Локальные конфликты на территории бывшего ссср кратко

Обновлено: 04.07.2024

Таджикистан
Движущей силой конфликта в Таджикистане стала многолетняя вражда на межэтнической и межрелигиозной почве, помноженная на обостряющуюся политическую борьбу. К концу лета 1992 года противостояние переросло в столкновения между противоборствующими группировками.
К концу октября 1993 года части дислоцированной в республике 201-й дивизии оказались в окружении и вынуждены были перейти к круговой обороне военных городков. Обе воюющие стороны пытались захватить принадлежащую дивизии технику.
Участились нападения на погранотряды со стороны Афганистана. В ночь на 13 июля 1993 года одна из российских застав была практически полностью уничтожена отрядом исламской оппозиции, были убиты 24 пограничника.
В этот момент было принято решение сформировать в Таджикистане миротворческие силы, доукомплектовать 201-ю дивизию и перебросить в республику 41-ю отдельную вертолетную эскадрилью, штурмовой авиаполк и подразделения обеспечения.
Результатом миротворческой операции в Таджикистане стало прекращение боевых действий и создание условий для достижения мирных договоренностей между противоборствующими сторонами.

Южная Осетия
Осенью 1990 года, после прихода к власти в Грузии Звиада Гамсахурдиа, руководство Южной Осетии взяло курс на создание независимой республики. В ночь с 5 на 6 января 1991 года руководство Грузии ввело в столицу автономии Цхинвали подразделения милиции и национальной гвардии Грузии. После боев с группами осетинских боевиков 26 января грузинские силы оставили город.
В феврале 1992 года грузинская артиллерия и бронетехника начали интенсивные обстрелы Цхинвали. Обстрелы продолжались до 14 июля, когда в Южную Осетию вошли смешанные российско-грузинско-осетинские миротворческие силы. Основу российского контингента составлял 104-й парашютно-десантный полк Псковской дивизии. С ноября 1990-го по июль 1992 года в результате конфликта погибло свыше 3 тыс. мирных жителей.

Абхазия
В начале перестройки на сходах абхазского населения стали выдвигаться требования о выходе республики из состава Грузии. 15 июля 1989 года в Сухуми прошли первые столкновения грузин и абхазов, разрастись которым не позволили советские войска.
14 августа 1992 года войска Грузии вошли в Абхазию. С обеих сторон было убито несколько тысяч человек, сотни тысяч покинули свои дома и стали внутренними беженцами.
К началу конфликта ВВС Грузии располагали восемью Су-25 производства Тбилисского авиазавода. У абхазов были достаточно сильные средства ПВО, и уже в первые недели Грузия лишилась половины своего воздушного флота.
Для эвакуации российских граждан и охраны важнейших объектов в Абхазию был направлен 10-й отдельный парашютно-десантный полк. С начала конфликта дислоцированные в Абхазии российские части подвергались постоянным атакам грузинских формирований. 19 марта 1993 года ПВО Грузии был сбит перехватчик Су-27, выполнявший разведывательный полет.
К 26 июня 1994 года российские миротворцы вошли в зону конфликта. Три батальона разместились на территории Абхазии, один — в пограничном городе Зугдиди. Осенью 1994 года российские войска занимались возвращением в Абхазию беженцев.
В ходе конфликта в Грузии российские вооруженные силы потеряли более 80 человек убитыми и несколько сотен ранеными.

Российские войска были непременными участниками локальных конфликтов на территории бывшего СССР

С распадом СССР, на окраинах бывшей Империи заполыхали "малые" войны.
Вот некоторые из них:
1. Зима- лето 1992 года. Боевые действия в Южной Осетии. Конфликт приостановлен введением совместных российско-грузинско-южноосетинских Миротворческих сил.
2. Лето 1992 года. Вооружённый конфликт между Молдавией и самопровозглашённой Приднестровской Молдавской республикой. Боевые действия остановлены вмешательством генерала Лебедя.
3. Лето 1992 года - лето 1994 года - война в Абхазии. Участие в войне на стороне Абхазии добровольцев из северо-кавказских республик России.
4. Лето- осень 1993 года. Межэтнический и межрелигиозный конфликт в Таджикистане. Резня. 201-ой дивизии РФ пришлось вмешаться и остановить погромы.

Так всё начиналось.
Локальных войн на своей территории удавалось, до поры до времени, избежать России, Украине, Белоруссии, странам Балтии, Туркмении, Узбекистану ( с некоторыми оговорками - Казахстану ).
Когда вспыхнула война в Чечне, то Россия покинула этот список.
Локальные конфликты продолжают тлеть.

Были. У мего деда с бабкой постоянно локальные конфликты присутствовали. А так только Прибалтика могла воду варить.

Ошская резня 1990 г. в Ферганской долине. Нагорный Карабах 1987-88 гг. Чеченская война 1994 г. Грузино-абхазский конфликты 1992-93,1998,2001,2006,2008,2009гг. Это самые кровавые столкновения с применением армейских частей и частей МВД.

-Приднестровье и Гагаузия, конфликты за независимость от Молдавии
-Абхазия и Южная Осетия, конфликты за независимость от Грузии.
-Чечня, конфликт за независимость от России.
-Нагорный Карабах, конфликт за независимость от Азербайджана.

Кроме этого были внутригосударственные конфликты - гражданские войны, революции, государственные перевороты и политические кризисы.

СССР пропагандировал дружбу народов. Однако с Гласностью и Перестройкой вскрылись проблемы, которые ранее замалчивались. В нескольких частях большой страны вспыхнули столкновения граждан, поводом к которым послужили этнические и географические споры. С развалом единой страны конфликты значительно обострились.

Конфликт в Нагорном Карабахе (1988 – 1994)

Напряжение в районах Нагорного Карабаха начало расти еще в последние годы существования союзного государства, а образование суверенных стран сопровождалось полноценной войной.

На попытки Карабаха образовать собственное государство официальный Баку ответил вводом войск. Сепаратистов поддержал Ереван и этнические армяне со всех концов света.

Боевые действия продолжались 3 года и стоили участникам 20 тысяч человеческих жизней.

Видимых результатов не добился никто. Карабах по-прежнему официально входит в состав Азербайджана, но, по сути, не контролируется Баку. Местное политическое образование не признается мировым сообществом и находится в подвешенном состоянии.

Осетино-ингушский конфликт (1992)

Межнациональная резня в Ингушетии и Северной Осетии стала первой ласточкой националистических конфликтов в Российской Федерации в 1990-е годы.

Камнем преткновения стал небольшой клочок территории, Пригородный район – административная единица республики Северная Осетия - Алания.

Еще с советских времен свои претензии на эти территории предъявляли в руководстве Ингушетии.

Градус противостояния постоянно возрастал, и все закончилось началом боевых действий в ряде сел кавказских республик. Было введено чрезвычайное положение. Для прекращения гражданской войны были использованы армейские части.

Погибшими в этой междоусобной бойне числятся больше 600 человек, а проживавшие в зоне конфликта ингуши были вынуждены бежать.

Война в Приднестровье (1992)

Летом 1989 г. на волне подъема националистических движений в СССР правительство Молдавии признало образование союзной республики незаконным. Земли Молдавии назывались оккупированными румынскими территориями. Регионы левого берега Днестра с таким заявлением не согласились и образовали собственную Молдавскую ССР.

В 1991 г. обе республики провозгласили свою независимость. Началась война. Основу молдавской армии составили прорумынские националисты, а на территории Приднестровья было сформировано ополчение. Молдаване попытались взять города Бендеры, Дубоссары и несколько небольших поселений, но местные жители оказали войскам сопротивление. Мосты через Днестр были разрушены.

Война не нашла отклик среди молдаван, в армии были во множестве отмечены случаи дезертирства и уклонения от службы. Тем не менее, сражения продолжались до 1992 г. и прекратились только благодаря усилиям Москвы.

Грузино-осетинские и грузино-абхазские конфликты (1991 – 1993, 2008)

Вражда Грузии с Абхазией и Южной Осетией имеет в своей основе противоречия во взглядах на статус республик. В союзные времена в составе Грузинской ССР оба нацменьшинства имели автономию, но затем Союз распался, а последовавшее принятие новой конституции суверенной Грузии дестабилизировали обстановку в этих областях.

Развязалась война, и на стороне сепаратистов выступили добровольцы со всего Кавказа. Их участие помогло осетинам и абхазам выйти из-под контроля Тбилиси.

Бойню удалось прекратить только при содействии Москвы. Противостояние оказалось замороженным на полтора десятка лет. Мятежные республики официально оставались в составе Грузии, но де-факто были суверенными государствами.

Статус-кво попытался нарушить президент Саакашвили в 2008 г., но проведенная российской армией операция по принуждению к миру не позволила Грузии вернуть контроль над Цхинвалом и Сухуми.

Чеченские войны (1994 – 1996, 1999 – 2009)

Чеченская кампания стала одним из самых ярких символов 90-х годов в России. Проблемы в Чеченской республике начались с попыток местной национальной элиты вывести регион из состава РФ. Обеспечить закон и порядок в регионе были призваны подразделения регулярной российской армии.

Первая кампания завершилась разгромом сепаратистов. Но на территорию республики хлынули радикальные исламисты, целью которых было вывести из-под контроля Москвы весь Кавказ. Война в республике продолжалась до середины нулевых и закончилась победой федеральных сил.

Гражданская война в Таджикистане (1992 – 1997)

Гибель СССР омрачилась не только межнациональными конфликтами, но и гражданскими противостояниями. Самая страшная междоусобица произошла в Таджикистане.

Все началось в 1990 г. с погромов нетаджикского населения. Затем были выборы президента, результаты которых не признала исламистская оппозиция. Начавшиеся столкновения радикалов и проправительственных сил быстро переросли в бойню всех против всех.

Положение усугублялось соседством с неспокойным Афганистаном, из которого исламисты регулярно получали пополнение и вооружение.

На несколько лет Таджикистан остался фактически без центрального управления. Страной правили полевые командиры, резавшие мирное население и промышлявшие контрабандой наркотиков.

Лишь в 1997 г. лидеры оппозиции и официальный Душанбе смогли договориться. По условиям соглашения полевые командиры прекращали сопротивление в обмен на места в правительстве и звания в регулярной армии.

Война на Донбассе (2014 – н.в.)

Стороны активно использовали не только автоматическое оружие, но и тяжелую боевую технику. Сейчас официальное правительство не контролирует большую часть Донбасса, на территории которого была провозглашена суверенная республика.

Большую часть всех кровавых событий в бывших братских республиках пришлось разрешать правительству России. Только благодаря вмешательству Москвы было остановлено кровопролитие и восстановлен диалог противоборствующих сторон.

Общая проблематика конфликтов на постсоветском пространстве

Постсоветское пространство – это территория бывших республик, некогда входивших в состав СССР.

История неоднократно доказывала, что вслед за развалом любой империи, коей в свое время являлся и Советский Союз, происходит раздел ее территорий. Раздел территорий неизбежно связан с возникновением конфликтов, далеко не все из которых протекают мирно. Основные конфликты, возникшие на постсоветском пространстве после распада СССР, представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Конфликты на постсоветском пространстве. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В конце 1980-х годов в стране начался идеологический кризис. Экономика Советского Союза находилась в предкризисном состоянии в связи с чем в 1985 году правительством была объявлена смена идеологического курса и проведение целого ряда реформ, более известных как Перестройка. Эти реформы не устраивали и без того недовольное население, как результат – политическая активность народа усилилась. Именно тогда начали происходить первые конфликты.

Самые первые столкновения были зафиксированы в Якутии и Казахстане. Вслед за ними последовали столкновения между грузинами и абхазцами. На фоне национальных конфликтов начались агрессивные погромы. Остро встал вопрос между Азербайджаном и Арменией из-за дележки Нагорного Карабаха. На фоне конфликтов первой о своей независимости объявила Эстонская республика. Одним из главных вооруженных столкновений стал московский путч.

После всех этих событий на территории бывших советских республик разгорелось сразу несколько полномасштабных вооруженных конфликтов, таких как Карабахская и Абхазская войны, гражданская война в Таджикистане, Первая и Вторая Чеченские войны. Некоторые из них не урегулированы до сих пор.

Готовые работы на аналогичную тему

Основными причинами возникновения конфликтов на постсоветском пространстве считаются:

  • распад Советского Союза и дестабилизация политической обстановки в регионах;
  • разнообразнее этнического состава населения;
  • дезориентация национального самосознания.

Большая часть вооруженных конфликтов, возникших на постсоветском пространстве, носила этнополитический характер. Субъектами этнополитических конфликтов выступали этнические группы и государства. Рассмотрим некоторые из них более подробно.

Неурегулированные этнополитические конфликты на постсоветском пространстве

После распада СССР бывшие союзные республики столкнулись с кризисом, приведшим к возникновению множества вооруженных этнополитических конфликтов, некоторые из которых не урегулированы до сих пор. К их числу относятся:

  • Нагорно-Карабахский конфликт;
  • Грузино-абхазский конфликт;
  • Грузино-югоосетинский конфликт;
  • Приднестровский конфликт.

Рассмотрим их более подробно.

Нагорно-Карабахский конфликт возник в Восточном Закавказье между армянами и азербайджанцами. Имея под собой давние культурные и исторические корни, особую остроту он обрел в годы перестройки, на фоне резкого подъема национальных движений в бывших республиках СССР. В 1991-1994 года конфронтация между странами привела к масштабному вооруженному конфликту. Объектом спора стал сам Нагорный Карабах и некоторые прилегающие к нему территории. В 1993 году между сторонами конфликта было подписано Соглашение о прекращении огня. Вплоть до 2020 года шел процесс политического урегулирования, а сам конфликт находился в латентной стадии. Однако, ближе к концу 2020 года боевые действия между вооруженными формирования непризнанной Карабахской Республики и Армении с одной стороны, и вооруженными силами Азербайджана с другой, вновь возобновились. В настоящее время военные действия не ведутся, в регион введены миротворческие войска.

Грузино-абхазский конфликт (конец 1980-х – 1993 гг.) разгорелся между центральной властью Грузии и сепаратистски настроенным руководством республики Абхазия. По сути, он стал своего рода проявлением геополитического конфликта в кавказском регионе, который обострился к концу ХХ века после распада Советского Союза. Согласно данным официальной статистики этот вооруженный конфликт унес жизни более 17 тыс. человек. В результате проведения этнических чисток, которые, кстати сказать, считаются самыми массовыми на постсоветском пространстве, свыше половины населения автономии были вынуждены бежать из своих домов. После 1993 года неоднократно предпринимались политические попытки урегулировать последствия конфликта. До конца он не исчерпан и сегодня (с позиции международного права Абхазия по-прежнему считается непризнанным государством и почти весь мир рассматривает ее как часть Грузии).

Начало Грузино-югоосетинскому конфликту было положено примерно в конце 80-х гг. ХХ века (эскалация конфликта началась в 1989 году). Ключевые кровопролитные столкновения, которые сопровождались многочисленными жертвами и разрушениями, происходили в 1991-1992, 2004 и 2008 гг. Противоборствующими сторонами в конфликте выступают центральное руководство Грузии с одной стороны и самопровозглашенная Республика Южная Осетия – с другой стороны. Основной причиной конфликта стало стремление осетин как национального меньшинства, считающего себя дискриминационным, к реализации своих прав на самоопределение. Его большее обострение отношений между Грузией и Южной Осетией произошло после распада СССР, когда осетины фактически оказались разделенной нацией со всеми комплексами и проблемами, которые присущи разделенным народам. В августе 2008 года Россия признала государственную самостоятельность Южной Осетии. Ее примеру последовали Никарагуа, Венесуэла, Науру, Тувалу и Сирия.

Этнокультурный и экономический характер носит Приднестровский конфликт, разгоревшийся между Молдавией и непризнанной Приднестровской Молдавской Республикой. Начавшись еще в советское время, он обострился после выхода из состава СССР Молдавии и вырос в вооруженное противостояние, унесшее множество жизней в 1992 году. Военные действия удалось прекратить лишь после военного вмешательства российской стороны. Политическими средствами конфликт не урегулирован до сих пор.

К настоящему времени таких конфликтов четыре: грузино-абхазский, грузино-южноосетинский, нагорно-карабахский и приднестровский.

Одной из общих причин этих конфликтов стала изначально ошибочная внутриполитическая линия правящих режимов в бывших советских республиках по отношению к национальным меньшинствам и отдельным территориям.

Их новые руководители пренебрегли налаживанием уважительного диалога с представителями национальных меньшинств, привлечением их лидеров к пропорциональному участию в центральных органах власти, игнорировали их законные требования по сохранению и расширению статусов исторически сложившихся автономий и территорий, нарушали законные права и свободы отдельных групп населения, что подтолкнуло законодательные и исполнительные органы власти автономий и регионов к принятию решений о самоопределении. В результате появились так называемые непризнанные или частично признанные государства на постсоветском пространстве. Это стало объективной реальностью.

Грузино-абхазский и грузино-южноосетинский конфликты условно можно отнести к одной группе, поскольку Абхазия и Южная Осетия исторически длительное время сохраняли свою независимость, в советский период пользовались правами, национальных автономий в составе Грузии, после распада СССР неоднократно подвергались вооруженным нападениям с применением тяжелой боевой техники и артиллерии со стороны центральных грузинских властей.

Вооруженное вторжение Грузии в Южную Осетию 8 – 12 августа 2008 привело к многочисленным жертвам с обеих сторон конфликта, гибели российских миротворцев и мирных жителей, разрушению экономики и инфраструктуры региона. С помощью российских войск эта агрессия была пресечена, народ Южной Осетии был защищен от новой волны геноцида со стороны грузинских властей.

Уже к концу августа 2008 г. Россия официально признала суверенитет и независимость Абхазии и Южной Осетии, а в сентябре 2008 г. установила с ними дипломатические отношении и заключила договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи.

Одним из ключевых вопросов является создание благоприятных условий для возвращения в эти республики беженцев. Сухуми и Цхинвали должны на практике показать , как можно мирным путем решать национальный вопрос в современном обществе, как гарантировать права и свободы национальных меньшинств. Пропорциональное представительство всех традиционно проживающих на этих территориях наций и народностей в органах законодательной и исполнительной власти Абхазии и Южной Осетии – залог стабильности и безопасности новых государств.

Приднестровский конфликт к настоящему времени приобрел характер замороженного и протекает относительно спокойно. Здесь нет предпосылок к гуманитарной катастрофе, нет массового исхода беженцев и почвы для этнических чисток.

Одним их главных раздражителей населения Приднестровья остается политический курс кишиневских властей на дальнейшее сближение с Румынией.

В целом нерешенность молдавско-приднестровского конфликта отрицательно отражается на социально-экономическом положении обеих сторон конфликта, осложняет реализацию планов европейской интеграции и, в конечном итоге, является одним из основных факторов, дестабилизирующих обстановку в регионе.

Не урегулирован территориальный спор между ингушами осетинами за Пригородный район. Этот конфликт лежит больше в финансово-экономической плоскости.

Дальнейшее затягивание сроков принятия государственной целевой программы по мирному переселению граждан ингушской и осетинской национальности с соблюдением интересов всех участников конфликта, по мнению ряда экспертов, опасно для страны. Деструктивные силы в регионе могут в любое время сыграть на нерешенности этого территориального спора и спровоцировать новую кровавую войну между ингушами и осетинами.

Решив этот конфликт мирным путем, власти могли бы восстановить доверие между ингушами и осетинами и повысить авторитет федерального центра в регионе.

В Крыму, где последние годы проводится довольно грубая политика ускоренной «украинизации территорий с преимущественно русским или русскоязычным населением, одновременный рост крымско-татарского населения и проникновение в регион исламистских экстремистских организаций, еще более осложняют здесь ситуацию.

Борьба за власть, земли и недвижимость приобретают в Крыму все более ожесточенный характер.

На фоне общего политического противостояния западной и восточной Украины Крым может стать тем самым слабым звеном, где столкновения на межнациональной почве могут приобрести масштабный и кровопролитный характер.

Сохраняется напряженность на узбекско-таджикской и узбекско-киргизской границах, в Ферганской долине.

Центрально-Азиатский регион остается зоной нестабильности, коридором транспортировки наркотиков и нелегальных мигрантов. Сюда активно проникают мусульманские экстремисты различного толка и международные террористы.

Здесь как показывает практика, сталкиваются интересы России, Китая, стран Европы, Ирана, Индии, Турции, Пакистана и других государств.

Одним из главных дестабилизирующих обстановку в регионе внешних факторов является Афганистан со всеми его криминальными атрибутами (наркотики, оружие, боеприпасы, нелегальные мигранты, экстремисты, террористы и т.п.)

Все перечисленные конфликты и предпосылки к новым столкновениям сторон на постсоветском пространстве в той или иной степени оказывают свое дестабилизирующее влияние на общую обстановку в регионе.

Читайте также: