Культура хараппы и мохенджо даро кратко

Обновлено: 30.06.2024

Древнейшая в Южной Азии цивилизация называется Индской, так как она возникла в районе реки Инд в Северо-Западной Индии (ныне в основном территория Пакистана). Она датируется примерно ХХШ—XVIII веками до н. э. и таким образом может считаться третьей по времени появления древневосточной цивилизацией. Как и первые две - в Месопотамии и Египте,—расположена она в бассейне великой реки, и, очевидно, становление ее было связано с организацией высокоурожайного поливного земледелия.

Открытие культуры долины Инда произошло сравнительно недавно (в 20-ге годы прошлого века), и по разным причинам известна она значительно хуже, чем существовавшие одновременно Египетское и Шумеро-Аккадское государства. Однако можно утверждать, что для нее было характерно использование бронзы, строительство городов, а также изобретение письменности. Эти основные признаки и позволяют говорить о возникновении цивилизации, т. е. классового общества и государства.

Открытие городов III тысячелетия до н, э. в долине Инда было столь неожиданным, что в течение нескольких десятилетий в науке господствовало убеждение, будто культура принесена сюда в готовом виде извне. Лишь в последнее время начинает проясняться древнейшая история данного региона. На территории к западу от реки Инд уже в эпоху неолита, в VI (а возможно, и в VII) тысячелетии до н. э., население стало заниматься земледелием. К концу IV тысячелетия до н. э. выделяется несколько типов энеолитических земледельческих культур. Небольшие поселки с домами из сырцового кирпича располагались в долинах, орошаемых разливами мелких рек. Глиняные фигурки и ропись на керамике свидетельствуют о типичных культах плодородия—богини-матери и быка. Отдельные черты материальной культуры (форма и орнаментация сосудов, строительные приемы) позволяют проследить черты сходства и преемственности между городами Индской цивилизации и теми энеолитическими поселениями, которые частично предшествовали им, а частично с ними сосуществовали.

Ранние земледельческие культуры Северо-Западной Индии не были изолированы от близлежащих областей, и есть основания говорить о связях их даже с территорией далекого Элама. Важно подчеркнуть, однако, что, несмотря на любые возможные миграции населения или заимствование каких-либо достижений, возникновение городской цивилизации в долине Инда было подготовлено многовековым развитием самого этого региона.

Первыми были исследованы два наиболее крупных городских центра — Мохенджо-Даро и Хараппа (по названию последнего и вся археологическая культура именуется иногда хараппской). Затем были открыты менее значительные—Чанху-Даро, Калибанган. В последние годы раскопки ведутся преимущественно в периферийных районах. Особенно большой интерес представляет Лртхал—важный форпост южной зоны цивилизации, бывший, возможно, морским портом. В настоящее время известно уже несколько сот поселений Индской цивилизации на огромной площади, простирающейся на тысячу километров с севера на юг и на полторы тысячи километров с запада на восток. Она сохраняет все же условное наименование Индской, ибо основные ее центры находились в бассейне этой великой реки.

Такие города, как Мохенджо-Даро, Хараппа и Калибанган, имеют характерную двухчастную планировку. Часть города построена на искусственном возвышении и отделена зубчатой стеной от остального поселения. Эта так называемая цитадель, очевидно, была предназначена для общегородских построек—административных и религиозных. Крупное здание, обнаруженное в цитадели Мохенджо-Даро, исследователи считают храмом или дворцом правителя. Неподалеку от него находится бассейн, предназначавшийся для ритуальных омовений (и в настоящее время бассейны составляют существенную часть индуистских храмовых комплексов). В крытой аркаде вокруг бассейна, вероятно, находились жрецы, совершавшие религиозные обряды. В цитадели Хараппы найдено огромное зернохранилище. Имеется аналогичное сооружение и в Мохенджо-Даро. Возле кирпичной площадки для помола зерна расположены параллельными рядами небольшие помещения, в которых могли жить работники.

Собственно городское поселение занимает в Мохенджо-Даро площадь около двух квадратных километров—здесь могло проживать несколько десятков тысяч человек. Прямые улицы, до десяти метров шириною, использовались для проезда колесных повозок и, возможно, для религиозных процессий. Пересекаясь под прямыми углами, они делят город на большие кварталы. Внутри этих кварталов четкой планировки нет, и дома разделены лишь узкими, часто извилистыми переулками. Большая часть городских построек возведена из обожженного кирпича стандартных размеров. Дома были нередко высотою в два этажа и состояли из десятков помещений. В жаркое время жители, видимо, спали на плоских крышах. Окна выходили во внутренний двор, где на очаге готовилась пища. Более всего поражает исследователей уровень городского благоустройства. Во многих домах находят специальные комнаты для омовения. Грязная вода по водостокам и выложенным кирпичом каналам выводилась в специальные отстойники. Система канализации в городах долины Инда кажется более совершенной, чем в других странах древнего мира.




Раскопки городских центров не дают сколько-нибудь полного представления о сельском хозяйстве (хотя несомненно значительная часть горожан также принимала участие в сельскохозяйственных работах), Найденные остатки злаков свидетельствуют о том, что выращивались пшеница, ячмень, просо. Остатки тканей доказывают, что в Индии раньше, чем в других странах Азии, начали возделывать хлопчатник (недавно было установлено, что он был известен здесь даже до возникновения хараппской культуры). В качестве тягловых животных использовали быков и буйволов. Разводили домашнюю птицу (например, кур).

Древнейшая в Южной Азии цивилизация называется Индской, так как она возникла в районе реки Инд в Северо-Западной Индии (ныне в основном территория Пакистана). Она датируется примерно ХХШ—XVIII веками до н. э. и таким образом может считаться третьей по времени появления древневосточной цивилизацией. Как и первые две - в Месопотамии и Египте,—расположена она в бассейне великой реки, и, очевидно, становление ее было связано с организацией высокоурожайного поливного земледелия.

Открытие культуры долины Инда произошло сравнительно недавно (в 20-ге годы прошлого века), и по разным причинам известна она значительно хуже, чем существовавшие одновременно Египетское и Шумеро-Аккадское государства. Однако можно утверждать, что для нее было характерно использование бронзы, строительство городов, а также изобретение письменности. Эти основные признаки и позволяют говорить о возникновении цивилизации, т. е. классового общества и государства.

Открытие городов III тысячелетия до н, э. в долине Инда было столь неожиданным, что в течение нескольких десятилетий в науке господствовало убеждение, будто культура принесена сюда в готовом виде извне. Лишь в последнее время начинает проясняться древнейшая история данного региона. На территории к западу от реки Инд уже в эпоху неолита, в VI (а возможно, и в VII) тысячелетии до н. э., население стало заниматься земледелием. К концу IV тысячелетия до н. э. выделяется несколько типов энеолитических земледельческих культур. Небольшие поселки с домами из сырцового кирпича располагались в долинах, орошаемых разливами мелких рек. Глиняные фигурки и ропись на керамике свидетельствуют о типичных культах плодородия—богини-матери и быка. Отдельные черты материальной культуры (форма и орнаментация сосудов, строительные приемы) позволяют проследить черты сходства и преемственности между городами Индской цивилизации и теми энеолитическими поселениями, которые частично предшествовали им, а частично с ними сосуществовали.

Ранние земледельческие культуры Северо-Западной Индии не были изолированы от близлежащих областей, и есть основания говорить о связях их даже с территорией далекого Элама. Важно подчеркнуть, однако, что, несмотря на любые возможные миграции населения или заимствование каких-либо достижений, возникновение городской цивилизации в долине Инда было подготовлено многовековым развитием самого этого региона.

Первыми были исследованы два наиболее крупных городских центра — Мохенджо-Даро и Хараппа (по названию последнего и вся археологическая культура именуется иногда хараппской). Затем были открыты менее значительные—Чанху-Даро, Калибанган. В последние годы раскопки ведутся преимущественно в периферийных районах. Особенно большой интерес представляет Лртхал—важный форпост южной зоны цивилизации, бывший, возможно, морским портом. В настоящее время известно уже несколько сот поселений Индской цивилизации на огромной площади, простирающейся на тысячу километров с севера на юг и на полторы тысячи километров с запада на восток. Она сохраняет все же условное наименование Индской, ибо основные ее центры находились в бассейне этой великой реки.

Такие города, как Мохенджо-Даро, Хараппа и Калибанган, имеют характерную двухчастную планировку. Часть города построена на искусственном возвышении и отделена зубчатой стеной от остального поселения. Эта так называемая цитадель, очевидно, была предназначена для общегородских построек—административных и религиозных. Крупное здание, обнаруженное в цитадели Мохенджо-Даро, исследователи считают храмом или дворцом правителя. Неподалеку от него находится бассейн, предназначавшийся для ритуальных омовений (и в настоящее время бассейны составляют существенную часть индуистских храмовых комплексов). В крытой аркаде вокруг бассейна, вероятно, находились жрецы, совершавшие религиозные обряды. В цитадели Хараппы найдено огромное зернохранилище. Имеется аналогичное сооружение и в Мохенджо-Даро. Возле кирпичной площадки для помола зерна расположены параллельными рядами небольшие помещения, в которых могли жить работники.

Собственно городское поселение занимает в Мохенджо-Даро площадь около двух квадратных километров—здесь могло проживать несколько десятков тысяч человек. Прямые улицы, до десяти метров шириною, использовались для проезда колесных повозок и, возможно, для религиозных процессий. Пересекаясь под прямыми углами, они делят город на большие кварталы. Внутри этих кварталов четкой планировки нет, и дома разделены лишь узкими, часто извилистыми переулками. Большая часть городских построек возведена из обожженного кирпича стандартных размеров. Дома были нередко высотою в два этажа и состояли из десятков помещений. В жаркое время жители, видимо, спали на плоских крышах. Окна выходили во внутренний двор, где на очаге готовилась пища. Более всего поражает исследователей уровень городского благоустройства. Во многих домах находят специальные комнаты для омовения. Грязная вода по водостокам и выложенным кирпичом каналам выводилась в специальные отстойники. Система канализации в городах долины Инда кажется более совершенной, чем в других странах древнего мира.

Раскопки городских центров не дают сколько-нибудь полного представления о сельском хозяйстве (хотя несомненно значительная часть горожан также принимала участие в сельскохозяйственных работах), Найденные остатки злаков свидетельствуют о том, что выращивались пшеница, ячмень, просо. Остатки тканей доказывают, что в Индии раньше, чем в других странах Азии, начали возделывать хлопчатник (недавно было установлено, что он был известен здесь даже до возникновения хараппской культуры). В качестве тягловых животных использовали быков и буйволов. Разводили домашнюю птицу (например, кур).

Истории расцвета и тайны падения великих древних цивилизаций – это, наверное, главнейшие явления, благодаря которым интерес людей к истории не иссякает с течением веков. Со школьной скамьи каждому знакомы легенды о Древнем Египте. Однако не менее интересными являются мифы о цивилизации Индской, или Хараппской – крупнейшей из тех, что существовали до наступления нашей эры.

Мохенджо даро древние руины города. ancient-east.ru

Руины Мохенджо даро.

Второе название дано цивилизации, развивавшейся в долине реки Инд в 3300—1300 годах до н.э., в честь одного из городов, экономическое и культурное развитие которого достигли поразительных высот – лежащего близ реки Рави города Хараппа. В 20-х годах 20 века древнеиндийский город был обнаружен археологами, а в начале 21 века на его месте планировалось построить парк развлечений. Тем не менее, обнаруженное на первых стадиях строительства наследие Хараппы – многочисленные древние артефакты, предметы быта и культуры – защитили город от его полного уничтожения. Находки археологов доказали, что в городе, численность населения которого составляла чуть менее 25 тысяч человек, были развиты монументальное строительство, мелкая скульптура и бронзовая металлургия.

Город Мохенджо даро и его руины. ancient-east.ru

Город Мохенджо даро — еще фото.

Мохенджо-Даро по оценкам археологов был основан 2600 года до н. э., что делает его современником крупнейших городов других древнейших цивилизаций – Египетской и Месопотамской. Численность населения в период расцвета достигала порядка 40 тысяч человек, но главная особенность и ценность древнего города – это его тщательно выверенная, практически идеальная планировка. Еще одни поразивший исследователей факт – это наличие в городе системы общественных туалетов и канализации, которые признаются чуть ли не первыми в истории человечества.

Особенности городов Мохенджо даро и Хараппа

Древний город Хараппа и его руины.

Древний город Хараппа

Учитывая все вышеперечисленное получается, что Мохенджо-Даро был уникальным, процветающим и крайне прогрессивным городом. Поэтому ученых до сих пор мучает вопрос, по какой причине настолько развитая цивилизация могла исчезнуть практически мгновенно (в исторических масштабах конечно).

Загадки и гипотезы смерти городов

Наряду с исторически обоснованными теориями возникали и совсем абсурдные, например, о ядерном взрыве или сбросе бомбы, совершенном инопланетными цивилизациями. Эти невероятные и даже нелепые теории основаны, тем не менее, на подтверждённых фактах: археологами был найден некий эпицентр, где некоторые здания снесены будто бы шквалом, в городе происходили массовые пожары, а анализ человеческих останков показал, что люди погибли на улицах буквально толпами. Перечисленные обстоятельства не позволяют ученым говорить о верности самых разумных теорий: гибели Мохенджо-Даро от наводнения или нашествия ариев, ведь ни в одну из этих версий не встраиваются найденные обожжённые до остекленения кирпичи и камни, а также отсутствие обломков оружия или следов разорения.

Еще одно объяснение, сочетающее в себе невероятное и вполне реальное – это гипотеза российского химика М. Т. Дмитриевева об уникальном природном явлении, спровоцированном повышенной концентрацией плазмы в атмосфере: город пал из-за тысяч единовременно появившихся шаровых молний.

Загадка Хараппской цивилизации – это невозможность неоспоримого доказательства какой-либо теории падения ее центров. Остается только принять как факт, что ни педантичность планировки, ни гениальные для своего времени инженерные решения не смогли спасти города от некой стихийной силы, вынудив жителей покинуть их навсегда.


Отправляя любой текст через специальные формы на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности данного сайта. Все авторские права на произведения принадлежат их авторам и охраняются действующим законодательством. Перепечатка и копирование произведений возможны только с согласия их автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за содержание произведений закреплена за их авторами на основании правил публикации и российского законодательства. При нарушении правил сайта и официального судебного запроса Администрация сайта предоставит все необходимые данные об авторе-нарушителе.

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Цитадель в Мохенджо-Даро. Вид раскопок. Пакистан. Из БЭКМ2007

В III тысячелетии до н.э. на берегах реки Инд возникла первая в Индии городская культура и цивилизация. Она известна в литературе как Цивилизация долины Инда, или цивилизация Мохенджо-Даро и Хараппы (по наиболее крупным и ранее других открытым городам).

Единороги на печатях. Цивилизация Хараппы. //Чудеса и приключения №6/1997

Эта уникальная городская цивилизация была создана в IV—III тысячелетии до н.э. Пришедшие сюда во II тысячелетии до н.э. из Восточной Европы племена арийцев встретились здесь уже с ее упадком. Возможно, что индская цивилизация так бы и осталось цивилизацией, упоминающейся лишь в мифах и легендах, если бы в 1875, а затем в 1886 и 1912 годах случайно не были найдены в этих местах таблицы и печати, с изображениями животных, людей, растений и со странными, ни на что не похожими письменами и знаками. С начала 1920-х годов здесь начались планомерные раскопки, продолжающиеся и поныне.

Руины древнего города Мохенджо-Даро. Пакистан. Из БЭКМ2007

Эти раскопки показали, что в III тысячелетии до н.э. в долине реки Инд существовала самобытная цивилизация. Расцвет культуры Хараппы приходится на конец III тысячелетия до н.э. при раскопках были обнаружены бронзовые и медные орудия, однако железных изделий здесь найдено не было, что дает повод сказать, что жители Мохенджо-Даро и Хараппы не имели представления об изготовлении железных орудий труда. Однако известно, что в Мохенджо-Даро, например обработка металлов горячим и холодным способом находилось на высоком уровне. Жители поселений культуры Хараппы умели изготовлять изделия из золота, серебра, свинца, применяли метод паяния.

Относительно развитым было земледелье, тем более, что оно являлось одним из основных занятий населения. При пахоте индийцы использовали легкий плуг с лемехом из кремня и соку (бревно с толстым и крепким суком). Мотыга также оставалась одним из наиболее распространенных земледельческих орудий. Буйволов и зебу использовали как тягловый скот. Жители цивилизации Хараппы сеяли ячмень, пшеницу и рис; выращивали кунжут (сезам), дыни и финики. Существует предположение, что именно они первыми начали культивировать хлопок, используя его волокно.

Наряду с земледельем в хозяйстве древнейших индийцев важное значение имело скотоводство. Кроме буйволов и зебу при раскопках найдены кости коз, свиней, овец, лошадей. Предполагается, что в эпоху Хараппы древние жители Индии приучили и слонов. Немалую роль в хозяйственной жизни этой цивилизации играли охота и рыболовство.

Весьма развито было ремесло. Кроме металлообработки интенсивно развивались ткачество и прядение. Жители долины Инда первыми в мире научились прясть и ткать хлопок, изготовлять хлопчатобумажные ткани. Наряду с эти видами ремесла развивались также гончарное и ювелирное дело. Жители поселений культуры Хараппы поддерживали тесные торговые связи с другими областями Индии и другими странами, прежде всего с Двуречьем и Эламом. Эти контакты способствовали культурному обмену, о чем свидетельствует культурная близость древнейшей Индии с Шумером.

Цивилизация Мохенджо-Даро и Хараппы имела высокий уровень городской культуры. Обнесенные стенами городские поселения культуры Хараппы занимали сотни гектаров. Прямые и широкие основные улицы городов пересекались под прямым углом. Дома располагались геометрически правильно. Обычно двухэтажные здания строились из обожженного кирпича, занимая площадь в несколько сот метров. Эти дома не имели украшений и окон, выходящих на улицу, но были достаточно благоустроены, имели отдельные колодцы, канализационные сооружения и комнаты для омовений. Общегородская система колонизации Мохенджо-Даро является наиболее совершенной из известных ученым канализационных систем того времени в городах древнего Востока. Она имела отстойники, магистральные каналы, стоки для дождевых вод.

Один из переулков в Мохенджо-Дар Всемирная история т.3

Все названные сооружения были достаточно продуманы и прекрасно сделаны. Раскопки показали наличие искусно сооруженных, выложенных кирпичом колодцев, свидетельствующих о хорошо налаженном водоснабжении. В Мохенджо-Даро хорошо сохранился общественный бассейн для омовений, весьма искусное устройство, наличие которого позволяет говорить, что у его ваятелей было достаточно большие навыки в строительстве такого рода объектов.

Значительного развития достигла культура жителей этих городов, о чем свидетельствуют находки выполненных из глины, мягких пород камня и бронзы статуэтки, а также образцы живописного искусства и художественного ремесла. Особую привлекательность для науки представляют печати-амулеты из стеатита, слоновой кости, меди и глины. Подобных печатей было найдено около двух тысяч. Они интересны тем, что многие из них имеют надписи, сделанные своеобразным иероглифическим письмом, имеющим более раннее происхождение, чем письмо Шумер. Эти надписи до сих пор не расшифрованы.

Загадочнее надписи на обнаруженных печатях и других предметах состоят в среднем из 5-8 знаков. Особое внимание исследователей привлекает и их повторяемость и занимаемое ими в надписях место. Предполагается, что эти надписи каким-то образом связаны с хозяйственной деятельностью человека, например с количеством скота в стаде, с его ценой при продаже или обмене, с его качеством ( Н. Гусева Древнее древности //Чудеса и приключения № 6/1997 ).

Печати из Хараппы с надписями. Из БЭКМ2007

Немного известно и о религиозных отношениях жителей долины Инда этого времени. Однако, имеющиеся в распоряжении ученых материалы позволяют утверждать, что между религиозными верованиями древнейшего населения долины Инда и буддизмом современной Индии существует определенная связь. Широко распространенный в прошлом культ богини-матери и теперь играет весьма значительную роль в верованиях и светской жизни некоторых народов страны. Распространенное в эпоху цивилизации Хараппы почитание животных и деревьев характерно и для современного индуизма. Особенно в этом выделяется преклонение перед священным быком зебу. Так же, как и теперь, в древнейшие времена обряд омовения составлял существенную часть религиозного культа. Различные виды захоронений тоже имели место. Вполне вероятно, что уже в то время существовал обряд сожжения трупов, как это принято у современных индусов. Возможно, что пепел так же бросали в реку, как это имеет место и теперь.

По уровню развития производительных сил, использованию металлических орудий труда, наличию развитого земледелья, скотоводства, ремесла и письменности, цивилизация Хараппы не уступала первым из развитых обществ Междуречья и Египта.

Об имущественном и социальном размежевании говорят материалы раскопок. Обнаружены различные по величине и качеству жилые постройки, среди которых встречаются настоящие дворцы, так и постройки для рабов, слуг, вольных работников. Поселения Мохенджо-Даро и Хараппы имели мощные цитадели, которые господствовали над городом. В этих крепостях были сосредоточены административные здания, крупные зернохранилища, из чего можно сделать вывод о наличии сильной государственной власти, в распоряжении которой находились большие материальные ресурсы.

Города цивилизации долины Инда: Мохенджо-Даро и Хараппа были крупными центрами. Так, например, Мохенджо-Даро занимал площадь 2,5 квадратных километров и насчитывал не менее 100 тысяч человек ( Всемирная история в 24 т.; т. 2 стр. 414 ). Главные улицы этого города достигали 10 метров в ширину и шли параллельно друг другу. Дома возводились в два, три этажа. Кроме жилых зданий, в городе имелись и другие постройки: храмы, амбары для хранения зерна, а также крупные общественные здания. В Мохенджо-Даро действовала система водоснабжения и канализации.

Большой бассейн в Мохенджо-Даро. Из БЭКМ2007

В целом же, цивилизация долины Инда по своему уровню развития не уступала, а в некоторых компонентах и превосходила цивилизации Шумер и Древнего Египта. Ученым еще предстоит выяснить обстоятельства падения Хараппской цивилизации, но уже сегодня ясно, что вторжение арийцев не стало решающим фактором в ее упадке. Данные археологических раскопок подтверждают гипотезу о том, что города цивилизации долины Инда начали переживать упадок за долго до прихода племен ариев. По одной из версий упадок цивилизации Хараппы был вызван природно-климатическими изменениями, в результате которых дравидское население начало сдвигаться на юго-восток и утрачивать былой уровень развития. Кроме того, определенную роль в процессе гибели этой цивилизации сыграли миграции, проходившие в это время между Кавказом и долиной Инда.

Но, так, или иначе, цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро исчезла с исторической арены, уступив место новому витку развития Древней Индии.

Читайте также: