Культура фрг 1949 1990 кратко

Обновлено: 04.07.2024

К самым важным новшествам университетов послевоенного времени принадлежит растущее влияние социальных наук, в пер- вую очередь социологии и политологии. Ключевые представители критической социальной теории Теодор Адорно и Макс Хоркхаймер вернулись из Америки во Франкфурт и оказывали серьезное воздейс- твие на духовное и политическое сознание эпохи. Интеллектуальные истоки этого поколения были различны, но они были едины в убеж- дении, что преподавание социальных наук в университетах являлось необходимым для становления демократии. Социальные науки ока- зались совершенно необходимыми для осуществления политики и управления, так как они давали интерпретации общественного и по- литического развития, которые ни государство, ни общество больше не могли игнорировать.

Перемены в университетах и школах осуществляли в основном консервативные деятели, которые верили в высокий уровень немец- кой системы образования. Но прекращение бегства из ГДР после возведения Берлинской стены показало заметное отставание ФРГ в сфере образования по сравнению с другими ведущими индустриаль- ными государствами.

Церкви добились признания государством своих основных тре- бований (церковное влияние на школу, конфессиональное право родителей). Второй Ватиканский собор 1962-1965 гг. внес изменения в католицизм (право на частную и общественную собственность, отмена инквизиции и отлучения от церкви, богослужение на родном языке). Все большее значение для католической церкви в проповедях стали играть вопросы мира и разоружения. Заметную роль в деятель- ности евангелической церкви играли пацифисты во главе с еписко- пом Мартином Нимёллером. Для протестантизма характерным было стремление сохранить единство немецкой нации, поскольку до конца 1960-х гг. евангелическая церковь оставалась единственным общегер- манским институтом. До установления Берлинской стены два раза в год проходили общегерманские дни церкви.

В первые годы республики развитие литературы определяли извес- тные писатели-эмигранты Генрих и Томас Манны, Эрих Мария Ремарк, Арнольд Цвейг, Лион Фейхтвангер. Очень важным было открытие до-

Глава VI. Фрг в 1949-1989 гг.

ступа немцев к мировой литературе, что помогло выйти из 12-летней духовной изоляции общества. Открытость в духовной сфере опреде- ляла упрочение связей ФРГ с Западом, что стало естественным основа- нием западногерманского культурного и политического самосознания. В 1950-е гг. доминирующими тенденциями в творчестве многих авто- ров (Ханс Эрих Носсак (1901-1977), Герман Кестен (1900-1996) и др.) стали апология индивидуализма и экзистенциализм.

Центрами духовной жизни постепенно вновь становились университеты. Они медленно открывались миру, боясь повторить опыт своей политизации в годы Третьего рейха. В них крупные немецкие мыслители XX столетия создали школы, которые действуют до сегодняшнего дня.

Философское осмысление эпохи определяли, прежде всего, представители экзистенциализма Мартин Хайдеггер и Карл Ясперс. Ясперс решился даже на философский анализ политических вопросов современности, например значения атомной бомбы для будущего человечества. Он заявил, что оккупационные державы принесли свободу немцам в виде Федеративной Республики. Он считал, что свобода является более важным завоеванием, чем воссоединение Германии. Поэтому можно отказаться от воссоединения, если в ГДР будет установлена свободная система. По существу, приоритет свободы над единством в ФРГ не вызывал расхождений во мнениях.

К самым важным новшествам университетов послевоенного времени принадлежит растущее влияние социальных наук, в первую очередь социологии и политологии. Ключевые представители критической социальной теории Теодор Адорно и Макс Хоркхаймер вернулись из Америки во Франкфурт и оказывали серьезное воздействие на духовное и политическое сознание эпохи. Интеллектуальные истоки этого поколения были различны, но они были едины в убеждении, что преподавание социальных наук в университетах являлось необходимым для становления демократии. Социальные науки оказались совершенно необходимыми для осуществления политики и управления, так как они давали интерпретации общественного и политического развития, которые ни государство, ни общество больше не могли игнорировать.

Перемены в университетах и школах осуществляли в основном консервативные деятели, которые верили в высокий уровень немецкой системы образования. Но прекращение бегства из ГДР после возведения Берлинской стены показало заметное отставание ФРГ в сфере образования по сравнению с другими ведущими индустриальными государствами.

Церкви добились признания государством своих основных требований (церковное влияние на школу, конфессиональное право родителей). Второй Ватиканский собор 1962-1965 гг. внес изменения в католицизм (право на частную и общественную собственность, отмена инквизиции и отлучения от церкви, богослужение на родном языке). Все большее значение для католической церкви в проповедях стали играть вопросы мира и разоружения. Заметную роль в деятельности евангелической церкви играли пацифисты во главе с епископом Мартином Нимеллером. Для протестантизма характерным было стремление сохранить единство немецкой нации, поскольку до конца 1960-х гг. евангелическая церковь оставалась единственным общегерманским институтом. До установления Берлинской стены два раза в год проходили общегерманские дни церкви.

В первые годы республики развитие литературы определяли известные писатели-эмигранты Генрих и Томас Манны, Эрих Мария Ремарк, Арнольд Цвейг, Лион Фейхтвангер. Очень важным было открытие доступа немцев к мировой литературе, что помогло выйти из 12-летней духовной изоляции общества. Открытость в духовной сфере определяла упрочение связей ФРГ с Западом, что стало естественным основанием западногерманского культурного и политического самосознания. В 1950-е гг. доминирующими тенденциями в творчестве многих авторов (Ханс Эрих Носсак (1901-1977), Герман Кестен (1900-1996) и др.) стали апология индивидуализма и экзистенциализм.




Большой популярностью у западных немцев пользовались драматический и музыкальный театры. Большое значение для успешного развития театра имело строительство многочисленных театральных зданий. Театр был наиболее динамичной и живой частью культуры послевоенного времени. В театральном репертуаре преобладала классическая немецкая и зарубежная драматургия. Режиссура была представлена такими крупными постановщиками, как Фриц Кортнер (1892-1970), Гарри Буквиц (1904-1987) и Густав Грюндгенс (1899-1963).

Новая серьезная музыка находила в Западной Германии не только исполнителей, но и заинтересованное отношение публики, которое едва ли когда встречалось прежде. Музыка предлагала большинству немцев встречу с вневременным прекрасным. Композитор Ханс ВернерХенце (род. 1926), который начал свое творчество в конце 1940-х гг. инструментальными композициями, достиг крупных успехов.

Многие музеи видели свою важнейшую задачу в том, чтобы обеспечить доступ немцев к современной живописи, отвергнутой национал-социалистами. Немецкие художники послевоенного времени писали преимущественно абстрактные полотна и радикально порывали с нацистским прошлым, образцы искусства которого более не демонстрировались.

Значительного общественного влияния постепенно добивались радио и телевидение. Просмотр телепередач постепенно стал самым любимым способом проведения свободного времени. Если в 1955 г. было всего около 300 тыс. телевизионных зрителей, то в 1965 г. — 11,4 млн. Началась эпоха телепостановок и сериалов. Интерес зрителей вызывали также политические программы. В 1954 г. телевидение впервые вело трансляции с чемпионата мира по футболу из Швейцарии, на котором команда ФРГ первый раз завоевала первое место, одержав победу над фаворитом — командой Венгрии. Этот успех был одной из самых ярких страниц в истории западногерманского спорта.

Но телевидение по степени влияния пока еще проигрывало газетам и журналам. Федеральные еженедельные газеты представляли широкий политический и религиозный спектр мнений, в то время как партийная пресса, в отличие от Веймарской республики, не играла важной роли. Заметной проблемой становилась возрастающая концентрация прессы. Самым большим издательским концерном владел Аксель Шпрингер (1912-1985), которому принадлежало около трети всех ежедневных изданий. Концентрация прессы привела к общественной дискуссии об опасности манипуляции общественным сознанием. Широкое обсуждение этой и других острых проблем общественного развития было признаком наступления нового времени.

Центрами духовной жизни постепенно вновь становились университеты. Они медленно открывались миру, боясь повторить опыт своей политизации в годы Третьего рейха. В них крупные немецкие мыслители XX столетия создали школы, которые действуют до сегодняшнего дня.

Философское осмысление эпохи определяли, прежде всего, представители экзистенциализма Мартин Хайдеггер и Карл Ясперс. Ясперс решился даже на философский анализ политических вопросов современности, например значения атомной бомбы для будущего человечества. Он заявил, что оккупационные державы принесли свободу немцам в виде Федеративной Республики. Он считал, что свобода является более важным завоеванием, чем воссоединение Германии. Поэтому можно отказаться от воссоединения, если в ГДР будет установлена свободная система. По существу, приоритет свободы над единством в ФРГ не вызывал расхождений во мнениях.

К самым важным новшествам университетов послевоенного времени принадлежит растущее влияние социальных наук, в первую очередь социологии и политологии. Ключевые представители критической социальной теории Теодор Адорно и Макс Хоркхаймер вернулись из Америки во Франкфурт и оказывали серьезное воздействие на духовное и политическое сознание эпохи. Интеллектуальные истоки этого поколения были различны, но они были едины в убеждении, что преподавание социальных наук в университетах являлось необходимым для становления демократии. Социальные науки оказались совершенно необходимыми для осуществления политики и управления, так как они давали интерпретации общественного и политического развития, которые ни государство, ни общество больше не могли игнорировать.

Перемены в университетах и школах осуществляли в основном консервативные деятели, которые верили в высокий уровень немецкой системы образования. Но прекращение бегства из ГДР после возведения Берлинской стены показало заметное отставание ФРГ в сфере образования по сравнению с другими ведущими индустриальными государствами.

Церкви добились признания государством своих основных требований (церковное влияние на школу, конфессиональное право родителей). Второй Ватиканский собор 1962-1965 гг. внес изменения в католицизм (право на частную и общественную собственность, отмена инквизиции и отлучения от церкви, богослужение на родном языке). Все большее значение для католической церкви в проповедях стали играть вопросы мира и разоружения. Заметную роль в деятельности евангелической церкви играли пацифисты во главе с епископом Мартином Нимеллером. Для протестантизма характерным было стремление сохранить единство немецкой нации, поскольку до конца 1960-х гг. евангелическая церковь оставалась единственным общегерманским институтом. До установления Берлинской стены два раза в год проходили общегерманские дни церкви.

В первые годы республики развитие литературы определяли известные писатели-эмигранты Генрих и Томас Манны, Эрих Мария Ремарк, Арнольд Цвейг, Лион Фейхтвангер. Очень важным было открытие доступа немцев к мировой литературе, что помогло выйти из 12-летней духовной изоляции общества. Открытость в духовной сфере определяла упрочение связей ФРГ с Западом, что стало естественным основанием западногерманского культурного и политического самосознания. В 1950-е гг. доминирующими тенденциями в творчестве многих авторов (Ханс Эрих Носсак (1901-1977), Герман Кестен (1900-1996) и др.) стали апология индивидуализма и экзистенциализм.

Большой популярностью у западных немцев пользовались драматический и музыкальный театры. Большое значение для успешного развития театра имело строительство многочисленных театральных зданий. Театр был наиболее динамичной и живой частью культуры послевоенного времени. В театральном репертуаре преобладала классическая немецкая и зарубежная драматургия. Режиссура была представлена такими крупными постановщиками, как Фриц Кортнер (1892-1970), Гарри Буквиц (1904-1987) и Густав Грюндгенс (1899-1963).

Новая серьезная музыка находила в Западной Германии не только исполнителей, но и заинтересованное отношение публики, которое едва ли когда встречалось прежде. Музыка предлагала большинству немцев встречу с вневременным прекрасным. Композитор Ханс ВернерХенце (род. 1926), который начал свое творчество в конце 1940-х гг. инструментальными композициями, достиг крупных успехов.

Многие музеи видели свою важнейшую задачу в том, чтобы обеспечить доступ немцев к современной живописи, отвергнутой национал-социалистами. Немецкие художники послевоенного времени писали преимущественно абстрактные полотна и радикально порывали с нацистским прошлым, образцы искусства которого более не демонстрировались.

Значительного общественного влияния постепенно добивались радио и телевидение. Просмотр телепередач постепенно стал самым любимым способом проведения свободного времени. Если в 1955 г. было всего около 300 тыс. телевизионных зрителей, то в 1965 г. — 11,4 млн. Началась эпоха телепостановок и сериалов. Интерес зрителей вызывали также политические программы. В 1954 г. телевидение впервые вело трансляции с чемпионата мира по футболу из Швейцарии, на котором команда ФРГ первый раз завоевала первое место, одержав победу над фаворитом — командой Венгрии. Этот успех был одной из самых ярких страниц в истории западногерманского спорта.

Но телевидение по степени влияния пока еще проигрывало газетам и журналам. Федеральные еженедельные газеты представляли широкий политический и религиозный спектр мнений, в то время как партийная пресса, в отличие от Веймарской республики, не играла важной роли. Заметной проблемой становилась возрастающая концентрация прессы. Самым большим издательским концерном владел Аксель Шпрингер (1912-1985), которому принадлежало около трети всех ежедневных изданий. Концентрация прессы привела к общественной дискуссии об опасности манипуляции общественным сознанием. Широкое обсуждение этой и других острых проблем общественного развития было признаком наступления нового времени.

Движение Сопротивления, сыгравшее важную роль в освобождении Северной Италии от германских войск, отстранение Б. Муссолини от власти и его казнь были теми причинами, по которым Италия, будучи агрессором и союзником Германии, не утратила своей государственности. Итальянцам было предоставлено право восстановления демократического режима. На референдуме 2 июня 1946 г. они высказались 3а республику. Одновременно проходили выборы в Учредительное собрание, которое позднее приняло конституцию. В Италии утвердилась парламентская республика с многопартийностью.

Центризм.

Особенностью послевоенной итальянской партийно-политической системы было господствующее положение на протяжении почти полувека Христианско-демократической партии. Оппозиционный левый фланг был представлен коммунистами и социалистами, которые до 1954 г. были союзниками. На крайнем правом фланге находилась национальная правая партия. ХДП отвергала союзы и с левым, и с правым флангами партийно –политической системы. Такая позиция оценивалась как центризм. В 1940-е - начале 1960-х гг. насущные реформы - аграрная реформа на юге, жилищная реформа на севере, пенсионная реформа и реформа социального обеспечения в национальном масштабе и др. - не проводились. Этот застой в политике ХДП и главы правительства А. де Гаспери компенсировался до середины 1960-х гг. более чем благополучным экономическим развитием страны.

Долгое время итальянская экономика развивалась высокими и устойчивыми темпами -

электроника, авиация и пр.). Северо-восток и Центральная Италия (Тоскана, Эмилия - Романья, Венеция ) - центры мелкого и среднего производства обуви, текстиля,

керамической плитки и пр. Южная Италия - это отсталый аграрный регион, консервативный

в политическом отношении , где всегда остро стояла проблема занятости . На фоне бурного развития передовых отраслей вставала проблема диспропорции в экономике в целом, особенно отсталость аграрного юга. С этим были связаны и контрасты в развитии страны: демократия на севере, клиентелизм и мафия на юге; коррупция, терроризм, проникновение мафии в политику. Нерешённость многих проблем объяснялась монополией на власть Христианеко-демократической партии и отстранением от государственного руководства мощных оппозиционных партий – социалистической и коммунистической.

В начале 1960-х гг. протесты левых сил сорвали попытку ХДП создать блок с участием неофашистов. Тогда лидеры ХДП стали искать союзников в социалистической партии.

Левоцентризм и его кризис.

- Демократическая партия левых сил (ДПЛС) - и вступила в Социалистический интернационал. Были сняты лозунги диктатуры пролетариата, изменены символы партии. Парламентские выборы 1992 г. показали падение влияния главных политических партий (ИКП, ИСП, ДПСЛ). Партийная система вступила в конечную фазу своего кризиса.

Развал партийной системы.

демократ Дж. Андреотти, лидер социалистов Б. Кракси), министры, депутаты, сенаторы.

сформировал кабинет министров, просуществовавший менее года. Затем в результате выборов к власти пришла левоцентристская коалиция (правительства Р. Проди, М. д'Алемы, Дж. Амато). Были проведены реформы, и обеспечена финансовая стабилизация, что позволило Италии в 1999 г. вступить в зону евро. Коалиция начала процесс деволюции - передачи части полномочий в регионы. По конституционной реформе 2001 г. регионам предоставили широкие права. Италия по сути стала федерацией. В 2001 г. после выборов у власти вновь оказался блок правых партий во главе с С. Берлускони.

7. Правоцентристские и левоцентристские коалиции.

Ответить на вопросы:

1 . Назовите основные политические партии Италии, возникшие после восстановления

демократического режима. 2. Каким образом региональные различия

и проблема юга Италии сказывались на противоречиях итальянского общества?

3. Как эволюционировали левые силы в Италии (социалисты и коммунисты ) ?

4. Почему политическая нестабильность считается главной проблемой Италии?

Г ЕРМАНИЯ

Экономическое и политическое развитие ФРГ (1949-1990).

Главной задачей канцлера К. Аденауэра, возглавившего правительство ФРГ в 1949 г . , и министра экономики Л. Эрхарда стало определение стратегии экономического восстановления. Конрад Аденауэр (1876-1967) Германский государственный и политический деятель, первый канцлер ФРГ ( 1 949-1963). Юрист по образованию. В 1 9 1 7-1933 гг. - обер-бургомистр Кёльна. В 1920-е гг. был активным деятелем Партии центра. После Второй мировой войны вернулся к политической деятельности. Участвовал в создании и был председателем Христианско-демократического союза (1949-1966). Активно выступал за вступление ФРГ в НАТО и развитие связей с Францией, но упорно отказывался признавать существование ГДР. Вместе с Л. Эрхардом считается отцом « Социального рыночного хозяйства• .Ещё накануне Второй мировой войны тоталитарному, централизованно

- государство непосредственно не занимается регулированием хозяйственных процессов, но оно устанавливает правила, по которым действуют хозяйственные субъекты. Образно говоря, государство выступает как судья на футбольном поле: оно в игре не участвует,

но следит, чтобы игроки соблюдали правила игры; - свободная конкуренция, постоянство экономической политики и стабильность денежного обращения в условиях открытого рынка,

защита частной собственности. Эти принципы должны были дополняться социальной ответственностью граждан и их сообществ, а затем государства, чтобы смягчить социальные контрасты и социальную несправедливость. Модель социального рыночного хозяйства в ФРГ успешно работала в 1950- 1960-е гг. Либерализация экономических отношений открыла

простор для личной инициативы и конкуренции. В тот период темпы прироста промышленной продукции в Германии были самыми высокими в Европе (в среднем 8 , 5 % в год). Была обеспечена практически полная занятость населения, повысился уровень жизни,

более половины жителей ФРГ относили себя к среднему классу. Однако к концу 1960-х гг. в ФРГ начался кризис перепроизводства. Затем последовали экономические кризисы уже мирового масштаба 1974-1975, 1980-1982 гг . , энергетический и сырьевой кризисы. Переход к постиндустриальной экономике сопровождался ростом безработицы. Нужна была серьёзная переориентация экономической и социальной политики. Доминирующие позиции в ФРГ занимали две партии - Христианско-демократический союз (ХДС) и Социал-демократическая партия (СДПГ). Действовала и третья сила - либеральная по своим взглядам

основы государства благосостояния. В 1969-1982 гг. правительства ФРГ формировала СДПГ в союзе с СвДП (так называемая малая коалиция). В политике правительства

демократа Г. Шмидта ( 1974-1982) способствовало заключению Хельсинского акта ( 1975). Намечались планы стимулирования экономического роста. Однако кризисы сорвали эти планы, а необходимость экономии похоронила намерения активизировать социальную

политику. В 1982-1998 гг. правительства ФРГ возглавлял лидер ХДС Г. Коль. Он провозгласил возвращение к политике Л. Эрхарда, но признал необходимость социальной корректировки стихийно действующего рыночного механизма со стороны государства. Была

Большой популярностью у западных немцев пользовались драма-
тический и музыкальный театры . Большое значение для успешного
развития театра имело строительство многочисленных театральных
зданий . Театр был наиболее динамичной и живой частью культуры
послевоенного времени . В театральном репертуаре преобладала
классическая немецкая и зарубежная драматургия . Режиссура была
представлена такими крупными постановщиками , как Фриц Кор -
тнер
(1892-1970), Гарри Буквиц (1904-1987) и Густав Грюндгенс
(1899-1963).

Новая серьезная музыка находила в Западной Германии не только
исполнителей , но и заинтересованное отношение публики , которое
едва ли когда встречалось прежде . Музыка предлагала большинству
немцев встречу с вневременным прекрасным . Композитор Ханс Вер -
нерХенце
( род . 1926), который начал свое творчество в конце 1940- х гг .
инструментальными композициями , достиг крупных успехов .

История Германии . Том 2

482

Глава VI. ФРГ в 1949-1989 гг .

Многие музеи видели свою важнейшую задачу в том , чтобы обес-
печить доступ немцев к современной живописи , отвергнутой нацио-
нал - социалистами . Немецкие художники послевоенного времени
писали преимущественно абстрактные полотна и радикально поры-
вали с нацистским прошлым , образцы искусства которого более не
демонстрировались .

Значительного общественного влияния постепенно добивались ра-
дио и телевидение . Просмотр телепередач постепенно стал самым лю-
бимым способом проведения свободного времени . Если в 1955 г . было
всего около 300 тыс . телевизионных зрителей , то в 1965 г . — 11,4 млн .
Началась эпоха телепостановок и сериалов . Интерес зрителей вызы-
вали также политические программы . В 1954 г . телевидение впервые
вело трансляции с чемпионата мира по футболу из Швейцарии , на
котором команда ФРГ первый раз завоевала первое место , одержав
победу над фаворитом — командой Венгрии . Этот успех был одной из
самых ярких страниц в истории западногерманского спорта .

Но телевидение по степени влияния пока еще проигрывало газе-
там и журналам . Федеральные еженедельные газеты представляли
широкий политический и религиозный спектр мнений , в то время как
партийная пресса , в отличие от Веймарской республики , не играла
важной роли . Заметной проблемой становилась возрастающая кон-
центрация прессы . Самым большим издательским концерном владел
Аксель Шпрингер (1912-1985), которому принадлежало около трети
всех ежедневных изданий . Концентрация прессы привела к обще-
ственной дискуссии об опасности манипуляции общественным со-
знанием . Широкое обсуждение этой и других острых проблем обще-
ственного развития было признаком наступления нового времени .

Культура и общественная жизнь ФРГ второй
половины 1960- х — 1980- х гг .

4. Культура и духовная жизнь ФРГ в 1949-1989 гг .

Читайте также: