Ломоносов путь в науку кратко

Обновлено: 04.07.2024

Квантовый Переход или электронно-цифровой концлагерь? Нет ничего сильнее идеи, время которо.

Есть много способов пахнуть скунсом. Мудрость индейцев. Эти высказывания принадлежат Сидячему .

6 простых шагов как покупать лекарства дешевле О том, что во всех аптеках на лекарства существ.

10 глубокомысленных и полезных бизнес-притч 10 глубокомысленных и полезных бизн.

Ачма с сыром и творогом Ингредиенты: Лаваш — 4-5 Штук Кефир &mda.

-Поиск по дневнику

-Музыка

-Статистика

Герой истории

Кто? Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), русский учёный-естествоиспытатель.

Чем знаменит? В декабре 1730 года пешком отправился в Москву из деревни под Архангельском, чтобы получить образование; заложил основы науки о стекле и разработал проект Московского университета; внедрил преподавание в высших учебных заведениях России на родном русском языке, вместо распространённых тогда европейских языков.

Что пришлось преодолеть? Жестокость мачехи, бедность, насмешки и непонимание.

5954460_Trydnosti_na_pyti_Mihaila_Lomonosova (530x220, 13Kb)

Человек растёт, преодолевая трудности . Если трудности вас не остановят - вы добъётесь всего, чего захотите. На пути к успеху Михаилу Ломоносову пришлось преодолеть смерть матери и жестокость мачехи, бедность, насмешки со стороны одноклассников и непонимание со стороны видных учёных того времени. Но он преодолел все трудности и стал одним из самых выдающихся учёных России.

Путь к успеху

История успеха Михаила Ломоносова началась ещё в детстве: когда ему было девять лет - умерла его мама. Отец Ломоносова сразу же женился ещё раз, но через несколько лет и вторая его жена покинула этот мир. Тогда отец женился в третий раз, взяв в жёны немолодую вдову, которая оказалось злобной и жестокой по отношению к ребёнку.

Местный церковный дьяк обучил Ломоносова начальной грамоте, и к 14 годам он умел хорошо читать и писать. Однако мачеха не одобряла его страсть к книгам и всячески мешала ему учиться, одобряя лишь его рыбачьи походы по Белому морю с отцом, за счёт которых они жили. Ссоры с мачехой сделали невыносимым его пребывание в родном доме и в декабре 1730 года (в 19 лет) Ломоносов тайно покинул свой дом, прихватив с собой две рубахи, тулуп и книги, после чего пешком направился в Москву, чтобы получить там хорошее образование.

Правило №1. Избегайте тех людей, которые не дают вам заниматься тем, что вы любите. Отстаивайте свою свободу всеми доступными и неопасными для окружающих людей способами. Стремитесь туда, где вас понимают.

Три дня Ломоносов шёл один, а на третий день нагнал рыбный караван и уговорил рыбаков позволить ему идти вместе с ними. Через три недели Ломоносов пришёл в Москву. Чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию, ему пришлось подделать документы и выдать себя за дворянина. Благодаря этому он поступил в академию и зарекомендовал себя как прилежного ученика.

Однако его крайняя бедность (он жил на один алтын в день) и насмешки малолетних одноклассников, не давали ему в полной мере наслаждаться жизнью. Поэтому всё своё свободное время Ломоносов проводил за богословскими книгами, философскими трактатами, летописями, а также математическими и физическими трудами.

Правило №2. Воспринимайте любые трудности как благословение заниматься тем, что вам больше всего нравится. Ищите возможности преодолеть трудности, но если они непреодолимые, старайтесь хотя бы воспользоваться ими для того, чтобы отсечь всё лишнее на пути к цели.

В 1735 году Ломоносов был направлен в Петербург, в университет при Академии Наук. Духовный сан он так и не получил, предположительно из-за того, что вскрылась подделка документов при поступлении. Однако ему разрешили заниматься естественными науками - математикой и экспериментальной физикой. Поскольку обучение в Академии Наук шло на немецком языке, Ломоносову пришлось изучать немецкий язык. А в свободное время он самостоятельно практиковался в стихосложении, изучал химию и минералогию.

Его рвение было отмечено президентом Академии Наук, бароном Иоганном Корфом, который в марте 1736 года отправил способного студента на обучение в Германию. Переехав в Европу, Ломоносов поселился в доме немецкого пивовара, а впоследствии женился на его дочери.

Помимо основных учебных предметов - естественных (физика, химия) и технических (металлургия, горное дело), - Ломоносов по собственной инициативе занимался французским и итальянским языками, литературой, танцами, фехтованием и рисованием. В это же время Ломоносов собрал свою первую библиотеку, потратив почти все деньги, полученные от Академии Наук, на книги. Это позволило ему уже к 1739 году написать несколько собственных научных работ по физике.

Правило №3. Вкладывайте деньги в образование. Приобретайте книги по своей специализации и внимательно изучайте их. Выходите за рамки одной дисциплины и расширяйте границы своих познаний в разных областях.

Однако отказ Ломоносова выполнять черновую работу для своего наставника в минералогии и металлургии Иоганна Генкеля привёл к ссоре и возвращению Ломоносова в 1740 году в Россию.

Через год после этого, Ломоносов представил в Академию Наук две свои диссертации - по физике и химии, - надеясь получить профессорское звание и работу в Академии Наук. Однако от академиков никакого назначения он не получил. Тогда он обратился к императрице Елизавете Петровне и только после этого получил желаемую должность, а позднее - в июле 1745 года, - звание профессора химии и дворянский статус.

Выводы

Если вы хотите войти в элиту общества, как это сделал Михаил Ломоносов, пройдя путь от нищего рыбака до профессора химии с дворянским статусом, - вам нужно очень много учиться.

Вне зависимости от того, какая сфера жизни вам интересна и в чём вы хотели бы преуспеть, обязательно уделите достаточно времени для изучения философии. Философия научит вас здраво рассуждать и видеть дальше остальных, различать добро и зло, пользу и вред; сделает мудрым и уважаемым человеком, научит понимать свою собственную природу и природу других людей . Без этого никакие достижения не дадут вам войти в элиту. Даже большие деньги не смогут вам помочь, если вы не будете понимать фундаментальных вещей, касающихся человеческой природы.

Учитесь, учитесь и ещё раз учитесь, - как наставлял другой великий человек, создатель первого в мировой истории социалистического государства - Владимир Ильич Ленин.

Помните, что если вы чего-то желаете - вся Вселенная будет вам в этом помогать ! Как Михаилу Ломоносову, который благодаря нищете и насмешкам всю юность смог провести за книгами, получив превосходное образование.

Записаться на индивидуальное обучение, получить больше упражнений и подробную расшифровку каждого пункта теоретической части, а также попасть на личную консультацию можно связавшись с автором . Для тех, кто занимается йогой по программе авторской закрытой школы йоги "Инсайт", все услуги - бесплатно, для остальных - по договорённости.

Михаил Васильевич Ломоносов - уникальная фигура в истории нашей страны. Он многое сделал для России, проявив себя в самых разных областях. Заслуги Ломоносова во многих науках велики. Безусловно, Михаил Васильевич Ломоносов (годы жизни - 1711-1765) - человек разносторонних интересов и энциклопедических знаний. Это первый ученый-естествоиспытатель в нашей стране, достижения которого имеют мировое значение. Михаил Васильевич является историком, поэтом, художником, одним из основоположников такой области знания, как физическая химия. Представляем вашему вниманию основные заслуги Ломоносова в различных областях знания.

заслуги ломоносова

Химия и физика

Михаил Васильевич считал химию основной своей профессией. Главная заслуга Ломоносова в том, что он разработал фундаментальные положения современного атомно-молекулярного учения. В 1748 году ученый впервые сформулировал закон сохранения массы веществ, наблюдаемый в химических реакциях.

Заслуги Ломоносова в химии связаны не только с открытием законов. Он говорил о необходимости объединить усилия различных ученых для совместного решения задач. В 1751 году Михаил Васильевич создал "Слово о пользе химии". В нем он требовал применения достижений таких наук, как физика и математика, для исследования различных химических явлений.

главная заслуга ломоносова

Заслуги Ломоносова в физике также велики, однако главное достижение его в этой области - атомно-корпускулярная теория, описывающая строение материи и вещества. Ученый объяснил, по каким причинам вещества принимают агрегатные состояния, а также создал теорию теплоты.

География

Под руководством Михаила Васильевича был подготовлен к изданию "Атлас России", который превосходил аналогичные европейские атласы. В нем были уточнены географические сведения, а также было представлено описание империи в экономическом и политическом ракурсе.

Ломоносов, по сути, провел полную инвентаризацию государства. Михаил Васильевич разработал план экономического и статистического изучения России. Экспедиции по всей стране были снаряжены благодаря ему. Кроме того, в каждую губернию были отправлены опросные листы. Обширнейшая информация была собрана для атласа. В нем были представлены физико-географические характеристики различных местностей страны (информация о строении берегов рек, о крупных возвышенностях), а также экономические показатели, соотносимые с природными условиями (где находится город, расположен ли он на берегу реки, какие в нем заводы и фабрики, ремесла и промыслы, звериные и рыбные ловли, ярмарки, площади).

Но это еще не все заслуги Ломоносова в данной науке. Михаил Васильевич считается основоположником такой области знания, как экономическая география. Ломоносов в 1758 году стал главой Географического департамента, принадлежащего Академии наук. Михаил Ломоносов был учителем для множества русских картографов, географов, океанографов и геодезистов.

С детства Михаил Васильевич любил море. Он заботился о развитии в стране мореплавания, интересовался изучением полярных стран. Ломоносов писал о неизученных землях, находящихся в Ледовитом океане. Первая отечественная научная экспедиция под руководством Чичагова и Челюскина осуществилась благодаря стараниям Михаила Васильевича. Именно он был ее организатором, а также создал подробную инструкцию для членов этой экспедиции.

заслуги ломоносова в науках

Геология

Ломоносов в 1763 году создал работу под названием "О слоях земных". В ней было дано изложение современной геологии, которое считается первым в истории. Самой науки тогда еще не существовало. Ломоносов отметил, что минеральные жилы различаются по возрасту, объяснил происхождение окаменелостей, металлоносных россыпей, чернозема, землетрясений.

Филология

Весьма обширны круг интересов и заслуги Ломоносова и в области лингвистики. Поражает разнообразием даже перечень трудов этого великого ученого. Перечислим основные заслуги Ломоносова в русском языке. Именно он создал первую в нашей стране большую грамматику. В ней были изложены нормы и правила нового литературного языка, представленные системно. Ломоносов является автором работ по русской диалектологии, по сравнительно-историческому исследованию языков, по поэтике художественной литературы и стилистике языка, по ораторскому искусству, а также по теории стихосложения и прозы. Кроме того, в его наследии имеются и труды, связанные с общими вопросами развития языка.

Литература

Ломоносов является отцом русской поэзии. Он утвердил в отечественной поэзии современную систему стихосложения - силлабо-тоническую. В 1739 году Ломоносов написал "Оду на взятие Хотина". Она была создана с использованием четырехстопного ямба, который впервые был представлен в русском стихе. Эта ода положила начало новой эпохе отечественной поэзии.

заслуги ломоносова кратко

История

Многие заслуги Ломоносова в науках, в частности в области истории, не так просто оценить, основываясь на оригинальных текстах. Чаще всего трудность прочтения и понимания созданных им трудов объясняется тем, что язык Ломоносова является архаичным. Однако по нравственно-художественным характеристикам он очень высок, а по стилю, структуре и форме гармоничен и отточен. Именно Михаил Васильевич представил историю России в исключительной чистоте и целостной реалистичности. Он избегал высказывать личное мнение, а свою "Историю Российскую" создал на основании тщательно проработанных и разнообразных источников, прочитанных им за годы.

заслуги ломоносова в русском языке

Ломоносов пытался "очистить исторические корни" нашей страны. Он доказал, что славяне не являются шведами, поэтому "норманнскую" версию следует считать ошибочной. Михаил Васильевич открыто выступил, хотя и с большой осторожностью и чуткостью, против церковного догмата. По этому догмату считалось, что славяне ведут свое происхождение от внука библейского Ноя, Мосоха.

Фарфоровые пробы

Михаил Васильевич внес большой вклад в развитие производства фарфора. К сожалению, для суждения об открытиях, сделанных им в этой области, сохранились довольно скудные материалы. В созданных им "Лабораторных записях" (раздел "Фарфоровые пробы") представлены некоторые рецепты фарфоровых масс. Другая их часть находится в "Лабораторном журнале".

Ломоносов начал работы по фарфору, скорее всего, в 1750 году. Рецепты, описанные им, относятся либо к 1751-му, либо к началу 1752 г. Нельзя точно сказать, осуществлял ли он позже фарфоровые пробы. Однако ясно, что Ломоносов вел исследования самостоятельно. Он пошел иным путем, нежели Виноградов, его друг. Такой вывод можно сделать, сравнив фарфоровые массы, созданные двумя этими исследователями. У Ломоносова они были двухкомпонентными, состоящими из кварцсодержащего компонента и глины. Массы различались лишь кварцевыми материалами, сортами глин, предварительной подготовкой - степенью измельчения, прокаливанием, промыванием. Кроме того, количественное соотношение входящих в их состав компонентов было различным. Виноградов же использовал третий компонент в качестве плавня - алебастр (гипс).

Работа с мозаикой

Михаил Васильевич работал с мозаикой - видом монументальной живописи. Почему же его заинтересовала именно она? Ученый писал, что живописцы используют основные цвета, а все остальные составляют с помощью смешения. Ему же хотелось найти короткие и простые пути передачи изображения.

заслуги ломоносова в физике

Михаилу Васильевичу было тесно и душно в стенах Академии наук. Он стремился уйти из-под опеки канцелярии, найти деятельность, где могла бы реализовать себя его кипучая натура.

Ломоносов заинтересовался мозаикой еще задолго до того, как он обзавелся собственной химической лабораторией. Его очень привлекало древнее искусство создавать из смальт (стеклянных сплавов разных цветов) немеркнущие портреты и картины. В 1746 году граф М.И. Воронцов привез из Рима несколько мозаичных работ. В доме этого графа часто бывал Михаил Ломоносов.

Теория "трех цветов"

Михаил Васильевич принялся разрабатывать теорию "трех цветов". Безусловно, она имела большое значение для дальнейшего развития цветоведения. Ученый установил, что все многообразие цветов обладает трехмерностью. Михаил Васильевич нашел пути решения различных практических задач, которые сегодня применяются в кино, печати, цветной фотографии. Ломоносов пытался создать приборы, с помощью которых можно было бы получить любой цвет путем вычитания или сложения трех основных.

"Полтавская баталия"

Наиболее известная мозаичная работа Михаила Васильевича - "Полтавская баталия". Эта картина сложена из кусочков смальты. Длина столбиков составляет 5 см, а толщина - всего 1-6 мм. Это настенное полотно было задумано Ломоносовым для Петропавловского собора как часть серии мозаик, помещенных внутри здания. По размерам эта работа огромна - более 300 кв. м. В левой части ее изображен Петр I на коне. Он представлен смелым полководцем, который ведет в бой русские войска. Взгляд Петра решителен и смел, его поза величественна. За ним следуют его соратники, среди которых узнается А. Д. Меншиков и Б. П. Шереметев. В центре композиции представлен простой солдат, который преграждает путь царю. Этот солдат с мушкетом как будто сдерживает Петра I от порыва пробиться вглубь схватки и опасности погибнуть. Эта фигура олицетворяет простой народ. По мысли автора, роль его не менее значительна, чем роль Петра I.

заслуги ломоносова в литературе и русском языке

Итак, мы изложили основные заслуги Ломоносова кратко. Конечно, мы рассказали не обо всех достижениях этого ученого. Всю его обширную деятельность в одной статье охватить просто невозможно. Выдающиеся заслуги Ломоносова в литературе и русском языке, химии, географии, физике и других областях знания делают его одной из самых значимых фигур в отечественной истории.

Фото. Ломоносов Михайло Васильович

19 ноября - день рождения М.В. Ломоносова - человека, которого по праву называют основоположником науки и высшей школы России, одним из создателей современного русского языка и поэзии. "Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силой понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейших страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералога, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник: первый углубляется в историю отечества, утверждает правила общественного языка его, даёт законы и образцы классического красноречия, с несчастным Рихманом предугадывает открытие Франклина, учреждает фабрику, сам сооружает махины, дарит художественные мозаические произведения, и наконец открывает нам истинные источники нашего поэтического языка ", - писал о него Александр Пушкин.

Жизненный путь Ломоносова, его роль в развитии науки и культуры, исследуется в сотнях книг и тысячах статей, очень многие из которых есть в Интернете. Поэтому было бы лишним на страницах газеты рассказывать в том, что при желании каждый может легко найти сам. Но нельзя обойти того, о чем часто забывают те, кто, прославляет гения, но должны помнить студенты и преподаватели: все достижения Ломоносова имеют основой те знания и умения, которые он усвоил во время учебы. О том, что, где и как изучал Михаил Ломоносов - наш рассказ.

М.В. Ломоносов родился 19 ноября 1711 г. в семье крестьянина-помора Василия Дорофеевича Ломоносова в селе Мишанискому Архангельской губернии, которое находилось на большом острове посреди Северной Двины напротив города Холмогорка в 140 километрах от Белого моря. С 10-летнего возраста Михаил вместе с отцом совершал многомесячные выходы в море за сотни километров от дома. Впечатления от этих путешествий, безусловно, способствовали развитию парня. Важным залогом всех достижений Ломоносова, как ученого и просветителя, была приобретена с детства привычка к ежедневной напряженной работе. В зрелом возрасте он напишет: "Ленивый человек в бесчестном покое сходен с неподвижною болотной водой, которая, кроме смрада и презренных гадин, ничего не производит".

Стремясь знаний, Ломоносов в декабре 1730 г. с рыбным обозом отправился в Москву, взяв с собой "Грамматику" и "Арифметику". В начале января 1731 г. он поступил в "Математико-навигацкую" школу, что находилась в Сухаревой башне, а 15 января, выдав себя за сына дворянина, поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию при Заиконоспасском монастыре (так называемые Спасские школы).

В академии было четыре низших класса ("фара", "инфима", "грамматика", "синтаксима"), два средних ("пиитика" и "риторика") и два высших ("философия" и "богословие"). На каждый из трех первых классов отводилось четыре или шесть месяцев, классы "синтаксима" и "пиитика" продолжались год, курсы "риторика" и "философия" изучались по два года, "богословие" - четыре года. Из класса в класс ученики переходили после сдачи соответствующих экзаменов. Обучение в академии продолжалось целый год. В летние месяцы разрешалось брать два раза в месяц "рекреации" - дни отдыха.

Классы "фара", "инфима" и "грамматика" Ломоносов прошел за год. В первом изучал латынь, во втором - латынь и славянский язык, в третьем - латинскую и славянскую грамматику, географию, историю, математику и катехизис. В январе 1732 г. Ломоносов перешел в "синтаксиму", где изучал синтаксис латыни, закончил изучение арифметики, географии, истории, и короткого катехизиса. Через полгода он перешел в "поэтику", где изучали латинскую и русскую поэзию, теорию поэзии за "Поэтикой" Аристотеля и написанным на латыни "Ключом поэтики . " Федора Кветницкого, который и преподавал в этом классе. Ученики также упражнялись в поэзии. В свободное время Михаил Ломоносов читал древние летописи, духовные и светские книги в библиотеке Заиконоспасского монастыря. С июля 1733 г. по июль 1735 г. Михаил учился в классе "риторики", где преподавали на латыни. Ученики изучали "Риторику" Аристотеля, произведения Цицерона, других античных авторов, делали стихотворные упражнения и писали произведения на латыни и славянском языках, а также участвовали в диспутах и учились произносить приветственные речи.

Осенью 1734 г. Ломоносова по его просьбе направили в Киево-Могилянскую академию, где он изучал древние рукописи, "Поэтику" Феофана Прокоповича, ознакомился с художественными шедеврами Софии Киевской, Михайловского Златоверхого собора, Успенского собора Киево-Печерской лавры. Это очень повлияло на Ломоносова. Например, созданный им в 1754 г. мозаичный портрет Петра I очень близок по манере исполнения к мозаикам Михайловского Златоверхого собора.

Наверное, все слышали, что во время учебы Ломоносов жил "на три копейки в день". Но материальные лишения были не такими тяжелыми, как моральные страдания. Много лет он писал: "Обучаясь в Спасских школах, имел я со всех сторон отвращающие от наук пресильные стремления, которые в тогдашние лета почти непреодоленную силу имели. С одной стороны, отец, никогда детей кроме меня не имея, говорил, что я, будучи один, его оставил, оставил все довольство (по тамошнему состоянию), которое он для меня кровавым потом нажил и которое после его смерти чужие расхитят. С другой стороны, несказанная бедность: имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил. С одной стороны, пишут, что, зная моего отца достатки, хорошие тамошние люди дочерей своих за меня выдадут, которые и в мою там бытность предлагали; с другой стороны, школьники, малые ребята, кричат и перстами указывают: смотри-де, какой болван лет в двадцать пришел латыне учиться!".

В июле 1735 г. Михаил Ломоносов перешел в первый высший класс "философия", где изучали курсы логики, физики и метафизики. Преподавание основывалось на трудах Аристотеля.

Выпускники Славяно-греко-латинской академии становились священниками, учителями, чиновниками. Неизвестно как сложилась бы судьба Михаила Ломоносова, если бы в конце 1735 г. его среди 12-ти учеников академии не направили бы на учебу в Петербургскую академии наук и искусств.

Созданная по инициативе Петра I в 1726 г., эта первое, в современном понимании, научное учреждение России, сначала состояло исключительно из иностранцев. Было предусмотрено, что академики должны готовить профессоров из российских подданных, для чего при академии открыли гимназию и университет. Но преемники Петра на престоле очень мало занимались наукой, и еще меньше - академией. Первый набор (с 12 студентов) до академического университета состоялся в 1732 г., а второй - в 1735-м - главным образом благодаря настойчивости вновь назначенного президента академии барона Иоганна-Альбрехта Корфа, который добился сенатского указа о направлении из Славяно-греко-латинской академии лучших учеников для обучения при академии наук.

В начале ноября 1736 г. трое россиян прибыли в Марбург, начали изучать основы арифметики и геометрии, а также немецкий язык. Шестого ноября они были причислены к Марбургскогму университету, а с января 1737 г. начали слушать курс лекций по теоретической химии профессора Ю.Г.Дуйзинга и по механике у профессора Христиана Вольфа - знаменитого немецкого ученого-энциклопедиста. В мае Ломоносов начал брать уроки французского, рисования, танцев и фехтования. Четвертого сентября он написал на немецком языке (впервые) письмо президенту академии Корфу, в котором выразил благодарность за разрешение учиться наукам в иностранных академиях.

Следует сказать, что российские студенты, попав в среду, скажем так, очень раскованных немецких студентов, старались не отставать от них, и довольно быстро потратили деньги, полученные для жизни в год (по 300 рублей) и влезли в долги. Ломоносов также много денег тратил на книги. 19 марта 1738 г. Х.Вольф в письме главе канцелярии Петербургской академии наук И.Д.Шумахеру просил того напомнить российским студентам, чтобы были более экономными и не делали долгов.

После этого Шумахер составил новую "инструкцию Марбургским студентам", в которой приказывал им составлять свои рапорты яснее, четче и подробнее, сообщать в академию обо всех прослушанных лекциях, пройденном материале, время от времени отправлять пробные диссертации; в отчете о хозяйственных делах перечислять все расходы, направлять список купленных книг; "учителей танцевания и фехтования" "больше не держать" и "не тратить деньги на одежду", "остерегаться делать долги, а довольствоваться теми тремястами рублями, которые им назначены на год".

В августе 1738 г. Ломоносов приобрел и изучал книги по теории стихосложения, ознакомился с поэтическими произведениями на латинском, немецком, французском и итальянском языках, переводил классических авторов. В октябре написал первую научную работу "О преобразовании твердого тела в жидкое . ", перевел с французского на русский язык оду.

Второго января 1739 г. Х.Вольф писал в Петербург, что лекции, которые он должен был читать российским студентам, уже закончились, что они занимаются самостоятельно и пишут свои диссертации. Еще он писал: "Лучше было бы, конечно, если бы их скорее отозвали отсюда, потому что они не умеют пользоваться академической свободой и при том уже успели закончить то, что должны были здесь сделать".

В феврале Ломоносов женился на дочери квартирной хозяйки Елизавете-Кристине Цильх. Похоже, именно ради нее он учился танцевать и фехтовать.

В июле 1739 г. Ломоносов, Виноградов и Райзер поехали в Фрайберг к профессору Й.Ф.Генкелю, где изучали минералогию, металлургию, посещали рудники и металлургические заводы.

Перед отъездом Ломоносов получил от Дуйзинга свидетельство об успехах в изучении химии, где говорилось, что "очень достойный и одаренный юноша Михаил Ломоносов, студент философии . с неутомимым прилежанием слушал лекции химии, читаемые мной в течение 1737 г., и, по моему убеждению, он получил из них немалую пользу . ". В своем свидетельстве Х.Вольф писал: "Молодой человек с прекрасными способностями Михаил Ломоносов во время своего прибытия в Марбург прилежно посещал мои лекции математики и философии, а преимущественно физики и с особой любовью пытался приобретать основательные познания. Нисколько не сомневаюсь, что если он с таким же усердием будет продолжать свои занятия, то он со временем, по возвращении на родину, может принести пользу государству, чего от души и желаю ".

В конце 1739 г. Ломоносов направляет в Петербург в академию "Оду на взятие Хотина" и "Письмо о правилах российского стихотворства", из которых берет начало новая русская поэзия.

Очень богатым на события для Ломоносова был 1740 г. Он поссорился с Генкелем и ушел от него, пытался встретиться с российским посланником, чтобы вернуться домой, побывал в нескольких городах, посетил несколько рудников, был обманом завербован в прусские гренадеры, но бежал.

В 1741 году Ломоносов вернулся в Петербург и 8 июня 1741 г. появился в канцелярию Академии наук доложить о своем прибытии. Получил от главы канцелярии Шумахера задание составить каталог камней и окаменелостей Минерального кабинета Кунсткамеры. В августе Ломоносов подает в Академическое собрание "Рассуждение о Катоптрико-диоптрическом зажигательном инструменте" и "Физико-химические соображения о соответствии серебра и ртути . ", а до конца года пишет "Элементы математической химии". По результатам выполнения задач и обсуждения его диссертаций, в январе 1742 г. Ломоносов был назначен адъюнктом академии, то есть был официально признан ученым.

Читайте книги Михаила Ломоносова!

Хотя со времен Ломоносова наука и литература ушли далеко вперед, его книги содержат настоящие жемчужины мудрости и поэзии. Некоторые образцы предлагаем вниманию читателей.

Утреннее размышление о Божием Величества (фрагмент)

Возможно было возлететь,
Чтоб к солнцу бренно наше око
Могло, приближившись, воззреть,
Тогда б со всех открылся стран
Горящий вечно Океан.

Там огненны валы стремятся
И не находят берегов;
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков;
Там камни, как вода, кипят,
Горящи там дожди шумят.

Вечернее размышление о Божием Величества при случае великого северного сияния (фрагмент)

Лице свое скрывает день;

Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы черна тень;
Лучи от нас склонились прочь;
Открылась бездна, звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.

. Уста премудрых нам гласят:
Там разных множество светов;
Несчетны солнца там горят,
Народы там и круг веков:
Для общей славы божества
Там равна сила естества.

1743
Ода на день Восшествие на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 г. (фрагмент)>

Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах

не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.

Случились вместе два Астронома в пиру
И спорили весьма между собой в жару.
Один твердил: земля, вертясь, круг
Солнца ходит;
Другой, что Солнце все с собой планеты

водит:
Один Коперник был, другой слыл
Птолемей.
Тут повар спор решил усмешкою своей.
Хозяин спрашивал: "Ты звезд теченье

знаешь?
Скажи, как ты о сем сомненье
рассуждаешь?"
Он дал такой ответ: "Что в том Коперник
прав,
Я правду докажу, на Солнце не бывав.
Кто видел простака из поваров такова,
Который бы вертел очаг кругом жаркова?"

1761
Афоризмы М.В.Ломоносовa

Ежели ты что хорошее сделаешь с трудом, труд минется, а хорошее останется, а ежели сделаешь что худое с услаждением, услаждение минется, а худое останется.

Кто малого не может, тому и большее невозможно.

Не здраво рассудителен математик, ежели он хочет божескую волю вымерять циркулем. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по псалтире научиться можно астрономии или химии.

Неусыпный труд все препятствия преодолевает.

Ошибки замечать не много стоит: дать нечто лучшее – вот что приличествует достойному человеку.

Те, кто пишут темно, либо невольно выдают свое невежество, либо намеренно скрывают его. Смутно пишут о том, что смутно себе представляют.

Заиконоспасский монастырь, где помещалась Славяно-греко-латинская академия

С 1731 года начался трудный путь молодого Ломоносова в науку. А трудности начались уже при подготовке к отъезду в Москву, т.к. у него не было паспорта, не было денег, ведь свой план побега Ломоносов скрывал от отца. Земляки помогли получить в Холмогорской воеводской канцелярии паспорт, который позволял отсутствовать Ломоносову по месту жительства с декабря 1730 до сентября 1731 года. Три рубля денег на дорогу он занял у своего соседа. Страдая от холода и голода, Ломоносов в течение трёх недель добирался в санях рыбного обо́за до Москвы. В этих же санях-розвальнях ему пришлось спать первую ночь в большом незнакомом городе.

В то время в Москве было уже довольно много высших и средних учебных заведений. Первоначально Ломоносов хотел поступить в Математико-навигац­кую школу. Здесь обучали многим наукам - грамоте, арифметике, геометрии, тригонометрии с их практи­ческими приложениями к геодезии, мореплаванию, астрономии и т.д. Но в курс этой школы не входил латинский язык, который в то время был международным научным языком. Ломоносову было ясно, что без знания латинского языка получить хорошее образование он не сможет. Поэтому в середине января 1731 года он подаёт прошение о зачисление в Славяно-греко-латинскую академию. Напомним некоторые сведения об этом учебном заведении.

Славяно-греко-латинская академия

Славяно-греко-латинская академия, основанная в 1685 году при Заиконо­спасском монастыре, была высшим духовным учебным заведением, которое до второй половины восемнад­цатого века выполняло роль общеобразова­тельной школы и в основном готовило чиновников для госу­дарственных учреждений. Эта академия сыграла большую роль в развитии русской культуры и просвещения. Наивысшего расцвета академия достигла в петровское время, когда она стала крупнейшим просвети­тельным центром страны. Но наступившая после смерти Петра I (1725 г.) реакция пагубно сказалась на просвещении, в том числе и на деятельности учебных заведений. Противники петровских преобра­зова́ний стремились сделать Славяно-греко-латинскую академию исключи­тельно духовным учебным заведением. Туда разрешалось зачислять лишь детей священно­служителей. Но в начале 30-х годов число учеников в академии резко сократилось, и ректор был вынужден пополнить её состав за счёт детей низшего духовенства и разночинцев, но не крестьян. Поэтому Ломоносову пришлось при поступлении в академию скрыть своё происхождение и назваться сыном дворянина.

Хотя Ломоносов умел читать и писать, знал основы арифметики, он был определен в самый низший класс, т.к. основным предметом четырёх младших классов был латинский язык, которого не знал девятнадца­тилетний юноша. Много го́речи и обид пришлось испытать гордому помо́ру в первые годы обучения. Но природный ум и порази­тельное трудолюбие позволили будущему учёному к концу первого года окончить курс трёх младших классов и перейти в четвёртый. Заметим, что полный курс академии был рассчитан на тринадцать лет, а всё обучение разделено на восемь классов.

Учиться в Славяно-греко-латинской академии (в простонародии её называли Спасскими школами) Ломоносову было чрезвычайно трудно. При академии не было никаких общежитий. Ученики при мизерном казённом содержании снимали углы по всему городу. Через земляков-поморов Ломоносов вскоре установил связь с отцом. Отец настаивал на возвращении сына домой, уговаривал его бросить учение, обзавестись хозяйством и семьёй. Однако никакие угово́ры, никакие испытания и трудности не могли поколеба́ть твёрдого решения юноши получить образование. Вспоминая об этом периоде своей жизни, Ломоносов писал гра́фу И.И. Шувалову в 1753 году: "… имея один алтын в день (3 копейки - Авт.) жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку (на полкопейки - Авт.) хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил".

В свободное от занятий время Ломоносов читал книги и летописи в монастырской библиотеке. Знакомство с древней славянской литературой раскры́ло ему величие и красоту родного языка и привило любовь к отечественной истории. В процессе учёбы интерес Ломоносова к наукам всё возрастал. Он усвоил латинский язык, читал по-гречески, изучил теорию стихо­сложения и основы ораторского искусства, получил основа­тельные знания по арифметике, географии, истории, познакомился с лучшими образцами античной литературы, латинской и русской поэзии.

На четвертом году обучения Ломоносов хотел принять участие в экспедиции в Среднюю Азию, чтобы приложить свои силы и знания к практической деятельности. Экспедицию в 1734 году готовил известный русский гео́граф И.К. Кирилов с целью изучения и освоения Россией закаспийских степей. Но желание Ломоносова не могло осуществиться. Дело в том, что он мог участвовать в экспедиции только в качестве "учёного священника", но сан священника он не имел и не мог иметь, т.к. был сыном крестьянина.

После неудачной попытки начать самостоя­тельную жизнь Ломоносов решил поехать в Киев, чтобы пополнить свои знания в области философии, физики и математики, т.к. качество преподавания этих наук в Спасских школах его не удовлетворяло. Однако и в Киевской духовной академии преподавание естественных наук было поставлено не лучше, чем в Москве - везде в объяснении природных явлений исполь­зовался религиозно-схоласти­ческий подход. Ломоносов продолжает обучение в Спасских школах.

В декабре 1735 года в жизни и деятельности Ломоносова произошло важнейшее событие. В числе лучших двенадцати воспитанников Славяно-греко-латинской академии он направляется для дальнейшего обучения в Петербург­скую Академию наук. С первых дней пребывания в академии Ломоносов проявил большой интерес к наукам. Он стал изучать математику и экспери­ментальную физику, продолжал заниматься стихо­сложением. Из всей массы учащихся Ломоносова выделяло трудолюбие и серьёзное отношение к науке.

Судьба распорядилась так, что студентом Петербургской Академии наук Ломоносову пришлось быть всего восемь месяцев. Что же произошло?

Читайте также: