Особенности духовной музыки кратко

Обновлено: 17.05.2024

Духовная музыка — музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенные для исполнения во время церковной службы или в быту. Под духовной музыкой в узком смысле подразумевают церковную музыку христиан; в широком смысле духовная музыка не исчерпывается сопровождением богослужения и не ограничивается христианством. Тексты сочинений духовной музыки могут быть как каноническими (например, католическая месса), так и свободными, написанными на основе или под влиянием священных книг (для христиан — Библии).

Композиторы, сочинявшие духовную музыку:

русские - М.Березовский, Д.Бортнянский, Е.Фомин, П.Чесноков, С.В.Рахманинов

зарубежные - В.А.Моцарт, И.С.Бах, Дж.Перголези

Месса - многочастное циклическое вокально-инструментальное произведение на текст определенных разделов главного богослужения католической церкви. В православной церкви ему соответствует литургия.

Судьба "Высокой мессы" необычна - преназначенная для церковного богослужения, она никогда не исполнялась в церкви.

В "Высокой мессе" - 24 номера (15 хоров, 3 дуэта, 6 арий). Состав исполнителей: смешанный хор, солисты (сопрано, альт, тенор, бас), оркестр и орган.

Месса относится к вокально-драматическому жанру, ее драматургия основана на раскрытии контрастных образов, свойственных сценическим жанрам.

Идея Мессы - "от страдания к радости" - воплощается через сопоставление двух образных сфер. Первая сфера - это образы скорби, горести и страдания, "вздохи и слезы", исполненные величием духа. Вторая, контрастная первой, - образы радости, света и ликования, триумфа правды и активного действия. Эту сферу можно считать вполне мирской, земной, жизненной.

Сергей Васильевич Рахманинов (подробнее. )

"Всенощное бдение" - музыкальное зодчество России ( слушаем онлайн)

Всенощная - это богослужение православной церкви, которое совершается вечером накануне воскресенья и праздников и объединяет службы вечерню и утреню.

"Всенощное бдение" было написано в тяжелое для страны время Первой мировой войны (в начале 1915г). Торжественная песнь, воспевающая красоту земли русской, доброту и силу людей, тепло материнского чувства, прозвучала как противостояние несправедливости и бесчеловечности войны, как отклик на людские страдания.

"Всенощную" Рахманинова называют замечательным созданием музыкального зодчества России, фундаментом которого явились древние песнопения. Подобно хоралам и "Высокой мессе" Баха, музыка "Всенощной отражает чувства, размышления о жизни и смерти.

Это произведение могло родиться только в России. Во всем русском хоровом искусстве трудно найти другое такое сочинение, в котором бы русский характер, образы родной природы, высокое этическое и нравственное чувство были выражены сильнее. Озвученный облик Родины - так можно определить художественную идею "Всенощной".

Чтобы подчеркнуть сакральность ритуальных обрядов, необходима гармоничная мелодия. Духовной музыкой по определению называются инструментальные и вокальные композиции, так или иначе связанные с текстами религиозной тематики. Эти произведения, в отличие от некоторых светских мелодий, годящихся только для пустого времяпрепровождения, призваны зажечь неугасимый огонь веры в сердце каждого слушателя.

Определение, история и жанры духовной музыки

Религия и музыка

Любое качественное музыкальное произведение является довольно мощным инструментом, способным воздействовать на чувства человека. Некоторые композиторы знают, что гармоничные звуковые колебания могут пробудить как возвышенные чувства, так и первобытные инстинкты. Многое зависит от уровня культурного развития слушателя и, конечно же, от текста. Один из лучших гитаристов всех времён и народов Джимми Хендрикс как-то сказал, что с помощью музыки можно буквально гипнотизировать людей, низводя их до примитивного уровня, а затем вбивать им в головы любые идеи на своё усмотрение.

Религия и музыка

Нет ничего удивительного в том, что музыка и религия всегда шли рука об руку. Сейчас трудно сказать, что возникло первым, скорее всего зарождение этих культурных феноменов происходило одновременно. На многих наскальных рисунках, датирующихся каменным веком, можно встретить изображения примитивных инструментов для звукоизвлечения рядом со всевозможными божествами.

Культура Древнего Востока

В культурах Древнего Востока, а также у кельтов и эллинов существовали свои сакральные обряды, которые не обходились без музыкального сопровождения.

Достаточно вспомнить мистерии Орфея и его божественную золотую лиру или мусульманских монахов — дервишей, которые практиковали особый танец мистического характера под райскую мелодию.

Музыкальные сочинения духовного характера позволяют создать своеобразную иллюзию приобщения к божественному началу. Человек полностью отвлекается от бренного мира, наполненного хлопотами, и слушает небесную песнь о вечном, наслаждаясь неземной красотой. Происходит обретение неуловимого сакрального чувства — чего-то, что невозможно потрогать руками или понять при помощи логики.

Не стоит думать, что удел сакральной музыки заключается лишь в сопровождении религиозных обрядов. Являясь одной из главных составляющих общемирового культурного наследия, она произвела огромное влияние на эволюцию большей части направлений академического и современного искусства, а также на развитие человеческой цивилизации в целом.

От первых песнопений до новых жанров

В церковной музыкальной традиции Византии после принятия христианства сложился свой круг богослужебных песен. Они представляли собой своеобразное продолжение иудейской культуры, в том числе псалмов и прочих культовых распевов.

Особенности византийской традиции:

Первые песнопения

  • Главенство слова.
  • Акапельное исполнение, исключавшее любые музыкальные инструменты.
  • Преобладание текста, несущего основную нагрузку, над мелодией.
  • Очевидная взаимосвязь интонации песни с её смыслом.
  • Плавное и последовательное течение мелодии.

Ответвление византийской школы в виде исполнения православных молитв распространилось на Руси после крещения. Прошло совсем немного времени и первоначальные формы духовной музыки трансформировались в так называемый знаменный распев, имеющий древнерусские корни.

Жанр представлял собой мужское хоровое одноголосье.

Западноевропейские системы пения:

Начиная с XI столетия, в храмы Европы приходит музыкальное сопровождение в виде органа. Другие инструменты не допускались к духовному миру ещё несколько сотен лет. Первое струнное произведение, церковная соната, прозвучало лишь в XVII веке. В то же время православие остаётся более консервативным, продолжая вокальную традицию Византии.

Основные этапы в истории российской церковной музыки:

История российской церковной музыки

  • Происходит отказ от немецкого влияния и возвращение национальной гармонии.
  • Поиски собственного стиля в творчестве русских композиторов.
  • Объединение традиционных религиозных произведений с народным творчеством.
  • Развитие новых, более свободных форм вокального исполнения.
  • Перерыв связанный с коммунистическим режимом.
  • Возрождение.

Христианская традиция

Христианская духовная музыка отличается невероятным разнообразием: от канонической до весьма свободной, исполняемой на популярные мотивы. Благодаря реформаторским веяниям и сотрудничеству с видными светскими композиторами, она прошла огромный путь от одноголосного пения до сложнейших полифонических концертов, стала более близка людям и оказала неоценимое влияние на мировую культуру.

Жанры зарубежной сакральной музыки:

Жанры зарубежной сакральной музыки

  • месса;
  • реквием;
  • псалом;
  • секвенция;
  • пассионата;
  • хорал.

Как известно, византийские каноны не допускали инструментального сопровождения, ограничиваясь исключительно вокальным исполнением. Это послужило развитию несколько иной традиции, которая существенно отличалась от западной.

Список православных жанров:

  • величание;
  • кондак;
  • всенощная;
  • стихара;
  • литургия;
  • тропарь.

Кратко говоря, православная и католическая музыка отличается глубокой торжественностью и печалью. Она должна напомнить верующим о страданиях Иисуса Христа и преподать урок из Священного Писания. Слушая церковные песнопения и величественные звуки органа, человек просто обязан проникнуться вечным и понять всю второстепенность земного бытия.

В протестантизме всё выглядит по-другому. К примеру, во многих евангельских церквях звучат радостные, мажорные мелодии, призывающие прихожан к радости.

Иудея и Ислам

Иудея и Ислам

Из Библии можно узнать, что музыка пришла в израильские храмы ещё при царе Давиде. Для сопровождения богослужений при каждом храме в обязательном порядке находился свой оркестр. Единственным жанром тогда были псалмопения, исполнявшиеся солистом или хором.

После того как римляне в начале первого тысячелетия разрушили Иудейский Храм, начала развиваться синагогальная музыка. Молитва стала новым духовным жанром и заменила традиционные жертвоприношения.

В отличие от храмовых песен, сопровождаемых огромным оркестром из десятков инструментов, синагогальные богослужения проходили без музыки. Традиционным стало мелодичное чтение речитативом. В Средние века возникает новый жанр — пиют, являющийся своеобразным духовным гимном.

Первые христианские общины очень много взяли из иудейской музыкальной традиции.

Уже более семи сотен лет традиционным для мусульманской культовой музыки является Каввали. В исполнении главным образом участвуют мужчины, поющие на несколько голосов под аккомпанемент народных инструментов. Сегодня произведения в этом интересном жанре можно услышать не только во время ритуальных обрядов, но и в повседневной жизни.

Основные жанры

Чтобы лучше разобраться в понятии религиозной музыки, необходимо более внимательно рассмотреть её разновидности. Каждая традиция имеет свои особенности, отличаясь содержанием и формой выражения.

Описание основных жанров:

Псалом

Мотета

  • Псалом — универсальная музыкальная форма, встречающаяся в иудаизме и христианстве, созданная на основе ветхозаветной книги Псалтири. В основе этого жанра лежит текстовая составляющая. Из библейских стихов родилось несколько видов песнопений: градуал, тракт, аллилуйя и антифон. Со временем они развивались и стали исполняться многоголосо под аккомпанемент органа и струнных инструментов.
  • Религиозный гимн — торжественное произведение, прославляющее бога, святых и прочих сакральных персонажей. Жанр отличается от других своей величественностью и невероятной силой. Его предназначение заключается в поднятии духа верующих и воодушевлении на подвиги во имя божества.
  • Месса — отличный пример духовной музыки, представляющий собой полифоническое пение молитвенных текстов под инструментальный аккомпанемент. Изначально они сочинялись исключительно для проведения католических служб, но со временем эволюционировали в сочинения для концертов, не связанные с церковью.
  • Реквием в узком понимании — католическая заупокойная служба, предназначавшаяся для отпевания усопших. В более широком смысле — это разновидность траурной музыки, зачастую не связанная с богослужением. К этому жанру обращались практически все известные композиторы.
  • Мотета — довольно необычный вид хорового пения, возникший в XIII веке. Произведения этого жанра не имеют чётких церковных предписаний, являя собой мелодичное распевание светских текстов. Благодаря тому, что каждый участник хора исполняет свою партию, возникает очень своеобразная полифония и затрудняется слуховое восприятие текста.
  • Новая эра или New Age — современные музыкальные произведения, представляющие собой симбиоз электроники, классики и этнического звучания. Тексты могут быть самые разнообразные, в том числе на вымерших или несуществующих языках.

В современном мире духовная музыка полностью освободилась от узких церковных канонов. Беря за основу огромное мировое наследие, создаются разнообразные произведения самого высокого класса.

Западная Европа

XVII - начало XIX веков.

Наиболее значительным и заметным событием в истории духовной музыки эпохи барокко является получившая распространение в Риме, а затем и в др. итальянских городах практика проведения концертов в церковном помещении - оратории (латинский oratorium, итальянский oratorio - часовня, молельня). Сложившийся здесь к середине XVII века музыкальный жанр оратории взял свое название у того места, в котором он возник и исполнялся.

Первые классические образцы итальянской оратории возникли к середине XVII века в творчестве Дж. Кариссими и его современников. Среди множества центров духовной музыки Рима этого периода ведущую роль играла часовня Святого Распятия при церкви святого Маркелла, богатые музыкальные традиции которой восходят ко 2-й половине XVI века. В период Великого поста, когда светская музыка находилась под запретом, представители высших слоев общества поддерживали исполнение в этой часовне духовная музыка в светском стиле силами лучших музыкантов города. Т. о., уже в данный период музыка ораториев рассматривалась как особое, благочестивое ответвление светской музыкальной жизни; в Риме и в др. городах Италии 2-й половины XVII века оратории исполнялись не только в церковном пространстве, но и во дворцах меценатов (Кристины Шведской, кардиналов Пьетро Оттобони и Бенедетто Памфили). Ограничения на исполнение светской музыки, вводившиеся периодически католической Церковью, закрытие оперных театров всякий раз приводили к расцвету жанра. Так, один из наиболее плодотворных периодов в истории римской оратории наступил после того, как в 1704 году папа Климент XI в благодарность Богу за спасение города от ряда разрушительных землетрясений ввел полный запрет на публичное исполнение любых светских музыкальных произведений в течение 5 лет.

Жанр оратории в эпоху барокко воспринимался многими как опера на духовный сюжет, при этом следует учитывать, что в иных случаях исполнение ораторий могло включать элементы театрализации. Подобно опере, оратории сочинялись на поэтическое либретто, что создавало условия для относительно свободной трактовки образов и событий Священного Писания или Жития святого. Либреттисты итальянской ораторий не случайно предпочитали обращаться к книгам Ветхого Завета: обнаруживая в них сцены природных катастроф, трагические ситуации (такие, как Всемирный потоп, Иона во чреве кита, Авраам, готовый принести в жертву Исаака) - все то, что ценилось публикой и в оперном театре,- они стремились преподнести избранный сюжет как можно более эффектно. Далеко не всегда бережно обращаясь с духовным смыслом той или иной библейской истории, авторы итальянских ораторий никогда не забывали о том, что состоят на службе у католической Церкви; разнообразные по содержанию и музыкальному стилю, их сочинения всегда исправно выполняли функцию морального наставления: призывали к полному доверию Богу, к добродетельному образу жизни, нередко - к аскетическому отказу от мирских излишеств и удовольствий, притом что музыка и поэзия ораторий были далеки от аскетизма.

Иллюстрации:

Интерьер ц. Девы Марии в Любеке. Гравюра из кн.: Zietz H. C. Ansichten der Freien Hansestadt Lübeck und ihrer Umgebungen. Fr./M., 1820. Архив Православной энциклопедии.

Церковь Девы Марии, Любек. XIII в. Архив Православной энциклопедии.

Интерьер часовни Св. Распятия при ц. св. Маркелла, Рим. 1568 г. Фотография. Сер. XX в. Архив Православной энциклопедии.

Новая церковь, Рим. Гравюра из кн.: Borromini F. Opus architectonicum. R., 1725. Архив Православной энциклопедии.

Св. Филипп Нери. Гравюра из кн.: Bacci P. G. Vita del B. Filippo Neri. Venetia, 1645. Архив Православной энциклопедии.

Западная Европа

XVII - нач. XIX в.

Наиболее значительным и заметным событием в истории Д. м. эпохи барокко является получившая распространение в Риме, а затем и в др. итал. городах практика проведения концертов в церковном помещении - оратории (лат. oratorium, итал. oratorio - часовня, молельня). Сложившийся здесь к сер. XVII в. муз. жанр оратории взял свое название у того места, в к-ром он возник и исполнялся.

Новая церковь, Рим. Гравюра из кн.: Borromini F. Opus architectonicum. R., 1725

Первые классические образцы итал. оратории возникли к сер. XVII в. в творчестве Дж. Кариссими и его современников. Среди множества центров Д. м. Рима этого периода ведущую роль играла часовня Св. Распятия при ц. св. Маркелла, богатые муз. традиции к-рой восходят ко 2-й пол. XVI в. В период Великого поста, когда светская музыка находилась под запретом, представители высших слоев общества поддерживали исполнение в этой часовне Д. м. в светском стиле силами лучших музыкантов города. Т. о., уже в данный период музыка ораториев рассматривалась как особое, благочестивое ответвление светской муз. жизни; в Риме и в др. городах Италии 2-й пол. XVII в. оратории исполнялись не только в церковном пространстве, но и во дворцах меценатов (Кристины Шведской, кардиналов Пьетро Оттобони и Бенедетто Памфили). Ограничения на исполнение светской музыки, вводившиеся периодически католич. Церковью, закрытие оперных театров всякий раз приводили к расцвету жанра. Так, один из наиболее плодотворных периодов в истории рим. оратории наступил после того, как в 1704 г. папа Климент XI в благодарность Богу за спасение города от ряда разрушительных землетрясений ввел полный запрет на публичное исполнение любых светских муз. произведений в течение 5 лет.

Интерьер часовни Св. Распятия при ц. св. Маркелла, Рим. 1568 г. Фотография. Сер. XX в.

Жанр оратории в эпоху барокко воспринимался многими как опера на духовный сюжет, при этом следует учитывать, что в иных случаях исполнение ораторий могло включать элементы театрализации. Подобно опере, оратории сочинялись на поэтическое либретто, что создавало условия для относительно свободной трактовки образов и событий Свящ. Писания или Жития святого. Либреттисты итал. ораторий не случайно предпочитали обращаться к книгам ВЗ: обнаруживая в них сцены природных катастроф, трагические ситуации (такие, как Всемирный потоп, Иона во чреве кита, Авраам, готовый принести в жертву Исаака) - все то, что ценилось публикой и в оперном театре,- они стремились преподнести избранный сюжет как можно более эффектно. Далеко не всегда бережно обращаясь с духовным смыслом той или иной библейской истории, авторы итал. ораторий никогда не забывали о том, что состоят на службе у католич. Церкви; разнообразные по содержанию и муз. стилю, их сочинения всегда исправно выполняли функцию морального наставления: призывали к полному доверию Богу, к добродетельному образу жизни, нередко - к аскетическому отказу от мирских излишеств и удовольствий, притом что музыка и поэзия ораторий были далеки от аскетизма.

Интерьер ц. Девы Марии в Любеке. Гравюра из кн.: Zietz H. C. Ansichten der Freien Hansestadt Lübeck und ihrer Umgebungen. Fr./M., 1820


Интерьер ц. Девы Марии в Любеке. Гравюра из кн.: Zietz H. C. Ansichten der Freien Hansestadt Lübeck und ihrer Umgebungen. Fr./M., 1820

XIX в.

Одним из первых в XIX в. к реквиему обратился Л. Керубини (1760-1842), написавший 2 произведения в этом жанре (1816, 1836), второе - для муж. хора. Они отличаются классичностью образов, ярким тематизмом, блестящей оркестровкой; первый реквием (c-moll) высоко ценили Бетховен, Берлиоз, И. Брамс.

Особой популярностью у слушателей пользуются реквиемы Берлиоза, Дж. Верди (1813-1901), Дворжака. Они выделяются индивидуальностью подхода к избранному жанру и не предполагают исполнения в храме. Реквием Берлиоза (1837), написанный в память жертв Французской революции 1830 г., имеет скорее гражданственный характер, отмечен повышенной экспрессивностью, грандиозностью образов, декоративной живописностью письма. Реквием Верди (1874), посвященный памяти писателя А. Мандзони, близок к оперно-театральной стилистике, его музыка темпераментна и образно конкретна, а нек-рые эпизоды прямо напоминают оперные сцены. Характер музыки Реквиема Дворжака (1890) скромный, доверительный, по-славянски задушевный, в произведении нет внешних эффектов, царит состояние покоя и умиротворенности.

В XIX в. наряду с крупными богослужебными композициями как в церковной, так и в концертной практике часто встречаются небольшие произведения - отдельные песнопения, молитвы, мотеты и др.

Лит.: Иванов-Борецкий М. В. Очерк истории мессы. М., 1910; Schering A. Geschichte des Oratoriums. Lpz., 1911; Kretzschmar H. Führer durch den Konzertsaal. Lpz., 19153. 2. Abt. Bd. 2: Oratorien und Weltliche Chorwerke; Einstein A. Music in the Romantic Era. L., 1947; Knepler G. Musikgeschichte des 19. Jh. B., 1961. Bd. 2: Österreich, Deutschland; Young P. M. Choral Music of the World. L., 1969; Шуман Р. О музыке и музыкантах: Сб. ст.: В 2 т. М., 1975-1979; Розенов Э. К. Очерк истории оратории // Он же. Статьи о музыке: Избр. М., 1982. С. 15-50.

В XX в.

И. Ф. Стравинский. Фотография. 1962 г. (ГЦММК)

О. Мессиан за органом ц. Св. Троицы в Париже. Фотография. Нач. XXI в.

Русская Д. м.

Основной путь Д. м. связан преимущественно с авторскими композициями, опирающимися на подлинные распевы или свободными, развитие которых начинается с кон. 70-х гг. XIX в. и достигает кульминации к 1917 г., чтобы после 70-летней паузы вновь возродиться в кон. XX ст.

В Греции и греческой диаспоре

Кроме произведений, четко вписывающихся в рамки традиции визант. музыки, мн. композиции связаны с той или иной духовной темой, но в музыкальном отношении отличаются от визант. традиции и не предназначены для исполнения за богослужением.

Читайте также: