Рассмотреть различные способы описания структуры взаимодействия кратко

Обновлено: 02.07.2024

Понятие общения, как и любое понятие социальной психологии, разрабатывалось многими исследователями и имеет разнообразные трактовки. Общение привлекало также внимание социологов, педа­гогов и философов. На наш взгляд, наиболее объемно это понятие представила Л.П.Буева, которая интерпретирует общение как процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; как одно из необходимых и все­общих условий формирования и развития общества и личности.

Данное понятие разработано на стыке философии, социологии и социальной психологии и носит наиболее общий характер. Оно нацелено на изучение любых взаимосвязей между различными общественными субъектами, к которым относятся люди, социаль­ные группы, социальные слои, общества. На социальном уровне общение является необходимым условием для передачи социаль­ного опыта и культурного наследия от одного поколения друго­му. В типичной социальной ситуации общение определяет орга­низацию совместной деятельности людей.

Взаимодействие — это статистический термин, характеризующий такую си­туацию, где влияние одной независимой переменной зависит от уровня влияния или состояния другой независимой переменной. Поэтому когда взаимодействуют две или более независимые переменные, то говорить об основном влиянии некор­ректно. Иначе говоря, если эффект будет приписан действию только одной пере­менной без учета влияния другой, то полностью полагаться на такой вывод нель­зя, поскольку это будет упрощением, профанацией полученных результатов.

Таким образом, цель моего исследования – изучить и сравнить компоненты общения, которые связаны с взаимодействием общественных субъектов (групп), на основании анализа психологического климата исследуемых групп.

Соответственно предметом является изучение психологического климата групп.

Объектом исследования я выбрала группы 5ЭУ-21 и 5ЭУ-51 Инженерно-Экономического института моей подруги.

Гипотеза, выдвигаемая мной, звучит следующим образом: студенты 5 курса наиболее общительны в рамках своей группы и в коллективе присутствует благоприятный психологический климат, в сравнении со студентами той же специальности на втором году обучения.

Цель исследования и гипотеза предполагает решение следующих задач:

  1. На основе анализа психолого-педагогической литepaтypы подобрать методики определения психологического климата исследуемых групп ВУЗа.
  2. Экспериментальное определение психологического климата в исследуемых группах
  3. Сделать выводы по полученным результатам, в частности проследить тенденции, повлиявшие на исходные данные.

1. Общение как взаимодействие

(интерактивная сторона общения)

1.1. Природа и структура взаимодействия

Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимо­понимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее, что и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности.

В истории социальной психологии существовало несколько попы­ток дать такое описание. Так, например, большое распространение получила так называемая теория действия, или теория социального действия, в которой в различных вариантах предлагалось описание индивидуального акта действия. К этой идее обращались и социологи (М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс), и социальные психологи. Все фиксировали некоторые компоненты взаимодействия: люди, их связь, воздействие друг на друга и, как следствие этого, их изменения. Зада­ча всегда формулировалась как поиск доминирующих факторов моти­вации действий во взаимодействии.

Наконец, еще один подход к структурному описанию взаимодей­ствия представлен сегодня в транзактном анализе направлении, предлагающем регулировать действия участников взаимодействия че­рез регулирование их позиций, а также учета характера ситуаций и стиля взаимодействия.

Рис. 1. Пример распределения позиций во взаимодействии с точки зрения транзактного анализа


Второй показатель эффективности — адекватное понимание си­туации (как и в случае обмена информацией). В социальной психоло­гии существует много классификаций ситуаций взаимодействия. Уже упоминалась классификация, предложенная в отечественной соци­альной психологии А. А. Леонтьевым (социально-ориентированные, предметно-ориентированные и личностно-ориентированные ситуации). Другие примеры приведены М. Аргайлом и Э. Берном. Аргайл называ­ет в качестве примеров ситуаций официальные социальные события, случайные эпизодические встречи, формальные контакты на работе и в быту, асимметричные ситуации (в обучении, руководстве и пр.). Берн уделяет особое внимание различным ритуалам, полуритуалам (имеющим место в развлечениях) и играм (понимаемым весьма ши­роко, включая интимные, политические игры и т.п.).

Гуманистический стиль проявляется тогда, когда цель взаимодейст­вия — не изменение другого, а изменение представлений обоих партнеров относительно объекта взаимодействия. Относительно же друг друга целью выступает взаимная поддержка. Гуманистический стиль предполагает соответствующее осознание и даже переживание ситуа­ции взаимодействия. Естественно, особое внимание исследованию этого стиля уделяется в гуманистической психологии, в частности, в рабо­тах К. Роджерса.

Важно сделать общий вывод о том, что расчленение единого акта взаимодействия на такие компоненты, как позиции участников, си­туация и стиль действий, также способствует более тщательному пси­хологическому анализу этой стороны общения, делая определенную попытку связать ее с содержанием деятельности.

1.2. Типы взаимодействий

Что касается другого типа взаимодействий — конкуренции, то здесь на обыденном уровне чаще всего предлагаются негативные характе­ристики этого процесса (включающие в себя даже отождествление его с враждой), что и было отмечено в приведенном определении. Однако более внимательный анализ конкуренции позволяет наде­лить его и позитивными чертами. В ряде исследований вводится поня­тие продуктивная конкуренция, характеризуемая как гуманная, чест­ная, справедливая, созидательная, в ходе которой у партнеров возникает конкурентно-созидательная мотивация. В этом случае во взаимодействии хотя и сохраняется единоборство, но оно не перерастает в конфликт, а обеспечивает лишь подлинную состя­зательность.

Конфликт иногда рассматривается как особая форма (или вид) взаимодействия и определяется как наличие противоположных тенден­ций у субъектов взаимодействия, проявляющихся в их действиях. Специ­фика социально-психологического угла зрения на конфликт заключа­ется в одновременном анализе двух составляющих: конфликтной си­туации и ее представленное в сознании участников. Это дало основания для обсуждения важнейшей общетеоретической проблемы конфлик­та — понимания его природы как психологического феномена. В са­мом деле: есть ли конфликт лишь форма психологического антагонизма (т.е. представленное противоречия в сознании) или это обязательно наличие конфликтных действий. Подробное описание различных конфликтов в их сложности и многообразии по­зволяет сделать вывод о том, что оба названных компонента есть обя­зательные признаки конфликта.

Способы разрешения конфликта важнейшая часть проблемы. Так же как и при коммуникации, большую роль здесь играет обратная связь, т.е. выявление реакции партнера на совершенное действие. Об­ратная связь служит средством регулирования поведения участников конфликта, что особенно проявляет себя при ведении переговоров. Цель переговоров — достижение соглашения, основной способ ко­торого — компромисс, т.е. согласие каждой стороны в равной мере отступить от своей прежней позиции с целью их сближения. В осуще­ствлении такой стратегии велика роль посредника или арбитра— пред­ставителя третьей, нейтральной стороны, способствующего успеху переговоров.

1.3. Экспериментальные схемы регистрации взаимодействий

Бейлс фиксировал при помощи наблюдения те реальные прояв­ления взаимодействий, которые можно было увидеть в группе детей, выполняющих некоторую совместную деятельность. Первоначальный список таких видов взаимодействий оказался весьма обширным (на­считывал около 82 наименований) и потому был непригоден для построения эксперимента. Бейлс свел наблюдаемые образцы взаимо­действий в категории, предположив, что в принципе каждая группо­вая деятельность может быть описана при помощи четырех катего­рий, в которых зафиксированы ее проявления: область позитивных эмоций, область негативных эмоций, область решения проблем и об­ласть постановки этих проблем. Тогда все зафиксированные виды вза­имодействий были разнесены по четырем рубрикам:

В перечисленном выше виде компоненты общения, а следовательно и коммуникативные умения, предстают как рядоположные, равноценные и независимые друг от друга.

На наш взгляд, компоненты общения можно представить в виде определенной структуры, элементы которой зависят друг от друга. Таким структурообразующим фактором должна стать цель общения (или основная направленность) (см. рис. 8). В зависимости от основной направленности в процессе общения решаются разные задачи. Они в свою очередь определяют предмет общения и сред-

Глава 3. Коммуникация как деятельность

ства для решения поставленных задач в соответствии с общей направленностью беседы.

Возьмем, например, следующую ситуацию: рабочий цеха в последнее время часто прогуливает. Вы хотите, чтобы это прекратилось. Направленность вашей с ним беседы будет инструментальной, поскольку основная ваша цель социально значима: это нужно производству, обществу в конечном счете, а не вам лично. Ваша подцель, или задача, — побудительная, так как вы хотите добиться того, чтобы рабочий больше не прогуливал. Предметом вашего разговора с ним, по всей видимости, и будет проблема прогулов вашего рабочего. Исходя из цели, задачи вашей беседы, а также в соответствии с ситуацией и особенностями рабочего вы выберете уровень общения: будете говорить как начальник с подчиненным, прибегая к формальным предписаниям, или предпочтете неформальные: уровень разговора на равных и уменьшение психологической дистанции между вами. В разговоре вы будете пользоваться как вербальными (словесными, речевыми), так и невербальными (эмоциональными, поведенческими) средствами общения.

Цель общения может быть и более сложной, например, решить проблему, разрешить конфликт и др. В данном случае направленность воздействия может быть как инструментальной, социально значимой, так и личностной (проблема может быть производственной или личной). А для достижения основной цели беседы следует реализовать все четыре подцели, или задачи: социальную, информативную, экспрессивную, побудительную: нужно установить и поддерживать хорошие отношения с собеседником; получить и передать информацию о проблеме; в процессе беседы каждый выразит свои чувства, мнения; а к концу беседы нужно побудить что-то сделать, предпринять для осуществления решения относительно проблемы или конфликта.

Вот в такой наиболее сложной ситуации, включающей в себя практически все компоненты общения, мы и будем рассматривать средства достижения цели беседы. А какие именно средства общения целесообразнее всего использовать в той или иной конкретной ситуации, каждому придется решать самому. Мы же предлагаем лишь рекомендации, которые носят достаточно общий характер.

Итак, речь в дальнейшем пойдет о деловой беседе руководителя с целью решения проблемы: о ее динамике; средствах достижения сопутствующих целей беседы; о факторах, влияющих на ход беседы.

Раздел 2. Теоретико-методологические основы..


Рис.8. Структура взаимодействия

Динамика деловой беседы

Любая беседа имеет свою динамику, то есть имеет свое начало, середину и конец. Беседа может быть короткой или длительной по времени (содержание беседы мы пока не затрагиваем — это отдель-

Глава 3. Коммуникация как деятельность

ный аспект). Но тем не менее все разнообразие бесед определенным образом упорядочивается. Процесс любой беседы можно разбить на этапы или фазы. Полноценная беседа в своем развитии должна пройти все четыре этапа (или фазы). На каждой фазе решаются свои задачи. Хотя деление целостной беседы на этапы достаточно условно, эти фазы реально существуют, и даже в некоторой степени независимо от других фаз. Но так же как, скажем, в развитии ребенка, если те или иные этапы пропущены или пройдены поверхностно, через какое-то время человек к ним возвращается, поскольку неразвитые функции, процессы и способности тормозят дальнейшее развитие. Аналогичная ситуация и в беседе: происходит возврат к той фазе, задачи которой не решены до конца. В этом проявляется зависимость фаз друг от друга, их взаимная обусловленность. Итак, в беседе выделяют четыре фазы (рис. 9):

1. Контакт. Цель — создание благоприятных для беседы отношений, общего эмоционального фона.

2. Ориентация. Цель — выяснение сути проблемы, интересов, позиций, точек зрения собеседников.

3. Решение, оценка. Цель — поиск вариантов решений проблемы, их оценка.

4. Результат. Цель — достижение согласованного с собеседником решения, побуждение к действиям.

На каждой фазе для достижения основной цели беседы решаются свои задачи, которые будут рассмотрены ниже.

Таким образом, предложенная структура деловой беседы позволяет описать процесс развития беседы. Однако, как уже отмечалось выше, если задачи какой-то фазы не решаются до конца, то собеседники возвращаются к ним. Например, можно установить контакт с собеседником в начале беседы, но потерять его на второй или третьей фазе при обсуждении проблемы. В таком случае нужно снова устанавливать контакт и стараться поддерживать его в процессе всей беседы. В этом смысле фаза контакта сквозная, то есть она проходит по всем фазам беседы, только уже не стоит на


Раздел 2. Теоретико-методологические основы.

первом месте по значению. То же самое можно сказать о фазе ориентации. Обращать внимание, собирать информацию о собеседнике и проблеме приходится с самого начала беседы и вплоть до ее завершения. Но это наша как бы внутренняя работа, в основном же суть проблемы выясняется на второй фазе беседы.

В следующем разделе, придерживаясь схемы развития любой деловой беседы или переговоров, мы подробно рассматриваем основные коммуникативные навыки, необходимые менеджерам для продвижения к более сложным ситуациям, задачам управления персоналом.

Подходы к описанию структуры взаимодействия. Транзактный анализ.

Парсонс. Примером того, как реализовалась эта идея, может служить теория Парсонса, в основе ее лежат межличностные взаимодействия, на них строится человеческая деятельность в ее широком проявлении, она – результат единичных действий. Но эта попытка оказалась несостоятельной, т.к. начинать анализ можно лишь с характеристики социальной деятельности, а от него идти к структуре отдельных инд. действий, т.е. в противоположном направлении. Нельзя разработать структуру действия (или взаимодействия), отталкиваясь от психических особенностей личности, рассмотренной вне социального контекста.

Щепаньский. Другая попытка построить структуру взаимодействия связана с описанием ступеней его развития. При этом взаимодействие расчленяется не на элементарные акты, а на стадии, которые оно проходит. Такой подход предложен польским исследователем Щепаньским. Центральным понятием при описании социального поведения является понятие социальной связи. Она может быть представлена как последовательное осуществление:

б)психического контакта – это взаимная заинтересованность,

в)социального контакта – здесь это совм. деятельность,

г)взаимодействия – систематическое, постоянное осуществление действий,

д)социального отношения (взаимно сопряженных систем действий).

В этой схеме пространственный и психический контакты выступают в качестве предпосылок индивидуального акта взаимодействия, и потому она не снимает погрешностей схемы Парсонса. Но включение социального контакта, понятого как совм.деят., во многом меняет картину. Однако нестрогость этой схемы снижает ее возможности для познания структуры взаимодействия.

Интеракционистыанализировали не отдельного человека, а соц. процесс интеракции. они рассм. специфические для человека средства, кот регулируют процесс соц. интеракции.

Транзактный анализ

В советской психологии: вначале делается анализ структуры челов. деят., а затем внутри нее в качестве ее компонентов выделяются действия (и далее операции).

Наиболее значимым типом взаимодействия явл-ся кооперация, при которой происходит суммирование, выравнивание и упорядочение многих сил, включенных в единую деятельность. При втором виде взаимодействия – конкуренции (или конфликте) можно найти как положит., так и отриц. стороны. Так, возникшая в условиях социалистического общества, совершенно новая форма активности – социалистическое соревнование, которое традиционно рассматривают как вид конкуренции, изменяет его качественную природу. Специфика соц. соревнования как особого типа взаим-я закл. в том, что его трудно однозначно отнести лишь к одной стороне дихотомии, т.к. при соц. сорев. происходит сложное соединение как моментов кооперативной деятельности взаимопомощь, сотрудничество), так и моментов, характеризующих конкуренции (соперничество, состязание).

Общение как взаимодействие(интеракция) . Подходы к описанию структуры взаимодействия. Транзактный анализ

Интерактивная сторона общения – это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей.

Если при взаимодействии с другими людьми человек ориентируется только на свои цели без учета целей партнеров по общению, то он вступает в противодействие или конкуренцию. Компромисс реализуется в частном достижении целей партнеров ради условного равенства. Сотрудничество направлено на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей (кооперации). Уступчивость предполагает принесение в жертву собственных целей для достижения целей партнера (альтруизм). Избегание представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого (индивидуализм).

Р. Бейлз считает, что любое взаимодействие может быть описано с помощью четырех феноменов (позитивные эмоции, решение проблем, постановка проблем, негативные эмоции).

Несмотря на целостность, система не лишена недостатков, так как фиксирует лишь форму взаимодействия. Тем не менее вслед за Бейлзом психологи стали выделять в самом взаимодействии собственно дело и отношение к нему со стороны участников, т.е. их эмоции. С помощью теории Хоманса могут быть описаны разные сложные виды взаимодействий: отношение к власти, переговорный процесс, лидерство и т.п. Он рассматривает социальное взаимодействие как сложную систему обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграждений и затрат.

З. Фрейд считал, что межличностное взаимодействие определяется в основном представлениями, усвоенными в раннем детстве, и конфликтами, пережитыми в этот период жизни. Таким образом, согласно психоаналитической теории в процессе взаимодействия люди воспроизводят детский опыт.

Наиболее подробно интерактивная сторона общения исследовалась в работах представителей символического интеракционизма (Дж. Мид, Г. Блумер), считавших, что поведение людей по отношению друг к другу и предметам окружающего мира определяется тем значением, которое они им придают.

Дж. Мид рассматривал поступки человека как социальное поведение, основанное на обмене информацией. Он считал, что люди реагируют не только на поступки других людей, но и на их намерения. Подходы к описанию структуры взаимодействия Интерактивная сторона общения – это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. В истории социальной психологии существовало несколько попыток описать структуру взаимодействий. Так, например, большое распространение получила так называемая теория действия, или теория социального действия, в которой в различных вариантах предлагалось описание индивидуального акта действия. К этой идее обращались и социологи: (М.Вебер, П.Сорокин, Т.Парсонс) и социальные психологи. Все фиксировали некоторые компоненты взаимодействия: люди, их связь, воздействие друг на друга и, как следствие этого, их изменения. Задача всегда формулировалась как поиск доминирующих факторов мотивации действий во взаимодействии.

Щепаньский. Другая попытка построить структуру взаимодействия связана с описанием ступеней его развития. При этом взаимодействие расчленяется не на элементарные акты, а на стадии, которые оно проходит. Такой подход предложен польским исследователем Щепаньским. Центральным понятием при описании социального поведения являетсяпонятие социальной связи. Она может быть представлена как последовательное осуществление:

а) пространственного контакта,

б) психического контакта – это взаимная заинтересованность,

в) социального контакта – здесь это совместная деятельность,

г) взаимодействия – систематическое, постоянное осуществление действий.

. Теория Эрика Берна. Транзактный анализ.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

С позиции экспериментальной психологии интерактивная сторона общения состоит в организации взаимодействия общающихся индивидов, то есть представляет собой обмен не только знаниями, идеями, но и действиями. Также она заключается в организации непосредственной совместной деятельности индивидов.

Для понимания смысла и содержания взаимодействия между людьми, важно знать контекст происходящего. Определить поведение человека в соответствующем аспекте значит его помещение в рамки, где оно способно приобретать более или менее однозначный смысл.

Эти примеры наглядно отражают одним из собеседников контекста, позволяющий ему выбирать линию дальнейшего поведения. Процесс обращения к контексту выполняет, главным образом, 2 задачи межличностного взаимодействия. Для наблюдателя она представляет собой объяснение того, что происходит между людьми, почему именно таким образом, а не иначе осуществляют общение индивиды. Для действующего же лица она представлена возможностью сформировать собственное отношение к происходящему, выбрать способы поведения, которые будут более адекватны соответствующей ситуации, где проявляется возможность соотнести действия и ситуацию.

Структура взаимодействия

История социальной психологии предпринимала не одну попытку описания структуры взаимодействий. Например, социологи (М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс) и социальные психологи рассматривали теорию действия, или теорию социального действия. В ней с помощью разных вариантов было предложено описание индивидуального акта действия. Ученые концентрировались на некоторых компонентах взаимодействия: людях их связях, воздействии друг на друга и, как следствие этого, их изменениях. Задачами исследования здесь был поиск доминирующих факторов мотивации действия во взаимодействиях.

В соответствии с концепцией Т. Парсонса, описывающей структуру социального действия, основой социальной деятельности являются межличностные взаимодействия. На них происходит построение деятельности человека в качестве результата единичных действий. С позиции абстрактной схемы за элементы взаимодействия принимаются:

Тем не менее, Λ. Н. Леонтьев считал, что при таком подходе нельзя уловить содержательную сторону действий, поскольку она задана в целом содержанием социальной деятельности. Помимо этого, предлагаемое Парсонсом направление всегда приводит к утрате социального контекста, поскольку в нем все богатство социальной деятельности (то есть система взаимоотношений в обществе) выводится из контекста психологии индивидов.

Существует определенная связь между социологическими исследованиями структуры взаимодействия и описанием ступеней его развития. Здесь происходит расчленение взаимодействия не на элементарные акты, а на этапы, которое оно должно проходить. Эту концепцию развивал польский социолог Я. Щепаньский. Основным понятием в ходе описания социального поведения по этой теории является понятие социальная связь, представленная последовательным осуществлением следующих действий:

  • пространственный контакт;
  • психический контакт (взаимная заинтересованность);
  • социальный контакт (совместная деятельность);
  • взаимодействие («систематическое, постоянное осуществление действий, целью которых является соответствующая реакция со стороны партнера.;
  • социальное отношение в виде взаимно сопряженных систем действий.

В соответствии с взглядами автора, выстраивание в ряды ступеней, которые предшествуют взаимодействию, нельзя считать слишком строгим. В этой схеме психический и пространственный контакты выступают как предпосылки индивидуального акта взаимодействия.

Структура взаимодействия

Структура взаимодействия

Рисунок 1. Распределение позиций при взаимодействии (транзактный анализ)

Следующим показателем эффективности взаимодействия является адекватное понимание ситуации при обмене информацией и адекватный стиль действия в этой ситуации. Социальная психология рассматривает большое число классификаций ситуаций взаимодействия. Примером здесь могут быть способы организации межличностного взаимодействия, которые впервые предложил Э. Берн, предлагающий рассмотреть 6 основных форм социального поведения. Среди них 4 считаются основными и 2 пограничными случаями.

  1. На одном из полюсов пограничный случай виде замкнутости, где нет явной коммуникации между людьми. Человек физически есть, но психологически он находится вне контакта, будто находится в собственных мыслях (например, в поездке в вагоне, в палате больницы).
  2. Ритуалы в виде привычных, повторяющихся действий, которые не несут смысловой нагрузки и часто обладают неформальным характером (например, приветствие, прощание, благодарность) или официальным (этикет дипломатов). Целью этого типа общения является возможность проводить время вместе, но не сближаться.
  3. Времяпрепровождение, то есть полу ритуальные разговоры о ситуациях или проблемах, которые известны всем. Они не в такой мере стилизованы и их нельзя предсказать, как ритуалы, но для них присуща определенная повторяемость (вечеринка, на которой гости недостаточно хорошо знают друг друга). Времяпрепровождение является всегда социально запрограммированным: вести разговоры в это время разрешается только в предусмотренном стиле и лишь на допускаемые темы. Основной целью подобного типа общения является структурирование времени и определенный социальный отбор (поиск человеком новых полезных знакомств и связей).
  4. Совместная деятельность в качестве взаимодействия людей на работе. Ее целью является эффективное выполнение поставленных задач.
  5. Игра является самым сложным типом общения, поскольку только в ней каждой стороной предпринимается неосознанная попытка достичь превосходства над другой с целью получения вознаграждения. Основной отличительной особенностью игры можно считать скрытую мотивацию ее участников. Э. Берн считал, что люди чаще выбирают себе друзей из числа тех, кто выбирает ту же игру, что и они. По этой причине в подобном социальном окружении любой представитель способен приобретать манеру поведения, совершенно чуждую членам другого социального круга.
  6. Близость — второй пограничный случай, который следует за игрой, замыкает ряд форм межчеловеческого взаимодействия. Двусторонняя близость определяется в качестве свободного от игр общения, которое предполагает теплое заинтересованное отношение без поиска выгоды. Близость между людьми в виде самой совершенной формы человеческих взаимоотношений, должна всегда приносить удовольствие.

В этой ситуации человек, который привык к другому ритуалу, получив подобный ответ, будет озадачен в вопросе осуществления дальнейшего взаимодействия.

Проявление гуманистического стиля происходит в ситуации, где цель взаимодействия определяет не стремление менять другого, а изменения в представлениях обоих партнеров в отношении объекта взаимодействия. По отношению друг к другу цель представлена взаимной поддержкой. Гуманистический стиль характеризуется соответствующим осознанием и даже переживанием ситуации взаимодействия. Исследованию этого стиля особое внимание уделяет гуманистическая психология (работы К. Роджерса).

С позиции Г. М. Андреевой, при взаимодействии оно разделяется на компоненты, которые включают позиции участников, ситуацию и стиль действий. Все это способствует более детальному анализу подобной ситуации общения.

В. Н. Куницына полагала, что организация совокупности элементов взаимодействия осуществляется в определенном порядке.

Виды взаимодействия

Анализируя взаимодействие, исследователи классифицировали различные его виды. По предположению Г. М. Андреевой, самым распространенным можно считать дихотомическое разделение всех типов взаимодействия на два противоположных:

  • кооперация, представляющая собой комбинирование единичных сил участников;
  • конкуренция в виде противопоставления единичных сил участников (например, конфликт в качестве наиболее яркой формы).

Кооперацию можно считать необходимым элементом совместной деятельности, который порождается ее особой природой. А. Н. Леонтьев определил 2 базовых аспекта совместной деятельности: а) разделение единого процесса деятельности между участниками; б) изменение деятельности каждого.

Можно выделить своеобразность психологического рисунка взаимодействия каждой рассмотренной модели. По этой причине исследователи предпринимают попытки установить его в каждой ситуации. Например, необходимо выявление той системы, которая сопряжена со сложившимися между участниками взаимодействия отношениями.

Часть ученых полагает, что тема анализа взаимодействия должна учитывать факт осознания каждым участником собственного вклада в общую деятельность. Подобное осознание, в соответствии с мнением Хараша, способствует корректировке стратегии взаимодействия. Именно данное условие по мнению Г. М. Андреевой, помогает открыть психологический механизм взаимодействия, который проявляется через взаимопонимание его участников.

Виды взаимодействия

Рисунок 2. Формы совместной деятельности (концепция Л. И. Уманского)

В перечисленном выше виде компоненты общения, а следовательно и коммуникативные умения, предстают как рядоположные, равноценные и независимые друг от друга.

На наш взгляд, компоненты общения можно представить в виде определенной структуры, элементы которой зависят друг от друга. Таким структурообразующим фактором должна стать цель общения (или основная направленность) (см. рис. 8). В зависимости от основной направленности в процессе общения решаются разные задачи. Они в свою очередь определяют предмет общения и сред-

Глава 3. Коммуникация как деятельность

ства для решения поставленных задач в соответствии с общей направленностью беседы.

Возьмем, например, следующую ситуацию: рабочий цеха в последнее время часто прогуливает. Вы хотите, чтобы это прекратилось. Направленность вашей с ним беседы будет инструментальной, поскольку основная ваша цель социально значима: это нужно производству, обществу в конечном счете, а не вам лично. Ваша подцель, или задача, — побудительная, так как вы хотите добиться того, чтобы рабочий больше не прогуливал. Предметом вашего разговора с ним, по всей видимости, и будет проблема прогулов вашего рабочего. Исходя из цели, задачи вашей беседы, а также в соответствии с ситуацией и особенностями рабочего вы выберете уровень общения: будете говорить как начальник с подчиненным, прибегая к формальным предписаниям, или предпочтете неформальные: уровень разговора на равных и уменьшение психологической дистанции между вами. В разговоре вы будете пользоваться как вербальными (словесными, речевыми), так и невербальными (эмоциональными, поведенческими) средствами общения.

Цель общения может быть и более сложной, например, решить проблему, разрешить конфликт и др. В данном случае направленность воздействия может быть как инструментальной, социально значимой, так и личностной (проблема может быть производственной или личной). А для достижения основной цели беседы следует реализовать все четыре подцели, или задачи: социальную, информативную, экспрессивную, побудительную: нужно установить и поддерживать хорошие отношения с собеседником; получить и передать информацию о проблеме; в процессе беседы каждый выразит свои чувства, мнения; а к концу беседы нужно побудить что-то сделать, предпринять для осуществления решения относительно проблемы или конфликта.

Вот в такой наиболее сложной ситуации, включающей в себя практически все компоненты общения, мы и будем рассматривать средства достижения цели беседы. А какие именно средства общения целесообразнее всего использовать в той или иной конкретной ситуации, каждому придется решать самому. Мы же предлагаем лишь рекомендации, которые носят достаточно общий характер.

Итак, речь в дальнейшем пойдет о деловой беседе руководителя с целью решения проблемы: о ее динамике; средствах достижения сопутствующих целей беседы; о факторах, влияющих на ход беседы.

Раздел 2. Теоретико-методологические основы..


Рис.8. Структура взаимодействия

Динамика деловой беседы

Любая беседа имеет свою динамику, то есть имеет свое начало, середину и конец. Беседа может быть короткой или длительной по времени (содержание беседы мы пока не затрагиваем — это отдель-

Глава 3. Коммуникация как деятельность

ный аспект). Но тем не менее все разнообразие бесед определенным образом упорядочивается. Процесс любой беседы можно разбить на этапы или фазы. Полноценная беседа в своем развитии должна пройти все четыре этапа (или фазы). На каждой фазе решаются свои задачи. Хотя деление целостной беседы на этапы достаточно условно, эти фазы реально существуют, и даже в некоторой степени независимо от других фаз. Но так же как, скажем, в развитии ребенка, если те или иные этапы пропущены или пройдены поверхностно, через какое-то время человек к ним возвращается, поскольку неразвитые функции, процессы и способности тормозят дальнейшее развитие. Аналогичная ситуация и в беседе: происходит возврат к той фазе, задачи которой не решены до конца. В этом проявляется зависимость фаз друг от друга, их взаимная обусловленность. Итак, в беседе выделяют четыре фазы (рис. 9):

1. Контакт. Цель — создание благоприятных для беседы отношений, общего эмоционального фона.

2. Ориентация. Цель — выяснение сути проблемы, интересов, позиций, точек зрения собеседников.

3. Решение, оценка. Цель — поиск вариантов решений проблемы, их оценка.

4. Результат. Цель — достижение согласованного с собеседником решения, побуждение к действиям.

На каждой фазе для достижения основной цели беседы решаются свои задачи, которые будут рассмотрены ниже.

Таким образом, предложенная структура деловой беседы позволяет описать процесс развития беседы. Однако, как уже отмечалось выше, если задачи какой-то фазы не решаются до конца, то собеседники возвращаются к ним. Например, можно установить контакт с собеседником в начале беседы, но потерять его на второй или третьей фазе при обсуждении проблемы. В таком случае нужно снова устанавливать контакт и стараться поддерживать его в процессе всей беседы. В этом смысле фаза контакта сквозная, то есть она проходит по всем фазам беседы, только уже не стоит на


Раздел 2. Теоретико-методологические основы.

первом месте по значению. То же самое можно сказать о фазе ориентации. Обращать внимание, собирать информацию о собеседнике и проблеме приходится с самого начала беседы и вплоть до ее завершения. Но это наша как бы внутренняя работа, в основном же суть проблемы выясняется на второй фазе беседы.

В следующем разделе, придерживаясь схемы развития любой деловой беседы или переговоров, мы подробно рассматриваем основные коммуникативные навыки, необходимые менеджерам для продвижения к более сложным ситуациям, задачам управления персоналом.

Читайте также: