Героические образы в музыке и изобразительном искусстве 5 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

порождение новых знаний, способов действий, личностных смыслов.

➢ Воспитывать культуру слушателя че рез прослушивание подготовленного

➢ Развивать культуру диалоговой и монологовой речи в процессе изучения

➢ Найти возможность для творческой сам ореализации на уроке и во

искусством (самостоятельное прослу шивание музыки в домашних у словиях,

приобретение записей классичес кой м у зыки для домашней фонотеки, посещение

концертов, обучение игре на музыкальных инструме нтах, чтение литературы).

Музыкальные фрагменты : гимн РФ, Симфония №2 А.П. Бородина, фрагменты

У: Здравствуйте ребята ( зв у чит гимн РФ ) , вам знакома эта мелодия? (Это гимн

Уч. В особо торжественных сл у чаях, на государственных праздниках, при поднятии

флага, открытии спортивных олимпиад, у тром по радио.

У . Вот в таком характере мы с вами исполним 1 куплет гимна. Давайте встанем,

потому что когда звучит гимн, все люди встают, тем самым подчеркивают уважительное

отношение к главной песне страны. Теперь вспомним гимн РФ. ( ИСПОЛНЕНИЕ 1

У - ''От южных морей, до полярного края, раскину лись наши леса и поля'' такие слова

из гимна мы с вами только что пропели. И действительно, территория нашей Родины

очень большая и с древних времен со всех сторон на Русь наступали враги, пытаясь

завладеть нашими землями, нашими природными богатствам и, поработить р у сский народ

И конечно, всегда находились защитники земли рус ской, имена которых дошли до

наших дней. Мы восхищаемся их подвигами. Назовите известных вам герое в, защитников

Уч: Илья М у ромец, Александр Суворов, Александр Невский.

У: Верно. И образы богатырей, защитников Родины в разные времена волновали

композиторов, художников и они разными средствами, независимо друг от друга

воплощали эти образы в своих произведениях. Композиторы при помощи зву ков,

Уч: Героические образы в музыке и изобразительном искусстве.

У: Правильно. И сегодня наша задача ответить на вопросы: есть ли взаимосвязь

между му зыкой и изобразительным иску сством? Можем ли мы увидеть музыку

и услышать живопись? В конце урока вы сам и дадите ответы на эти вопросы.

Ум: Сейчас прозвучит знакомое вам произведение русского композитора .

Уч: Образ человека смелого, решительного, мог учего, с ильного, людей богатырей.

У: Как называется произведение, созданное для симфонического оркестра?

У: Верно. Если бы вы были х у дожниками, какие бы краски взяли для изображения

У: А.П. Бородин так ее назвал ''Богатырская'', и она действительно рисует нам образ

А какая из известных вам картин наиболее созву чна этой музыке?

Уч : Картина русского художника Виктора Михайловича Васнецова ''Богатыри''

У: Молодцы, ваше творческое воображение подсказало вам правильный ответ

Интересный факт: Когда Васнецов закончил работу над картиной он говорил: ''Я

хотел, чтобы картина звучала как музыка, пелась как былина, волновала, как родная

песня. '' Как вы думаете, удалось это художнику , звучит картина?

''Богатырская'' симфония композитора Бородина и картина '' Богатыри'' х у дожника

Васнецова появились независимо друг от друга и создатели этих произведений никогда не

встречались, но мы не случайно в своем восприятии объединяем эти произведения, так

как они связаны общей идеей прославления силы и могущества нашей Родины, и ее

Цель: формирования у учащихся умения чётко сформулировать проблему, самостоятельно и логично выстраивать систему действий, проводить диагностику результатов. Ф ормирование целостной картины восприятия мира, неделимость музыки и окружающего мира.

- воспитание культуры слушателя, исполнителя;

- формирование внутренней мотивации к учению посредством организации самостоятельной познавательной деятельности учащегося;

- развитие творческого и интеллектуального потенциала ученика,

- повышение эффективности усвоения УУД посредством создания проблемной ситуации и нахождения пути решения данной проблемы с помощью логического мышления.

- развитие навыка применения знаний и личного опыта на практике в нестандартной для ребят форме.

- формирование умения осваивать новый опыт, ориентир их деятельности – порождение новых знаний, способов действий, личностных смыслов.

  • Воспитывать культуру слушателя через прослушивание подготовленного материала
  • Формировать культуру анализа произведений;
  • Развивать культуру диалоговой и монологовой речи в процессе изучения учебного материала.

I ЭТАП. Мотивация к учебной деятельности. 4 мин

У: Здравствуйте ребята (звучит гимн РФ), вам знакома эта мелодия? (Это гимн России)

У: А что означает слово гимн?

Уч: Это главная песня страны, республики.

У: В каких случаях он исполняется?

Уч. В особо торжественных случаях, на государственных праздниках, при поднятии флага, открытии спортивных олимпиад, утром по радио.

У: В каком характере нужно исполнять гимн?

Уч: Величественно, торжественно, твердо, гордо.

У. Вот в таком характере мы с вами исполним 1 куплет гимна. Давайте встанем, потому что когда звучит гимн, все люди встают, тем самым подчеркивают уважительное отношение к главной песне страны. Теперь вспомним гимн РФ. ( ИСПОЛНЕНИЕ 1 КУПЛЕТА ГИМНА РФ)

У - ''От южных морей, до полярного края, раскинулись наши леса и поля'' такие слова из гимна мы с вами только что пропели. И действительно, территория нашей Родины очень большая и с древних времен со всех сторон на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, нашими природными богатствами, поработить русский народ

II ЭТАП. Актуализации знаний и умений 7 мин

И конечно, всегда находились защитники земли русской, имена которых дошли до наших дней. Мы восхищаемся их подвигами. Назовите известных вам героев, защитников Отечества.

Уч: Илья Муромец, Александр Суворов, Александр Невский.

У: Верно. И образы богатырей, защитников Родины в разные времена волновали композиторов, художников и они разными средствами, независимо друг от друга воплощали эти образы в своих произведениях. Композиторы при помощи звуков, художники при помощи красок.

Итак, давайте сформулируем тему сегодняшнего урока .

Уч: Героические образы в музыке и изобразительном искусстве.

У: Правильно. И сегодня наша задача ответить на вопросы: есть ли взаимосвязь между музыкой и изобразительным искусством? Можем ли мы увидеть музыку и услышать живопись? В конце урока вы сами дадите ответы на эти вопросы.

Ум: Сейчас прозвучит знакомое вам произведение русского композитора. Послушайте его внимательно и ответьте на вопросы:

Звучит фрагмент симфонии №2 А.П.Бородина.

- Что это за музыкальное произведение?

- Кто является автором?

-Какой образ рисует в вашем воображении эта музыка?

Уч: Образ человека смелого, решительного, могучего, сильного, людей богатырей.

У: А кто исполнял?

Уч: Симфонический оркестр.

У: Как называется произведение, созданное для симфонического оркестра?

У: Верно. Если бы вы были художниками, какие бы краски взяли для изображения этой музыки? (Ответы детей).

У: А.П. Бородин так ее назвал ''Богатырская'', и она действительно рисует нам образ былинных русских богатырей- защитников Отечества.

А какая из известных вам картин наиболее созвучна этой музыке?

Уч : Картина русского художника Виктора Михайловича Васнецова ''Богатыри''

У: Молодцы, ваше творческое воображение подсказало вам правильный ответ

Интересный факт: Когда Васнецов закончил работу над картиной он говорил: ''Я хотел, чтобы картина звучала как музыка, пелась как былина, волновала, как родная песня. '' Как вы думаете, удалось это художнику, звучит картина?

''Богатырская'' симфония композитора Бородина и картина ''Богатыри'' художника Васнецова появились независимо друг от друга и создатели этих произведений никогда не встречались, но мы не случайно в своем восприятии объединяем эти произведения, так как они связаны общей идеей прославления силы и могущества нашей Родины, и ее героев, богатырей.

- Что это за произведение?

- О ком это произведение?

- В каком музыкальном жанре воспет его образ?

- Кто является композитором?

Каким в фильме изображен Александр Невский? Как вы думаете, образ Александра Невского, который мы увидели во фрагменте кантаты и его образ из фильма соответствуют друг другу? Чем они похожи? Что, кроме сюжет, роднит эти замечательные творения художника, композитора и режиссера?

Прекрасные произведения великих мастеров В. Васнецова и А.П. Бородина, П. Корина и С.С. Прокофьева и С. Эйзенштейна рассказывают нам о далеких событиях. Но эти произведения были созданы ими гораздо позже событий, описанных в картинах и музыкальных произведениях.

- Что вдохновляет художников, композиторов, исполнителей обращаться к героическим образам и сюжетам прошлого? (Групповое обсуждение вопроса 2-3 минуты).

Воспевая русскую богатырскую мощь, великие мастера изображали не только славное прошлое нашего народа, но и его славное героическое будущее. Изображая историческое прошлое, заимствовав сюжеты из истории, сами произведения, всем свои духом будят в нашем воображении события 20 века.

Они говорят нам о том, что нельзя забывать своей истории.

V ЭТАП. ФИЗМИНУТКА. 2 мин

В XX веке была еще одна страшная война – Великая Отечественная, унесшая миллионы человеческих жизней. Нет такой семьи, которой не коснулась бы эта война.

Я думаю, что всех, кто сражался на фронте, а так же тех, кто работал в тылу тоже можно назвать героями. Они для нас всегда пример. О них сложено много песен, написано много картин.

Вы уже четверное поколение, которому не довелось пережить тех ужасов войны. Но забывать об этом нельзя.

Более 10 тысячам человек во время Великой отечественной войны было присвоено звание Героев Советского Союза. И среди наших земляков-аркадакцев есть такие люди. Сколько их вы знаете? 14 молодцы.

У. А в наше время кого мы можем назвать героями?

Д. Тех, кто стоит на защите нашей Родины. Это солдаты, которые днем и ночью охраняют наш покой и зорко охраняют наши границы.

После того, как ребята спели песню вопрос:

Ребята, какую картину вы себе представляли когда пели эту песню?

IIX ЭТАП. РЕФЛЕКСИЯ. 5 мин

Сегодня на уроке мы познакомились с прекрасными творениями великих мастеров, которые в своих произведениях воспели мужество, героизм, силу, благородство русских защитников Отечества.

Теперь сопоставьте все сказанное на уроке и сделайте вывод: кто же такой герой?

(Герой - это человек, который совершает подвиг, сражается с врагом, защищает свою Родину.)

-Расскажите, какой вывод вы сделали для себя сегодня за урок?

-Всё ли вам удавалось легко?

Вы все сегодня замечательно поработали.

В заключение нашей встречи мне хочется пожелать стать вам такими же доблестными, сильными, смелыми, преданными Родине защитниками своего Отечества, о которых вы узнали на уроке.

Дома постарайтесь найти пословицы, поговорки, стихи о смелости и храбрости или сочинить свои.

"Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной - есть постыдное равнодушие" – этими словами Александра Сергеевича Пушкина мы и закончим сегодняшний урок.

Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твоё достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


План-конспект разработки урока музыки в 5 классе на тему:"Что роднит музыку с литературой в сказке".

Развернутый план урока с презентацией и музыкальными фрагментами.


План конспект открытого урока "Осень в музыке и живописи". Презентация к уроку "Осень в музыке и живописи".



Содержание музыкального образования в большей степени определяется репертуаром, изучаемым детьми. Человечество сохранило, отобрало, донесло до нашего времени наиболее самобытное, талантливое в искусст.


План-конспект открытого урока "Работа над художественным образом в классе игры на синтезаторе"

План-конспект открытого урока, посвященного работе над художественным образом в рамках занятий по классу синтезатор. В мою рабочую программу входит "композиция" как предмет по выбору, а также "аранжир.


Пути повышения качества знаний на уроках музыки. Урок в 5 классе: "Образы борьбы и победы в искусстве"

Даннный урок содержит игровые приёмы с дифференцированным подходом, который позволяет повысить качество знаний учащихся, через проявление интереса к теме урока. Также учащиеся имеют возможнность прояв.

План-конспект к уроку по теме "Здоровый образ жизни Косвенная речь. Развитие навыков распознавания и использования прямой и косвенной речи."

План-конспект к уроку по теме "Здоровый образ жизни Косвенная речь. Развитие навыков распознавания и использования прямой и косвенной речи." spotlight 9 module 8.

 Образовательная: показать как музыка и изобразительное искусство разными средствами художественной выразительности отражают создание героических образов.

 Развивающая: развивать осознанное восприятие музыки и живописных полотен, воображение, словарный запас.
Развивать исполнительские навыки: чистое интонирование мелодии, пение в активной певческой позиции, работа над дикцией в исполняемых песнях.

 Воспитательная: воспитывать нравственные качества личности: любовь к Родине, патриотизм, любовь к прекрасному.

Методическая организация урока:
1. Организационный момент.
Учитель музыки (У М), учащиеся (Уч.):

- Почему композитор дал такое название симфонии?
- Какой характер этого произведения?
- Какие средства музыкальной выразительности использует композитор для создания музыкального образа(Интонация, мелодия, ритм).
УМ:Запишите в таблицу средства музыкальной выразительности и средства художественной выразительности, которые раскрывают образ защитника Родины в этих двух произведениях.
Музыка Картина
1.Интонация, мелодия, ритм - предают музыке уверенность и мощь. 1. Композиция картины выразительна. Колорит картины, гармония красок усиливает настроение торжественности и боевой тревоги.
2.Минорный лад предает музыке суровость и сдержанность. 2.Мало контраста, близкие по цвету, краски предают картине могучий характер и суровость.

В заключение нашей встречи мне хочется пожелать стать вам такими же доблестными, сильными, смелыми, преданными Родине защитниками своего Отечества, о которых вы узнали на уроке.

5. Рефлексия: Ребята, а теперь сами оцените свою работу на уроке. Перед вами карточка с изображением горы. Если вы считаете, что хорошо усвоили материал на уроке, хорошо отвечали, были активны, то нарисуйте себя на вершине горы. Если осталось что-то неясно или вы не совсем довольны собой и вашими ответами, то нарисуйте себя ниже, а слева или справа решите сами. В середине рисунка поставьте себе оценку и подпишите рисунок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Раскрыть взаимосвязь музыки и изобразительного искусства через произведения русских художников и музыкантов.

Планируемые результаты:

Предметные: Формирование внутренней мотивации к учению посредством организации самостоятельной познавательной деятельности учащегося;

Личностные: Воспитывать нравственно-эстетические чувства. Пробудить в душе ребёнка любовь к Родине и желание быть её защитником.

Конспект урока музыки.

Цель: Раскрыть взаимосвязь музыки и изобразительного искусства через произведения русских художников и музыкантов.

Планируемые результаты:

Предметные: Формирование внутренней мотивации к учению посредством организации самостоятельной познавательной деятельности учащегося;

Личностные: Воспитывать нравственно-эстетические чувства. Пробудить в душе ребёнка любовь к Родине и желание быть её защитником.

Оборудование: Компьютер, проектор, музыкальный центр, доска, портреты.

Методы и приемы

Содержание урока. Деятельность учителя

Отдых наш кончается,

Работа начинается.

Усердно будем мы трудиться,

Чтобы чему-то научиться.

Здороваются с учителем

Прежде чем назвать тему нашего урока, я спою вам песню, а вы скажите о ком или о чем она. Звучит песня “О России”. Правильно, песня про Россию. А для нас с вами Россия? Она наша родина. Территория нашей Родины очень большая и с древних времен со всех сторон на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, нашими природными богатствами, поработить русский народ. И конечно, всегда находились защитники земли русской, имена которых дошли до наших дней. Мы восхищаемся их подвигами. Назовите известных вам героев, защитников Отечества (Илья Муромец, Александр Суворов, Александр Невский). Верно. И образы богатырей, защитников Родины в разные времена волновали композиторов, художников и они разными средствами, независимо друг от друга воплощали эти образы в своих произведениях. Композиторы при помощи звуков, художники при помощи красок.

Итак, давайте сформулируем тему сегодняшнего урока.

Героические образы в музыке и изобразительном искусстве.

Правильно. И сегодня наша задача ответить на вопросы: есть ли взаимосвязь между музыкой и изобразительным искусством? Можем ли мы увидеть музыку и услышать живопись? В конце урока вы сами дадите ответы на эти вопросы.

Сейчас прозвучит знакомое вам произведение русского композитора. Послушайте его внимательно и ответьте на вопросы:

Звучит фрагмент симфонии №2 А.П.Бородина.

- Что это за музыкальное произведение?

- Кто является автором?

-Какой образ рисует в вашем воображении эта музыка?

Образ человека смелого, решительного, могучего, сильного, людей богатырей.

Как называется произведение, созданное для симфонического оркестра?

Верно. Если бы вы были художниками, какие бы краски взяли для изображения этой музыки? (Ответы детей).

А.П. Бородин так ее назвал ''Богатырская'', и она действительно рисует нам образ былинных русских богатырей- защитников Отечества.

А какая из известных вам картин наиболее созвучна этой музыке?

Картина русского художника Виктора Михайловича Васнецова ''Богатыри''

У: Молодцы, ваше творческое воображение подсказало вам правильный ответ

Интересный факт: Когда Васнецов закончил работу над картиной он говорил: ''Я хотел, чтобы картина звучала как музыка, пелась как былина, волновала, как родная песня. '' Как вы думаете, удалось это художнику, звучит картина?

''Богатырская'' симфония композитора Бородина и картина ''Богатыри'' художника Васнецова появились независимо друг от друга и создатели этих произведений никогда не встречались, но мы не случайно в своем восприятии объединяем эти произведения, так как они связаны общей идеей прославления силы и могущества нашей Родины, и ее героев, богатырей.

- Что это за произведение?

- О ком это произведение?

- Кто является композитором?

- Что вдохновляет художников, композиторов, исполнителей обращаться к героическим образам и сюжетам прошлого? Воспевая русскую богатырскую мощь, великие мастера изображали не только славное прошлое нашего народа, но и его славное героическое будущее. Изображая историческое прошлое, заимствовав сюжеты из истории, сами произведения, всем свои духом будят в нашем воображении события 20 века.

Они говорят нам о том, что нельзя забывать своей истории.

Дети думают, отвечают на вопросы

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Р: Принимают и решают поставленную задачу.

К: Участвуют в учебном диалоге.

В XX веке была еще одна страшная война – Великая Отечественная, унесшая миллионы человеческих жизней. Нет такой семьи, которой не коснулась бы эта война.

Я думаю, что всех, кто сражался на фронте, а так же тех, кто работал в тылу тоже можно назвать героями. Они для нас всегда пример. О них сложено много песен, написано много картин.

Вы уже четверное поколение, которому не довелось пережить тех ужасов войны. Но забывать об этом нельзя.

Более 10 тысячам человек во время Великой отечественной войны было присвоено звание Героев Советского Союза. А в наше время кого мы можем назвать героями?

Тех, кто стоит на защите нашей Родины. Это солдаты, которые днем и ночью охраняют наш покой и зорко охраняют наши границы.

В наше время тоже пишут картины о том тяжком времени, пишут стихи и сочиняют музыкальные произведения.

Нелегко досталась победа русским воинам в этой страшной, кровопролитной войне.

Откуда же черпали свою неиссякаемую силу эти солдаты? Не от русских ли богатырей досталась она им – далёких предков, о которых сложены песни, сказания, былины?

-Ребята, а кто такие богатыри?

-Герои народных сказаний, песен, былин… Сильные люди.

-Только ли сильные? Вокруг нас много сильных людей, значит, все они богатыри? Давайте не будем торопиться с ответом, а посмотрим на репродукцию картины русского художника В.Васнецова “Богатыри”. Кто на ней изображён?

Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.

Вслушайтесь в слово “богатырь”. От какого слова оно произошло?

-“богатый”, “ходит под Богом”, “Богом данный дар”

-Интересный ответ. Каков же дар дан каждому из них?

-Одному - сила, другому – ум, третьему- доброта.

-А что по-вашему важнее для человека из этих 3-х начал? Нужна ли человеку сила, если нет ума-разума? А ум без доброты что принесёт человечеству?

-Так что же делает человека поистине богатым?

-Всё вместе: и сила, и ум, и доброта.

-Вот, оказывается, кто таков настоящий Богатырь! Какой глубокий смысл вложил художник в свою картину! А как изобразил он богатырей – с какой любовью! И как прекрасен русский пейзаж в ней! Не правда ли, картина очень музыкальна? Если бы вы были композиторами, то какую музыку сочинили бы, созвучную этой картине?

Читайте также: