Экономика труда на железнодорожном транспорте кратко

Обновлено: 02.07.2024

1. Экономика труда на железнодорожном транспорте. Эффективность использования трудовых ресурсов

Вопросы по теме
1. Трудовые ресурсы железнодорожного транспорта и их характеристика.
Организация труда работников железнодорожного транспорта и её
особенности;
2. Планирование труда;
3. Показатели оценки движения и качественного состава кадров, их
сущность и методика определения;
4. Производительность труда на железнодорожном транспорте: понятие,
методика расчета и планирования;
5. Сущность заработной платы, ее функции и планирование;
6. Формы и системы оплаты труда, их содержание и область применения;
7. Тарифная система организации оплаты труда

3. 1. Трудовые ресурсы железнодорожного транспорта и их характеристика. Организация труда работников железнодорожного транспорта и её особе

1. Трудовые ресурсы железнодорожного транспорта и их
характеристика. Организация труда работников
железнодорожного транспорта и её особенности
В составе основных факторов производства, определяющих
эффективность хозяйственной деятельности, выделяют трудовые ресурсы.
Факторы, определяющие наличие трудовых ресурсов на
железнодорожном транспорте:
• Численность населения Республики Беларусь;
• Доля активного населения страны;
• Возможность подготовки кадров для железнодорожного транспорта.
Численность населения Республики Беларусь в 2016 г. составила 9499,6
тыс. человек, в том числе по областям приведена в таблице на следующем
слайде:

4. Численность населения РБ в 2016г.

Все население
Городское население
Сельское население
мужчины мужчины женщины мужчины мужчины женщины мужчины мужчины женщины
и
и
и
женщины
женщины
женщины
Республика
Беларусь
9 499,6
4 415,8
5 083,8
7 325,0
3 380,2
3 944,8
2 155,9
1 029,1
1 126,8
Брестская
1 388,9
652,2
736,7
963,5
448,8
514,7
425,4
203,4
222,0
Витебская
1 198,5
553,5
645,0
915,4
417,1
498,3
283,1
136,4
146,7
Гомельская
1 424,0
662,3
761,7
1 087,1
502,2
584,9
336,9
160,1
176,8
Гродненска
я
г. Минск
1 052,6
490,1
562,5
774,6
358,8
415,8
278,0
131,3
146,7
1 938,2
883,7
1 054,5
1 938,2
883,7
1 054,5
Минская
1 407,9
664,7
743,2
799,8
373,8
426,0
608,1
290,9
317,2
Могилевска
я
1 070,8
502,8
568,0
846,4
395,8
450,6
224,4
107,0
117,4

Персонал – работники, обладающие знаниями, умениями и навыками,
необходимыми для выполнения возложенных на них функций в соответствии с
целями организации.
Как правило, каждый хозяйствующий субъект имеет определенный персонал,
который в зависимости от выполняемых функций, может быть разделен на
определенные группы:
Персонал
Непроизводственны
й
Промышленнопроизводственный
Управлен
ческий
Служ
ащи
е
Специа
листы
Руководите
ли
Главные
Линейные
Функциональн
ые
Производ
ственный
Основные
рабочие
Вспомогатель
ные рабочие

Важным направлением классификации работников предприятия
является распределение их по профессиям, специальностям и
квалификации.
Профессия характеризует род (вид) трудовой деятельности, для
выполнения которой от исполнителя требуются определенные знания,
подготовка и практические навыки. Как правило, профессия имеет
отраслевую принадлежность и отражает особенности технологии
изготовления соответствующей продукции и специфические условия
труда в данной отрасли.
Специальность выделяется в пределах профессии. Она
характеризует относительно узкий вид работ, требующий от
исполнителя глубоких знаний в ограниченной области.
В отличие от профессий и специальностей, отражающих область
приложения
труда,
квалификация
характеризует
степень
профессиональной подготовленности работника к выполнению
конкретного вида работ, определяемую по совокупности его знаний,
умений и навыков. Уровень квалификации работников отражает
степень овладения ими своей профессией и специальностью.
Внешней формой уровня квалификации является тарифный разряд.

Организация труда на предприятии представляет собой комплекс мероприятий,
обеспечивающих рациональное использование рабочей силы: расстановку
исполнителей в процессе производства, разделение и кооперацию труда, организацию
рабочих мест, нормирование и стимулирование труда.
Три главные задачи организации труда:
Экономическая – предполагает ускорение темпов
роста производительности труда за счет улучшения
использования рабочей силы и более полного
использования производственных фондов, а также
предметов труда;
Психофизиологическая – предполагает соблюдение
наиболее благоприятных производственных условий,
обеспечивающих сохранение в процессе труда здоровья
и работоспособности человека;
Социальная, – направлена на обеспечение условий
для всестороннего и гармоничного развития личности,
повышения степени содержательности и
привлекательности труда.

Особенности организации труда на железнодорожном
транспорте:
• круглосуточная работа по сменным или скользящим графикам,
несовпадение дней отдыха с субботой и воскресеньем;
• воздействие природно-климатических факторов при выполнении работ
на открытом воздухе;
• работа на движущемся подвижном составе, наличие шума и вибрации;
• повышенные физические и нервно-эмоциональные нагрузки, большие
переходы в рабочей зоне, выполнение операций в неудобной позе;
• наличие элементов риска в работе (выполнение операций в зоне
движения подвижного состава, на высоте, при высоком электрическом
напряжении, повышенная ответственность за свои действия и т.д.).

Труд работников железной дороги организуется с учетом особенностей
производственной деятельности и необходимостью наличия в структуре отраслевых
хозяйств: локомотивного, вагонного, пути, перевозок, и т.д. В каждом хозяйстве
выполняются конкретные технологические операции, обеспечивающие процессы
перевозки грузов и пассажиров.
Производственные процессы каждого отраслевого хозяйства взаимосвязаны, и,
следовательно, трудовые процессы должны быть согласованы и выполняться комплексно.
Согласование производственных процессов достигается на базе графика движения
поездов.
Основные направления совершенствования организации труда являются:
• разработка и внедрение рациональных форм разделения и кооперации труда;
• улучшение организации подбора, подготовки и повышения квалификации кадров;
• совершенствование организации и обслуживания рабочих мест;
• рационализация трудового процесса, внедрение передовых приемов и методов труда;
• совершенствование нормирования труда;
• совершенствование форм и методов материального и морального стимулирования труда;
• улучшение условий труда.
Организация труда предусматривает укрепление трудовой дисциплины. На
железнодорожном транспорте очень важно четко выполнять действующие
правила и инструкции.

10. 2. Планирование труда

План по труду содержит такие показатели, как производительность труда,
численность работников, фонд оплаты труда и среднемесячная заработная плата.
При действующей системе планирования разработка плана по труду
производится на основе установленного вышестоящей организацией лимита
фонда заработной платы, численности работников по перевозкам и заданного
процента роста производительности труда на перевозках.
Лимит численности работников по перевозкам отделениям железных дорог
устанавливается Управлением железной дороги, а структурным подразделениям
(линейным предприятиям) – отделениями железных дорог. При этом учитываются
факторы, снижающие численность работников (введение новых технических средств,
ресурсосберегающей технологии, улучшение технологий, улучшение
эксплуатационных показателей и др.), и факторы, которые увеличивают потребность в
контингенте (вновь вводимые производственные объекты и производственные
мощности).

11. Расчет численности

Потребность в персонале подразделения железной дороги зависит от планируемых объемов
перевозок (производства), уровня производительности труда, технологического и организационного
уровня производства и многих других факторов.
Укрупненно требуемая численность работников подразделения железной дороги может быть
определена, исходя из планируемого объема перевозок (производства) и повышения
производительности труда по формуле:
Чпл = Чбаз *

Процесс совершенствования труда на научной основе принято называть НОТ. Под НОТ понимается такая организация труда, которая основана на достижениях науки и передовом опыте, внедряемых в производство новых технологиях. НОТ позволяет наилучшим образом соединить технику и людей в производственном процессе, обеспечивает эффективное использование материальных и трудовых ресурсов, повышает ПТ, способствует сохранению здоровья человека.

НОТ – это инженерная психология, производственная эстетика, широкое использование достижений в области физиологии, психологии, санитарии и гигиены труда.

32. Контингент работников и рабочее время на железнодорожном транспорте.

Около 23% эксплуатационного контингента составляют руководители, специалисты и служащие, из них 40% заняты в аппарате управления, а 60% - в выполнении производственных процессов.

В целом контингент работников железнодорожного транспорта распределяют по категориям:

Эксплуатационный контингент подразделяется на зависящий и не зависящий от объема перевозок. При текущем планировании доля зависящего контингента принимается 30-40%, что следует учитывать при технико-экономических расчетах.

Время, в течение которого работник участвует в производственном процессе, называется рабочим временем.

Совокупность рабочего времени за какой-либо период называется фондом рабочего времени.

Различают номинальный и реальный фонд рабочего времени:

Отпуск предоставляется через 11 месяцев. Минимальный отпуск установлен 24 рабочих дня.

В РФ для большинства рабочих и служащих установлена 40-часовая рабочая неделя с двумя выходными днями.

Продолжительность рабочего дня при пятидневке в неделю составляет 8 часов (при нормальных условиях труда).

Для рабочих с вредными и тяжелыми условиями установлена сокращенная неделя – 36 часов.

Такая же норма установлена для подростков 16-18 лет, а для 15-16 лет – 24 часа в неделю.

Существуют смены различной продолжительности (8, 12 часов), поэтому для таких работников установлена месячная норма рабочего времени.

Норма рабочего времени в месяц при пятидневной рабочей неделе составит, например, январь - при нормальных условиях труда 31 – 2 – 9 = 20 раб. дней,

где 31 – число календарных дней в месяц;

2 – число праздничных дней;

9 – число субботних и воскресных дней.

20 х 8 = 160 час

Комментарий Министерства труда РФ

В соответствии с разъяснением Минтруда России от 29.12.93 № 5 (п.2) норма рабочего времени на определенные периоды времени исчисляются по расчетному графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье из следующей продолжительности ежедневной работы (смены):

  1. При 40-часовой рабочей неделе – 8 часов, в предпраздничные дни – 7 часов.
  2. При продолжительности рабочей недели менее 40 часов количество часов, получаемое в результате деления установленной продолжительности рабочей недели на 5 дней. Накануне праздничных дней в этом случае сокращение рабочего времени не производится (ст. 47 КЗОТ РФ).

Исчисленная в указанном порядке норма рабочего времени распространяется на все режимы труда и отдыха.

При этом следует иметь виде, что при совпадении выходного и праздничного дней, выходной день переносится на следующий рабочий день после праздничного (ст. 65 КЗОТ РФ).

33. Производительность труда на железнодорожном транспорте и методы ее определения.

Производительность труда – это количество продукции (работ или услуг), производимое работником (или группой) в единицу времени (час, смену, месяц, год).

Количество единиц продукции можно измерять в натуральном, денежном выражении и через трудоемкость.

В связи с этим существует три метода определения производительности (выработки) труда (Пт):

- натуральный, применяемый на предприятиях, которые производят один вид продукции или продукция однородная и измеряемая в кг, м, т, м 2 , ткм и т.д.;

- стоимостной, применяемый там, где производится разнородная продукция (ведра, стулья, самолеты и т.д.) и ее представляют в денежном выражении;

- нормативный метод – это разновидность натурального, но продукция при этом выражается в нормо-часах, человеко-часах или днях, т.е. через трудоемкость.

На железнодорожном транспорте все три метода:

- натуральный на перевозках, ремонте подсоса, погрузочно-разгрузочных работах и др.;

- стоимостной на строительстве, капитальном ремонте ОФ, промышленных предприятиях железнодорожного транспорта;

- нормативный на ремонте подвижного состава и др.

Производительность труда на сети, железных дорогах определяется следующим образом:

На отделениях железных дорог также, но вместо тарифных ткм принимаются эксплуатационные (SРlэксп.).

Производительность труда в линейных предприятиях выражается через их хозрасчетные измерители:

- локомотивное депо – ткм брутто;

- вагонное депо – ваг- км;

-дистанция пути – ткм брутто;

- дистанция сигнализации и связи – кол-во усл. Единиц;

- станции – отправленные пассажиры, переработанные т грузов или отправленные приведенные вагоны;

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Экономика труда на железнодорожном транспорте. Эффективность использования трудовых ресурсов. Презентация на заданную тему содержит 59 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

1. Трудовые ресурсы железнодорожного транспорта и их характеристика. Организация труда работников железнодорожного транспорта и её особенности; 1. Трудовые ресурсы железнодорожного транспорта и их характеристика. Организация труда работников железнодорожного транспорта и её особенности; 2. Планирование труда; 3. Показатели оценки движения и качественного состава кадров, их сущность и методика определения; 4. Производительность труда на железнодорожном транспорте: понятие, методика расчета и планирования; 5. Сущность заработной платы, ее функции и планирование; 6. Формы и системы оплаты труда, их содержание и область применения; 7. Тарифная система организации оплаты труда

1. Трудовые ресурсы железнодорожного транспорта и их характеристика. Организация труда работников железнодорожного транспорта и её особенности В составе основных факторов производства, определяющих эффективность хозяйственной деятельности, выделяют трудовые ресурсы. Факторы, определяющие наличие трудовых ресурсов на железнодорожном транспорте: Численность населения Республики Беларусь; Доля активного населения страны; Возможность подготовки кадров для железнодорожного транспорта. Численность населения Республики Беларусь в 2016 г. составила 9499,6 тыс. человек, в том числе по областям приведена в таблице на следующем слайде:

 4. Экономика труда на железнодорожном транспорте. Организация труда – это система мероприятий,


4. Экономика труда на железнодорожном транспорте. Организация труда – это система мероприятий, обеспечивающих благоприятные условия труда, рациональное использование рабочего времени. Она включает в себя рациональную расстановку людей в процессе производства, внедрение передовых методов и приемов труда, нормирование и стимулирование труда, организацию рабочих мест и их обслуживание, условия труда, совершенствование организации оплаты труда, повышение квалификации, подготовка и обучение работников, режим труда и отдыха. К важнейшим элементам организации и планирования труда относятся: 1) Определение численности работников в зависимости от объема работы и трудовых норм затрат труда 2) Определение фонда оплаты труда 3) Определение производительности труда. Далее


Экономика и планирование деятельности железных дорог Явочная численность работников (число работников, которые должны ежедневно являться на работу для выполнения плановых заданий в установленный срок) рассчитывается несколькими способами, в зависимости от характера труда или выполняемых производственных функций: 1. По заданному объему работы и нормам выработки: где – объем работы данной группы работников; – продолжительность планового периода; – норма выработки. Данная формула применяется для расчета численности локомотивных бригад в грузовом и маневровом движении, работников ПТО и др. Далее


Экономика и планирование деятельности железных дорог 2. По заданному объему работ, трудоемкости этих работ и установленной трудовым законодательством продолжительности работы одного работника в плановом периоде: где – объем работы i-го вида; – продолжительность работы i-го вида; – фонд рабочего времени в плановом периоде. Данная формула применяется для расчета численности работников, связанных с ремонтом технических средств подвижного состава, работников грузового хозяйства и некоторых категорий работников станционного хозяйства и др. Далее


Экономика и планирование деятельности железных дорог 3. По заданному (имеющемуся) количеству оборудования, технических устройств, обслуживаемых рабочих мест и нормам обслуживания в одну смену: где – количество i-х устройств заданное или имеющееся; – количество смен работы; – численность работников для обслуживания технических устройств в одну смену. Данная формула применяется для расчета численности работников, занятых на обслуживании постоянных устройств. Далее


Экономика и планирование деятельности железных дорог 4. По штатному расписанию, которое устанавливается в зависимости от класса и группы подразделения; этим способом просчитывается численность административно-управленческого персонала (начальники, заместители, инженеры, экономисты, бухгалтера) и младшего обслуживающего персонала. Контингент, рассчитанный по первым трем способам, является явочным, т. е. , то число работников, которое ежедневно без болезней, отпусков и других причин должно выходить на работу, чтобы обеспечить выполнение заданной программы и нормальную работу всех технических устройств. Поэтому рассчитывается дополнительный контингент на замену в процентах от явочного контингента. По четвертому способу считается, что явочный и списочный контингент совпадают, т. е. у них нет замены. Далее


Экономика и планирование деятельности железных дорог Списочная численность работников – все постоянные и временные работники, числящиеся на предприятии, как работающие, так и находящиеся в отпуске или не явившиеся на работу по болезни и другим причинам. где Чдоп – дополнительный контингент, необходимый для замены работников, ушедших в отпуска, на больничный, выполняющих государственные и общественные обязанности. где – коэффициент на замещение. Коэффициент на замещение отпускных и больных зависит от средней продолжительности отпуска по данной группе работников. Фонд оплаты труда рассчитывается по каждой группе работников в целом по предприятию исходя из численности работников, принятой системы оплаты труда, установленных тарифных ставок (должностных окладов). Далее


Экономика и планирование деятельности железных дорог 2. Доплата за тяжелую работу с вредными условиями (доплата за вредность) до 24 % тарифной ставки (оклада). 3. Доплата за работу в ночное время. В соответствии со статьей 96 ТК РФ ночным временем считается время с 22 до 6 часов. Доплата осуществляется в размере 40 % часовой тарифной ставки (оклада) (с учётом доплаты за вредность). 4. Сдельный приработок 10– 15 % тарифа (с учётом доплаты за вредные условия труда). 5. Доплата за работу в выходные и праздничные дни оплачивается в двойном размере. 6. Оплата сверхурочной работы. За первые 2 часа в полуторном размере, за последующие в двойном размере. 7. Премия не менее 15 % тарифа с учетом вредных условий труда, сдельного приработка и доплаты за работу в ночное время. 8. Доплата по Районному коэффициенту составляет 15 % от всех доплат. Кроме того, существуют доплаты за совмещение профессий, за руководство бригадой, за разъездной характер работы. Далее


Экономика и планирование деятельности железных дорог Дополнительная заработная плата за непроработанное, но по закону оплачиваемое время (оплата очередных и дополнительных отпусков, оплата времени выполнения государственных обязанностей, оплата учебных отпусков). При планировании дополнительная зарплата учитывается в размере 10 -12 % основной зарплаты. Далее


Экономика и планирование деятельности железных дорог Производительность труда: Производительность труда – важнейший показатель, характеризующий эффективность производственной деятельности людей, выраженная соотношением затрат труда и количеством произведенных материальных благ. Измеряется производительность труда количеством продукции в натуральном, денежном или ином (условном) выражении, произведенной одним работником за какой-то период (час, смену, год) или времени, затраченным на изготовление единицы продукции. Производительность труда характеризует результативность полезного, конкретного труда, определяющего степень эффективности целесообразной производительной деятельности в течение данного промежутка времени. Производительность труда показывает, какой объём работы приходится на 1 -го работника списочного состава: Далее


Экономика и планирование деятельности железных дорог Для характеристики локальной и индивидуальной производительности труда могут использоваться следующие показатели: выработка продукции, трудоемкость продукции. Выработку продукции за единицу времени определяют по формуле: где Q объем произведенной продукции; T затраты рабочего времени. Трудоемкость рассчитывают по формуле: Далее


Экономика и планирование деятельности железных дорог В зависимости от способа измерения продукции применяются три метода определения производительности труда: натуральный, стоимостной и нормативный. При натуральном методе продукция измеряется в натуральных показателях. Поэтому он применяется в тех предприятиях, где вырабатывается однородная продукция, а также при определении и сопоставлении выработки в бригадах и сменах, выполняющих однородные работы. Этот метод в наибольшей степени отвечает экономической сущности производительности труда как показателю, отражающему количество продукции, создаваемой в единицу рабочего времени. Разновидностью этого метода является индексный метод. При этом методе сначала рассчитывают производительность по каждому виду продукции (работ) в натуральном или условно-натуральном выражении. В целом же по предприятию для всех видов продукции (работ) определяют только индекс производительности труда по отношению к плановому значению за предшествующий год путем взвешивания индексов производительности труда при выпуске отдельных видов продукции (работ) по доле соответствующего контингента работников. Далее


Экономика и планирование деятельности железных дорог При стоимостном методе все виды разновидностей продукции (работ) представляются в денежном выражении и производительность труда определяется величиной ценностной выработки. Нормативный метод является разновидностью натурального метода. В отличие от натурального нормативный метод позволяет исчислять лишь относительные показатели производительности труда. Нормативные трудовые затраты на выполняемый объем работ сопоставляются с фактическими трудовыми затратами, а показатель производительность труда определяется в процентах как отношение нормативных затрат к фактическим. На железнодорожном транспорте применяются все три метода определения производительности труда, но основным является натуральный. При расчете производительности труда натуральным методом важно правильно выбрать единицу измерения продукции для различных подразделений железнодорожного транспорта. Далее


Экономика и планирование деятельности железных дорог На отделениях дорог производительность труда определяют натуральным методом в приведенных эксплуатационных тонно-километрах, приходящихся на одного работника эксплуатационного контингента, за соответствующий период (месяц, квартал, год): где – приведенные т-км, приходящиеся на одного работника; – объем грузовой работы, эксплуатационные т-км; – объем пассажирской работы, пассажиро-км; Ч – численность эксплуатационного контингента работников, чел. При подсчете приведенной продукции для исчисления производительности труда 1 т-км условно приравнивается 2 пассажиро-км. Далее


Экономика и планирование деятельности железных дорог На линейных предприятиях железнодорожного транспорта действует достаточно сложная система определения показателей производительности труда. Она устанавливает показатели, выраженные через измерители работы, которые являются основными по характеру деятельности того или иного предприятия, хозяйства. Сложность определения показателей производительности труда, степени их изменения на перспективу на всех уровнях хозяйственной деятельности (цех, предприятие, хозяйство, железная дорога) и сопоставления для разных дорог характеризуется рядом причин. Основными из них являются: – выполнение линейными предприятиями отдельных частей общего транспортного процесса, не имеющих законченной транспортной продукции; – многообразие видов работ, выполняющихся одним линейным предприятием; – невозможность установления единого измерителя работы отрасли, в полной мере удовлетворяющего требованиям всех производственных структур, начиная с линейного предприятия до железной дороги; В линейных предприятиях производительность труда работников, занятых на перевозках, измеряется следующими показателями, приведенными в табл. 2. Далее


Экономика и планирование деятельности железных дорог Таблица 2. Показатели производительности труда работников линейных предприятий Далее


Экономика и планирование деятельности железных дорог


Экономика и планирование деятельности железных дорог Далее


Экономика и планирование деятельности железных дорог Производительность труда работников отдельных групп и профессий как на предприятиях, так и в их подразделениях измеряется соответствующими показателями продукции или затратами нормо-часов на определенный вид работы.

Железнодорожный транспорт – это отрасль экономики, представляющая собой часть наземного транспорта, осуществляющего перевозку пассажиров и грузов по рельсовым путям.

Транспорт является одной из важнейших отраслей экономики. С его помощью обеспечиваются нужды материального производства, перевозятся грузы и люди. Транспорт охватывает инфраструктуру, средства перевозки, технические устройства, координирующие работу системы. В зависимости от среды он может быть наземным, водным, воздушным и космическим. По сфере обслуживания выделяют пассажирский и грузовой транспорт.

Отличительной особенностью железнодорожного транспорта является необходимость создания рельсовой инфраструктуры. Стандартно путь строится из рельсов, шпал и балласта. Железнодорожный транспорт движется по нему на железных колесах. Этот вид транспорта способен перевозить огромные объемы груза, а также большое число пассажиров на дальние расстояния.

В большинстве развитых стран железнодорожный транспорт находится в частном управлении. В России он является частью стратегического комплекса страны. Западные страны еще в восьмидесятые годы начали процесс разделения железнодорожных компаний на владельцев инфраструктуры и владельцев подвижного состава. В Америке большая часть подвижного состава и инфраструктуры находится в руках частных грузовых компаний. В России лишь недавно начался процесс передачи прав собственности российских железных дорог в частные руки.

Таким образом, железнодорожный транспорт является частью транспортной отрасли. Он отличается возможностью перемещения большого количества тяжелых грузов на дальние расстояния. Широко используется для пассажирских перевозок, являясь относительно недорогим средством передвижения. Обеспечивает доступ в труднодоступные для автомобильного и воздушного транспорта территории.

Экономика российского железнодорожного транспорта

Готовые работы на аналогичную тему

Долгое время железные дороги находились полностью в государственном управлении. На сегодняшний день они эксплуатируются тремя крупными субъектами:

С начала 2000 началась постепенная передача прав собственности государственной компании в частные руки. Это коснулось перевозок, эксплуатационного оборудования, обслуживания экономических процессов. Инфраструктура осталась под управлением государственной компании. Пассажирские перевозки пригородного значения были переданы в частные руки. Часть инфраструктуры находится в частном управлении, но относится к дальним районам севера. Некоторая часть путей, управляемая предпринимателями полностью изолирована от общей сети железных дорог.

Достаточно часто эксплуатация собственного подвижного состава осуществляется совместно с подвижным составом государства, так же эксплуатируется государственная инфраструктура.

Управлением железнодорожным транспортом в России занимается Министерств транспорта РФ. Надзорную функцию осуществляет Госжелдорнадзор, являющийся подразделением Федеральной службы надзора на транспорте.

Выделение части государственного имущества железных дорог стало необходимостью. Переход к рыночной модели экономических отношений потребовал пересмотра инвестиционной политики на железнодорожном транспорте. Передача активов в частные руки позволила сформировать конкурентную среду, стимулирующую развитие услуг, а также повышение качества технического оснащения.

Экономика перевозок железнодорожным транспортом России

Транспорт обеспечивает процесс производственного перераспределения благ между субъектами экономики. В России большая часть грузов перевозится автомобильным, железнодорожным и морским транспортом. На долю железных дорого приходится более миллиона тонн груза ежегодно. Наблюдается тенденция снижения общего объема перевозок, при этом растет показатель дальности. Последнее стало закономерным процессом увеличения экспортных перевозок через морские порты, доставка в которые осуществляется железнодорожным транспортом.

Основными продуктами, перевозимыми по железной дороге, являются уголь, нефть, железные руды, строительные материалы. Несмотря на то, что нефть и газ могут транспортироваться по трубопроводам, на долю железных дорог приходится внушительный объем перевозок. Влияние оказали новые международные соглашения с Китаем, сформировавшие быстрорастущий рынок сбыта энергоресурсов на Дальнем Востоке.

Владельцы подвижного состава стремятся к установлению гибких тарифных ставок для перевозок грузов. Объем перевозок снижается, однако, перемещение грузов по железным дорогам остается одним из приоритетных видов транспортировки. Конкуренция в отрасли привела к тому, что цены на перевозки стали снижаться, что повысило спрос со стороны заказчиков. Популярностью пользуются дальние перевозки больших объемов сырья.

Одним из приоритетных направлений в области государственного регулирования перевозок является формирование транспортных коридоров. Железные дороги могут стать их основой, так как имеют доступ к отдаленным регионам страны. Формирование коридоров положительным образом сможет сказаться на привлекательности российского транспорта при транзитных перевозках.

В пассажирских перевозках так же произошли изменения. Долгое время они оставались убыточными для экономики железнодорожного транспорта. Прежде всего, была создана дочерняя компания, занимающаяся только потоком пассажиров. На транспорте была введена гибкая система тарифов, внимание уделяется комфорту и сервису в поездке. Кроме того, в парк подвижного состава внедряются более совершенные и комфортные модели вагонов.

Читайте также: