Церковь иоанна златоуста в ярославле кратко

Обновлено: 04.07.2024

Удивительный ансамбль церквей красуется на берегу реки Волги, поражая проплывающие мимо корабли гармонией силуэтов и сияющими изразцами. Церкви эти находятся чуть в стороне от центра Ярославля, в бывшей Коровницкой Слободе, но потраченное на дорогу время воздастся сторицей: вы насладитесь тишиной и гармонией и почувствуете дыхание вечности.

Архитектурный ансамбль на Волге состоит из Церкви Иоанна Златоуста, Церкви Владимирской Иконы Божьей Матери, высокой колокольни и Святых Ворот. Окнами храмы словно всматриваются в волжские дали. Древние зодчие построили их, рассчитывая на ближнее и дальнее восприятие: издалека прекрасны силуэты, вблизи очаровательны детали.

Храм Иоанна Златоуста (1649-1654 годы) — это памятник мирового значения, бесценный самоцвет ярославского зодчества. У него гармоничный облик и изразцы удивительной красоты. К пяти главам изумрудно-зеленого цвета примыкают небольшие шатры. Шатровая форма крыши очень удобна для русской зимы: снег спадает с шатра сам, именно поэтому так часто использовался шатер на Руси, сначала деревянный, потом каменный. Духом мятежности веет от этих, Златоустинских шатров, и я постараюсь объяснить почему. Год завершения строительства церкви — 1654, именно в этом году Патриарх Никон запрещает шатры, стремясь вернуть русским храмам византийский облик. Византия не знала шатра. Шатер был создан на русском севере, русскими мастерами деревянного зодчества. Изначально шатры возвышались над боевыми башнями, шатрами украшались высокие, нарядные терема. И вдруг в 1654 году — внезапный запрет! Шатрами отныне можно было украшать только колокольни, а за шатры над церковью можно было получить суровое наказание и угодить на Соловецкие острова. Несмотря ни на что, ярославский зодчий завершает свой замысел, и ставит рядом с главами два великолепных шатра.

Есть у церкви Иоанна Златоуста и свои загадки. Если плавной линией мысленно соединить кресты и крыши крылец храма, получится силуэт, повторяющий форму центрального купола. Эта особенность не бросается в глаза, ее можно и не заметить, но именно она и создает удивительную гармонию и исключительную стройность памятника. С трех сторон храм окружают крыльца. Они изящны и самобытны, с высокими двускатными крышами, с яркими поливными изразцами, с резными каменными гирьками.

По высоте все крылечки равны. С восточной стороны крыльца мы не увидим (со святой стороны всегда находятся полукружия апсид, а в центральной апсиде — алтарь церкви), но там над изразцом есть конек, равный по высоте крыльцам, что тоже создает гармонию, целостность, красоту древнерусского шедевра. Конек придает и особую выразительность изразцу алтарной апсиды. Этот изразец не простой, удивительный! Его украшает богатый растительный узор, тонко переплетаются веточки необычных растений. Высота изразца — восемь метров, а ширина — пять, это самый большой изразцовый наличник в России.

Изящно украшены изразцами и завершения угловых колонок. В декоративном убранстве изразцов немного, но подобраны они очень изысканно, что говорит об исключительном вкусе древнерусского зодчего — создателя церкви Иоанна Златоуста. И во всей церкви — неуловимая прелесть, которая волей-неволей завораживает.

Церковь Владимирской иконы Божьей Матери была построена позже — в 1669 году. Она ниже и скромнее Церкви Иоанна Златоуста, но играет очень важную роль: церковь была зимней, отапливаемой, туда прихожане приходили молиться в снежные вьюги, в морозные дни. Конечно, и она по размерам внушительна, поэтому отапливался только нижний этаж, а верхний использовался как чердак. Я думаю, прихожане шли в зимний храм с большим благоговением, потому что храм был построен в честь великой русской Святыни — Владимирской Иконы Божьей Матери. Эту икону на Руси очень почитали и писали с нее многочисленные списки. Был подобный список и в этом храме. Изначальный же образ по преданию был написан евангелистом Лукой на доске от стола, за которым сидел Спаситель с Пречистой Богородицей.

Этот проникновенный образ не раз спасал Россию и жизни русских людей. Во все времена он оставался неприкосновенным для пламени пожаров, орудий врагов, буйства стихий.

В 1395 году икона Пречистой Девы Марии была перенесена в Москву. Какие роковые события происходили в те времена? Тамерлан с войском вторгается в пределы Рязани и разоряет ее и направляется к Москве, по пути предавая все огню и мечу. Московский великий князь Василий Дмитриевич собирает войска и отправляет их под Коломну, а в самой Москве митрополит Киприан благословляет народ московский на пост и молитвенное покаяние. По взаимному совету князь и митрополит решают обратиться к оружию духовному и перенести из Владимира в Москву чудотворную икону Пречистой Богоматери.

Народ с волнением вносит икону в Успенский собор Московского Кремля. Дальше происходят удивительные события.

Так повествует легенда. Что заставило Тамерлана повернуть войска? Какая неведомая сила остановила его — неизвестно.

И этот случай стал не единственным в истории Руси. Во второй раз Богородица спасла Русь от разорения в 1480 году, когда к Москве подошло войско золотоордынского хана Ахмата.

Этому удивительному образу посвящено множество храмов в городах нашей необъятной России. Ярославль — не исключение. Церковь Владимирской Богоматери здесь прекрасно сочетается с храмом Иоанна Златоуста, а между ними находятся Святые Ворота, вход на территорию храмового комплекса.

Церковь Иоанна Златоуста и её окружение – самый гармоничный, цельный и законченный памятник ярославского зодчества. В Ярославле в XVII веке были построены два храма, посвященных Иоанну Златоусту. Церковь Иоанна Златоуста в кремле утрачена. Сохранился только этот великолепный храм. Строительство началось в 1649 году. Строился он 5 лет, с 1649 по 1654 годы по заказу богатых посадских людей Федора и Ивана Неждановских. Впоследствии они были похоронены в южной галерее храма. Построенный храм был выполнен в типичном стиле ярославского зодчества.

Архивное фото Прокудина-Горского датированное 1911 годом

Архивное фото Прокудина-Горского датированное 1911 годом

Это четырехстолпный пятиглавый храм, окруженный галереями и приделами. В эту традиционную композицию строители церкви Иоанна Златоуста в Ярославле внесли значительные новшества. Здесь колокольня и зимний (теплый) придел выделены в отдельно стоящие сооружения. Благодаря этому появилась возможность создать строго симметричную композицию.

Основной четверик храма не очень высок, поскольку церковь не имеет подклета. Это компенсируется очень высоким мощным пятиглавием. Высота центральной главы (до подкрестного шара) больше высоты самого храма.

Его украшали пять куполов. Главной особенностью этих глав были их размеры. Высота самой большой главки была практически такой же, как и высота самой церкви. Еще одной особенностью этого строения являются очень широкие окна, с находящимися вокруг них очень красивыми наличниками.

С трех сторон церковь Иоанна Златоуста в Коровниках опоясана приземистой одноэтажной галереей. Первоначально галерея была открытой, и сейчас в кирпичной кладке видны массивные кувшинообразные опоры-столбы ее аркады. На востоке галерея заканчивается двумя симметрично расположенными шатровыми приделами.

Вся композиция имеет пирамидальный характер. Низкая галерея зрительно воспринимается как пьедестал, на котором возвышается основной куб храма, увенчанный мощным пятиглавием с огромными пучинистыми главами на массивных барабанах. Глухие шатры приделов с миниатюрными главками подчеркивают пирамидальное построение памятника.

Благодаря замечательной пропорциональности отдельных частей сооружения, зодчие создали, пожалуй, самый гармоничный, цельный и законченный памятник ярославского зодчества.

Храм Иоанна Златоуста (Храмовый ансамбль в Коровниках)

Особенно выразительно изысканные линии силуэта церкви Иоанна Златоуста в Коровниках смотрятся со стороны Волги. Декоративное убранство восточного фасада храма рассчитано именно на дальнее восприятие с реки. Фасад украшен достаточно скромно, и все кирпичные детали фасада подчеркивают его основные членения. На апсидах это цоколь, карниз, граненые полуколонки между алтарными полукружиями и плоские, словно нарисованные наличники окон боковых апсид.

А еще выше – горизонтальный поясок, из которого вырастают короткие лопатки – основания архивольтов первоначального позакомарного покрытия.

Шатровые приделы церкви Иоанна Златоуста в Ярославле оформлены очень просто и изящно. Группы небольших кокошников смягчают переход от четырехгранного основания к восьмерику и далее к шатру. Очарователен своеобразный рисунок кирпичных наличников верхних окон. Придельные престолы посвящены святой благоверной равноапостольной княгине Ольге и Зачатию Иоанна Крестителя.

Следующее поколение зодчих внесло свой, не менее прекрасный вклад

Пучки полуколонок на западных углах церкви Иоанна Златоуста в Коровниках

Пучки полуколонок на западных углах церкви Иоанна Златоуста в Коровниках

В 1680-х гг. в церкви Иоанна Златоуста были произведены новые перестройки. Пучки полуколонок на западных углах церкви Иоанна Златоуста в Коровниках
Пучки полуколонок на западных углах церкви Иоанна Златоуста в Коровниках

Для лучшего освещения в четверике прорубили широкие окна, окаймленные нарядными наличниками, вместо плоских лопаток на его западных углах появились пучки полуколонок с белокаменными капителями и изразцовые вставки.

Особенно хороши выстроенные в то же время крыльца, островерхие кровли которых прекрасно подчеркнули и развили выразительный силуэт памятника. Их высокие фронтоны украшены великолепными орнаментальными композициями из изразцов.

Роскошные крыльца, богатая и искусная обработка фасадов, обилие изразцов — все это придает церкви Иоанна Златоуста нарядный, праздничный, очень живописный, и сказочно красивый вид. Декоративное убранство церкви Иоанна Златоуста в Коровниках одно из самых лучших среди всех ярославских храмов.

Роспись в храме выполнялась позднее, в 1730-х годах, артелью ярославских мастеров, под руководством знаменитого в то время знаменщика (мастера-иконописца особо высокой квалификации) Алексея Иванова Соплякова, тогда же был установлен пятиярусный иконостас.

navigator.starove.ru

Сама роспись, несмотря на свой почтенный возраст сохранилась довольно неплохо: на сводах и в световом барабане

navigator.starove.ru
navigator.starove.ru

Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках стала своеобразным образцом дальнейшего развития ярославского зодчества. Ее удачное объемно-пространственное решение и совершенные пропорции церкви Иоанна Златоуста вдохновляли строителей других ярославских храмов. В церкви Спаса на Городу повторены формы ее приделов, а в церкви Николы Мокрого — почти полностью вся композиционная схема храма Иоанна Златоуста в Ярославле.

Ансамбль церквей в Коровниках в Ярославле - один из лучших древнерусских памятников, созданных ярославской школой зодчества.

Ансамбль церквей в Коровниках

P7080330


Он состоит из церкви Иоанна Златоуста, церкви Владимирской Божьей Матери, колокольни и Святых ворот в ограде.

Храмовый ансамбль в 19 веке.

Picture2

Комплекс высится на берегу Волги и хорошо обозрим с дальних мест

Вид на храм со Стрелки, где когда-то располагался Кремль.

01

Ансамбль строился в период с XVII по XVIII вв. Церковь Иоанна Златоуста выстроена в этом ансамбле первой. Это типичный для Ярославля пятиглавый храм, опоясанный галереями, с шатровыми приделами на углах и домообразными высокими крыльцами.

Церковь Иоанна Златоуста.

02

Наиболее примечательно его наружное декоративное убранство. Мастерски исполненная фигурная кладка выдаёт руку опытных мастеров.

Фигурная кладка и поливные изразцы в оформлении окон храма

02_2

Обилие кирпичного узорочья (наличники окон, арки, архивольты, строенные полуколонки и кокошники) во второй половине XVII века было дополнено поливной керамикой, которая достигает предельной насыщенности в обрамлении окна центральной апсиды .

На первом плане окно центральной апсиды.

03

Тёплая Владимирская церковь (1669 г.), более скромная по формам и отделке, служит дополнением к храму Иоанна Златоуста, хотя и играет не последнюю роль в формировании богатого, многогранного силуэта ансамбля .

Теплая Владимирская церковь.

04

Композиционным центром комплекса является лёгкая и изящная многоярусная колокольня-свеча, высотой 37 м .

Колокольня храма Иоанна Златоуста.

05

Завешает ансамбль "барочная" ограда со Святыми воротами, охватывая сооружения с Волжской стороны.

Святые врата в ограде храма.

06

В настоящее время ансамбль церквей в Коровниках передан старообрядческой церкви, влияние которой в Верхнем Поволжье было велико до XIX в. Церковь закрыта на реставрацию (обещают открыть лет через пять).

07

Напереднем плане – крыльцо церкви Иоанна Златоуста, на заднем – Святые врата.

Церковь Иоанна Златоуста (Храмовый комплекс в Коровниках)
Церковь Иоанна Златоуста (Храмовый комплекс в Коровниках)
Церковь Иоанна Златоуста (Храмовый комплекс в Коровниках)
Церковь Иоанна Златоуста (Храмовый комплекс в Коровниках)
Церковь Иоанна Златоуста (Храмовый комплекс в Коровниках)
Церковь Иоанна Златоуста (Храмовый комплекс в Коровниках)
Церковь Иоанна Златоуста (Храмовый комплекс в Коровниках)
Церковь Иоанна Златоуста (Храмовый комплекс в Коровниках)
Церковь Иоанна Златоуста (Храмовый комплекс в Коровниках)
Церковь Иоанна Златоуста (Храмовый комплекс в Коровниках)
Церковь Иоанна Златоуста (Храмовый комплекс в Коровниках)
Церковь Иоанна Златоуста (Храмовый комплекс в Коровниках)
Церковь Иоанна Златоуста (Храмовый комплекс в Коровниках)
Церковь Иоанна Златоуста (Храмовый комплекс в Коровниках)
Церковь Иоанна Златоуста (Храмовый комплекс в Коровниках)

Адрес: 150001, город Ярославль, Портовая набережная, дом 2

Район города: Ярославль, Фрунзенский район

Создатели церкви Иоанна Златоуста в Коровниках воплотили в своём творении мечты человечества о гармонии и совершенстве. В этом храме безупречным оказалось всё: архитектурные формы, художественные образы и их сочетание с окружающей природой. Собор стоит в прекраснейшем природном уголке, на месте слияния двух рек — Волги и Которосли. Неудивительно, что сегодня эта достопримечательность Ярославля считается одним из самых выдающихся памятников церковного зодчества России и всего мира. Самые известные искусствоведы изумляются тому, насколько целен и завершён Златоустовский собор.

Построен этот шедевр архитектурного искусства был в середине XVII века. Богатые посадские люди Иван и Фёдор Неждановские пожертвовали немалые средства на возведение храма. О них самих сохранилось немного сведений. Известно, что жили они в Коровницкой слободе, где располагается сам памятник. Они занимались сельским хозяйством, разведением крупного рогатого скота и, вероятно, торговлей. В своей родной слободе они решили создать храм, по красоте и величию которому не было бы равных в округе. Их задумка воплотилась в полной мере.

В 1649 году началось грандиозное строительство. Сначала был возведён объёмный куб — основа всего здания. Он строился в лучших традициях ярославской школы мастеров. В основе его лежал пространственный крест, образованный четырьмя мощными столпами. Затем верхним ярусом были надстроены галереи. Завершалось здание позакомарными покрытиями и пятью главами с массивными куполами. Удивительны пропорции основного здания и пятиглавия. Сам храм Иоанна Златоуста огромный, широкий и невысокий. А световые барабаны куполов — изящные, возвышенные, устремлённые ввысь. Особенно велик центральный барабан: по высоте он практически равнозначен основному зданию.

В 1654 году строительные работы были завершены. Горожане увидели дивную церковь с двумя шатровыми приделами. Она была практически лишена декоративного убранства, но смотрелась при этом нарядно и даже празднично. Такой вид храму создавали особый стиль кладки и стены из красного, почти алого кирпича.

В 80-х годах XVII века облик собора изменился. В кирпичной кладке появились изразцовые вставки. Окна, до этого не имевшие наличников, были украшены каменной резьбой. Особенно пышное убранство имеет окно центральной апсиды. Именно с этой стороны памятник был виден жителям центральной части города. Богато украшены и остроглавые крылечки, пристроенные к церкви с востока, с севера и с юга. Такая тяга к украшательству и разнообразию в декоре была свойственна посадскому люду.

Внутреннее оформление храм в Коровниках приобрёл значительно позже. Только в 1732 году ярославцы собрали средства, чтобы расписать стены. Занималась созданием фресок артель знаменитого мастера Алексея Соплякова. Примерно в это же время в церкви Иоанна Златоуста устанавливают уникальный пятиярусный иконостас. Сегодня он входит в сокровищницу мировой живописи.

Сегодня храм Ионна Златоуста, церковь Владимирской Богоматери и Святые ворота находятся в ведении Русской старообрядческой церкви, которая занимается реставрацией выдающегося произведения русского архитектурного искусства. Надеемся, что в ближайшем будущем памятник предстанет перед нами во всём своём великолепии.

Церковь Иоанна Златоуста в Ярославле взята как образец для постройки православного Собора Покрова Пресвятой Богородицы в Мельбурне (Австралия).

Читайте также: