Поршнев теория антропосоциогенеза кратко

Обновлено: 05.07.2024

Предыстория человечества по сей день остается такой же загадочной и таинственной, как и возникновение жизни. И дело здесь не просто в недостатке фактов. Дело еще в новых и новых открытиях, порой совершенно обескураживающих, парадоксальных, которые колеблют теории, еще недавно казавшиеся стройными и убедительными. Неудивительно, что современные научные представления о становлении человека покоятся в основном на гипотезах. Более или менее достоверными можно считать лишь общие (но как раз философски значимые) контуры и тенденции этого процесса.

Тезис об определяющем значении труда выделяет последний в качестве центрального (и именно в этом смысле первичного) антропогенетического фактора, в связи с которым формируются и общежитие, и членораздельная речь, и начатки рационального мышления. Но труд и сам имеет генезис, превращаясь в полноценную предметно-практическую деятельность лишь во взаимодействии с такими факторами социализации, как язык, сознание, нравственность, мифология, ритуальная практика и т. д.

Люди во всей сложности их качеств и взаимодействий являются продуктом антропогенеза, результатом всей целостности антропосоциогенетического процесса, а не нескольких эмпирически фиксируемых его обстоятельств.

В настоящее время нет единой общепризнанной теории антропосоциогенеза. Существует несколько теорий, имеющих большее или меньшее количество своих сторонников.

В основе всех теорий антропогенеза лежит ответ на кардинальный вопрос философской антропологии – что такое человек, в чем его специфика как представителя живых существ на Земле? Насколько человек является принадлежностью природного (животного) мира и что в нем специфически человеческого?

В конце 20 века постепенно на смену религиозной теории антропогенеза приходят различные натуралистические теории.

Теории антропогенеза.

В современной философской антропологии признается факт эволюции человека от животных. В связи с этим рассматривается ряд вопросов, связанных с механизмом эволюционных изменений: определяется понятие естественного отбора, мутации, наследственных структур. Эволюционный подход в пониманию процесса антропогенеза не только не отвергается, но и получает дальнейшее развитие.

Эволюционная теория Ч. Дарвина. Данная теория была ведущей натуралистической теорией в конце 19 – начале 20 века, особенно в Западной Европе. Согласно этой концепции, человечество относится к царству животных. Человек не более, чем необычный, возможно, случайный или побочный продукт естественных процессов.

Согласно теории Ч.Дарвина, человек – не более чем необычный, возможно случайный или побочный продукт естественных эволюционных процессов.

Естественно-научные теории антропогенеза. Со второй половины 19 в. стала общепризнанной точка зрения, согласно которой человек – это продукт биологической эволюции.

Для философии главным вопросом стал вопрос о том, каковы основные отличия человека от высокоорганизованных животных, т.е. каковы родовые качества человека и какие есть для этого научные доказательства.

Поведение животного представляет собой одну из форм функционирования его организма. Именно структура организма детерминирует потребности животных и программы их поведения. Всякое животное рождается на свет, уже имея определенный набор инстинктов, которые заранее обеспечивают его приспособленность к известным условиям обитания, но именно поэтому и ограничивают индивидуальные вариации поведения.

Поведение людей определяется действием других факторов. Все люди, живущие на Земле в течение, по крайней мере, 50 тыс. лет, относятся к одному и тому же биологическому виду Homo sapiens. Этот факт общепризнан. Но вопрос о врожденных формах поведения человека до сих пор остается нерешенным.

По мнению К. Маркса, человек может вести себя как представитель любого биологического вида. Кроме того, наблюдаются глубокие различия в поведении людей, принадлежащих исторически различным обществам или группам. Многообразные различия, которые существуют среди представителей вида Homo sapiens, свидетельствуют об индивидуальной вариативности поведения, неизвестной животному миру.

В большинстве современных антропологических, этнографических и социальных теорий специфичное для человека нормативно-преемственное программирование поведения называется культурой. Культура с детства осваивается индивидом, будучи заданной ему другими представителями человеческого рода и играет решающую роль в определении человеческих поступков.

Материалистический подход к пониманию антропогенеза. Превращение животных (гоминидов) в людей не могло быть неким мгновенным, одноактным событием. Неизбежно должен был существовать длительный период становления человека (антропогенеза) и становления общества (социогенеза). Это две стороны единого по своей природе процесса – антропосоциогенеза, длившегося в течение 3 – 3,5 млн. лет.

Деятельно-трудовая теория антропосоциогенеза. Для объяснения процесса антропосоциогенеза Ф.Энгельсом была создана теория, в которой главным фактором антропогенеза признавался труд. Эта теория подчеркивает роль труда в процессе становления человека.

Главным фактором антропогенеза как формирование человека из обезьяны является создание первых орудий труда, начало совместной трудовой деятельности, на основе которой развивается членораздельная речь, интеллект.

Социальное невозможно без производства. Только там, где существует производство (постоянно возобновляющийся процесс труда), может быть место обществу – социокультурному объединению людей.

Общественное существо есть обязательно существо производящее. Производство – не просто отличительный, но основополагающий признак Homo sapiens. Материальное производство есть преобразование природных объектов. Это материальное творчество. Именно наличие элементов материальной культуры служит простейшим и вместе с тем надежнейшим свидетельством присутствия человека внутри какого-то временного периода или пространственного ареала.

Разум, самосознание, свобода, по Марксу, - это абстрактные характеристики человека, в основе которых лежит предметно-материальная деятельность.

Таким образом, ослабление инстинктивной программы повлекло изменение самого способа человеческого существования. Бытие человека, все его формы приобретают символический характер. Только в человеческом интеллекте наличествует как реальность, так и возможность. Человек обладает символическим мышлением, в котором на стадии первобытности символ наделяется магической или физической силой. Таким образом, человек в процессе антропогенеза формируется как символическое животное.

Процесс развития человека от пралюдей, согласно теории Б.Ф. Поршнева состоит из следующих стадий:

4) неоантропы – результат дальнейшей эволюции диффузного вида в направлении разумности.

В теории З. Фрейда решающим фактором антропогенеза является преступление. Совершив коллективное преступление, пралюди организовались в экзогамный род, что ознаменовало начало социальной жизни и содействовало дальнейшему становлению человека.

Важнейшая черта антропогенеза – это его комплексный характер.

Анализ сформировавшихся к концу 20 века концепций антропогенеза показывает невозможность разрешения проблемы антропогенеза человека на основе исследования только биологической (природной) составляющей его сущности.

Люди во всей сложности их качеств и взаимодействий являются продуктом антропогенеза, результатом всей целостности антропосоциогенетического процесса, а не нескольких эмпирически фиксируемых его обстоятельств.

В настоящее время нет единой общепризнанной теории антропосоциогенеза. Существует несколько теорий, имеющих большее или меньшее количество своих сторонников.

В основе всех теорий антропогенеза лежит ответ на кардинальный вопрос философской антропологии – что такое человек, в чем его специфика как представителя живых существ на Земле? Насколько человек является принадлежностью природного (животного) мира и что в нем специфически человеческого?

В конце 20 века постепенно на смену религиозной теории антропогенеза приходят различные натуралистические теории.

Теории антропогенеза.

В современной философской антропологии признается факт эволюции человека от животных. В связи с этим рассматривается ряд вопросов, связанных с механизмом эволюционных изменений: определяется понятие естественного отбора, мутации, наследственных структур. Эволюционный подход в пониманию процесса антропогенеза не только не отвергается, но и получает дальнейшее развитие.

Эволюционная теория Ч. Дарвина. Данная теория была ведущей натуралистической теорией в конце 19 – начале 20 века, особенно в Западной Европе. Согласно этой концепции, человечество относится к царству животных. Человек не более, чем необычный, возможно, случайный или побочный продукт естественных процессов.

Согласно теории Ч.Дарвина, человек – не более чем необычный, возможно случайный или побочный продукт естественных эволюционных процессов.

Естественно-научные теории антропогенеза. Со второй половины 19 в. стала общепризнанной точка зрения, согласно которой человек – это продукт биологической эволюции.

Для философии главным вопросом стал вопрос о том, каковы основные отличия человека от высокоорганизованных животных, т.е. каковы родовые качества человека и какие есть для этого научные доказательства.

Поведение животного представляет собой одну из форм функционирования его организма. Именно структура организма детерминирует потребности животных и программы их поведения. Всякое животное рождается на свет, уже имея определенный набор инстинктов, которые заранее обеспечивают его приспособленность к известным условиям обитания, но именно поэтому и ограничивают индивидуальные вариации поведения.

Поведение людей определяется действием других факторов. Все люди, живущие на Земле в течение, по крайней мере, 50 тыс. лет, относятся к одному и тому же биологическому виду Homo sapiens. Этот факт общепризнан. Но вопрос о врожденных формах поведения человека до сих пор остается нерешенным.

По мнению К. Маркса, человек может вести себя как представитель любого биологического вида. Кроме того, наблюдаются глубокие различия в поведении людей, принадлежащих исторически различным обществам или группам. Многообразные различия, которые существуют среди представителей вида Homo sapiens, свидетельствуют об индивидуальной вариативности поведения, неизвестной животному миру.

В большинстве современных антропологических, этнографических и социальных теорий специфичное для человека нормативно-преемственное программирование поведения называется культурой. Культура с детства осваивается индивидом, будучи заданной ему другими представителями человеческого рода и играет решающую роль в определении человеческих поступков.

Материалистический подход к пониманию антропогенеза. Превращение животных (гоминидов) в людей не могло быть неким мгновенным, одноактным событием. Неизбежно должен был существовать длительный период становления человека (антропогенеза) и становления общества (социогенеза). Это две стороны единого по своей природе процесса – антропосоциогенеза, длившегося в течение 3 – 3,5 млн. лет.

Деятельно-трудовая теория антропосоциогенеза. Для объяснения процесса антропосоциогенеза Ф.Энгельсом была создана теория, в которой главным фактором антропогенеза признавался труд. Эта теория подчеркивает роль труда в процессе становления человека.

Главным фактором антропогенеза как формирование человека из обезьяны является создание первых орудий труда, начало совместной трудовой деятельности, на основе которой развивается членораздельная речь, интеллект.

Социальное невозможно без производства. Только там, где существует производство (постоянно возобновляющийся процесс труда), может быть место обществу – социокультурному объединению людей.

Общественное существо есть обязательно существо производящее. Производство – не просто отличительный, но основополагающий признак Homo sapiens. Материальное производство есть преобразование природных объектов. Это материальное творчество. Именно наличие элементов материальной культуры служит простейшим и вместе с тем надежнейшим свидетельством присутствия человека внутри какого-то временного периода или пространственного ареала.

Разум, самосознание, свобода, по Марксу, - это абстрактные характеристики человека, в основе которых лежит предметно-материальная деятельность.

Таким образом, ослабление инстинктивной программы повлекло изменение самого способа человеческого существования. Бытие человека, все его формы приобретают символический характер. Только в человеческом интеллекте наличествует как реальность, так и возможность. Человек обладает символическим мышлением, в котором на стадии первобытности символ наделяется магической или физической силой. Таким образом, человек в процессе антропогенеза формируется как символическое животное.

Процесс развития человека от пралюдей, согласно теории Б.Ф. Поршнева состоит из следующих стадий:

4) неоантропы – результат дальнейшей эволюции диффузного вида в направлении разумности.

В теории З. Фрейда решающим фактором антропогенеза является преступление. Совершив коллективное преступление, пралюди организовались в экзогамный род, что ознаменовало начало социальной жизни и содействовало дальнейшему становлению человека.

Важнейшая черта антропогенеза – это его комплексный характер.

Анализ сформировавшихся к концу 20 века концепций антропогенеза показывает невозможность разрешения проблемы антропогенеза человека на основе исследования только биологической (природной) составляющей его сущности.

Опасности субъективизма позволяет избежать всесторонний анализ антропосоциогенеза как единого процесса, акцентирование внимания на соотношении различных аспектов его исследования.

Возникновение человека из животного мира – столь же грандиозный скачок, как и возникновение живого из неживого. Предыстория человечества по сей день остается загадкой. Превращение животных в людей не могло быть мгновенным событием, с неизбежностью должен был пройти длительный период человека (антропоегнез) и становления общества (социогенез). Это две неразрывно связанные стороны единого процесса – антропосоциогенеза.

Христианская версия восходит к древнеиудейским преданиям о сотворении человека. Именно общество этом говорится в начальных главах книги Бытия, в Ветхом Завете. В теологический учениях наиболее крупных представителей христианской философии Августина Блаженного и Фомы Аквинского оформляется соответствующая концепция человека.

Человека изучает философская антропология. Человек, являясь биологическим видом, имеет ряд видовых особенностей. Аристотель выделяет в человеке два начала:

Человек, объединив первое и второе, становится уникальным, неповторимым. На этом строится весь гуманизм. Человек ценен потому, что неповторим, своеобразен. К биологическим параметрам относятся: продолжительность жизни, пол, раса. К социальным – культура человека, национальность, его отношения с другими людьми, функции и роли, выполняемые личностью.

Философская антропология решает задачи:

– рассмотрение человека в связи с природой;

В философии существуют три основные идеи о человеке, его сущности и происхождении:

– религиозная идея творения. Адам и Ева;

– человек – результат эволюции.

На разных этапах различно решалась проблема природы и сущности человека.

Средневековье – идея творения. Противопоставление природы и разумности человека.

Возрождение – и природное, и разумное. Человек – творец.

Основные идеи о природе и сущности человека

Древний Китай (IV–I вв. до н.э.). Даосизм. Человек занимает срединное положение, соединяя в себе темное и светлое, мужское и женское, активное и пассивное. Человек – последнее звено саморазвития мира, движения времени по кругу. Человек – звено родовой цепи, он не ощущает еще границ собственной личности.

Древняя Индия (VII–IV вв. до н.э.). Нет индивидуального своеобразия людей. После смерти тело и сознание распадаются на множество элементов, которые затем соединяются в ином месте. Но переселение души не индивидуальное, а космическое. У человека нет собственной души, в христианском понимании.

Античность . Человек – микрокосмос.

Средневековье. Концепция христианско-иудейской религии. Идея творения. Человек – существо духовное. Апогей духовности – вера. Человек создан по образу и подобию Бога.

Новейшее время. Человек – часть природы (Фейербах). Человек – воплощение мирового разума (Гегель).

ХХ в. Марксизм. Человек – результат эволюции. Это биосоциальное существо, жизнь которого основана на материальном производстве, в ходе которого он сознательно преобразует мир и самого себя.

Макс Шеллер. У человека есть душа, которая создает особую ауру – дух. Разум – часть этой ауры. Носители духа – личности.

Зигмунд Фрейд. Человек, прежде всего, существо биологическое. Его разум, сознание зависят от инстинктов.

Медицина и психология ХХ в. Человек – динамическая, саморегулирующаяся, биосоциальная система, совокупность нужд и потребностей, удовлетворение которых обеспечивает его рост и развитие.

Человек отличается от животного эксцентрической позицией. Он должен сам решать задачу своего выживания, своего жизнеобеспечения. В силу этого человек является действующим существом.

Г. Плеснер понимает, что свободу человека, его способность к культурному творчеству нельзя объяснить лишь биологической структурой. В объяснении причин и факторов, определяющих способность человека разрывать рамки животной замкнутости, возвышаться над природной средой, осознавать свою специфику, он обращается к особенностям его психики.

Третий закон: закон утопического места. Характеризует неукорененность человека в бытии. В силу своей эксцентричной позиции человек постоянно лишен равновесия. Даже достигнув желаемого, человек не может обрести покой. Опыт подобной неукорененности означает осознание ничтожности бытия всего мира. Собственное существование, равно как существование всего сущего, осознается человеком как нечто случайное. Отсюда вытекает тяга к поиску такой основы мира, которая более не подвержена случайности, является абсолютным бытием, Богом. Но та же самая эксцентрическая позиция, которая вызывает у человека идею Бога, несет в себе и сомнение в его существовании. Но утопическое место человека, его постоянное сомнение и неуверенность распространяются и на идею Бога. Человеку не дано обладание знанием, лишенным сомнения. Он обречен на бесконечные поиски устойчивого бытия.

Происхождение человека загадочно. Существует несколько основных теорий:

Возможно, возникновение особой формы наследственности, сдвиги с генетических форм наследования на социальные, на передачу опыта от поколения к поколению привели к сознательной, целенаправленной деятельности – труду.

Читайте также: