Факторы влияющие на свободное время кратко

Обновлено: 28.06.2024

Свободное время — общественно-историческое явление, часть социального свободного времени, не занятая делами производственной или жизненной необходимости. Разделяется на два основных подхода:

  • Экономический — время, как расширение внерабочей силы, средство, превращающее индивида в более развитую личность.
  • Социологический — всестороннее исследование самого феномена социального времени, исследование зависимости свободного времени от социально-исторических и индивидуальных особенностей.

Содержание

История

Доступный и надёжный транспорт позволил рабочим путешествовать во время их выходных. Первый отпуск к морю был взят в 1870 году, новинка быстро распространилась в Европе и Северной Америке. Рабочие стали копить свои зарплаты и собирать деньги к отпускам, что привело к увеличению организационных работ для проведения отпусков рабочего класса.

Индивидуальные типы использования свободного времени

1. Творческий тип — главным свойством типа является выбор занятия такой деятельностью, которая направлена на создание, так и копирование предмета, для самоутверждения в том или ином творческом акте.

2. Культурно-потребительский тип — повышение духовной культуры, посещение музеев, библиотек и другие.

3. Рекреативный тип — виды развлекательного отдыха, такие как рыбалка, туризм, танцы и иные.

Понятие асоциально-гедонистического типа

Асоциально-гедонистический тип — реализация свободного времени, которое объединяет различные виды деятельности, имеющию низкую или отрицательную моральную оценку. Ярким примером являются подростки Великобритании [2] .

Разница в традициях

В социологии свободного времени актуализируется вопрос регулирования и организации свободного времени. Регулирование последнего имеет объективный характер, является составной частью организации жизни общества и человека. Но если задача регулирования и организации рабочего времени сравнительно широко рассматривается в научной литературе, то проблемы регулирования и организации свободного времени сравнительно новые.

Регулировка свободного времени можно определить как процесс целенаправленного воздействия на него с целью расширения границ, создание условий для совершенствования его структуры и содержания в соответствии с постоянно растущих производственно-технических и социальных требований, которые относятся к человеку. Регулировка свободного времени должно быть обоснованным, оно должно учитывать имеющиеся ресурсы и реальные возможности, основываться на таких принципах: дифференцированность, последовательность, преемственность и непрерывность регулирования, скоординированность, всесторонность, планомерность и т.д.

В самом общем виде процесс регулирования свободного времени начинается с определения задач и завершается достижением предполагаемого результата. Этому циклу присущи: выработка цели; составление программ действий; непосредственное осуществление намеченного; контроль за выполнением; корректировка программы действий в соответствии с обстановкой, что меняется. При этом следует различать свободное время, которое регулируется обществом (социальными институтами) и личностью (саморегулирования). Методологической основой такого разделения являются два взаимосвязанных критерии: форма организации свободного времени и характер самой деятельности в свободное время.

Общее направление использования свободного времени задается социальной средой, а качественное содержание его зависит от самого человека. Активность, которую проявляет лицо в свободное время, может быть разделена на два вида: первый (например, обучение без отрыва от производства, общественно-политическая деятельность, регулярные занятия в технических, художественных коллективах, кружках, спортивных секциях) может быть подвержен значительному и непосредственному воздействию общества; второй (например, самообразование, индивидуальное творчество, занятия физкультурой, общения и т.п.) меньше подвергается непосредственному общественном влияния или же не поддается совсем.

Приоритетное положение саморегулирования свободного времени по сравнению с общественным регулированием обусловлено, прежде всего, процессом демократизации и гуманизации образа жизни людей, ростом роли свободного времени как ресурса, условиями развития личности. Человек рассматривается нами не как некий очаг, вокруг которого свободно и произвольно размещаются прошлое, современное и будущее, а как субъект своей жизни и его организации, предусматривающий регулирование, организацию свободного времени самим человеком.

Саморегулирование свободного времени следует рассматривать как свойство личности, как показатель зрелости, потенциала ее развития, сложившейся способности к организации своего биографического времени.

На саморегулирование свободного времени влияет целая система факторов. Среди них: реальное поведение человека, осознание им своего смысла жизни, социальная активность личности, ее потребности и интересы, социальные ориентации, восприятие свободного времени как ценности, жизненные планы-цели, чувство ответственности, решений общей культуры, состояние здоровья, адекватное определение (оценка) лицом своих возможностей и др. Саморегулирование свободного времени может набирать оптимального или неоптимального характера. Это зависит от способностей человека непротиворечиво совместить все уровни регуляции разрешительной и более возвышенной деятельности. Если те или иные виды деятельности являются жизненно важными, регуляция свободного времени не нуждается в тех волевых усилий, которые необходимы при низкой значимости деятельности.

Назрела проблема самоменеджмента свободного времени - разработка определенных приемов и методов (технологии) индивидуального освоения свободного времени, его организации. В системе самоменеджмента свободного времени определенное значение имеет внедрение человеком планирование использования своего свободного времени. Планирование реального (хронологического времени) своих действий на будущее является стратегией активного преобразования свободного времени в условие своего развития, реализации своих жизненных целей.

Те или иные виды человеческой деятельности могут осуществляться с различной степенью интенсивности. На основании параметров активности лица, а также некоторых общих характеристик можно выделить четыре типа саморегуляции свободного времени:

1) творчески-преобразовательный тип, когда человек пролонгирован осуществляет регуляцию своего свободного времени, связывая его с выполнением важных жизненных планов;

2) созерцательно-пролонгированный тип, когда человек пассивно относится к своего свободного времени, у нее нет четкого его регулирования;

3) функционально-действующий тип, когда человек активно организовывает свое свободное время лишь в отдельные периоды своей жизнедеятельности или только в осуществлении отдельных видов деятельности;

4) стихийно-будничный тип, когда человек находится в плену стихии времени, не способна организовать последовательность разрешительной и более возвышенной деятельности, пассивная в регуляции своего свободного времени.

Безусловно, эта типология достаточно условная, требует дальнейшей разработки, уточнения. Но и она свидетельствует, что в одних людей проблема свободного времени - осознанная жизненная проблема, а для других она просто не существует.

По способам использования свободного времени людей можно разделить на несколько типов, ни один из которых в „чистом" виде не существует. Первый тип представлен людьми, которые стремятся в свободное время максимально удовлетворить свои духовные потребности в творчестве. Второй - связан с поиском в свободное время, прежде всего развлечений. Третий тип представляют люди, которые отдают значительную часть времени своем доме, семье, детям. До четвертого принадлежат люди, которые основную часть свободного времени посвящают спорта. Представителей пятого типа можно назвать активистами. Почти все свободное время они отдают общественной работе. Представители шестого типа посвящают его в первую очередь приобретению материальных благ. Седьмой тип объединяет людей, деятельность которых имеет откровенно выраженный антиобщественный характер. И, наконец, восьмой тип представляют люди, которые рассматривают свободное время как бегство от жизни.

Следовательно, изучение свободного времени с помощью количественных методов дает представление лишь о его структуре. А полное представление о свободное время дает комплексное изучение его структуры и содержания. Это имеет большое значение в научном и практическом плане, потому что дает возможность выработать научно обоснованную методику рационального использования свободного времени.

Рациональное использование свободного времени - это объединение видов занятий, их активных и пассивных форм, что эффективнее воздействует на личность, ее развитие сущности, физических, эмоциональной, интеллектуальной сфер его жизнедеятельности.

Поэтому важно знать факторы, которые способствуют рациональному использованию свободного времени. Первый фактор безусловно, один из важнейших - это наличие достаточного его количества. Ведь развитие культурных потребностей населения, рост нервных перегрузок актуализируют необходимости увеличения количества свободного времени. Второй фактор, который влияет на использование свободного времени, - удаленность жилья не только от места работы, но и от учреждений культурного и спортивного назначения. Это увеличивает время на всякие переезды и значительно уменьшает фонд свободного времени. Третий фактор связан с социально-психологическими особенностями человека, ее субъективной готовностью к проведению свободного времени, умение сочетать активные и пассивные формы потребления духовных ценностей, стремление к общению и т.д. Важное значение при этом имеет восприятия человеком свободного времени как действительной социальной ценности. Изучение особенностей этих факторов и социальных механизмов их воздействия на функции, структуру и содержание свободного времени определяет основные направления и методы его социологических исследований.

Таким образом, изучение тенденций и проблем развития разрешительной и более возвышенной деятельности в свободное время, путей преодоления существующих противоречий в этой сфере дает возможность развивать духовные потребности и интересы людей и тем самым способствовать росту культуры использования ими своего свободного времени, гуманизации и демократизации последнего.

Темпы изменений, происходящих в нашем обществе, в сознании и образе жизни людей, отказ от стереотипов в поведении и деятельности, всеобщее переоценка ценностей требуют новых исследований во всех сферах человеческой жизни, в том числе и в сфере свободного времени как на общенациональном, так и на региональном и местном уровнях. Проблема свободного времени в конечном итоге сводится к проблеме человека, его развития. Поэтому социальная политика государства в области свободного времени должна быть долгосрочной, ориентированной на человека. Интересы общества в сфере свободного времени должны гармонично сочетаться с жизненными интересами каждой личности.

Вопросы для самопроверки

1. Современные концепции досуговой деятельности и их социально-психологическая основа.

2. Особенности фактора времени в жизни человека и общества.

3. Основные социально-психологические категории свободного времени.

4. Противоречия в сфере свободного времени и проблемы их регулирования и организации.

Задания для самоподготовки

1. Охарактеризуйте взаимосвязь и взаимозависимость общественных отношение и свободного времени.

2. Определите основные направления саморегулирования и самоменеджмента свободного времени.

3. Охарактеризуйте основные положения деятельности социального работника как организатора досугового среды.

Литература

Аргайл М. Психология счастья. - М.,1990. - 224 с.

Артемов ВА. Социальное время: проблемы изучения и использования. - Новосибирск, 1997. - 465 с.

Байкова ВТ. Досуг, свободное время. - М., 1985. - 169 с.

Бестужев-Лада И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи. - М.: Политиздат, 1984. - 231 с.

Бовкун В.В. Образ жизни современной молодежи: тенденции, проблемы, перспективы. - М, 1997. - 432 с.

Бутатабаев М.Т. Рабочее и свободное время у трудящихся: социально-экономический механизм взаимодействия. - М., 1999. - 251 с.

Вишняк AM. Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга. - К.: Высшая школа, 1988 - 53 с.

Головаха Е.И., Кронах А.А. Психологическое время личности. - К., 1987. - 332 с.

Горбатова И. Создавать защитную среду / / Встреча. - М., 1996. - №3. - С. 2-4.

Грушин Б. Творческий потенциал свободного времени. - М . : Профиздат, 1990. - 153 с.

Демченко А. Некоторые проблемы современного развития культурно-досуговой деятельности и народного творчества / / Культурно-досуговая деятельность и народное творчество. - М.: ГИВЦ МК. Р.Ф., 1996. - 49 с.

Ерошенков ИМ. Культурно-досуговая деятельность в современных условия. - М.: НГИК, 1994. - 69 с.

Иконникова СМ. Диалоги о культуре. - М: Лениздат, 1987. -167 с.

Каменец А.В. Деятельность клубных учреждений в современных условиях: Учеб. пособие. - М.: МГУК, 1997 - 141 с.

Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социальный педагог в культурно-досуговой сфере. - М., 1991. - 236 с.

Киселева ТТ., Красильников ИУД. Основы социально-культурной деятельности. - М., 1995. - 112 с.

Клюско Е.М. Центры досуга: содержание и формы деятельности / / Центры досуга. - М.: НИИ культуры, 1987. - С. 31-33.

Корсун С. Социализация старшеклассников в сфере свободного времени. - Луганск, 1996. - 201 с.

Кулътурно-досуговая деятельность: Учеб. пособие / Под ред. Жаркова А.Д., Чижикова В.М. - М.: Издательство МГУК, 1991. - 248 с.

Молчанов Ю.Б. Проблема времени в современной науке. - М., 1990. - 512 с.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Еще одна важная проблема досуга – неспособность удовлетворить потребности молодежи. А первая потребность – потребность в общении. Научиться петь, вышивать и т.д. – это все второстепенное. Главная причина посещения всевозможных учреждений досуга – ощущение комфорта в их стенах, а также возможность реализовать свои способности, самоутвердиться среди сверстников.

Неправомерно возлагать всю ответственность за организацию досуга детей и подростков на школу/университет. Образовательное учреждение, конечно, должно приобщать студентов к полезной целесообразной деятельности, но занятость вне уроков/пар необходимо обеспечивать в тесном контакте с семьей.

Таким образом, досуг призван выполнять следующие функции: самореализационную, коммуникативную, просветительскую, профессиональную ориентацию, а они зачастую не выполняются, и досуговая деятельность подростков приводит не к развитию, а к деградации личности.

1. Акимова, Л.А. Социология досуга: учебное пособие / Л.А. Акимова. М.: МГУКИ, 2011

2. Басов Н.Ф. Социальная работа с молодежью: учебное пособие / Н.Ф. Басов. – М.: Дашков и К, 2013.

3. Бурмистрова А. С. Организация досуга молодёжи / А. С. Бурмистрова //Профессиональное образование. [Текст] Столица. – 2011. – № 6.

4. Вишняк А.И. Культура молодежного досуга: пособие / А.И. Вишняк, В.И. Тарасенко. – Киев: Высшая школа, 2008.

5. Грушин Б.А. Свободное время. Актуальные проблемы. М.: Прогресс 2006

6. Мосалев Б.Г. Реально-виртуальный мир культуры. - М.: Экслибрис-Пресс, 2008. - 424 с.

7. Лисовский В. Т. Социология молодёжи Учебник С- Петербург. Издательство М.: Наука 2010.

8. Омельченко Е. Культурные практики и стили жизни российской молодёжи в конце ХХ века 2014 // Рубеж, № 25, С. 142-161.

9. Седова, Н.Н. Досуговая активность молодёжи / Н.Н. Седова // Социологические исследования. 2009. № 12.

10. Шарковская Н. В. Культуротворческие формы организации молодёжного досуга // Вестник Московского государственного института культуры. 2014. № 6. С. 124—128.

Изменение показателей социального статуса теснейшим образом связано со свободным временем и определяется наличным фондом, сложившейся структурой и содержанием (набором видов деятельности) свободного времени. К середине 80-х годов бюджет времени населения страны был наиболее оптимальным. Свободное время у мужчин по сравнению с 1924 г. выросло на 25%, у женщин — почти на 50%.

Вместе с тем использование свободного времени в поселениях различных типов может способствовать или препятствовать социальному продвижению. Кроме того, его использование членами различных социально-демографических групп ускоряет или, напротив, тормозит их социальное продвижение.

Социальное движение работников связано с целым рядом проблем, носящих сложный, комплексный характер. Они затрагивают широкий круг вопросов, связанных с экономическим профилем изучаемого региона, уровнем и комплексностью его развития, ориентацией населения, влиянием окружающей среды на тот или ной вид трудовой деятельности, последующим трудоустройством в соответствии с возросшими личностными ориентациями.

Успешное решение указанных проблем имеет социальные и экономические последствия: 1) значительно улучшается комплектование трудовых ресурсов высококвалифицированными кадрами, что способствует ускорению темпов научно-технического прогресса и обеспечивает рост производительности труда; 2) создаются реальные предпосылки полного сочетания потребностей личности и общества, совершенствуется социальная структура населения, наращивается социальный потенциал, идет процесс стирания различий между умственным и физическим трудом.

Для стимулирования данного процесса важно знать структуру свободного времени различных социальных групп. Знание фонда и структуры свободного времени рабочих и инженерно-технических работников, мужчин и женщин, различных возрастных групп населения, учет их интересов и ориентации на различные виды деятельности в свободное время, целенаправленное воспитание прогрессивных тенденций в использовании свободного времени для отдыха, развития и пользования своими правами выступают как необходимая предпосылка достижения более полного социального равенства.

У рабочих и ИТР рабочее время составляет 8 ч; время, связанное с домашним трудом, равно 2,67 ч у рабочих и 2,56 ч у ИТР; время, связанное с удовлетворением естественных потребностей 8,8 и 8,44 ч соответственно; свободное время — 3,68 ч у рабочих и 3,82 ч у ИТР.

По данным выборочных исследований, в 1990 г. в суточном фонде времени доля рабочего времени и времени, связанного с производством, составляла примерно 37,5%, доля времени на удовлетворение физиологических потребностей — 41,6%, доля времени, затрачиваемого на различные домашние дела, — 8,4%, доля же свободного времени, которое человек использует для повышения своего культурного, духовного, эстетического уровня, — всего 12,5%, т.е. лишь 1/8 всего суточного фонда времени.

Анализ распределения свободного времени между мужчинами и женщинами, между горожанами и селянами показывает, что у женщин остается намного меньше времени для досуга, чем у мужчин, как в рабочие, так и в выходные дни, особенно в сельской местности. Следовательно, меньше времени остается для совершенствования личности.

Однозначно решить проблему более рационального использования бюджета времени невозможно, особенно в наше время, когда происходит ломка старых устоев в обществе и зарождение новых. Это многофакторная проблема.

Сейчас, когда резко снизился жизненный уровень населения, рядовому гражданину, человеку все труднее становится повышать свой культурный и духовный уровень, совершенствоваться, развиваться как гармоничной личности. Немалую роль играет в этом и падение нравов как следствие обрушившейся на нас с экранов, со страниц книг и газет лавины ужасов, порнографии и скандалов.

Различия в проведении свободного времени обусловлены еще и географическими особенностями, т.е. тем, что отличает один регион от другого: природные условия, климат, специализация в развитии производительных сил и т.д. В силу пространственных различий объекты управления свободным временем приобретают специфические особенности. Изучение данных особенностей — одно из важнейших условий управления свободным временем.

На суточное распределение времени большое влияние оказывает материальное обеспечение жителей города и деревни. По данным социологических исследований, проведенных в конце 1995 г. в Пскове группой ученых Института социологии РАН, свое материальное обеспечение работающие жители Пскова оценивают очень низко: его индекс составил 2,26 (в 1986 г. — 3,26) из 5 баллов. Весьма низко оценили псковитяне торговое обслуживание — его индекс равен 2,82, индекс бытового обслуживания — 2,42 балла (в 1986 г. — 3,08). Невысоко были оценены возможности проведения свободного времени. Так, индекс возможностей для развлечений и отдыха составил 2,45, занятий физкультурой и слотом — 2,55, культурного обслуживания — 2,5 (в 1986 г. — 3,23), общения — 3,20 (в 1986 г. — 3,42). Все 16 показателей, характеризующих различные стороны жизни, зафиксированные в обследовании 1995 г., ниже, чем в 1986 г.

Ухудшение жизни горожан (Псков — типичный российский город с развитой промышленностью, сферой культуры и быта, по структуре занятости и уровню жизни населения не отличается от других провинциальных российских городов) в обозримой перспективе будет отрицательно сказываться на количестве свободного времени и его использовании. Особенно это касается студентов, безработных, служащих, не имеющих специального образования, работников науки, здравоохранения, педагогов. Существенное снижение жизненного уровня обусловило необходимость поиска дополнительных источников существования, что повлияло на их деятельность в сфере домашнего хозяйства.

Факторы, влияющие на свободное время

По расчетам автора, в 1999 г. в суточном фонде времени россиянина доля рабочего времени, связанного с непосредственным трудовым процессом, составляет в среднем более 41,5%; доля времени на удовлетворение физиологических потребностей осталась приблизительно такой же — 42,1%; доля времени, затрачиваемая на различные домашние дела, превысила 12%; доля же свободного времени, которое человек использует для повышения своего культурного, духовного уровня, уменьшилась до 8%. Досуг стал занимать менее 1/10 всего суточного фонда времени. Кроме того, произошли резкие перемены в качестве использования досуга.

Структура свободного времени среднестатистического россиянина за последние годы продолжает ухудшаться, так как все большее число трудоспособного населения включается в поиски заработка. Особенно сильно подтолкнул жителей средних и малых городов к активному поиску дополнительных средств к существованию августовский кризис 1998 г. К сожалению, данные официальной статистики и самооценки респондентов своих расходов значительно расходятся. Например, в 1997 г. в Петербурге статистически рассчитанный прожиточный минимум составлял около 450 тыс. руб. Сами же петербуржцы оценили прожиточный минимум в 538 тыс. руб. 2

Проблема бедности, во многом определяющая структуру рабочего и свободного времени, возникает в результате нарушения объективно обусловленных пропорций социального воспроизводства:

пропорций деятельности (соотношения занятого и незанятого в общественном производстве населения);

пропорций состояния (дифференциация населения по уровню обеспеченности материальными, духовными и социальными благами, соотношение между элементами благосостояния и фазами его воспроизводства);

пропорций отношений (человек — общество — природа, человек — социальная группа — класс — общество).

В их основе лежит ключевая пропорция между производительной и потребительной силой общества, выражением которой является соотношение рабочего и свободного времен.

Необходимо отметить еще один важный феномен бедности: ее связь с социальными формами отчуждения человека от человека, от предпосылок и результатов труда, с существенным ограничением потребления материальных и духовных благ. Человеку, отработавшему в двух-трех местах, или от восхода и до захода солнца — на дачном участке, на ферме — подчас становится не мил даже белый свет, собственные родные и близкие — жена, дети, а не только политическая борьба, партии, их союзы, партийные уставы и программы, цели и задачи, митинги и демонстрации и т.п.

Мы вкратце говорили о значительном ухудшении качества свободного времени, качества времяпровождения. Есть необходимость особо отметить тревожную тенденцию — рост потребления алкоголя, наркотиков. По данным академика Ф.Г. Углова, потребление алкоголя в России за минувшие 13 лет возросло более чем в два раза: с 8 л спирта до 17—18 л в год на одного человека. Почти 30% детей, подростков, юношей знакомы или регулярно потребляют наркотики или заменяющие их вещества. Кроме того, нищета, алкоголизация населения и др. порождают жестокость, порой совершенно немотивированную. Идет криминализация российской семьи. Россия по уровню жизни в 1998 г. сравнялась с Анголой и Коста-Рикой, занимающими 73—74-е место в мире.

Фонд и структуру внерабочего и свободного времени обусловливают общие (неспецифические) и специфические факторы.

К общим относятся такие, как состав населения по полу и возрасту, размер семьи, уровень доходов на одного члена семьи, размеры жилой площади, объем и качество коммунальных услуг, оказываемых населению, образование и т.д. Например, относительно высокий процент молодых специалистов и малосемейных граждан населения Севера повышают фонд свободного времени, а более высокий уровень доходов населения увеличивает свободное время и долю его затрат на культурный досуг и развлечения. Безусловно, для реализации данной тенденции необходима соответствующая материальная база.

Другая группа факторов — специфические — в решающей степени влияет на фонд, макро- и микроструктуру внерабочего и свободного времени. Это влияние испытывают даже бюджеты времени социально и демографически однородных групп населения. К таким факторам прежде всего относятся природно-климатические условия, проживание в городе или сельской местности, некоторые национальные особенности уклада жизни населения. Например, имеются свои, особые закономерности расселения в местах освоения районов Тюмени, Якутии, Красноярского края и Магаданской области, а также в Таджикистане, Узбекистане, на Северном Кавказе и т.д. И когда на Север приезжает человек из южных мест, у него неизбежно меняется подход к использованию свободного времени, на его психическое состояние оказывает большое влияние годовой ход времени, климат, особенности ритма жизни, однообразие внешних впечатлений, отсутствие привычных условий для учебы, самообразования, отдыха, развлечений. Минимум внешних впечатлений, долгое пребывание в кругу одних и тех же людей (часто по два-три года и более) нередко вызывают апатию, сужают круг социальных интересов, нарушают межличностные контакты и в конечном итоге приводят к снижению трудовой, социальной активности.

Культурная среда, в которой вращается человек, предопределяет его контакты. Чем шире представлена социальная и социально-профессиональная структура в поселении, тем более разнообразна его культурная среда. Там, где преимущественно развиваются одна-две отрасли (монокультура, например, хлопок), межличностные контакты беднее. Таким образом, культурная среда является той призмой, через которую воздействует на личность общая социальная среда, экономические общественные отношения, духовная жизнь общества. И поселение выступает в данном случае как социальная организация: с ним во многом связан жизненный путь человека, а для молодого человека — его становление. Жизненные идеалы находятся в прямой или косвенной зависимости от культурной и социальной атмосферы, сложившейся в данном поселении.

Высокая занятость человека многими видами культурной деятельности говорит о широте его кругозора, географии общения, включенности в различные виды общности. Но само по себе количество избранных в часы досуга занятий еще не является доказательством развития духовных потребностей. Только в том случае, если какой-то вид деятельности повторяется устойчиво, т.е. у человека выработалась потребность, привычка к позитивному виду занятий, можно говорить о социально-полезной избирательности.

Учет общих и специфических факторов очень важен для построения региональной модели системы материальных, организационных и личностных факторов, способствующих или препятствующих оптимальному использованию свободного времени, выбору видов социальной деятельности человека, нравственному формированию индивида. Эта работа должна строиться по-своему в каждом регионе исходя из структуры бюджета времени. Например, горожане Молдовы при опросе на первое место поставили культурные потребности, на второе — общение, преимущественно семейное, на третье — физическое совершенствование личности, на четвертое — пассивный отдых, на пятое — более возвышенную деятельность. Последнее место в структуре свободного времени занимают любительские занятия.

Велики затраты времени на бездеятельный отдых, особенно у молодежи. С преодолением 30-летнего возрастного барьера как у мужчин, так и у женщин подобные затраты уменьшаются, хотя общие затраты времени на бездеятельный отдых выше затрат времени на общественную работу, физкультуру и спорт вместе взятые. Но эта количественная сторона не раскрывает существа происходящего социального явления. Бездеятельный отдых — форма реализации социально и гигиенически неоправданных затрат времени отдыха, зачастую связанных с различными асоциальными эксцессами (алкоголизмом, противоправным поведением, правонарушениями).

Из всего сказанного следует, что реализация экономической реформы, переход к новым экономическим и другим общественным отношениям со всей необходимостью ставят вопрос рационального использования свободного времени на уровне каждой личности, семьи, а также широких общностей и организаций.

Похожие страницы:

Социология социальной сферы: предметная область

. обсуждения следующее определение социологии: социология - это "наука . социология социальной сферы, социология быта, социология спорта, социология медицины и здравоохранения, социология культуры, социология свободного времени, социология личности, социология .

Социология как наука (4)

. ; • стихийное градостроительство и др. Социология свободного времени В социологии существуют понятия необходимого и свободного времени, введенные в 20-е годы С.Т. Струмилиным .

Социология досуга

. общение. Социологи проанализировали и неудовлетворённые потребности посетителей22. В проективной ситуации дополнительного свободного времени предпочтение отдавалось .

Уральская школа социологии

. - социологии свободного времени, Ю. Р. Вишневского и В. Т. Шапко - социологии молодежи, Б. С. Павлова - социологии семьи, Е. Н. Заборовой - социологии города, Г. Е. Зборовского и Е. А. Шуклиной - социологии образования .

Использование свободного времени молодежью

. тему: "Использование свободного времени молодежью" По дисциплине: "Социология трудового коллектива" Выполнили . исследования Использование свободного времени молодежью. 1.6. Предмет исследования Особенности использования свободного времени молодежью. 1.7 .

Читайте также: