Мировая культура 20 века кратко таблица

Обновлено: 08.07.2024

1. Социо-культурная ситуация. Процессы модернизации и глобализации.

2. Феномен массовой культуры.

3. Стилевое и жанровое разнообразие

20 век в истории стал временем самых грандиозных преобразований и самых глубоких социальных потрясений. Облик новой цивилизации определили ядерная энергия, освоение космоса, телевидение, компьютеризация, электроника, кибернетика, которые одновременно меняли мировоззрение. Универсальными тенденциями культурного процесса стали модернизация и локализация. Под культурной модернизацией понимают обновление культуры в духе определенных ценностей в связи с вызовом времени или необходимостью преодоления отставания от более развитых культур. Модернизация 20 века была представлена радикальным изменением технологий, коммуникации и форм передачи знания. Одновременно она отразила процесс распространения европейской культуры на все континенты. Это происходило через:

1. Индустриализацию и утверждение рыночных принципов регулирования экономики по западному образцу.

2. Аккультурацию, т.е. активное взаимодействие культур различных народов, при котором национальные и региональные культуры усваивали научно-техническую культуру Запада.

3. Вестернизацию – целенаправленное навязывание западных чаще американских стилей жизни и потребительских ориентаций, стремление утвердить западные ценности в качестве универсальных. (культурный империализм).

Научно-техническая и технологическая революции 20 века создали материальный базис мировой интеграции, результатом которой стала глобализация культур, т.е. формирование общепланетарного культурного пространства. Культурная глобализация проявляется через:

1. Утверждение общечеловеческих принципов культурного развития.

2. Информатизацию культурного пространства в рамках глобальной компьютерной сети.

3. Формирование новой технологической культуры, связанной с мировой экономикой, международным правом и финансами транснациональных корпораций.

4. Интернациональную науку и образование.

5. Массовое потребительство и создание мирового рынка культурной продукции.

Глобализация и модернизация представляют закономерный и объективный процесс, связанный с новым этапом эволюции разума, но он внутренне противоречив. В нем противостоят друг другу идеи сотрудничества и соперничества, общие интересы и суверенная независимость, культурная унификация и национально-культурная индивидуальность народа. Это делает мировую социокультурную систему неустойчивой, что подтверждается развитием фундаменталистких, антиглобалистких и национально-политических движений.

2. Особенности производства и потребления культурных ценностей позволили выделить новый тип социальной культуры – массовую культуру. Её предысторией считают упрощение вариантов священного писания на заре христианизации, развитие книгопечатания в 15 веке, становление приключенческого и детективного романа в 17-18 веках и принятие закона об обязательной всеобщей грамотности рядом европейских стран в конце 19 века.

Однако собственно феномен массовой культуры и все её ключевые структуры сформировались в США в начале 20 века на волне урбанизации, развития средств массовой информации и формирование среднего класса.

Сферы применения: образование, идеология и пропаганда, спорт и туризм, индустрия досуга, шоу-бизнес, наука.

Социальной основой данной культуры выступает человек массы и одновременно она формирует определённый культурный тип человека – человек-винтик, человек-гедонист, человек-прагматик.

Массовая культура отличается от народной тем, что её творят профессионалы для массового потребления, но при этом она представлена не высокохудожественным творчеством, а по сути ремесленным производством. Еще более далека она от культуры элитарной.

За что критикуют масскульт: примитивизация отношений между людьми, развлекательность, забавность, сентиментальность, натурализм (насилие?), культ успеха сильной личности и вещизм, культ посредственности.




Но масскульт помогает быстро приспосабливаться, ориентироваться, быстрое решение проблем в обществе.

В настоящее время в массовой культуре наблюдается переплетение двух тенденций: одна связана с игрой на самых примитивных чувствах и проявляется через невежественную контркультуру, а другая строится на учёте стремления простых людей повысить социальный статус и образовательный уровень и связана с популяризацией науки и классической культуры.

Новая социальная реальность 20 столетия привела к принципиально новой художественной культуре. Ведущими культурными движениями стали модерн, модернизм и постмодернизм.

Ведущим направлением в искусстве 1-ой половины 20 века стал модернизм, центрами которого явились Франция, Германия, Россия и Италия. Модернизм (фр. новейший, современный) – это условное обозначение художественных течений для которых характерно эксперимент с формами и отказ от традиционных методов творчества. Поскольку каждый раз это искусство выступало с позиции открытия новых путей, то оно объявляло себя авангардом. Общее у авангардных направлений это стремление преодолеть реализм, натурализм и изобразительность.

1. Кубизм(Брак, Пикассо)

2. Экспрессионизм (лат.) который объявляет предметом искусства фантастические образы и внутреннее ощущение художника (Кирхнер).

3. Абстракционизм (разновидность супрематизм(превосходство)) – предметом искусства выступает предельно простая форма, предельно простой рисунок и сосредоточенность на цвете, световых пятнах и мазках (Малевич, Кондинский).

4. Сюрреализм (надреализм) – главная цель – изображение сферы бессознательного, а источник искусства – инстинкты, сновидения, галлюцинации (Дали, Магрит).

5. Футуризм – искусство, связанное с культом техники, силы, движения, урбанизации (Маяковский).

6. Фовизм (дикие) – стремление к яркому открытому цвету и разнообразные цветовые эксперименты (Матисс).

7. Дадаизм (фр. конёк, лошадка, перен. – детский лепет) – отрицание искусства как ненужного и бессмысленного занятия, демонстрация нелепых реальных предметов, подражание детскому рисунку и искусству дикарей.

В целом эти движения отразили раскол культуры на гуманитарную и научно-техническую, а также противостояние индивидуального и массового сознания в развитом техногенном обществе.

С 70-ых годов 20 века развивается культурное движение постмодернизма. Установки постмодернизма построены на том, что нет абсолютных истин, не существует гармонии мира, нет единого и правильного пути развития. Истина рождается здесь и сейчас в непосредственной коммуникации друг с другом, в диалоге, есть много истин и бесконечная множественность исторических путей развития. Отсюда принципы: плюрализм, относительность и историзм только как форма диалога.

1. Социо-культурная ситуация. Процессы модернизации и глобализации.

2. Феномен массовой культуры.

3. Стилевое и жанровое разнообразие

20 век в истории стал временем самых грандиозных преобразований и самых глубоких социальных потрясений. Облик новой цивилизации определили ядерная энергия, освоение космоса, телевидение, компьютеризация, электроника, кибернетика, которые одновременно меняли мировоззрение. Универсальными тенденциями культурного процесса стали модернизация и локализация. Под культурной модернизацией понимают обновление культуры в духе определенных ценностей в связи с вызовом времени или необходимостью преодоления отставания от более развитых культур. Модернизация 20 века была представлена радикальным изменением технологий, коммуникации и форм передачи знания. Одновременно она отразила процесс распространения европейской культуры на все континенты. Это происходило через:

1. Индустриализацию и утверждение рыночных принципов регулирования экономики по западному образцу.

2. Аккультурацию, т.е. активное взаимодействие культур различных народов, при котором национальные и региональные культуры усваивали научно-техническую культуру Запада.

3. Вестернизацию – целенаправленное навязывание западных чаще американских стилей жизни и потребительских ориентаций, стремление утвердить западные ценности в качестве универсальных. (культурный империализм).

Научно-техническая и технологическая революции 20 века создали материальный базис мировой интеграции, результатом которой стала глобализация культур, т.е. формирование общепланетарного культурного пространства. Культурная глобализация проявляется через:

1. Утверждение общечеловеческих принципов культурного развития.

2. Информатизацию культурного пространства в рамках глобальной компьютерной сети.

3. Формирование новой технологической культуры, связанной с мировой экономикой, международным правом и финансами транснациональных корпораций.

4. Интернациональную науку и образование.

5. Массовое потребительство и создание мирового рынка культурной продукции.

Глобализация и модернизация представляют закономерный и объективный процесс, связанный с новым этапом эволюции разума, но он внутренне противоречив. В нем противостоят друг другу идеи сотрудничества и соперничества, общие интересы и суверенная независимость, культурная унификация и национально-культурная индивидуальность народа. Это делает мировую социокультурную систему неустойчивой, что подтверждается развитием фундаменталистких, антиглобалистких и национально-политических движений.

2. Особенности производства и потребления культурных ценностей позволили выделить новый тип социальной культуры – массовую культуру. Её предысторией считают упрощение вариантов священного писания на заре христианизации, развитие книгопечатания в 15 веке, становление приключенческого и детективного романа в 17-18 веках и принятие закона об обязательной всеобщей грамотности рядом европейских стран в конце 19 века.

Однако собственно феномен массовой культуры и все её ключевые структуры сформировались в США в начале 20 века на волне урбанизации, развития средств массовой информации и формирование среднего класса.

Сферы применения: образование, идеология и пропаганда, спорт и туризм, индустрия досуга, шоу-бизнес, наука.

Социальной основой данной культуры выступает человек массы и одновременно она формирует определённый культурный тип человека – человек-винтик, человек-гедонист, человек-прагматик.

Массовая культура отличается от народной тем, что её творят профессионалы для массового потребления, но при этом она представлена не высокохудожественным творчеством, а по сути ремесленным производством. Еще более далека она от культуры элитарной.

За что критикуют масскульт: примитивизация отношений между людьми, развлекательность, забавность, сентиментальность, натурализм (насилие?), культ успеха сильной личности и вещизм, культ посредственности.

Но масскульт помогает быстро приспосабливаться, ориентироваться, быстрое решение проблем в обществе.

В настоящее время в массовой культуре наблюдается переплетение двух тенденций: одна связана с игрой на самых примитивных чувствах и проявляется через невежественную контркультуру, а другая строится на учёте стремления простых людей повысить социальный статус и образовательный уровень и связана с популяризацией науки и классической культуры.

Новая социальная реальность 20 столетия привела к принципиально новой художественной культуре. Ведущими культурными движениями стали модерн, модернизм и постмодернизм.

Ведущим направлением в искусстве 1-ой половины 20 века стал модернизм, центрами которого явились Франция, Германия, Россия и Италия. Модернизм (фр. новейший, современный) – это условное обозначение художественных течений для которых характерно эксперимент с формами и отказ от традиционных методов творчества. Поскольку каждый раз это искусство выступало с позиции открытия новых путей, то оно объявляло себя авангардом. Общее у авангардных направлений это стремление преодолеть реализм, натурализм и изобразительность.

1. Кубизм(Брак, Пикассо)

2. Экспрессионизм (лат.) который объявляет предметом искусства фантастические образы и внутреннее ощущение художника (Кирхнер).

3. Абстракционизм (разновидность супрематизм(превосходство)) – предметом искусства выступает предельно простая форма, предельно простой рисунок и сосредоточенность на цвете, световых пятнах и мазках (Малевич, Кондинский).

4. Сюрреализм (надреализм) – главная цель – изображение сферы бессознательного, а источник искусства – инстинкты, сновидения, галлюцинации (Дали, Магрит).

5. Футуризм – искусство, связанное с культом техники, силы, движения, урбанизации (Маяковский).

6. Фовизм (дикие) – стремление к яркому открытому цвету и разнообразные цветовые эксперименты (Матисс).

7. Дадаизм (фр. конёк, лошадка, перен. – детский лепет) – отрицание искусства как ненужного и бессмысленного занятия, демонстрация нелепых реальных предметов, подражание детскому рисунку и искусству дикарей.

В целом эти движения отразили раскол культуры на гуманитарную и научно-техническую, а также противостояние индивидуального и массового сознания в развитом техногенном обществе.

С 70-ых годов 20 века развивается культурное движение постмодернизма. Установки постмодернизма построены на том, что нет абсолютных истин, не существует гармонии мира, нет единого и правильного пути развития. Истина рождается здесь и сейчас в непосредственной коммуникации друг с другом, в диалоге, есть много истин и бесконечная множественность исторических путей развития. Отсюда принципы: плюрализм, относительность и историзм только как форма диалога.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЛЕКЦИЯ № 32 § 78. Культура в первой половине XX в.

Новое в науке и технике. В начале XX в. была изучена структура атома (электрон, протон, позитрон, нейтрон и т.д.), открыты кванты, что повлекло за собой разработку квантовой механики. Тогда же появилась теория относительности Альберта Эйнштейна, предлагавшая оригинальную версию понимания пространства, времени и движения. В 30-е гг. XX в. начались исследования возможности осуществления ядерной реакции.

Химики, искавшие способы создания новых искусственных материалов, разработали способ получения синтетического каучука. В медицине огромное значение имело открытие англичанином Александером Флемингом в 1929 г. первого антибиотика — пенициллина.

Новые течения в художественной культуре. Еще в конце XIX в. в духовной жизни распространились ощущения кризиса, близких перемен, в том числе в сфере культуры. Отражением этих настроений стало зарождение модернизма (термин подчеркивал современность течения). Модернизм не имел общей идейно-художественной программы, но его сторонников объединяли неприятие в той или иной степени реализма, поиск новых художественных форм и средств.

Известными направлениями модернизма были импрессионизм, постимпрессионизм, символизм. Невероятно популярны были произведения французских художников-импрессионистов Э.Мане, Э.Дега, О. Ренуара, К. Моне и др. Представителями постимпрессионизма считаются В. Ван Гог, П. Сезан, П. Гоген. Оба эти течения отличает особое отношение к цвету, стремление передать все его оттенки, иногда невидимые глазу.

Смелые поиски новых художественных форм вели представители течений, объединенных понятием авангардизм. Формами авангардизма были кубизм, фовизм, экспрессионизм, футуризм, сюрреализм и др. Первые шаги абстракционизма связаны с именами русских художников В. Кандинского, К. Малевича, М. Ларионова и др. Выдающимися представителями авангардистских направлений стали художники П. Пикассо (кубизм), А. Матисс (фовизм), Э. Нольде (экспрессионизм), С. Дали (сюрреализм).

Новое качество приобретали и произведения, создававшиеся в рамках реалистических традиций. Так, всемирную известность получила монументальная живопись мексиканских художников-коммунистов Д. Риверы, X. К. Ороско, Д. Сикейроса. Их огромные фрески на стенах административных и общественных зданий рассказывали об истории народов Латинской Америки, борьбе за национальное и социальное освобождение.

В 20 — 30-е гг. XX в. распространились течения рациональной, функциональной архитектуры. В СССР они получили название конструктивизм. Появлению этих течений способствовали распространение новых строительных материалов (железобетон, прочное стекло) и необходимость быстрого массового строительства. Главное значение в архитектуре имели простота, рациональность. Дома отличались правильной геометрической формой, плоской крышей. Архитекторы проектировали типовые здания, жилые, административные, промышленные комплексы. Самым знаменитым мастером функционализма стал француз Шарль Jle Корбюзье.

Литература. В литературе начала XX в. продолжал во многом господствовать реализм. Писатели обращались к социальной тематике, критиковали пороки общества (французы Р. Ролан и А. Франс, американец Т. Драйзер и др.).

Популярность получает жанр антиутопии. Писатели Е. Замятин, О. Хаксли, позже Д. Оруэлл создают произведения, рисующие антигуманный мир возможного будущего, в котором человек полностью подчинен государству.

Новую эру в кинематографе открыло звуковое кино. В конце 30-х гг. в кино пришел цвет. Сначала на экран переносились театральные постановки. Позже появилась особая кинорежиссура. Как особые жанры развивается документальное кино, мультипликация.

В 20 — 30-е гг. XX в. крупнейшим центром кинопроизводства стал пригород Лос-Анджелеса Голливуд. Голливудское кино этого периода характеризуется многочисленными постановками мелодрам, мюзиклов, детективов, гангстерских фильмов, комедий, фильмов ужасов.

Нацизм и культура. С приходом к власти Гитлера ряд немецких деятелей культуры оказался в эмиграции, другие стали сотрудничать с режимом.

В Италии Муссолини провозгласил лозунг возрождения величия Римской империи. В стремлении подражать античной архитектуре создавались обширные проспекты и парадные площади для проведения шествий и манифестаций.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Охарактеризуйте главные направления развития науки и техники в первой половине XX в.

2. Какие новые течения появились в искусстве в первой половине XX в.?

3. Чем характеризовалось развитие литературы и театра между двумя мировыми войнами?

4. Как недемократические режимы повлияли на развитие культуры?

5. Составьте таблицу, указав в ней художественные направления, деятелей культуры и их основные произведения.

Каждый американский фильм должен утверждать, что образ жизни Соединенных Штатов — единственный и лучший для любого человека. Так или иначе, каждый фильм должен быть оптимистичным и показывать маленькому человеку, что где-нибудь и когда-нибудь он схватит за хвост свое счастье. Фильм не должен выворачивать наизнанку темные стороны нашей жизни, не должен разжигать решительных и динамичных страстей.

ЗАДАНИЕ К ДОКУМЕНТУ

Приведите примеры из известных вам американских фильмов, демонстрирующих выполнение их создателями указаний, содержащихся в данном документе.

Одним из факторов, во многом определивших историю современного общества, стала научно-техническая революция (НТР). Достижения науки и техники не только существенно изменили характер производственных процессов, но и кардинально повлияли на всю человеческую жизнь. Новейшие технологии проникли в самые отдаленные уголки планеты, сближая пути развития отдельных стран и народов.

Развитие науки и образования.

Современная НТР началась в индустриально развитых странах мира сразу же после окончания Второй мировой войны. Она предполагала широкое применение в промышленности новейших технологий, их внедрение не только в производственный, но и в управленческий процесс, использование новых видов энергии и материалов. Важнейшей предпосылкой НТР стали научные открытия в области ядерной физики и квантовой механики, достижения кибернетики, микробиологии, биохимии. Наука превращалась в непосредственную производительную силу.

В послевоенный период поразительных успехов достигла медицина: были изобретены новые антибиотики, вакцины, новой областью исследований стала генная инженерия. Но в связи с тем, что инновационные разработки в области медицины были очень дорогостоящими, ими могли воспользоваться только обеспеченные люди.

Во Франции период экономического роста (1945—1974) привел к послевоенному демографическому всплеску. Кроме того, пришедшие к власти социалисты сделали среднее и высшее образование более доступным. В результате уже в 1950-х гг. во Франции началось увеличение количества студентов, вторая волна пришлась на 1987—1990-е гг.

Однако в целом система западного образования состояла из двух частей: элитной, предназначенной для верхушки общества, и неэлитной — для основной массы людей. Более 80 % населения не получало хорошего, классического образования. В связи с деколонизацией и появлением в Европе огромного количества иммигрантов идеи сегрегации в системе университетского образования еще больше актуализировались, как и идеи практической направленности обучения.

Формирование информационного общества.

В 1940-х гг. появились первые компьютеры, а спустя 30 лет — персональные. В 1980-е гг. была создана всемирная сеть — интернет. В систему государственного управления, здравоохранения и образования и иные сферы стали внедряться цифровые технологии. Компьютеризация привела к информационной революции. Новые технологии произвели огромное воздействие на все сферы жизни общества, очень быстро создали так называемый новый — виртуальный — мир.

Таким образом, информационное общество — это стадия в развитии цивилизации, когда средства коммуникации оказывают определяющее влияние на все стороны жизни людей.

Элитарная и массовая культура.

В послевоенный период на Западе сложились две разновидности культуры — элитарная и массовая. Элитарная культура — это закрытая культура для узкого, привилегированного круга людей. Для массовой культуры характерны такие признаки, как упрощенность, зрелищность и доступность. Она ориентирована на развлечение людей и массовое потребление. Ее цель — формирование пассивного, некритически мыслящего члена общества, легко поддающегося контролю и манипулированию.

Неотъемлемыми элементами современной массовой культуры стали лотереи, игровые автоматы, компьютерные игры, кино, телевидение, шоу-бизнес, комиксы, индустрия спорта, глянцевые журналы и т. д.

В 1950—1960-е гг. началась интернационализация, глобализация массовой культуры. Движущей силой этого процесса были США. Английский язык стал основным языком международного общения и образования.

Кинематограф.

В послевоенные годы кино стало самым массовым видом искусства. Мировое лидерство в кинематографе принадлежало Италии, Франции, США.

В итальянском киноискусстве возникло новое прогрессивное направление — неореализм. Фильмы неореалистического направления основывались на документальных фактах. Съемки были натуральными, и, как правило, в них участвовали непрофессиональные исполнители. Итальянский кинематограф подарил ценителям этого искусства выдающихся режиссеров Р. Росселлини, Ф. Феллини, Л. Висконти, М. Антониони, всемирно известными актерами стали М. Мастроянни и С. Лорен.

Французский кинематограф характеризовался разнообразием жанров. Комедийный жанр представлен такими прекрасными актерами, как Л. де Фюнес, Ж. П. Бельмондо, П. Ришар и Бурвиль. Всему миру известны имена французских актеров Ж. Габена, Ж. Маре, А. Жирардо, А. Делона, Ж. Филипа и др.

Социальные мотивы в художественной литературе и изобразительном искусстве.

Ведущими направлениями литературы второй половины XX в. стали реализм и экзистенциализм.

Крупнейшими представителями реализма были знаменитые американские писатели У. Фолкнер и Э. Хемингуэй, а также французские писатели старшего поколения А. Жид и Ф. Мориак, получившие в послевоенные годы Нобелевскую премию по литературе. Еще при жизни был причислен к классикам один из самых крупных британских сатириков ХХ в. И. Во, описавший упадок и разрушение колониальной Великобритании. В своих произведениях он язвительно высказывался в отношении американского образа жизни, считая, что у американцев отсутствуют настоящая культура и подлинная духовность. В первое послевоенное десятилетие тема войны и преодоления фашистского прошлого стала главной для немецких писателей-реалистов: Г. Бёлля, Т. Манна, Э. М. Ремарка.

В основе экзистенциализма лежали идеи абсурдности (нелепости и бессмысленности) окружающей действительности, отсутствия смысла и порядка в реальном мире. Наивысшей ценностью для человека экзистенциалисты считали свободу. Ведущую роль в этом литературном направлении играли французы Ж. П. Сартр и А. Камю.

Начался новый этап развития художественной культуры, получивший название постмодернизм. Его характерные особенности — стремление включить в современное искусство весь опыт мировой художественной культуры, в рамках одного произведения объединить мотивы и приемы, присущие различным эпохам, регионам и субкультурам.

В те же годы большой популярностью на Западе пользовался сюрреализм. Наиболее известным представителем этого направления был испанский художник С. Дали.

Архитектура.

После войны продолжала развиваться органическая архитектура. Получили дальнейшее развитие принципы функционализма, зародившиеся еще в 1920-е гг., когда архитектурная форма определялась практическим назначением сооружения. Известными архитекторами, представляющими это направление, были Ле Корбюзье (Франция), Якобус Оуд (Нидерланды). Пытаясь придать функционализму новое дыхание, некоторые архитекторы стали возводить здания, обнажая их первооснову — коммуникации, систему инженерного оборудования. Самым известным таким сооружением стал Национальный центр искусства и культуры имени Ж. Помпиду в Париже.

В середине 1970-х гг. на смену функционализму пришел постмодернизм. Он основывался на контрастном соединении архитектурных форм прошлых веков (античные ордера, готическая устремленность ввысь, декоративность барокко) с элементами функционализма.

Краткая хронология стилей в области искусства 20-го века

Полный список наиболее известных направлений изобразительного искусства 20-го века, охватывающих две мировые войны и несколько культурных революций.

20-й век ознаменовался новой эрой художников, которые бросили вызов предшествующим стилям искусства. Красота и эстетика уступили место абстракции, экспрессии и символизму.

Эта метаморфоза сформировала множество различных и важных художественных течений. Которые представили новый тип эстетики, некоторые из которых пересекались с другими или влияли на них.

Ниже приведен обзор наиболее влиятельных движений в области визуального искусства в течение 20-го века.

Фовизм (1905-1908)

Фовизм (1905-1908)

Фовизм, заимствованный из термина les fauves, означающего “дикие звери” по-французски. Относится к художественному движению начала 20-го века, характеризующемуся отклонением от представления в импрессионизме в пользу абстрактных техник живописи.

В частности, фовизм отверг мягкую пастельную цветовую палитру импрессионизма и выбрал смелую гамму цветов. Это произвело революцию в использовании цвета и предметных искажений в современном искусстве.

Известные художники: Анри Матисс, Андре Дерен

Экспрессионизм (~1905-1920)

Экспрессионизм (~1905-1920)

Экспрессионизм был авангардным стилем, который зародился в Германии в начале 20 века. И может характеризоваться яркими и эмоциональными произведениями, которые, как правило, абстрактны.

Использование традиционного представления было отвергнуто в пользу передачи эмоций или смысла, лежащих в основе работы. Это использование тематического, а не буквального выражения произвело революцию в западном изобразительном искусстве. И стало предшественником многих других движений 20-го века.

Известные художники: Эдвард Мунк, Эгон Шиле, Пауль Клее, Василий Кандинский

Кубизм (1907-1914)

Кубизм (1907-1914)

Кубизм считается одним из самых влиятельных течений в искусстве 20-го века. И известен тем, что он превращает предметы в геометрические или “кубические” формы для создания более трехмерной перспективы. Движение можно разделить на два этапа: Аналитический кубизм и Синтетический кубизм.

Ранние работы кубизма (аналитические), как правило, более строгие и монохромные с тонами черного и серого. В то время как более поздние работы кубизма (синтетические) отличаются более смелыми цветами и включением внешних элементов для коллажа.

Известные художники: Пабло Пикассо, Жорж Брак, Поль Сезанн, Хуан Грис

Футуризм (1909-1914)

Футуризм (1909-1914)

Футуризм был основан поэтом Филиппо Томмазо Маринетти в Милане в начале 20 века. Как и его предшественники, футуризм подчеркивал абстракцию и нетрадиционное представление. Он ценил скорость, интуитивность, молодость и современность. И выступал как форма освобождения Италии от ее полной событий истории. Хотя он была основана в Италии, его влияние распространилось и на другие европейские страны.

Известные художники: Умберто Боччиони, Джакомо Балла, Карло Карра, Джино Северини

Дадаизм (1915-1924)

Дадаизм (1915-1924)

Дада было разработано во время Первой мировой войны в Цюрихе как авангардное, антихудожественное движение. Он отвергал и высмеивал капиталистический и националистический культурный климат Первой мировой войны. Сосредоточившись вместо этого на иррациональном, бессмысленном и абсурдном с сильным антибуржуазным подтекстом. Движение распространилось по всей Европе и Соединенным Штатам. Отражая крайне леворадикальную мысль и общее недовольство насилием военного времени.

Известные художники: Ман Рэй, Марсель Дюшан, Ханс Арп, Ханна Хех, Тристан Тцара

Сюрреализм (1924-1966)

Сюрреализм (1924-1966)

Под сильным влиянием Зигмунда Фрейда и психоанализа сюрреализм искал выражения в исследовании бессознательного. Его образы характеризовались тревожными, похожими на сновидения образами и часто деформированным сюжетом. Развившись из авангардного движения Дада, сюрреализм зародился в Европе и распространился по всему западному миру как культурное, художественное и литературное движение.

Известные художники: Андре Бретон, Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Фрида Кало, Рене Магритт

Абстрактный экспрессионизм (1943-1965)

Абстрактный экспрессионизм (1943-1965)

Возникший в Нью-Йорке после Второй мировой войны, абстрактный экспрессионизм был первым крупным международным художественным движением, возникшим в Соединенных Штатах, а не в Европе. Он опирается на сюрреалистический автоматизм и фокусируется на абстракции предмета. Его стиль характеризуется дерзкими, хаотичными мазками кисти и смелыми цветовыми эффектами. Как послевоенное движение, оно также является важным предшественником последующих стилей постмодернистского искусства.

Известные художники: Джексон Поллок, Виллем де Кунинг, Марк Ротко, Франц Клайн

Поп-арт (1950-е – 70-е годы)

Поп-арт (1950-е - 70-е годы)

Поп-арт получил известность в Соединенных Штатах и Соединенном Королевстве в 1950-х и 1960-х годах. Черпая вдохновение из элементов средств массовой информации и популярной культуры. В произведениях часто фигурировали сопоставленные или несовместимые элементы из комиксов, журналов и рекламы.

Размещенные вместе, чтобы подчеркнуть банальность популярной культуры. Часто ироничный или сатирический, поп-арт стремился подорвать традиционное “изобразительное искусство”.

Известные художники: Рой Лихтенштейн, Энди Уорхол, Кит Харинг, Эдвард Хоппер, Роберт Индиана

Минимализм (1960-70-е годы)

Минимализм (1960-70-е годы)

Минимализм возник в Нью-Йорке в 1960-х годах как продолжение отступления от традиционного “высокого искусства”. Вместо роскоши, красоты и выразительности минимализм сосредоточился на брутальных геометрических формах, приглушенных цветах и анонимности. Большинство элементов биографии или эмоций были удалены из минималистского искусства, привлекая внимание к простоте самой формы как предмета.

Известные художники: Дональд Джадд, Яей Касума, Карл Андре, Фрэнк Стелла, Пит Мондрайн

Постмодернизм (1980-е-настоящее время)

Постмодернизм (1980-е-настоящее время)

Постмодернизм нельзя охарактеризовать определяющими элементами. Скорее, это можно описать как общее отклонение от модернизма, которое включает в себя другие художественные течения 20-го века. Включая концептуальное искусство и неоэкспрессионизм.

В то время как модернизм фокусировался на идеализме и отстаивании основных убеждений. Постмодернизм предлагал скептицизм, цинизм и антиавторитаризм. Это очень концептуальное, осознанное сочетание других стилей искусства, теории и средств массовой информации для создания сложного и многогранного движения.

Известные художники: Джефф Кунс, Клаас Ольденбург, Барбара Крюгер

Читайте также: