIII вв.) – ( от позднезднелат. Realis – вещественный, действительный) форма художественного сознания нового времени, а также стилевое направление и творческий метод в искусстве.

Он основывается на правдивом изображении наиболее характерных явлений жизни и подразумевает, помимо правдивости деталей, правдивость воспроизведения типичных характеров в типичных обстоятельствах.

Разновидностью его является критический реализм.

СТИЛИ В ИСКУССТВЕ XX века.

Художественные направления в культуре XX века

Основные новации в культуре, возникшие в первой половине XX века, формировались преимущественно в русле модернизма, ставшего специфическим путем художественного вырождения проблем этого столетия. Традиция была решительно отвергнута в пользу авангардизма.Его основные черты — отход от культурных ценностей XVIII — XIX веков, прежде всего от принципа реализма, провозглашение независимости искусства от действительности, создание новых, ни на что ни похожих стилей языка, содержания в изобразительном искусстве.

Одним из самых известных течений модернизма в первом десятилетии XX столетия стал фовизм ( от фр. fanve —дикий), представленный именам французских живописцев — А. Матисса, А. Марке, Ж. Руо, А. Дерена и др. Их объединяло стремление к созданию художественных образов исключительно с помощью ярких пронзительных цветовых гамм.

Природа, пейзаж использовались ими не столько в качестве объектов изображения, сколько поводом для создания напряженных цветовых композиций.

На протяжении первой четверти XX века одним из самых модных и влиятельных художественных методов был экспрессионизм( от фр. expression — выразительность) .

Опираясь на философский интуитивизм А. Бергсона и феноменологию Э. Гуссерля , поборники данного художественного направления ( немецкие художники Ф. Марк, Э. Нольде, П. Клее, русский художник В. Кандинский, австрийские композиторы А. Шенберг, А. Берг и др.) провозглашали целью искусства не изображение современной действительности, а своеобразное выражение ее сути в субъективном мире человека. Они стремились средствами изобразительного, музыкального, литературного искусства ( Ф.

Кафка) передать напряженность человеческих эмоций, иррациональность возникающих у человека образов. Деформация нормальных фигур ради обостренной передачи человеческих страхов и страданий, нередко предстающих в виде скопища фантастических , кошмарных видений, становится стержневым направлениям их творчества. Окружающий мир изображается ими в бесконечном движении , непостижимо хаотическом столкновении сил, враждебных естественному состоянию человека. Кричащие противоречия жизни Европы начала века, особенно остро проявившиеся в Первой мировой войне и Октябрьской революции в России, а затем в Германии , породили в творчестве экспрессионистов яростный протест против войны и насилия, призыв к всемирному человеческому братству.

Одним из влиятельных художественных направлений в первой четверти XX века был кубизм(от фр. cube — куб) — авангардистское течение в изобразительном искусстве, которое выдвинуло на первый план конструирование объемных форм на плоскости и использование неглубокой многомерной перспективы, что дало возможность представлять изображаемый предмет в виде множества пересекающихся линий и геометрических форм — куб, конус, цилиндр.

Наиболее известные представители кубизма П. Пикассо, Ж. Брак, Х. Грис, Ф. Пикабиа, М. Дюшан, Ф. Леже и др. своим творчеством демонстрировали отказ от воссоздания пространства посредством линейной перспективы, заменив его одновременным изображением предмета с нескольких разных точек зрения.

Кубизм оказал большое влияние на развитие авангардистского искусства, способствовал зарождению абстракционизма, футуризма, супрематизма.

Широкое распространение и большое влияние в первой половине XX века приобрел абстракционизм— творческий метод абстрактного, или беспредметного, нефигуративного искусства, прежде всего живописи. Эстетическое кредо этого метода изложил выдающийся русский художник В.

Суть абстрактного искусства в том, считают его поборники ( В. Кандинский, П. Мондриан, Ф. Купка и др.), что живопись, освободившись от изображения форм видимой действительности, может значительно глубже и полнее выразить объективно существующее.

В абстракционизме различаются два основных направления.

Оно получило название абстрактный экспрессионизм.

Второе направление абстракционизма, имеющее свои истоки в творчестве великого французского живописца П. Сезанна и кубистов, характеризуется созданием новых типов художественного пространства путем сочетания всевозможных геометрических форм, цветных плоскостей, прямых и ломаных линий ( К.

Малевич, П. Мондриан, Т. ван Дусбюрг и др.) Оно выражается в нескольких разновидностях: супрематизм ( от лат.

Новаторские приемы, разработанные приверженцами абстракционизма, оказали мощное влияние на возникновение и развитие поп-арта, оп-арта, широко используются в современном дизайне, в оформительском искусстве, в театре, кинематографе, телевидении.

Футуризм — одно из авнгардистских направлений в культуре первой четверти XX века, распространенное преимущественно в Италии и России.

Основное средство очищения мира от старой рухляди итальянские футуристы У. Боччони, Дж. Балла, Дж. Северини и др. видели в войнах и революциях. С восторгом встретив Первую мировую войну, многие из них ушли воевать добровольцами и погибли.

В живописи и культуре для них характерно отрицание гармонии как основополагающего принципа искусства . Ознакомление с популярными изложениями достижений физики и психологии порождает у футуристов стремление изображать не сами предметы, а образующие их энергетические, магнитные, психологические поля , а движение изображается наложением следующих друг за другом фаз на одно изображение.

Футуризм в России существенно отличался от своего итальянского собрата. Его поборники А. Кручених, В.

Одним из влиятельных художественных направлений в культуре XX века сталсюрреализм( от фр. surrealism , букв. сверхреализм, надреализм), сложившийся в 20-х гг. Его основные представители — писатели А. Бретон, Г. Апполинер, П. Элюар, Ф. Супо, художники С. Дали, П. Блум, М. Эрнст, Х. Миро, драматурги А. Арто, Ж. Шеале, кинематографисты И. Бергман, А. Хичкок и др.) провозгласили источником искусства сферу подсознательного — инстинкты, сновидения, галлюцинации, бред , воспоминания младенческого возраста, а основным методом — замену логических связей свободными ассоциациям

Читайте также: