Культура италии 19 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

В культуре Италии насчитывается очень много достойных и запоминающихся страниц. Обладая большим авторитетом, эта страна на протяжении многих веков влияла на многие культурные течения в Европе. Также нужно отметить, что за свою многовековую историю в Италии родилось огромное количество выдающихся людей.

И сегодня они являются настоящими законодателями моды, притягивая всех своими карнавалами, а классическое итальянское кино до сих пор в почете по всему миру. Отметим и полотна известных итальянских художников, которые во многих музеях привлекают у посетителей особое внимание и интерес.

Если говорить про итальянский театр, то он также имеет свою многовековую историю и в эпоху Возрождения здесь зародилась комедия масок. Бродячие артисты, импровизируя, создавали сатирические спектакли в разных городах страны.

Их самые популярные персонажи действа – Арлекин, широко известный и у нас в стране, а также Бригелла и Менегино. Им противопоставлялись жадный купец Панталоне, трусливый Капитан, а также говорливый доктор.

Театры

С конца XVIII века в Италии обрел расцвет кукольный театр. Отметим, что опера в культуре Италии зародилась в 1600 году. Многие театры страны имеют мировую славу, среди них самый большой театр Италии – Массимо, который можно посетить в Палермо, а также Ла Скала в Милане, Римский оперный театр и Ла Фениче в Венеции.

Италия — наследник Древнего Рима и напоминанием этого являются сохранённые памятники архитектуры, некоторые из которых были построены еще до нашей эры. Обязательно стоит выделить — Пантеон, Колизей и Римский Форум.

В средние века здания в стране возводились в основном в готическом стиле и в это время здесь построили множество грандиозных дворцов. Примером является Дворец дожей в Венеции.

В XIV веке Италия вступила в эпоху Возрождения и одной из ведущих фигур зодчего дела был Филиппо Брунеллески. Именно он был одним из авторов Флорентийского собора, который называется — Санта-Мария-дель-Фьоре.

Искусство

Музыка

Нельзя забывать и про Джакомо Пуччини, считается, что он был крупнейшим оперным композитором после Верди. Италия славится своими оперными исполнителями, самые известные из которых — Лучано Паваротти, Андреа Бочелли и Алессандро Сафина.

Наука

Галилео Галилей — один из известнейших итальянских ученых, чье имя знают и помнят во всем мире. Он считается основателем экспериментальной физики, сделал ряд серьезных астрономических открытий, а также изобрел термометр. Леонардо да Винчи внес не только огромный вклад в культуру Италии, но и был выдающимся ученым, математиком и философом.

Культура Италии

Фото: Wikimedia Commons

Он изобрел колесцовый замок для пистолета, который получил почет и уважение еще при его жизни, сформулировал закон сохранения массы для движения жидкостей. Но и помимо этих грандиозных достижений у него много заслуг и в других сферах.

Винченцо де Риккати — математик, физик и механик, известен тем, что предложил определение гиперболических функций и провел их обстоятельное исследование. Алессандро Вольта занимался физикой, химией, физиологией и является одним из основоположников учения об электричестве.

Его именем названа единица измерения электрического напряжения – Вольт. В качестве создателя первого ядерного реактора известен Энрике Ферми. Кроме ядерной физики, он также занимался физикой элементарных частиц.

Литература

Культура Италии

У него было много произведений на латинском языке, но прославился он только благодаря стихам. В конце XVIII века в культуре Италии начал формироваться романтизм и его видным представителем был Раффаэло Джованьоли.

Итальянское кино известно по всей планете и хотя оно не собирает в прокате крупные кассовые сборы как голливудские фильмы, но итальянские актеры имеют мировую славу. Вспомнить хотя бы Софи Лорен, Орнеллу Мути, Монику Беллуччи, Адриано Челентано, Марчелло Мастроянни — все знают их в лицо.

Итальянский актер Адриано Челентано

Фото: Nikita Kozyrev / Wikimedia Commons

Из итальянских режиссеров стоит выделить Федерико Феллини, Роберто Росселлини, Роберто Бениньи, которые обладают внушительным количеством наград.

В следующем нашем материале мы расскажем более подробно про итальянскую оперу, которая является одной из лучших во всем мире. Вы узнаете о композиторах и легендарных исполнителях этого направления.

Значительные изменения, которые происходили в искусстве Италии в XIX веке, были вызваны к жизни великими событиями. В период с 1799 по 1870 год в Италии произошло множество буржуазных революций, а также вторжение в страну армией Наполеона. Однако именно в этот период политика, культура и искусство были особенно тесно связаны между собой.

Италия в XIX веке вернулась на международную арену с такими художественными течениями, как романтизм, стиль Либерти и дивизионизм.

Одним из главных течений итальянского искусства XIX века является Романтизм. Романтизм рассматривает музыку и искусство как Божественные дары, способные выражать чувства и интимную религиозность. Природа рассматривается как место, где можно созреть свой духовный опыт, поэтому в картинах XIX века часто встречаются пейзажи мрачных и тёплых цветов.

В Италии стиль Либерти стал особенно известен после выставки декоративного искусства в Турине 1902 года. В этом стиле большое значение имеют архитектура и декоративно прикладное искусство: художники отвергают все, что является результатом промышленной цикличности, которая выпускается серийно или напоминает классическое прошлое, и позволяют себе криволинейные и очень творческие формы. Экстерьер и интерьер зданий не имеют прямых контуров, стены округляются, в качестве украшения используются различные материалы (от кованого железа до резной лепнины), а также техники различного рода.

XIX столетие в Италии отличилось глубокой цельностью историко-культурных процессов. Изображение современной действительности все больше приходило на смену прошлого, отвергались традиционные каноны в зодчестве и живописи. Логика этого ускоренного развития была предопределена всей насыщенной историей Италии в эту эпоху, открывшей новый этап ее судьбы, в котором обозначились перспективы приближающегося ХХ века.

Вклад Италии в мировую культуру переоценить невозможно. Прежде всего, это культурное наследие Древнего Рима, которое обогатило весь европейский континент. Это также и прекрасные творения эпохи Возрождения.

Итальянские художники эпохи Возрождения принесли Италии всемирную славу.

Эмилио Греко, Микеланджело да Караваджо, Ренато Гуттузо — лишь немногие из большого количества итальянских мастеров. Всемирная известность в литературе принадлежит Франческо Петрарке, Карло Гоцци, Джованни Боккаччо, Джани Родари, Карло Коллоди, придумавшему Пиноккио, с которого впоследствии А. Н. Толстой списал своего Буратино.

Говоря о культуре Италии, нельзя не сказать о национальных особенностях этой страны.

Бойкие и жизнерадостные итальянцы славятся гостеприимством и радушием. Если вы оказались в Италии, готовьте щеки для дружеских проявлений — поцелуи здесь привычное дело даже при встрече с не очень хорошо знакомыми людьми. В некоторых случаях вас даже могут потрепать за щеку!

Итальянская нация формировалась сложно в силу многовековой политической разобщенности отдельных ее частей. Это привело к образованию этнографических групп итальянского народа — пьемонцев, кампанцев, венецианцев, сицилийцев и других. Но постепенно, особенно после объединения Италии, культурные и бытовые различия ее населения существенно сгладились. Только некоторые национальные меньшинства Италии, такие как сардинцы и фриулы, сохранили свои особенности быта, традиции и обычаи.

Сохранились многовековые традиции Италии и в ее сельской архитектуре. Но крестьянская одежда, напротив, постепенно теряла свою популярность и в конце XIX века полностью вышла из употребления. Дольше всего традиционный костюм носили жители островов и южных областей. Но в горных районах Сардинии и Сицилии можно встретить крестьянина в традиционной одежде и сегодня. В других областях страны национальный костюм надевают только в дни больших праздников или во время фестивалей песни и танца.

Все эти мероприятия сопровождаются театрализованными спектаклями, процессиями или соревнованиями по какому-либо из местных видов спорта. В прошлом традиционные итальянские костюмы всех областей страны были особенно яркими и многообразными. Они отличались друг от друга расцветкой, отделкой, украшениями, но их покрой и основные элементы народного костюма оставались неизменными.

Признанные итальянские ценности — семья, местная кухня и футбол. Язык жестов — обязательный элемент общения итальянцев.

Женский традиционный итальянский костюм обязательно должен был состоять из длинной широкой юбки, блузки с широкими рукавами и так называемого корсажа — короткой кофточки, которая плотно облегает фигуру. Также неотъемлемой частью женского народного костюма являлся передник, который чаще всего был длинным и сшитым из яркой ткани.

Для мужского традиционного костюма обязательно нужны были короткие штаны, белая вышитая рубаха и коротенькая курточка или безрукавка. Самые популярные мужские головные уборы — это шляпа, фасон которой зависел от области страны, и берретто (по форме напоминал чулок). Такой головной убор до сих пор надевают крестьяне большинства островов и южных областей. Сегодня итальянцы предпочитают одежду общеевропейского покроя, а современные крестьяне одеваются так же, как и обычные городские жители.

КУЛЬТУРА ИТАЛИИ ЭПОХИ РИСОРДЖИМЕНТО

Пер­вый пе­ри­од свя­зан с На­по­ле­о­ном и Ре­с­тав­ра­ци­ей Бур­бо­нов, вто­рой, на­чи­ная с 1830-х го­дов – с ме­ст­ны­ми ре­во­лю­ци­я­ми в круп­ных италь­ян­ских го­ро­дах и рас­цве­том де­мо­кра­ти­че­с­ких воз­зре­ний и тре­тий – про­цесс со­з­да­ния еди­ной и не­за­ви­си­мой Ита­лии (с 1848 го­да по 1870 г .).

В кон­це 18 ве­ка Ита­лия бы­ла стра­ной, раз­дроб­лен­ной на ряд кня­жеств под про­те­к­то­ра­том ав­ст­рий­цев и фран­цу­зов. Не­за­ви­си­мым из 9 го­су­дарств бы­ла лишь Сар­ди­ния (ко­ро­лев­ст­во Пье­монт, воз­гла­в­ля­е­мое Ви­к­то­ром Эм­ма­ну­и­лом Пер­вым). Бур­бо­ны вла­де­ли аг­рар­ным югом, ав­ст­рий­цы – бо­лее про­грес­сив­ным про­мыш­лен­ным се­ве­ром, но Центр и Пап­ская об­ласть пра­к­ти­че­с­ки под­чи­ня­лась Ав­ст­рии то­же, фор­маль­но счи­та­ясь не­за­ви­си­мы­ми. Имен­но там был же­с­ток по­ли­цей­ский ре­жим. Фран­цу­зы вы­во­зи­ли куль­тур­ные цен­но­сти и со­би­ра­ли на­ло­ги, уп­разд­ня­ли мо­на­сты­ри и со­слов­ные при­ви­ле­гии, ав­ст­рий­цы спе­ци­а­ли­зи­ро­ва­лись на цен­зу­ре.

В 1796 го­ду по­с­ле по­бе­ды над ав­ст­рий­ца­ми На­по­ле­он во­шел в Ита­лию на пра­вах ос­во­бо­ди­те­ля и со­з­дал Ци­заль­пий­скую ре­с­пуб­ли­ку со сто­ли­цей в Ми­ла­не. Но в 1805 го­ду италь­ян­цы уви­де­ли в нем узур­па­то­ра, ко­то­рый объ­я­вил се­бя ко­ро­лем этой стра­ны и ус­т­ро­ил в со­бо­ре ко­ро­на­цию. Стра­на пре­вра­ти­лась во фран­цуз­скую про­вин­цию, что на­пом­ни­ло си­ту­а­цию эпо­хи Ре­нес­сан­са. Зе­м­ле­вла­дель­цы и дво­рян­ст­во не воз­ра­жа­ли, но про­мыш­лен­ни­ки, тор­гов­цы, го­ро­жа­не и кре­сть­я­не вско­ре по­не­с­ли ог­ром­ный ущерб от Фран­ции и Ан­г­лии. По­с­ле па­де­ния На­по­ле­о­на в 1814 го­ду про­те­к­то­рат вновь ста­ли осу­ще­ст­в­лять ав­ст­рий­цы, сде­лав­шие Лом­бард­ско-Ве­не­ци­ан­ское ко­ро­лев­ст­во ча­стью им­пе­рии Габ­с­бур­гов. В оче­ред­ной раз без ве­до­ма италь­ян­цев пе­ре­кра­и­ва­лась кар­та стра­ны. Вен­ский кон­гресс, где со­бра­лись по­бе­ди­те­ли На­по­ле­о­на, в 1815 го­ду не толь­ко по­ра­зил Ев­ро­пу вен­ским валь­сом, но и ще­д­рым по­дар­ком Ав­ст­рии, по­лу­чив­шей пол­стра­ны: Ве­не­цию, Лом­бар­дию, Лук­ку и То­с­ка­ну, Мо­де­ну и Пар­му, Пап­скую об­ласть с Ри­мом и Сар­ди­нию с Си­ци­ли­ей. На­ча­лась 30-лет­няя борь­ба за ос­во­бо­ж­де­ние с ав­ст­рий­ским пра­ви­тель­ст­вом, уни­жав­шем на­ци­о­наль­ное до­с­то­ин­ст­во жи­те­лей по­ко­рен­ной стра­ны. Ос­во­бо­ди­тель­ную мис­сию воз­гла­ви­ли чле­ны тай­ной ор­га­ни­за­ции - кар­бо­на­рии, ус­т­ра­и­вав­шие по­ли­ти­че­с­кие за­го­во­ры и не брез­го­вав­шие ин­ди­ви­ду­аль­ным тер­ро­ром. По­ли­ти­че­с­кая про­грам­ма кар­бо­на­ри­ев со­дер­жа­ла тре­бо­ва­ние объ­е­ди­не­ния Ита­лии. По­ли­ти­ка во все вре­ме­на бы­ла пла­мен­ной стра­стью италь­ян­ско­го на­ро­да.

Их ин­те­ре­сы в Ми­ла­не пред­ста­в­лял ли­те­ра­тор и му­зы­кант Пье­т­ро Ма­рон­чел­ли, во Фло­рен­ции – Джу­зеп­пе Мад­зи­ни, а в Ри­ме – Джу­зеп­пе Га­ри­баль­ди. Ри­сор­д­жи­мен­то как на­ци­о­наль­но-ос­во­бо­ди­тель­ное дви­же­ние, по­ста­ви­ло пе­ред на­ци­о­наль­ной куль­ту­рой ряд про­б­лем, ибо имен­но куль­ту­ра объ­е­ди­ня­ла на­ро­ды Ита­лии – ли­те­ра­тур­ный язык и ху­до­же­ст­вен­ное твор­че­ст­во, му­зы­ка, ис­кус­ст­во, те­атр и на­у­ки фор­ми­ро­ва­ли фи­ло­соф­ские и нрав­ст­вен­ные иде­а­лы и на­ци­о­наль­ное са­мо­со­з­на­ние.

Читайте также: