Военная деспотия древнего мира кратко

Обновлено: 03.07.2024

Военная деспотия - это когда власть в государстве принадлежит одному человеку, который управляет страной по своему усмотрению, не считаясь с законами. Опорой своей власти деспот рассматривает армию и полицейские структуры. Управление ведется в интересах силовых структур, в особенности командного состава данных структур. Жизнь государства подчинена интересам военных. Зачастую военная деспотия делает из всей страны один большой военный лагерь. Народные выступления и бунты жестко караются. Сам деспот принадлежит к армии.

С наступлением железного века - появлением первых орудий из железа - производительность труда земледельцев возросла. Стало возможно распахивать земли, которые раньше не поддавались обработке, а использовались как пастбища. Земледельцы начали теснить coceдние пастушеские племена. Расширяющиеся земледельческие территории необходимо было охранять от набегов кочевников, что требовало создания новых государств. В отличие от первых царств древности их функции не были связаны с организацией орошения земли. С этой задачей, благодаря более совершенным орудиям труда, сельские общины уже справлялись.

Новые гoсударственные образования представляли собой вoeнные деспотии, Они обеспечивали земледельческим общинам, peмecленникам и торговцам городов защиту от внешних вpaгoв. Собираемые налоги шли на содержание армии, аппарата управления, придворной знати. Чем больше земель контролировала военная дecпотия, тем большие средства оказывались в распоряжении ее повелителей. Это стимулировало постоянную экспансию. Войны во имя расширения территории велись непрерывно.

Возникавшие империи были непрочными, опирались лишь на военную силу. Хозяйственная, религиозная разнородность входящих в них земель, стремление местной знати к самостоятельности при cepьезных военных поражен иях приводили к их распаду. Центрами первых военных деспотий стали государства, образовавшиеся в Малой Азии, на Иранском Haгopьe (держава хеттов, Acсирия, Урарту). Между ними развернулась борьба за контроль над плодородными землями Месопотамии. В XIV-XIII вв, до н.э. наибольших успехов добились хетты, небезуспешно воевавшие с египтянами. Затем на роль первой военной деспотии выдвинулась Accирuя. Она еще с XIX века до н.э. соперничала с Вавилоном за господство над плодородными землями Междуречья. В Х - VII вв, до н.э. Ассирия распространила свою власть на всю Малую Азию, покорила не только Вавилон, но и Финикию, Дамасское царство, Иудейское и Израильское царства в Палестине, Египет, земли хеттов, персидских и мидийских племен.

В VII веке до н.э. союз мидийских племен отказался подчиняться Ассирии и начал против нее войну. Ослаблением Ассирии воспользовался Вавилон, захвативший большую часть ее владений.

Персидская империя оказалась непрочной: после поражения в войне с гoродами-государствами Греции, в IV веке до н.э." она pухнула под ударами войск Македонии.

Восточная деспотия – основная черта, которая характеризует государственный многих государств Востока. Этот термин означает неограниченную власть одного главы государства. Причина, по которой образовалась восточная деспотия, заключается в том, что в древних странах достаточно долго сохранялась поземельная община и частная собственность на землю длительное время не получала развития. Таким образом, сельская община стала основой данного государственного уклада.

Кроме того, возникновению данного строя содействовали традиционные правила, которые не могли нарушить деревенские общины. Так, например, в Египте значение деспотической власти было подкреплено необходимостью создавать ирригационные сооружения, без которых было невозможно заниматься земледелием.

В случае если жители отказались бы от такого политического строя, государственные власти могли разрушить важные элементы платин, и население осталось бы без воды, а, следовательно, началась бы массовая гибель. Кроме того, восточная деспотия опиралась на божественное достоинство своих правителей. Например, В Египте, фараон полностью контролировал законодательную, военную и судебную власть.

Никто не мог воспротивиться его решению, т.к. считалось, что он посредник между людьми и богами. В Древнешумерском государстве также глава был высшей силой. Его признавали жрецом, поэтому его приказы исполнялись беспрекословно. В Индии деспотия характеризовалась как полный произвол правящего монарха. Однако здесь правитель не был жрецом. Вся его власть опиралась на учение брахманов.

1) Преобладание государства над обществом в абсолютной степени. Государство считается наивысшей силой, которая стоит над человеком. Оно регулирует все сферы деятельности и отношения людей не только в обществе, но и в семье. Глава государства формирует вкусы, общественные идеалы, может в любой момент назначить и сместить чиновников, бесконтролен, осуществляет командование армией.

2) Политика принуждения. Основная задача, которая стояла перед государством – нагнетание страха на каждого жителя. Подопечные должны трепетать и веровать в то, что правитель страны – это не тиран, а защитник народа, царящий на каждой ступени власти, карающий произвол и зло.

3) Государственная собственность на землю. Вся она принадлежала лишь государству, ни одно частное лицо не имело свободы в хозяйственном плане.

4) Социально-иерархическая структура. Она напоминает пирамиду. На ее вершине находился правитель, затем государственная бюрократия, земледельцы-общинники и низшая ступень принадлежала зависимым людям.

5) Каждая цивилизация Древнего Востока имела организованный аппарат власти. Он состоял из трех ведомств: финансового, публичного, а также военного. Перед каждым была поставленная определенная задача. Финансовое ведомство изыскивало средства для содержания управленческого аппарата и армии, публичное занималось строительными работами, созданием дорог, военное – поставкой иностранцев-рабов.

Стоит отметить, что деспотия имела не только отрицательный характер. Государство даже при таком строе давало некоторые гарантии населению, хотя и не в равной мере. Законы контролировали отношения между населением, возлагали наказания за поступки. Таким образом, начало формироваться цивилизованное общество современного типа.

Д еспотия в переводе с греческого означает неограниченную власть. Сегодня под деспотией мы понимаем определенную форму государства, при которой вся власть сосредоточена в руках одного правилетя-властителя, как правило, наследственного монарха, который правит государством по средствам военно-бюрократического аппарата.

Такая форма управления как деспотия была характерна для Древнего Востока, например, для Древнего Египта, Ирана, Индии, Китая.

Деспотическая форма правления

Кстати, отсюда и понятие – восточная деспотия.

Характерные черты деспотической формы власти

  • полный произвол власти;
  • абсолютное бесправие народа.

Основные положения деспотического государства

  • Воля тирана – закон;
  • Личность тирана божественна;
  • Монарх – верховный собственник земли;
  • Власть деспота неограниченна.

Причины появления деспотов

Деспотия

Историки отмечают, что основная причина появления безграничной деспотии заключается в длительном сохранении общинного уклада. Напомним, что при общинном строе все члены сообщества обрабатывают землю сообща или передают наделы во временное пользование семьям. При таком укладе еще нет частной собственности, поэтому государственная власть обычно предстает в такой форме как деспотия.

Представьте себе небольшую группу людей (общину), где все вместе обрабатывают землю для дальнейшего сбора урожая, чтобы самим же и прокормиться. У власти стоит племенной вождь, который и управляет всей этой общиной, принимает важные решения, раздает приказы, кому чем заниматься. Постепенно община разрастается, превращается в поселение, город, государство, а власть так и осталась в руках одного племенного вождя с кучкой ближайших родственников, которые могут давать советы. Но при этом номинально вся власть все равно сосредоточена в руках одного человека – так начинается деспотия.

despotiya-3

Именно этот поздний первобытнообщинный строй с длительным сохранением общих правил для всех и с одним главарем порождает форму власти, известную как деспотия. А учитывая абсолютную власть монарха и его обожествление, мало кто сопротивлялся тому, что во главе будут наследники тирана.

Классический пример тирании – Древний Египет. У власти фараон, сын Ра (бог Солнца). В его руках сосредотачивалась законодательная, судебная, исполнительная и военная власть. Народ был полностью зависим от своего монарха.

Деспотия прослеживалась в Вавилонии, Ассирии, в Персидской державе, Древней Индии, Китае, Иране и во многих других. В каждом отдельном государстве были свои особенности, например, иногда деспот не обожествлялся.

Тирания в действии

Верховный правитель через посредников:

  • Организовывал общественные работы;
  • Взимал налоги;
  • Строил ирригационные сооружения – дополнительный полив земель (необходимо для эффективного земледелия);
  • Обеспечивал защиту от внешних врагов;
  • Захватывал земли внешних врагов.

Все это требовало формирования ведомств: ведомство военных дел, внутренних дел и публичных работ и за их счет деспотия могла функционировать.

despotiya-4

Законов как таковых не было, верховный правитель применял политику запугивания. А эффективным орудием в этом был божественный культ. Жрецы стали настолько могущественными, что даже вершили правосудие, но все равно деспотия не давала им слишком много власти.

Права человека при тирании

1. Сохранение общинного строя

Первобытно общинный строй не сдавал своих позиций, а это значит, что о частной собственности еще даже речи быть не могло, все члены семьи были коллективно ответственны и преступления одного ложились на плечи всех членов общины.

2. Закрепление социального неравенства

Приближенные по роду к монарху еще имели преимущества, что же касается рабов, вольноотпущенников и других категорий свободных людей, их права ущемлялись.

3. Религиозные основы

Право было тесно связано с моральной ответственностью и религиозными канонами. Например, в честь празднований определенного бога запрещалось чинить беспорядки на улицах. Любое правонарушение одновременно являлось и нарушением канонов религии.

despotiya-5

4. Устные нормы морали

Даже, когда государство использовало письменные источники, право все равно оставалось устным и передавалось как обычаи из поколения в поколение.

5. Закрепление распространенных случаев

В юридической практике деспотом прописывались конкретные случаи, а уже от них отталкивались для трактовки правосудия в других случаях.

6. Формализм права

Правовые нормы очень долго оставались в зачаточном состоянии.

Развитие Восточных стран с деспотической формой правления было замедленно за счет:

  • Чрезмерной централизации управления;
  • Архаизма правовых норм;
  • Бесправия народа;
  • Стагнации общественных отношений.

Нельзя сказать, что деспотическая форма правления была результатом алчности одних и глупости других. Формирование такой формы власти обуславливалось и географическими факторами. В частности, земледелие на Востоке было достаточно сложным занятием, требовалось создание запасов на случай различных стихийных бедствий, неурожая; нужно было жесткое управление для объединения общин.

Но с другой стороны деспотия так замедлила развитие стран, что на арену внешнего мира вышла западная цивилизация и заменила на этом поприще восточную.

Черты восточной деспотии в развитии древних государств

Через деспотию, как форму государственного правления, в своем развитии прошли, можно сказать без преувеличения, все государства Древнего Востока. Это Вавилон – государство, расположенное в долинах рек Тигр и Евфрат, Китай, Индия, Индия, Урарту, древний Иран (Персия).

Признаки, отличающие восточную деспотию:

• Наследственность власти, монархия.

• Неограниченность власти, правитель сосредоточивает в своих руках все функции и полномочия, в том числе законодательные, исполнительные, судебные, военные.

• Сплочение государства вокруг центра.

• Чрезмерное количество чиновников, раздутый административный аппарат.

• Земельная собственность принадлежит и контролируется правителем.

• Обоготворение правителя, в его руках сосредоточивается религиозная власть.

Феномен возникновения восточной деспотии связан с природно-климатическими условиями, в которых существовали государства Востока. Территории этих стран располагались в засушливых, пустынных или гористых местностях с недостаточным количеством осадков. Земледелие в этих зонах основывалось на искусственном орошении. Засухи, пожары, пыльные бури постоянно угрожали населению этих стран голодом. Поэтому поддержание жизни людей требовало создания постоянных запасов продовольствия и посевных материалов, возведения и поддержания больших ирригационных систем.

Ирригационное земледелие и формирование общественных запасов требовало участия в этом большого количества людей и, соответственно, создавало структуру управленцев, способных организовать и контролировать такие работы. Частные земледельцы или отдельные общины не имели возможности полноценного существования в тех суровых природных условиях. Чтобы выживать, людям приходилось сплачиваться и подчиняться.

Таким образом, жизнь общества в древних государствах Востока была выстроена по принципам коллективизма. Над личными интересами здесь главенствовали общественные задачи и государственные цели. Личность подпадала под жесткий контроль государства, распространявшийся на все проявления человеческой жизнедеятельности: труд, семью, культуру, социальную сферу. Человек лишался права на свободу: духовную, экономическую, политическую, иногда и физическую, а также на проявление индивидуальности.

Фундаментом политического устройства восточных деспотий являлись чиновники, обеспечивавшие функционирование властного аппарата государства. Важную роль играла армия, а также представители религии (жрецы, брахманы). Военно-чиновничий аппарат, подчиненный непосредственно правителю, контролировал экономическое развитие и защиту общин. Таким образом, власть приобретала жесткую централизацию, а общество – четкую иерархическую структуру.

Древневосточная деспотия осуществлялась через несколько основных сфер управления: военную, финансовую и сферу управления общественными работами.

Итак, главными социально-политическими признаками восточной деспотии являлись:

• Концентрация власти, ее сосредоточение в лице единоличного правителя – деспота (монарха, фараона).

• Централизация власти и формирование сложной иерархической структуры общества.

• Бюрократический аппарат, поддерживаемый военными.

• Подчинение общества религии, сакрализация власти и правителя.

• Сохранение общинного строя.

Общинная организация прочно связывала государства Древнего Востока с деспотичной монархией, как единственной формой правления, способной поддерживать существование этих государств в тот период времени. На протяжении сотен лет общины обеспечивали устойчивость деспотического правления за счет пополнения государственной казны налогами и рентой.

Таким образом, восточная деспотия обусловливалась развитием и спецификой общественного устройства того времени. Формат деспотии имел возможность сплотить силы населения для достижения главнейших целей: организации ирригационного земледелия и постройки систем орошения, а также обороны от врагов и ведения захватнических войн. В то же время восточная деспотия препятствовала формированию индивидуальности и становлению свободной личности, что обусловило специфику дальнейшего развития государств Востока.

Читайте также: