Культура народа коми кратко

Обновлено: 04.07.2024

У Коми народа довольно самобытная, интереснейшая культура. Это уникальный по своей сущности народ, ведущий традиционный образ жизни и в наши дни.

С давних времен наибольшее распространение у коми народа получили ремесла, связанные с обработкой дерева. В деревнях невозможно было найти крестьянина, не умевшего изготовить из этого материала какой-либо бытовой предмет.

Еще одним традиционным занятием было гончарство. Изготовлением посуды для дома в основном занимались женщины. Гончарный круг при этом практически не использовался. Появился он в коми еще в XV веке, однако большого распространения так и не получил. Посуду изготавливали древнейшим ленточно-жгутовым способом. Обжигали вылепленные заготовки в русской печи.

Стоит отметить, что традиции – это не только обряды (о них мы поговорим позже). Культом может выступать и еда, и земледелие, и животноводство. Все это – характерные черты народа. И именно их хотелось бы обсудить.

Основной едой крестьян была каша. Как и сейчас, во многих семьях по утрам это блюдо выступало традиционным.

На первое хозяйки отдавали предпочтения приготовлению супов, разного рода похлебки, не забывая мясо. В жаркое время в приоритете были жидкие блюда.

Рыбное меню у коми народа пользовалось большим спросом.
Рыбу варили, жарили, солили, пекли с ней пироги. У северных народов на столе часто можно было видеть жаркое из дичи. Большое распространение с XIX века получил картофель. Очень популярной у коми была выпечка, для которой использовалась в основном ячменная и ржаная мука. Круглый хлеб подавался на стол ежедневно. По праздникам хозяйки выпекали сочни, калачи, пирожки, оладьи. Очень популярными были также блины из ячменной муки.

Наиболее распространенной зерновой культурой у коми народа был ячмень. До XI века землю обрабатывали вручную. Век спустя пахать и боронить начали с использованием тягловой силы скота. Пахотой у коми занимались, в основном, мужчины. Боронить же заставляли, как и северорусские народы, чаще всего подростков. Жали ячмень в начале августа. Эта работа считалась женской. Зачастую из-за ранних заморозков хлеб убирали еще зеленым.

СКОТОВОДСТВО

В бассейне реки Вычегда скот начали разводить в I тысячелетии нашей эры. Разводили коми в древности, в основном, крупный рогатый скот. В домашних хозяйствах держали овец и лошадей. Получаемые шерсть, молоко и мясо не продавали, а оставляли себе.

А теперь поговорим о традиционных обрядах.

Исследователи разделяют обряды коми на три основных группы. Это обычаи, связанные с рождением ребёнка, свадебные традиции и погребально-поминальные ритуалы. Как видите, в таком цикле отражена вся жизнь человека, где выделены главные её этапы.

Семейные традиции развивались активно. Например, свадьбы считалась целым обрядом. Коми – православный народ, поэтому основной элемент брачного торжества у них – венчание.

Тем не менее, в комплексе свадебных церемоний, ориентированном на получение социального и религиозного разрешения на заключения союза, были и элементы, отличные от русской традиции и характерные только для коми народа. Привязки к конкретному сезону не было, не венчались только во время поста, но всё же в брак предпочитали вступать зимой: это время было свободным от полевых работ, а значит, способствовало продолжительному веселью. Перед бракосочетанием жениху и невесте стоило изучить свою родословную: в условиях тесной общины они вполне могли оказаться родственниками, а кровосмесительные браки были табуированы при родстве до шестого колена. Несмотря на то, что браки по расчёту в прошлые времена считались повсеместной практикой, союзы по большой любви также не были редкостью.

Единого образца коми свадьбы не было: каждая отдельная община привносила в обряд что-то своё. Однако основные элементы соблюдались обязательно: подготовка к свадьбе, собственно, само торжество и следующие за ним обряды. В ходе подготовки родители жениха приходили свататься к родственникам невесты, затем совершалось рукобитье, после которого девушка прощалась с родителями перед уходом из родного дома.


Культура и традиции

Народное изобразительное искусство: живые вещи

До начала ХХ века в каждой крестьянской семье женщины занимались узорным ткачеством, вязанием и вышивкой. И хотя они никогда не рассматривали свои изделия как художественные произведения, изготовленные ими одежда, скатерти, полотенца, варежки были по-настоящему красивы.

Рукодельница.

Фото Евгении Козмодемьяновой

Особенно красивы вязаные вещи, изготовленные коми мастерицами: чулки, перчатки, шарфы, варежки, кушаки. Они богато украшены орнаментальными узорами, которые различались по районам, по принадлежности к определённому полу и возрасту. Материалом служит овечья шерсть, которую женщины сами прядут и красят. Вязаные изделия обязательно входили в состав мужского и женского костюма, служили они и свадебными подарками, которыми молодая одаривала новую родню.

Вязаную одежду без узоров носили очень редко, и этому есть свои причины. В глубокой древности орнаментальные узоры не просто украшали вещи, но имели мифологические смыслы, в наши дни во многом уже утерянные. Считалось, что именно узор даёт вещи жизнь, без него вещь будто бы и не существует. Узор оживляет вещь, поэтому живая вещь не только спасает человека от холода, но и оберегает от злых духов. А его чисто бытовое значение в том, что вязка из нескольких цветных нитей делала узорчатую одежду толще, а значит, и теплее.

Резными полотенцами иногда украшались и наличники окон избы. На Вашке и Мезени фронтоны домов нередко расписывались. Это могли быть симметричные рисунки, изображавшие двух стоящих на задних лапах львов, геометрические узоры, в сороковые–пятидесятые годы ХХ века на фронтонах изображали советскую символику в виде красных звёзд, серпов и молотов.

Внутреннее убранство дома: красный угол, полати, врезные полки, двери, голбец – украшались несложной резьбой или росписью. Деревянные шкафы, диваны, кровати, лавки, столы изготавливались самим хозяином или местными мастерами. Эти вещи также украшались традиционной резьбой или росписью.

В коми избах и ныне можно увидеть боль шие деревянные чаши в виде утки или лебедя, ковши, вырезанные из капа и оформленные в виде головки и хвоста птицы. До недавнего времени почти в каждом доме держали на столе деревянную солонку в форме утки, на крышке которой вырезались утята. Такие утки-солонки в прошлом были обязательным элементом свадебного приданого невесты. Невеста приносила в новый дом утку-солонку, вырезанную её отцом, как символ будущего семейного счастья. Образ утки неслучаен в прикладном искусстве коми, он известен по археологическим находкам средневековья, а также и по легендам коми о сотворении мира.

Фото Владислава Грасса

Фото Владислава Грасса

Искусство резьбы по дереву применялось и для украшения бытовых предметов и орудий труда. Среди традиционных узоров на резных деталях ткацкого стана особенно интересны украшения в виде солярных знаков – зубчатых колёс с лучами. Резьбой покрывались деревянные шкатулки, пеналы, веретёна, коробочки для иголок. Берестяные туески, коробы, солонки украшались прорезным и тиснёным орнаментом.

Росписью украшали берестяную посуду, изображая на ней цветы. Роспись в виде цветов, веток, а также коней и птиц встречается на прялках. Отличалась оригинальностью роспись на вычегодских прялках: ножка украшалась резным орнаментом, а вся поверхность покрывалась синим киноварным фоном, на который наносился орнамент в виде концентрических кругов, розеток, спиралей и зигзагов.

Что касается живописного оформления интерьера и мебели коми избы, то здесь преобладали растительные мотивы (цветы, листья), в то время как на посуде и орудиях ткачества – геометрические. Растительные мотивы использовались и для украшения сундуков, коробов. Расписные изделия коми отличались яркостью рисунка и сочностью красок, однако уже в начале ХХ века постепенно вытеснялись из обихода. Резьба по дереву и поныне сохраняется среди сельского населения Коми края.

Дом в Эжолты

Коми изба в д. Эжолты Усть-Вымского района. Фото Анатолия Перетягина

Коми изба, керка – это срубная постройка, объединяющая в единое целое жилые помещения и хозяйственные постройки: дом–двор. Крытый двор примыкал к жилому дому и отделялся от него сенями, на нижнем ярусе двора размещался хлев для скота, на верхний ярус завозили через специальное крыльцо-взвоз сено для животных.

Дом строился из сосны, но нижние венцы предпочитали делать из лиственницы, меньше поддающейся гниению. Поднимали дом высоко, до двадцати одного венца, подполье достигало двух метров, и окна деревенского дома находились на уровне человеческого роста или выше.

Учёные выделяют два типа изб, распространённых у коми: сысольский и вымский.

Вымский тип был распространён на Выми, Нижней Вычегде, Удоре. В нём жилая часть и двор имеют одну кровлю. Жилая часть также состоит из двух изб,но русская печь – в углу у двери и повёрнута устьем к окнам боковой стены.

Народный костюм: и коты, и сороки

Народный костюм коми, сходный с одеждой северных русских, имеет ряд локальных вариантов или комплексов - ижемский, печорский, удорский, вычегодский, сысольский и прилузский. И если мужской единообразен на всей территории, за исключением зимней одежды коми-ижемцев, то женский имеет существенные различия – в технике кроя, тканях, орнаменте.

У женщин бытовал сарафанный комплекс. Он состоял из рубахи (дöрöм) и косоклинного или прямого сарафана (сарапан, кунтэй), головного убора, фартука и узорных чулок. Верх рубахи (сос) — из пестряди (цветной клетчатой ткани), кумача, низ (мыг) — из белого холста. Украшением рубахи служили вставки из ткани другого цвета или вышитый узор (пельпона кoрoма) на плечах, цветная кайма по вороту и оборки на рукавах. Поверх сарафана обязательно надевался передник (водздöра). Сарафан подпоясывался тканым и плетеным узорным поясом (вöнь). Верхней женской рабочей одеждой являлись дубник или шабур (домотканная одежда из холста), а зимой – шуба из овчины. В праздничные дни надевали наряды из лучших тканей (тонкого холста и сукна, шелковых покупных тканей), а в будни носили одежду из более грубых домотканых материалов. Покупные ткани стали распространяться со второй половины ХIX века.

Головные уборы девушек и замужних женщин различались. Девушки носили повязки (лента), обручи с лентами (головедец), платки, шали, замужние женщины - мягкие уборы (руска, сорока) и твердые сборники (сборник), кокошники (юртыр, треюк, ошувка). Свадебным головным убором служил юрной (очелье без дна на твердой основе, обтянутое красным сукном). После свадьбы женщины носили кокошник, сороку, сборник, а в старости повязывали голову темным платком.

Мужская одежда – это длинная, почти до колен, холщовая рубаха на выпуск, подвязанная тканым или плетенным поясом, холщовые штаны (гач). Рубахи-косоворотки, которые вошли в моду в начале XX века, были значительно короче – до 70 сантиметров.

Охотники коми во время промысла использовали плечевую накидку (лузан, лаз) – прямоугольный кусок домотканного сукна, с нашитой сверху кожей и отверстием для головы посередине. Спереди он длиной до талии, а сзади ниже пояса к нему прикреплён мешок-карман отверстием для убитой дичи. Лузан подпоясывается кожаным ремнём с охотничьим ножом. Топор подвешивается в особую кожаную петлю на спине. Эта очень удобная и практичная одежда в условиях тайги распространилась на соседние территории и до сих пор бытует у русских Архангельской области, Сибири, лесорубов Карелии.

Традиционную одежду (паськöм) и обувь (кöмкот) изготовляли из холста (дöра), сукна (ной), шерсти (вурун), меха (ку) и кожи (кучик)

Узор из ритмично повторяющихся изобразительных мотивов – наиболее распространённая и характерная форма декора у самых разных народов, в том числе и у коми. Орнаментом украшали постройки, орудия труда, мебель, посуду и утварь, одежду; он выполнялся в технике ткачества, вязания, росписи по дереву, набойки, тиснения по бересте, коже, резьбы по дереве, кости

Наиболее распространённым в народном искусстве коми является геометрический орнамент, который состоит из различных сочетаний точек, квадратов, прямоугольников, ромбов, крестиков, треугольников, диагональных линий.

Народные музыкальные инструменты: лесные флейты и небесные скрипки

Коми народная музыка берёт начало в те давние времена (I век до н. э. – VIII век н. э.), когда предки коми и удмуртов составляли одну древнепермскую общность. Об этом говорит сходство некоторых мелодических оборотов в фольклорных песнях, причитаниях, а также родство названий, обозначающих музыкальные духовые инструменты класса флейт. Наверное, это простейшие виды музыкальных инструментов: ведь для того, чтобы создать такую флейту-дудку, нужно было срезать стебель дудника – на коми гум – так, чтобы трубка получилась закрытой, и прорезать небольшую продольную щель. От дудки каля пoлян (буквально чайка-дудка), которую и ныне делают деревенские дети, путь ведёт к берестяному рожку.

Более сложными являются так называемые трёхствольные флейты куима чипсан (трёхствольный свисток), на которых играют сегодня чипсанистки из села Чёрныш Прилузского района. Ещё сложнее дудки пoлянъяс, разновидности многоствольных флейт. Число дудок в комплекте такого инструмента было от четырёх до двенадцати, они так и назывались – квайта или oкмыса пoлян, шести- или девятиствольная дудка-флейта. На чипсанах и пoлянах играли женщины и девушки во время отдыха, сенокоса, по пути на луга или в лес по грибы-ягоды, а зимой – на деревенских посиделках.

Разновидностей духовых инструментов много: это и сьoла чипсан – рябчиковый свисток, – который охотник делал из елового сучка или птичьего пера, чтобы приманить рябчика, это и бадь пу чипсан – ивовый свисток – флейта, которую изготавливали весной из ветки ивы, это и различные гум пoлян – флейты из дудника. Более сложными были бадь пу пoлян, ивовая дудка – дудка из ствола ивы с двумя–четырьмя игровыми отверстиями, а также различные сюмoд буксаны и сьюмoд пoляны – берестяные рожки и дудки.

Изобретение сигудка – трёхструнного инструмента типа скрипки – народ приписывает самому небесному богу Ену. Рассказывают, что в незапамятные времена Ен придумал сигудэк, но вот извлекать звук у него не получалось. Тогда обратился он к Лешему, и тот научил небесного брата натирать смычок смолой ели. Вот так и родился неподражаемый звук сигудка. А если отвлечься от легенды, то сигудэк – действительно древний инструмент. Археологи нашли фрагмент подобно инструмента на раскопках в Новгороде и датировали его Х веком н. э. В наборе современных русских народных инструментов его нет, но вот у коми он сохранился. Сигудэк был самым значительным инструментом в музыкальном обиходе коми. На нём играли дома и в лесной избушке охотника-промысловика, под него исполнялись песни и плясовые наигрыши.

Были у коми и другие струнные инструменты, такие, как, к примеру, известная всем балалайка. Самодельные балалайки были похожи на старинные русские – с плоскодонным треугольным корпусом. Прославленным мастером-балалаечником был уроженец села Выльгорт Сыктывдинского района Семён Налимов (1857–1916), изготовивший эти инструменты для Василия Андреева, организатора Великорусского оркестра народных инструментов.

Струнный инструмент брунган имел мощное звучание, напоминающее звон больших церковных колоколов. Делали его просто: на боковую стенку голбца – деревянной пристройке к русской печи – прибивали толстые проволочные или жильные струны, а играли, ударяя по струнам молоточком.

В музыкальном обиходе коми был и целый набор барабанов. Самый известный, пастушеский пу барабан – деревянный барабан, – деревянная подвеска-дощечка, по которой ударяли двумя палочками. Колотушкой тотшкoдчан подавали сигнал-сбор артельных людей. Трещоткой сярган отгоняли, к примеру, лошадей, забравшихся на чужие посевы. Бубенчики-погремушки торган выполняли магическую функцию – отпугивали от пасущихся домашних животных злых духов и хищников.

Современное население Коми около 350 тысяч человек проживает в Республике Коми и в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском округах, в Омской, Свердловской, Архангельской, Тюменской и Мурманской областях. Прямые этнические родственники коми – это удмурты и пермяки. Национальный язык относится к финно-угорской группе.

Народ Коми

Зырянский край, Пермь Вычегодская – так в разные вехи истории называли эти территории. В глубокой древности предки коми заселили Вычегодский бассейн. Коми общались и с другими племенами, поэтому на формирование культуры оказали влияние более древние племена. Древние марийцы, вепсы и восточные славяне – предки народов коми. Сближение с укладом и образом жизни соседских славянских племен отражается в сходстве орудий труда, керамических изделий, украшений, найденных учеными. Торговые отношения связывали племена коми с новгородцами, с Суздальским и Ростовским княжествами. Территория, расположенная между реками Вычегда и Вымь, вошла в состав Московского княжества. В новой истории для Коми важным стал 1921 год, когда была образована Автономная область Коми. С 1992 года введено наименование Республика Коми.

Среди этнографических групп коми выделяют вымичей, печорцев, сысольцев, верхневычегодцев, ижемцев, удорцев, прилузцев. Вероисповедание нации — в основном православие, но встречаются также старообрядцы.

Уклад жизни северян

Кухня коми

Кулинарных изысков в традиционных рецептах этого народа вы вряд ли найдете. Основная задача хозяйки – это быстро и сытно накормить семью. Горячая похлебка утолит голод и согреет в стужу. Супы пользуются особой популярностью. На местном наречии они называются шыд. В первое блюда добавляют для сытости крупы: перловку, пшенку. На столе часто бывает рыба. Что только с ней не делают: и варят, и солят, и вялят, и даже запекают в хлебе.Для утоления жажды готовят ырош, что означает хлебный квас. Здесь можно отведать местного пива – сур – и попробовать березовый сок.

Традиции народа Коми

Многие народы России не перестают удивлять нас своими самобытными обычаями и культурой. Таким примером являются и северные племена коми или коми-пермяков, что сегодня проживают в Республике Коми. Когда-то их родина называлась Пермью Вычегодской.

Издавна населяя богатые леса, коми сформировали собственную культуру и ремёсла, в основе которых было единство с природой. Многие деревянные предметы быта и украшения коми стали произведениями народного искусства, однако мне хотелось бы остановиться на необыкновенных традициях этого народа. Другим жителям России они нередко кажутся удивительными и необычными.

От рождения до смерти

Исследователи разделяют обряды коми на три основных группы. Это обычаи, связанные с рождением ребёнка, свадебные традиции и погребально-поминальные ритуалы. Как видите, в таком цикле отражена вся жизнь человека, где выделены главные её этапы.

Брак – дело серьёзное

Свадьба издавна считалась у коми священным ритуалом, к которому важно было тщательно подготовиться. Как и всякий немногочисленный народ, коми считали плодовитость основой счастливой семьи. Детей должно быть много, а чтобы такое пожелание свершилось, проводили ряд действий.

Символом плодородия и богатства считалась овца, а потому жених и невеста во время торжества восседали на овечьей шкуре. Перед венчанием невеста обязательно сажала себе на колени соседского ребёнка – так она просила высшие силы послать ей много здоровых детей.

Хочу отметить тщательность, с которой коми подходили к заключению брака. По традиции после сватовства представители каждой из сторон старались выяснить, не было ли в роду, с которым им предстояло породниться, душевнобольных или умственно отсталых. Всё это делалось ради здоровья новых поколений, а значит, ради будущего.

Группа селян коми-зырян, начало XX века

Группа селян коми-зырян, начало XX века

Два разных мира

Похоронные обряды коми, на мой взгляд, в большинстве своём были заимствованы у русских, с которыми коми роднит и территория проживания, и общая история. В доме умершего завешивались все окна и зеркала, любые предметы с отражающей поверхностью. Особенную роль во время похорон играли ветви сосны или ели. Деревья эти считались посредниками между двумя мирами, а потому и гробы, и венки делались чаще всего именно из них.

Не меньше меня удивило и другое: оказывается, коми называют Бога и дьявола совсем не так, как мы. Помня о вере предков, бога-создателя коми именуют Ене, а его противоположность, тёмного демона – Куле. В этом народе и поныне живут мифы о противостоянии двух божеств, одно из которых стремилось созидать, другое – разрушать.

Веселье перед сенокосом

В трудах М.М.Громыко, П.А.Сорокина рассказывается о традиционных праздниках коми. Как отмечают эти учёные, многие обычаи коми окончательно сформировались к XIX веку, а среди них стоит выделить сельскохозяйственные обряды.

Увы, сейчас многие их них ушли в прошлое, однако некоторые праздники всё ещё живы. Одним из таких является Речкей, что ежегодно проводится в Сыктывдинском районе. Посвящён праздник началу сенокоса, а во время его проведения участники показывают каждый этап сложных полевых работ. Косари готовятся к выходу в поле, обвязывая себя травяными поясами и произнося различные заговоры от боли в руках и спине, для крепости духа и тела.

После проведенных обрядов и пира люди отправляются на сенокос, а шествие сопровождается бодрыми песнями и танцами. Мне кажется, Речкей – не только празднество, но и превосходный вариант моральной подготовки к тяжёлому труду. Согласитесь, начинать многодневный сенокос гораздо веселее в такой атмосфере единства, радости и поддержки.

Коми-зыряне

Коми-зыряне

Коми в полной мере осознают, насколько ценны их обычаи и культурное наследие, полученное от предков. Именно поэтому сегодня в их республике активно действуют организации, кружки народных ремёсел и фольклора, целью которых является сохранение многовековых традиций своей родины. Приятно замечать всё больше молодёжи в рядах борцов за сохранение культуры коми, ведь это значит, что такие интересные и самобытные обряды и традиции никогда не будут забыты.

Читайте также: