Леохар аполлон бельведерский кратко

Обновлено: 03.05.2024

С начала XVI в. статуя была помещена в Бельведер Ватикана, в связи с чем получила название Аполлона Бельведерского. Была прославлена в XVI - XVIII вв. как совершенное творение скульптуры. "Отец истории искусств" - Иоганн Винкельман видел в ней "высший идеал искусства среди всех произведений древности". Мерилом красоты она была и в России XIX в.

Фигура построена смело и оригинально. Аполлон как бы появляется из глубины пространства. Все его тело в движении. За спиной у него висел колчан для стрел, в протянутой левой руке был лук, в опущенной правой - украшенная лентами лавровая ветвь, остатки которой сохранились в копии на пне (пень - добавка копииста). Ниспадающая сзади и переброшенная через руку мантия создавала фон для высокой стройной фигуры. В отличие от более статических фигур высокой классики идеал божества IV в. до н.э. - это динамика и смелый порыв. Облик Аполлона чрезвычайно элегантен. Обращает на себя внимание его пышная, изысканная прическа с завязанным бантом наверху. Отсюда недалеко до холодного аристократизма и манерной вычурности, но статуя Аполлона Бельведерского сохраняет равновесие между широким обобщением и мелочной детализацией.

Оригинал статуи приписывают скульптору Леохару, который вместе со Скопасом и двумя другими мастерами работал над декором Галикарнасского мавзолея.

Аполлон был сыном Зевса. Он считался покровителем всех людей, которые имели отношение к творчеству. Аполлон был богом искусства и солнца. Он только одним своим присутствием и даже появлением создавал атмосферу творчества. Этот бог воплощал вдохновение. Именно Аполлона сегодня и тогда считали эталоном мужской красоты. Он всегда изображался красивым статным юношей. Его имя стало именем нарицательным для стройного и очаровательного молодого человека. Аполлон Бельведерский – статуя, которая воплощает все величие и обаяние этого божества.

аполлон бельведерский

Немного об авторе

Автором знаменитого ваяния был Леохар. Древнегреческий скульптор жил и творил в середине IV века до нашей эры. Леохар был афинянином, но он работал еще и в Галикарнасе, Олимпии и Дельфах. Именно его наследию принадлежит Аполлон Бельведерский, а также некоторые портретные статуи, изваянные из слоновой кости и золота. Они изображали членов династии Филиппа – царя Македонии.

350-320 годы до нашей эры стали периодом расцвета мастерства Леохара. Именно в эти годы появился Аполлон Бельведерский – самая известная скульптура мастера и не менее популярная, особенно в древние времена, группа, которая изображала орла, уносящего на гору богов красавца-юношу Ганимеда. Но наилучшим произведением автора все же является ваяние Аполлона.

Каждый из шедевров Леохара исполнен с необыкновенным техническим мастерством. Платон оценивал творчество ваятеля неимоверно высоко.

 аполлон бельведерский фото

Статуя как она есть

Леохар назвал свое творение довольно лаконично – Аполлон. Мировую же популярность Аполлон Бельведерский получил благодаря дворцу в Ватикане, который так и называется - Бельведер. Именно там и выставлена эта необыкновенная скульптура. К сожалению или на счастье, это произведение сбереглось в мраморной римской копии.

В статуе Аполлона передано мастерство техники изготовления и совершенство образа. Это произведение искусства было открыто для человечества только в период Возрождения. На протяжении длительного времени статуя Аполлона Бельведерского считалась наилучшим творением Античной эпохи. Она воспевалась во многих описаниях и стихах.

Свое бронзовое чудо Леохар вылил приблизительно в 330 году до нашей эры. Мраморная копия Аполлона была найдена в начале XVI столетия в Антии в руинах виллы, принадлежавшей Нерону.

Монумент изображает бога искусства в подобии прекрасного юного парня, который стреляет из лука. Последователь Микеланджело – Монторсоли – возобновил кисти рук. Но он выполнил это неправильно, так как правой рукой божество должно было держать венок из лавровых листьев, а левой - лук.

статуя аполлона бельведерского

Дерево: было или не было

аполлон бельведерский автор

Аполлон и мир

Современный человек не совсем понимает, почему Аполлон Бельведерский (фото размещены в нашей статье) стал идолом для нашего поклонения. Ведь по меркам сегодняшнего мира тело этого юноши не совсем идеально. Но как бы там ни было, несколько веков эта статуя была совершенным произведением, высшим идеалом искусства. Копии ваяния разошлись по всей Земле. Самые большие музеи планеты, такие как Уффици, Эрмитаж, Лувр, представительства европейских монархов и аристократов, парки и сады украшены повторениями статуи Аполлона.

Ваяние Аполлона Бельведерского - самое популярное произведение искусства, занимавшее первенство в истории культуры Европы больше трех столетий. Аполлон стал олицетворением силы и страдания. Бог был участником Троянской войны, в которой встал на сторону самих троянцев. Это именно он помог Парису победить Ахилла. В мировом искусстве этот образ сыграл беспрецедентную роль. Он вдохновлял поэтов, критиков, художников и писателей. Черты Аполлона можно найти в наиболее неожиданных местах разных произведений искусства.

11.JPG


Бронзовый слепок со статуи, сделанный в 18 веке. Оригинал статуи, который был бронзовый, а не мраморный, как сейчас, должно быть выглядел как-то вот так, только без фигового листка, конечно (Sir John Soane's Museum, London).

Причина №1: Он очень красивый

Эта статуя Аполлона, действительно, очень красива. Судя по стилистике, ее создали в эпоху Александра Македонского, период эллинизма, когда греческие скульпторы в своем мастерстве достигли настоящих вершин, не только гармонии, но и эмоциональности. Предполагается, что ее автор — придворный скульптор великого царя по имени Леохар. Она построена по идеальным принципам гармонии и золотого сечения: классически правильное лицо симметрично, а вот поза построена по принципу противопоставления, движения в разные стороны (контрапост), что очень приятно глазу и создает даже в спокойной статуе эффект движения, ощущение жизни.

Но это не главное. Мало ли было в эпоху эллинизма грамотно созданных статуй. Главное — совсем другое!

apollo-belvedere.jpg


Левая рука и ладонь правой у мраморного подлинника были отбиты. То, что мы видим на слепках - результат реставрации Джованни Анджело Монторсоли, микеланджеловского сотрудника.

Причина №2: Его нашли в правильное время

Статую (которая является римской мраморной копией с утраченного бронзового оригинала) извлекли из-под земли в Италии примерно около 1489 года. И это было очень правильное время: Ренессанс! Все культурные люди той эпохи тогда безумно фанатели по античному искусству, примерно как молодежь 1960-х по битлам. Найди ее кто пораньше — и верующие христиане могли бы спокойно пережечь на известь, такое паскудство языческое, разбить или в лучшем случае снова закопать. Найди ее кто попозже, когда музеи уже были перенасыщены находками античности — она бы так не прогремела. А тут она была обретена в правильное время, и художники Возрождения (не только итальянцы, но и приезжие, например, Дюрер), вдохновлялись ею при изучении канонов идеального мужского тела.



Сопоставление статуи и незаконченного изображения Альбрехтом Дюрером фигуры библейского Адама. А Микеланджело, например, вдохновлялся им же, создавая фигуру Иисуса Христа в Страшном суде Сикстинской капеллы.

Причина №3: Его нашли в правильном месте и отдали кому надо

Тут дело не только в том, что его нашли в Италии. Данного Аполлона откопали в месте, где главным был просвещенный священник по имени Джулиано делла Ровере. Позже он войдет в историю как папа римский Юлий II — мощный политик и очень энергичный покровитель искусств, кормивший Микеланджело, Рафаэля, Браманте и многих других. Статуя из его личной коллекции стала "государственной" собственностью Ватикана и заняла почетное место в важнейшем музее того времени. Именно в том музее, куда за впечатлениями съезжались со всего мира.



Наполеон у статуи Аполлона Бельведерского. Это был один из трофеев, которые он забрал из Италии в Лувр в 1798 году. В 1815 году статую вернули на место

Причина №4: Любовь конкретного арт-критика

Гете, Шиллер, Байрон, Пушкин и т.п. подхватили эстафету этого воспевания, сделав красоту Аполлона Бельведерского и его совершенство — уже литературным фактом.



На этом портрете 1812 года знаменитый русский портретист Дмитрий Левицкий написан рядом со слепком головы Аполлона Бельведерского, как символа изящных искусств (худ. Иван Яковлев).


Сегодня эта статуя такой популярностью не пользуется: даже контемпорари-художники над ней не издеваются в своих инсталляциях. А это явный признак падения славы. Впрочем, главное, что мы, любители классических искусств, все-таки о нем еще помним.


Петербуржцы! Кто пропустил, обратите внимание, что я еду к вам, и ко мне можно будет попасть на лекцию.

Файл:Belvedere Apollo Pio-Clementino Inv1015.jpg


Аполлон Бельведерский, ок. 330—320 до н. э. – знаменитая мраморная скульптура классической древности. Она была заново открыта для человечества в XV веке, в эпоху Возрождения. И теперь в европейской цивилизации считается одной из величайших древних скульптур.
Мрамор. Высота: 2,24 м
Музей Пия-Климента, Ватикан

Аполлон Бельведерский — римская мраморная копия бронзового оригинала работы древнегреческого скульптора Леохара (придворный скульптор Александра Македонского, ок. 330—320 до н. э.)

Статуя изображает Аполлона, древнегреческого бога солнца и света, сына Зевса и Лето (Латоны), брата-близнеца Артемиды, в образе молодого прекрасного юноши, стреляющего из лука.
Бронзовая статуя Леохара, исполненная ок. 330 до н. э., во времена поздней классики, не сохранилась. По поводу датировки мраморной римской копии мнения исследователей существенно расходятся.

File:Belvedere Apollo Pio-Clementino Inv1015 n3.jpg


(деталь) Существует другая реплика прославленной статуи — голова Аполлона, т. н. голова Штайнхайзера (Базель, Швейцария.

Мраморная статуя была найдена между 1484 и 1492 гг. на вилле Нерона в Антии близ Рима (совр. Анцио, Италия). В правление Папы Римского Юлия II, в 1506, статуя Аполлона была установлена в антикварии, построенном архитектором Д. Браманте в саду Бельведер в Ватикане. Отсюда её название.

Ствол дерева для опоры правой руки Аполлона в бронзовом оригинале отсутствовал, он был дополнен в мраморном повторении копиистом. Однако статуя была найдена с отбитыми руками. В 1550-х годах итальянский скульптор Дж. Монторсоли, ученик Микеланджело, дополнил обе руки.

На протяжении веков она служила эталоном совершенства для многих скульпторов.

File:Eh bien, Messieurs! deux millions.jpg


Наполеон Бонапарт возле статуи "Аполлона Бельведерского" , которую он привез из своего первого похода в Италию в 1797 году.

File:Jacobi InaguarationofAcademy.jpg


Валерий Иванович Якоби (1834 — 1902) Инаугурация в Императорской Академии художеств 7 июля 1765 года.


Аполлон Бельведерский мраморная римская копия периода Антонинов из оригинальной греческой бронзы обычно приписывается Леохар , скульптор второй половины IV - го века до нашей эры. Н.э. Он представляет собой идущего бога Аполлона , держащего в руке то, что, вероятно, было луком . Он выставлен в музее Пио-Клементино ( музеи Ватикана ) под номером 1015.

Резюме

Открытие

Первое упоминание о статуе - рисунок в Codex Escurialensis , коллекции эскизов, датируемых до 1509 года, на котором изображены работы в садах кардинала Джулиано делла Ровере, будущего Папы Юлия II . Дата и место открытия статуи достоверно неизвестны, хотя итальянский ученый Пирро Лигорио предполагает, что это место находилось в Анцио . L ' Antico - первый художник, сделавший копию (сегодня в Ка-д'Оро в Венеции ); похоже, сработало в 1498 году.

«Наш разум не может […] сформировать представление о сверхчеловеческих отношениях, которые делают красоту Ватикана Аполлоном . То, что в сочетании с природой, искусством и духом смогли создать самое прекрасное, мы видим воплощенным на наших глазах в Аполлоне Бельведерском . "

В 1797 году Аполлон был передан Пием VI французам по условиям Толентинского договора . Он выставлен в Центральном музее искусств в Париже в зале на первом этаже, где он занимает нишу, созданную специально для него. 16 брюмера года IX (7 ноября 1801), Наполеон Бонапарт открыл установку памятника и сам поставил бронзовую доску, идентифицирующий его:. Эта табличка, надпись , которая была написана итальянским антиквара Эннио Кирино Висконти , является сейчас хранится в Музее Карнавале (AI 53). Аполлон можно увидеть в музее, переименованном в Музей Наполеона в 1803 году, до 1815 года, когда он был возвращен Папе. Его заменили во дворе Бельведера в 1816 году.

Описание


Бог изображен выше человека (размер статуи 2,24 метра), обнаженным, в сандалиях и в хламиде (плаще) на плечах. Представленный в полном разгаре, он выдвигает правую ногу - левую ногу, согнутую назад, опираясь только на кончик стопы. Правая рука (сломано до восстановленного локтя XVI - го века ) лежит вдоль тела , а левая рука, на которой лежит пан пальто, растягиваются перпендикулярно к туловищу (рука восстанавливается). Бог смотрит налево, то есть в направлении, противоположном его походке, создавая, таким образом, Х-образную композицию. Его густые волосы состоят из длинных волнистых прядей, некоторые из которых возвращены наверх. лоб и завязан назад, вероятно, чтобы не мешать ему в действиях. Такой тип прически часто встречается у Афродиты в бане или у Артемиды на охоте.

Колчан носится через плечо позволяет заключить с уверенностью , что бог держал лук в левой руке. С другой стороны, обсуждается атрибут правой руки. Два наиболее вероятных предположения касаются стрелы или лавровой ветви, перевязанной полосами, следы которых мы думали найти на стволе дерева, служащем опорой для ноги. Держащий стрелу Аполлон будет изображен в роли мстительного бога, возможно, разыгранного в резне Ниобидов . Держащий лавровую ветвь, он будет представлен в роли очистителя.

Атрибуция

Аполлон Бельведерский .jpg

Приписывание Леохаре признается Эрикой Симон, автором одного из самых последних исследований атрибутов Аполлона. Центробежная композиция, характерная для начала эллинистического периода , позволяет датировать оригинальную работу примерно 330 годом до нашей эры. Ж.-К.

Однако датировка работы в IV - м веке до нашей эры. J. - C. не без проблем. Во-первых, привязанность к Леошаре основана на двух очень кратких упоминаниях: наше незнание работы этого скульптора не позволяет нам защищать атрибуцию по стилистическим критериям. Затем, тип обуви носить Аполлоном не может быть раньше , чем III - го века до нашей эры. AD или II - го века до нашей эры. А.Д . : По крайней мере, они были подправлены. Однако возможно, что они были дополнением римского переписчика; при отсутствии других экземпляров того же типа решение не допускается. Историк искусства Джон Бордман считает, что «фигура в целом соответствует эллинистическому стилю, как и стиль Второго классицизма […], и, вероятно, не имеет никакого отношения к Леохаре. "

Копии и вариации

Читайте также: