Ничего сверх меры смысл высказывания кратко

Обновлено: 02.07.2024

Пифагор назвал свое учение любомудрием, а не мудростью. Упрекая семерых
мудрецов (как их прозвали до него), он говорил, что никто не мудр, ибо человек по
способности своей природы часто не в силах достичь всего, а тот, кто стремится к
нраву и образу жизни мудрого существа, может быть подобающе назван любомуд-
ром (философом).
Диодор Сицилийский

Мудрость- ум в условиях отсутствия потенции разума.
Любовь-инсинуации разума, на тему собственности.

Любомудрие (философия) по сути - онанизм словоблудия.

Напомню.
Всякое слово - лживо дважды. Косноязычием говорящего и непониманием внемлющего.

Пифагор был разумен. В отличии мудрость, работает не далее ума, точнее содержания информации.

Например обычный компьютер, подключённый к сети интернета намного мудрее, любого человека - но понятно, разумом не обладает.

Разум- разделённый сомнениями и способный удерживать противоречия, ум.

Вот сомнениями и противоречием- Пифагор отличался от сраных мудрецов . что собственно и проявилось в высказывании.

Впрочем и мои сомнения в вашем разумении (умении пользоваться разумом) организуют, выше написанное. )))

Однажды Периандр, управлявший Коринфом, созвал у себя всех мудрецов и других ученых мужей, как они угощались и вели между собою умные речи.
Египтянин задал девять вопросов: что всего старше, что всего прекрасней, что всего больше, что всего разумней, что всего неотъемлемей, что всего полезнее, что всего вреднее, что всего сильнее и что всего легче?

Остальные ответы Золотая середина!? Лекции Виктора Алексеевича Ефимова о концептуальной власти тебе в помощь. Он затрагивает там тему "меры".



5899

Если кто-то думает, что история науки похожа на Невский проспект, прямой, широкий и светлый, то глубоко заблуждается. История науки скорее схожа с темной и извилистой лесной тропинкой, которая доподлинно известна лишь тем, кто по ней прошел первым, а те, которые пойдут по их следам, рискуют забрести в неведомые пределы, из которых им не выбраться никогда.

О семерых великих мудрецах античности известно всем. Известны и их поучения менее мудрым, чем они, гражданам Греции. О них рассказывается в древнегреческой эпиграмме:

Сдерживать гнев увещал Периандр, уроженец Коринфа;

Исполнившись древней мудрости, начнем открывать тайны прошлого и настоящего.

Фалес Милетский

И вот из-за этой надписи на храме Аполлона история науки свернула с Невского проспекта и пошла-поехала по извилистым тропинкам, которые порой теряются в буреломе позднейших наслоений.

«Пятерка (IIENTA) — число, порожденное первым четом и первым нечетом (2+3=5), само рождает декаду (5+5=10). Пятерка — одна из сторон эпитрита (3, 4, 5) и одна из частей золотого сечения (3, 5, 8).

Самая мощная психотехника для введения человека в состояние транса – это тройная спираль Милтона Эриксона.

Спираль состоит из трех не связанных между собой маленьких историй. И на практике это выглядит следующим образом.

Вы начинаете рассказывать первую историю и, когда подходите к самому интересному, без всякой связки переходите ко второй истории. Рассказываете вторую историю опять до кульминационного момента и вновь без связки переходите дальше. Третья история должна содержать собственно текст внушения.

Итак, вы произносите третью историю, содержащую текст внушения, и без перерыва возвращаетесь ко второму рассказу, завершая его. После этого заканчиваете первую историю с того места, где прервали.

И вот самый простой пример из начал современной математики.

Определение числовой последовательности и её предела.

На Руси не перевелись еще проницательные самородки, которые зрят в корень и требуют перевести эту тарабарщину на человеческий язык. На одном из математических форумов, например, взыскующий учености самородок задает вопрос:

И ведь сей вопрошающий форумчанин прав.

В обыденной речи мы скажем так, если хотим, чтобы нас поняли: Вася Пупкин –самый глупый ученик нашего класса, потому что все остальные ученики умнее его.

Если хотим напустить на себя ученый вид, скажем так: Васю Пупкина мы можем назвать пределом оглупления российских учащихся, которое вызвано введением ЕГЭ и засильем компьютерных игр, остальные же ученики нашего класса в будущем непременно с ним сравняются, но ни за что не переплюнут, потому что глупее Васи только таракан.

Ну или что-то в этом роде. Фраза хоть и мудреная, но в целом понятная.

А что мы имеем в случае с определением предела числовой последовательности?

Сразу за первым витком спирали – второй и третий:

Неудивительно, что нормальный школьник засыпает уже на втором витке спирали.

Демократически настроенные великие ученые давно предлагали это сделать. Но они всегда оказывались в меньшинстве.

Великий математик прошлого века Анри Пуанкаре писал, что есть только два способа обучить дробям : нужно разрезать (хотя бы мысленно) либо круглый пирог, либо яблоко. Но преподаватели математики во всем мире последовали примеру Буратино, который жестко ответил Мальвине, что не даст Некту яблоко. Вот школьники и думают, что 1 /2 + 1/3 = 2/5.

Великий математик Владимир Игоревич Арнольд, ученик гениального Колмогорова, назвал такие деяния антинаучной революцией, которую осуществляет левополушарная научная мафия (Как известно, левое полушарие мозга отвечает за чисто абстрактное, не образное, мышление).

А пока она еще не появилась, люди пытались осознать реальность с помощью гном. Сейчас они кажутся нам банальными и скучными, но тогда это было откровение.

Фалес

Считается, что он:

  • ввел календарь с двенадцатью месяцами по тридцать дней в каждом;
  • утверждал, что Земля плавает на воде и находится в центре Вселенной, а звезды состоят из земли, но только раскалены;
  • утверждал, что существует некое вещество, из которого возникло все остальное в мире, и это вещество – вода.

Мысль Фалеса о том, что все состоит из воды стала дико важной: никто до него не думал, что все на свете может состоять из чего-то материального. Многие ученые дальше развивали и меняли эту мысль.

Гномы Фалеса:

Солон

Политик и первый афинский поэт. Поэзия тогда была полезна и в политике.

Однажды, притворившись сумасшедшим, Солон прочел стихи на городской площади и призывал афинян воевать за остров Саламин. Почему притворялся сумасшедшим? Потому что те же афиняне запретили призывать к войне за остров. За нарушение — смертная казнь, но что возьмешь с умалишенного. В итоге, войну продолжила часть войск во главе с Солоном, остров захватили, а граждане полюбили его за такой поступок.

Полюбили настолько, что избрали архонтом-эпонимом — главным лицом Афин.

Гномы Солона:

Биант

Мудрец, информация о нем мало. Работал судьей.

Когда осаждали город, в котором жил Биант, он решил обхитрить врага. Отправил два самых откормленных мула, которые тащили повозку с, казалось, большой кучей зерна. На самом деле зерно было только на поверхности, а внутри кучи — песок. Животные дошли до вражеского лагеря, командующий увидел их и отменил осаду. Он посчитал, что город слишком хорошо обеспечен продовольствием и осаждать его нет смысла.

Гномы Бианта:

Питтак

Политик. Сначала боролся против тирании вместе с поэтом Алкеем и его знатным семейством. Сначала они свергли первого тирана, а со вторым вышли проблемы — Питтак перешел на его сторону.

Питтаку не повезло с тем, что его бывший союзник Алкей — поэт, который мог отыграться на нем в своих стихах. Вот лишь часть прозвищ, которыми Алкей называл Питтака в своих стихах:

Все закончилось тем, что Питтака избрали эсимнетом — по сути, главой государства. И он, продолжая традиции, боролся против влияния знатных семейств. Делал это успешно, сводя к минимуму их влияние, и части семейств пришлось покинуть город.

Алкей же, став лидером аристократов, попытался захватить город военной силой. Не получилось. Правда, Питтак не стал наказывать Алкея за это и просто отпустил.

Гномы Питтака:

Клеобул

Правитель, информации мало. Построил у себя в городе водопровод, который потом не менялся тысячу лет, и любил составлять загадки.

Гномы Клеобула:

Мисон

Великим мудрецом его считает только Платон, так уж вышло. Отец его был тираном, а сам Мисон жил тихо-мирно в своей деревушке.

Гномы Мисона:

Хилон

Тоже причисляется к мудрецам только у Платона.

Политик, мудрец и поэт из Спарты. Любил спорить с Питтаком и Солоном. По легенде, разорвал дружеские отношения с Солоном, после того как тот предположил, что законы могут меняться.

Греки говорили, что оставили их семь мудрецов — семь политиков и законодателей того времени, о котором мы рассказываем. Это были: Фалес Милетский, Биант Приенский, Питтак Митиленский, Клеобул Линдский, Периандр Коринфский, Хилон Спартанский, Солон Афинский. Впрочем, иногда в числе семерых называли и других мудрецов, иногда приписывали им и другие изречения. Стихотворение неизвестного поэта говорит об этом так:

Семь мудрецов называю: их родину, имя, реченье.

Клеобул и его дочь Клеобулина первыми в Греции стали сочинять загадки. Вот одна из них, ее разгадает всякий:

Есть на свете отец, двенадцать сынов ему служат;

Каждый из них родил дочерей два раза по тридцать;

Черные сестры и белые сестры, друг с другом несхожи;

Все умирают одна за другой, и все же бессмертны.

Кроме того, семерым мудрецам, вместе и порознь, приписывали и другие уроки жизненной мудрости. Вот некоторые их советы:

Не делай того, за что бранишь других.

О мертвых говори или хорошо, или ничего.

Чем ты сильнее, тем будь добрее.

Пусть язык не опережает мысли.

Не спеши решать, спеши выполнять решенное.

У друзей все общее.

Кто выходит из дома, спроси: зачем?

Кто возвращается, спроси: с чем?

Не чванься в счастье, не унижайся в несчастье.

Суди о словах по делам, а не о делах по словам.

Вы скажете, что это и так все знают?

Да, но все ли так и поступают?

Именно природу сделали объектом изучения первые греческие мыслители, в трудах которых философия предстала в основном в форме натурфилософии (философии природы). Примечательно, что они не были особенно заинтересованы в конкретных наблюдениях. Они стремились связать любое конкретное наблюдение со своим пониманием фундаментальных вопросов. В первую очередь их интересовало происхождение и устройство мира — земли, солнца, звезд (т.е. космогонические и космологические вопросы). Ядром философии на ранних этапах ее развития и даже позже было учение о первооснове всего сущего, из которой все возникает и к которой все возвращается. Рациональное понимание какого-либо явления рассматривалось в основном как сведение к одному фундаментальному принципу. Мнения философов относительно его конкретного понимания расходились. Но при всем многообразии позиций оставалась главная задача: соединить фрагменты человеческого знания в единое целое. Таким образом, проблема изначального, первозданного была связана с другой важной проблемой: проблемой единого и многого. Поиск единства в многообразии мира был выражением характерной для философской мысли задачи синтеза человеческого опыта и знаний о природе. Философская мысль сохраняет эту функцию на протяжении многих веков. Хотя на зрелых этапах развития науки, особенно с появлением ее теоретических разделов, философский интерес к природе существенно модифицировался, он не угас и, насколько можно судить, не может угаснуть.

Постепенно вопросы социальной жизни человека, его политического, правового устройства и т.д. вошли в сферу философии и стали постоянным объектом ее интереса.

Сократ: поиски достоверного знания - Сократический переворот в философии

Сократический переворот в философии

Философы разработали картину социальной жизни людей и теоретические принципы познания общества. Формирование специальных дисциплин социальной истории в лоне этого знания (подобно возникновению конкретных наук о природе) произойдет позже на основе философского изучения этого предмета. Помимо изучения общества, философы много размышляли о его наилучшем устройстве. Великие умы завещали последующим векам и поколениям найденные ими гуманистические идеалы разума, свободы и справедливости как принципы социальной жизни человека.

Что еще волновало философов? Объектом их размышлений всегда был сам человек, поэтому в поле их внимания попадали разум, чувства, язык, мораль, знания, религия, искусство и все другие проявления человеческой природы. В греческой мысли поворот от космоса к человеку был сделан древним философом Сократом, который поставил проблему человека в центр философии. Таким образом, на первый план вышли вопросы знания и истины, справедливости, мужества и других моральных добродетелей, смысла человеческого существования, жизни и смерти. Это был новый образ философии как понимания жизни.

Таким образом, объектом философской рефлексии (а значит, неотделимым от нее в начале научного исследования) стал природный и социальный мир и человек в их сложном взаимодействии. Но это также основные темы любого мировоззрения. В чем отличительная особенность философии? Прежде всего, в характере мышления. Философы создавали не истории с фантастическими сюжетами, не проповеди, взывающие к вере, а прежде всего трактаты, обращенные к знанию, к разуму людей.

Тесная связь ранних философских учений с мифологией, с одной стороны, и элементами зарождающейся науки — с другой, однако, затушевывала своеобразие философской мысли и не всегда позволяла ей четко проявиться. Становление философии как самостоятельной области знания, как культуры со своими специфическими задачами, не сводимыми к мифологическим, научным, религиозным или иным задачам, займет века. Соответственно, просветление природы философии будет расширяться и постепенно увеличиваться с течением времени.

Критикуя непосредственную данность сознания, требуя, чтобы все знание было связано с индивидуальным субъектом, софисты проложили путь к достижению такого знания, которое опосредовано субъективностью индивида, но не сводимо к этой субъективности. Именно деятельность софистов, отстаивавших относительность всякой истины, положила начало поиску новых форм достоверного знания, которые могли бы выдержать критическую проверку. Этот поиск продолжил афинский философ Сократ (ок. 470 — 399 гг. до н.э.), который сначала был учеником софистов, а затем их критиком.

Метод Сократа

Сократ обнаруживает в человеческом сознании, так сказать, разные уровни, разные слои, которые находятся в очень сложных отношениях с личностью, носителем сознания, а иногда даже вступают с ней в неразрывное столкновение. Задача Сократа состояла в том, чтобы обнаружить не только субъективное, но и объективное содержание сознания и доказать, что последнее должно судить о первом. Этот высший авторитет называется разумом; он способен дать не только индивидуальное мнение, но и универсальное, авторитетное знание. Но эти знания можно получить только благодаря собственным усилиям; они не даются извне в виде готового продукта. Поэтому Сократ стремился искать истину коллективно, в контексте бесед (диалогов), в которых собеседники критически анализируют общепринятые мнения и отбрасывают их одно за другим, пока не придут к знанию, которое все признают истиной. У Сократа было особое искусство, знаменитая ирония, с помощью которой он незаметно заставлял своих собеседников сомневаться в истинности традиционных взглядов, чтобы привести их к такому прозрению, в котором они сами убедятся. Сократ рассматривал критическую работу ума как производство концепции, основанной на строгом определении предмета. Таким образом, он пытался определить, что такое справедливость, что такое добро, что такое наилучшая полития и т.д.

Проблема знания и добродетели в философии Сократа

Нет ничего сверх меры

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Относительная свобода в сфере представлений о богах породила самобытный феномен греческой культуры – философию.

Фалес Милетский

Иллюстрация 1 Фалес.jpg

Эзоп

Иллюстрация 2 Эзоп.jpg

Уже встречавшиеся в истории с Фалесом Дельфы стали местом гибели Эзопа. Дело в том, что местные жители отказывались заниматься земледелием или ремеслами, а содержали себя за счет тех жертв, которые совершали просители Оракула. Это паразитическое поведение возмутило Эзопа и он готовился сочинить остроумнейшую басню, в которой мог бы всецело осмеять расчетливых дельфийцев. Испугавшись возможного резонанса, жители Дельф подкинули Эзопу в мешок золотую чашу из храма Аполлона, после чего схватили его, обвинили в краже и приговорили к смерти за совершенное преступление. Правда, совсем в духе античной трагедии, богини мщения Эринии не заставили себя ждать: вероломные дельфийцы стали жертвами страшной чумы, уничтожившей большую часть населения города.

Пифагор из Кротона

Древнегреческий мыслитель Пифагор прославился не только математическими теоремами, но и чудесами, связанными в народном сознании с его именем. Белый орел прилетал к нему прямо с неба и позволял себя гладить.

Иллюстрация 3 Пифагор.jpg

Однако, самым знаменитым парадоксальным высказыванием Пифагора стал его запрет употреблять бобы, причины чего до сих мучают умы толкователей мистических заповедей математика: это может объясняться и тем, что бобы слишком насыщены белками, или потому, что они состоят из двух половинок, также как и человек, у которого двое конечностей или дуальное деление полушарий мозга. Именно бобы стали причиной смерти Пифагора. Любимец знати, математик был в весьма натянутых отношениях с простыми земледельцами, которые даже подняли восстание против Пифагора и его учеников. Убегая от погони, философ оказался перед бобовым полем и, выбирая между жизнью и смертью, странным образом предпочел выбрать смерть — главное, не топтать бобы.

Эмпедокл

Однако в своем стремлении сравниться с богами он мог соперничать с самым властным из царей. Философ облачал себя в пурпурный плащ, носил золотую тиару на голове и медные сандалии. Когда в городе Олимпии его колесница одержала победу на ежегодных состязаниях, Эмпедокл принес в виде традиционной благодарственной жертвы быка, сделанного из медового теста и приправленного пряностями — будучи страстным поклонником Пифагора, Эмпедокл свято чтил запрет на убийство животных.

Empedokles.jpg

Желая доказать всему миру свое избранничество и сходство с богами, Эмпедокл решил сжечь себя в жерле вулкана Этна, чтобы подобно Гераклу, войти в божественный пантеон.

Парменид

Побороть постоянно изменяющийся поток времени — одно из основных философских стремлений древнегреческой мысли. Универсальное логическое решение этой проблемы предлагает мыслитель Парменид и его ученик Зенон — история с Ахиллом и черепахой подтверждает, что бесконечности не существует. Стремительный длинноногий Ахилл хочет догнать медлительную черепаху, которая находится на 100 шагов впереди него. И вот вопрос: когда Ахилл сможет догнать черепаху? Ответ — никогда! За то время, когда Ахилл добежит 100 шагов до черепахи, она уже успеет уйти вперед на 1/100 шага, а преодолев и эту сотую, черепаха продвинется еще на микроскопическое расстояние и так далее до бесконечности — даже если разрыв между Ахиллом и черепахой будет исчисляться в самых маленьких величинах, он все равно никогда не исчезнет.

Иллюстрация 5 Парменид.jpg

Спустя некоторое время другой древнегреческий философ Демокрит сумел доказать доводы здравого смысла в этой казалось бы неразрешимой логически ситуации. Сначала Ахилл, повинуясь своему физическому естеству, будет делать большие шаги, потом — в угоду Зенону — все более крошечные, чтобы искусственно создать видимость шага, сопоставимого со скоростью черепахи. В конце концов, даже самый маленький шажок сделать не удастся — и, опять же повинуясь своему естеству, Ахилл наконец-то догонит черепаху.

Демокрит прожил 100 лет, и в конце своей жизни ослеп. Причем, вероятно, он ослепил себя сам, смотря на отражение солнца в медном блюде, пытаясь сделать все возможное, чтобы ничто в мире не отвлекало его от научных занятий и философских размышлений.

Читайте также: