Лисичанский рудник расширил производство угля до 200 тыс пудов в год кратко

Обновлено: 30.06.2024

Продолжаем перевод статьи Вествуда , о Джоне Юзе и его вкладе в развитие русской металлургии.

В 1869-м году Джон Юз прибыл на Юг Российской Империи, создавать вторую металлургическую “базу” страны.

Богатые угольные ресурсы Донецкого бассейна были известны много лет и использовались местными крестьянами и малыми артелями. Однако о добыче руды в регионе речи не шло: знаменитый французский горняк, Ле Пле, обследовал Малороссию в 1837 году и заявил, по итогам изысканий, о высочайшем качестве южного угля и отсутствии здесь значимых залежей руд. Тридцать лет никто не брался оспаривать экспертизу Ле Пле.

Правительство империи всё-таки решило использовать местный уголь в металлургии — еще до изысканий Ле Пле. Построенный в 1797 году Луганский литейный завод давал железо до промышленности, но работал на “импортном” железе с Урала. Что делало железо просто таки запретительно дорогим.

К шестидесятым годам специалисты Горного департамента (до 1863-го — департамента горных и соляных дел) предприняли новые изыскания. Местную руду оказалось можно добывать и перерабатывать в железо. В Лисичанске, на государевы финансы, построили первый завод с печью, работающей на южном коксе, из местных же угля и руды. Однако вскоре непосредственно лисичанские рудные жилы истощились, и руду надо было везти с месторождений на расстоянии 60 километров от Лисичанска. По этой и другим причинам лисичанский проект решили закрыть.

Третьей попыткой правительства развить южную металлургию стала концессия князю Кочубею, в 1868 году, на создание железнодорожно-прокатного завода. Чугун для завода планировали к поставке из Лисичанска.

Кочубей был не единственным концессионером — правительство заключило пять концессий, не только с российскими, но и с английскими предпринимателями. И Кочубей был не единственным, кто не справился. Ни одну из концессий не использовали, хотя Кочубей попытался. Но его проект провалился, потому что князь не сумел собрать нужный капитал. За 240 000 фунтов он с радостью уступил концессию Джону Юзу.

Новообразованную компанию Юз с акционерами создал в соответствии с английским коммерческим правом, а в коммерческих сделках следовал российскому праву. Условия концессии включали в себя дар царских угледобывающих и рудоносных земель, право на строительство 85 километров железной дороги, с подсоединением к Курско-Харьковско-Азовской железной дороге, и государственную субсидию, 50 копеек на каждый пуд рельсов, купленных российскими железнодорожниками. Субсидия ограничивалась максимальным годовым производством, в 300 000 пудов, и прекращалась через десять лет после открытия завода.

В 1875 году Юз взял на себя дополнительное обязательство - а, по сути, заполучил себе гарантированный рынок - обанкротившейся Азовской компании. Компания гарантировала - а правительство покупало - ежегодную поставку 500 000 пудов рельсов. Юз также обязался построить печь производительностью 6200 пудов чугуна в неделю. И, если правительству потребуется больше угля — построить-разработать новые угольные шахты, с добычей в 124 000 пудов в неделю.

Под строительство завода Юз выбрал местечко недалеко от Мариуполя. В те годы это были необитаемые земли, к тому же и удаленные непосредственно от месторождений. Особенно остро на новом месте встал вопрос обеспечения строителей и будущих заводчан водой. Поэтому Юз арендовал у местных землевладельцев землю для расширения своего участка и, дополнительно, купил земли “по бартеру” для донских казаков. Казаки поменялись с Юзом своими землями, на левом берегу реки Кальмиуса. Таким дорогостоящим приемом Юз взял под контроль оба берега реки и обеспечил водой строительство.

Необжитость выбранных Юзом земель затрудняла привлечение квалифицированных рабочих из Великобритании и рабочих из других регионов России — хотя Юз сделал строительство приемлемых жилых домов первоочередной задачей. Почти все материалы и оборудование для работ приходилось ввозить из Англии через Таганрог, а затем перевозить за сто километров на телегах до места строительства будущего завода. Перевозить по голой степи — дорог к новому заводу пока еще не было.

Несмотря на эти трудности, строительство первой доменной печью началось осенью 1870 года, а 24 апреля 1871 года заводчане выплавили первую партию чугуна. Чугун получился удовлетворительного качества, но спустя три дня производство прекратилось — из-за неисправности в конструкции печи оказалось невозможным поддерживать правильную рабочую температуру. Причиной неисправности стала неправильная загрузка первой партии. На устранение проблем и усовершенствование конструкции печи и процесса получения чугуна понадобилось двенадцати месяцев.

Ранние неудачи, подобные донецкой, не были исключением, в мировой истории металлургии. Что было исключительным для России — так это решимость Юза продолжать, а не отказываться от проекта. Возможно, именно упорство Юза побудило “железного” купца Пастухова самому поупираться при строительстве и запуске чугунолитейного завода близ поселка Сулиновка. Завод стал вторым металлургическим на юге России. Он должен был использовать антрацит для получения железа, т.н. “шотландский метод; и Пастухов с инженерами тоже столкнулись с техническими проблемами на первом этапе.

К 1874 году инженеры Юза преодолели все трудности, и доменная и пудлинговая печи теперь работали непрерывно. Чугун производился из расчета около 150 тонн в неделю - почти в два раза больше взятых на себя обязательств, по субсидии - и ежегодно завод прокатывал около 500 000 пудов (8 100 тонн) рельсов. Что еще важнее — завод Юза первым в России стал использовать при получении чугуна и железа кокс.

Хотя 500 тысяч пудов рельсов — наилучший результат тех лет для России, такой объем железнодорожного производства не покрывал всего спроса на внутреннем рынке. С учетом только общей длины дорог в 1874 году и среднего срока службы железных дорог в пять лет, объем производства завода Юза составлял примерно 1/35 от общего объема замены рельсов. С учетом необходимости нового строительства — рельс нужно было еще больше.

Инженеры Юза приступили к строительству второй печи. После завершения строительства и задувания печи, объем производства должен был удвоиться. Кроме того, на заводе стали практиковать “восстановительное” производство: две железные дороги отправляли изношенные рельсы Юзу, меняя один пуд новых рельсов на пуд с четвертью старых, с доплатой 90 копеек сверху.

Вместе с заводом росла добыча угля: на землях Юза разрабатывали семь угольных пластов, снабжающих не только завод, но и местные железные дороги. Машины и подъемные механизмы у Юза были, в основном, паровые: в общей сложности 22 двигателя в 791 лошадиную силу, и лишь в двух из восьми угольных шахт использовали осликов.

Примдиггер.ру

Примдиггер.ру

Примдиггер.ру запись закреплена

Во второй половине XIX в. в состав России вошла южная часть Дальнего Востока и правительство, преследуя здесь экономические и стратегические цели, начало осваивать Тихоокеанское побережье. Еще до подписания официальных договоров о разделении территории Южно-Уссурийского края с Китаем, сюда были отправлены первые экспедиции, с целью изучить богатство края – в 1858 г. экспедиция М. Венюкова, в 1859 г. – Н. Аносова и других. [История Дальнего Востока СССР в эпоху феодализма и капитализма (XVII в. – февраль 1917 г.). – М., 1991, С. 132]

В сер. XIX в. на Тихом океане появилась русская эскадра, ее корабли в это время переходили от парусного оснащения к паровым двигателям, для которых необходимо было минеральное топливо – уголь. Первый уголь в Южно-Уссурийском крае был найден военными моряками летом 1859 г. в заливе Посьета. [Галлямова Л.И. Дальневосточные рабочие России во 2-й пол. XIX – нач. XX в. – Владивосток, 2000, С. 72]

20 октября 1889 г. Южно-Уссурийская горная экспедиция, во главе с Д.Л. Ивановым и его помощником инженером П.А. Акимовым прибыла на место обнаружения сучанского угля, указанное В.П. Маргаритовым. Рабочая партия экспедиции состояла отчасти из стрелков Никольского гарнизона и солдат Владимиро-Александровской воинской команды, отчасти из крестьян с. Новицкого. Работы начались расчисткой дороги, доставкой оборудования, рытьем землянок. В апреле 1890 г. на Сучан прибыли штейгер Мауриц и поручик Карский с 30 рабочими из нижних чинов, начались основные вспомогательные и разведочные работы. [Иванов Д.Л. Разведки Сучанского каменноугольного месторождения в 1890 г. // Горный журнал, 1892, № 6, С. 279]

В результате разведочных работ проводимых Южно-Уссурийской горной экспедицией в Сучанской долине было выявлено большое промышленное значение Сучанского месторождения угля. Руководитель экспедиции, горный инженер Д.Л. Иванов отмечал что, во-первых, угольные пласты оказались достаточной мощности и пригодны для разработки промышленным способом. Во-вторых, это были полуантрацитовые угли, которые наиболее подходили для нужд военного флота.

Основываясь на результатах работ Южно-Уссурийской горной экспедиции, правительство приняло решение приступить к разработке Сучанского месторождения угля. Большие казенные затраты на первоочередную задачу строительства Транссибирской магистрали, создавали сложность в создании предприятия средствами казны. Правительство рассчитывало в этот период построить на Сучане две шахты и узкоколейную дорогу до бухты Находки за счет частного капитала. К концу 1892 г. разведки на Сучане были приостановлены, и рудник готовился к сдаче частному предпринимателю статскому советнику Н.Н. Летуновскому, которому горный департамент без торгов передал право на добычу угля сроком на 36 лет. [РГИА ДВ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 664. Л. 92] .

В начале января 1896 г. контракт с В.Я. Белобородовым расторгается, так как последний практически не смог начать никакой деятельности по организации добычи сучанского угля. Горный департамент сделал публикации в нескольких газетах о призыве предпринимателей для эксплуатации Сучанского месторождения на прежних условиях. В назначенный срок были представлены 2 заявления: барона фон-дер-Остен Дризера и князя Ливена, и московских купцов П. Смирного, А. Абрикосова и П. Расторгуева. Но в связи с непредставлением залога 5 тыс. руб. никем из заявителей ко дню состязания, сдача Сучанского рудника в аренду не состоялась.

7 февраля 1896 г. смотритель Сучанского рудника А.Н. Канаревский передал свои дела по охране имущества бывшему объездчику Сучанского лесничества И. Мельниченко, а сам уехал. Фактически на руднике осталась жить только семья Мельниченко, поэтому, вопреки общепринятому в литературе утверждению о начале промышленной разработки Сучанского угля в 1896 г., следует отметить, что никакой промышленной разработки угля не велось.

В нач. 1890-х гг. в Южно-Уссурийском крае действовало только одно угледобывающее предприятие вблизи Владивостока на западном берегу Амурского залива, производил разработку М.К. Федоров. Работы велись нерегулярно кустарным способом, объем добычи не превышал 31 тыс. пудов в год. [Галлямова Л.И. Дальневосточные рабочие России во второй половине XIX – начале XX в. – Владивосток, 2000, С. 73] Это явно не отвечала росту потребности угля, обусловленному развитием железнодорожного и водного транспорта, подъемом промышленности.

Возникновение горной и горнозаводской промышленности на юге России находилось в тесной связи с общим промышленным развитием страны. Здесь постепенно накапливался опыт добычи и использования угля для солеварения и кузнечных работ. Местные жители добывали уголь для отопления жилищ и хозяйственных надобностей. Со средины 80-х гг. XVIII века в небольших масштабах велась разработка каменноугольных месторождений для нужд флота и внутреннего рынка.

Для обеспечения завода углем в 1795 г. на территории современного Лисичанска был заложен первый в Донбассе каменноугольный рудник. Уже в 1796 г. здесь стали добывать уголь. Сплавлять его по Донцу и Лугани не удалось, так как расчистка русла рек не была закончена, и топливо доставлялось на волах. Уголь шел на удовлетворение нужд флота, отопление казарм, кузниц и различных хозяйственных целей, а также поступал на рынок. Кроме Лисичанского появились новые рудники, началась систематическая промышленная добыча угля. За первое десятилетие (1796—1806) она составила 2,4 млн. пудов угля, из них 90% приходилось на долю Лисичанского рудника.

Однако это была лишь опытная плавка. Наладить доменное производство на каменном угле тогда не удалось. Металлургия России, сосредоточенная на Урале, основывалась на древесном угле. Английские же мастера, работавшие на заводе, не смогли использовать уже накопленный в их стране опыт выплавки чугуна на коксе. Кроме того, местные руды имели низкое содержание железа, а лисичанский уголь слабо коксовался. Завод превратился в передельный и с 1807 г. переплавлял уральский чугун и металлический лом, поступавший из южных крепостей и от Черноморского флота. Добыча руды прекратилась еще в 1802 г.

Луганский завод представлял собой казенную мануфактуру и первое время приносил довольно значительную прибыль. За первые пять лет было выпущено около 1 тыс. орудий и примерно 400 тыс. снарядов. В период Отечественной войны 1812 г. он расширился и поставил русской армии много пушек и снарядов.

В 1830-1840 годах опыты плавки местных руд на минеральном топливе продолжались, но промышленного значения они не имели. В эти десятилетия казенные заказы были сокращены, и завод приступил к производству промышленного оборудования и сельскохозяйственных машин. Неоценимую службу завод сослужил в годы Крымской войны, когда он ежедневно посылал защитникам Севастополя по 3 тыс. пудов снарядов.

Новые опыты использования минерального топлива для выплавки металла были проведены в Керчи, где открыли богатые месторождения железных руд. В 1850 г. в построенной там домне начались плавки из местных руд на донецком антраците. Во время Крымской войны этот казенный завод разрушил неприятель. 1858 г. в Бахмутском уезде (на территории современного Енакиево) был заложен доменный завод, названный в честь Петра I Петровским. Здесь выплавили свыше 30 тысяч пудов чугуна, но наладить доменное производство не удалось.

До начала 40-х гг. XIX в. основным поставщиком угля являлись северная и западная части Донецкого бассейна. Здесь находились крупныйЛисичанский и два других казенных рудника. Действовали и небольшие, кустарного типа помещичьи шахты, на которых уголь добывался только осенью и зимой. Наряду с этим имелись и крупные разработки, к которым принадлежала, например, шахта села Александровка (ныне территория Донецка). В 1905 г. ее производительность вдвое превысила добычу угля наЛисичанском руднике.

В 1817 г. началась разработка антрацита у казачьей станицы Грушевая (ныне Шахты). Уже в 1844 г. на долю Грушевского угля приходилось больше 50, а в 1860 г.— 73% всей добычи в Донбассе.

При всех успехах в освоении природных богатств феодальные порядки и экономическая отсталость страны задерживали создание в Донецком бассейне развитой горной и горнозаводской промышленности. Из 45 каменноугольных и антрацитовых рудников, действовавших в начале 50-х гг., лишь наЛисичанском и Александровском использовались паровые машины и правильно велись горные работы

С первых дней своего существования промышленный Донецкий бассейн выделялся из других регионов Юга России интернациональным населением (местные славяне, казаки, греки, немцы, молдаване, армяне, румыны, отчасти - татары и евреи и, совсем мало, - цыгане круто перемешались с выходцами из всех пределов Российской империи), его высокой плотностью (в XIX-XX вв. в разные времена на 26,5 тыс. км. Донецкого экономического района проживали от 2,1 до 5,3 млн.чел.), значительной урбанизацией (по переписи 1793 года доля городского населения Донецкого края составляла 1%, а в 1990 году до 95% жителей региона расселились в заводских поселках, развившихся со временем в крупные города) и высокой концентрацией производства (на рубеже XIX-XX вв., в различные периоды - от 200 до 800 промышленных предприятий), жесткими технологическими и организационными требованиями к труду и быту, не самыми благоприятными географическими, а потому – и технологическими (энергетическими) условиями (в Донбассе мало воды и Углегорская, Старобешевская, Кураховская, Славянская, проч. ГРЕС были построены уже в годы советской власти), а также сравнительно молодой (с самого конца XIX века) культурной традицией.

Возникновение горной и горнозаводской промышленности на юге России находилось в тесной связи с общим промышленным развитием страны. Здесь постепенно накапливался опыт добычи и использования угля для солеварения и кузнечных работ. Местные жители добывали уголь для отопления жилищ и хозяйственных надобностей. Со средины 80-х гг. XVIII века в небольших масштабах велась разработка каменноугольных месторождений для нужд флота и внутреннего рынка.

Для обеспечения завода углем в 1795 г. на территории современного Лисичанска был заложен первый в Донбассе каменноугольный рудник. Уже в 1796 г. здесь стали добывать уголь. Сплавлять его по Донцу и Лугани не удалось, так как расчистка русла рек не была закончена, и топливо доставлялось на волах. Уголь шел на удовлетворение нужд флота, отопление казарм, кузниц и различных хозяйственных целей, а также поступал на рынок. Кроме Лисичанского появились новые рудники, началась систематическая промышленная добыча угля. За первое десятилетие (1796—1806) она составила 2,4 млн. пудов угля, из них 90% приходилось на долю Лисичанского рудника.

Однако это была лишь опытная плавка. Наладить доменное производство на каменном угле тогда не удалось. Металлургия России, сосредоточенная на Урале, основывалась на древесном угле. Английские же мастера, работавшие на заводе, не смогли использовать уже накопленный в их стране опыт выплавки чугуна на коксе. Кроме того, местные руды имели низкое содержание железа, а лисичанский уголь слабо коксовался. Завод превратился в передельный и с 1807 г. переплавлял уральский чугун и металлический лом, поступавший из южных крепостей и от Черноморского флота. Добыча руды прекратилась еще в 1802 г.

Луганский завод представлял собой казенную мануфактуру и первое время приносил довольно значительную прибыль. За первые пять лет было выпущено около 1 тыс. орудий и примерно 400 тыс. снарядов. В период Отечественной войны 1812 г. он расширился и поставил русской армии много пушек и снарядов.

В 1830-1840 годах опыты плавки местных руд на минеральном топливе продолжались, но промышленного значения они не имели. В эти десятилетия казенные заказы были сокращены, и завод приступил к производству промышленного оборудования и сельскохозяйственных машин. Неоценимую службу завод сослужил в годы Крымской войны, когда он ежедневно посылал защитникам Севастополя по 3 тыс. пудов снарядов.

Новые опыты использования минерального топлива для выплавки металла были проведены в Керчи, где открыли богатые месторождения железных руд. В 1850 г. в построенной там домне начались плавки из местных руд на донецком антраците. Во время Крымской войны этот казенный завод разрушил неприятель. 1858 г. в Бахмутском уезде (на территории современного Енакиево) был заложен доменный завод, названный в честь Петра I Петровским. Здесь выплавили свыше 30 тысяч пудов чугуна, но наладить доменное производство не удалось.

До начала 40-х гг. XIX в. основным поставщиком угля являлись северная и западная части Донецкого бассейна. Здесь находились крупныйЛисичанский и два других казенных рудника. Действовали и небольшие, кустарного типа помещичьи шахты, на которых уголь добывался только осенью и зимой. Наряду с этим имелись и крупные разработки, к которым принадлежала, например, шахта села Александровка (ныне территория Донецка). В 1905 г. ее производительность вдвое превысила добычу угля наЛисичанском руднике.

В 1817 г. началась разработка антрацита у казачьей станицы Грушевая (ныне Шахты). Уже в 1844 г. на долю Грушевского угля приходилось больше 50, а в 1860 г.— 73% всей добычи в Донбассе.

При всех успехах в освоении природных богатств феодальные порядки и экономическая отсталость страны задерживали создание в Донецком бассейне развитой горной и горнозаводской промышленности. Из 45 каменноугольных и антрацитовых рудников, действовавших в начале 50-х гг., лишь наЛисичанском и Александровском использовались паровые машины и правильно велись горные работы

С первых дней своего существования промышленный Донецкий бассейн выделялся из других регионов Юга России интернациональным населением (местные славяне, казаки, греки, немцы, молдаване, армяне, румыны, отчасти - татары и евреи и, совсем мало, - цыгане круто перемешались с выходцами из всех пределов Российской империи), его высокой плотностью (в XIX-XX вв. в разные времена на 26,5 тыс. км. Донецкого экономического района проживали от 2,1 до 5,3 млн.чел.), значительной урбанизацией (по переписи 1793 года доля городского населения Донецкого края составляла 1%, а в 1990 году до 95% жителей региона расселились в заводских поселках, развившихся со временем в крупные города) и высокой концентрацией производства (на рубеже XIX-XX вв., в различные периоды - от 200 до 800 промышленных предприятий), жесткими технологическими и организационными требованиями к труду и быту, не самыми благоприятными географическими, а потому – и технологическими (энергетическими) условиями (в Донбассе мало воды и Углегорская, Старобешевская, Кураховская, Славянская, проч. ГРЕС были построены уже в годы советской власти), а также сравнительно молодой (с самого конца XIX века) культурной традицией.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

С мелкого, в основном крестьянского, промысла начала свою историю каменноугольная промышленность края. Промышленная добыча угля начала развиваться только в конце ХVІІІ в. В 1795 г. в Лисичьей Балке вблизи села Верхнее (Третья Рота) была заложена первая промышленная каменноугольная шахта Донбасса, которая в 1796 г. дала первый уголь. Ныне это территория города Лисичанска (Луганская область). Позднее каменноугольные предприятия появляются в большом количестве на территории Бахмутского уезда.


В 1803-1806 гг. на Щербиновских рудниках Бахмутского уезда велась разработка угля жителями с. Зайцево, хуторов Железный, Щербиновский, слободы Государев Байрак, имевших до этого угольные ямы-колодцы на собственных землях, недра которых по законам того времени принадлежали им. Уголь жители использовали для домашних потребностей, остальное – продавали. С 1800-1820 гг. на дачах казенного села Зайцево крестьяне также добывали уголь не только для своих нужд, но и на продажу.

Граф М.С.Воронцов

Задание к иллюстрации

Составьте исторический портрет графа М.С. Воронцова. Отразите роль деятельности генерал-губернатора для развития Донбасса.

В 20-х гг. XIX в., когда царское правительство начало активную деятельность по поиску угольных месторождений на юге страны, угледобыча была отдана на откуп, а с 1826 г. добыча угля стала облагаться налогом, и разработка угля совершалась только под присмотром чиновников. Через три года из-за резкого сокращения угледобычи в 1829 г. была разрешена свободная разработка угольных пластов.

В 1839 г. на крестьянских шахтах сел Железное, Щербиновка и других годовая добыча достигала 200 тыс. пудов, что составляло свыше 25% общей добычи угля в Донбассе.

На шахтах было простое оборудование – лопата, кайло, молоток, ручной ворот с веревкой и корзинкой для поднятия угля. Как правило, собственник шахты – крестьянин или казак – сам не добывал уголь, а нанимал местных или пришлых работников и платил им от 8 до 10 рублей серебром за добычу и доставку на-гора тысячи пудов угля.

Новороссийский и бессарабский генерал-губернатор граф М. Воронцов имел либеральные убеждения и пытался создать на юге благоприятные условия для развития капиталистических отношений, предпринимательской деятельности, улучшения аграрного производства.

Бурный рост портов, баз и кораблей заставил его пригласить на службу опытного горного инженера А. Гурьева, перед которым впервые была поставлена практическая задача – организовать добычу угля в масштабах, необходимых для обеспечения потребностей флота. Это связывалось еще и с тем, что угольный рынок России стал пополняться более дешевым английским углем, который, как балласт, привозили корабли, которые доставляли зерно в Великобританию.

Проанализировав материалы ранее проведенных геологических разведок, А. Гурьев остановил выбор на верховьях реки Кальмиус. Наряду с высоким качеством имеющегося угля, это место имело уже сформированную на то время сеть грунтовых дорог и водных мельниц и отличалось близостью сел – будущих источников рабочей силы.

подъемную машину и мастерские, которые изготавливали элементарное оборудование, необходимое для горных работ. Постоянно увеличивая добычу угля, благодаря использованию новейшей техники, Александровский рудник стал наибольшим поставщиком на Юге России. Сейчас на этой территории находится шахта им. А.Ф.Засядько в Донецке.

Годовой доход рудника составлял полмиллиона пудов. Уголь, который добывался на руднике, получил высокую оценку как топливо для паровых судов. С этого времени начинается создание помещичьих шахт в имениях братьев Рутченко, Кравченко, Карпова, Лыкова и других.

В 1837 г. уголь добывался в 13 местах – в районе Селидова, Щербиновских хуторов, Никитовки и т.д. С начала столетия до 1860 г. добыча угля возросла в 41 раз, достигнув 6 млн. пудов. В середине XIX в. по количеству добытого угля Донбасс вышел на второе место в Российской империи, уступая лишь Силезскому угольному бассейну (Польша).

Читайте также: