Кратко абрамцево кудринской резьбе

Обновлено: 30.06.2024

3. Секреты старых мастеров Возникновение промысла резьбы по дереву связано с художниками абрамцевского кружка.

5. Абрамцево Усадьба С. Мамонтова. В течение многих лет в его имении работали и отдыхали русские художники: И. Е. Репин, В. И. Суриков, В.Д. и Е.Д. Поленовы, В. М. и А. М. Васнецовы и др.

6. Ремесло: художник Ермилова Людмила Ермилова - выпускник Абрамцевского художественно-промышленного колледжа им. В.М. Васнецова. В гостях у неё мы побываем сегодня.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
В Абрамцевской мастерской, которая располагалась в усадьбе Мамонтова и представляла собой столярно-резчицую мастерскую, существовала интересная традиция. Каждый ученик мастерской по окончании учёбы получал подарок на будущее – набор инструментов, который вполне позволял ему открыть своё дело. Очень большую помощь ученикам оказали такие художники как Малютин С.В. и Соколов В.И., профессиональные художники из Кустарного музея г. Москвы. Всё это и другие профессиональные основы обучения в мастерской создавали условия, чтобы ученики быстро превращались в признанных мастеров и создавали шедевры деревянного народного искусства. У нас есть возможность увидеть их в слайд-шоу.




Два шкафчики с изображением ветвей граната по проекту Е. Д. Поленовой 1880 гг. Абрамцевская столярная мастерская. Дерево (липа), резьба контурная, трехгранно-выемчатая, подкраска, вощение.


Шкафчик с павлинами. Абрамцевская столярная мастерская. Нач. ХХ в. Дерево (липа), резьба трехгранно-выемчатая, тонировка, вощение. Фрагмент шкафчика с парусником. По эскизу Е.Д.Поленовой.


Киот для литого креста. Художественно-столярная мастерская деревни Кудрино. Нач. ХХ в . Дерево (берёза), резьба плоскорельефная, тонировка, вощение, медь, штамповка, цветные эмали, речные камни


Полка с изображением птиц сирина и алконоста. С использованием эскизов А.М. Васнецова. Художественно-столярная мастерская, нач. ХХ в . Дерево (берёза), резьба сквозная, плоскорельефная, тонировка, подкраска, лакировка.


Шкафчик с павлинами. Абрамцевская столярная мастерская. Нач. ХХ в. Дерево (липа), резьба трехгранно-выемчатая, тонировка, вощение.


Фрагмент Шкафчика. По проекту Малютина С.В. (1859-1937 гг.). Художественно-столярная мастерская Московского губернского земства, 1910 гг. Дерево (берёза), резьба плоскорельефная, трехгранно-выемчатая, подкраска.


Шкафчик с ажурным фризом с изображением вазонов и гирлянд. По проекту И.С. Баклина. Художественно-столярная мастерская Московского губернского земства, 1910 гг. Дерево (берёза), резьба пропильная, плоскорельефная.




Уникальные Царские врата, созданные мастерами и художниками Абрамцево, Сергиева Посада и Московского кустарного музея.


Шкафчик. По проекту Малютина С.В. (1859 – 1937 гг.). Художественно- столярная мастерская Московского губернского земства, 1910 гг. Дерево (берёза), резьба плоскорельефная, трехгранно-выемчатая, подкраска.



Шкафчик с колонкой и портретным изображением древнерусского воина. Художественно-столярная мастерская Московского губернского земства, нач. ХХ в. Дерево (липа), резьба трехгранно-выемчатая.


Первая попытка создания в 1882 г. столярно-резчицкой мастерской оказалась не совсем удачной.


Популярность и известность абрамцево-кудринской плоскорельефной резьбы объясняется прежде всего тем, что позволяет полностью передать не только контуры какого-то элемента, но и его структуру. Абрамцево-кудринская резьба может быть как с подушечным, так и с выбранным фоном. Изделия абрамцево-кудринской резьбы такие, как декоративные блюда, ковши, чайницы, вазы, рамки, шкатулки можно не только купить, но и сделать самому.
Прежде всего, сделайте эскиз орнамента, который должен быть изготовлен в натуральную величину. Затем эскиз с бумаги переведите при помощи копировальной бумаги на поверхность деревянной заготовки, а затем обведите простым карандашом. Для резьбы вам понадобятся нож-косяк, плоские и полукруглые стамески, а также стамески-клюкарзы. Как и в скобчатой плосковыемчатой резьбе, основные приемы здесь – надрезка и подрезка.
Надрезка делается неглубокой – примерно на глубину 1,5 – 2 мм. И нож, и стамеска при надрезке ставятся вертикально контуру рисунка. При самой надрезке нож нужно ставить немного под наклоном к поверхности. Ножом также можно сделать и подрезку, которую проводят со стороны фона, оставляя рисунок нетронутым. Там, где при надрезке рисунка использовалась стамеска, рисунок также подрезается ею. И приступают к заоваливанию орнамента, который делается косяком и плоскими стамесками. Ребра рисунка заоваливаются более круто, чем ребра фона.
Теперь можно переходить к нанесению на рисунок мелких деталей, например прожилок листьев, оперения птиц и других мелких штрихов. Если вы хотите, чтобы рисунок выглядел более выпукло, можно еще выбрать весь фон. Таким образом, получится резьба с выбранным фоном. Для этого удобно использовать стамески-клюкарзы.
Прежде всего, полукруглыми клюкарзами выберите древесину, а затем при помощи плоских стамесок подровняйте фон. Придать ещё большую выразительность поверхности фона можно, сделав на ней с помощью простых пробойничков или чеканов узор из точек.
Материалом для резных изделий служит липа, реже берёза, из которых вытачивают на токарном станке или производят столярными инструментами заготовку.
После очистки поверхности шкуркой изделия морят в коричнево-вишнёвые тона, затем покрывают лаком и полируют до блеска. В резьбе широко используются мотивы растительного орнамента в виде ветвей, деревьев, листьев, цветов, трав.



Обычно, все абрамцево-кудринские резные изделия предназначены для бытового обихода. Не стала исключением и солонка В.П. Ворноскова.



Сегодняшние резчики, как и в прошлом веке, исполняют заказы Церкви. Рельефная резьба. Спас Нерукотворный.




Фирменное изделие: плоскорельефная резьба с подушечным фоном и с густым орнаментом из изгибающихся ветвей и побегов.





Мастера по-прежнему производят резные изделия, основанные на изучении предметов крестьянского быта – солонки, пряничные доски, ковши.

Подмосковье – край искусных народных мастеров, создающий известные всему миру: жостовские подносы, богородскую игрушку, гжельскую керамику и загорскую (Сергиево-Посадскую) роспись.

Особое место среди подмосковных центров народного искусства занимает Абрамцево-кудринский промысел художественной обработки дерева. В настоящее время находящейся в затухающем состоянии. Все меньше людей знакомых с искусной Абрамцево-кудринской резьбой, а владеющих практическими навыками, еще меньше.

Истоки возникновения ремесла

В 90-е годы XIX века в селе Ахтырка, в доме крестьянина Василия Петровича Ворноскова, была создана мастерская по изготовлению резных деревянных изделий. В мастерской делались небольшие столярные изделия – шкафчики, шкатулки, коробочки, ларцы, долбленые ковши различных форм.

Они обильно украшались резьбой, поверхность их полировалась или покрывалась лаком. В отделке применялись разнообразные по цвету морилки. Изделия мастерской были прекрасно выполнены технически, отвечали самому изысканному вкусу тогдашних любителей искусства и бойко распродавались главным образом в Москве, через кустарный магазин Московского земства.

Год от года росла популярность мастерской, появлялись в ней новые работники, расширялся ассортимент изделий, выходивших уже и на мировой рынок.

Возникшая в период промышленного подъема мастерская В.П. Ворноскова устояла и во время последовавшего за ним жестокого экономического кризиса 1900-1903 годов. Воронсков был одним из учеников Абрамцевской школы, который основал собственное производство в родном селе Кудрине и стал работать по заказам абрамцевской мастерской.

Она сохранила не только свою производственную организацию, но и свой особый художественный характер, столь оригинальный, что позволяет ее рассматривать как заметное явление русской культуры спустя почти столетие.

При организации мастерской особое внимание уделялось учебной деятельности, созданию и поддержанию творческого настроя среди учеников. Помимо обучения навыкам резьбы в мастерской преподавался рисунок, основы живописи.

Проводились занятия в Абрамцевском музее: в усадьбе была собрана большая коллекция предметов народного искусства. Выпускники мастерской получали в подарок инструменты для организации своего дела.

Зарождение стиля

Среди первых произведений можно выделить группу вещей, украшенных растительным орнаментом, с одной стороны, родственных произведениям художников и мастеров Троице-Сергиевской мастерской, и, с другой, выявляющих уже новые черты, характерные для творческих поисков В. П. Ворноскова.

Особенности кудринской резьбы

Растительный орнамент

На ковшах, шкатулках, бочатах, декоративных вазах мастер выполняет композиции, составленные из отдельных орнаментальных элементов: веточек, завитков, форм, напоминающих птичьи перья, схематизированные силуэты птиц.

Вместе с декорированием изделий рядами соседствующих элементов орнамента, мастер составляет из них композиции, несущие образную нагрузку. Так, веточки на одной из шкатулок выстраиваются в ряд, будто поросль молодого леса, на верхушках веток появляются птицы, вся композиция обретает поэтический смысл.

Формы животных, ветви растений вырезаются нарочито грубо, приблизительно, мастер сознательно оставляет незаглаженным корявый след ножа, стамески. Особо надо обратить внимание на ворносковскую обработку фона. Это особая рыхлость, бархатистость, достигаемая долблением всей поверхности.

Окрашивание

С помощью различных морилок и красителей В. П. Ворносков добивается богатой цветовой гаммы. Это и большое разнообразие оттенков коричневого теплого тона, столь органичного для дерева, и темное морение под дуб, и поиски сероватых и оливковых тонировок.

Столярные, токарные вещи, объемная резьба, обрабатываемые с помощью различного цвета морилок и красителей, оставались вместе с тем изделиями из дерева.

Изделия могут быть просто прошкурены или отделанны белым вощением, но всегда остаётся главное: отделка и окрашивание лишь подчёркивают красоту и текстуру дерева, другие материалы не имитируются.

Промысел в наше время

Специалистов по абрамцево-кудринской резьбе готовит, как и прежде, Абрамцевское художественно-промышленное училище – учебное заведение, традиции которого восходят еще к абрамцевским мастерским С. И. Мамонтова.

В 70-е годы на фабрике работала целая плеяда талантливых художников, имеющих специальное художественное образование: В.П. Виноградов, Л.В. Баркан, В.Г. Милорадов, А.П. Буробина, Б.Я. Семеньков, В.А. Ермилов, Г.И. и Н.Н. Симанкины, В.К. Альхимович. Творчество каждого из них основывалось на авторском прочтении традиций абрамцево-кудринского промысла.

В конце 1990-х на фабрике работало три резчика – С.В. Морозов, В.А. Петрова, О.Н. Стрельцова и один-три расписчика.

На сегодняшний день фабрика закрыта, а отдельные мастера, владеющие искусством кудринской резьбы, работают частным образом.

О промысле

Абрамцево-кудринская резьба — художественный промысел резьбы по дереву, сформировавшийся в конце XIX века в окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево.

Возникновение промысла тесно связано с художниками абрамцевского кружка и в первую очередь Е. Д. Поленовой, организовавшей в усадьбе С. И. Мамонтова в 1882 году столярно-резчицкую мастерскую, в которой учились и работали резчики из окрестных сёл: Хотьково, Ахтырка, Кудрино, Мутовки.

Василий Петрович Ворносков

В одиннадцать лет крестьянский мальчик Вася Воронсков был принят в абрамцевскую столярно-резчицкую мастерскую. Он был не только талантливым резчиком, но и хорошим организатором.

Когда он стал мастером, он возглавил мастерскую, куда привлёк много хороших резчиков из окрестных деревень.

Особые термины

Эти специальные термины возникли не случайно, ими обозначается совокупность довольно разнообразных приемов обработки рельефа и фона при создании рельефа из дерева.

Формы орнамента остаются плоскими, как фон, края орнамента круто заоваливаются к фону. Такая резьба более рельефна, дает большую игру светотени, так как фон и орнамент находятся на разных уровнях.

Симанкины

Большой широтой поисков новых форм, образцов, композиционных решений интересен мастеров, Николая и Галины Симанкиных. Выпускники Абрамцевского училища, вместе пришедшие на фабрику, они и в жизни, и в творчестве составляют очень дружный дуэт. Трудно, да, пожалуй, в данном случае и не нужно выяснять, кому принадлежит та или иная первоначальная идея. Работы художников достаточно цельны. Главное в ‘их работе – творческий поиск.

Говоря о творчестве Николая Николаевича и Галины Ивановны Симанкиных, нельзя оставить без внимания самую интересную сегодня область их работы – объемную резьбу. Интерес к скульптурной, объемной форме заметно ощутим у художников в течение ряда лет. Были неоднократные попытки как бы соединить плоскостную и объемную резьбу.

Тамара Владимировна Альхимович

Ведущий художник-мастер на хотьковской фабрике художественных изделий. Замечательный резчик, вложившая много сил в формирование стиля 50-70-х гг., стиля тщательной резьбы, вводила в него и изображения архитектуры, людей, органично соединяя их с четко выполненным растительным узором.

Автор статьи

Статья написана по материалам дипломной работы, предоставленным автором, мастером художественной резьбы по дереву, Ольгой Владимировной Кореневской.

Авторские права

Статья подготовлена по материалам: дипломной работы, предоставленным автором, мастером художественной резьбы по дереву, Ольгой Владимировной Кореневской, авторство фото: 1 — Олег Андрющенко, CC BY-SA 3.0; 2 — Путеводитель по русским ремёслам CC BY-SA 3.0; 3, 4, 5, 6, — Кореневская Ольга, CC BY-SA 3.0; .

Мы гарантируем подлинность народного искусства, эксклюзивность представленных изделий и уникальность каждого предмета.

Народные промыслы. Абрамцево-кудринская резьба

Абрамцево-кудринская резьба — художественный промысел резьбы по дереву, сформировавшийся в конце XIX века в окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево.

Народные промыслы. Абрамцево-кудринская резьба

Возникновение промысла связано с художниками абрамцевского кружка и в первую очередь Е. Д. Поленовой, организовавшей в усадьбе С. И. Мамонтова в 1882 году столярно-резчицкую мастерскую, в которой учились и работали резчики из окрестных сёл: Хотьково, Ахтырка, Кудрино, Мутовки.

абрамцево-кудринская резьба ларец

При организации мастерской особое внимание уделялось учебной деятельности, созданию и поддержанию творческого настроя среди учеников. Помимо обучения навыкам резьбы в мастерской преподавался рисунок, основы живописи.

деревянная композиция - цветущий папортник

Деревянная резанная доска

В 1890 году один из учеников, В. П. Ворносков, основал собственное производство в родном селе Кудрине и стал работать по заказам абрамцевской мастерской. Эта, первоначально небольшая, мастерская и легла в основу будущего промысла.

http://m-der.ru/uploadedFiles/images/katalog/promisil/prom2.jpg

Василий Петрович Ворносков - мастер резьбы по дереву, основоположник стиля Абрамцево-Кудринской резьбы

В кудринской мастерской сформировался особый стиль орнаментальной резьбы, были найдены удачные сочетания плоскорельефной резьбы с геометрической, заложены принципы органичного использования резного декора в утилитарных предметах.

Народные промыслы. Абрамцево-кудринская резьба

абрамцево-кудринская резьба, хотьковская резьба

Изделия Ворноскова и его последователей — ковши, шкатулки, бочата, солонки, декоративные блюда и вазы, покрытые ритмичным растительным орнаментом, отличает разнообразие тонировки, подчёркивающей природную красоту дерева.

Народные промыслы. Абрамцево-кудринская резьба

В основе растительного орнамента лежат не только образцы резных крестьянских изделий и домового декора, но и орнаментальные заставки старопечатных книг.

http://m-der.ru/uploadedFiles/images/katalog/promisil/prom4.jpg

Развитие орнамента кудринских мастеров шло от соединения отдельных элементов — веточек, завитков, розеток — к цельным орнаментальным композициям, покрывающим всё изделие.

Народные промыслы. Абрамцево-кудринская резьба

деревянный черпак

Изделия артели пользовались большим спросом, неоднократно отмечались дипломами российских и международных выставок.

http://m-der.ru/uploadedFiles/images/katalog/promisil/prom5.jpg

Кустари-резчики. Стоят (слева направо): В. П. Ворносков, М. П. Ворносков, В. И. Хрустачев. Сидят: А. Хрустачев, Н. А. Александров, К. И. Хрустачев, Н. И. Рыжов

В 1936 году был выполнен уникальный заказ: оформление одного из входов на выставку народного искусства в Третьяковской галерее. Это единственная работа кудринцев в области монументального искусства.

В. Ворносков (отец). Декоративное блюдо с мотивом, рыбы. (Резьба по дереву.)

В. Ворносков (отец). Декоративное блюдо с мотивом, рыбы

В. Ворносков (отец). Крышка коробки. (Резьба по дереву.)

В. Ворносков (отец). Крышка коробки

К Международной выставке в Париже в 1937 году кудринцы подготовили обширную коллекцию, для которой были повторены многие ранние вещи В. П. Ворноскова. В последующие годы развивали промысел мастера и художники разных поколений — В. В. Ворносков, М. В. Артемьев, А. И. Гуляева, З. Н. Бородулина, Т. В. Альхимович, Л. В. Баркан, Н. Н. и Г. И. Симанкины.

П. Ворносков (сын). Упоры для книг. (Резьба по дереву.)

П. Ворносков (сын). Упоры для книг

В. Ворносков (сын). Застава. (Резьба по дереву.)

В. Ворносков (сын). Застава

П. Ворносков (сын). Кашпо

В настоящее время центр промысла находится в городе Хотьково Сергиево-Посадского района, где работает фабрика резных художественных изделий. Мастеров абрамцевско-кудринской резьбы готовит Абрамцевский художественно-промышленный колледж имени В. М. Васнецова.

Народные промыслы. Абрамцево-кудринская резьба

В 1936г. путем слияния трех артелей: Кудринской, Мутовкинской и Ахтырской была образована Ахтырская артель. В 1940 году она объединилась с Хотьковской, образовав в Хотькове Ахтырскую столярно-художественную артель. В 1960 году эта артель была преобразована в Хотьковскую фабрику резных художественных изделий, а в 1970 году фабрика слилась с Хотьковской фабрикой "Народное искусство", где продолжает развиваться абрамцево-кудринский стиль резьбы по дереву.

Народные промыслы. Абрамцево-кудринская резьба

Мастера абрамцево-кудринской резьбы производят изделия на столярной и токарной основе с резьбой, удачно сочетая традиционную рельефную резьбу с заоваленным контуром и слегка углубленным фоном с новыми способами обработки дерева. Изделия обрабатывают морилкой и полируют (или покрывают лаком) при этом они приобретают красивую окраску от золотистых до темно-коричневых тонов.

Народные промыслы. Абрамцево-кудринская резьба

Главная же особенность изделий абрамцево-кудринской резьбы по дереву — густой орнамент из изгибающихся ветвей и побегов. Для изготовления изделий используется древесина липы, реже — березы. На поверхность изделия наносится контур будущего рисунка, затем стамесками, резцами и напильниками мастер-резчик выбирает фон и постепенно производит доводку рисунка. Среди лучших мастеров — М. В. Артемьев, А. И. Гуляева, Т. В. Альхимович и другие.

Народные промыслы. Абрамцево-кудринская резьба

Современный ассортимент изделий включает в себя предметы утилитарного назначения (шкатулки, сухарницы, конфетницы, солонки, курительные наборы), декоративного характера — (панно, тарелки и др.), украшенные растительным узором с характерной пальчатообразной резьбой.

Народные промыслы. Абрамцево-кудринская резьба

Для изготовления изделий мастера используют древесину липы, реже - березы. После токарной или столярной обработки на поверхность изделия наносится контур будущего рисунка на подготовленное изделие. Обычно это делается с помощью копирки.

деревянная шкатулка

тарелка с кудринской резьбой

Далее идет снятие фасок. Чем больше их будет, тем более выпуклым и ярким будет узор. Наилучшим вариантом является фаска, снятая полностью по всему контуру элемента рисунка (листика или завитка). Здесь же убираются все мелкие огрехи работы, удаляются острые ребра и углы, резьба как бы сглаживается, закругляется. Для кудринской резьбы характерен плоский рельеф, почти целиком закрывающий фон, везде одинаковой высоты.

http://m-der.ru/uploadedFiles/images/katalog/promisil/prom7.jpg

Последним этапом является насечка – тонкие резы на выпуклых поверхностях, которые придают рисунку завершенность и увеличивают его рельефность. Это могут быть прожилки на листьях и лепестках, сетка на сердцевине цветка.

Народные промыслы. Абрамцево-кудринская резьба

Эту часть работы, как и предыдущую (снятие фасок) выполняют ножом, но иногда используются самые мелкие полукруглые стамески для ногтевидных насечек.

http://m-der.ru/uploadedFiles/images/katalog/promisil/prom6.jpg

Окончательная обработка состоит в шлифовке (ошкуривании), тонировке и нанесении защитного покрытия. Шлифование выполняется наждачной бумагой, для тонировки используется морилка разных цветов, обычно коричневой гаммы (для имитации благородных сортов дерева), в качестве защитного покрытия используется воск или лак.

Интересный эффект получается при тонировке всей поверхности темной морилкой, последующей повторной шлифовке выступающих элементов узора (для их высветления) и покрытии лаком только выступающих частей орнамента.

http://www.stfond.ru/images/load/Image/2013/04/abram090403.jpg

Яркий блеск выпуклых частей рисунка и темные углубления подчеркивают резной рельеф, игра света и тени и блеск полированных поверхностей придает изделиям неповторимую прелесть.

Абрамцево-кудринская резьба по дереву: в чём её своеобразие?

Мастера продолжают творческий поиск и стремятся к разнообразию тем и сюжетов. Нередко перед зрителями предстают целые сценки.

Народные промыслы. Абрамцево-кудринская резьба

Но обрамляет их всё тот же неизменный узор. Диковинные гирлянды из причудливых лепестков тянутся из прошлого в будущее.

Удивительное искусство продолжает развиваться и радовать всех ценителей прекрасного. Это своеобразный шлейф красоты, который оставил в наследство абрамцевский кружок.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов


Абрамцево-кудринская резьба по дереву - это художественный промысел, который зародился в окрестностях усадьбы Абрамцево в Подмосковье в конце 19 века. Своим возникновением она обязана кружку художников села, организованному Еленой Дмитриевной Поленовой в поместье Саввы Ивановича Мамонтова. Он был известным в России меценатом, который помогал сохранять и развивать народные промыслы своего края. На основе данного кружка в 1882 году открылась столярно-резницкая мастерская, давшая старт трудовой деятельности многих мастеров из ближайших сел - Кудрино, Хотьково, Ахтырки и Мутовки.

В статье рассмотрим историю, технологию абрамцево-кудринской резьбы, кто организовал производство и будущий промысел. Познакомим читателя с особенностями стиля выполнения работ, где удачно сочетаются плоскорельефная и геометрическая резьба. Ритмичный растительный орнамент можно увидеть на предметах быта того времени. Это ковши и солонки, декоративные шкатулки и вазы, большие тарелки и бочата.

Помимо красивой резьбы, предметы, сделанные руками мастеров, отличаются тонировками, которые призваны подчеркнуть природную красоту древесины. Узоры покрывают всю поверхность поделки полностью, соединяя крупные детали между собой завитушками, веточками и другими растительными элементами.

Учебная мастерская

Жена Саввы Мамонтова организовала в усадьбе школу грамотности для деревенских ребят из окрестных сел и деревень. Помимо уроков школьной программы, было принято решение обучить детей мастерству резчиков по дереву, чтобы они после окончания учебы могли зарабатывать на хлеб своим трудом. Так появилась мастерская, где преподавали столярное и резницкое дело. Многие ребята с радостью пошли туда учиться. Обучение было полностью бесплатным в течение трех лет.

кудринская резьба по дереву

Ученикам преподавали основы рисунка и живописи, всячески содействовали творческому подходу ребят к работе. Занятия проводились на территории музея усадьбы, в котором были собраны предметы народных промыслов. Ученики имели возможность знакомиться с экспонатами огромной коллекции. После окончания учебы им преподносили в дар верстак и инструменты для резьбы по дереву, чтобы они могли самостоятельно начать работу у себя дома.

Руководство Поленовой

В 1885 году мастерскую возглавила художница Е. Д. Поленова, которая оказала огромное влияние на развитие абрамцево-кудринской резьбы. Именно по ее эскизам мастера делали резную мебель - полочки и шкафы, стулья и комоды, столы и кресла, которые в конце 19 века распродавались в московских магазинах, сначала при Кустарном музее у Никитских ворот, а затем - на Петровке.

абрамцево - кудринская резьба

Хотя сейчас многие исследователи критикуют ее стиль резьбы, называя его формальным и тяжеловесным, но именно это и придает изделиям яркость и самобытность. Однако все согласны, что Елена Дмитриевна, несомненно, внесла огромный вклад в развитие промысла. Более 100 ее проектов мастера воплотили в своих работах, что привлекло внимание к вещам с художественной резьбой и популяризовало данный промысел в свое время.

В изделиях, сделанных в то время в Абрамцево, преобладала плоская резьба с трехгранными выемками. В местах утолщения мастера вырезали ленточные геометрические узоры, филенки на предметах мебели заполнялись растительным орнаментом. Все предметы окрашивались морилкой в темный цвет. Смотрелась мебель очень самобытно и вызывала необычайный спрос среди покупателей. К тому же в этот период у общества был интерес ко всему народному и национальному.

Истоки промысла

Одним из талантливых и предприимчивых учеников мастерской в Абрамцево был будущий основатель производства, ставшего основой промысла кудринской резьбы. Это был житель деревни Кудрино, которая располагалась в 4 км от школы, сын простого крестьянина Василий Петрович Ворносков. Одиннадцатилетним мальчиком он отправился обучаться грамоте в школу Мамонтовой. Как раз в то время открылась столярно-резницкая мастерская, куда решил записаться и Василий. Мальчик учился усердно, к тому же имел организаторские способности, которые и помогли ему после окончания учебы создать производство, прославившее его на многие годы.

Мальчик с друзьями подолгу засиживался в музее, рассматривая образцы работ других мастеров, изучая рисунки и эскизы художников. Василий старался не только четко выполнять работу по данным эскизам, но и самостоятельно придумывать рисунки и узоры. Преподаватели всячески поощряли творческие порывы паренька.

Василий Петрович Ворносков

После окончания учебы в 1890 году В. П. Ворносков открыл небольшую мастерскую в родном Кудрино, однако еще выполнял заказы, поступающие из абрамцевской мастерской. Со временем у Василия Петровича сформировался собственный стиль, основанный на невысоком и мягком рельефе с закругленными краями. В основном на предметах изображался кружевной орнамент из веток и листочков, для резьбы мастер использовал более 20 разных стамесок. Такой стиль называли в честь мастера ворносковской резьбой. Второе название происходит от наименования села, где работал мастер. Это кудринская резьба, или в простонародье "кудринка", которая сразу завоевала большую популярность по всей стране, работы выставлялись в Париже и получали золотые или серебряные награды.

Сотрудничество с сергиевскими кустарями

В самом начале развития художественного промысла Василий Петрович пришел за профессиональной помощью к мастерам хорошо налаженной мастерской в Троице-Сергиевом посаде. Руководили ею сначала В. И. Боруцкий, а потом и В. И. Соколов. Они сразу поняли, что к ним пришел настоящий мастер, и предложили ему работу, которую делали другие работники мастерской. Это разные детали мебели, полочки с резьбой. В изготовлении они пользовались выжиганием и раскраской, помимо резьбы.

абрамцево - кудринская резьба технология

Несмотря на то что у этой мастерской был хорошо налажен рынок сбыта, опытный Ворносков отказался вырезать рисунки и узоры, предложенные ему. Он даже в условиях всеобщего кризиса начала века не хотел делать то, что ему не нравилось. В.И. Соколов полностью доверился мастеру и решил посмотреть на работы, выполненные Василием Петровичем по личным эскизам.

После просмотра готовых работ руководитель мастерской понял, что к нему попал уникальный мастер с развитой фантазией и художественным вкусом, с отличными навыками оригинальной резьбы.

Особенности резьбы

Кудринская резьба по дереву (фото см. в статье) считается плоскорельефной и состоит из густого рисунка, в основном растительного. Это листья, ветки, цветы с закругленными краями, напоминающими завитушки, что придает некую кудрявость орнаментам.

Основу любого рисунка составляют лепестки, заостренные с одного края и закругленные с противоположного. Они соединены в непрерывный и ритмический узор. Между этим потоком можно рассмотреть вставки из цветов, животных или птиц, рыб или ягод. Имеются даже люди на лошадях.

кудринская резьба история

Особенностью кудринской резьбы можно назвать округлые очертания с мягкими контурами, естественность природных узоров и сочетание тени и света, которые создаются с помощью тонировки морилкой и разных видов лака - глянцевого и матового. Обычно для изделий выбирают не слишком твердую древесину, используют липу или березу.

Поэтическая композиция

Деревянные столярные или токарные изделия декорируются рядами растительного орнамента, однако это не просто ряд листочков и веток. Многие работы содержат образы, объединенные в единую композицию. Например, веточки на боковых сторонах шкатулки могут напоминать поросль дуба, на верхушке которого расположились птицы.

абрамцево - кудринская резьба история

Обработку фона в кудринской резьбе выполняют нарочито незаглаженно, будто оставляя корявый след ножа. Это достигается долблением всей поверхности предмета, которая придает работе рыхлость и некую бархатистость. Дополнительную глубину добавляют способы полировки изделий. Так, выпуклый орнамент покрывается глянцевым лаком, а углубления - наоборот, матовым.

Тонировка резьбы

Еще на первых этапах своей истории кудринская резьба имела богатую цветовую гамму. Используя морилки и красители разных оттенков, работам придавали все оттенки коричневого, от золотистого до глубокого темного цвета. Еще В. П. Ворносков применял темное морение под дуб, а также добивался серых и оливковых тонировок. Однако, каким бы способом ни проводилось окрашивание, на изделиях четко просматривалась структура древесины.

кудринская резьба по дереву история

Мастерами не преследовалась цель повторить текстуру другого материала, любая отделка призвана только подчеркнуть красоту дерева и выделить линии орнамента, сделать их более объемными. Иногда изделия с кудринской резьбой по дереву только прошкуривались и обрабатывались белым воском.

Этапы выполнения резьбы

Рельефные узоры появляются на столярном или токарном изделии не сразу.

  • Первым делом выбирается рисунок, соответствующий диаметру инструментов, имеющихся в наличии у мастера. Имеется техника кудринской резьбы с ножом-косяком, плоскими или полукруглыми стамесками, а также клюкарзами.
  • Потом выполняется на листе бумаги в натуральную величину эскиз карандашом.

тарелка с кудринской резьбой

  • Переводится рисунок на древесину с помощью копировальной бумаги. При этом не пользуются простым карандашом, чтобы не испортить случайно линии узора. Переводят рисунок заточенной палочкой из твердых пород дерева. Некоторые используют вариант из кости. Сейчас мастера часто берут для такой работы шариковую ручку, у которой закончились чернила.

Только после такой подготовительной работы начинается собственно резьба по дереву.

Этапы вырезания рельефного рисунка

Процесс вырезания состоит также из нескольких частей:

  • накалывание, которое делают вертикально поставленной стамеской. Сначала выполняют круглые завитушки, а потом более гладкие стороны листиков ножом-резаком;
  • обработка фонового рисунка "подушечным" способом, то есть фон находится на одном уровне с вершинами основного узора. Для этого используют стамески-клюкарзы. Иногда затачивают большой гвоздь или конус, пользуются пробойниками или чеканами;
  • моделирование составных элементов;
  • шлифовка и тонировка;
  • отделка жидкоразведенным лаком.

Промысел в наши дни

К сожалению, художественный промысел в наши дни угасает и не имеет особой популярности. Фабрика, которая раньше находилась в г. Хотьково, закрылась. Выпускники Абрамцевского колледжа имени В. М. Васнецова работают в частных мастерских, которые занимаются кустарным производством поделок на продажу в качестве сувениров. Это мелкие утилитарные предметы быта - тарелки, шкатулки, солонки, настенные панно или курительные наборы.

Читайте также: