Функциональная асимметрия ног зрения слуха вестибулярного аппарата кратко

Обновлено: 03.07.2024

Вестибулярные движения и контроль глаз

Элементарный глазодвигательный аппарат может осуществлять свою планомерную деятельность только при участии вышестоящих отделов. Каждый здоровый человек может по приказу в быстром целевом движении коснуться пяткой правой ноги левого колена (коленопяточная проба). Табетику или пациенту с заболеванием мозжечка или лабиринта это удается с некоторым трудом или же вообще не удается. Если даже невроны, обеспечивающие иннервацию произвольных движений (пирамидный путь и клетки передних рогов поясничного отдела спинного мозга с их аксонами, идущими к мышцам ноги), не задеты, то все же эти больные выполняют коленнопяточную пробу неудовлетворительно.

То же самое можно сказать о деятельности глазных мышц. Интактность лобных центров взгляда и нисходящих оттуда путей к среднему мозгу является необходимой предпосылкой для совершения произвольных движений глаз. Но вместе с тем деятельность этих центров и путей не обеспечивает точного выполнения глазных движений.

При изложении патологии супрануклеарных расстройств глазных движений мы для большей ясности будем считать, что элементарный глазодвигательный аппарат не поражен и что, таким образом, несмотря на наличие других двигательных расстройств, сочетанность движений сохранена. Понятно, однако, что комбинация супрануклеарных поражений с нуклеарными, инфрануклеарными и интрануклеарными поражениями на самом деле все же встречается.

Мы начнем с инфрасегментарных расстройств, а именно с поражений вестибулярного аппарата. Изложение супрасегментарных поражений, преимущественно поражений головного мозга, будет дано в разделе III настоящей главы. Тем самым мы вступаем в ото-нейро-офтальмологическую пограничную область. Это вызывает необходимость более подробного изложения некоторых вопросов.

вестибулярные движения глаз

Иннервация глазных мышц (по Бингу)

В перепончатом лабиринте грубо анатомически различаются следующие разделы: улитка (cochlea), два мешочка преддверия (utriculus и sacculus) и три полукружных канала (canales semicirculares).

Рефлекторная дуга, как и дуга фиксационного рефлекса, возможно, идет через большой мозг. Затем следует еще упомянуть о шумах в ушах и тугоухости как симптомах раздражения или паралича кортиева органа улитки, которые встречаются совместно с расстройствами вестибулярной функции, например при меньеровских припадках.
Значительно больший интерес в офтальмоневрологическом отношении представляют отолитовый аппарат и полукружные каналы.

В utriculus и sacculus в качестве рецепторного органа имеется macula, чувствительные полоски которой торчат в инкрустированной известковыми солями (отолиты) мембране. Мембрана эта под влиянием силы тяжести натягивает чувствительные волоски, причем направление этого натяжения различно в зависимости от положения головы. Вызываемое этим возбуждение по п. vestibularis передается в ядра этого нерва, расположенные в продолговатом мозгу. Имеют ли в этом отношении значение как utriculus, так и sacculus или только первый из них, пока еще спорно.

От вестибулярных ядер это возбуждение через задний продольный пучок передается ядрам глазодвигательных нервов. У многих животных эти раздражения, исходящие от отолитового аппарата, обеспечивают в значительной мере постоянство ориентации глаз в пространстве при переменах положения головы. У здоровых людей их влияние проявляется в виде не подчиненных воле противовращений глаз при наклоне головы к плечу. С помощью соответствующей аппаратуры и надлежащего оптического увеличения это противовращение может быть измерено. По Барани (Barany), оно при наклоне головы в 60° составляет в среднем 8°. Зависящие от отолитового аппарата горизонтальные и вертикальные отклонения глаз, в отличие от противовращения, остаются подведомственными физиологическим механизмам большого мозга. Иногда они наблюдаются под наркозом и в патологических случаях.

Эти волоски вдаются в полость, заполненную эндолимфой, и стоят в ней, как тростник в воде. Токи эндолимфы или тенденция к смещению эндолимфы в том или ином направлении (пока еще является спорным, имеют ли место настоящие перемещения эндолимфы в этих чрезвычайно тонких капиллярных трубочках) должны несколько сдавливать или натягивать эти волоски. Это и является адекватным раздражением нервных концевых органов гребешков расширения. Вызванное этим возбуждение, подобно возбуждению, возникающему в отолитовом аппарате, проходит через ganglion vestibuli, расположенный во внутреннем слуховом проходе. Отсюда оно идет к ядрам вестибулярных нервов в продолговатом мозгу. Затем возбуждение распространяется частично вниз в спинной мозг, частично в мозжечок и частично, опять-таки через задний продольный пучок, к ядрам глазодвигательных нервов; последнее представляет для нас наибольший интерес.

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

Изучение функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга началось в середине 19 века на пациентах с очаговыми поражениями головного мозга, обусловленных кровоизлияниями и черепно-мозговыми травмами. Было установлено, что повреждение коры левого полушария в 85% случаев ведет к нарушению речи, что впервые установил Брока.

В 30-40 годах началось изучение функциональной асимметрии на здоровых людях. Выявленные асимметрии разбили на три основных вида: психическая, моторная и сенсорная.

Моторная асимметрия – асимметрия функционирования ног, рук, мышц лица. Например, у правшей левая рука более вынослива, чем правая к статичному усилию; мышцы левой части лица сильнее правой, в результате левая половина лица кажется более мужественной.

Ранее предполагали, что в основе моторной асимметрии лежит анатомическая асимметрия моторных зон коры головного мозга, однако сейчас данное утверждение опровергается. Развитие моторной асимметрии детерминировано деятельностью периферии в ранние периоды онтогенеза, что ведет к микроструктурным перестройкам на уровне коры головного мозга. Моторная асимметрия появляется и нарастает в детские годы, достигает максимального развития к зрелому возрасту, а в позднем возрасте нивелируется. Если в раннем детстве начать переучивать левшу, то для него остается характерная сенсорная и психическая асимметрия, отличная от правшей. Моторная асимметрия является неустойчивой и может изменяться в период адаптации.

Сенсорная асимметрия – асимметрия функционирования органов чувств. Сенсорная асимметрия является более четкой и постоянной характеристикой деятельности центральных систем. Этот вид асимметрии сохраняется и закрепляется в течение всей жизни. Различают асимметрию органов зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. Информация, воспринимаемая сенсорными системами, поступает в правое и левое полушарие, а ее обработка и хранение происходит в гемосфере, адаптированной к данному виду информации.

Распределении высших нервных функций между полушариями (мышление, сознание, эмоции, восприятие пространства и времени, речь) – определяется как психическая асимметрия.

Результаты опытов позволяют нам говорить о том, что у правшей и левшей в основе формирования функциональных систем лежат различные механизмы. Все компоненты функциональной системы имеют определенный ритм активности, который обусловливается биологическим ритмом структур головного мозга.

Теория доминантного полушария.

С давних пор явление право- и леворукости рассматривалось как частное проявление право- или левосторонности (right-lcftsidedness), под которым понимается преобладание одной стороны тела по всем функциям. Начало такому представлению положили Г. Хемфри (G. Humphrey, 1861),Дж. Ле Копте (J. LeConte, 1884), впервые употребивший этот термин, Дж. Бирфлит (J. BierHiet, 1897), Е. Стпр (E.Stier, 1911).'

В ходе этой критики проявилась и другая крайность. Стали говорить, что домимнирование различных парных органов не зависит от доминантности больших полушарнй головного мозга, что нет никакой связи между асимметрией рук и ног, что асимметрия полушарий у человека относится только к речевым функциям и к праксии рук и ног (последняя мысль принадлежит Г. Беквнну [С. Bakvvin, 1950).

Как и в отношении двигательной функции, при рассмотрении асимметрии зрительной функции выделяют предпочтение одного глаза в качестве прицельного и уровень функционирования того или иного глаза, т. е. собственно асимметрию по остроте зрения, величине поля зрения и т. д.

Известно, что ведущий глаз первый ловит предмет, поэтому быстрее происходит его аккомодация. Объект ведущим глазом воспринимается как больший и контрастный.

Асимметрия функционирования орган зрения позволяет нам говорить о вовлечении конкретных структур мозга в акт восприятия окружающего мира: известно, что различие полей зрения у нормальных людей отражает асимметрию их мозга: левое поле зрение соответствует правому полушарию. Такого рода перекрест информации осуществляется через chiasma opticum: правыми половинами сетчатки каждого глаза воспринимается информация, находящаяся в левом поле зрения, которая поступает через зрительный перекрест в правое полушарие. Далее переработанная информация через мозолистое тело поступает в контралатеральное полушарие. Выявлено преобладание правой стороны поля зрения в восприятии вербальных стимулов, что выражено в большей степени у правшей.

Прицеливание одним глазом — это фиксация предмета на сетчатке одного глаза (такое расположение головы, при котором ось от предмета идет перпендикулярно к центру сетчатки глаза, которым прицеливаются).

Проба состоит в следующем. На сгибе сложенного пополам листочка нужно вырезать полукруг диаметром около 3 см и, распрямив получившийся кружочек, положить его перед собой на стол на расстоянии 30-40 см. Сидя за столом, взять листок с прорезью и подержать его перед глазами так, чтобы через отверстие в листке был виден вырезанный кружочек. Ведущим будет тот глаз, при закрывании которого кружочек будет другим глазом не виден.

Другой факт, не совпадающий с теорией доминантного полушария, состоит в том, что нет совпадения между предпочтением одного глаза для прицеливания и асимметрией по остроте зрения. Многочисленные измерения остроты зрения не выявили доминирования какого-либо глаза у большинства обследованных, а если таковое имелось, то оно распределялось приблизительно в равных процентах в пользу того или другого глаза.

Доминирование одного глаза отсутствует по величине поля зрения, по величине аккомодации, рефракции и другим функциональным показателям.

Однако более устойчивым видом сенсорной асимметрии считается слуховая асимметрия, так как зрительная асимметрия нивелируется после 30-35 лет, а слуховая – после 40-50 лет жизни. Наличие межполушарных связей обеспечивает передачу информации в другое полушарие. Большая часть нервных волокон идет в контралатеральное полушарие, то есть контралатеральные проекции мощнее, чем ипсилатеральные проекции от уха. Установлено, что передача информации происходит через подкорковые структуры. Несмотря на то, что контралатеральные пути лежат субкортикально, обмен информацией между полушариями происходит посредством мозолистого тела, причем вербальная информация поступает в левое полушарие, а невербальная - в правое полушарие, поэтому правое ухо ответственно за восприятие смысла, услышанной фразы, а левое ухо – за ее эмоциональную окраску. Было установлено, что низкочастотные звуки воспринимаются правым и левым ухом неодинаково. Так звуки низкой частоты лучше различает левое ухо, а звуки высокой частоты – правое ухо.

Предпочтение в использовании одного уха при слушании, прислушивании является твердо установленным фактом. Уже у новорожденного наблюдается предпочтение правого уха при восприятии слов и дискриминации фоне? что свидетельствует о том, что в левом полушарии имеется генетически запрограу мированный нервный субстрат, приспособленный для восприятия дискретных едг ниц, которые составляют основу языка (X. Хекаен [Н. Несаеп, 1976). Еще раньше Р. Пирс (R. Pears, 1953) определял ведущее ухо по тому, каким ухом человек поворачивается к источнику звука, когда тот плохо слышен. По его данным, правое ухо было предпочитаемым в 65.8 % случаев, а левое — в 34,2 %. Большинство людей (13 из 18), по данным Д. Бродбент и М. Грегори (1964) распознавали речевые сигналы точнее правым ухом.

Однако В. Д. Еремеевой (1989) выявлено несовпадение предпочтения руки и уха у половины детей 7 лет. Да и по сведениям других авторов, в том числе и приведенных выше, несовпадение ведущей руки и ведущего уха встречается у взрослых приблизительно в одной трети случаев.

По остроте слуха различия между правым и левым ухом вообще не выявляются (И. И. Славина, А. И. Качевская, 1959).

Асимметрия в функционировании вестибулярного аппарата.

К. Л. Хилов(1952) приводит данные о продолжительности нистагма при вращении вправо (преимущественное раздражение левого лабиринта) и при вращении влево (преимущественное раздражение правого лабиринта). Явного превалирования одного из симметричных вестибулярных органов не выявлено: асимметрия часто менялась по знаку и распределялась справа и слева примерно поровну.

Похожие страницы:

Сравнительный анализ развития высших психических функций, обусловленных работой правого и левого полушария мозга у детей 6–7 лет

. , обусловленных работой правого и левого полушария мозга у детей 6 – 7 лет Оглавление Введение Глава I. Функциональная межполушарная асимметрия и высшие психические .

Функциональная асимметрия мозга (2)

. .[3] 1. Виды функциональной асимметрии. Функциональная асимметрия полушарий - это характеристика распределения психических функций между правым и левам полушариями головного мозга. Функциональная асимметрия обнаружена не .

Шпаргалка по Культорологии (1)

. Американский уч. Спери – функциональная асимметрия правого и левого полушарий мозга. (Левое – процессы анализа, вербальномыслит. процесс; Правое – эмоции и чувственное восприятие . вида,для коллектива. Проблема:право на жизнь и право на смерть.Все, рожденное .

Функциональная асимметрия полушарий головного мозга (2)

. функциональная асимметрия головного мозга меньше, чем у грамотных. Асимметрия усиливается и в процессе обучения: левое полушарие специализируется в знаковых операциях, и правое полушарие .

Индивидуальные характеристики асимметрии полушарий

. функциональная асимметрия головного мозга меньше, чем у грамотных. В процессе обучения асимметрия усиливается: левое полушарие специализируется в знаковых операциях, и правое полушарие .

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья

Выполнил: слушатель курсов профессиональной

Бабкина Елена Георгиевна.

Яковлева Ирина Викторовна,

кандидат медицинских наук,

доцент кафедры психолого-педагогических

технологий охраны и укрепления здоровья ТОГИРРО

Понятие межполушарной асимметрии…………………………………. 3

Краткая история изучения проблемы…………………………………. 4

Доминантность полушарий и психические функции…………………. 6

Современные представления о межполушарной асимметрии………. 7

Эффективность обучения правого полушария………………………. 11

Выявление левовизуальных и правовзуальных учащихся по функциональной ассиметрии полушарий головного мозга…………..15

Психологические особенности учащихся с доминированием каналов восприятия учебного материал………………………………………….17

Психологические рекомендации учителям по работе со стилям обучения……………………………………………………………….…19

Актуальность темы.

Исследование функциональной асимметрии головного мозга человека представляет собой важную общенаучную проблему, которая разрабатывается в настоящее время невропатологами, физиологами, генетиками, нейропсихологами и т.д.

Цель исследования заключалась в обосновании положения о том, что деятельность учащихся связана с таким фенотипическим признаком, как доминирование левого или правого полушария головного мозга.

Объект исследования: обучающиеся, зачисленные на логопункт школы.

Предмет исследования: степень развитости функциональной асимметрии головного мозга у учащихся названной категории.

Понятие межполушарной асимметрии

Межполушарная асимметрия (греч. asymmetria — недостаток соразмерности) — неравнозначность функций правого и левого полушарий головного мозга. Межполушарная асимметрия эволюционно связана с развитием речи — функции, связанной преимущественно с левым полушарием.

В рамках этих исследований основное внимание уделяется вопросам связи межполушарной асимметрии с психическими познавательными процессами и влиянию поражений отдельных структур и областей мозга на протекание этих процессов.

Межполушарная асимметрия психических процессов — функциональная специализированность полушарий головного мозга: при осуществлении одних психических функций ведущим является левое полушарие, других — правое. Более чем вековая история анатомических, биохимических, нейрофизиологических и психофизиологических исследований асимметрии больших полушарий головного мозга у человека свидетельствует о существовании особого принципа построения и реализации таких важнейших функций мозга, как восприятие, внимание, память, мышление и речь.

Краткая история изучения проблемы

С давних пор явление право- и леворукости рассматривалось как частное проявление право- или левосторонности, под которым понимается преобладание одной стороны тела по всем функциям. Начало такому представлению положили Г. Хемфри (G. Humphrey, 1861), Дж. Ле Конте (J. Le Conte, 1884), впервые употребивший этот термин, Дж. Бирфлит (J. Bierfliet, 1897), Е. Стир (Е. Stier, 1911).

В ходе этой критики проявилась и другая крайность. Стали говорить, что доминирование различных парных органов не зависит от доминантности больших полушарий головного мозга, что нет никакой связи между асимметрией рук и ног, что асимметрия полушарий у человека относится только к речевым функциям и к праксии рук и ног (последняя мысль принадлежит Г. Беквину [G. Bakwin, 1950).

Один из авторов писал даже, что раз не существует доминантного полушария, значит, праворукость не является врожденной, а есть результат тренировки или бессознательной имитации.

В целом, критика теории доминантного полушария оказалась правильной.

Доминантность полушарий и психические функции

Особенно чувствительный удар по теории доминантного полушария нанесли клинические и психофизиологические исследования, в которых изучалось зависимость тех или иных психических проявлений от локализации соответствующих им центров в правом и левом полушарии.

Современные представления о межполушарной асимметрии

В настоящее время проблема межполушарной асимметрии мозга изучается прежде всего как проблема функциональной специфичности полушарий, т. е. как проблема специфичности того вклада, который делает каждое полушарие в любую психическую функцию. Эти представления строятся на нейропсихологической теории мозговой организации высших психических функций, сформулированной Лурия А.Р. (1969,1973 и др.). Таким образом, межполушарная асимметрия имеет не глобальный, а парциальный характер: правое и левое полушарие принимают различное по характеру и неравное по значимости участие в осуществлении психических функций. Также важно отметить, что в различных системах характер функциональной асимметрии может быть неодинаков. Результаты исследований различных авторов указывают на то, что между правым и левым полушарием головного мозга существуют анатомические различия (Хомская Е.Д., 2005);

Способность к речи, анализу, детализированию, абстракции обеспечивается левым полушарием мозга. Оно работает последовательно, выстраивая цепочки, алгоритмы, оперируя с фактом, деталью, символом, знаком, отвечает за абстрактно-логический компонент в мышлении.

Правое полушарие способно воспринимать информацию в целом, работать сразу по многим каналам и, в условиях недостатка информации, восстанавливать целое по его частям. С работой правого полушария принято соотносить творческие возможности, интуицию, этику, способность к адаптации. Правое полушарие обеспечивает восприятие реальности во всей полноте многообразия и сложности, в целом со всеми его составными элементами.

У че л овека высшие психические функции со от носятся с правым и левым по л ушариями по-разно м у .
Кроме общих междупо л ушарных раз л ичий, пр и сущих большинству лю д ей, отм е чены и ин д ивиду а л ьные особенности.

Понимание доминантности ва ж но, поскольк у оно определяе т многие особенности протекания все х психических процессов у чел о века. Правое пол у шарие более тесно с вязано с в о сприятием чувственной информации. Оно, напри м ер, прямо кас а ется ана л иза информации, которую получает человек непосредственно от своего собствен н ого тела, и не связано с верба л ьно-логическ и ми кодами. Именно оно обраба т ывает информацию в р еальном времени и пространст в е , мгновенно обн а р у живает структурные свойс т ва объекта , дающ и е ц ел остные представления о пространственных взаим оотн о шениях его частей. Левое полушарие
о т в етственно за использование информации о ве ро я т нос т ных свойс т вах событий и статистически х связ ях р ечи. Это п р едполагает обработку и накоплен и е в памят и этого по л ушария све д ений о пр о шлых событиях для использования и прогнозирования будущ их действий. Вк лад левого полушария в те же процессы восприя ти я пр о ст р анств а и времени определяется у с тановлением хронологического порядка, после дов а тельности событ и й , воспроизве д ением обоб щенных представлений о вр е менах года , днях недели, частях с вета , пр и знаках , отл и чающи х человека от животных, и т.п.

Т а ким о б разом, специфи к а вос п р и ят и я определяет ся непосре д с т венной для правого пол у шария и оп осре д ованно й дл я левой с в яз ь ю с внешней сре дой. До л го вр е м енн ая пам ят ь каждого полушария также и м еет св о и отл и ч и я. Л е во е полушарие использует и нфо р мацию о ве р оя тно с тных свойствах событий и стат и ст и ческих связях . Память в правом по л ушари и - эп и з о ди ч еская, п р едставленная в кон т ексте, а в л е вой - классифици ро в а на по множ е ст в у разл и чных основан и й и предоставлена вне контекс т а . М ожно сказать , что прав о е полуш а рие упорядочива е т и н формац и ю о прошлом, а левое на этом основани и вы ст р аи ва е т прогноз о будуще м.

П ол ушария п о-разному уча с твуют в э мо ц и ональн о й ж и зни челове к а. П ора жение больш и н ст ва участков левого полушария сопровождается ощущен и ем по т ер и , бесп омощност и, подавленнос т и.

С имволы, сформированные в левом полушарии, могут бы т ь в т орично зрительно пр ед ставлены
в правом, от л ичаясь при этом глубиной чувств и эмоциональной значимостью . Это т новый образ может вновь пройти символь н ую обработку и получить другое назв а н и е и т . д . Такой п уть можно сопостав и ть с последовате л ьным и э т апа м и в из ме нен и и доминирования полушар ий при р ешении задачи.

Из опыта работы.

На логопункте занимается 20 детей школьного и дошкольного возраста, 8 из них – дети, занимающиеся интегрированно по вспомогательным программам, двое, тоже интегрированно, по индивидуальным адаптированным программам, 1 на домашнем обучении. Учащимся и дошкольникам предлагались тесты на определение ведущего полушария, определение типа мышления, определение типа личности. Результаты оказались следующими: абсолютные правшей оказалось 8 человек, абсоютных левшей – 3 человека (двое из них – брат и сестра), одинаково владеющих как левой, так и правой рукой – 1 человек (ребёнок с синдромом Дауна), переученный левша -1, остальные 7 человек - правшами с признаками левшества. С последними оказалось легче работать при постановке звуков, сложнее - с переученным левшой .

Эффективность обучения правого полушария.

Возникает вопрос, как оптимально использовать возможности каждого полушария в обучении. Мы стали свидетелями массового увлечения теоретич е скими курсами, повышения уровня абстрактност и изложения материала в них, широкого использования символов, усиления математизации и алгоритмизации материала при изложении нематематич е ских дисциплин и даже гуманитарных курсов, широкого внедрения программирования и т. д. Снизилась общая эмоциональность изложения, его язык с тал более сухим, приближенным к канцелярскому и д а леким от литературного. Уменьшилась до л я я рких выразительных конкретных примеров, знания теперь излагают в безличной форме, то есть вне связи с име нами ученых, которым принадлежат соо т ветству ющ и е открытия, законы, разработки, изобретения, проекты. Очень мало используют ритмы - речевые и музыкальные, которые сами по себе активизи р уют эмоциональную и непроизвольную память.

Перекос в обучении в пользу формально -с ло весных форм приводит к формировани ю ша блонного, догматического способа мыш лен ия, неумению применять формально усвоенные з нания на практике. Слабость, нераз витость пространственного воображения всё чаще ста новится препятствием и в творческо м по и с ке и в развитии мастерства

Во время учебы теперь чаще апеллируют к акцентированию механизмов левого полушария, всё менее привлекая правое полушарие. К чему это приводит? Логические способы аргументации как главный инструмент понимания, обеспечиваемые левым полушарием, конечно, необходимы. Методы их совершенствования полезно накапливать и внедрять. Но одностороннее их развитие может привести к тому, что человек, способный грамотно воспроизвести изложенный на занятиях материал, тем не менее оказывается беспомощным при выполнении практической работы, где каждая ситуация является уникальной, ее нельзя решить только стандартными приемами. И, соответственно, помимо знаний, она требует также творческого подхода и интуиции.

Для повышения эффективности об учения целесообразно чаще обращаться к возможностям правого полушария, чтобы полнее использовать прису щ ие ему особенности: значительную скорость и эмо циональность восприятия, его обобщенност ь , це лостность, одномоментность и образность, синтез в реальном пространстве и времени, привлечение непроизвольной памяти.

С этой целью в учебный процесс полезн о си стематически вводить работу с моделями и мак е та ми. Это развивает объемное воображение, навыки мысленного манипулирования с объектами и способность К продуцированию нов ых конструкций.

Можно активизировать возможности правого по лушария, если умело использовать различные схемы. Так, в начале занятия целесообразно представлять ( изображать) общую схему материала , который не обходимо изложить. Она может содержа т ь не более шести-семи блоков,соответствующих основным или наиболее важным моментам, подлежащим усвоению, и связям между ними. Одновременная видимость схемы позволяет соотносить получаемую информацию по мере ее подробного изложения, а также предусматривать некоторые результаты еще до того, как преподаватель, согласно логике изложения, начнет о них говорить. Общая схема способствует не только выявлению логики в изложении материала, она помогает самостоятельно классиф и циров ать
излагаемый материал и с самого начал а п равиль но распределить свое внимание между главными
и вспомогательными элементами темы, тем самым повысив эффективность ее усвое ния.

Например, методы обу чения иностранному я зыку, существу ющи е в п еда г о гиче с к о й практик , опиpaютcя на усвоение правил языка и особенностей его грамматических конструкций (обращение к левому полушарию) или на образные представления и конкретные ситуации (обращение к правому полушарию). Более продуктивным подходом к обучению языку послужило бы одновременное использование тех и других методов в едином учебном процессе. Только сбалансированная активизация сильных сторон каждого полушария позволяет достичь максимальной скорости, используя в качестве критерия целостные стереотипные, шаблонные образцы (правое полушарие), и обеспечить максимальную точность при решении новых задач, ориентируясь на локальные, фрагментарные признаки левого полушария.

Целостность восприятия, обеспечиваемая правым полушарием, позволяет одномоментно отследить не только элементы изучаемого материала, но и их взаимосвязи, т. е. понять общую структуру пред мета.

Усвоение общей- структуры облегчает опреде лени е места в ней каждого нового факта, а также выявл ение противоречий. Краткая, схематическая запис ь задачи дает возможность одновременно ох ватит ь взглядом всю проблемную ситуацию, которая таит н ечто вроде построения внутреннего мостика между проблемой и ее решением путем согласова ния м ысленного образа цели и существующего об раза си туации. Одномоментная видимость является важней шей психологической предпосылкой решения. И зучение нового раздела целесообразно начинать с представления его общей схемы. Ее предлагают в красочной образной форме, и на первом занятии по теме преподаватель объясняет смысл и значение каждого элемента схемы и связей между ними. Ученики постепенно учатся самостоятельно строить такие схемы, при этом у них вырабатывается навык структурирования, необходимый для понимания сути любого нового материала.

Такие средства передачи информации, как телевидение и кино, особенно их документальные формы, ориентированные на восприятие конкретной реальности, а также композиции поэтической и музыкальной форм, непосредственно обращаясь к правому полушарию, его эпизодической и ритмической памяти, улучшают непроизвольную память и активизирую т непроизвольное внимание слушателя и зрителя. Этому же способствуют выразительность речи и жестов оратора, богатство речевого интонирования и эмоциональная окрашенность речи.

Итак, в правом полушарии осуществляется обработка первичной информации об образе, в ней же формируются представления об объектах, которые на первом этапе, во внутренней модели мира человека, замещаю т объекты внешнего мира. Первичные образы впоследс т вии могут быть преобразованы левым полушарием в символы, а их взаимоотношения в процессе дальнейшей формализации - в логические конструкции.

Эти конструкции отчасти могут быть вновь наглядно представлены в правом полушарии. Используя их динамично в процессе решения какой- либо задачи, полушария последовательно и мно го кратно меняются ролями, т. е. происходит измен ение доминирования - преобладающего участия одн ого полушария на определенном этапе решения или е го специфического вклада в способы решения:

Статья подготовлена по результатам многолетних исследований, посвященных проблемам латерализации функциональной асимметрии юных баскетболистов 10-12-лет. В статье представлен подход определения индивидуального профиля и коэффициента асимметрии у юных баскетболистов. В процессе спортивной подготовки учитывается и анализируется множество различных факторов и особенностей юных спортсменов, не исключением является и учет латерализации функциональной асимметрии мозга при подготовке юных спортсменов на этапе начальной спортивной подготовки. Неадекватное применение не ведущих конечностей спортсменом создают ограничения в спортивных достижениях, поэтому в процессе спортивной подготовки юных баскетболистов дополнительным резервом для повышения эффективности тренировочного процесса может послужить учет функциональной асимметрии. В процессе игровой деятельности от баскетболистов требуется быстро и эффективно выполнять технические приемы в условиях непредвиденных игровых ситуаций как ведущей так и не ведущей рукой, при ограниченном времени и пространстве на фоне нарастающего утомления. Учет функциональной асимметрии в процессе спортивной подготовки юных баскетболистов позволит нивелировать имеющуюся асимметрию и повысить уровень технической подготовленности. На основании результатов исследования выявлена положительная динамика нивелирования функциональной асимметрии при использовании модели технической подготовки юных баскетболистов.


1. Яковлев Б.П., Апокин В.В. Лимитирующие факторы психомоторной организации квалифицированных спортсменов / Б.П. Яковлев, В.В. Апокин // Теория и практика физической культуры. – 2013. – № 11. – С. 83–87.

3. Шанина Г.Е. Межполушарная асимметрия как фактор, лимитирующий проявления высших психических функций: обзор лит-ры отечеств. и зарубеж. авт. / Г. Е. Шанина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2010. – № 1. – С. 45–48.

4. Бжецов К.З. Латерализация зрительных и слуховых вызванных потенциалов головного мозга юношей / К.З. Бжецов, К.Д. Чермит, А.Г. Заболотний // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 4: Естественно-математические и технические науки. – 2013. – № 4 (125). – С. 61–64.

5. Крайнова Т.В. Функциональный профиль асимметрии юных спортсменок, специализирующихся в эстетической гимнастике / Т.В. Крайнова, Е.М. Бердичевская // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 4: Естественно-математические и технические науки. – 2013. – № 2. – С. 71–75.

6. Глазкова Н.В. Технико-тактическая подготовка юных спортсменов игровых видов спорта с учетом их психофизиологических особенностей: автореф. дис. … канд. пед. наук / Н. В. Глазкова. – Малаховка, 2011. – 20 с.

7. Кадуцкая Л.А. Анализ соревновательной деятельности юных баскетболисток с учетом проявления у них моторной асимметрии / Л.А. Кадуцкая, Н.Ю. Тетюхина, О.В. Петренко, Е.С. Николаева / материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Липецк: ЛГПУ им. П. П. Семенова-Тян-Шанского, 2016. – С. 56–59.

8. Аксарин И.В. Анализ рациональности и результативности выполнения технических приемов юными баскетболистами с учетом функциональной асимметрии в соревновательной деятельности / И.В. Аксарин // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2017. – № 4. – С. 9–16.

9. Бердичевская Е.М. Функциональная асимметрия и спорт / Е.М. Бердичевская, А.С. Гронская // Руководство по функциональной межполушарной асимметрии. – М., 2009. – С. 647–691.

10. Скрынникова Н.Г. Формирование техники гребковых движений на начальном этапе многолетней подготовки пловцов с учетом моторной асимметрии: автореф. дис. …канд. пед. наук / Н. Г. Скрынникова. – Краснодар, 2009. – 22 с.

11. Аксарин И.В. Модель технической подготовки юных баскетболистов с учетом функциональной асимметрии / И.В. Аксарин, И.Ю. Аксарина // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2017. – № 4(96). – С. 58–67.

Процесс спортивной подготовки юных спортсменов уже на начальном этапе подготовки ведется на уровне предельных физических и психических нагрузок [1]. Это предопределяет углубление научных представлений о физиологических механизмах совершенствования функциональных резервов человеческого организма в процессе адаптации к все возрастающим нагрузкам.

Организм в ходе эволюции сформировал механизмы нервной системы, обеспечивающие отбор. К ним можно отнести фундаментальные закономерности деятельности мозга человека – межполушарную асимметрию и межполушарное взаимодействие, которые в значительной степени детерминированы генетическими механизмами и в то же время находятся под влиянием социального и профессионального, в том числе спортивного, тренинга [2, 3].

В процессе спортивной подготовки учитывается и анализируется множество различных факторов и особенностей юных спортсменов. Не исключением является и учет латерализации функциональной асимметрии мозга при подготовке юных спортсменов на этапе начальной спортивной подготовки. В свое время индивидуальный профиль асимметрии рассматривали как значимый генетический маркер успешности спортивной деятельности [2, 4, 5].

В баскетболе имеется небольшое количество исследований, связанных с учетом функциональной асимметрии при подготовке спортсменов [4, 6, 7]. Малая изученность влияния индивидуального профиля асимметрии на уровень технической подготовленности в баскетболе, возможно, значительно сдерживает повышение эффективности технической подготовки. Практика показывает, что заниматься баскетболом начинают с 7–8 лет, но вот углубленные занятия баскетболом рекомендуется начинать в 10–12 лет, а учитывая, что в период с 6 до 12 лет ребенок овладевает примерно 90% общего объема двигательных навыков, в этот период происходит увеличение динамики асимметрий. Стоит отметить, что у юношей к 13-летнему возрасту функциональная асимметрия стабилизируется, происходит ее окончательное становление, поэтому возраст 10–12 лет является самым благоприятным при обучении технике игры в баскетболе с учетом направленности на сглаживание функциональной асимметрии.

Выраженная функциональная асимметрия негативно влияет на игровой процесс юных спортсменов, что подтверждается ранее проведенным исследованием рациональности и результативности выполнения технических приемов юными баскетболистами с учетом функциональной асимметрии в соревновательной деятельности [8]. Помимо ограничений возможности спортсмена при выполнении симметричных упражнений и технических приемов выраженная асимметрия оказывает влияние на его состояние здоровья [9]. Для высокой работоспособности и здоровья человеку необходимо равномерное развитие всех его двигательных качеств. Поэтому одной из задач физического воспитания и спорта является гармоничное развитие и равномерное воздействие физических нагрузок на правую и левую стороны тела. Многие исследователи считают, что именно из-за неравномерной нагрузки и развивается асимметрия [4, 10]. Например, асимметричные виды спорта способствуют одностороннему развитию организма, что чаще всего приводит к нарушению осанки, так как технические действия чаще всего выполняются доминантной стороной тела, что в результате приводит к асимметричному развитию мышц. Симметричные же виды спорта не вызывают значительных отклонений от нормы со стороны опорно-двигательного аппарата, из чего следует, что для каждого вида спорта необходимо определять наличие асимметрии и степень ее доминирования для целенаправленного нивелирования [3, 10, 11].

Из изложенного следует, что для гармоничного развития юных баскетболистов необходимо развивать как ведущую, так и неведущую сторону. Поскольку индивидуальный профиль асимметрии и степень ее доминирования у юных баскетболистов могут быть различными, соответственно и подходы к тренировочному процессу должны быть различны. Для качественного построения тренировочного процесса юных спортсменов необходимо учитывать функциональную асимметрию, в связи с чем целью исследования является определение индивидуального профиля асимметрии с характером доминирования моторных и сенсорных функций у юных баскетболистов.

Организация и методы исследования

В педагогическом эксперименте, который проводился в течение 2014–2017 гг., приняли участие 40 юных спортсменов 10–12 лет, занимающихся в спортивной школе. Они были разделены на две группы по 20 человек. Первая группа являлась контрольной, она тренировалась по примерной программе спортивной подготовки, рекомендованной для ДЮСШ и СДЮШОР. Вторая группа являлась экспериментальной, а процесс обучения техническим приемам во второй группе также проходил по стандартной программе, рекомендованной для СДЮШОР, но на основе учета характера асимметрии спортсменов и с внедрением в учебно-тренировочный процесс модели технической подготовки юных баскетболистов. В учебно-тренировочный процесс был внедрен специализированный комплекс упражнений, а разучивание новых приемов проходило по определенной схеме распределения количества выполнения технических приемов с повышением нагрузки на неведущую сторону [11].

Определение моторной и сенсорной асимметрии у юных баскетболистов контрольной и экспериментальной групп проводилось в естественных условиях, в рамках учебно-тренировочных занятий, предусмотренных расписанием. Для определения индивидуального профиля был проведен опрос юных баскетболистов с помощью специального опросника Аннет, проведено исследование функциональных моторных и сенсорных асимметрий. Тестирование индивидуального профиля функциональной асимметрии у юных баскетболистов осуществлялось с целью выявления двигательных и сенсорных предпочтений, обусловленных как генетическими, так и социальными факторами. Тестирование проводилось в комплексе с анкетированием. Для составления тестов были использованы методики К.Д. Чермита, Е.М. Бердичевской, Н.Н. Брагиной и Т.А. Доброхотовой [3, 9, 10]. При определении индивидуального профиля асимметрии у юных баскетболистов было использовано 24 показателя.

Так как в баскетболе присутствуют сложные двигательные реакции, когда требуется мгновенно выбрать одно адекватное действие из нескольких возможных вариантов, немаловажную роль при принятии решения играет сенсомоторное сопряжение. Поэтому было необходимо провести исследование сенсомоторной асимметрии. Для ее определения использовали трек-тест (для определения времени выполнения задачи на зрительно-моторное сопряжение), тест с реакцией на свет (для определения времени реагирования на световой раздражитель) и тест с реакцией на движущийся объект (для определения реакции на движущийся объект).

Первичные данные подвергались статистической обработке. Были проанализированы особенности распределений всех вариационных рядов (определены значения среднего арифметического и стандартного отклонения) и определялась статистическая значимость различий средних значений. С целью статистического анализа эмпирических данных и наглядного представления результатов применялась компьютерная программа Statistica v.5.0.

Для проверки эффективности разработанной нами модели технической подготовки юных баскетболистов в течение двух лет следили за динамикой изменений функциональной асимметрии в контрольной и экспериментальной группах. С целью определения эффективности модели устанавливалась достоверность различий величины изучаемых признаков до и после эксперимента по t-критерию Стьюдента – t. В таблице 1 представлены результаты трех контрольных точек тестирования моторной асимметрии у юных баскетболистов в контрольной и экспериментальной группах. В результате двухлетнего эксперимента было установлено, что в обеих группах произошел прирост показателей в теппинг-тесте как ведущей, так и неведущей рукой. Однако в экспериментальной группе прирост показателей в теппинг-тесте оказался выше при выполнении неведущей рукой. Вероятно, что увеличение показателей стало следствием дополнительной нагрузки на неведущую сторону во время учебно-тренировочного процесса. Также стоит отметить, что дополнительная целенаправленная нагрузка на неведущую руку в экспериментальной группе не повлияла на развитие ведущей руки.

У юных баскетболистов контрольной группы также имеется достоверный прирост показателей в теппинг-тесте, но намного ниже. Такой прирост показателей в контрольной группе объясняется естественным развитием, характерным для детей 10–12 лет, а также наличием симметричных упражнений в учебно-тренировочном процессе.

Читайте также: