Последние годы жизни моцарта кратко

Обновлено: 05.07.2024

Итак, концерты, академии продолжались. В 1784 Моцарт дал в течение шести недель 22 концерта! К этому же времени относится начало дружбы с другим великим композитором - Йозефом Гайдном. Именно он тогда сказал Леопольду Моцарту крылатые слова: " Ваш сын – величайший композитор из всех, кого я знаю лично или о ком слышал ". А Моцарт посвятил Гайдну шесть струнных квартетов, о чем мы узнаем из письма в сентябре 1785.

В 1784 Моцарт стал масоном, достигнув за очень короткий срок высоких степеней посвящения просто в силу того, что "братья" по достоинству оценили личный гений и высоту интеллекта Моцарта. Впрочем, все окружение Вольфганга, в том числе и его отец, и Гайдн, и ближайшие друзья, также и из числа придворных, состояли в масонских ложах, что по-видимому было модой в то время. Идеи казались прогрессивными, сулили свободу и призывали к личному совершенствованию. А еще давали связи во влиятельных кругах. Но джина анархии и жестокости, выпущенного вольнодумцами, они не смогли контролировать, что и вылилось в кровавую вакханалию Французской буржуазной революции 1789 года и последующие 25 лет наполеоновских войн и изменения всей социальной жизни Европы и Америки.

О масонах в жизни Моцарта можно прочитать на канале . Их идеи о грядущем братстве людей звучат в "Волшебной флейте". Оставим за скобками домыслы в отношении того, что Моцарт "выдал" в опере идеи масонства простонародью, за что и был "наказан" впоследствие "братьями". Трудно "выдать" то, что и так витает в воздухе. Свобода, Равенство и Братство в Царстве Разума - вот и вся мистика!

В 1786 году успех еще улыбается Вольфгангу. Один из лучших современных либретистов Лоренцо да Понте, которого называли наследником знаменитого Метастазио, начинает работать с Моцартом в противовес "группировке" придворного композитора Антонио Сальери и его либреттиста аббата Касти над оперой "Свадьба Фигаро". Литературная основа оперы - комедия "Женитьбы Фигаро" Бомарше была дерзким вызовом дворянству, которым оно буквально упивалось как раз накануне своей гибели. Да-да, в придворных кругах Людовика XVI комедия стала настоящим хитом. Король и французский двор расхваливали ее, а в постановках принимали участие самые высокопоставленные особы.

Моцарт и да Понте начали с антиаристократической пьесы Бомарше "Женитьба Фигаро", причем к тому времени с немецкого перевода пьесы еще не был снят запрет. С помощью разных хитростей они сумели получить необходимое дозволение цензуры, и 1 мая 1786 "Женитьба Фигаро" (Le nozze di Figaro) была впервые показана в "Бургтеатре". Хотя позже эта моцартовская опера имела огромный успех, при первой постановке она была вскоре вытеснена новой оперой В. Мартина-и-Солера (1754–1806) "Редкая вещь" ("Una cosa rara"). Между тем в Праге "Женитьба Фигаро" завоевала исключительную популярность (мелодии из оперы звучали на улицах, под арии из нее танцевали в бальных залах и в кофейнях). Моцарт был приглашен продирижировать несколькими спектаклями. В январе 1787 он и Констанца провели около месяца в Праге, и это было самое счастливое время в жизни великого композитора. Директор оперной труппы Бондини заказал ему новую оперу. Можно предполагать, что Моцарт сам выбрал сюжет – старинную легенду о Дон Жуане; либретто должен был подготовить не кто иной, как да Понте. Опера "Don Giovanni" была впервые показана в Праге 29 октября 1787.

27 мая 1787 года умер в Зальцбурге отец Вольфганга - Леопольд Моцарт. Великая цель, которую он перед собой поставил, не страшась никаких жертв: добиться для сына всеевропейской известности, - все же, по его мнению, не была достигнута. На какие только опасные предприятия и финансовые жертвы он не шел, не страшась самых дальних поездок по ужасным дорогам. " Нагрузки, которым подвергались пассажиры, путешествующие в почтовых каретах, граничили с невероятными! "

"Но его сын, увы, вел теперь неопределенную и шаткую жизнь свободного художника рядом со спутницей жизни, которую Леопольд так и не смог принять ни из-за ее манер, ни из-за ее вкусов. У сына же не было способностей и необходимых задатков к борьбе локтями и для интриг, "чтобы пробиться в первые ряды любимцев муз и получать дивиденды от своей артистической деятельности, хотя бы для успокоения своего меркантильного отца".

Считается, что именно после возвращения в Вену после триумфа в Праге второй великой оперы "Дон Жуан"в конце 1787 Моцарта начали преследовать неудачи, а под конец жизни – нищета. Постановка "Дон Жуана" в Вене в мае 1788 закончилась провалом. На приеме после спектакля оперу защищал один Гайдн.
Да, Моцарт получил должность придворного композитора и капельмейстера императора Иосифа II, но доход быо невелик - всего 800 гульденов в год. Император не очень-то разбирался в том, что мы называем сейчас "высокой классикой", музыке Гайдна и Моцарта, а о сочинениях последнего выразился так: "Они не во вкусе венцев."

Судя по документам того времени, "легкомысленные венцы забыли своего прежнего кумира".

Моцарт брал в долг деньги у Михаэля Пухберга, собрата по масонской ложе. Потом предпринял концертную поездку в Берлин (апрель-июнь 1789), где надеялся найти себе место при дворе прусского короля Фридриха Вильгельма II. Поездка снова потребовала денег, но дала только новые долги и заказ на шесть струнных квартетов для его величества Фридриха, который действительно был очень приличным виолончелистом-любителем, и на шесть клавирных сонат для принцессы Вильгельмины. Исследователи пишут, что поездка обернулась полным финансовым крахом, несмотря на щедрую сумму, полученную в Берлине. В 1789 пошатнулось здоровье Констанцы, у нее открывается язва голени, несколько месяцев она проводит в Бадене. "Женитьба Фигаро" выдерживает только 12 представлений, новая опера "Так поступают все" - еще меньше - 10. Материальное положение семьи становится угрожающим. А в феврале 1790 умер Иосиф II, и Моцарт не был уверен, что сможет сохранить свой пост придворного композитора при новом императоре. Действительно, место второго капельмейстера при дворе нового императора Леопольда, на которое рассчитывал Вольфганг, достается другому

Следующее путешествие: позволю себе процитировать: Торжества коронации императора Леопольда проходили во Франкфурте осенью 1790, и Моцарт отправился туда за собственный счет, надеясь привлечь внимание публики. Это выступление (исполнялся "Коронационный" клавирный концерт, К. 537) состоялось 15 октября, но денег не принесло. Вернувшись в Вену, Моцарт встретился с Гайдном; лондонский импресарио Заломон приехал пригласить Гайдна в Лондон, а Моцарт получил аналогичное приглашение в английскую столицу на следующий зимний сезон. Он горько плакал, провожая Гайдна и Заломона. "Мы больше никогда не увидимся", – повторял он.

Опять блестящие надежды, в этот раз на Лондон. Но снова не осуществляется. Создается странное впечатление, как будто круг сжимается, и невезение становится фатальным. Роковой 1787 год - самый удачный, плодотворный для творчества и максимально загруженный оказался переломным. Но об этом подробнее в следующей статье.

Продолжение следует.

Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропускать новые статьи и видео.

Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791 гг.) – великий австрийский композитор, дирижер, представитель Венской классической школы музыки. За свою весьма краткую жизнь написал более 600 музыкальных произведений, первые из которых были написаны в раннем детстве.


Ранние годы

Моцарт (Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил (Готтлиб) Моцарт) родился 27 января 1756 года в городе Зальцбург в музыкальной семье.

В биографии Моцарта важно отметить, что музыкальный талант великого композитора был обнаружен еще в раннем детстве. Отец обучал его игре на органе, скрипке, клавесине. В 1762 году семейство едет в Вену, Мюнхен. Там даются концерты Моцарта, его сестры Марии Анны. Затем во время путешествий по городам Германии, Швейцарии, Голландии музыка Моцарта поражает слушателей удивительной красотой. Впервые сочинения композитора издаются в Париже.

Отметим, что к 17 годам широкий репертуар композитора включал более 40 крупных произведений.

Расцвет творчества

С 1775 по 1780 год плодотворная работа Вольфганга Амадея Моцарта пополнила когорту его сочинений рядом выдающихся композиций. После занятия должности придворного органиста в 1779 году симфонии Моцарта, его оперы содержат все больше новых приемов.

Некоторые оперы Моцарта так и остались неоконченными, поскольку трудное материальное положение семьи заставляло композитора посвящать много времени различным подработкам. В аристократических кругах проводились фортепианные концерты Моцарта, сам музыкант был вынужден писать пьесы, вальсы на заказ, преподавать.

Пик славы

В 1789 году им было получено весьма выгодное предложение возглавить придворную капеллу в Берлине. Однако отказ композитора еще более усугубил материальный недостаток.

Смерть

С ноября 1791 года Моцарт много болел и совсем не вставал с кровати. Умер знаменитый композитор 5 декабря 1791 года от острой лихорадки. Похоронили Моцарта на кладбище Святого Марка в Вене.



20 ноября 1791 года Вольфганг Амадей Моцарт, тридцати пяти лет от роду, лег спать в своей венской квартире с лихорадкой. Скорее всего, его это не очень беспокоило. С детских лет он пережил множество серьезных болезней: оспу, желтуху, тиф, тонзиллит, желудочные расстройства, рецидивирующий фарингит и инфекции верхних дыхательных путей. Он всегда возвращался с новой творческой энергией, готовый ослепить мир своей музыкой.

Однако на этот раз все будет иначе. После ужасных обстоятельств смерти великого композитора, произошедшей 5 декабря, — распухшая плоть, источавшая тошнотворное зловоние, видоизменившееся одутловатое лицо, почти неузнаваемое, — пошли слухи о том, что его отравил завистливый и мстительный соперник, также музыкант при австрийском императорском дворе, Антонио Сальери.

Бурное развитие классической музыки в конце XVIII века не дает причин подозревать подлог. Это была эпоха, когда самые талантливые композиторы отчаянно боролись за несколько придворных должностей, эпоха золотых кружев и бриллиантовых пуговиц, атласных бриджей до колен и шелковых сюртуков, за которыми скрывались злодейские амбиции, предательство, грязные уловки, измена и заговоры.

Моцарт с ранних лет знал этот мир. Его отец Леопольд служил вице-капельмейстером (то есть музыкальным директором) при дворе князя-архиепископа Зальцбургского и учил музыке обоих детей — Анну Марию, которую дома звали Наннерль, родившуюся в 1751 году, и Вольфганга, родившегося в 1756 году. Под строгой опекой отца Вольфганг в три года начал играть на клавесине. В пять он уже сочинял собственные мелодии. С той поры, как Вольфгангу исполнилось шесть, Леопольд несколько лет путешествовал по великолепным дворам Европы в сопровождении жены и детей, монетизируя своих вундеркиндов. Наннерль играла прекрасно, но маленький Вольфганг, обаятельный и самоуверенный, поражал зрителей своим талантом — он мог играть даже с завязанными глазами.

И наконец, именно это место стало его домом.


Моцарт зарабатывал деньги, выступая в академиях, на абонементных концертах и в домах меценатов. Он давал частные уроки игры на фортепиано, — хотя сложно сейчас вообразить человека, который брал бы уроки у самого Моцарта, — и писал музыку. Но в конечном итоге он работал куда усерднее прочих и зарабатывал куда меньше, чем многие музыканты, не обладавшие его гениальностью.

Главным соперником Моцарта в Вене был Антонио Сальери — успешный итальянский композитор, писавший оперы на трех языках. Он захватил Венскую оперу и в 1788 году, когда Моцарт уже строил взрослую карьеру, был назначен императорским капельмейстером.

Моцарт написал отцу несколько писем с жалобами на то, что Сальери и его приспешники перекрывают все его попытки получить официальное место.


В 1782 году в возрасте двадцати шести лет Моцарт сделал то, чего всегда боялся Леопольд, — он женился. Он познакомился с Констанцией Вебер и ее семьей несколько лет назад в Мангейме, в Германии, во время поездки с матерью. Леопольд был взбешен очевидной влюбленностью Вольфганга в старшую из четырех сестер Алоизию и, даже не встречаясь с ними, утверждал, что жадная семья пытается заманить его талантливого сына в ловушку с целью получения денег. Теперь, четыре года спустя, Моцарт воссоединился с Веберами в Вене, куда они переехали, и влюбился в третью сестру.

Леопольд, вероятно, был вне себя, когда получил письмо с новостью о помолвке. Теперь из-за одной женщины его сын навсегда лишился власти. После свадьбы отец и сын виделись лишь дважды, и оба визита были весьма некомфортными. Леопольд умер в 1787 году в возрасте шестидесяти лет, а Моцарт не приехал попрощаться, когда тот болел, и не присутствовал на похоронах.

По иронии судьбы, вскоре после смерти Леопольда Вольфганг наконец получил официальное место при дворе, которое так хотел выбить для него отец.

Иосиф II нанял Моцарта в качестве камерного музыканта для написания менуэтов.

В последние годы, с учетом сочинения четырех успешных опер, доходы Моцарта значительно выросли. Однако он всегда отставал с оплатой счетов, так как тратился на одежду, изысканные обеды, подарки для Констанции и азартные игры.

Осенью 1791 года Моцарт наслаждался тем, что здоров, описывал в письмах вкусную еду, которую ел, — свиные котлеты, каплуны, осетрину — и в неистовых творческих порывах сочинял великолепную новую музыку. Возможно, его близкие не были удивлены, узнав, что у измотанного музыканта подскочила температура.


Однако эта болезнь, в отличие от остальных, не прошла. Когда Моцарт распух до такой гротескной степени, что не мог пошевелиться, жена и ее сестра София сшили ему специальное платье, расстегивавшееся сзади, дабы было легче подкладывать ночной горшок и подмывать великого композитора.

4 декабря он начал бредить.

Два врача откачали у Моцарта два-три литра крови, что уменьшило способность организма противостоять инфекции. На следующий день Моцарт содрогнулся, затем его вырвало бурой жидкостью, и он упал замертво.

Вдова Констанция по секрету сообщила друзьям, что ее муж умер от лихорадки. Однако, оставшись с двумя детьми на руках, массой долгов и без доходов, она публично поддерживала слух о яде, чтобы вызывать в обществе сочувствие. Она говорила о таинственном незнакомце в маске, который якобы заказал заупокойную мессу. Согласно этой легенде, Моцарт серьезно заболел во время работы над произведением.

Правда была гораздо банальнее. За несколько месяцев до смерти Моцарта эксцентричный граф Франц фон Вальзегг заказал композитору заупокойную мессу в память о его недавно почившей жене. Имела место секретность, поскольку граф —музыкант-любитель — хотел выставить все так, будто реквием написал он сам.

Не вдаваясь в факты, Констанция получала пенсион от императора и прибыль с концертов, на которых играли музыку ее покойного мужа. Гораздо интереснее слушать композиции того, кто был таинственно убит, чем того, кто умер от естественной болезни. Она весьма скоро и солидно обогатилась на смерти Моцарта.


Большинство винило во всем Сальери, главного соперника Моцарта. В последнем сохранившемся письме, датированном 14 октября 1791 года, Моцарт писал (из Праги, где в тот момент находился двор), что ездил в оперу вместе с Сальери и сопрано Катариной Кавальери. Сальери мог бы, например, предложить Моцарту фляжку с алкоголем, пока они ехали в карете, или подмешать что-то ему в вино, когда они обсуждали оперу за ужином.

Сальери никогда не опровергал слухи об отравлении, но взял на себя музыкальное образование сына Моцарта. Под его руководством Франц Ксавер Вольфганг Моцарт превратился в известного композитора и дирижера.

К концу жизни Сальери, страдавший от периодических приступов слабоумия, сознавался в убийстве Моцарта, но отрицал это в моменты просветления.

В 1823 году один из учеников Людвига ван Бетховена Игнац Мошелес посетил больного семидесятичетырехлетнего Сальери в общественной больнице в окрестностях Вены.


Современная диагностика

Есть болезнь, которая объясняет все симптомы.

Streptococcus equi, стрептококк группы C, атакует клубочки — микроскопические почечные фильтры, отчего отходы не попадают в мочу, а разносятся по всему организму. Как следует из названия, это в первую очередь болезнь лошадей и коров. Но, как и сибирская язва, она весьма заразна как для животных, так и для человека. Моцарт, разъезжая в каретах, нередко имел дело с лошадьми и, возможно, имел привычку пить непастеризованное молоко.

К сожалению, в архивах не осталось отчета о вскрытии, который помог бы нам разобраться в причинах лучше. По мнению врачей, дело было ясное: эпидемия острой военной лихорадки. Даже если б родственники пожелали провести вскрытие, тело, распухшее и зловонное, пребывало в ужасном состоянии, возможно, было заразно, и даже самый стойкий врач, вероятно, не захотел бы провести аутопсию.

Пономарь церкви Святого Марка, некто Джозеф Ротмейер, утверждал, что пометил место, где был похоронен знаменитый композитор. Через десять лет после смерти Моцарта, в 1801 году, Ротмейер, как и полагается, выкопал кости и с гордостью выставил череп на всеобщее обозрение (сегодня он находится в музее Моцарта в Зальцбурге). К сожалению, Ротмейер выкопал явно не тот труп. Череп без челюсти имеет явные признаки перелома, а Моцарту кости черепа никто не ломал.

Однако некоторые историки, отойдя от всякой логики, считают, что этот череп — прямое доказательство того, что Моцарт на самом деле умер от удара по голове.

Теория увяла в 2006 году, когда исследователи сравнили митохондриальную ДНК, выделенную из кости черепа, с ДНК, взятой из бедренных костей бабушки Моцарта по материнской линии и его племянницы.

Анализ подтвердил отсутствие генетического сходства. Возможно, мы никогда не будем знать наверняка, что же убило Моцарта (но точно не удар по голове), но это едва ли имеет значение. Единственное, что важно, — он жил и продолжает жить в его магически красивой музыке.

И хотя мы благодарны за то, что после Моцарта осталось столь обширное наследие — 626 работ, оперы, симфонии, струнные квартеты, менуэты, мессы, концерты для фортепиано, — но все же скорбим о том, как много мы потеряли из-за его преждевременной кончины в тридцать пять лет. Эта душераздирающе изысканная музыка, запечатленная в вечности, остается вне пределов нашей досягаемости.


В 1781 году Моцарт поселился в Вене, где и прожил до конца своих дней.

В.А.Моцарт Увертюра к опере Женитьба Фигаро

Еще с большим мастерством написаны три последующие оперы Свадьба Фигаро, Дон-Жуан и Волшебная флейта.

В.А.Моцарт Дуэт из оперы Волшебная флейта

Мелодичность и красота музыки этих опер, яркая выразительность, правдивость оперных персонажей вызывали неизменный восторг и восхищение. Музыка Моцарта заставляла слушателей вместе с героями опер переживать их чувства. Особенно восторженно была принята опера Дон-Жуан, впервые поставленная в Праге.

В эти годы Моцарт достиг вершины мастерства и в инструментальной музыке. В течение одного лета 1788 года он написал три последние, гениальные по своей музыке симфонии. Больше композитор уже не возвращался к этому жанру.

Не менее значительны достижения Моцарта в области камерной инструментальной музыки. В знак глубокого уважения к музыкальным заслугам своего старшего современника Иозефа Гайдна, Моцарт посвятил ему шесть квартетов. Гайдн был одним из немногих, кто понял и оценил всю глубину таланта Моцарта.

В.А.Моцарт Квартет ре минор, посвященный Й.Гайдну.

Произведения для клавира, сонаты, концерты, которые Моцарт писал в изобилии в этот период, тесно связаны с его исполнительской деятельностью. В первые годы жизни в Вене он часто принимал участие в концертах, устраивал свои собственные академии концерты.

Его называли первым виртуозом своего времени. Игра Моцарта отличалась большой проникновенностью, одухотворенностью и тонкостью. Особенно поражал современников его талант импровизатора.

В.А.Моцарт Фантазия ре-минор для фортепиано

Счастливо в основном сложилась и семейная жизнь Моцарта. Его женой стала Констанца Вебер. Мягкого, веселого характера, она была музыкальным и чутким человеком. Яркая, интересная, полная творческих достижений жизнь композитора имела и другую сторону. Это материальная необеспеченность, смерть детей во время эпидемии, нужда.

С годами интерес публики к выступлениям Моцарта снизился, издание произведений оплачивалось скудно, а его оперы быстро сходили со сцены. Придворная знать искала в музыке легкой и поверхностной развлекательности, которая бы приятно ласкала слух, а произведения Моцарта были, по их мнению, слишком серьезны и глубоки. При дворе императора он числился как сочинитель танцевальной музыки, за что получал мизерную плату. Лучшего применения таланту Моцарта найти не смогли.

Чрезмерно насыщенная творческая и исполнительская деятельность и вместе с тем лишения и невзгоды быстро подтачивали силы композитора. Он впадал все в большую нужду.

Последним произведением Моцарта был Реквием (reguiem-покой) — хоровое произведение траурного характера, исполнявшееся в церкви в память умершего.

Таинственные обстоятельства заказа сочинения сильно поразили воображение уже больного в то время композитора. Незнакомый ему человек, одетый в черное, заказавший Реквием, не захотел назвать своего имени. Впоследствии выяснилось, что это был слуга знатного вельможи, графа Вальзега. Граф хотел исполнить Реквием по случаю смерти своей жены, выдав его за собственное сочинение. Моцарт всего этого не знал. Ему казалось, что музыку он пишет на свою кончину.

В.А.Моцарт Лакримоза (Слезная) из Реквиема

Реквием Моцарта далеко выходит за рамки строгого церковного произведения. В величественной и трогательной музыке композитор передал глубокое чувство любви к людям. Реквием написан для квартета солистов (сопрано, альт, тенор, бас), смешанного хора и оркестра с органом. Уже давно Реквием стал одним из всемирно известных концертных произведений.

Последний период жизни и творчества Моцарта


Создание Реквиема отняло у Моцарта последние силы. Он уже не мог присутствовать на представлении своей последней оперы Волшебная флейта, которая с блестящим успехом исполнялась в то время в Вене. С часами в руках он мысленно следил за развитием действия. Директор театра Шиканедер, по просьбе которого больной композитор написал эту оперу, делал немалые денежные сборы. Но о Моцарте он забыл.

Последний период жизни и творчества Моцарта


Вольфганг Амадей Моцарт был похоронен в общей могиле для бедняков. Так печально закончилась жизнь великого австрийского композитора.

Читайте также: