Литература 70 годов 19 века кратко

Обновлено: 02.07.2024

Писатель много лет страдал стенокардией. Зимой 1895 года у него случилось обострение болезни, и 21 февраля (5 марта) 1895 года Николай Лесков скончался. 23 февраля (7 марта) 1895 года прошли похороны писателя на Литераторских мостках Волкова кладбища.

Основой творчества Лескова был органический, впитанный с детских лет демократизм, который позволял ему наносить ощутительные удары прогнившему режиму романовской империи и восславить простолюдина. Демократизм был опорой писателя в периоды идейных блужданий и душевной смятенности, движителем в мучительном и незавершенном хождении за истиной.

Художественное своеобразие произведений Н.С. Лескова.

Новаторские опыты Лескова в соединениях реалистического письма с условностью традиционных народно-поэтических приемов, смелость воскрешения слога и жанров старорусской книжности в интересах обновления повествовательной палитры, виртуозные стилистические эксперименты с фразеологией, почерпнутой то из дорожного просторечия, то из стойких профессиональных лексиконов, из Несторовой летописи и злободневной газетной периодики, из языка богословия и точных наук,— все это зачастую ставило в тупик критику, терявшуюся в определениях лесковского искусства. Именно это выделяет Н.С. лескова на фоне всех писателей 19 века.

Своеобразие Лескова в том состоит, что оптимистическое изображение им положительного и героического, талантливого и необыкновенного в русском народе неизбежно сопровождается и горькой иронией, когда автор со скорбью рассказывает о печальной и часто трагической судьбе представителей народа.

Русский национальный характер в изображении Н.С. Лескова.

Главная сквозная тема произведений Лескова – возможности и загадки русского национального характера. Отличительные свойства русского человека он искал во всех сословиях и классах. Ранние рассказы Лескова (Житие одной бабы, Воительница, Леди Макбет Мценского уезда) основаны на сюжетах и образах, почерпнутых из народных любовно-бытовых песен и баллад.

Лесков вносил в решение проблемы русского национального характера неожиданные и для многих критиков и читателей нежелательные акценты. Таков рассказ “Леди Макбет Мценского уезда”, ярко демонстрирующий умение писателя быть идейно и творчески независимым от требований и ожиданий самых передовых сил времени. Название рассказа выводит непосредственно на проблему русского национального характера. Мценская купчиха Катерина Измайлова - один из вечных типов мировой литературы - кровавая и честолюбивая злодейка, которую властолюбие привело в бездну безумия. Но разве она такая злодейка? Любовь, которая ворвалась в её пустую жизнь, приобрела характер разрушительной силы, сметающей все на своем пути. Катерина наивна и доверчива в своем чувстве, как многие русские бабы, впервые узнавшие – как любить. Катерина на слышит фальши в речах, не способна понять, что её возлюбленный её обманывает. Но Катерина яркая, сильная, смелая и отчаянная русская баба.

Роман Н.С. Лескова Соборяне. Своеобразие проблематики, конфликта и жанра произведения.

(Комментарии И.З. Сермана)

Хроника (греч. Χρόνος — время) — историческое описание событий в хронологическом порядке.

Хроника, как историческое произведение, впервые была создана в Византии. Историческая концепция таких произведений была самым тесным образом свя­зана с церковным мировоззрением и делала византийские политические грёзы о едином мировом государстве частью их церковного учения. Как правило, хроники начинают своё повествование с основания мира. Переводы хронографов в основном производились в Болгарии. Следует отметить, что переводы не всегда адекватны оригиналу, нередки сокращения текста.

В хронике Н.С. Лескова же по мере развертывания событий оказываются стянутыми в единый содержательный узел все сферы духовной жизни. И события. Для хроники – редкость – описание быта людей.

В Соборянах Лесков не скрывал своего критического отношения к современной церкви, которое с годами будет только возрастать.

Так же позицию проявляет разговор протопопа Савелия с отцом Николаем, где утверждается разрыв между внешним религиозным опытом и внутренним богопознанием (во Христа крестимся, но ещё во Христа не облекаемся).

Туберозов отказывается идти на компромисс с церковными властями, которые вознамерились регламентировать и направляет его проповедническую деятельность. Потому что он не может смириться с холодностью официальной проповеди и пытается сделать так, чтобы его слово падало в души людей и прорастало там. Его очень беспокоит содержание проповедей, которые могут излечить душу, искоренить в ней зло. И Савелий оказывается отлучен от церкви, он не смог осуществить свои идеалы.

В первоначальном варианте, кстати, Туберозов порывает с церковью, но М. Катков убедил его смягчить развязку. И Савелий перед смертью прощает всех и уходит в мир иной с чистой душой.

Своими деяниями священник поднялся до высот героических и трагических одновременно.

Лесков завершает свое произведение прощанием с героями: уходят Туберозов, Бенефактов и Десницын. Уходят старгородцы, уступая дорогу новопробывшим героям. Хотя умерло старое, но новое не предвещает ничего хорошего.

Характерной особенностью русской литературы второй половины XIX века явилась демократизация художественного сознания, чему способствовали как характер общественного движения, так и появление в общественно-политической и культурной сферах представителей разночинной интеллигенции.

Литературному реализму второй половины XIX века было присуще не только правдивое изображение действительности, но, прежде всего, аналитический подход, а также широкомасштабность художественного мышления, когда человеческая индивидуальность рассматривалась и оценивалась на фоне общенародной жизни, в соотнесении с ней.

Таким образом, прения о характере литературных произведений переросли границы чисто художественных дискуссий и обозначили противоборство мировоззрений, отразив в конечном счете определенные тенденции общественной мысли.

Нетерпеливое ожидание грядущих перемен, охватившее на рубеже первой и второй половины XIX века все слои населения России, неизбежно проникало в печать, в литературу. Это кипение политических и общественных страстей, захватившее и литераторов, повышало тонус их восприятия жизни, активно приобщало к общенациональным проблемам, вызывало обращение к публицистике многих беллетристов, что становится характерной особенностью литературного процесса второй половины XIX века.

Животрепещущим для русского общества являлся вопрос о дальнейшей судьбе России — как дальше развиваться стране, продолжать ли начатое дело реформ или повернуть вспять? Какими идти путями — решительной революционной ломки всего отжившего или медленного постепенного преобразования? Какие силы должны возглавить и совершить это? и т. д. и т. п.

В сознании современников, таким образом, наряду с размышлениями о будущем пути страны естественно вставал вопрос — кто возглавит этот процесс, способны ли новые силы — представители пришедшей в общественную и культурную жизнь России разночинной интеллигенции — осуществить эту историческую миссию?

Один из наиболее значительных для того времени — женский вопрос — также решался в романе с принципиально новых позиций. Наряду с представителями новой плеяды разночинной интеллигенции возник и новый образ передовой русской женщины, которая должна занять равное с мужчиной положение в общественной жизни, достичь полной самостоятельности. Счастье ее не только в любви, в семейной жизни, но и в полезной трудовой и общественной деятельности.

Даже молодой максимализм Базарова сродни категоричности, присущей многим статьям 60-х годов, и особенно статьям Д. И. Писарева.

СЕМИДЕСЯТЫЕ ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ ГОДЫ 19 В

Недовольство реформами почувствовалось в стране довольно скоро, выразившись, с одной стороны, в увеличении числа крестьянских восстаний в 60-70-х годах, с другой - в усилении революционных выступлений в среде интеллигенции.

После покушения на Александра II, произведённого в 1866 г. Каракозовым, правительственная реакция в стране резко усиливается. Но в ответ на неё с повой силой разгорается и революционное движение.

Характер русской литературы 70-80-х годов нельзя правильно понять без оценки той общественно-политической борьбы, которая развернулась в 70-х годах. Поэтому необходимо хотя бы кратко остановиться на основном идейном движении, характеризующем общественно-политическую жизнь данного периода. Таким движением является народничество.

Такова была общественно-политическая обстановка, в атмосфере которой слагалась литературная жизнь 70-х годов.

В литературе этого десятилетия нужно отметить прежде всего целую группу писателей, в творчестве которых наиболее ярко отразились народнические идеалы и настроения 70-х годов.

К этой группе относятся Г. И. Успенский, Н. И. Наумов, С. Каронин (Н. Е. Петропавловский), Н. Н. Златовратский, А. О. Осипович-Новодворский, С. М. Степняк-Кравчинский и др.

Очерки Успенского в период усиленного изучения русской интеллигенцией быта и настроений мужика пользовались большой популярностью.

В ряду русских художников слова Успенский занял почётное место как выдающийся мастер очерка.

Совершенно особую позицию по отношению к революционному движению занял в 70-е годы писатель Ф. М. Достоевский.

Рецензенты:

кафедра рус. яз, истории литературы и журналистики

Южно-уральского государственного университета

канд. филол. наук, доцент Н. Л. Зыховская.

Ответственный за выпуск:

канд филол. наук, доцент О. И. Сердюкова.

Е. В. Абрамовских, 2003

ВВЕДЕНИЕ

Цели, которые мы ставили перед собой при разработке данного курса: выработать у студентов четкую систему представлений о специфике русской литературы 70 – 90-х гг. XIX века; закономерностях литературного процесса; о стилевых доминантах каждого писателя; сориентировать студентов в современной научной парадигме и традиционной проблематике литературоведения.

Задачи курса:

v выявить типологические черты литературного процесса 70 – 90 -х годов XIX в.

v рассмотреть историю литературы этого периода в контексте мировой и национальной истории.

v проследить становление литературной традиции в связи со сменой духовных парадигм.

v ярче очертить своеобразие художественного мира каждого писателя, представить их творчество как сферу оригинальных открытий словесного искусства.

С помощью современных методов литературоведческого анализа способствовать расширению общегуманитарного кругозора студентов, стимулировать самостоятельный научно-исследовательский поиск на основе умений и навыков литературоведческой работы.

Предлагаемое учебное пособие адресовано в первую очередь студентам дневного отделения филологического факультета и факультета журналистики. Структура пособия включает четыре раздела: авторскую программу курса; семинарий (вариативные планы практических занятий); письменные работы (список критических статей для конспектирования, темы курсовых и дипломных работ и рекомендации по их выполнению); формы контроля (тематика контрольных работ, экзаменационные вопросы).

Учебный курс содержит лекционные и практические часы. В течение семестра студенты готовятся к тринадцати практическим занятиям, выбранным из общего списка по усмотрению преподавателя. Остальные планы практических занятий могут использоваться как вопросы для самопроверки при подготовке к экзамену. При подготовке к практическому занятию необходимо прочитать текст анализируемого произведения, изучить предлагаемую литературу, продумать ответы на вопросы. Не всегда вопросы практического занятия предполагают реферативное изложение положений прочитанной литературы; ряд их направлен на самостоятельное анализирование текста и творческую интерпретацию.

При разработке практических занятий учитывались следующие моменты: сопоставительный анализ текстов с точки зрения сквозных проблем; комплексный анализ прозаического текста (рассказа или отрывков из крупных произведений) с акцентом на таких поэтологических категориях, как сюжет, композиция, образы, хронотоп, художественная деталь и др.; филологический комментарий к художественным текстам; работа со стилем писателя (выявление стилевых доминант в творчестве классиков XIX века); творческие задания (презентации художественных текстов, дискуссии, выпуск литературных альманахов по заданной теме и др.). Данная система, на наш взгляд, позволит усовершенствовать навыки литературоведческого анализа текста, а также поможет создать целостное представление об историко-литературном процессе XIX века и очертить сквозные проблемы русской литературы XIX века.

В списке рекомендуемой литературы указываются новые, сложные, порой полемические, исследования, необходимые для того, чтобы студенты сориентировались в научной парадигме и выработали самостоятельную точку зрения на тот или иной текст, проблему, явление.

Формой отчетности по данному курсу является экзамен. В течение семестра студенты выполняют две срезовые контрольные работы (по выбору преподавателя: либо включающие сквозные вопросы по всему курсу, либо по творчеству Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого). В рамках данного курса студенты по своему выбору могут написать курсовую работу, а впоследствии продолжить над ней работу на V курсе уже на другом уровне – дипломного исследования.

ЧАСТЬ 1. ПРОГРАММА КУРСА

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Творчество Н. С. Лескова (1831 – 1895)

Место Н. С. Лескова в литературном движении второй половины XIX века.

Основные этапы жизни и деятельности. Ранние очерки и статьи. Отклик на петербургские пожары.

Поэзия 1880-х годов

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

(для студентов дневного отделения филологического факультета)

Продолжительность курса для студентов дневного отделения филологического факультета – 66 часов (40 – лекции; 26 – практические занятия); для студентов отделения журналистики – 36 часов.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

(для студентов отделения журналистики)

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Общие работы

История всемирной литературы. В 9 т. Т. 7. М., 1990. Раздел 1. С. 92 – 196.

История русской драматургии. Вторая половина XIX – начало XX вв. До 1917 года. Л., 1987.

История русской критики. В 2 т. М.; Л., 1958.

История русской критики / Под ред. В. В. Прозорова. М., 2001.

История русской литературы. В 4 т. Т. 3 – 4. М.; Л., 1980 – 1983.

История русской литературы XIX века. Вторая половина. М., 1991.

История русской поэзии. В 2 т. Т. 2. М., 1981.

История русского романа. В 2 т. М.; Л., 1964.

Развитие реализма в русской литературе. В 3 т. Т. 2 Кн. 2; Т. 3. М., 1972 – 1973.

Русские писатели. Библиографический словарь. В 2 т. М., 1990.

Есаулов И. А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995.

Кройчик Л. Е., Свительский В. А. Русская литературе XIX в. Ф. М. Достоевский. Л. Н. Толстой. А. П. Чехов. Воронеж, 1996.

Скафтымов А. П. Нравственные искания русских писателей. Статьи и исследования о русских классиках. М., 1972.

Тамарченко Н. Д. Русский классический роман XIX в. Проблемы поэтики и типологии жанра. М., 1997.

Фридлендер Г. М. Поэтика русского реализма. Очерки о русской литературе XIX века. Л., 1971.

Эйхенбаум Б. О прозе. Л., 1969.

Эйхенбаум Б. О поэзии. Л., 1969.

Учебники и учебные пособия

История русской литературы XIX века. 70 – 90-е гг. / под ред. В. Н. Аношкиной, Л. Д. Громовой, В. Б. Катаева. М., 2001.

История русской литературы XIX в. В 2 т. / По ред. С. М. Петрова. М., 1973.

История русской литературы XIX в.: Вторая половина / Под ред. Н. Н. Скатова. М., 1987.

Русская литература конца XIX – начала XX века. (Девяностые годы). М., 1968.

Русская литература рубежа веков (1890-е – нач. 1920-х гг.). Кн. 1. ИМЛИ: РАН, Наследие, 2000.

Кривонос В. Ш. Русская литература XIX века. Учебно-методическое пособие. Самара, 2001.

Кулешов В. И. История русской литературы XIX века (1870 – 1890-е годы). М., 1983.

Щенников Г. К. История русской литературы XIX века. 1870 – 1890- гг. Учебное пособие. Екатеринбург, 2000.

Исследования

Ф. М. Достоевский

Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. (любое издание).

Волгин И. Последний год Достоевского. Изд. 2. М., 1991.

Гроссман Л. П. Достоевский – художник // Творчество Ф. М. Достоевского. М.; Л., 1959. С. 330 – 416.

Достоевский: Эстетика и поэтика. Словарь-справочник / Под ред. Г. К. Щенникова. Челябинск, 1997.

Достоевский в конце XX века. Сб. статей. М., 1996.

Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995.

Карякин Ю. Ф. Достоевский в канун XXI века. М., 1989.

Кирпотин В. Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. М., 1976.

Назиров Р. Г. Творческие принципы Ф. М. Достоевского. Саратов, 1982.

Селезнев Ю. Достоевский. М., 1981. (ЖЗЛ).

Творчество Ф. М. Достоевского в русской мысли 1881 – 1931-х гг. Сб. статей. М., 1990.

Фридлендер Г. М. Реализм Достоевского. Л., 1963.

Фридлендер Г. М. Достоевский и мировая литература. Л., 1985.

Чирков Н. М. О стиле Достоевского. М., 1964.

Щенников Г. К. Достоевский и русский реализм. Свердловск, 1987.

Н. С. Лесков

Видуэцкая И. П. Николай Семенович Лесков. М., 1979.

Горелов А. А. Н. С. Лесков и народная культура. Л., 1988.

В мире Лескова. Сб. ст. М., 1983.

Мосалева Г. В. Поэтика Н. С. Лескова. Ижевск, 1993.

Столярова И. В. В поисках идеала. Творчество Н. С. Лескова. Л., 1978.

Щенников Г. К. Певец русского подвижника // Лесков Н. С. Избранное. Свердловск, 1981. С. 528 – 534.

Л. Н. Толстой

Бабаев Э. Г. Очерки эстетики и творчества Л. Н. Толстого. М., 1981.

Ильин В. Н.Миросозерцание графа Л. Н. Толстого. Спб., 2000.

Кузина Л. Н. Художественное завещание Льва Толстого. Поэтика Л. Н. Толстого конца XIX – начала XX вв. М., 1993.

Маймин Е. А. Лев Толстой. Путь писателя. М., 1984.

Николаева Е. В. Художественный мир Льва Толстого. 1880 – 1900-е годы. М., 2000.

Одиноков В. Г. Поэтика романов Л. Н. Толстого. Новосибирск, 1978.

Полякова Е. И. Театр Л. Толстого. М., 1978.

Чуприна И. В.Нравственно-философские искания Л. Н. Толстого в 60 – 70-е гг. Саратов, 1974.

Шкловский В. Л. Н. Толстой. М., 1967. (ЖЗЛ)

Эйхенбаум Б. Лев Толстой: семидесятые годы. Л., 1974.

В. М. Гаршин

Бялый Г. А. Всеволод Михайлович Гаршин. Л., 1969.

Короленко В. Г. Всеволод Михайлович Гаршин // Короленко В. Г. Собр. соч. В 10 т. Т. 8. М., 1956. С. 216 – 247.

Латынина А. Всеволод Гаршин: Творчество и судьба. М., 1986.

Милюков Ю. Г. Творчество В. М. Гаршина и теории мифа XIX века // Литературный процесс и развитие русской культуры XVIII – XX вв. Таллин, 1985. С. 49 – 51.

С. Я. Надсон

Айхенвальд Ю. Надсон // Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. М., 1994. С. 362 – 364.

Бялый Г. А. Поэты 1880 – 1890-х годов // Поэты 1880 – 1890-х годов. Л., 1972.

Бялый Г. А. 70 – 90-е годы: Основные направления в журналистике, публицистике, критике // Очерки по истории русской журналистики и критики. Т. II. Вторая половина XIX века. Л., 1965. С. 139 – 149.

Иванова Е. В. Забытый поэт // Надсон С. Я. Стихотворения / Вст. ст. и примеч. Е. В. Ивановой. М., 1987. С. 5 – 20.

Келдыш В. А. Новое в критическом реализме и его эстетике // Литературно-эстетические концепции в России конца XIX – нач. XX вв. М., 1975. С. 66 – 117.

Сапожков С. В. “Сломленные крылья”. Поэзия Семена Яковлевича Надсона // Литература в школе. 1999. № 8. С. 32 – 43.

А. Н. Апухтин

Громов П. А. Блок, его предшественники и современники. М.; Л., 1966. С. 31 – 52.

Ермилова Е. В. Поэзия на рубеже веков // Смена литературных стилей. На материале русской литературы XIX – XX веков. М., 1974. С. 105 – 115.

Щенникова Л. П. Поэтическое сознание раннего А. Апухтина (1855 – 1868) // Проблемы изучения литературы. Исторические, теоретические и методические подходы. Сб. науч. трудов. Вып. I. Челябинск, 1999. С. 45 – 55.

Вл. С. Соловьев

Айхенвальд Ю. Владимир Соловьев // Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. М., 1994. С. 370 – 372.

Брюсов В. Вл. Соловьев. Смысл его поэзии // В. Брюсов. Собр. соч. В 7 т. Т. 6. М., 1975. С. 218 – 230.

Аверинцев С. С. К характеристике русского ума. / Вл. Соловьев. Статьи и письма // Новый мир. 1989. № 1.

Блок А. Рыцарь-монах // Александр Блок. Собр. соч. В 6 т. Т. 5. М., 1971. С. 345 – 352.

Иванов Вяч. Религиозное дело Владимира Соловьева // Иванов Вяч. Родное и вселенское. М., 1994. С. 337 – 345.

Лосев А. Ф. Вл. Соловьев и его время. М., 1990.

Лосев А. Ф. Владимир Соловьев. От социально-исторического утопизма к апокалиптике // Контекст. 1992. М., 1993.

Минц З. Г. Владимир Соловьев – поэт // Владимир Соловьев. Стихотворения и шуточные пьесы. Л., 1974. (Библиотека поэта. Большая серия) С. 5 – 48.

Мережковский Д. С. Немой пророк // Мережковский Д. С. В тихом омуте. Статьи и исследования разных лет. М., 1991. С. 116 – 126.

Ширинская Н. М. Вл. Соловьев об общественном предназначении искусства // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 1990. № 5. С. 40 – 49.

Д. Н. Мамин – Сибиряк

Бялый Г. А. В. Г. Короленко. Л., 1983.

Горький М. В. Г. Короленко. // Горький М. Собр. соч. В 30 т. Т. 15. М., 1951. С. 232 – 251.

В. Г. Короленко

Бялый Г. А. В. Г. Короленко. Л., 1983.

Горький М. В. Г. Короленко. // Горький М. Собр. соч. В 30 т. Т. 15. М., 1951. С. 232 – 251.

Миронов Г. М.В. Г. Короленко. М., 1962.

Негретов П. И. В. Г. Короленко. Летопись жизни и творчества. 1917 – 1921. М., 1990.

А. П. Чехов

Бердников Г. П. Драматургия А. П. Чехова. М., 1971.

Гурвич И. А.Проза Чехова. М., 1970.

Зингерман Б. Театр Чехова и его мировое значение. М., 1988.

Ивлева Т. Г. Автор в драматургии А. П. Чехова. Тверь, 2001.

Катаев В. Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации. М., 1979.

Кулешов В. И. Статьи о Чехове // В поисках точности и истины. М., 1986. С. 146 – 170.

Лакшин В. Я. Толстой и Чехов. М., 1975.

Линков В. Я. Художественный мир прозы А. П. Чехова. М., 1982.

Полоцкая Э. А. Пути чеховских героев. М., 1983.

Семанова Л. М. Чехов-художник. М., 1976.

Фадеева Н. И. Новаторство драматургии Чехова. Тверь, 1991.

Чудаков А. П. Поэтика Чехова. М., 1971.

Чудаков А. П. Мир Чехова. Возникновение и утверждение. М., 1986.

Сухих И. Н. Проблемы поэтики А. П. Чехова. Л., 1987.

ЧАСТЬ 2. СЕМИНАРИЙ.

Литература

Достоевский Ф. М. Преступление и наказание (любое издание)

Писарев Д. И. Борьба за жизнь // Писарев Д. И. Соч. В 4 т. М., 1956. Т. 4 или Достоевский в русской критике. М., 1956.

Страхов Н. Н. Преступление и наказание // Лит. критика. М., 1984. С. 96 – 122.

Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1973. Гл. 2, 3.

Карякин Ю. Самообман Раскольникова. М., 1976.

Кирпотин В. Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. М., 1970.

Топоров В. Н. Поэтика Достоевского и архаичные схемы мифологического мышления // Проблемы поэтики и истории литературы. Саранск, 1973. С. 91 – 110.

Тюнькин К. И. Бунт Родиона Раскольникова // Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. М., 1968.

Щенников Г. К. Достоевский и русский реализм. Свердловск, 1987. С. 209 – 235.

Дополнительная литература

2. Проблема положительно прекрасного человека и ее решение в романе. Истоки образа князя Мышкина. Деятельность Мышкина как творимая мифология. Неоднозначность трактовки образа князя Мышкина в литературоведении (сторонники мифологизации образа Мышкина – Г. М. Фридлендер, Г. Г. Ермилова; сторонники демифологизации – В. В. Борисова, К. Н. Мочульский). Ваша точка зрения и система аргументации.

3. Система двойников в романе (Мышкин, Рогожин, Ганя Иволгин, Ипполит). Женские образы в романе (Настасья Филипповна, Аглая).

4. Антитеза как композиционный прием романа. Ключевые сцены как отражение авторской интенциональности (встреча Мышкина с Рогожиным в вагоне поезда; три сцены в доме Епанчиных; сцена в доме Иволгиных; именины Настасьи Филипповны как кульминация всего романа; сцена в доме Рогожина после убийства; финал романа).

5. Символические образы и детали в романе.

Литература

Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995.

Касаткина Т.А. Характерология Достоевского. М., 1996.

2. Философская проблематика и жанрово-композиционная структура романа. Систематизация героев с точки зрения их нравственно-этической позиции.

4. Образ Дмитрия Карамазова. Проблема нравственно-религиозного возрождения человека в романе. Страсти русского человека. Женские образы в романе.

6. Русский праведник и путь к нравственной и социальной гармонии. Образы старца Зосимы и Алеши Карамазова.

7. Два судебных процесса в романе и суд над Россией.

Литература

Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского (любое издание). Гл. 5. разд. 3.

Розанов В. В. Легенда о великом инквизиторе Ф. М. Достоевского. Опыт критического комментария // Мысли о литературе. М., 1989. С. 41 – 157.

Фридлендер Г. М. Реализм Достоевского. М., 1964. Гл. 7.

Чирков Н. М. О стиле Достоевского. М., 1967. Гл. 11.

Дополнительная литература

1. Понятие полифонического романа. Его противоположность роману монологическому.

2. Структура характера героя в полифоническом романе Достоевского.

3. Герой и позиция автора по отношению к герою в творчестве Достоевского.

4. Культурно-литературные источники полифонического романа.

5. Специфика повествования в полифоническом романе.

6. Своеобразие монолога и диалога в произведениях Достоевского (с точки зрения Бахтина).

Литература

Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. Любое издание.

Бахтин в зеркале критики. М., 1995.

Панков А. Разгадка Бахтина. М., 1995.

Бахтин М. М. Pro et contra. М., 2002.

Практическое занятие № 5. Парадоксы русского национального характера в творчестве Н. С. Лескова (4 часа)

· отношение к окружающим;

· характер (анализ ключевых эпизодов);

· композиция; смысл заглавия; конфликт.

· Портретная характеристика героя;

· Язык как синтез всех уровней.

Литература

Лесков Н. С. Житие одной бабы. Леди Макбет Мценского уезда. Очарованный странник. Левша.

Горький М. Н. С. Лесков // Горький М. Собр. соч. В 30 т. М., 1963. Т. 24. С. 228 – 267.

Троицкий В. Ю. Лесков-художник. М., 1974.

Видуэцкая И. П. Николай Семенович Лесков. М., 1979.

Дыханова Б. С. В поисках своего слова (Из наблюдений над стилем Н. С. Лескова) // Вопросы литературы. 1981. № 2.

Аннинский Л. А. Лесковское ожерелье. М., 1982.

В мире Лескова. Сб. ст. М., 1983.

Горелов А. А. Н. С. Лесков и народная культура. Л., 1988.

Чередникова М. П. Открытие Лескова // Литература в школе. 1991. № 2.

Литература

Чуприна И. В. Нравственно-философские искания Толстого в 1860 – 1870-е гг. Саратов, 1974.

Галаган Г. Я. Л. Н. Толстой. Художественно-этические искания. Л., 1981. Гл. 2.

Дополнительная литература

Русская литература второй половины 19 века сыграла немаловажную роль в общественной жизни страны. Так считают сегодня многие критики. В тот период чтение являлось не развлечением, а способом изучения окружающей реальности. Для поэтов и писателей творчество было важным процессом служения обществу, у них сохранялась вера в силу слова и в вероятность того, что книга может действовать на душу и ум людей, менять их в лучшую сторону.

Русская литература второй половины 19 века

Общие сведения

Литература 2 половины 19 века характеризуется появлением новых направлений в развитии художественной поэзии. Это знаменательный период, когда активно появляется интерес к изучению мировой истории и познанию мировоззрения, развиваются политические и общественные движения, научный прогресс.

В это время появляется интерес к актуальным проблемам человеческих ценностей. Также ключевое влияние оказывают и исторические события:

Французская революция (1788—1792)

  1. Наполеоновские сражения.
  2. Французская революция (1788—1792).
  3. Отмена крепостничества в России.
  4. Образование независимых государств Италии и Германии.
  5. Революции XVIII столетия.

Литература попала в круговорот этих событий, она отобразила в себе текущий период и появление новой эстетической реальности.

Место романтизма занимает реализм, ставший отражением разнообразия человеческих взаимоотношений, воспроизведением действительного быта, объективным описанием достоверности. Тщательное изучение общественной жизни и конкретного человека, талантливо показанные в творчестве Пушкина, Гоголя, Бальзака и Стендаля, продолжили многие писатели мировой литературы: Тургенев, Абельдяев, Достоевский, Вельдман, Флобер, Гаршин, Толстой, Жуковский, Диккенс, Зубов, Мопассан.

В литературе можно четко проследить анализ общечеловеческих отношений. Действие во многих рассказах происходит в тот же период, когда они создаются и публикуются. На фоне социального строя того времени показана жизнь героев. В качестве мотива поведения главных персонажей выступает историческая атмосфера.

Основные стили

Вторая половина XIX столетия характеризуется появлением реализма в литературе. Это направление приходит вместо романтизма:

  • реализм всесторонне отображает влияние общественных и исторических событий на формирование человеческой личности и духовное развитие, отношение человека к обществу;
  • романтизм характеризуется анализом внутреннего мировоззрения человека, ощущением интуитивного мировосприятия, конфликтом желаний и реальности, отрицанием повседневности, большим вниманием к фольклору и приданиям, возвеличиванием духовности.

Поэты и писатели второй половины 19 века

Литература того времени заслуживает отдельного внимания. Популярные поэты создают свой мир, в котором главные персонажи переживают собственные трагедии и решают общественные проблемы. Основной целью писателей является отображение событий столетия, которое было насыщено социально-экономическими и политическими изменениями.

В эту эпоху усиливаются взаимоотношения между авторами разных стран, появляется самобытность литературы каждой нации. Основным стилем является роман, а поэзия и драматургия отходят на вторые позиции.

Хоть постоянно проходили литературные споры, в основном творчестве большинства авторов все еще чувствуется приверженность к романтическому жанру. Это было некое объединение реализма и романтизма, перетекание одного жанра в другой. Но этот процесс только обогащал поэзию. В произведениях Стендаля, Бальзака, Тургенева и Мопассана можно проследить эту тенденцию.

Проявление реализма

Произведения Стендаля

  • индивидуальность стиля, отступление от канонов;
  • реалистичность и объективность;
  • воссоздание мира;
  • связь с естествознанием, историей, социологией, политикой;
  • создание индивидуальных стилей, которые объединяют в себе реалистические и романтические составляющие;
  • основной акцент на социальной сфере;
  • анализ отношений среды и человека.

Ситуация в России

Литература 2 половины 19 века в России характеризуется общественными движениями западников и славянофилов. Первые утверждали, что развитие государства начало происходить благодаря реформам Петра Первого. Отношение к допетровской России у этих последователей было негативным, они утверждали, что в ту эпоху не были достойны уважения история и искусство. Славянофилы протестовали против европейской ориентации, они продвигали самостоятельное развитие Российского государства.

Очень распространенным течением у западников являлось радикальное, в основе которого лежали учения Фурье и Симона с выделением социализма. В этом течении наиболее радикальные его участники считали, что революция — это только один выход, благодаря которому можно что-то поменять в Российском государстве. Славянофилы утверждали, что по своему содержанию российская история не уступает европейской.

Федор Достоевский

В 1861 г. зарождается течение почвенников, которое пытается преодолеть разносторонность мнений. Его основоположниками являлись Страхов, Григорьев, Достоевский. Они не принимали самодержавный строй и европейскую буржуазно-демократическую систему разделения общества.

Расцвет новых жанров

Роман в виде литературного жанра начинает занимать основное место в русской литературе. В этот период публикуются:

Получает развитие национальная и самобытная поэзия. В произведениях основное внимание уделено фольклору, крестьянскому и мещанскому быту, языку. Зачастую рассказы посвящены общественным и нравственным проблемам, в которых романтизм объединяется с реализмом. Островский, Брюсов, Толстой относятся к писателям, использовавшим этот прием.

Также в это время появляется огромная плеяда поэтов, которую сплотил критик Белинский. Они называли себя представителями натурализма и были довольно популярны. Их основные персонажи — представители непривилегированного сословия населения. Это дворники, ремесленники, холопы, нищие.

Огромное влияние литература 19 столетия оказала на все сферы культуры. В борьбе за идеалы также использовались музыка и театр. Настроение общества находит отражение и в живописи, которая внедряет в сознание людей идею о равноправии и благах для общества.

При изучении этого периода в школе дети составляют таблицы, в которых перечисляют литературных деятелей и их произведения, пишут конспекты, сочинения и рефераты. Благодаря такой работе им удается глубже понять русскую литературу и ее связь с историей.

Читайте также: