Деловая игра это кратко

Обновлено: 17.05.2024

форма деятельности людей, имитирующая те или иные ситуации, одно из средств активизации учебного процесса.

метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.

средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения;

форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики.

метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам. Применяется для обучения и исследовательских целей.

педагогический метод моделирования различных управленческих, производственных и учебных ситуаций, имеющий целью обучение отдельных личностей и групп принятию решений.

форма воспитания, предусматривающая упрощенное воспроизведение детьми ситуаций, имитирующих реальные профессиональные и предпрофессиональные ситуации в игровой форме.

метод имитации совместной деятельности людей, используемыйв обучении, принятии решений проектирования, исследовании. Виды: управленческие, исследовательские, учебные, производственные.

форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности на основе моделирования системы отношений, характерных для данной специальности (для данного вида труда, деятельности) [57, c. 128; 80, c. 181; 82, c. 252].

соревнование ийи состязание между участниками, которое моделирует систему отношений (предметно-социальное содержание), характерную для данного вида профессиональной практики; таким образом проигрываются различные ситуации и необходимые в этих случаях действия.

педагогический метод моделирования различных реальных и нереальных жизненных ситуаций в целях обучения и развития подростков, т. е. в целях ознакомления и выбора ими способов жизнедеятельности и принятия решений, направленных на самоопределение и самовоспитание личности.

один из методов активного обучения. Деловая игра – имитационный процесс, т.е. процесс выработки и принятия решений для определенной ситуации в условиях поэтапного уточнения факторов, анализа информации. Деловые игры условно разделяют на три категории: производственные, исследовательские, обучающие.

метод имитации ситуаций, моделирующий профессиональную или иную деятельность путем игры, в которой участвуют различные субъекты, наделенные различной информацией, ролевыми функциями и действующие по заданным правилам. (Психолого-педагогический словарь / Сост. Рапацевич Е.С. Минск: Современное слово, 2006. 928 с.)

форма воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирование тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности. Моделирование профессиональных проблем, реальных противоречий и затруднений, испытываемых в типичных профессиональных проблемных ситуациях. См. также игра.

Педагогический прием моделирования различных управленческих и производственных ситуаций, имеющих целью обучение отдельных личностей и групп принятию решений. На занятиях по языку Д. и. используется при обучении профессиональному общению для создания различных ситуаций общения и стимулирования учащихся к высказыванию в рамках заданных ситуаций.

метод обучения профессиональной деятельности, предполагающий решение учебно-производственных задач в игровой форме, когда учащиеся берут на себя роли и в соответствии с установленными правилами в условиях заданной игровой ситуации выполняют профессиональные функции, имитируя профессиональную деятельность и вступая в коллективные взаимоотношения.

Комплексный методический прием коллективного обучения, в ходе которого происходит имитация рабочего процесса, его моделирование, упрощенное воспроизведение реальной ситуации. Она представляет собой последовательность действий, которые игроки должны выполнить для достижения определенного результата. Игра регламентируется правилами, заранее прописанными в сценарии.

1) форма воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности; 2) педагогический процесс воссоздания контекста будущего труда в его предметном и социальном аспектах; 3) педагогический метод моделирования различных управленческих и производственных ситуаций, имеющий целью обучения отдельных личностей и их групп принятию решения. Типы деловых игр:а) ролевые игры; б) организационно-деятельные игры

имитационное моделирование реальной ситуации, в процессе которого участники игры ведут себя так, будто они в реальности выполняют порученную им роль. Причем, сама реальность заменяется некоторой моделью. Примерами являются штабные игры и маневры военных, работа на тренажерах различных операторов технических систем (летчиков, диспетчеров электростанций и т. д.), административные игры и т. п. Деловые игры чаще всего используются для обучения. Важную роль в деловых играх кроме участников играют контрольно-арбитражные группы, управляющие созданием моделей, регистрирующие ход игры и обобщающие ее результаты. Деловые игры – одна из форм имитационной (моделирующей) системы обучения. Литература: [70].

форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. Проведение деловой игры представляет собой развертывание игровой деятельности участников на имитационной модели, воссоздающей условия и динамику производства. Деловые игры относятся к активным методам обучения; учащиеся в ходе игры анализируют заданные производственные условия и принимают оптимальные решения, выбирают наиболее целесообразный технологический процесс, решают экономические проблемы и т. п. Широкое распространение деловые игры получили в связи с задачами совершенствования управления, принятия плановых и производственных решений, подготовки и повышения квалификации кадров. В зависимости от того, какой тип человеческой практики воссоздается в игре и каковы цели участников, различают учебные, исследовательские, управленческие, аттестационные деловые игры.

это групповое упражнение по выработке последовательности решений в искусственно созданных условиях, имитирующих ситуацию / процессы / деятельность. Основные атрибуты деловых игр: 1. Игра имитирует тот или иной аспект целенаправленной человеческой деятельности. 2. Участники игры получают роли, которые определяют различие их интересов и побудительных стимулов в игре. 3. Игровые действия регламентируются системой правил. 4. В деловой игре преобразуются пространственно-временные характеристики моделируемой деятельности. 5. Игра носит условный характер. 6. Контур регулирования игры состоит из следующих блоков: концептуального, сценарного, постановочного, сценического, блока критики и рефлексии, судейского, блока обеспечения информацией. Классификация деловых игр 1. По времени проведения: - без ограничения времени; - с ограничением времени; - игры, проходящие в реальное время; - игры, где время сжато. 2. По оценке деятельности; - балльная или иная оценка деятельности игрока или команды; - ценка того, кто как работал, отсутствует. 3. По конечному результату: - жесткие игры – заранее известен ответ (например, сетевой график), существуют жесткие правила; - свободные, открытые игры – заранее известного ответа нет, правила изобретаются для каждой игры свои, участники работают над решением неструктурированной задачи. 4. По конечной цели: - обучающие – направлены на появление новых знаний и закрепление навыков участников; - констатирующие - конкурсы профессионального мастерства; - поисковые – направлены на выявление проблем и поиск путей их решения. Преимущества ДИ состоят в следующем: 1. В ходе выполнения деловой игры участники не просто участвуют, как в обычном упражнении, они проживают этот момент, эмоционально вовлекаются в деятельность, воспринимают игровую модель реально. В процессе работы увеличивается сплоченность, эффективное достижение результата невозможно без деятельности всех участников. 2. Обучение происходит совместно, одновременно, но целенаправленно. 3. Деловая игра предполагает обучение в едином ритме для всех участников, однако, помимо совместной, каждый выполняет и свою четко обозначенную роль, что предполагает: работу в разноплановом режиме, в командном режиме, в режиме самостоятельной деятельности. Эти направления усиливают воздействия на участника и предполагают от него максимальной отдачи. 4. Общение в процессе игры максимально приближено к реальной жизни. 5. Деловая игра реальна для участников на момент ее проведения. На момент игры люди видят друг друга в ролях, и как следствие, взаимодействуют друг с другом на уровне жизненных отношений. 6. Индивидуальность предлагаемой игры и возрастающая эффективность. 7. Деловая игра увеличивает эффективность в случае ее индивидуальной, персонализированной разработки. Так как возвращает людей в реальные условия их непосредственной деятельности, выявляет возможную проблематику. Она способна выявить реальную конфликтность, сложности и моменты длительных согласований. Это помогает выявить факты, мешающие дальнейшему возможному развитию и разрешить их или обозначить в ходе общего группового анализа. 8. Цельность, целостность и длительность игры. 9. Целостность ДИ и последовательность позволяет воссоздать всю гамму отношений, возможностей и сложностей. Шаг за шагом, продвигаясь в моделировании, мы создаем полную картину.

Перед участниками деловой игры ставят задачи, аналогичные тем, которые им предстоит решать в ежедневной работе. Участники учатся принимать решения и добиваться поставленных целей.

Деловые игры позволяют руководителям оценить, насколько хорошо участники овладели нужными навыками, как они мыслят, умеют ли прогнозировать ситуацию и принимать решения, насколько хорошо умеют общаться, какими личными качествами обладают и т. д.

Нюансы

Чтобы деловая игра была продуктивной, нужно поставить перед участниками проблему. У игрового коллектива должна быть общая цель, но при этом разные роли и различные интересы. Важно, чтобы решения участников деловой игры оказывали влияние на конечный результат. Наконец, участников нужно стимулировать действовать максимально эффективно, как в реальной жизненной ситуации. В течение всей деловой игры организаторы должны поддержать эмоциональный настрой.

Учёные считают деловые игры в целом эффективным методом обучения. В процессе деловой игры снимаются противоречия между абстрактностью процесса обучения и реальным характером профессиональной деятельности.

В зависимости от функций и целей деловые игры делятся на несколько видов:

Деловые игры зачастую подразумевают решение кейсов — бизнес-задач с описанием ситуации, начальными условиями и вопросами, на которые нужно успеть ответить во время игры.

В целом геймификация рабочего процесса — это современная тенденция. Когда типовые рабочие процессы превращаются в увлекательную историю или квест, это помогает добавить соревновательный элемент и обеспечивает быструю обратную связь.

Как можно заработать деньги легко и почему этот вопрос так актуален? Какие могут быть препятствия на этом пути? 8 способов получить легкие деньги

Где заработать денег и найти быстрый заработок на длительную перспективу? 10 рекомендаций, которые помогут почувствовать финансовую стабильность.

Профессии будущего кажутся иногда нереальными. Но они соответствуют реалиям того времени, в котором будут появляться и развиваться

Кто такой маркетолог и почему это один из самых важных сотрудников любой фирмы? Чем занимается маркетолог и как им стать?

Что такое маркетинг услуг и почему это специфическое направление маркетинга, изучающее работу компаний, связанных с оказанием различных услуг?

Как можно заработать деньги и определить где их заработать? Как найти свой действенный способ? 8 методов, которые стоит попробовать.

Как быстро заработать деньги, ведь потребность в деньгах может возникнуть в любой момент? Необходимо знать 15 самых эффективных способов.

Востребованные профессии в основном связаны с технологиями, экологией и медициной. В каждой из сфер все больше будут появляться узкие специальности

Иногда мы не знаем, как заставить себя работать потому, что не отдаем себе отчета в причинах нежелания. Прежде, чем решать проблему, нужно ее осознать

Что такое интернет-маркетинг и почему он приобретает все большую популярность. Какие существуют нюансы, тонкости и основные инструменты

Мест, где найти работу, множество. Для удачного трудоустройства необходимо получить хоть одну зацепку. В этой статье их намного больше

Кому необходим и чем полезен управленческий тренинг? Какие задачи решает тренинг для руководителей? Виды тренингов управления в зависимости от решаемых задач.

В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, т.к. происходит смена приоритетов и социальных ценностей. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует коренного изменения стратегии и тактики обучения в СУЗЕ. Главными чертами выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента. Успешность достижения этой цели зависит не только оттого, что усваивается, но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с помощью репродуктивных или активных методов обучения.

Одно из главных направлений совершенствования методов подготовки студентов среднего профессионального образования является использование в учебном процессе активных методов обучения, которые опираются на творческое мышление студентов, в наибольшей степени активизируют их познавательную деятельность, делают их соавторами новых идей, приучают самостоятельно принимать оптимальные решения и способствовать их реализации.

Разработка и внедрение активных методов обучения представлена в разных областях научного знания и исследования многими педагогами и психологами, но недостаточно изучено использование активных методов обучения, что предопределило актуальность данной темы.

Наиболее эффективным методом в подготовке современных специалистов является деловая игра. Она позволяет соединить знания и умения, превратить знания из предпосылок в действия. Исследования показали, что при лекционной подаче материала усваивается более 20% информации, в то время как в дискуссионном обучении – 75%, а в деловой игре – около 90%.

Учебные игры, разработанные на конкретных ситуациях, вводят студентов в сферу профессиональной деятельности, вырабатывают у них способность критически оценивать действующую ситуацию, находить решения по ее совершенствованию, являются мощным стимулом активизации самостоятельной работы по приобретению профессиональных знаний и навыков. Приобретенные в процессе игры практические навыки позволяют будущему специалисту избежать ошибок, которые возникают при переходе к самостоятельной трудовой деятельности.




Как известно, игра в качестве средства активного обучения детей и взрослых используется достаточно давно. Самым близким предшественником деловых игр является военная игра, зародившаяся в ХУП-ХУШ вв..

По оценкам экспертов, метод деловых игр в производственно-хозяйственной деятельности впервые был применен в России. В этом смысле – первые игры были ориентированы не на учебные цели, а создавались как средство подготовки реальных управленческих решений.

Проводимые в тридцатые годы деловые игры, предназначались для отработки в лабораторных условиях новых форм организации производства.

Однако, история развития деловых игр в России, начавшись в 30-х годах, примерно тогда же была и прервана.

Исследователи указывают различные причины такой приостановки. С одной стороны, ссылаются на военное время, нехватку ресурсов, с другой стороны, фиксируют, что свободные высказывания участников, множество вариантов решения проблем, наработанные в ходе деловых игр, сделали этот вид деятельности опасным и не совместимым с режимом тотальной регламентации.

Возрождение деловых игр в России связывают с деятельностью в 50-х годах Московского методологического кружка, лидером которого был Г.П. Щедровицкий. Идеи и методы, разработанные Г.П.Щедровицким, легли в основу большой практической работы его сторонников и учеников, которые провозгласили новую эпоху игр под названием организационно-деятельные игры (ОДИ).

Сочетание жестко структурированной деятельности с сильнейшим давлением на личность каждого участника давало невиданные плоды: разрабатывались варианты развития ситуаций с высокой степенью неопределенности.

Метод стал применяться как средство решения сложных межпрофессиональных комплексных проблем.

С 1975 года деловые игры активно разрабатываются в педагогике как средство развития учебной компетентности учащихся и коммуникативного общения.

За рубежом первые деловые игры были разработаны и проведены в 50-х годах в США. Они применялись преимущественно для обучения студентов-экономистов и будущих руководителей фирм.

На сегодняшний день деловые игры в мире очень популярны. Особенно активно деловые игры используются в практике высшего образования и среднего образования, многие вузы являются новаторами в методике преподавания деловых игр. Сегодня насчитывается уже несколько тысяч различных видов обучающихся игр.

В современной литературе существует большое разнообразие типологий и классификации деловых игр.

Деловые игры различаются как:

Помимо указанной типологии, в основу которой положены критерии типа практики и целей, исследователи выделяют также такие критерии, как время проведения, результат, методология и т.п. Например, классификация деловых игр Л.В. Ежовой.

По времени проведения:

-без ограничения времени;

-с ограничением времени;

-игры, проходящие в реальное время;

-игры, где время сжато.

По оценке деятельности:

-бальная или иная оценка деятельности игрока или команды;

-оценка деятельности отсутствует.

По конечному результату:

По конечной цели:

-обучающие – направлены на появление новых знаний и закрепление

-констатирующие – конкурсы профессионального мастерства;

-поисковые – направлены на выявление проблем и поиск путей их

По методам проведения:

-луночные игры – игра проходит на специально организованном поле,

с жесткими правилами, результаты заносятся на бланки;

-ролевые игры – каждый участник имеет или определенное задание,

или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии

-групповые дискуссии – связаны с отработкой проведения совещаний

или приобретением навыков групповой работы;

-имитационные игры- имеют цель создать у участников представление,

как следовало бы действовать в определенных условиях;

-организационно-деятельные игры – не имеют жестких правил, у

участников нет ролей, игры направлены на решение междисциплинарных проблем.

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КУРСКИЙ ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(Повышения квалификации и профессиональной переподготовки) специалистов отрасли образования

Кафедра профессионального образования КИНПО

Реферат на тему:

Подготовила: преподаватель педагогики

колледжа Сухорукова Л.Н.

г. Рыльск 2010 г.

Содержание

ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК МЕТОД АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ.. 6

СТРУКТУРА ДЕЛОВОЙ ИГРЫ.. 7

ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ПЕДАГОГИКЕ. 8

Приложение 1. 17

Приложение 2. 18

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, т.к. происходит смена приоритетов и социальных ценностей. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует коренного изменения стратегии и тактики обучения в СУЗЕ. Главными чертами выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента. Успешность достижения этой цели зависит не только оттого, что усваивается, но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с помощью репродуктивных или активных методов обучения.

Одно из главных направлений совершенствования методов подготовки студентов среднего профессионального образования является использование в учебном процессе активных методов обучения, которые опираются на творческое мышление студентов, в наибольшей степени активизируют их познавательную деятельность, делают их соавторами новых идей, приучают самостоятельно принимать оптимальные решения и способствовать их реализации.

Разработка и внедрение активных методов обучения представлена в разных областях научного знания и исследования многими педагогами и психологами, но недостаточно изучено использование активных методов обучения, что предопределило актуальность данной темы.

Наиболее эффективным методом в подготовке современных специалистов является деловая игра. Она позволяет соединить знания и умения, превратить знания из предпосылок в действия. Исследования показали, что при лекционной подаче материала усваивается более 20% информации, в то время как в дискуссионном обучении – 75%, а в деловой игре – около 90%.

Учебные игры, разработанные на конкретных ситуациях, вводят студентов в сферу профессиональной деятельности, вырабатывают у них способность критически оценивать действующую ситуацию, находить решения по ее совершенствованию, являются мощным стимулом активизации самостоятельной работы по приобретению профессиональных знаний и навыков. Приобретенные в процессе игры практические навыки позволяют будущему специалисту избежать ошибок, которые возникают при переходе к самостоятельной трудовой деятельности.

Как известно, игра в качестве средства активного обучения детей и взрослых используется достаточно давно. Самым близким предшественником деловых игр является военная игра, зародившаяся в ХУП-ХУШ вв..

По оценкам экспертов, метод деловых игр в производственно-хозяйственной деятельности впервые был применен в России. В этом смысле – первые игры были ориентированы не на учебные цели, а создавались как средство подготовки реальных управленческих решений.

Проводимые в тридцатые годы деловые игры, предназначались для отработки в лабораторных условиях новых форм организации производства.

Однако, история развития деловых игр в России, начавшись в 30-х годах, примерно тогда же была и прервана.

Исследователи указывают различные причины такой приостановки. С одной стороны, ссылаются на военное время, нехватку ресурсов, с другой стороны, фиксируют, что свободные высказывания участников, множество вариантов решения проблем, наработанные в ходе деловых игр, сделали этот вид деятельности опасным и не совместимым с режимом тотальной регламентации.

Возрождение деловых игр в России связывают с деятельностью в 50-х годах Московского методологического кружка, лидером которого был Г.П. Щедровицкий. Идеи и методы, разработанные Г.П.Щедровицким, легли в основу большой практической работы его сторонников и учеников, которые провозгласили новую эпоху игр под названием организационно-деятельные игры (ОДИ).

Сочетание жестко структурированной деятельности с сильнейшим давлением на личность каждого участника давало невиданные плоды: разрабатывались варианты развития ситуаций с высокой степенью неопределенности.

Метод стал применяться как средство решения сложных межпрофессиональных комплексных проблем.

С 1975 года деловые игры активно разрабатываются в педагогике как средство развития учебной компетентности учащихся и коммуникативного общения.

За рубежом первые деловые игры были разработаны и проведены в 50-х годах в США. Они применялись преимущественно для обучения студентов-экономистов и будущих руководителей фирм.

На сегодняшний день деловые игры в мире очень популярны. Особенно активно деловые игры используются в практике высшего образования и среднего образования, многие вузы являются новаторами в методике преподавания деловых игр. Сегодня насчитывается уже несколько тысяч различных видов обучающихся игр.

В современной литературе существует большое разнообразие типологий и классификации деловых игр.

Деловые игры различаются как:

Помимо указанной типологии, в основу которой положены критерии типа практики и целей, исследователи выделяют также такие критерии, как время проведения, результат, методология и т.п. Например, классификация деловых игр Л.В. Ежовой.

По времени проведения:

-без ограничения времени;

-с ограничением времени;

-игры, проходящие в реальное время;

-игры, где время сжато.

По оценке деятельности:

-бальная или иная оценка деятельности игрока или команды;

-оценка деятельности отсутствует.

По конечному результату:

По конечной цели:

-обучающие – направлены на появление новых знаний и закрепление

-констатирующие – конкурсы профессионального мастерства;

-поисковые – направлены на выявление проблем и поиск путей их

По методам проведения:

-луночные игры – игра проходит на специально организованном поле,

с жесткими правилами, результаты заносятся на бланки;

-ролевые игры – каждый участник имеет или определенное задание,

или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии

-групповые дискуссии – связаны с отработкой проведения совещаний

или приобретением навыков групповой работы;

-имитационные игры- имеют цель создать у участников представление,

как следовало бы действовать в определенных условиях;

-организационно-деятельные игры – не имеют жестких правил, у

участников нет ролей, игры направлены на решение междисциплинарных проблем.

Читайте также: