Кризис традиционных и национальных культур кратко

Обновлено: 02.07.2024

Понятие культурный кризис является общественно-историческим. В мировой истории известны не только кризисные состояния, но и гибель целых культур. Коренное отличие современного кризиса российской культуры, на наш взгляд, состоит в том, что на смену советской культуре не пришла иная, более прогрессивная, или более гармоничная с высоким потенциалом. Причем данный кризис имеет тенденцию к глобализации, что приводит к постепенному утрачиванию феноменальности поликультурного российского общества. Обратная сторона глобализации заключается в том, что на этом фоне актуализируются задачи сохранения и развития национальной самобытности каждого народа, вызывая активный рост интереса к защите традиционных духовных ценностей и нравственных норм, обычаев и других форм самоопределения и функционирования этноса как социокультурной целостности. От государства и общества это требует поиска новой, более приемлемой концепции социального развития, сочетающей в себе региональные и общероссийские поликультурные компоненты.

Современная социокультурная стадия является тяжелой для российской культуры, где перед гражданами стоит решение главной задачи - определение дальнейшего развития. Любая страна должна делать исторический выбор, исходя из условий своего существования, культурных традиций, а не копировать и слепо следовать чужим культурным образцам.

Современный мир живет в эпоху глобальных перемен, масштабы которых растут день ото дня. Это – результат научно-технического прогресса прошедшего века, охватившего все пять континентов. Именно с научно-технической революцией связаны известные под именем глобализации достижения, как в экономике, так и в социальной и общественно-политической жизни.

Глобализация создает опасность национальной идентичности, культурной и осознанной связи наций со своими корнями. По мнению известного культуролога, М.Коридзе, глобализация – это то, что на протяжении веков в третьем мире мы называли колонизацией. Возможно, такая оценка исследователя может показаться слишком категоричной, однако сегодняшняя, когда влияние культурной глобализации на национальную культуру малых народов настолько высоко, опасения небезосновательны.

Процесс глобализации связан с западным образом жизни, экспансией масскультуры и типа мышления. Глобализация культуры приобретает форму вестернизации, а в развивающихся странах, американизации, что влечет за собой соответствующую реакцию в виде усиления разных форм национализации.

Американская массовая культура экспансирует настолько форсированными темпами, что, притесняет европейскую массовую культуру даже в самой Европе. Американизмы вторгаются как в культуры малых, так и больших европейских стран. Американизмы вторглись и в европейские языки. Американская манера танца распространилась среди европейской молодежи, особенно в странах восточной Европы и постсоветском пространстве. Влияние американской культуры заметно и в других сферах культуры.

Как правило, в традиционном обществе изменения протекают медленно. Оно имеет собственную богатую национальную культуру и обладает значительным опытом, который, не так уж и редко считают старомодным. Несмотря на это, влияние чужой культуры в странах традиционной культуры приобретает настолько масштабную форму, что вызывает опасения специалистов. Известный культуролог С.Хангтингтон требует от США проявить больше осторожности в культурных отношениях с остальным миром. От Запада он требует глубокого понимания фундаментальных религиозных и философских основ других цивилизаций, понимания того, как люди этих цивилизаций представляют себе собственные интересы. Запад в незначительной мере, или совсем не учитывает приоритетов и интересов национальных государств, что, по мнению Хантингтона, может повлечь за собой противостояние различных культур – войну цивилизаций.

Распространение западных ценностей и массовой культуры необратимый процесс, протекающий в эпоху глобализации ускоренными темпами. Иностранная массовая культура способствует ослаблению национальных традиций и культуры, особенно, понижению национального самосознания малочисленных наций. А это в конечном итоге может привести к потере самобытности.




По мнению известного американского политолога, Клаеса Рина, страна, желающая сохранить независимость и автономию, должна опираться на собственную традиционную культуру, защитив этим себя; а те, кто будет опираться на экспансивные силы, будут тем самым способствовать усилению тенденций, противостоящих своей же культуре. Заявление политолога, представителя страны, стоящей сегодня во главе мировой политики и диктующей остальному миру свою волю, должна быть примечательна для малочисленных стран с традиционной культурой.

Современный мир живет в эпоху глобальных перемен, масштабы которых растут день ото дня. Это – результат научно-технического прогресса прошедшего века, охватившего все пять континентов. Именно с научно-технической революцией связаны известные под именем глобализации достижения, как в экономике, так и в социальной и общественно-политической жизни.

Глобализация создает опасность национальной идентичности, культурной и осознанной связи наций со своими корнями. По мнению известного культуролога, М.Коридзе, глобализация – это то, что на протяжении веков в третьем мире мы называли колонизацией. Возможно, такая оценка исследователя может показаться слишком категоричной, однако сегодняшняя, когда влияние культурной глобализации на национальную культуру малых народов настолько высоко, опасения небезосновательны.

Процесс глобализации связан с западным образом жизни, экспансией масскультуры и типа мышления. Глобализация культуры приобретает форму вестернизации, а в развивающихся странах, американизации, что влечет за собой соответствующую реакцию в виде усиления разных форм национализации.

Американская массовая культура экспансирует настолько форсированными темпами, что, притесняет европейскую массовую культуру даже в самой Европе. Американизмы вторгаются как в культуры малых, так и больших европейских стран. Американизмы вторглись и в европейские языки. Американская манера танца распространилась среди европейской молодежи, особенно в странах восточной Европы и постсоветском пространстве. Влияние американской культуры заметно и в других сферах культуры.

Как правило, в традиционном обществе изменения протекают медленно. Оно имеет собственную богатую национальную культуру и обладает значительным опытом, который, не так уж и редко считают старомодным. Несмотря на это, влияние чужой культуры в странах традиционной культуры приобретает настолько масштабную форму, что вызывает опасения специалистов. Известный культуролог С.Хангтингтон требует от США проявить больше осторожности в культурных отношениях с остальным миром. От Запада он требует глубокого понимания фундаментальных религиозных и философских основ других цивилизаций, понимания того, как люди этих цивилизаций представляют себе собственные интересы. Запад в незначительной мере, или совсем не учитывает приоритетов и интересов национальных государств, что, по мнению Хантингтона, может повлечь за собой противостояние различных культур – войну цивилизаций.

Распространение западных ценностей и массовой культуры необратимый процесс, протекающий в эпоху глобализации ускоренными темпами. Иностранная массовая культура способствует ослаблению национальных традиций и культуры, особенно, понижению национального самосознания малочисленных наций. А это в конечном итоге может привести к потере самобытности.

По мнению известного американского политолога, Клаеса Рина, страна, желающая сохранить независимость и автономию, должна опираться на собственную традиционную культуру, защитив этим себя; а те, кто будет опираться на экспансивные силы, будут тем самым способствовать усилению тенденций, противостоящих своей же культуре. Заявление политолога, представителя страны, стоящей сегодня во главе мировой политики и диктующей остальному миру свою волю, должна быть примечательна для малочисленных стран с традиционной культурой.

Одним из факторов, во многом определившим историю современного общества, стала научно-техническая революция (НТР).

Достижения науки и техники не только существенно изменили характер производственных процессов, но и коренным образом преобразовали всю человеческую жизнь.

Новейшие технологии проникли в самые отдаленные уголки планеты, сближая пути развития отдельных стран и народов.

Современная НТР началась в индустриально развитых странах мира сразу же после окончания Второй мировой войны.

Она предполагала широкое применение в промышленности новейших технологий, их внедрение не только в производственный, но и в управленческий процесс, использование новых видов энергии и материалов.

Важнейшей предпосылкой НТР стали научные открытия в области ядерной физики и квантовой механики, достижения кибернетики, микробиологии, биохимии.

Ее характерной чертой выступало превращение науки в непосредственную производительную силу.

Современная эпоха закономерно называется эпохой научно-технической революции. Это означает, что наука в наше время превратилась в решающий фактор развития не только производства, но и всей общественной жизни, стала непосредственной производительной силой общества.

Принято считать, что НТР прошла два этапа: первый – с середины 40-х – 60-е гг., второй – с 70-х гг. и по настоящее время.

НТР и социальные сдвиги в западном обществе.

Под воздействием НТР происходили существенные изменения в социальной структуре западного общества. Наряду с ускорением роста городского населения огромными темпами увеличивалась доля занятых в сфере обслуживания и торговли. Если число занятых в этой сфере в 1950 г. составляло 33% от всего самодеятельного населения в странах капитала, то в 1970 г. – уже 44%, превысив долю занятых в промышленности и на транспорте. Менялся облик рабочего, росли его квалификация, уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки; уровень оплаты, а вместе с этим уровень и стиль жизни. Общественное положение промышленных рабочих все более сближалось с показателями жизни служащих и специалистов. На основе структурных изменений в народном хозяйстве менялся отраслевой состав рабочего класса. Шло сокращение занятых в отраслях с высокой тяжестью труда (горнодобывающая, традиционные отрасли легкой промышленности и т. д.) и увеличение занятых в новых отраслях (радиоэлектроника, ЭВМ, атомная энергетика, химия полимеров и т.д).

К началу 70-х гг. численность средних слоев населения колебалась от 1/4 до 1/3 самодеятельного населения. Наблюдался рост доли мелких и средних собственников.

Развитие образования.

Важные изменения происходили в области образования, призванного удовлетворить потребности научно-технической революции.

В развитых странах, включая СССР и Восточную Европу, осуществлялись реформы, расширялась сеть учебных заведений, шел процесс демократизации образования на всех уровнях обучения.

Больше внимания стало уделяться профессиональному образованию, изучению естественных и математических дисциплин.

За основу образовательной политики в настоящее время взята концепция непрерывного обучения, предполагающая обогащение человека знаниями в течение всей его жизни.

Для повышения качества образования правительства развитых стран вкладывали в эту сферу огромные средства.

Развитие и повышение научно-технического уровня общественного производства предъявляют все возрастающие требования к общеобразовательной и технической подготовке основной массы производителей. Эта объективная потребность обусловливает необходимость создания и развития школьной системы и ее постоянного совершенствования. Вот почему в более развитых в техническом отношении странах быстрее развивается сеть различных школ, раньше возникают и создаются новые типы учебно-воспитательных заведений. В настоящее время под влиянием научно-технического прогресса во всех странах мира значительно повышается роль среднего специального и высшего, особенно университетского, образования, интенсивно развивается сеть профессионально-технических учебных заведений для подготовки рабочих массовых профессий.

Стремительное развитие науки, превращения ее в непосредственную производительную силу, что привело к повышению сложности и эффективности труда, в свою очередь, требует высококвалифицированных рабочих. Поэтому большое внимание в развитых странах уделяется развитию образования.

В информационном обществе на базе современных технологий происходит непрерывное производство новых знаний, поэтому резко возросли требования к уровню образования и квалификации работников. Кроме того, происходит изменение характера отношений между людьми в процессе совместной производственной деятельности (например, вместо вертикальных связей, отношений долженствования и исполнительства, приходят связи горизонтальные, основанные на партнерском взаимодействии). Невиданная прежде скорость обновления информации привела к регулярному устареванию знаний, что породило новую образовательную концепцию, известную как непрерывное образование. Важнейшей тенденцией в развитии образования является компьютеризация процесса образования; использование новых современных технологий обучения.

Одной из серьезнейших проблем, порожденных научно-технической революцией, является проблема дальнейшего совершенствования системы образования. НТР требует постоянного образования, которая состоит из двух подсистем: базовой и дополнительной. Последняя должна осуществляться в основном путем постоянной самостоятельной образовательной деятельности.

Преемственность образовательно-воспитательных учреждений и непрерывность образования. Эта тенденция все более пробивает себе дорогу. Она обусловлена тем, что быстрое развитие науки и техники, коренные усовершенствования технологии и компьютеризации производства, появление его новых отраслей требуют от производителей более глубоких знаний, овладения новыми научными достижениями и непрерывного повышения своей профессиональной квалификации. Вот почему во всех странах мира принимаются меры к укреплению преемственных связей между различными типами образовательно-воспитательных учреждений, обеспечивая свободный переход от низших к высшим ступеням обучения, создаются колледжи и институты повышения квалификации для работников различных профессий и категорий, а также расширяется система кратковременной курсовой переподготовки специалистов.

Поскольку требования общества к повышению уровня образования и культуры населения постоянно возрастают, несомненно, что система образовательно-воспитательных учреждений будет и в дальнейшем расширяться и совершенствоваться.

Кризис традиционных и национальных культур и жанров.

Современный мир живет в эпоху глобальных перемен, масштабы которых растут день ото дня. Это – результат научно-технического прогресса прошедшего века, охватившего все пять континентов. Именно с научно-технической революцией связаны известные под именем глобализации достижения, как в экономике, так и в социальной и общественно-политической жизни.

Глобализация создает опасность национальной идентичности, культурной и осознанной связи наций со своими корнями. По мнению известного культуролога, М.Коридзе, глобализация – это то, что на протяжении веков в третьем мире мы называли колонизацией. Возможно, такая оценка исследователя может показаться слишком категоричной, однако сегодняшняя, когда влияние культурной глобализации на национальную культуру малых народов настолько высоко, опасения небезосновательны.

Процесс глобализации связан с западным образом жизни, экспансией масскультуры и типа мышления. Глобализация культуры приобретает форму вестернизации, а в развивающихся странах, американизации, что влечет за собой соответствующую реакцию в виде усиления разных форм национализации.

Американская массовая культура экспансирует настолько форсированными темпами, что, притесняет европейскую массовую культуру даже в самой Европе. Американизмы вторгаются как в культуры малых, так и больших европейских стран. Американизмы вторглись и в европейские языки. Американская манера танца распространилась среди европейской молодежи, особенно в странах восточной Европы и постсоветском пространстве. Влияние американской культуры заметно и в других сферах культуры.

Как правило, в традиционном обществе изменения протекают медленно. Оно имеет собственную богатую национальную культуру и обладает значительным опытом, который, не так уж и редко считают старомодным. Несмотря на это, влияние чужой культуры в странах традиционной культуры приобретает настолько масштабную форму, что вызывает опасения специалистов. Известный культуролог С.Хангтингтон требует от США проявить больше осторожности в культурных отношениях с остальным миром. От Запада он требует глубокого понимания фундаментальных религиозных и философских основ других цивилизаций, понимания того, как люди этих цивилизаций представляют себе собственные интересы. Запад в незначительной мере, или совсем не учитывает приоритетов и интересов национальных государств, что, по мнению Хантингтона, может повлечь за собой противостояние различных культур – войну цивилизаций.

Распространение западных ценностей и массовой культуры необратимый процесс, протекающий в эпоху глобализации ускоренными темпами. Иностранная массовая культура способствует ослаблению национальных традиций и культуры, особенно, понижению национального самосознания малочисленных наций. А это в конечном итоге может привести к потере самобытности.

По мнению известного американского политолога, Клаеса Рина, страна, желающая сохранить независимость и автономию, должна опираться на собственную традиционную культуру, защитив этим себя; а те, кто будет опираться на экспансивные силы, будут тем самым способствовать усилению тенденций, противостоящих своей же культуре. Заявление политолога, представителя страны, стоящей сегодня во главе мировой политики и диктующей остальному миру свою волю, должна быть примечательна для малочисленных стран с традиционной культурой.

Великая российская культура является главным носителем традиций, нравственных и духовных ценностей, сформировавших российский народ как единую общность и составляющих основу российской государственности. Она занимает совершенно особое место в истории мировой культуры. Мы по праву гордимся этим, часто это повторяем, но редко задумываемся, в чем уникальность нашей культуры и ценность не только для нас, но и для всей мировой цивилизации.
Ключ к пониманию этого, по мнению видного исследователя в области культуры профессора В. А. Сапрыкина, лежит в уникальности тех исторических, природно-климатических, геополитических условий и факторов, под влиянием которых формировалась российская культура. Прежде всего, давайте вспомним, что народы, населяющие Россию, сумели создать неповторимое социально-экономическое пространство на поражающих воображение просторах Евразии. Его протяженность в широтном направлении - около 9 тысяч километров, в меридиальном - от 2,5 до 4 тысяч километров. Причем была обустроена и сделана приемлемой для жизни самая неблагоприятная в природно-климатическом отношении часть Земли: свыше 70% ее приходится на Север и зону рискованного земледелия. В Канаде, к примеру, на широте российского Нечерноземья сельского хозяйства вообще нет. В этих суровых условиях было создано многоотраслевое хозяйство мирового уровня, родилась такая специфическая социально-хозяйственная и духовно-культурная организация жизни человека, как община. Она просуществовала в России свыше тысячи лет и сыграла в нашей жизни и культуре огромную роль.
Нельзя забывать, что российская государственность возникла и развивалась в непрерывных войнах за свое существование и выживание самого народа. Практически более половины каждого столетия приходилось на войны. История того же XX в. - это сплошные войны, чередовавшиеся с короткими мирными передышками: 2-мировые; 2 - с японцами, гражданская война, ряд предвоенных конфликтов, финская война, война в Афганистане; "холодная война" и ядерный шантаж США. Именно поэтому идеи Родины и Государства, идеи Патриотизма выступают как высшие ценности в нашей культуре. Отсюда крылатое выражение: "Прежде думай о Родине, а потом о себе! ".
А разве не вызывает удивления тот уникальный опыт в сфере материальной и духовной культуры, который накопили народы России на тернистом пути от первобытной общины до современного индустриального общества. Ведь им пришлось освоить такое невероятное множество социально-экономических укладов. Только за 150 последних лет Россия прошла через феодализм, капитализм, военный коммунизм, нэп, государственно-бюрократический социализм, радикальный либерально-криминальный капитализм.. . А, сколько у нас было за это время типов государственного устройства: самодержавие, конституционная монархия, буржуазная парламентская республика, советская власть, олигархическая президентская республика.. .
Следует подчеркнуть, что, пройдя через все исторические катаклизмы и принеся многочисленные жертвы, российская культура и российский народ продемонстрировали удивительную жизнестойкость и верность своим основным нравственным ценностям, ведущим среди которых является обостренное чувство Правды и Социальной справедливости. Воистину - "пока жива наша культура, жив и российский человек! ".

В чем появился кризис традиционных и национальных культур и жанров в конце ХХ века.


Отсюда и перед преподавателями, и в первую очередь, перед студентами, стоит серьезная во всем своем немалом объеме двуединая задача :

нужно обязательно опереться на все научное обилие, многообразие теоретических исследований, сделавших своим основным предметом мировую культуру ХХ столетия, в том числе и проблемы ее кризисных проявлений ;

последовать мудрому совету К.

Юнга – внимательно наблюдать за всем, что происходит вокруг нас, вместе с нами, независимо от того, соответствует ли это чьим - то заранее сформировавшимся взглядам и идейным пристрастиям.

И тогда наше субъективное по природе восприятие и индивидуальное мышление смогут достаточно адекватно и объективно охватить все сложное многообразие, все коллизии и противоречия феномена под названием "КУЛЬТУРА ХХ СТОЛЕТИЯ".

Читайте также: