Образ сокола в русском фольклоре кратко

Обновлено: 05.07.2024

Так издревле повелось, что сокол несёт в себе образ солнца , символ мужества и воинской доблести , означающий воодушевление, победу, восхождение через все уровни развития. Кроме того, сокол это своеобразный оберег в сражении и походе.

В традиционной культуре древних славян сокол пользовался большим почетом. Он разделял с орлом значительную часть его солнечного символизма, выражал свободу и, таким образом, надежду для пребывающих в оковах, в том числе моральных. А золотой сокол обозначал космическую гармонию.

Образ сокола олицетворяет превосходство, сильное желание, дух, свет. Это символ смелости и отваги, гордости и благородства, благодаря этому является воинской эмблемой, атрибутом охоты.

Со времен появления соколиной охоты ведёт отсчёт и стория любви и покорности к соколу. Изначально такой вид охоты зародился на Востоке, именно там, в Ассирии обнаружено изображение охотника с привязанной птицей на руке. Позднее, соколиная охота распространилась по всей Европе, а в древнюю Русь она пришла в V-VI веках. Почти все русские князья проявляли ловкость и умение во взаимодействии с соколом при охоте. При правлении Ярослава Мудрого соколиная охота была обыденным увлечением. А при Иване Грозном создан Сокольничий приказ.

В славянской культуре сокол символизировал воина, как правило, молодого героя, богатыря и князя, возглавляющего боевую дружину. Часто упоминается этот образ, например, в произведении "Слово о полку Игореве". Трезубец Рюриковичей появился как аллегория пикирующего сокола. Былинный князь Вольга имел способность оборачиваться соколом (отсюда и пошли сказы и рассказы о Финисте ясном соколе). Сокол Рарог – воплощение огненного духа, связанного с культом очага и Богом Сварогом.

(с) Алевтина, композиция "Тайна".

Действительно, много значений придавали древние люди соколиному образу, но самым распространенным и устойчивым все же остается восприятие его как высокородного воина, охраняемого небесной благодатью. Поэтому неслучайно, что и в наши дни целый ряд элитных российских воинских подразделений содержит в наименовании или эмблеме сокола.

ac17de96080ce806df070913b0f59b1e

Сокол, благородная ловчая птица - символ солнца и света, победы и превосходства, защиты и свободы. С бесстрашной хищной птицей часто сравнивали славного воина-единоборца, подразумевая такие eгo качества, как рыцарство, зоркость, храбрость, сила, ловкость, ум, мужественная красота.

Славянская мифология знает двух чудесных Соколов: Рарог – воплощение огненного духа, связанного с культом очага и богом огня Сварогом, отцом солнца. Финист – сокол, в которого оборачивается герой русских былин Волх (Вольга).

В традиционной культуре древних народов Сокол пользовался большим почетом. Он разделял с Орлом значительную часть его солярного символизма, выражал воодушевление и победу, а также свободу и, таким образом, надежду для пребывающих в оковах, в т.ч. моральных. А золотой Сокол обозначал космическую гармонию.

Эмблематика позволяет выявить дополнительные символические нюансы.

Coкол, преследующий зайца (олицетворение похоти) - символ победы духа над низменными страстями. Сокол, напавший на беззащитную цаплю - аллегорический образ кровавого тирана, жecтоко угнетающего простых людей, но хищная птица, несущая сжатую в когтях добычу своему хозяину - эмблема верности и образцового исполнения долга. Сокол, отказавшийся от преследования воробья - символ великодушного воина, пренебрегающего легкой добычей.

На зиму птица молнии и небесного огня "умирает", а с приходом весны вновь возвращается к жизни. Этот мотив отражен в сказке об одном из самых загадочных и обаятельных героев русских сказок Финисте - Ясном Соколе. В имени персонажа явственно слышится отзвук искаженного греческого слова "Феникс" - так, в древнегреческой мифологии называется птица, которая, состарившись, взмывает в солнечную высь, зажигает от молнии свое гнездо и сгорает в том огне сама, чтобы потом возродиться из пепла.

Сокол является больше воинским тотемом. Он присутствует на стягах и гербах славянских племён.

Сокол – светлая птица, которая олицетворяет воинскую доблесть, чистоту намерений, отвагу, честность. Это все те качества, которые так присущи русскому человеку!

Мифология народов мира — у нас вся мифология, магия, история — мифические существа, боги, богини, духи, фейри — герои мифов и легенд. Мифология и мифические существа собраны из самых разных источников. Подробная информация практически о всех персонажах мифологии - о богах (асах и ванах), богинях, демонах, чудовищах, боги Скандинавии и Древней Греции. Правда заключается в том, что таких существ тысячи и мы каждый день встречаемся с ними в обычной жизни.

Сокол в славянской мифологии

Сокол в славянской мифологии — что мы знаем о соколе

Что мы знаем о соколе?

Наверное из-за таких достойных качеств славяне и почитали всегда эту птицу. Тем более, лобовое столкновение на поле боя было их излюбленным методом ведения военных действий. Так, считали наши предки, намного честнее.

Славянский символ сокол

В символе Сокол у древних славян воплощаются настоящее мужество, храбрость, самоотверженность. В качестве оберега его носили воины, чтобы одержать победу над врагом и защитить свои территории. Также символ сокола придавал мощную энергию своему владельцу, воодушевлял перед битвой и настраивал на положительный её исход.

В соколе люди всегда видели силу самого неба. С одной стороны, он воинственен, мужественен. Но, с другой, он благородный, светлый и добрый. Для него честь стоит на первом месте. Он не за жестокость и слепое убийство. Он – за справедливость.

В культуре древних славян сокол предстаёт в двух ипостасях:

Первая из них – Рарог. Он представляет собой огненный дух, который несёт тепло и мощь. Покровительствует ему сам бог Сварог. Рарог, кстати, был связующим звеном между Высшим миром (Правь) и земным (Явь). То есть он внимательно слушал наставления богов на небе, а потом прилетал к людям и рассказывал их. А оберегом, воплощающим Рарога, стал огненный сокол. Считается, что эта птица приходит к своему владельцу со сверкающим оперением и приносит ему защиту от болезней, от врагов. Также огненный сокол ограждает дом от зла, дурного глаза, помогает обрести семейное счастье.

Вторая ипостась сокола – это Финист. Согласно древним писаниям, он всегда ассоциировался с победой на войне, с удачей.

Почему же славянский символ сокола является настолько важным и сильным? Дело в том, что сокол – это дитя самого солнца. Поэтому он и впитал в себя все лучшие его качества: тепло, свет, небывалую силу.

Те люди, кто носит оберег сокола, очень успешны, состоятельны в материальном плане, здоровы, счастливы. Они ценят то, что имеют. Они честны и справедливы. Но сам символ сокола является чисто мужским, поэтому носят его только представители сильного пола. Мужчина, заручившись поддержкой самого сокола, становится уверенным в себе, добивается успехов во всем, может прокормить и защитить свою семью.

Сокол считался мифопоэтическим воплощением небесных стихий. Его боевитость, победоносность, неотразимость в сражениях со змеевидным противником всегда восхищала людей. Также, как и орел, сокол является символом мужественной красоты, отваги, удальства.

Во многом их образы сходны между собой - до того, что в народной поэзии существует даже сокол-орёл, как бы одна двойственная птица:

В славянской мифологии сокол является символом мужской богатырской красоты и отваги, это традиционный образ жениха в свадебном фольклоре. Соколом изображали языческого бога Рарога — духа огня, домашнего очага.

Персонаж русской волшебной сказки, чудесный супруг Финист Ясный Сокол прилетал к своей возлюбленной в образе сокола. Коварные завистливые сестры девушки (в другом варианте сама девушка нарушает условие встречи) вставляют в окно, через которое прилетает сокол, острые ножи. Израненный Финист Ясный Сокол вынужден покинуть героиню сказки, которая отправляется на его поиски за тридевять земель. Ей предстоит истоптать три пары железных сапог, истереть три железных посоха и изгрызть три каменных хлеба, прежде чем чары наложенного заклятья рассеются и она вновь обретет своего милого супруга.

В славянских народных песнях часто проглядывает древнее мифологическое значение сокола. Можно с большой вероятностью утверждать, что в глубочайшей древности эта птица уже стала определенным мифическим образом.

В русских песнях и сказках сокол пользовался большим почетом. Его называли не иначе как "млад — ясен сокол";

"От соколиного глаза никуда не укроешься!" — говорят в народе о зоркости соколиных очей. Отмечалось и то, что эта птица быстра, как свет или молния.

Дружина спит, так Волх не спит: Он обвернется ясным соколом, Полетел он далече на сине море, А бьет он гусей, белых лебедей. А и серым малым уткам спуску нет.

Обернется Волх ясным соколом, Взвился он высоко по поднебесью, Полетел он далече во чисто поле, Полетел ко своей ко дружине хороброй.

Сказочные герои также обращаются в соколов, чтобы мгновенно преодолеть немыслимые расстояния, обрушить внезапный удар на лютого врага, незаметно появиться перед красной девицей.

На зиму птица молнии и небесного огня "умирает", а с приходом весны вновь возвращается к жизни. Этот мотив отражен в сказке об одном из самых загадочных и обаятельных героев русских сказок Финисте-Ясном Соколе. Он просыпается от долгого сна благодаря ласковым словам героини и упавшей на него слезы, снимающих злые чары колдуньи (зимы). В имени персонажа явственно слышится отзвук искаженного греческого слова "Феникс" — так, в древнегреческой мифологии называется птица, которая, состарившись, взмывает в солнечную высь, зажигает от молнии своё гнездо и сгорает в том огне сама, чтобы потом возродиться из пепла.



Сокол считался мифопоэтическим воплощением небесных стихий. Его боевитость, победоносность, неотразимость в сражениях со змеевидным противником всегда восхищала людей. Также, как и орел, сокол является символом мужественной красоты, отваги, удальства.
Во многом их образы сходны между собой - до того, что в народной поэзии существует даже сокол-орел, как бы одна двойственная птица:

Ой пиду я лужком, бережком,

Чи не зостринуся з орлом-соколом.

Соколоньку ясный, ой, ти орле мий,

Чи не плаче, чи не тужить дивчина по мини ?


В славянской мифологии сокол является символом мужской богатырской красоты и отваги, это традиционный образ жениха в свадебном фольклоре. Соколом изображали языческого бога Рарога — духа огня, домашнего очага.


Персонаж русской волшебной сказки, чудесный супруг Финист Ясный Сокол прилетал к своей возлюбленной в образе сокола. Коварные завистливые сестры девушки (в другом варианте сама девушка нарушает условие встречи) вставляют в окно, через которое прилетает сокол, острые ножи. Израненный Финист Ясный Сокол вынужден покинуть героиню сказки, которая отправляется на его поиски за тридевять земель. Ей предстоит истоптать три пары железных сапог, истереть три железных посоха и изгрызть три каменных хлеба, прежде чем чары наложенного заклятья рассеются и она вновь обретет своего милого супруга.




Е.Болдина Сокол.

В славянских народных песнях часто проглядывает древнее мифологическое значение сокола. Можно с большой вероятностью утверждать, что в глубочайшей древности эта птица уже стала определенным мифическим образом.


В русских песнях и сказках сокол пользовался большим почетом. Его называли не иначе как "млад — ясен сокол";

величали этим же именем и красавцев добрых молодцев. Эта птица символизировала образ богатыря.

"От соколиного глаза никуда не укроешься!" — говорят в народе о зоркости соколиных очей. Отмечалось и то, что эта птица быстра, как свет или молния.

Былинный богатырь Волх Всеславьевич при охоте на птиц превращался в быстрого сокола.

Дружина спит, так Волх не спит: Он обвернется*ясным соколом, Полетел он далече на сине море, А бьет он гусей, белых лебедей. А и серым малым уткам спуску нет.

Превращался Волх Всеславьевич в ясного сокола и устремлялся в жестокий набег на царство Индейское.

Обернется Волх ясным соколом, Взвился он высоко по поднебесью, Полетел он далече во чисто поле, Полетел ко своей ко дружине хороброй.


Сказочные герои также обращаются в соколов, чтобы мгновенно преодолеть немыслимые расстояния, обрушить внезапный удар на лютого врага, незаметно появиться перед красной девицей.

На зиму птица молнии и небесного огня "умирает", а с приходом весны вновь возвращается к жизни. Этот мотив отражен в сказке об одном из самых загадочных и обаятельных героев русских сказок Финисте-Ясном Соколе. Он просыпается от долгого сна благодаря ласковым словам героини и упавшей на него слезы, снимающих злые чары колдуньи (зимы). В имени персонажа явственно слышится отзвук искаженного греческого слова "Феникс" — так, в древнегреческой мифологии называется птица, которая, состарившись, взмывает в солнечную высь, зажигает от молнии свое гнездо и сгорает в том огне сама, чтобы потом возродиться из пепла.

Каждая девушка на Руси гордо и ласково называла своего возлюбленного: "Сокол мой ясный!"

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема состоит в том, чтобы всесторонне раскрыть и осознать содержание понятий окружающего мира и значение их в культурной жизни народа. В поле нашего внимания оказалось название птицы сокол.

Актуальным, на наш взгляд, является изучение названия красивой птицы (сокол), распространённой не только на территории Краснодарского края, но и России, как языкового термина, элемента народного творчества и поэтического образа-символа.

Цель работы – выяснить значение понятия сокол в языке, в устном народном творчестве русского народа и современном наполнении, сравнить видение этого образа в России и Европе.

Методы: статистический, описательный, сопоставительный, а также метод семантико-стилистического анализа фактического материала.

Исследовательская часть. Информация, собранная и обработанная исследователем.

1.1 Сокол с точки зрения этимологии;

СОКОЛ, -а; м. 1. Хищная птица с сильным клювом и длинными острыми крыльями, парящая при полёте. 2. Нар.-поэт. О мужчине, юноше, отличающемся удалью, отвагой, красотой. 3. обычно мн.: соколы, -ов. Высок. О советских лётчиках (употреблялось преимущественно в период Великой Отечественной войны 1941 — 1945). [3]

СОКОЛ м. соколиха ж. (сев. и вост. сокол, южн. и зап. сокол) ловчая птица Falko, величиною с большого ястреба; он не берет добычи с земли, весьма редко хватает, а бьет налету. Сокол, бойное орудие разного рода, большой железный лом, или баран, таран, стенобитное орудие, подвешенное на цепях; ручная баба, трамбовка или пест. [4]

1) 1. Хищная птица с сильным клювом и длинными острыми крыльями, парящая во время полета.

2. в знач. нареч. со́колом. народно-поэт. и устар. Быстро. Гордо, смело.

3. народно-поэт. и устар. О мужчине, юноше, отличающемся удалью, отвагой, красотой.

2) Инструмент штукатура в виде деревянного или алюминиевого щитка с ручкой для нанесения и разглаживания раствора. [5]

1.2 Сокол с точки зрения ономастики.
Русский человек относится к птицам, может быть, даже с большим восхищением, чем к каким-либо другим представителям фауны и выражает это в даваемым им наименованиях. На протяжении всей истории славянских народов те или другие птицы всегда присутствовали в жизни человека, играли в ней определенную роль.

Первоначально они служили объектом охоты, источником питания. И, наконец, птицы стали выполнять и эстетическую функцию, птицы приобрели даже знаковое значение в русской культуре и поэзии, образы птиц заняли прочное и значительное место в произведениях устного народного творчества, с птицами связано много народных верований и примет. Поведение птиц ставится в связь с временами года и суток, с жизненными явлениями.

Орнитонимы являются не только терминами, но и используются для метафорического описания черт характера и особенностей поведения людей. Связь орнитонима с другими существительными чаще всего выражает сопоставление птицы и человека. Некоторые видовые наименования птиц достигают такой высокой степени структурно-семантической слитности с антропонимом, что начинают функционировать как имена собственные.

Особенностью семантического поля наименования птиц является наличие эмоций, появляющихся у носителя русского языка эмоции, которые основанные на фоновых знаниях, фольклорных традициях. Например, сокол вызывает положительные эмоции, в то время как орел и коршун – отрицательные.

2. Сокол как художественный образ:

2.1 Сокол в произведениях УНТ и народных промыслах;

Сокол – светлая птица, олицетворяющая воинскую доблесть, чистоту намерений, отвагу, честность. Это все те качества, которые так присущи русскому человеку!

В русских песнях сокол тоже пользовался большим почетом. Его называли не иначе как "млад — ясен сокол"; величали этим же именем и красавцев добрых молодцев.

"От соколиного глаза никуда не укроешься!" — говорит народ о зоркости соколиных очей. Отмечалось и то, что эта птица быстра, как свет или молния.
Каждая девушка на Руси ласково называла своего возлюбленного: "Сокол мой ясный!"
В русском языке, среди множества пословиц и поговорок, можно найти и те, что посвящены благородной и справедливой птице. Вот некоторые из них:

- Сокол выше солнца не летает.
- Соколу лебедь не в диво.
- Сокол на одном месте не сидит, а где птицу видит, туда и летит.
- Знать сокола по полету, а доброго молодца по походке.
- Гол как сокол. [7]

Изучив все пословицы и поговорки, связанные с соколом, орлом, вороном и коршуном, мы сделали вывод, что русский народ, олицетворяя в птице положительные качества, отдает предпочтение соколу, а отрицательные – ворону, часто ассоциирующимся со смертью, трусостью и побежденным врагом.

В творчестве кубанского народа довольно часто встречается образ сокола. Но воина или же просто красивого молодца?

Как видно, в русском фольклоре довольно часто встречается сравнение этих птиц. У них много чего общего, они смелые, отважные и имеют воинскую удачу. Но немаловажная разница также присутствует.

Поменялось ли мнение наших современников по этому поводу?

Проанализировав результаты опроса, мы пришли к выводу, что большинство людей видит сокола, как благородный и светлый образ, орла – как гордого и жестокого молодца, а коршуна – как завистливого и корыстного.

Все-таки тотем сокол приходит к нам, когда мы хотим отметить хорошие качества человека или же, вообще, принять правильное решение текущих дилемм в нашей жизни.

Сокол - солнечная эмблема успеха, победы и восхождения над ситуацией.

2.2 Сокол – солярный символ.

В традиционной культуре сокол пользуется большим почетом. Голубоглазые мастерицы использовали священный знак Сокола в вышивках магического орнамента на деталях одежды в качестве оберега. Древние предания предупреждают, что этот знак в перевернутом виде не теряет своей магической силы, но превращается а символ Волка.

2.3 Сокол в творчестве писателей и поэтов;

О светлом образе сокола повествуется не только в фольклоре. Русские писатели и поэты также воспевали благородность, рвение к свободе этой птицы в своих произведениях.

Дворянин Дитмар фон Айст, служивший герцогу Генриху II Австрийскому в 70-х гг. XII в., и австрийский автор Дер фон Кюренберг, писавший в 1150-1170 годах, затронули в своем творчестве тему сокола, воспев его красоту и рвение к свободе.

2.4 Сокол в современной символике;

На смену Змею, рожденному ползать, шла Птица, рожденная летать. Эта борьба велась в сердцах и умах наших предков, которые поднимались с земли, расправляя свои могучие державные крылья. И Птица победила Змея. Тогда гербом стал Орел, а Сокол взлетел на руку московского всадника, поражающего Змея.

Эта борьба очень хорошо заметна на символическом уровне. Исследователь Р.В. Багдасаров замечает, что даже на родовых гербах Рюриковичей содержалось изображение змеедевы.

«Интересно, – объясняет Багдасаров, – что на собственно московских деньгах великого князя Василия Васильевича того же периода уже не змеедева Ора, а Дева-полуптица Сирин.

Путь возмужания, государственного взросления Руси напоминает полет боевой птицы, поражающей как внешнего, так и внутреннего врага.

Вернемся к символам Рюриковичей. На их знаках сокол изображен пикирующим. Здесь он похож на молнию, которая падает сверху на змеевидного Противника, находящегося под землей.

Подтверждением версии о связи образа птицы и данной династии могут служить найденные археологами предметы эпохи первых Рюриковичей с изображением сокола.

В Древнем Египте сокол означает священный символ Солнца и почитается как царь птиц. Ему посвящались храмы. Убийство сокола считалось тяжким грехом. Многие боги изображаются с телом или головой сокола.

Сокол как символ агрессии встречается гораздо реже. Белый сокол на родовом гербе Анны Болейн (второй жены английского короля Генриха VIII) как будто изображал страстность ее натуры и жажду власти, которые подвигли Генриха VIII на разрыв с католической церковью.

В христианском символизме сокол как дикая птица, промышляющая охотой, означает зло. Прирученный же сокол символизирует обращение язычников в истинную веру.

Существует еще одна дисциплина, отразившаяся в городской и государственной символике. Это геральдика, давно ставшая целым культурным и историческим феноменом, возникшая как атрибут рыцарства и дворянства.

Сокол является естественной негеральдической фигурой, которая получила распространение в международной, региональной, муниципальной и родовой геральдике.

Сокол – традиционный символ бесстрашия, силы, разума, устремлённости в будущее, олицетворяет многих жителей станиц, хуторов, сельских поселений, которые в разные периоды истории страны отдавали свои жизни за Родину.

Конечно, образ сокола, опять же, выбран за свои положительные качества. Геральдическое описание герба Новотитаровского сельского поселения гласит: "В пурпурном поле над тройной горой с золотыми вершинами - золотой сокол с распростертыми крыльями и лапами, держащий в когтях серебряную шашку в ножнах лезвием вниз"[11]. В обосновании символики герба Железного сельского поселения Усть-Лабинского района тоже имеется изображение сокола. Аллегория изображения серебряного сокола указывает на станицу Ахтырскую и её основателей – казаков, которым присущи качества этой птицы.

На гербе Медведовского сельского поселения Тимашевского района изображён парящий сокол. Он не только символ местной фауны, но и свободного казацкого духа.[12]

В 1921 году король Дании Кристиан X учредил орден Исландского сокола, которым награждали "за заслуги перед Исландией и человечеством". Это еще раз подчеркивает значимость образа благородной птицы.

2.5 Ассоциации и сведения;

Сербские соколы — сербская военизированная организация, участвовавшая в гражданской войне в Югославии.

Не стоит упускать важную часть в рассмотрении сокола с разных аспектов – просто часть фауны Земли. Птица, отличавшаяся маневренностью и быстротой, за свои физические качества была использована людьми в своих целях.

В Германии и в Австрии - соколиная охота была любимой забавой аристократов. Соколиная охота являлась особенным развлечением и для многих правителей. Карл Великий, Генрих Фогелер, и Генрих III были заядлыми сокольниками, как и король Фридрих Барбаросса. Охота никогда не была особо добычливой, хотя всегда ценилась за высокие эстетические качества.

3.Заключение:

Как видно из всего, сказанного выше, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Теперь мы уверенно можем сказать, что понятие сокол действительно является истинно народным, проникнутым национальным колоритом и это отражается и в языке, и в народной живописи, и в народной поэзии.

3.2 Направление дальнейших исследований:

4.Список литературы:

1. Константинов В.М., Лебедев КГ., Маловичко Л.В. Птицы в фольклоре. Москва-Ставрополь, 2000. 124 с.

3. Большой толковый словарь русского языка под редакцией С. А. Кузнецова – электронная версия.

4. Даль В.И.. Толковый словарь Даля, 1863-1866 – электронная версия.

5. МАС – Словарь русского языка: в 4 т. Под редакцией А. П. Евгеньевой – электронная версия

7. Электронный сборник русских пословиц и поговорок

8. Захарченко В. Г. Народные песни Кубани: Сборник. – Краснодар: Кн. изд-во, 1987.

14. Из интервью А. И. Гостева

Читайте также: