Культура возрождения кратко культурология

Обновлено: 04.07.2024

В науке все ещё ведутся споры о том, когда в истории человечества закончились средние века. Однако искусствоведы и культурологи считают, что завершение тысячелетнего периода европейского средневековья произошло на рубеже XIII–XIV веков в Италии, где в это время началась одна из интереснейших эпох в человеческой культуре получившая название Возрожде́ние или Ренесса́нс (от фр. renaissánce).

Почему же этот период назвали Ренессанс , и что способствовало его зарождению на итальянской земле? Дело в том, что Италия, в отличие от других западноевропейских стран имела более древнюю историю – она являлась центром некогда могущественного государства - Древний Рим.

Архитектурные и исторические памятники, сохранившиеся от эпохи расцвета Римской Империи, всё ещё стояли на этой земле, поражая воображение средневековых европейцев своими масштабами, величием, соразмерностью, красотой и гармонией пропорций. То тут, то там, периодически находились римские, а иногда и греческие статуи. А из соседних, граничащих с Италией, стран (сначала Византии, а затем Турецкой Империи) в Европу проникали научные и философские труды античных авторов (часто в виде переводов с арабского языка).

Необходимо отметить, что, разумеется, религия сохраняла свои позиции, и гуманисты Ренессанса не отрицали идею существования и могущества Бога, но, вдохновляясь трудами античных философов, утверждали идею богоравенства человека , его особую роль в мироздании, обусловленную наличием разума и воли .

Так итальянский мыслитель эпохи Возрождения Пи́ка де́лла Мирандо́ла (1463–1494) в одном из своих трудов говорит от лица Господа о возможностях, полученных человеком свыше:

Основные достижения эпохи Возрождения

Благодаря идеям гуманизма, человек начинает освобождаться от церковных запретов и догм, получает моральное право на сотворчество с Богом в преобразовании мира и самого себя. Вместе с тем, он ощущает возрастающую потребность в реализации новых возможностей, в первую очередь - в научном познании мира .

Перечислим лишь некоторые из значительных достижений науки и техники эпохи Ренессанса:

Такое количество открытий, заставляло человека думать, что ему подвластно всё, и что ещё чуть-чуть, и он с помощью собственного разума и воли откроет все тайны земли и неба.

Это внушало мысль о собственной значимости и, буквально, переворачивало в сознании выработанные церковью представления о мире, вселенной и, собственно, человеческих возможностях. Именно поэтому культура и искусство Возрождения, при сохранении важнейших религиозных традиций, тем не менее, приобретают всё более све́тский характер .

Ощущение свободы от контроля церкви, над человеческой личностью и разумом, словно захлестнуло людей, жажда знаний стала характерной чертой эпохи. Выдающиеся умы Ренессанса, в попытках постичь тайны природы и её законов, буквально хотели объять необъятное.

Это породило такую характерную черту Возрождения, как массовое появление разносторонних, универсальных личностей – людей, весьма успешно занимавшихся деятельностью одновременно в нескольких научных и творческих отраслях. Типичным примером человека эпохи Возрождения является Леонардо да Винчи (1452–1519) , прославившийся не только как великий художник, но и как великий ученый-теоретик, и инженер-изобретатель.

Расцвет изобразительных искусств

Эта же тяга к познанию окружающего мира и, собственно, человека, стала причиной того, что Ренессанс становится расцветом живописи , не занимавшей до этого времени сколько-нибудь заметного положения, в соцветии искусств Западной Европы.

Желание познать окружающий мир и отобразить его таким, каков он есть, с присущей ему материальностью и объёмом, привело к отказу от следования средневековым иконографическим канонам, выработанным ещё в Византии ( Византийская иконопись. Как начать её понимать ), и созданию принципиально иного художественного языка.

Главным же достижением новой живописи стало открытие линейной перспекти́вы (её ещё называют геометрической или правильной, в отличие от средневековой – обратной). Впервые её научное обоснование дали итальянские учёные-математики и архитекторы Фили́ппо Брунелле́ски (1377–1446) и Лео́н Батти́ста Альбе́рти (1404–1472) .

Это же открытие, теперь, позволяло живописцам изображать объёмными и тела людей в любых, даже весьма сложных позах, разворотах и положениях, то есть писать в ра́курсе - с перспективными сокращениями частей тел .

Именно попытка запечатлеть мир, где горделиво царствует человек, причём, запечатлеть его объективно и максимально точно, таким, как бы мы увидели его в зеркало, приводит к расцвету живописи и появлению великого множества одарённейших художников.

Исследователей культуры эпохи Возрождения поражает тот факт, что, пожалуй, ни одна художественная эпоха не давала миру, в столь короткий срок, такого количества гениев и талантов, причём, большая часть из которых жили и работали примерно в одно время и в одном месте!

Приведём слова искусствоведа Е. Яйленко:

И неслучайно, практически все, кто пишет и говорит об этом историко-художественном периоде, приводят слова немецкого философа Ф. Энгельса, который абсолютно точно смог выразить то главное, чем так важна и неповторима была эта эпоха в истории человеческой культуры:

Периодизация искусства и культуры Возрождения

Поскольку родиной Ренессанса, его колыбелью и творческой лабораторией была Италия, то в истории искусства получили распространение итальянские названия, обозначающие столетия:

  • Проторенесса́нс, или предвозрождение – конец XIII–XIV века – трече́нто (трехсотые годы);
  • Раннее Возрождение – XV век – кватроче́нто (четырёхсотые годы);
  • Высокое Возрождение – последнее десятилетие XV век – первая треть XVI вева – чинквиче́нто (пятисотые годы);
  • Позднее Возрождение – вторая половина XVI века.

Со временем, идеи гуманизма из Италии проникли и в соседние с ней европейские страны – Германию, Нидерланды, Францию, Англию, что повлияло на развитие их искусства и культуры. Время культурного и творческого подъема, лежащих к северу от Италии государств (конец XV–XVI вв.), принято называть Северным Возрождением.

О том, как началось Возрождение в искусстве Италии, его первых представителях читайте в следующей статье. А сейчас предлагаю посмотреть видео на моем youtube-канале :

Если понравилась статья, то не забудьте поставить ей лайк, и подпишитесь на канал. Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.

Возрождение или Ренессанс (Ринашименто), – одна из самых ярких эпох в развитии европейской культуры с середины XIV по первое десятилетие XVII в. Это эпоха крупных перемен в истории народов Европы. Она характеризуется:

- формированием новых сословий: буржуазия и наемные работники;

- созданием крупных национальных государств и формированием наций.

- эпоха великих географических открытий, когда расширялись границы мира. Изменялся духовный облик человека, человек приобретал черты, помогающие ему освоиться в новом мире. Изобретение книгопечатания помогло духовной революции. Происходит развитие науки и техники.

Эта эпоха делится на четыре периода:

1. Проторенессанс (вторая половина ХШ-XIV в.) - носит переходный характер от культуры средневековья к Возрождению, когда последняя вызревает в рамках первой.

2. Раннее Возрождение (ранний Ренессанс) - XV в. - представляет культуру эпохи Возрождения в чистом виде со всеми ее характерными особенностями.

3. Высокое Возрождение - 70-е гг. XV в. - 1530 г. – наивысший расцвет культуры Возрождения.

4. Позднее Возрождение (1530-1590 гг.) - спад в развитии культуры Италии, связанный прежде всего с потерей независимости, с войнами, прокатившимися по ее территории и с усилением власти церкви (конец XV-XVII в. - северное Возрождение – культура европейских стран севернее Италии).

Особенностью ранней буржуазной культуры было обращение к античному наследию (не возврат к прошлому, а именно обращение) Основной чертой идеологии Возрождения становится гуманизм (от лат. homo – человек) – идейное движение, утверждающее ценность человека и человеческой жизни). В Ренессансе гуманизм проявился в мировоззрении, ставившем в фокус мирового бытия уже не Бога, а человека. Своеобразным проявлением гуманизма явилось утверждение примата разума над верой. Человек может самостоятельно исследовать тайны бытия, изучая основы существования природы. В эпоху Возрождения были отвергнуты умозрительные принципы познания, возобновилось опытное, естественно-научное познание.

Были созданы принципиально новые, антисхоластические картины мира: гелиоцентрическая картина Николая Коперника и картина бесконечной Вселенной Джордано Бруно. Наиболее существенным было то, что религия отделялась от науки, политики и морали. Начиналась эпоха становления опытных наук, признавалась их роль как дающих истинное знание о природе. В эпоху Возрождения было выработано новое мировоззрение благодаря творчеству целой плеяды выдающихся мыслителей – это Николай Кузанский, Галилео Галилей, Томмазо Кампанелла, Томас Мор, Никколо Макиавелли и др.

Две тенденции в культуре Возрождения определили ее противоречивость - это:

- сочетание с культурными ценностями христианской (католической) традиции.

С одной стороны, эпоха Возрождения может быть смело охарактеризована как эпоха радостного самоутверждения человека, а с другой - как эпоха постижения человеком всей трагичности своего существования.. Русский философ Н. Бердяев считал эту эпоху временем столкновения античных и христианских начал, что послужило причиной глубокого раздвоения человека.

Наиболее ярко черты Возрождения проявились в Италии. Характеризуя культуру итальянского Возрождения, нельзя забывать, что гуманистическая образованность была доступна небольшому слою, относящемуся к высшему обществу, приобрела аристократический характер. Итальянское Возрождение оказало влияние на широкие слои народа, которое сказалось значительно позднее.

Наиболее полно черты Возрождения проявились во Флоренции, немного позже – в Риме. Не столь интенсивно, как Флоренция, пережили эту эпоху Милан, Неаполь и Венеция.

Эстетическая теория Возрождення продиктовала характерные черты искусства этого периода:

- светский характер и содержание.

- познавательная направленность искусства.

- рациональность искусства Возрождения.

- общественный характер искусства Возрождения и всей художественной жизни.

- происходит освобождение человеческого разума как способности постигать высшие истины бытия от оков догматизма и всякого рода ограничений.




Данте Алигьери (1265-1321), Франческо Петрарка (1304-1374) и Джованни Бокаччо (1313-1375) - знаменитые поэты Возрождения, были создателями итальянского литературного языка. Их сочинения уже при жизни получили широкую известность не только в Италии, но и далеко за ее пределами, вошли в сокровищницу мировой литературы. Всемирную известность получили сонеты Петрарки на жизнь и смерть мадонны Лауры.

Для Возрождения характерен культ красоты, прежде всего красоты человека. Итальянская живопись, которая на время становятся ведущим видом искусства, изображает прекрасных, совершенных людей. Первым стал Джотто (1266-1337), освободивший итальянскую фресковую живопись от влияния византийцев. Реалистическую манеру изображения, присущую Джотто, в начале XV в. продолжил и развил Мазаччо (1401-1428). Используя законы перспективы, он сумел сделать изображения фигур объемными.

Одним из наиболее известных скульпторов того времени был Донателло (1386-1466), автор ряда реалистических работ портретного типа, впервые вновь после античности представляющих в скульптуре обнаженное тело.

Следующий этап в ренессансной культуре – позднее Возрождение, которое, как принято считать продолжалось с 40-х гг. XVI в. по конец XVI – первые годы XVII в.

В Германии идеи гуманизма становятся известны в середине XV в., оказывая сильное влияние на университетские круги и прогрессивную интеллигенцию

Победа Реформации в середине XVI в. вызвала общественный подъем и рост национальной культуры. Замечательного расцвета достигло изобразительное искусство. Основные жанры: пейзаж, портрет, бытовая картина. В этой области работали знаменитый живописец и гравер Альбрехт Дюрер (1471-1526), художники Ганс Гольбейн Младший (1497-1543), Лукас Кранах Старший (1472-1553). Заметного подъема достигла немецкая литература. Выдающимся представителем немецкой гуманистической литературы был Иоганн Рейхлин (1455-1522), стремившийся показать божественное в самом человеке. Крупнейшими немецкими поэтами эпохи Реформации были Ганс Сакс (1494-1576), написавший множество назидательных басен, песен, шванков, драматических произведений, и Иоганн Фишарт (1546-1590)– автор остросатирических работ.

Эпоха Возрождения завершилась. Западная Европа вступила в новый период своей истории. Однако идеи и взгляд на мир, характерные для нее, не утратили своей значимости и привлекательности и в XVII в. В русле присущих ей идеалов создавали свои дивные произведения два великих представителя некогда единой художественной школы Нидерландов – Питер Пауль Рубенс (1577-1640), представлявший искусство Фландрии, и Рембрандт ван Рейн (1606-1669), главный живописец голландской школы.

Значение культуры Возрождения заключается в следующем:

- возрождение открыло миру индивидуальность человека и показало путь к личностному росту. До этого времени отдельного человека воспринимали как биологическую особь. И только в эпоху Ренессанса человек предстает в его неповторимости и способности к творческой деятельности, что является одной из основных черт Возрождения – гуманизмом.

- гуманизм Возрождения рождает стремление к бунту. Для этого периода культуры характерен разрыв со старым миром и утверждение новых форм. Стремление к бунту не выливается в разрыв с религией и церковью, но создает светскую культуру.

Возрождение или Ренессанс (Ринашименто), – одна из самых ярких эпох в развитии европейской культуры с середины XIV по первое десятилетие XVII в. Это эпоха крупных перемен в истории народов Европы. Она характеризуется:

- формированием новых сословий: буржуазия и наемные работники;

- созданием крупных национальных государств и формированием наций.

- эпоха великих географических открытий, когда расширялись границы мира. Изменялся духовный облик человека, человек приобретал черты, помогающие ему освоиться в новом мире. Изобретение книгопечатания помогло духовной революции. Происходит развитие науки и техники.

Эта эпоха делится на четыре периода:

1. Проторенессанс (вторая половина ХШ-XIV в.) - носит переходный характер от культуры средневековья к Возрождению, когда последняя вызревает в рамках первой.

2. Раннее Возрождение (ранний Ренессанс) - XV в. - представляет культуру эпохи Возрождения в чистом виде со всеми ее характерными особенностями.

3. Высокое Возрождение - 70-е гг. XV в. - 1530 г. – наивысший расцвет культуры Возрождения.

4. Позднее Возрождение (1530-1590 гг.) - спад в развитии культуры Италии, связанный прежде всего с потерей независимости, с войнами, прокатившимися по ее территории и с усилением власти церкви (конец XV-XVII в. - северное Возрождение – культура европейских стран севернее Италии).

Особенностью ранней буржуазной культуры было обращение к античному наследию (не возврат к прошлому, а именно обращение) Основной чертой идеологии Возрождения становится гуманизм (от лат. homo – человек) – идейное движение, утверждающее ценность человека и человеческой жизни). В Ренессансе гуманизм проявился в мировоззрении, ставившем в фокус мирового бытия уже не Бога, а человека. Своеобразным проявлением гуманизма явилось утверждение примата разума над верой. Человек может самостоятельно исследовать тайны бытия, изучая основы существования природы. В эпоху Возрождения были отвергнуты умозрительные принципы познания, возобновилось опытное, естественно-научное познание.

Были созданы принципиально новые, антисхоластические картины мира: гелиоцентрическая картина Николая Коперника и картина бесконечной Вселенной Джордано Бруно. Наиболее существенным было то, что религия отделялась от науки, политики и морали. Начиналась эпоха становления опытных наук, признавалась их роль как дающих истинное знание о природе. В эпоху Возрождения было выработано новое мировоззрение благодаря творчеству целой плеяды выдающихся мыслителей – это Николай Кузанский, Галилео Галилей, Томмазо Кампанелла, Томас Мор, Никколо Макиавелли и др.

Две тенденции в культуре Возрождения определили ее противоречивость - это:

- сочетание с культурными ценностями христианской (католической) традиции.

С одной стороны, эпоха Возрождения может быть смело охарактеризована как эпоха радостного самоутверждения человека, а с другой - как эпоха постижения человеком всей трагичности своего существования.. Русский философ Н. Бердяев считал эту эпоху временем столкновения античных и христианских начал, что послужило причиной глубокого раздвоения человека.

Наиболее ярко черты Возрождения проявились в Италии. Характеризуя культуру итальянского Возрождения, нельзя забывать, что гуманистическая образованность была доступна небольшому слою, относящемуся к высшему обществу, приобрела аристократический характер. Итальянское Возрождение оказало влияние на широкие слои народа, которое сказалось значительно позднее.

Наиболее полно черты Возрождения проявились во Флоренции, немного позже – в Риме. Не столь интенсивно, как Флоренция, пережили эту эпоху Милан, Неаполь и Венеция.

Эстетическая теория Возрождення продиктовала характерные черты искусства этого периода:

- светский характер и содержание.

- познавательная направленность искусства.

- рациональность искусства Возрождения.

- общественный характер искусства Возрождения и всей художественной жизни.

- происходит освобождение человеческого разума как способности постигать высшие истины бытия от оков догматизма и всякого рода ограничений.

Данте Алигьери (1265-1321), Франческо Петрарка (1304-1374) и Джованни Бокаччо (1313-1375) - знаменитые поэты Возрождения, были создателями итальянского литературного языка. Их сочинения уже при жизни получили широкую известность не только в Италии, но и далеко за ее пределами, вошли в сокровищницу мировой литературы. Всемирную известность получили сонеты Петрарки на жизнь и смерть мадонны Лауры.

Для Возрождения характерен культ красоты, прежде всего красоты человека. Итальянская живопись, которая на время становятся ведущим видом искусства, изображает прекрасных, совершенных людей. Первым стал Джотто (1266-1337), освободивший итальянскую фресковую живопись от влияния византийцев. Реалистическую манеру изображения, присущую Джотто, в начале XV в. продолжил и развил Мазаччо (1401-1428). Используя законы перспективы, он сумел сделать изображения фигур объемными.

Одним из наиболее известных скульпторов того времени был Донателло (1386-1466), автор ряда реалистических работ портретного типа, впервые вновь после античности представляющих в скульптуре обнаженное тело.

Следующий этап в ренессансной культуре – позднее Возрождение, которое, как принято считать продолжалось с 40-х гг. XVI в. по конец XVI – первые годы XVII в.

В Германии идеи гуманизма становятся известны в середине XV в., оказывая сильное влияние на университетские круги и прогрессивную интеллигенцию

Победа Реформации в середине XVI в. вызвала общественный подъем и рост национальной культуры. Замечательного расцвета достигло изобразительное искусство. Основные жанры: пейзаж, портрет, бытовая картина. В этой области работали знаменитый живописец и гравер Альбрехт Дюрер (1471-1526), художники Ганс Гольбейн Младший (1497-1543), Лукас Кранах Старший (1472-1553). Заметного подъема достигла немецкая литература. Выдающимся представителем немецкой гуманистической литературы был Иоганн Рейхлин (1455-1522), стремившийся показать божественное в самом человеке. Крупнейшими немецкими поэтами эпохи Реформации были Ганс Сакс (1494-1576), написавший множество назидательных басен, песен, шванков, драматических произведений, и Иоганн Фишарт (1546-1590)– автор остросатирических работ.

Эпоха Возрождения завершилась. Западная Европа вступила в новый период своей истории. Однако идеи и взгляд на мир, характерные для нее, не утратили своей значимости и привлекательности и в XVII в. В русле присущих ей идеалов создавали свои дивные произведения два великих представителя некогда единой художественной школы Нидерландов – Питер Пауль Рубенс (1577-1640), представлявший искусство Фландрии, и Рембрандт ван Рейн (1606-1669), главный живописец голландской школы.

Значение культуры Возрождения заключается в следующем:

- возрождение открыло миру индивидуальность человека и показало путь к личностному росту. До этого времени отдельного человека воспринимали как биологическую особь. И только в эпоху Ренессанса человек предстает в его неповторимости и способности к творческой деятельности, что является одной из основных черт Возрождения – гуманизмом.

- гуманизм Возрождения рождает стремление к бунту. Для этого периода культуры характерен разрыв со старым миром и утверждение новых форм. Стремление к бунту не выливается в разрыв с религией и церковью, но создает светскую культуру.

Эпоха Возрождения (Ренессанса – фр. Renaissance), пришедшая на смену эпохе Средних веков, – это эпоха, которая в истории культуры Европы имеет огромное значение. Она характеризуется светским характером, гуманизмом, антропоцентризмом возрождением интереса к античной культуре, что объясняет появление термина Возрождение.

Появление нового направления в культуре явилось результатом тех изменений, которые происходили в Европе в области общественных отношений.

Важную роль в его формировании сыграл тот факт, что после падения Константинополя, византийцы, являвшиеся носителями античной культуры, бежали в Европу, принеся с собой идеалы, незнакомые средневековой Европе.

В противовес средневековой культуре, с ее аскетизмом и смиренностью, с ее иерархической системой ценностей возникает новое общественно-философское движение – гуманизм, который как высшую ценность рассматривал человека, его личность и его свободу, его созидающую деятельность.

Новое мировоззрение в поисках примера гуманистических отношений обратилось к античности. В распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе важную, если не решающую роль сыграло изобретение в $XV$ в. книгопечатания.

Еще в $XIII-XIV$ вв. в Италии появились первые признаки нового направления в культуре, но окончательно установилось Возрождение здесь только с 20-х годов $XV$ в. В других странах Европы – Франции, Германии и т.д. – оно началось значительно позже. Своего высшего расцвета Возрождение достигло к концу $XV$ в., а в следующем столетии назревает кризис идей Ренессанса, в результате которого возникло барокко и маньеризм.

Характеристика периодов Возрождения

В науке принята следующая периодизация эпохи Возрождения:

Готовые работы на аналогичную тему

  1. Проторенессанс (2-я половина $XIII$ века — $XIV$ век);
  2. Раннее Возрождение (начало $XV$ — конец $XV$ века);
  3. Высокое Возрождение (конец $XV$ — первые 20 лет $XVI$ века);
  4. Позднее Возрождение (середина $XVI$ — 90-е годы $XVI$ века).

Проторенессанс явился предтечей Возрождения, тесно связанным с культурой средневековья, византийскими, романскими и готическими традициями.

Искусство Проторенессанса раньше всего проявилось в скульптуре, где известны такие имена, как Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио, Андреа Пизано. В живописи центральной фигурой стал знаменитый Джотто, считавшийся реформатором живописи, который наметил новое направление развития живописи, заключавшееся в переходе от плоскостного изображения к объемному, наполнении религиозных форм светским содержанием и нарастании реалистичности.

В Италии период Раннего Возрождения приходится на период с 1420 по 1500 г годы. Если в начале этого периода искусство еще не вполне освобождается от влияния средневековых традиций, хотя элементы классической древности в нем уже заметны. Позже под влиянием все более изменяющихся условий жизни, художники начинают активно использовать образцы античного искусства.

В других странах традиции готического стиля держались значительно дольше. В других странах Европы Возрождение наступает только в конце $XV$ столетия, и его ранний период длится до середины следующего века.

Третий период Возрождения, который принято называть Высоким Возрождением, является временем расцвета этого стиля. В Италии этот период приходится на 1500-1527 гг. в это время в Риме создаются монументальные здания, прекрасные скульптурные произведения, пишутся картины, вошедшие в мировую сокровищницу искусства. Итальянские скульпторы и живописцы основательно изучают античность, однако подражание древним не заглушает в них самостоятельности.

На этот период приходится творчество трех великих итальянских мастеров, знаменующих апофеоз Ренессанса – Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти и Рафаэля Санти.

Позднее Возрождение представляет собой кризис эпохи Ренессанса и приходится на вторую половину $XVI$ в. Разнообразие проявлений искусства и культуры этого времени не позволяет однозначно характеризовать их. Контрреформация, которая утвердилась в Южной Европе, не принимала идеалов античности, составлявших основу Ренессанса.

Общее ощущение кризиса привело к появлению маньеризма – искусства изломанных линий и надуманных цветов. Но в это время работали и Тициан, Палладио, Корреджо, чье творчество трудно связать с кризисными явлениями этого периода.

Тема 4: Культура эпохи Возрождения. Ренессанс как переходный тип культуры

Тема 4: Культура эпохи Возрождения. Ренессанс как переходный тип культуры

Хронологические и географические границы эпохи Возрождения

Общие черты эпохи Возрождения

У сердца с глазом тайный договор –
Они друг другу облегчают муки,
Когда тебя напрасно ищет взор
И сердце задыхается в разлуке.

Твоим изображеньем зоркий взгляд
Даёт и сердцу любоваться вволю.
И сердце взгляду в свой урочный час
Мечты любовной уступает долю.

Ты в помыслах моих и во плоти,
Ты предо мной в мгновение любое,
Не дальше мысли можешь ты уйти,
Я не разлучен с ней, она со мною.

Мой глаз тебя рисует и во сне
И будит сердце, спящее во мне.

От века люди честью дорожили:
Ведь без неё мы стали б горстью пыли.
Сокровище на свете разве есть
Ценней, чем незапятнанная честь?
Нужнее жизни добрая мне слава:
Её отдав, на жизнь утрачу право.

В твоих кудрях нежданный снег блеснёт,
В недолгий круг твой грустный путь замкнётся.
От мук твоих надежда отвернётся,
На жизнь твою безмерный ляжет гнёт.

Ты не уйдёшь из гибельных тенет,
Моя любовь тебе не улыбнётся,
В ответ на стон твой сердце не забьётся,
Твои стихи потомок осмеёт.

Простишься ты с небесными дворцами,
Во гроб сойдёшь ославленный глупцами,
Не тронув суд небесный и земной.

Так нимфа предсказала мне мой жребий,
И молния, свидетельствуя в небе,
Пророчеством блеснула надо мной.

5. Обращённость к искусству. Одной из областей поиска критерия совершенства для субстанциональной природы человека стало искусство. В области искусства, как и в религии, философии, человек способен представлять такие образы, которые выходят за пределы дозволенного естественнонаучным законом, за рамки вещественного мира. Причём истоки для развития искусства находятся в имманентном мире человека. Искусство есть своего рода живое воплощение единства между материей и идеей, ибо образ, написанный красками на полотне или выраженный на бумаге в стихотворном тексте, становится доступным для обозрения лишь в материи, хотя изначально он рождается в сознании. Именно искусство стало областью единения античного и средневекового культурного наследия. Не случайно в период Ренессанса книга, как носитель информации, стала рассматриваться в качестве одной из важнейших ценностей.
Изначально многие виды искусств, такие как поэзия, отвергались, поскольку считалось, что в ней воспевались порочные деяния языческих богов. Католическая церковь объявила смертным грехом занятие поэзией и чтение произведений поэтов. Деятелям Ренессанса пришлось защищать поэтическое искусство как боговдохновлённое. Джованни Боккаччо, Марко Джироломо Вида, Джироломо Фракастро, другие мыслители и литературные деятели в своих трудах отстаивали самоценность внутреннего мира человека, в котором черпается поэтическое вдохновение. Основа поэтического искусства была найдена в народном фольклоре, духовной музыке, однако понадобились десятилетия, чтобы поэзия окончательно отделилась от народного творчества и духовной музыки. Поэтическое искусство способствовало развитию книжного дела.
Книга в эпоху Ренессанса представлялась хранилищем информации не только о Боге, но и о человеке, о его культурно-историческом опыте. Это установка подчас приводила к недоразумениям и трагическим событиям. Так, в 889 г. за мысль о Библии как хранилище не только Божественного, но и человеческого знания был убит в своём же монастыре философ-богослов Эриугена. В эпоху же Ренессанса в светском ключе идея значимости книги как средства для выражения внутреннего мира человека воспринималась вполне естественно, что обнаруживается в поэзии. К примеру, в одном из сонетов В. Шекспира есть такие строки:

Так я молчу, не зная, что сказать. Так пусть же книга говорит с тобой.
Не от того, что сердце охладело, Пускай она, безмолвный мой ходатай,
Нет, на мои уста кладёт печать Идёт к тебе с признаньем и мольбой
Моя любовь, которой нет предела. И справедливой требует расплаты…

Тот бог, что мир громами сотрясает,
К Даяне сходит золотым дождём.
Он Леду видом лебедя прельщает,
Он Мнемозину ловит пастухом.

Драконом Прозерпину обнимает,
А сестрам Кадма предстаёт быком.
Мой путь иной: едва лишь мысль взлетает –
Из твари становлюсь я божеством.

Плутон был лошаком, Нептун – дельфином
Лозой был Вакх, а бог богов павлином,
Был вороном прекрасный Аполлон.

Был в пастуха Меркурий превращён,
А у меня обратная дорога –
Меня любовь преображает в бога.

Однако свержение античных богов вовсе не решило поставленной проблемы критериев идеального в автономной человеческой природе. Возрожденческому человеку не было надобности в утверждении себя в собственном мировоззрении на почётное место среди античных богов: эти боги являлись частью предметного мира, и, несмотря на то, что человек Ренессанса стремился построить идеальное общество на земле, они не сопоставлялись с сущностью того метафизического мира, который был представлен в средневековой христианской культуре. Между тем именно христианские принципы мироустройства стали образцовыми для организации совершенной жизни человека в естественно-физической среде. Для того чтобы подняться выше античных богов до уровня христианского Бога, человеку необходимо было преодолеть свой исторический опыт, в ходе которого он познал грех и несовершенство. Соответственно, в эпоху Ренессанса индивид отходит от идеи искупления первородного греха ради обретения спасения души, минуя при этом покаяние и искупление. Именно себя он осознаёт высшей ценностью и субстанциональным воплощением совершенства. Причём новая цель достигается через творческий полёт мысли. Следовательно, проблема нравственного, то есть этического, уступает место эстетическому, поскольку нравственность довлеет над человеком, напоминая ему о первородном грехе.

Итальянское Возрождение

Северное Возрождение

Реформация

Читайте также: