Виды и жанры хореографии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Хореография - самобытный вид творческой деятельности, подчиненный закономерностям развития культуры общества. Танец - это искусство, а всякое искусство должно отражать жизнь в образно-художественной форме. Специфика хореографии состоит в том, что мысли, чувства, переживания человека она передает без помощи речи, средствами движения и мимики. Танец - это также способ невербального самовыражения танцором, проявляющийся в виде ритмически организованных в пространстве и времени телодвижений.

Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих существ и обществ. За долгую историю человечества он изменялся, отражая культурное развитие. В настоящее время хореографическое искусство охватывает и традиционное народное, и профессионально-сценическое. Танцевальное искусство присутствует в той или иной степени, форме в культуре каждого этноса, этнической группы.

И это явление не может быть случайностью, оно носит объективный характер, ибо традиционная народная хореография занимает первостепенное место в социальной жизни общества как на ранних этапах развития человечества, так и сейчас, когда она выполняет одну из функций культуры, является одним из своеобразных институтов социализации людей и, в первую очередь, детей, подростков и молодежи, а также выполняет и ряд других функций, присущих культуре в целом. В нашей стране очень любят хореографическое искусство. Из года в год растет число самодеятельных танцевальных коллективов, повышается уровень их мастерства.

Хореография родилась на заре человечества: еще в первобытном обществе существовали танцы, изображавшие трудовые процессы, воспроизводившие движения животных, танцы магического характера, воинственные. В них человек обращался к силам природы. Не умея их объяснить, он молился, заклинал, приносил им жертвы, прося удачной охоты, дождя, солнца, рождения ребенка или смерти врага. Все это, впрочем, можно увидеть и в наше время, в искусстве народов Африки, например.

Описание танцев путешественниками и фольклористами рассказывают о жизни, обычаях и нравах различных народов . Танец - один из самых древних и массовых видов искусства. В нем находят отражение социальные и эстетические идеалы народа, его история, трудовая деятельность на протяжении веков, жизненный уклад, нравы, обычаи, характер. Народ создает в танце идеальный образ, к которому он стремится и который утверждает в эмоциональной художественной форме.

С изменением социального строя, условий жизни менялись характер и тематика искусства, в том числе и народной хореографии. Есть масса лирических, героических, комических, медленных и плавных или вихревых, огневых, коллективных и сольных плясок, в которых ярко и убедительно раскрывается образ наших современников. В многочисленных ансамблях народного танца, профессиональных и самодеятельных, мы видим танцы, посвященные различным темам и историческим событиями в жизни народа. С профессиональным искусством танца мы встречаемся еще в опере, музыкальной комедии, на эстраде, в цирке, кино, балете, на льду, иногда - в драме.

Самой сложной формой профессиональной хореографии считается классический балет. Балетный танец основан на народном танце, который в свое время проник в салоны высшей знати. Развитие танцевальной техники в салонах пошло по иному направлению, чем это происходило в народе: ведь народ танцевал на лужайке или на земляном полу хижин, а знатные дамы и кавалеры скользили по гладкому полу, изящно вытягивая носки, плавно и важно приседая по правилам, специально выработанным придворными танцмейстерами.

Классификация хореографии: стили, формы, содержание. Хореография имеет три раздела:




б) бытовой (или как его еще называют бальный) танец

в) профессиональное искусство танца, в том числе и классический балет.

- Народный танец - искусство, основанное на творчестве самого народа;

- Бытовой или бальный танец - это вид танца, имеющий народные истоки, но исполняемый на вечерах, балах и т.д.;

- Профессиональное искусство танца - (включающий и классический танец) - вид сценического драматического искусства, требующий профессиональной хореографической обработки национальных и народных истоков.

Бытовой танец: история развития от эпохи Средневековья до Х1Х в.

Первые танцевальные каноны и светские танцы возникают в XII веке, в эпоху средневекового Ренессанса - расцвета замковой рыцарской культуры. Первые элементы танцев-променадов, танцев-шествий включаются в полуцерковные-полусветские процессии, уличные балеты, популярные на Юге Франции, огромные по масштабу и сложные по постановочному замыслу.

В XIII - XIV вв. во время многочисленных театрализованных праздников выкристаллизовывались выразительные средства и будущих балетов, и будущих бальных танцев. Трудно переоценить значение скоморохов в развитии танцевального искусства, в популяризации простейших форм общественных танцев. Кочуя из города в город, являясь непременными участниками различных праздников, скоморохи прививали любовь к танцу, совершенствовали изобретенные народом пляски, сочиняли новые хороводы, игры и песни.

Их танцевальное творчество, неразрывно связанное с трудом, бытом, думами и чаянием народа, стало той первоосновой, которая дала толчок к развитию профессиональной хореографии. Конечно, бальный танец ХIII века существенно отличается от бального танца настоящего, но уже зарождаются основные шаги и па западноевропейской программы.

В начале появления бального танца отношение народа к нему было вполне позитивно, но вот католическая церковь жестоко осуждала танцы и считала, что танцы являются, как и все прочие развлечения развратными и губящими душу человека. Вопреки запретам на празднествах появляются красочные танцевальные шествия.

К танцам эпохи средневековья относятся: бранль (исполнялся на народных праздниках крестьянами), ригодон (танец знати), буррэ (народный танец, прародитель многих бальных танцев), эстампиды (танец знати, полностью исключающий прыжки) и др..

До XVI в. бальные танцы века не отличались богатым разнообразием движений и исполнялись в сопровождении небольшого оркестра: 4 корнета, тромбон, 2-3 виолы.

В XVII веке французская хореография обогащается новыми движениями, более сложными, более изящными, чем итальянские. Усложняется техника женского танца. Этому немало способствует изменение фасона придворной одежды. Укороченные платья позволяют делать легкие и отчетливые движения ногами. Более оживленным и активным становится общение партнеров. Кавалер ведет даму, часто пропуская ее несколько вперед, обводит ее за руку. Танцующие смотрят друг на друга на протяжении всего танца. Итальянские танцы французы исполняют по-своему, придавая им большое изящество и изысканность.

Французские хореографы и теоретики немало способствовали развитию танцевального искусства, созданию новых танцевальных форм, строгой канонизации танца. Созданные ими исследования и теоретические обобщения легли в основу почти всех руководств по танцу, вышедших в более поздние эпохи.

В 1661 году Людовик ХIV издает указ об организации Парижской Академии танца. Он считает, что Академия призвана способствовать воспитанию хорошей манеры у привилегированных классов, хорошей выправке у военных. Возглавили это учреждение тринадцать лучших учителей, назначенных Людовиком. В задачу Академии входило установить строгие формы отдельных танцев, выработать и узаконить общую для всех методику преподавания, совершенствовать существующие танцы и изобретать новые.

Академия проверяла знания учителей танцев, выдавала дипломы, устраивала вечера и всячески способствовала популяризации хореографического искусства. Новые танцы, новые движения деятели Академии часто заимствовали у народной хореографии, которая продолжала развиваться своими путями. Академия сыграла огромную роль в развитии танцевальной культуры Франции.

Эпоха Возрождения знаменательна появление огромного количества бальных танцев: вольта (народный танец итальянского происхождения, основан на вращении), салтарелла (народный танец итальянского происхождения, основан на высоких прыжках), гальярда (бальный танец из пяти фигур), куранта (бальный танец, носил плавный, текущий характер ), менуэт – король танцев.

Танцы XIII в.: полонез (танец-шествие), контрданс (английский народный танец, прародитель кадрили), менуэт (в котором ускоряется темп, появляются более сложные движения, позы и рисунки)

Безусловно, огромное влияние на бальные танцы оказала музыка. Вместе с музыкой менялась мода на некоторые танцы.

Судьба бального вальса связана с именами Ланнера и Штрауса. Последний обессмертил вальс, сделав его королем танцев, и сам стал королем вальсов. К его венскому оркестру были в свое время прикованы взоры музыкантов, артистов, поэтов, художников, писателей всего мира. Благодаря Штраусу Вена вошла в историю как город, где расцветал вальс, как город где Иоганн Штраус создал свои бессмертные творения. Музыка Штрауса облагораживала и совершенствовала хореографию вальса. Она способствовала тому, что танец этот стал исполняться более грациозно, более красиво и трепетно.

Танцы XIX в.: мазурка (родина Польша, область Мазовше), полька (чешский народный танец).

Балет как высшая форма хореографического искусства: этапы формирования и развития.

Балет (фр. ballet, от лат. ballo — танцую) — вид сценического искусства, основными выразительными средствами которого являются неразрывно связанные между собой музыка и танец.

Сущность и понятие хореографии

Хореография - самобытный вид творческой деятельности, подчиненный закономерностям развития культуры общества. Танец - это искусство, а всякое искусство должно отражать жизнь в образно-художественной форме. Специфика хореографии состоит в том, что мысли, чувства, переживания человека она передает без помощи речи, средствами движения и мимики. Танец - это также способ невербального самовыражения танцором, проявляющийся в виде ритмически организованных в пространстве и времени телодвижений.

Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих существ и обществ. За долгую историю человечества он изменялся, отражая культурное развитие. В настоящее время хореографическое искусство охватывает и традиционное народное, и профессионально-сценическое. Танцевальное искусство присутствует в той или иной степени, форме в культуре каждого этноса, этнической группы.

И это явление не может быть случайностью, оно носит объективный характер, ибо традиционная народная хореография занимает первостепенное место в социальной жизни общества как на ранних этапах развития человечества, так и сейчас, когда она выполняет одну из функций культуры, является одним из своеобразных институтов социализации людей и, в первую очередь, детей, подростков и молодежи, а также выполняет и ряд других функций, присущих культуре в целом. В нашей стране очень любят хореографическое искусство. Из года в год растет число самодеятельных танцевальных коллективов, повышается уровень их мастерства.

Хореография родилась на заре человечества: еще в первобытном обществе существовали танцы, изображавшие трудовые процессы, воспроизводившие движения животных, танцы магического характера, воинственные. В них человек обращался к силам природы. Не умея их объяснить, он молился, заклинал, приносил им жертвы, прося удачной охоты, дождя, солнца, рождения ребенка или смерти врага. Все это, впрочем, можно увидеть и в наше время, в искусстве народов Африки, например.

Описание танцев путешественниками и фольклористами рассказывают о жизни, обычаях и нравах различных народов . Танец - один из самых древних и массовых видов искусства. В нем находят отражение социальные и эстетические идеалы народа, его история, трудовая деятельность на протяжении веков, жизненный уклад, нравы, обычаи, характер. Народ создает в танце идеальный образ, к которому он стремится и который утверждает в эмоциональной художественной форме.

С изменением социального строя, условий жизни менялись характер и тематика искусства, в том числе и народной хореографии. Есть масса лирических, героических, комических, медленных и плавных или вихревых, огневых, коллективных и сольных плясок, в которых ярко и убедительно раскрывается образ наших современников. В многочисленных ансамблях народного танца, профессиональных и самодеятельных, мы видим танцы, посвященные различным темам и историческим событиями в жизни народа. С профессиональным искусством танца мы встречаемся еще в опере, музыкальной комедии, на эстраде, в цирке, кино, балете, на льду, иногда - в драме.

Самой сложной формой профессиональной хореографии считается классический балет. Балетный танец основан на народном танце, который в свое время проник в салоны высшей знати. Развитие танцевальной техники в салонах пошло по иному направлению, чем это происходило в народе: ведь народ танцевал на лужайке или на земляном полу хижин, а знатные дамы и кавалеры скользили по гладкому полу, изящно вытягивая носки, плавно и важно приседая по правилам, специально выработанным придворными танцмейстерами.

Классификация хореографии: стили, формы, содержание. Хореография имеет три раздела:

б) бытовой (или как его еще называют бальный) танец

в) профессиональное искусство танца, в том числе и классический балет.

- Народный танец - искусство, основанное на творчестве самого народа;

- Бытовой или бальный танец - это вид танца, имеющий народные истоки, но исполняемый на вечерах, балах и т.д.;

- Профессиональное искусство танца - (включающий и классический танец) - вид сценического драматического искусства, требующий профессиональной хореографической обработки национальных и народных истоков.

Бытовой танец: история развития от эпохи Средневековья до Х1Х в.

Первые танцевальные каноны и светские танцы возникают в XII веке, в эпоху средневекового Ренессанса - расцвета замковой рыцарской культуры. Первые элементы танцев-променадов, танцев-шествий включаются в полуцерковные-полусветские процессии, уличные балеты, популярные на Юге Франции, огромные по масштабу и сложные по постановочному замыслу.

В XIII - XIV вв. во время многочисленных театрализованных праздников выкристаллизовывались выразительные средства и будущих балетов, и будущих бальных танцев. Трудно переоценить значение скоморохов в развитии танцевального искусства, в популяризации простейших форм общественных танцев. Кочуя из города в город, являясь непременными участниками различных праздников, скоморохи прививали любовь к танцу, совершенствовали изобретенные народом пляски, сочиняли новые хороводы, игры и песни.

Их танцевальное творчество, неразрывно связанное с трудом, бытом, думами и чаянием народа, стало той первоосновой, которая дала толчок к развитию профессиональной хореографии. Конечно, бальный танец ХIII века существенно отличается от бального танца настоящего, но уже зарождаются основные шаги и па западноевропейской программы.

В начале появления бального танца отношение народа к нему было вполне позитивно, но вот католическая церковь жестоко осуждала танцы и считала, что танцы являются, как и все прочие развлечения развратными и губящими душу человека. Вопреки запретам на празднествах появляются красочные танцевальные шествия.

К танцам эпохи средневековья относятся: бранль (исполнялся на народных праздниках крестьянами), ригодон (танец знати), буррэ (народный танец, прародитель многих бальных танцев), эстампиды (танец знати, полностью исключающий прыжки) и др..

До XVI в. бальные танцы века не отличались богатым разнообразием движений и исполнялись в сопровождении небольшого оркестра: 4 корнета, тромбон, 2-3 виолы.

В XVII веке французская хореография обогащается новыми движениями, более сложными, более изящными, чем итальянские. Усложняется техника женского танца. Этому немало способствует изменение фасона придворной одежды. Укороченные платья позволяют делать легкие и отчетливые движения ногами. Более оживленным и активным становится общение партнеров. Кавалер ведет даму, часто пропуская ее несколько вперед, обводит ее за руку. Танцующие смотрят друг на друга на протяжении всего танца. Итальянские танцы французы исполняют по-своему, придавая им большое изящество и изысканность.

Французские хореографы и теоретики немало способствовали развитию танцевального искусства, созданию новых танцевальных форм, строгой канонизации танца. Созданные ими исследования и теоретические обобщения легли в основу почти всех руководств по танцу, вышедших в более поздние эпохи.

В 1661 году Людовик ХIV издает указ об организации Парижской Академии танца. Он считает, что Академия призвана способствовать воспитанию хорошей манеры у привилегированных классов, хорошей выправке у военных. Возглавили это учреждение тринадцать лучших учителей, назначенных Людовиком. В задачу Академии входило установить строгие формы отдельных танцев, выработать и узаконить общую для всех методику преподавания, совершенствовать существующие танцы и изобретать новые.

Академия проверяла знания учителей танцев, выдавала дипломы, устраивала вечера и всячески способствовала популяризации хореографического искусства. Новые танцы, новые движения деятели Академии часто заимствовали у народной хореографии, которая продолжала развиваться своими путями. Академия сыграла огромную роль в развитии танцевальной культуры Франции.

Эпоха Возрождения знаменательна появление огромного количества бальных танцев: вольта (народный танец итальянского происхождения, основан на вращении), салтарелла (народный танец итальянского происхождения, основан на высоких прыжках), гальярда (бальный танец из пяти фигур), куранта (бальный танец, носил плавный, текущий характер ), менуэт – король танцев.

Танцы XIII в.: полонез (танец-шествие), контрданс (английский народный танец, прародитель кадрили), менуэт (в котором ускоряется темп, появляются более сложные движения, позы и рисунки)

Безусловно, огромное влияние на бальные танцы оказала музыка. Вместе с музыкой менялась мода на некоторые танцы.

Судьба бального вальса связана с именами Ланнера и Штрауса. Последний обессмертил вальс, сделав его королем танцев, и сам стал королем вальсов. К его венскому оркестру были в свое время прикованы взоры музыкантов, артистов, поэтов, художников, писателей всего мира. Благодаря Штраусу Вена вошла в историю как город, где расцветал вальс, как город где Иоганн Штраус создал свои бессмертные творения. Музыка Штрауса облагораживала и совершенствовала хореографию вальса. Она способствовала тому, что танец этот стал исполняться более грациозно, более красиво и трепетно.

Танцы XIX в.: мазурка (родина Польша, область Мазовше), полька (чешский народный танец).

Балет как высшая форма хореографического искусства: этапы формирования и развития.

Балет (фр. ballet, от лат. ballo — танцую) — вид сценического искусства, основными выразительными средствами которого являются неразрывно связанные между собой музыка и танец.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Виды, формы и жанры танца.

Искусство — одна из форм общественного сознания, отражающая действительность через художественные образы.

Хореографическое искусство, как и другие виды искусства, отображает действительность, только языком движения.

Виды хореографического искусства

● Классический танец — это хореографическая система, которая формируется в ходе развития искусства и общества. Это вершина хореографического искусства. В России преобладает школа Вагановой.

● Народно-сценический — одна из основ любой хореографии. Он столь же разнообразен, как разнообразна жизнь и культура разных народов. Базируется на классическом танце. Систематически представлен в книгах Лопухова, Бочкарева, Ширяева.

● Историко-бытовой — это салонный танец минувших веков. Этот танец видоизменялся под влиянием придворных вкусов, моды и придворного этикета. Основной является французская школа.

● Бальный танец — это салонный танец нашего времени. Лидирует здесь английская школа. Существуют такие направления, как стандарт и латина. В каждой разновидности есть по 5 танцев.

● Модерн (современный танец) — создавался в противовес классическому танцу. В модерне предпочитается спираль (в классике — жесткая вертикаль) спины. Для классики характерны выворотность, устойчивость, а для модерна — как свободные, так и выворотные позиции.

● Джазовый танец — направление танца, зародившееся в США в конце XIX в. в результате слияния европейской и африканской танцевальных культур. Основные черты джазового танца — это основополагающая роль ритма, импровизация, высокое техническое мастерство исполнителя. Основными техническими принципами джазового танца является полиритмия, синкопирование, свинг. Джазовый танец является приоритетным в шоу, на эстраде, в мюзикле и других развлекательных жанрах.

Выделяют следующие разновидности:

● Характерно-академический, в основе которого — система академического танца с привлечением элементов народно-сценического танца. Это русский академический танец, русский танец Чайковского, венгерский академический, испанский, вставные номера балета.

● Эстрадный танец — отличается многожанровостью и разновидностью. В отличие от других видов хореографического искусства, эстрадный танец не может считаться системой. Эстрадный танец — жанровая разновидность пластического искусства.

Какие принципиальные признаки можно выделить в области выразительных средств, технологии и эстетике эстрадного танца?

1. Композиция эстрадного танца должна быть рассчитана на изменение сценических площадок, должна быть яркой, четкой на любой сцене, рисунок также должен быть лаконичен.

2. Ограниченность во времени, так как танец является элементом большой концертной программы.

3. Предельная концентрация выразительных средств, позволяющая как можно ярче выразить индивидуальность исполнителю.

Виды танцев можно подразделить на следующие категории:

Классический танец: балет

Западно-европейские бальные танцы

Латиноамериканская программа бальных танцев

Танцы ХХ века: Современный танец

Форма — это способ раскрытия содержания. Есть формы специфические для каждого отдельного вида, есть общие для всех видов хореографического искусства.

К общим формам относятся сольные и массовые танцы.

Формы классического танца:

Формы народно-сценического танца:

Формы историко-бытового танца:

Формы бального танца — стандарт и латина.

Модерн представлен в классическом танце как балет и хореографическая миниатюра.

Джаз — это в основном бессюжетный дивертисмент, хореографическая миниатюра.

Жанры в хореографии

● Лирический — раскрывает чувства, внутреннее состояние, их оттенки.

● Драматический — сюжет, но не острый — действие протекает спокойно.

● Трагический — сюжет, в конце произведения происходит несчастье, страдают герои.

● Сатирический — гротеск, преувеличение.

● Патетический — возвышенный, эмоционально насыщенный, романтический.

Жанры бывают простые и сложные. Сложные лирика — драматические, трагикомические и т. д.

1. По назначению: танцы солдат, матросов, детские, обрядовые, спортивные.

2. По принадлежности к тому или иному виду театральных зрелищ: танец в опере, оперетте, кино, на стадионе, в цирке и т. д.

Понятие хореография (от греч. choreo - танцую) охватывает различные виды танцевального искусства, где художественный образ создается с помощью условных выразительных движений. Само слово ʼʼхореографияʼʼ греческого происхождения, буквально оно значит ʼʼписать танецʼʼ. Но позднее этим словом стали называть все, что относится к искусству танца. В этом смысле употребляют это слово большинство современных деятелей танца.

Хореография - самобытный вид творческой деятельности, подчиненный закономерностям развития культуры общества. Танец - это искусство, а всякое искусство должно отражать жизнь в образно-художественной форме. Специфика хореографии состоит в том, что мысли, чувства, переживания человека она передает без помощи речи, средствами движения и мимики. Танец - это также способ невербального самовыражения танцором, проявляющийся в виде ритмически организованных в пространстве и времени телодвижений.

Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих существ и обществ. За долгую историю человечества он изменялся, отражая культурное развитие. Сегодня хореографическое искусство охватывает и традиционное народное, и профессионально-сценическое. Танцевальное искусство присутствует в какой-либо степени, форме в культуре каждого этноса, этнической группы. И это явление не должна быть случайностью, оно носит объективный характер, ибо традиционная народная хореография занимает первостепенное место в социальной жизни общества как на ранних этапах развития человечества, так и сейчас, когда она выполняет одну из функций культуры, является одним из своеобразных институтов социализации людей и, в первую очередь, детей, подростков и молодежи, а также выполняет и ряд других функций, присущих культуре в целом. В нашей стране очень любят хореографическое искусство. Из года в год растет число самодеятельных танцевальных коллективов, повышается уровень их мастерства.

Хореография родилась на заре человечества: еще в первобытном обществе существовали танцы, изображавшие трудовые процессы, воспроизводившие движения животных, танцы магического характера, воинственные. В них человек обращался к силам природы. Не умея их объяснить, он молился, заклинал, приносил им жертвы, прося удачной охоты, дождя, солнца, рождения ребенка или смерти врага. Все это, впрочем, можно увидеть и в наше время, в искусстве народов Африки, к примеру. Описание танцев путешественниками и фольклористами рассказывают о жизни, обычаях и нравах различных народов . Танец - один из самых древних и массовых видов искусства. В нем находят отражение социальные и эстетические идеалы народа, его история, трудовая деятельность на протяжении веков, жизненный уклад, нравы, обычаи, характер.
Народ создает в танце идеальный образ, к которому он стремится и который утверждает в эмоциональной художественной форме.

С изменением социального строя, условий жизни менялись характер и тематика искусства, в т.ч. и народной хореографии. Есть масса лирических, героических, комических, медленных и плавных или вихревых, огневых, коллективных и сольных плясок, в которых ярко и убедительно раскрывается образ наших современников. В многочисленных ансамблях народного танца, профессиональных и самодеятельных, мы видим танцы, посвященные различным темам и историческим событиями в жизни народа. С профессиональным искусством танца мы встречаемся еще в опере, музыкальной комедии, на эстраде, в цирке, кино, балете, на льду, иногда - в драме.

Самой сложной формой профессиональной хореографии считается классический балет. Балетный танец основан на народном танце, который в свое время проник в салоны высшей знати. Развитие танцевальной техники в салонах пошло по иному направлению, чем это происходило в народе: ведь народ танцевал на лужайке или на земляном полу хижин, а знатные дамы и кавалеры скользили по гладкому полу, изящно вытягивая носки, плавно и важно приседая по правилам, специально выработанным придворными танцмейстерами.

2. Музыкально-хореографический образ

Танец является инструментом общественного физического и духовного воспитания, где танцевальный образ — это одна из форм отражения действительности и имеет объективное познавательное и воспитательное значение.

Занимаясь творческим процессом, создавая танцевальные постановки педагог-хореограф, балетмейстер воздействует, по средством хореографического искусства, на эстетическое воспитание общества в целом и на эмоциональную культуру участников постановочного процесса. Такое воздействие будет иметь только целостное художественное произведение, при создании которого сохраняются все законы композиционного построения.

Воплощение художественного образа в разных произведениях искусства осуществляется с помощью разных средств и материалов. Художественный образ создаётся на основе одного из средств: изображение, звук, языковая среда, — или комбинации нескольких. В литературе и поэзии художественный образ создаётся на основе конкретной языковой среды; в театральном искусстве используются все три средства. Воссоздание художественного образа средствами хореографического искусства многогранный и многоступенчатый процесс, так как хореографическое искусство — это синтез искусств, а сценический образ — это сложнейший сплав внутренних и внешних черт человеческой личности.

Создать хореографический образ — значит обрисовать в танце действие или характер, воплотить на основе правдивого выражения чувства определенную идею. Танец, лишенный образности, сводится к голой технике, к бессмысленным комбинациям движений. В образном же танце техника одухотворяется, становится выразительным средством, помогает раскрытию содержания.

Во всех вышеупомянутых случаях хореографический, сценический образ придумывает, сочиняет балетмейстер, а инструментом для сценического воплощения служит исполнитель. Чтобы творческий процесс увенчался успехом, оба участника должны быть профессионально образованными и способными к этому виду деятельности.

3. Основные выразительные средства

Отразить основную идею композиции или образ героя в танце балетмейстеру помогают выразительные средства хореографии: движения, пантомима, музыкальное сопровождение, актерское мастерство, рисунок и т.д.

По мнению Богданова Г. Ф. и Кириллова А.П. логика построения и развития невербальных сюжетных образов танцевального текста должна совпадать с сюжетной образностью музыкального произведения, дополняться образностью костюмов и соотноситься со сценической средой, что в целом и определяет видовое своеобразие танцевальной сюжетности.

Жюли Шарлотта ван Кэмп в своей диссертации собрала основные элементы, из которых состоят определения танца: Танец это - человеческое движение, которое формализовано, т.е. выполняется в определенном стиле или по определенным шаблонам; имеет такие качества, как грациозность, элегантность, красота сопровождается музыкой или другими ритмичными звуками; имеет целью рассказ истории или коммуникацию или выражение чувств, тем, идей которому могут содействовать пантомима, костюм и пр.

Танец пытается ориентировать форму и содержательность музыкального звука на свою образность телодвижений, на свойственные обоим искусствам темпы, ритмические рисунки, интонации. Если выразительность музыкального звука в танце представлять в виде системной организации, то системообразующим свойством здесь должна будет выступать кинетика исполняемых под данную музыку танцевальных движений (неважно, будь то движения свободно-пластические, бытовые, народные, классические, джазовые и пр.).

Также одним из неотъемлемых выразительных средств в хореографии, при создании хореографического образа, является внешний вид танцора, а именно его танцевальный костюм. Костюм для танца - это синтаксис этого языка, его нерушимые правила и законы.

Историческая эволюция конструкции танцевального костюма - от бытовых форм к высокопрофессиональным - высвечивает довольно ясную тенденцию - стремление к максимальному выявлению кинетики самого телосложения танцовщика, что приводит к использованию трико, купальника, комбинезона, майки. Эта тенденция подкрепляется тягой профессионального танца к абстрактности, к раскрытию выразительности именно в сложной и тонкой кинетике движений, а не в потоке контактных или актерских построений.

Костюм является продолжением в передаче внешних данных танцора и пластики его танца. Если это костюм удачный, т.е. подчеркивает преимущества и скрывает недостатки, тогда он помогает танцору реализовать свой потенциал.

Влияние танцевального костюма на образность танцевальной композиции каждый балетмейстер определяет самостоятельно, согласно характеру лексики танца, ее образному строю и действию, а также характеру музыкальной звучности (спокойному, резкому, страстному и пр.).

Танец для зрителей это ни с чем несравнимое наслаждение гармонией, красотой и пластикой.

Для полного завершения танцевального образа в хореографии балетмейстер работает над оформлением сцены для танца.

Сцена - среда для танцевального действия, среда гармоничная с характером танцевальной и музыкальной образности (более или менее абстрактной или конкретной), среда, вносящая свои самостоятельные и новые черты в танцевальное повествование.

Сценическая среда, обладая своей образностью, всегда либо органично сочетается с данным танцевальным действием, либо нейтральна к нему, либо активно диссонирует с ним. Вместе с тем, выразительная палитра сценического оформления довольно динамична, и в состоянии активно следовать за развитием танцевального действия. Особенно это касается освещения сцены.

Тяготеющие к абстрагированной образности музыка и текст танцевальных движений вольно или невольно заставляют хореографов выстраивать соответствующим образом всю структуру выразительных средств танцевального произведения, в том числе костюма и сценического оформления.

Знаменитый артист, хореограф-практик и педагог Захаров Р.В. говорил о том, что балериной или премьером способен стать не всякий танцовщик, хорошо овладевший техникой танца и у которого чисто и уверенно получаются все па. Конечно же, нет! Одного физического воспитания для артиста балета недостаточно. Он должен обязательно стать артистом, то есть не только научиться хорошо, танцевать, но и уметь правдиво играть на сцене, создавая образ. Только тогда он имеет право исполнять ведущие и эпизодические роли в балетном спектакле. Наряду с техникой внешней, выражающейся в умении исполнять все трудные па, артисту балета необходимо обладать и техникой внутренней - актерским мастерством. Несомненно, такие же требования касательно наличия у танцора высокой техники актерского мастерства относятся не только к артистам балета. Каждому человеку, который относит себя к данному виду искусства, для успешного его развития необходимо овладеть, хотя бы основами актерского мастерства.

При создании хореографического образа балетмейстер старается по максимуму использовать выразительные средства хореографии. Танцевальный язык, мимика, драматургическое развитие образа, актерское мастерство, костюмы, художественное оформление сцены - все это существуя в гармонии, в органичной и правильной сочиненной танцевальной композиции позволяют зрителю полноценно погрузиться в сюжет произведения и получить от просмотра множество положительных ощущений.

4. Виды и жанры хореографии

Виды хореографического искусства

Классический танец — это хореографическая система, которая формируется в ходе развития искусства и общества. Это вершина хореографического

искусства. В России преобладает школа Вагановой.

Народно-сценический — одна из основ любой хореографии. Он столь же разнообразен, как разнообразна жизнь и культура разных народов. Базируется на классическом танце. Систематически представлен в книгах Лопухова, Бочкарева, Ширяева.

Историко-бытовой — это салонный танец минувших веков. Этот танец видоизменялся под влиянием придворных вкусов, моды и придворного этикета. Основной является французская школа.

Бальный танец — это салонный танец нашего времени. Лидирует здесь английская школа. Существуют такие направления, как стандарт и латина. В каждой разновидности есть по 5 танцев.

Модерн (современный танец) — создавался в противовес классическому танцу. В модерне предпочитается спираль (в классике — жесткая вертикаль) спины. Для классики характерны выворотность, устойчивость, а для модерна — как свободные, так и выворотные позиции.

Джазовый танец — направление танца, зародившееся в США в конце XIX в. в результате слияния европейской и африканской танцевальных культур. Основные черты джазового танца — это основополагающая роль ритма, импровизация, высокое техническое мастерство исполнителя. Основными техническими принципами джазового танца является полиритмия, синкопирование, свинг. Джазовый танец является приоритетным в шоу, на эстраде, в мюзикле и других развлекательных жанрах. Выделяют следующие разновидности:

Характерно-академический, в основе которого — система академического танца с привлечением элементов народно-сценического танца. Это русский академический танец, русский танец Чайковского, венгерский академический, испанский, вставные номера балета.

Эстрадный танец — отличается многожанровостью и разностильностью. В отличие от других видов хореографического искусства, эстрадный танец не может считаться системой. Эстрадный танец — жанровая разновидность пластического искусства.

Жанры в хореографии

Лирический — раскрывает чувства, внутреннее состояние, их оттенки.

Драматический — сюжет, но не острый — действие протекает спокойно.

Трагический — сюжет, в конце произведения происходит несчастье, страдают герои.

Сатирический — гротеск, преувеличение.

Патетический — возвышенный, эмоционально насыщенный, романтический.

1.5 Бальный тане ц: история возникнове ния и характе ристика.

1.8.1 Танец Контем п ( Контемпорари , Contem porary dance)

Вид искусства, в котором средством создания х у дожественного образа являются

движения, жесты тан цовщика и положения его тела, называ ется танец – (польский taniec,

от нем. Tanz). Танец возник с появлением первых людей. И его значение в их судьбе тр удно

было бы переоценить. Жизнь первобытного человека, тесно переплетённая с природой,

зависящая от ее благосклонности и даров, создала иску сство танца неоднозначным.

С одно й стороны, в нём присутствовала данная богом человек у способность через

пляску выражать свои чувства. С др угой – танец слу жи л средством общения людей с

окружающим миром. Миром огромным и непостижимым, где правил ритм – символ

вечности! Именно ему подчинены рождение и сме рть, природа и человек, простейший шаг

и самые витиеватые и ви ртуозные па. Через танец наши далёкие предки общались со своими

суровыми и грозными богами, веря, что пляска и жертвенный огонь умилостивят

бессмертных, помогут в охоте, пошлют победу в битвах, спас у т от болез ни.

Стремительно летело время. Мир преображался, и вмес те с ним люди менялись.

Таким образом танец как форма выражения и часть искус ства стал приобретать с вои виды.

Постепенно определились его основные виды: народный танец, затем бальный танец,

выделившийся в самостоятельную гр уппу, н аконец с развитием профессиональн ого

сценического искусства, - классический танец, характерный танец, танец модерн.

Ещё в не д алёком п рошлом, в конце ХХ в ека, было принято выделять четыре

Но сегодня, время д вижется вперёд, меня ется наша жизн ь, возникают новые

технологии, танец продолжает плодотворн о развиваться, и границы хореографического

искусства стремительно расширяются. С уществуе т огромное множество направлений,

школ, и стилей та нца: классический и н ародно - сценический, историко - бытовой и

спортивный танец, танец живота, джаз и модерн, х арактерно - академический и

Целью данной работы является рассмотрение всех сформировавшихся видов

танцевального искусства в современн ом мире, выявление их характеристик и особенностей.

Предмет исследования: танцевальное искусство в современном мире .

Объект исследования: х арактеристика основных видов х ореографического иск усства

1.1 Формирование, характеристика и специфика классического танца

Классический танец — это четко выраженная система дви жений, в которой нет ничего

случайного, ни чего лишнего; это хореографическая система, к оторая формируется в ходе

развития иску сства и общества, являетс я определённым видом х ореографической

Классический танец формировался п утём долгого и тщательн ого отбора, отшли фовки

многообразных выразительных движен ий и положений человеческого тела. Он вбирал в

себя достижения различных танцевальных к у льтур, перера батывал движени я

разнообразных, начи ная с гл убокой дре вности, народных плясок, пантомимных действий –

искусства жонглёров и мимов, движения трудовых и бытовых танцев.

На формирование системы кла ссического танц а огромное влияние оказало анти чное

искусство, красота и пластическая гармония образов античной хореографии,

и показывает, что эт а система восходит к танцу анти чному, а также что он а обладает

классическим сов ершенством. Этот термин возник в России в конце Х I Х в., в результате

системы классического танца привело ус тановление стройн ости, единс тва и одновременно

строгой клас сификации в многообрази и отобра нных челове ческих движе ний. Определился

важный и обязательный п ринцип классического танца – выворотность. Эт о не красивое

ног и бёдер, особенность стр у кт у ры человеческого тела, прис ущая не к аждому ч еловеку.

Выворотность - это прежде все го основа исходных положений и поз в клас сическом танце.

Система классического танца разработала чётко ограниченное число гру пп движений,

включающих в себя понятие о с гибаниях, приседаниях ( plier – сгибать); о подъёмах ( relever

–поднимать); о вытягиваниях ( tender – вытягивать); о скольжениях ( glisser – скользить); о

вращениях ( tourner – п оворачивать, вертеть); о прыжках ( sauter – прыгать); о бросках,

устремлённых вперёд ( elancer – бросать) и др. Также в систе ме классического танца

разработаны позиции ног, и х пять , и у тверди лись три позиции ру к, строго разработаны

положения корп у са и головы. Необх одимо отметить, что классический танец, как система

оформилась в XV I веке в Италии , дальнейшее развити е получила во Франции в XVII веке,

здесь и появилась терминология на фра нцу зском языке. Повсеместно он признан одним из

главных выразительных средств танца. Это - вершина хореографического искусства.

Классический танец непрерывно обогащается, черпая новые пластически е формы из

Как у чебная дисциплина он п редставляет собой систему танцевальных упражнений

(exercice ), н еобходимую для развития выразительных средств исполни тел я. В России

преобладает школа профессора А. Я. Вагановой. Об Агриппине Яковлевне Вагановой очень

ёмко сказала великая Майя Плисецкая: « Ваганова – царица балетной педагогики. Я редко

жалею о чём - нибудь, но всю жизнь буду жалеть , что у чилась у Вагановой так мало – всего

три месяца. Её уроки давали у дивительное сочетание а кадемической, идеальной

1.2 Наро дно - сценический танец, его ос обенности и качественные

Народно - сценический — одна из основ любой х ореографии. К основным его

компонентам относятся музыкально - ри тмическая основа, лексика танца (дви жения, жесты

и позы, их пластическое соединение, рису нки танца), костюмы. Находясь в теснейшем

единстве, он и являются выразительными средствами танца, раскрывающими своеобразие

содержания, передающи ми особенности ст иля и манеры, создавая неповторимость

колорита народной хореографии. Это один из наиболее распространённых ви дов

Народный тан ец тесно связан с м у зыкой, песней, особенностями национального

костюма. Эти факторы в совокупности с историко - географическими и социально -

бытовыми признаками создают характерные че рты х ореографии разных народов.

У к аждого народа сложились свои танцевальные тради ции, свой пластический язык,

особая коорди нация движений, приемы соотношения движения и му зыки. Например, у

народов Азии основными выразительными средствами становятся движения р у к, головы и

корпуса. Если перемест иться в Европу, то з десь мы увидим, что к орпус и рук и в основном

звучат как аккомпанемент, а главным в танце являются ноги. Некоторые танцы

исполняются с бытовыми предметами, как - то: шляпа, шаль, пиала, поднос, серп и т. д.

Народный тан ец п ризван на учить челове ка п ознавать единство ценностей и понимать, что

форма их выражения может различаться в зависимости от ментал итета того или иного

Народный танец характеризуется такими качествам и, как:

- традиционность (народные представления о природе, человеке, социу ме) ;

- синкретичность \ от греч . synkretismos – соединение \ (единство, сплоченность,

спаянность, неразрывность, целостность танцева льного, инструментального и театрально -

- вариативность (л ичностный исполнительски й поиск, ор иентированный на заданный

- коллективность (ансамблевый характер народных танцев, коллективное нач ало) ;

- функциональность (связь с жизнью, ситу ацией и сполнения).

Наиболее х арактерными элементами н ародной х ореографии являются проходки, позы

и характерные положения, элементы своеобразной национальной вирту озн ости (присядки,

хлопушки, враще ния, прыжки и др.), танцевальные шаги. Например, в р усском танце

существует боль шое разнообразие шагов – шаг с переступанием, простой шаг за ребро

каблука, переменный шаг и переменный шаг с подбивкой, шаг с притопом и так далее.

Народный танец, интегрированный с занятиями физкультурой, предоставляет

возможности для физиче ского образования к ак комплекса акт уа лизированны х ценн остей

физической ку ль туры, адеква тных интересам, с клонностям, потребностям, потен циальн ым

возможностям человека. В процессе занятий народн ыми танцами дети, п одростки и

взрослые при обретают н еобходимые навыки владения своим телом, что способ ствует

развитию к у льт уры фи зических движений. Он столь же разнообразен, к ак разнообр азна

1.3 Характерно - академический танец - одно из выразительных средств

Характерно - академический танец – вид сцениче ского танца, в основе которого —

система академического танца с привлечением элементов народн о - сценического танца,

В первоначальном з начении, отн осящемся к XV II – XVIII векам , х арактерным

назывался танец, обладающий характе ристическими чертами, эле ментами жанрового,

бытового образа. Использовался преимущественно в интермедиях, в которых

действующими лицами были крестьяне и ремесленники, разбойн ики и матросы. Танцы

были построены н а движениях, х арактеризу ющих данный персонаж. Позднее, в XIX веке,

характерным стали называть сценические обработки народных танцев, вв одившиеся в

балетный спектакль. Этот процесс достиг расцвета в п ору романти ческого балета, в 30 -50-

х годах XIX века, когда большое внимание уделялось национальному ко лори ту.

Постепенно вырабатывалась академическая форма отдельных национальных танцев.

В отл ичие от народного танца, в его основе ле жат приёмы профессиональн ой классической

танцевальной системы. К началу ХХ века понимание этого термина сложилось

окончательно и определилось, как национальн ый танец, подвергшийся обработке согласно

академический танец, русский танец Чайковского, венгерский академический, и спанский,

1.4 Историко - бытовой танец его истоки и специфические особе нности

Историко - бытовой — это особый вид х ореографического иск усства. Отражая

танцевальные стили различных исторических эпох , он сохраняет в современном и скусстве

картины и образцы танцевальной культу ры прошлого. Первые баль ные или светские танц ы

возникают в Х II в еке, в эпох у средневекового Р енессанса – расцвета рыцарской культуры.

До наших дней сохранились лишь названия этих танцев.

Большую роль в развитии бальной хореографии сыгра л танец бранль. Это тан ец

хороводного типа. Возник он во Франции , и каждая провин ция исполняла его по - разном у.

Танцы с при топами и покачиваниями н азывались простыми бранлями, танцы,

изображающие трудовые проц ессы (бранль конюхов, бочаров, башмачников и др.) –

подражательными, бранли с прыжками и подскоками – весёлыми. В противоположн ость

ему в Х V веке возни кает стиль танцев – шествий. Это бассдансы, так называемые « низки е

основа - скольжение. Эпоха Возрождения стала начальным этапом формирования школы

бытового танца. В этот пе риод п роисходит разделение в развитии народного

(крестьянского) и придворного (дворянско - феодального) танцев. Усиливается значение

танца как важнейшего выразителя торжественного придворного этикета.

В XVII – XVIII c толе тиях, при у силении полити ческой и экономической роли

Франции, происходят перем ены и в бальной хореографии. Кр угом пышность и

помпезность, симметрия и строгость! В Париже открывается Академи я танц а. Появляется

В середине XVIII века парные тан цы усту пают место массовым. Большой

популярностью пользуются контрданс и фар андола. Определяется один из важнейши х

принципов дальнейшего развити я бытового танц а – создание танцев для совместн ого

весёлого развлечения и времяпровождения, прост ота и несложность, быстрая

XIX век связыва ют с массовыми бальными танцами, вх одят в мод у балы и маскарады .

Типичные танцы того времени – экосез, котильон, мазурка, появляются вальс и полька.

Необходимо отметить славянские истоки наиболее поп улярных бытовых тан цев , и

выделить роль России в с оздании новых и перера ботанных старых образцов бытовой

хореографии. Это цикл бальных танцев, созданных на народной основе: венгерка,

известных р анее бальных танцев: полон еза, вальса, маз урки, и их элементов: падеграс

(автор Е. И. Иванов), м иньон и падекатр (автор Н.А. Гавликовский), па - де - тр уа (автор А. П.

Таким образом, история прои схождения и развития и сторико – бытового танца ,

позволяет отметить, ч то в танцевальной ку льт у ре бытовой хореографии одновре менно

господствовали два направления. Это танцы аристократического, в дальнейшем

буржуазного общества и бытовые танцы простого тру дового народа.

Историко - бытовой танец включи л в себя наиболее характерные художественные

образцы бытовой хореографии, исполнявшиеся в разли чных слоях общества. Имея в

первооснове народную (крестьянску ю) хореографию, историк о - бытовой танец оказал

значительное влияние на развитие профессионального балетного искусства. Технологи я

историко - бытового танца способствовала канонизации многи х элементов хореографии,

влиянием придворных вкусов, моды и придворного этикета.

Историко – бытовой танец – это категория, объединяющая танцы, поп у лярные в

сельском, городском, придворном быт у , н ачиная с эпохи Средневековья до начала XX века,

то есть от времени возникновения описания танцев до време ни появления кин охроники.

1.5 Бальный танец: история возникновени я и характеристика

Бальный танец — является преемником историко - бытового. Искусство бальной

хореографии занимает зн ачительное место в эстетическом воспитании населения и

Бальные танцы XX века сложились на основе европейского танца, в который на

рубеже X IX—XX веков вдохн ула нов ую жизнь африканская и латиноамериканская

музыкальная и танц евальная к у льтура. Подав ляющее большинство совреме нных бальных

В1920 - е годы в Англи и п ри Императорском обществе учителей танцев возник

специальный Совет по бальным тан цам. Англи йские специалисты стандартизировали все

известные к тому времени танцы — вальс, быстрый и медленный фокстроты, тан го. Так

возникли конкурсные танцы, и с тех пор бальный танец подразделился на два

направления — спортивный ( International Ballroom (or Standard) and International Latin) и

социальный (social dance). Сп ортивно - бальный танец — невероятно красивое иск усс тво,

которое п ользуется огромной поп у лярностью в современном мире. Сегодняшний б альный

танец отражает особенности танцевальной к ульту ры, быта и этикета прошлого и

Появление конкурсов на исполнение бальных танцев внесло свои стили стические

коррективы. Ли дирует здесь английская школа. Существ уют два направления, как - то:

европейская(стандарт ) и лати ноамериканская п рограммы . В каждо й гр уппе есть по 5

Европейская программа — эт о медленный вальс, медленный фокстрот, танго, венский

вальс и квикстеп (быстрый фокстрот). В свое время именно эти танцы сл ужили способом

массового развлечения, но с появлением более быстрых , энергичных видов поп у лярность

Но сегодня европейские бальные танцы получили второе дых ание. Занятия ими

помогут у л учшить осанк у и сдел ать дви жения более грациозными. Кроме того, за

последние несколько лет классические ра зновидности танцев были несколько

Ни для кого н е секрет, что латиноамериканские танцы чрезвычайно эмоциональные,

страстные и, п о сравнению с европейскими, намного более вольные и энергичные. В эт у

программу входят такие танцы, как ча - ча - ча, джайв, самба, пасодобль и румба. Кстати, в

этом танце двигается практически все тело, да и ритм музыки очень быстрый. Такие занятия

помогут привести тело в тонус, у крепить мышцы и увеличить гибкость .

Как я говорила выше, в XX веке талан тливые р усские педагоги, со храняя верность

стилистике салонных танцев, создают на их базе множество новейших танцевальных об -

разцов, в которых причу дливо сочетаются разли чные фигуры танц ев прошлого на раз н ые

Бальный танец - привлекает своей яркостью исполнения, быстротой движений,

эмоциональностью. Человек, занимаясь бальным танцем, воплощает св ои мечты о кра соте.

Красоте тела, одежды, мыслей и посту пков, в том числе в аспекте принадлежности по

половому признаку. Сегодня и спортивно - бальный, и социальный бальный тан ец

Все спорти вно - бальные танцы являются парными . Пару со ставляют кавалер и дама,

танцующие с соблюдением точек контакта. В Европейской п рограмме этот контакт более

плотный. Он сох раняется в теч ение всего танца. В Латиноамериканской п рограмме контакт

более свободный, чаще всего осуществляется за счет соедин енных рук и ин огда может как

вообще теряться, так и усиливаться за счет натяжения при исполнении фигур.

Социальные бальные танцы могу т быть и парными, и массовыми. В мас совых танцах

каждый исполнитель не и меет определённого партнёра по т анцу, нап ример, в таких, как

сиртаки, летка - енька и дру гих ; исполнение танц ев происходит на расстоянии, танец

исполняется группой танцующих, которые могу т стоять по кр у г у или в линию.

Для современных бальных танцев х арактерно и мпровизационное исполн ение, к огда

танцующие, зная основные элементы танца, свободно варьиру ют их.

Сегодня спортивный бальный танец од ни считают одним из направлений

современного танца, дру гие приравнивают его к танцевальному спорту . Справочно отмеч у,

что спортивный танец - это н овый вид сценического танц а, его нельзя отнести к ч ислу

наиболее развитых, полностью сформировавшихся. В Европе (Ге рмания, Англия, Испания,

Италия, Фи нляндия, Ве нгрия и др.) истори я ра звития спортивного танца н асчитывает лишь

несколько десятилетий. В России и того меньше. Федерация танцевального спорта РФ

официально была создан а в 1970 год у, а с 2012 года переименована в Союз танцевального

спорта России. Спортивные танцы – направление, подразумевающее

использование движений и элементов в соответствующем ритме, и последовательности под

заранее заданную м у зык у. Виды спорти вных танцев постоянно изменяются и

преображаются в соответствии с зарождением новых музыкальных направлений , ритмов и

движений. Спортивный танец при обретает черты массового спорти вного движения и

становится одним из любимых видов досуга подростков и молодежи. Р еализация этой

потребности осуществляется, в основном, в у чреждениях дополнительного образова ния и

Особенностью этого вида современного танца является философс кий подход к

движению и отказ от канонов классического танца. Данному виду танца свойственно

взаимоотношения движе ний танцовщика и ритмообраз у ющие ос новы, а так же поиск

Читайте также: