Культура руси 14 15 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

Монголо-татарское нашествие нанесло русской культуре непоправимый урон. С начала XIV в. она возрождается.

В Новгороде было построено большое количество небольших каменных церквей (Ковалевская, Спаса на Ильине улице, Волотовская и др.) .

В Московском княжестве первые каменные постройки – храмы в Звенигороде и Загорске, собор Андроникова монастыря в Москве. В 1367 г. возведены первые белокаменные стены Московского кремля. Во второй половине XV в. кремль был значительно перестроен: возведены новые стены, построены красивые соборы: Успенский (1476–1479), архитектор – итальянец Аристотель Фиорованти; Благовещенский (1484–1489), построен псковскими мастерами; Архангельский (1505–1509). Для торжественных приемов построена Грановитая палата (1487–1491).

Во второй половине XIV – первой половине XV в. творили два великих русских живописца – Феофан Грек и Андрей Рублев. Совершенства они достигли в иконописи. Феофан Грек был автором фресок в московском храме Рождества Богородицы, участвовал в росписи Архангельского собора.

Для стиля Феофана Грека в иконописи характерны:

1) выбор ярких сочных красок;

Для произведений Андрея Рублева характерны:

1) высокий духовный пафос;

2) проникновенность, человечность образов.

Особенности развития культуры Руси 14 - 15 веков Нужно отметить, что данный временной период является следующим после зависимости Руси от монгольского ига. Поэт… . В период зависимости Руси от Золотой Орды многие культурные центры исчезли с лица земли. В период с 14 по 15 века появились новые культурные центры, ими являлись Новгород, Псков, Киев. Русская культура, в целом, приобретает новые черты, которые включают единство, персонализация правителя. Это положительно сказывается на развитии зодчества, живописи и литературы, так как различные сохранившиеся техники разных земель были объединены. Соответственно, в период с 14 по 15 век появились новые памятники культуры.

Возрождением, после длительного застоя в культурном развитии, принято считать XIV- XV столетия, когда земли были освобождены от постоянных набегов монголо-татарского войска. В таких городах, как Москва, Нижний Новгород, Псков, Ростов, Новгород, Тверь начали, проходить работы по восстановлению монастырских школ. В монастырях переписывали старые книги и создавали новые, развивалась живопись, и строились храмы. Свой весомый вклад в развитии культуры русского народа XIV–XV столетий сделали: писатель и монах Логофет Пахомий, путешественник Афанасий Никитин, среди живописцев это - Андрей Рублев, Черный Даниил и Феофан Грек, Фиораванти Аристотель, Алевиз и Марко - архитекторы.

Летопись и сказание XIV–XV столетия

В Троицко-Сергеевском, Кирило-Белозерском и Соловецком монастырях были открыты библиотеки, а также книгописные мастерские. Книги в эту эпоху были редкостью и создавались в основном на заказ. В эту эпоху дорогой пергамент и брест заменила бумага, которую привозили с Франции и Италии.

Развитие живописи

Периодом расцвета русской иконописи и святости припадает на XIV–XV столетия. Наиболее значимым для русской культуры этой эпохи стал Рублев Андрей. Основные работы иконописца:

Развитие архитектуры на Руси

На протяжении двух столетий выделяется два направление в архитектуре – это московское и новгородско-псковское. Московские архитектурные школы не меняли привычных направлений и опирались на владимиро-суздальское зодчество, а так как Москва закрепляла, за собой значение столицы это имело общенациональный характер.

Яркими архитектурами строениями русской культуры XIV–XV веков:

- собор Успения Сторожевского монастыря;

- Троицкая церковь в Троице-Сергиевском монастыре;

- церкви Спаса и Федора Стратилата;

- собор Андроникова монастыря.

Первые каменные архитектуры начали делать при Иване Калитине, который построил соборный ансамбль Кремля. В этом направлении продолжил работать Дмитрий Донской. В Москве была построенная Красная площадь, неподалеку стоял Кремль, и часть посада Китай-города все здания окружены двумя каменными стенами. Защитными зданиями вокруг города служили монастыри-крепости, сделаны из кирпичей. В Новгороде в 1433 году построенная Грановитая палата, а бояре стали строить себе каменные палаты. Каменный кремль в Новгороде был построен в 1302 году. Еще одним известным архитектором был сын Дмитрия Донского - Юрий Звенигородский, который продолжил строить здания из кирпичей. Его известными архитектурными монументами, которые были расписаны фресками, считаются:

- собор Саввино-Старожевского в Звенигородского монастыре;

- Троицкий собор на Александровской слободе;

- Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

КУЛЬТУРА XIV—XV вв.

С середины XIV в. начинается подъем русской культуры, которая испытывает влияние церкви. Это связано и с тем, что в XV в. после падения Византии Россия становится центром православия.

С XIV в. используется бумага, что сделало более доступнымобучение грамоте. В XV в. появилась скоропись. Продолжалось летописание. Первым общерусским сводом стала Троицкая летопись

(Москва, начало XV в.), возник Московский свод (1479).В литературе - исторические песни, воинские

Появились ереси — течения, отклоняющиеся от официального церковного учения. Так, в конце XV в. возникла новгородско-московская ересь, отрицавшая богатства церкви, ее авторитет и многие догмы. Иосиф Волоцкий, основатель Иосифо-Волоцкого монастыря, выступил за богатую церковь. Его сторонники иосифляне назывались стяжателями. Их противники нестяжатели объединились вокруг Нила Сорского, проповедовавшего нравственное самоусовершенствование, аскетизм, личный труд служителей церкви. Победу одержали в 1504 г. иосифляне.

Развитие архитектуры связано с восстановлением каменного строительства. Развивались местные школы, среди которых выделялась новгородская. В XIV в. там построены церковь Федора Стратилата, церковь Спаса на Ильине. Крупное строительство осуществлялось в Москве при Иване Калите. Иван III отстраивает город как центр православия. При нем возводятся стены Кремля, Успенский, Архангельский и Благовещенский соборы, Грановитая палата, начинается сооружение колокольни Ивана Великого. В Россию приглашаются итальянские мастера Аристотель Фиорованти, Солярио, Алевиз Новый.


В уроке рассказывается о литературе XIV–XV веков, представленной летописными повестями, житиями святых и князей, хождениями, похвальными словами князю. Урок на примерах знакомит с архитектурой Москвы, Новгорода и Пскова. Описываются наиболее известные произведения живописи, созданные Андреем Рублёвым, Феофаном Греком и Дионисием.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Культура Руси в XIV–XV вв."

В культуре Руси 14–15 веков появилось множество новых явлений. В ходе урока вы узнаете о книгах и литературе, архитектуре и живописи этого периода.

Книги и литература. Большинство книг на Руси в 14–15 веках являлись переводами греческих. Как правило это были церковные книги, предназначенные для богослужения.

В начале 15 века листы пергамена сменились бумагой, которая была значительно дешевле. В течение долгого времени её привозили из-за границы. Только в 17 веке бумагу стали производить на Руси.

Русские авторы писали и оригинальные сочинения. В них поднимались важнейшие проблемы, проявлялись новые веяния в общественной мысли. Именно такая литература представляет интерес для историков.

Авторы описывали картины уничтожения городов, гибели людей. Но особое место отводилось героической борьбе с завоевателями.


Во время разорения Москвы Тохтамышем погибли почти все летописи 14 века. Ожило летописание на Руси благодаря стараниям митрополита Киприана. Он стал инициатором создания Общерусского летописного свода 1408 года, известного как Троицкая летопись.


В период правления Ивана III стали появляться неофициальные летописи. Их авторы были более откровенны в оценках событий, чем официальные летописцы. Независимую летопись создали монахи Кирилло-Белозерского монастыря.

О коварстве Ивана III писал клирик Успенского собора Москвы.

Архитектура Москвы. Строительством активно занимался Иван Калита. Но храмы, созданные по его приказу, к сожалению, не сохранились. Они пострадали от многочисленных пожаров, в которых даже известняк начинал крошиться.

Интенсивное каменное строительство развернулось в 14 веке. Дмитрий Донской строил храмы, которые должны были стать символами возрождения земель Руси.

Сохранились постройки периода правления Василия I. В Звенигороде находятся собор Успения на Городке и собор Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря.


В память о Сергии Радонежском построен Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря. Здесь находятся мощи святого старца.

Памятником раннемосковской архитектуры является Спасский собор Андроникова монастыря.


Храмы Москвы 14 века выглядели грубее, чем владимирские. Они имели тяжёлый пирамидальный силуэт, а в небо на высоком барабане поднимался купол, являвшийся символом Бога.

Во время феодальной войны московское строительство практически прекратилось. Ожило оно в эпоху Ивана III. В Москву часто приглашали зодчих из Италии, которые сохраняя русские традиции, вносили некоторые декоративные элементы по своему вкусу.

Под руководством Аристотеля Фиорованти строился Успенский собор в Москве. Одноименный собор был построен ещё в начале 14 века, но разрушился с течением времени. В 1479 году Фиорованти закончил работу над храмом. Его отличительной особенностью стали круглые колонны, вместо привычных на Руси массивных квадратных столбов.

В 1508 году был освящён Архангельский собор в Кремле, построенный под руководством итальянца Алевиза Нового. При обработке стен использовались мотивы архитектуры Возрождения – пилястры, раковины и карнизы.


Московские храмы служили архитектурными образцами для подражания. Однако, как в Москве, так и в провинции преобладали небольшие одноглавые четырёхстолпные храмы. До наших дней сохранились Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря и собор Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре.


Наиболее известные храмы этого периода – церковь Спаса Преображения на Ильине улице и церковь Петра и Павла в Кожевниках.

В Пскове архитектура была схожа с новгородской. Отличием стал особый тип звонницы. Она делалась в виде каменной стены с арками для колоколов. Звонницы устанавливались на сводах храма или возле него.

Живопись. Глубокий след в истории русского искусства 14–15 веков оставили три самых известных художника. Это Андрей Рублёв, Феофан Грек и Дионисий. Давайте познакомимся с их творчеством.

Андрей Рублёв родился около 1360 года. В Андрониковом монастыре он принял постриг. В своей жизни художник руководствовался заветами Сергия Радонежского, который призывал к самоотречению, любви к людям и духовному общению с Богом.


Феофан Грек был родом из Византии. На Русь его пригласили уже как известного художника. Первой работой Феофана Грека стала роспись новгородской церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Грандиозно изображение Спаса Вседержителя, размещённое в куполе церкви.


В Троицком приделе сохранились фрески с орнаментами, фигурами святых, столпников, ангелов.

Феофан Грек считается автором донской иконы Божьей Матери. Согласно легенде, её поднесли донские казаки князю Дмитрию перед Куликовской битвой. Икона является двусторонней. На лицевой стороне изображена Богородица с младенцем, а на оборотной – Успение Богородицы.


Феофан Грек занимался также росписью церквей и храмов.

Лучшим художником второй половины 15 века считается Дионисий. Самая ранняя из его работ – роспись собора в Пафнутьевом Боровском монастыре. Вскоре после её завершения Дионисий был приглашён Иваном III в Москву для написания икон Успенского собора в Кремле.


Святые, написанные Дионисием, словно парят в воздухе. Цветовая гамма его работ наполнена светлыми и нежными тонами.

Давайте подведём итоги.

Литература 14–15 веков была представлена летописными повестями, житиями святых и князей, хождениями, похвальными словами князю.

В 15 веке в Москву часто приглашали итальянских архитекторов.

Наиболее известными живописцами 14–15 веков стали Андрей Рублёв, Феофан Грек и Дионисий.

Во второй половине 14 века начинается новый подъем в русской культуре. Ослабленные после многих лет монголо-татарского ига и феодальной раздробленности, князья, наконец, начинают объединяться, что приводит к усилению государства и становится толчком к новому развитию культуры.

Последствия монголо-татарского ига для культуры

  • Было почти полностью потеряно деревянное зодчество, развитие каменного зодчества приостановилось;
  • Исчезли многие ремесла;
  • Были утеряны многие технологии в разных сферах культуры и жизни;
  • В упадок пришло летописание, живопись, прикладное искусство и литература.

Однако несмотря на нашествие, русская культура не переняла традиции монголо-татар и сохранила свою самобытность.

Центры культуры

Раздробленность и нашествия монгол привело к увяданию небольших культурных центров, однако все большее количество ремесленников и других мастеров находило пристанище в крупных княжествах. Так, центрами возрождения культуры стали Новгородская и Псковская земли, которым удалось сохранить старое наследие Киевской Руси.

Крупные княжества обладали большой силой, которая позволяла оказывать все большее сопротивление монгольским захватчикам. В результате, с усилением борьбы, стали появляться памятники культуры, которые стали отражением этой борьбы. Кроме того, намечается объединение земель, что также способствует развитию ремёсел и искусств.

Идея единства Руси и борьбы с захватчиками становится основной в культуре этого периода.

Со 2-ой половины 14 века начинается активная борьба с захватчиками, важным центром в этой борьбе становится Москва. Объединение князей вокруг Москвы также приводит к тому, что город становится и культурным центром.

Зодчество

Каменное зодчество, которое прекратило своё развитие на время нашествия начинает возрождаться. Начинается активное строительство храмов. Первым городом, который решился на восстановление после монголо-татарского ига стала Тверь, где был построен храм Спаса-Преображения. Следом за Тверью начали возрождаться и другие города.

Письменность

Стремление к единению и победе над захватчиками привело к тому, что стала активно развиваться литература и письменность. Во многих княжествах стали составляться различные документы, записи и свидетельства, повествующие об этапах борьбы с монголо-татарами. Начали появляться многочисленные книги о походах, путешествиях, битвах, а также летописи событий.

Живопись

Вслед за началом строительства храмов, начинает активно развиваться живопись. Появляется собственная школа иконописи, активно используются фрески. Среди знаменитых мастеров того времени – Феофан Грек и Андрей Рублёв. Их кисти принадлежат многочисленные фрески, иконы и росписи самых прославленных соборов Руси.

К концу 15 века культура Руси находится в небывалом подъёме, активно развиваются все сферы искусства, создаются великие культурные памятники. Культура Руси окончательно оправилась от монголо-татарского нашествия и встала на путь развития и самоопределения.

Читайте также: