Организационная структура в россии кратко

Обновлено: 30.06.2024

Организационная структура органа государственной власти субъекта РФ – это внутренняя система распределения компетенции органа государственной власти субъекта РФ между государственными служащими, структурными подразделениями органа и установления каналов взаимодействия между такими структурными подразделениями и отдельными служащими для обеспечения наиболее эффективной реализации функций и задач в подведомственной сфере публичного управления и реализации контроля эффективности деятельности служащих, подразделений и государственного органа в целом.

Понятие и значение организационной структуры органа государственной власти субъекта РФ

Эффективность публичного управления зависит не только от качества, объема и перечня функций и задач публичного управления, которые берет на себя государство, региональные или муниципальные территории, отдельный орган или должностное лицо, но и от эффективности организации такого публичного управления.

Организация публичного управления предполагает упорядочение отношений внутри государственного механизма, внутри отдельной подсистемы государственных органов, внутри отдельного органа государственной власти.

Организационная структура органа государственной власти, в том числе органа государственной власти субъекта РФ, предполагает выделение отдельных элементов структуры управления – отделов, подразделений, служб, объединений отделов и государственных служащих – для эффективного распределения компетенции органа государственной власти по вертикали и горизонтали.

Иными словами, организационная структура позволяет возложить на отдельный элемент структуры государственного органа соответствующий объем полномочий и, соответственно, обеспечить контроль эффективности реализации таких полномочий вышестоящим элементом.

Кроме того, организационная структура позволяет формировать каналы взаимодействия между отдельными элементами внутренней структуры государственного органа, в частности для:

  • совместного решения несколькими элементами комплексных задач публичного управления;
  • организации взаимодействия при оказании государственных услуг и в иных необходимых случаях;
  • организации документооборота.

Готовые работы на аналогичную тему

Об эффективной организационной структуре можно говорить там, где она отвечает функциям и задачам публичного управления, способна адаптироваться к условиям внешней и внутренней среды для эффективного решения задач публичного управления, то есть для обеспечения социально-экономического развития региональной территории, эффективного управления в конкретной подведомственной сфере и обеспечения благосостояния личности.

Сегодня все чаще в системе государственного управления, в том числе и на уровне субъектов РФ, организационная структура органа государственной власти представляет собой не застывшую иерархическую структуру, а подвижную структуру, способную формировать эффективные группы взаимодействия ответственных субъектов для решения комплексных задач, например, реализации целевых программ.

Виды организационных структур органов государственной власти субъектов РФ

Теория и практика публичного управления выработала несколько подходов к упорядочению внутренних отношений в государственном механизме, в том числе в рамках конкретного органа государственной власти. Сегодня можно выделить несколько основных подходов к организации структуры органов власти субъектов РФ:

  1. Линейная структура предполагает упорядочение внутренних отношений в органе государственной власти на принципах единоначалия и централизма. Руководитель реализует все функции управления, а нижестоящие элементы иерархической структуры находятся в состоянии подчинения. Это наиболее примитивная организационная структура, которая предполагает формирование структурных подразделений с руководителями, которые, в свою очередь, подчиняются вышестоящему руководителю. Таким образом, руководитель несет ответственность за решение задач публичного управления в подведомственной сфере;
  2. Функциональная структура органов власти предполагает выделение внутри органа власти функциональных подразделений, несущих ответственность в соответствующей области деятельности. Отдельные функции управления выполняют конкретные специалисты, они же несут ответственность за эффективность такого исполнения;
  3. Линейно-функциональная структура предполагает внутреннюю организацию органа власти на принципах единоначалия, линейного построения подразделений и распределения функций публичного управления между такими подразделениями, обеспечение баланса между централизованным и децентрализованным управлением.

Такая организационная структура предполагает, что:

  • на высшем уровне осуществляется определение стратегических направлений управления, осуществляются внешние связи;
  • в свою очередь, средний уровень управления представляют собой руководителей, которые организуют деятельность по функциональному признаку;
  • нижние уровни характеризуются управленцами, решающими производственно-технические задачи, находясь непосредственно над исполнителями.

В общем виде структуру государственного органа власти субъекта РФ можно охарактеризовать следующим образом:

  • орган фактически представляет собой объединение подразделений по горизонтали исходя из конкретных функций публичного управления;
  • конкретные полномочия публичного управления соотносятся с соответствующим подразделением и отдельными должностями.

Важно подчеркнуть, что организационная структура органа власти должна быть гибкой, активно адаптироваться под внешние и внутренние изменения, стратегические цели и задачи развития конкретной территории.

Большое значение для эффективной организации внутренней деятельности органов власти имеет налаживание каналов взаимодействия между отдельными должностными лицами, элементами структуры органа власти. Сегодня такое взаимодействие должно активно обеспечиваться за счет информационных технологий. Это позволяет аккумулировать и анализировать большие массивы информации, предоставляя инструменты для обмена или прямого доступа к информации всем заинтересованным субъектам.

Система органов государственной власти РФ - это уникальная структура, за которой закреплено соблюдение установленных Конституцией Российской Федерации правил. Данная система подразумевает под собой множество единиц различных подразделений. У каждого из них имеется своя обязанность и определенная область действий, за которые они несут ответственность.

  • Основные характеристики органов государственной власти
  • Разновидности органов государственной власти РФ
  • Президент
  • Структура системы органов управления РФ
  • Законодательная власть
  • Исполнительная власть
  • Судебная власть

Основные характеристики органов государственной власти

  1. Наделение властными полномочиями на государственном уровне . Это позволяет органам власти контролировать граждан и, в случае нарушения ими правил, принимать действия по их пресечению.
  2. Действуют и основываются в установленных государством рамках . Данный факт не позволяет представительным лицам конкретной системы принимать меры, которые противоречат Конституции.
  3. Центральное положение в деятельности занимает выполнение государственных задач.
  4. Органы государственной власти являются основополагающей ступенью единой системы управления в России .

Важно! Единство данной системы зависит от целостности государства. Тем не менее, это единство имеет свое проявление. Основной областью этого проявления является разделение объектов наблюдения и контроля, а также разделение полномочий.

  • Выборы, то есть кандидат будет избираться непосредственно народом.
  • Избирание. В данном случае решение будут принимать члены этой структуры.
  • Смешанный. В этом случае учитываться будет мнение как народа, так и членов государственной структуры.

Разновидности органов государственной власти РФ

  • Единоличные - такие, как президент.
  • Коллегиальные - к ним относятся законодательные органы и избирательные комиссии.
  • Единоначальные - в частности это министерства.
  • Высшие - президент, Государственная Дума.
  • Центральные - к ним относятся различные ведомства.
  • Территориальные - органы местной или региональной власти.

Президент

  • Социальными.
  • Экономическими.
  • Политическими.
  • Духовными сферами.
  • Возглавляет всевозможные государственные структуры и системы.
  • Принимает меры по обороне государства.
  • Обеспечивает взаимосвязь между всеми органами государственной власти.

Структура системы органов управления РФ

  • Законодательная власть.
  • Исполнительная власть.
  • Судебная власть.

Законодательная власть

  • Разработка законов.
  • Их принятие.
  • Представление на утверждение президенту.

Важно! Каждые 5 лет в Государственную Думу избираются новые члены. Список их имен не засекречен, поэтому при необходимости можно спокойно изучить эту информацию. Цель их собраний - это не только принятие законов, но и их тщательный анализ, потому что нововведения в стране должны приносить лишь положительные результаты.

Организационные структуры государственного управления

Государство регулирует все стороны жизни общества, поэтому для организации его деятельности потребовалась тщательнейшим образом спланированная оргструктура. Она и составила сущность государственного управления.

Понятие структуры государственного управления определяет взаимодействие определенных органов, которые действуют от лица государства в рамках полномочий, представленных законом.

К основным органам структуры государственного правления относятся следующие компоненты власти:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • законодательная;
  • исполнительная;
  • судебная.

Законодательная власть базируется на разработке новых законов. Это находится преимущественно в прерогативе Федерального Собрания и законодательной системы субъектов РФ.

Сущность исполнительной власти заключается в обеспечении реализации разработанных законодательством программ и законов. К ним относятся Правительство, различного рода министерства и органы исполнения субъектов РФ.

Судебная власть базируется на решении спорных вопросов и предусматривает наказание за отказ исполнять предусмотренные властью законы. Главными органами данной системы являются Конституционный суд, Верховные суды, а также арбитражные и районные. Суды субъектов РФ делятся на Конституционные и мировые.

Общая характеристика, основные элементы

Управляют механизмом государственной власти определенные звенья структуры госвласти. К ним относятся:

  1. Президент.
  2. Федеральное Собрание РФ.
  3. Правительство.
  4. Федеральные органы исполнительной власти.
  5. Органы власти субъектов.

Каждое звено имеет свои, свойственные только ему функции и свою подсистему. Государственное управление гораздо шире. Законы, например, разрабатываются и принимаются Советом Федерации и Государственной думой.

Роль правительства заключается в исполнении законов, разработанных Советом Федерации. Президент контролирует процесс принятия и исполнения законов. Остальные органы власти направлены на исполнение принятых законов на месте.

Поскольку Российская Федерация имеет большую территорию, для эффективного управления было предусмотрено 3-х уровневое строение государственной власти:

  1. Федеральная.
  2. Региональная.
  3. Местная.

Каждый из представленных выше уровней власти наделен разными полномочиями. Объединяет их решение одних и тех же вопросов на разном уровне. Вопросы, связанные с экономикой, финансами и трудом как главным социально-экономическим ресурсом, являются приоритетными. Для их урегулирования на разных уровнях разработаны специальным образом уполномоченные госорганы. Они расцениваются как дополнительные институты госвласти.

В статье 71 Конституции Российской Федерации прописано положение об установленной системе федеральных органов, которые осуществляют законодательную и исполнительную, а также судебную власть. Кроме того, здесь же прописан порядок организации и деятельности упомянутых органов. Федеральная власть осуществляется Президентом России, Советом Федерации, Госдумой, Правительством РФ и судами.

Власть на региональном уровне представляет собой власть на уровне субъектов Федерации. Это республики, края, области, в том числе и автономные округи, а также города федерального значения. Система управления в данном случае и принятие отдельных решений указанными субъектами создается самостоятельно с опорой на Конституцию.

Несмотря на то, что местное самоуправление не является государственным управлением, оно наделено некой властью, имеющей муниципальный характер. При этом принятие всех решений происходит на основе решений органов любого уровня государственной власти.

Этот уровень представлен местными органами юстиции, культуры, промышленно-строительными и финансовыми органами, сельским хозяйством, а также транспортно-имущественным правлением, торговлей и связью.

Законодательные и исполнительные органы

Для жизненного строя общества существенное значение имеют законодательные и исполнительные органы. Без внедрения новых законов сложно представить приспособление к веяниям времени. В стремлении сделать жизнь лучше немаловажное значение имеет и исполнительная власть, поскольку именно она отслеживает исполнение принятых законов.

Законодательная и исполнительная власть так же, как и судебная, только на первый взгляд кажутся самостоятельными и независимыми. Но между ними имеется тесная взаимосвязь. Законодательная власть, к примеру, не только осуществляет разработку новых законов, но и осуществляет контроль за исполнительной властью.

Особенности их взаимодействия

Отличаются структуры в первую очередь своим формированием: для законодательной системы характерна выборность путем голосования, а для исполнительной власти – назначение.

Значимым звеном законодательного органа власти является Федеральное Собрание. Это двухпалатный парламент РФ, состоящий из Государственной Думы и Совета Федерации. Государственная Дума является нижней палатой, а Совет Федерации – Верхняя палата.

Федеральное Собрание состоит из 450 депутатов, которые избираются населением на 4 года. В управлении Федеральным Собранием стоит 2 председателя: один от законодательной власти, а другой от исполнительной.

Во главе исполнительной власти стоит Правительство РФ. Оно признано высшим исполнительным органом.

Правительством осуществляется руководство важными сферами социально-экономической, социально-культурной и политико-административной жизни общества.

Председатель Правительства назначается президентом. Но прежде его кандидатура утверждается Государственной Думой.

Анализ структуры госуправления на примере города федерального значения

Одним из ключевых городов федерального значения является Москва. Особенность системы правления данного города заключается в том, что с одной стороны – это орган государственной власти, а с другой – орган местного управления.

Главным представительным органом здесь считается городская Дума. Высшим исполнительным органом является Правительство Москвы. Судебная власть осуществляется Уставным судом г. Москвы и мировыми судами.

Государственная власть Правительства регламентируется конституционными нормами. В отличие от других больших российских городов, органы местного правления в городе не формируются. Их роль выполняют органы государственного правления.

При этом город делится на более крупные административные округа. Их наименование обусловлено географическим расположением (например, Северо-западный административный округ). Данные округа – это не единицы местного самоуправления. Их появление обусловлено административным управлением конкретными территориями.

Формированием и упразднением административных округов занимается мэр города.

Главным законодательным органом г. Москвы является Городская Дума. Ее численность насчитывает 35 человек, которые курируют все значимые вопросы в пределах города.

Главным исполнительным органом Москвы является городское Правительство, возглавляемое мэром.

Судебная система города является частью судебной системы страны в целом. Но Уставные суды города, как мировые, не являются федеральными судами. Они признаны судами субъекта Федерации, то есть г. Москвы. Остальные суды (например, арбитражные) относятся к федеральным.

Марина Крицкая

Организационная структура формируется в зависимости от целей деятельности предприятия и необходимых для этого подразделений. Именно подразделения осуществляют функции, которые составляют бизнес-процессы предприятия.

Что такое организационная структура предприятия?

Говоря об организационной структуре, мы имеем в виду концептуальную схему, вокруг которой организуется группа людей, основу, на которой держатся все функции. Организационная структура предприятия — это, по сути, руководство для пользования, которое объясняет, как организация выстроена и как она работает. Если говорить конкретнее, то организационная структура описывает, как в компании принимаются решения и кто является ее лидером.

Почему необходимо разрабатывать организационную структуру предприятия?

  • Организационная структура дает четкое понимание того, в каком направлении движется компания. Ясная структура — это инструмент, с помощью которого можно придерживаться порядка в принятии решений и преодолевать различные разногласия.
  • Организационная структура связывает участников. Благодаря ей люди, присоединяющиеся к группе, имеют отличительные черты. В то же время и сама группа обладает определенными особенностями.
  • Организационная структура формируется неизбежно. Любая организация по определению подразумевает какую-то структуру.

Элементы организационной структуры

Организационная структура любой организации будет зависеть от того, кто является ее участниками, какие задачи она решает и как далеко организация зашла в своем развитии.

Независимо от того, какую организационную структуру вы выбираете, три элемента всегда будут присутствовать в ней.

Конкретный человек или группа людей, которые принимают решения в организации.

Многие из этих правил могут быть заявлены явно, в то время как другие могут быть скрытыми, но при этом не менее обязательными для исполнения.

Распределение труда может быть формальным или неформальным, временным или постоянным, но в каждой организации непременно будет определенный тип распределения труда.

Традиционные организационные структуры

Эти структуры основаны на функциональном подразделении и отделах. Они характеризуются тем, что на верхнем уровне сосредоточены полномочия стратегических и оперативных задач.

Существует несколько типов традиционных структур.

Самая простая структура из всех существующих. Характеризуется наличием определенной цепи инстанций. Решения спускаются сверху вниз. Этот вид структуры подходит для маленьких организаций вроде небольших бухгалтерских фирм и адвокатских контор. Линейная структура позволяет легко принимать решения.


  • Самый простой вид организационной структуры.
  • В результате жесткого управления формируется жесткая дисциплина.
  • Быстрые решения приводят к быстрым и эффективным действиям.
  • В структурах власти и ответственности существует ясность.
  • Поскольку контроль лежит на одном начальнике, в ряде случаев он может проявлять гибкость.
  • Есть хорошие перспективы карьерного роста у людей, которые выполняют работу качественно.
  • Есть возможности оказывать влияние на начальника отдела.
  • Постоянная проблема — отсутствие специализации.
  • Начальник отдела может быть перегружен работой.
  • Коммуникации осуществляются только сверху вниз.
  • Начальник, обладающий властью, может неправильно использовать ее для своей выгоды.
  • Решения принимаются одним человеком.

Линейно-штабная организация

Такая структура характеризуется наличием линейных руководителей и подразделений, которые по факту не имеют права принятия решений. Главная их задача — оказывать помощь линейному менеджеру в выполнении отдельных функций управления. Процесс принятия решений в такой структуре медленнее.


  • Позволяет сотрудникам быстро выполнять задачи.
  • Помогает сотрудникам брать на себя ответственные функции и специализироваться на конкретных функциях.
  • Помогает линейным руководителям сконцентрироваться на определенных задачах.
  • При организационных изменениях минимален риск возникновения сопротивления.
  • Сотрудники чувствуют, что их вклад оценен.
  • Среди сотрудников может возникать путаница.
  • У сотрудников недостаточно знаний, чтобы ориентироваться на результат.
  • Слишком много уровней иерархии.
  • Сотрудники могут расходиться во мнениях, что замедляет работу.
  • Более дорогостоящая структура, чем простая линейная организация, из-за наличия начальников подразделений.
  • Решения могут приниматься слишком долго.

Функциональная структура

Этот вид организационной структуры классифицирует людей согласно функции, которую они выполняют в профессиональной жизни.


  • Высокая степень специализации.
  • Ясный порядок подчиненности.
  • Четкое понимание ответственности.
  • Высокая эффективность и скорость.
  • Отсутствие необходимости в дублировании работы.
  • Все функции одинаково важны.
  • Коммуникация сталкивается с несколькими барьерами.
  • В центре внимания находятся люди, а не организация.
  • Решения, принятые единственным человеком, могут не всегда идти на пользу организации.
  • По мере роста компании становится труднее осуществлять контроль над действиями внутри нее.
  • Отсутствие командной работы между различными отделами или единицами.
  • Поскольку все функции отделены, сотрудники могут не знать о том, что творится у коллег.

Дивизиональная структура

Сюда относятся виды структур, которые основаны на различных подразделениях в организации. Они группируют сотрудников на основе продуктов, рынков и географического положения.

Такая структура основана на организации сотрудников и работы вокруг различных продуктов. Если компания производит три различных продукта, то у нее будут три различных подразделения для этих продуктов. Этот тип структуры лучше всего подходит для розничных магазинов с множеством продуктов.


  • Структурные единицы, которые не работают, можно легко закрыть.
  • Каждая единица может управляться как отдельное структурное подразделение.
  • Быстрое и легкое принятие решений.
  • Большая независимость у лиц, принимающих решения.
  • Отдельные продукты привлекают отдельное внимание в зависимости от проблем, которые возникают.
  • Организация характеризуется высокой производительностью и эффективностью.
  • Поскольку каждая структурная единица работает самостоятельно, организационные цели не могут быть достигнуты.
  • Нездоровая конкуренция среди внутренних подразделений.
  • Большое количество организационных уровней препятствует развитию бизнеса.
  • Все единицы не могут быть равнозначными.
  • Маркетинг отдельных продуктов может сильно отличаться по стоимости.

Рыночная структура

Сотрудники группируются исходя из того, на каком рынке работает компания. У компании может быть пять различных рынков, согласно этой структуре каждый из них будет отдельным подразделением.

  • Сотрудники могут общаться с клиентами на местном языке.
  • Они доступны клиентам.
  • Проблемы на конкретном рынке могут решаться изолированно.
  • Поскольку люди ответственны за конкретный рынок, задачи выполняются вовремя.
  • Сотрудники специализируются на работе на конкретном рынке.
  • Могут выводиться новые продукты для специализированных рынков.
  • Может возникнуть острая конкуренция среди сотрудников.
  • Принятие решений может вызывать конфликты.
  • Трудно определить производительность и эффективность.
  • Все рынки могут не рассматриваться как равные.
  • Может отсутствовать связь между начальниками и сотрудниками.
  • Сотрудники могут неправильно использовать свои полномочия.
  • Географическая структура

У крупных организаций есть офисы в различных местах. Организационная структура в этом случае следует за зональной структурой.

  • Хорошая коммуникация среди сотрудников в том же самом местоположении.
  • Местные работники лучше знакомы с местной деловой средой и могут приспосабливаться к географическим и культурным особенностям.
  • Клиенты чувствуют лучшую связь с местными менеджерами, которые могут говорить на их языке.
  • Отчеты по работе отдельных рынков.
  • Решения принимаются взвешенно.
  • Могут вводиться новые продукты или модификации продуктов, удовлетворяющие потребности определенной области.
  • Может возникать нездоровая конкуренция среди различных географических зон.
  • Этика компании и ее принципы могут отличаться от региона к региону.
  • Отслеживание работы и прибыли каждой области может отнимать много времени.
  • Возможна плохая коммуникация среди сотрудников в различных регионах.
  • Взаимодействие между сотрудниками различных регионов может не сложиться.

Матричная структура

Это комбинация продуктовой и функциональной структур. Она объединяет преимущества обеих структур для большей эффективности. Эта структура самая сложная из существующих. Отличительная особенность матричной структуры — подчинение сотрудников двум или более руководителям одного уровня.


Существует функциональная матрица. В этом типе матричной структуры менеджеры по проекту следят за функциональными аспектами проекта. Однако они обладают очень ограниченной властью, фактически управляет ресурсами и проектом руководитель функционального подразделения.

  • Сотрудники не работают на временной работе.
  • Руководитель функционального подразделения управляет проектом.
  • Руководитель функционального подразделения несет ответственность в случае, если что-либо идет не так, как надо.
  • Чем больше менеджер по проекту общается с сотрудниками, тем лучше результаты.
  • Менеджер по проекту может реально повлиять на ситуацию, не будучи под контролем.
  • Принятие решений сосредоточено в руках руководителя функционального подразделения.
  • Менеджер по проекту может столкнуться с апатией со стороны сотрудников.
  • Менеджер по проекту не имеет полной власти.
  • Будучи не контролируемыми, сотрудники могут показывать меньшую производительность всего подразделения.
  • Менеджер по проекту обладает слабой властью, которая не позволяет ему контролировать сотрудников.
  • Менеджер по проекту не имеет никакого контроля над управлением рабочей нагрузкой и определением приоритетов в задачах.
  • Менеджер по проекту не может дать отчет о работе.

Есть еще проектная матрица, когда прежде всего ответственен за работу менеджер по проекту, в то время как руководитель функционального подразделения может давать методические консультации и распределять ресурсы.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Читайте также: