Слово это в литературе кратко

Обновлено: 03.07.2024

Дата в истории

1 ноября 2014 г. - 150-летие со дня рождения прмц.вел.кнг. Елисаветы Феодоровны

Фотогалерея

Электронный журнал "Православный поклонник на Святой Земле"

Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Дорогие посетители, приглашаем вас к сотрудничеству в нашем интернет-проекте. Те, кто посетил Святую Землю, могут присылать свои путевые заметки, воспоминания, фотографии. Мы будем рады и тематическим материалам, которые могут пополнить разделы нашего сайта. Материалы можно присылать на наш почтовый ящик

Главная / Библия и литература / Древнерусская литература / "Слово" как вид произведения в древнерусской словесности. Александр Моторин

[2] Григорий Дьяченко, священник, магистр. Полный церковно-славянский словарь (с внесением в него важнейших древнерусских слов и выражений). М.: Издательский отдел Московского патриархата, 1993. [Снимок с издания 1900 г.]. С. 612–613.

Жанр слово в древнерусской литературе

Хорошо известный жанр слово в древнерусской литературе по определению является произведением церковного либо светского характера, так что его можно назвать довольно разнообразным. Это может быть торжественная речь, повествование об исторических событиях или духовное поучение.

Древнерусская литература

Определение жанра слово в древнерусской литературе

Жанр слово в древнерусской литературе. Определение.

Определение жанра слово

В настоящем списке указаны наиболее популярные анонимные слова, так как слова, принадлежащие известным авторам, упомянуты под именами этих последних. Слова и сказания исторические и апокрифические указаны только главнейшие (исторические притом — только такие, которые встречаются как отдельные статьи). Сначала перечислены сочинения, более устойчиво надписываемые Сказаниями, затем те, которые чаще озаглавливаются Словами. Жития святых, иногда называемые сказаниями и словами, здесь не указаны. Отдельные исторические сказания весьма часто вставлялись составителями летописных сводов в их труды.

Кроме вошедших в летописи, до нас дошло в рукописных сборниках большое количество благочестивых сказаний о монастырях, об особенно чтимых иконах. Наиболее замечательные из них:

Связанные понятия

Патери́к (греч. πατερικόν, или отеческая книга, отечник (греч. πατεριχόν βιβλίον), а также старческая книга (греч. γεροντιχόν βιβλίον) или вертоград (греч. λειμωνάριον) — жанр аскетической литературы, сборник изречений святых отцов, подвижников или рассказов о них.

Спи́сок (от спи́сывать) — списанный откуда-либо текст, а также документ, содержащий такой текст. В текстологии Нового времени списком называют документ, созданный в результате рукописного или машинописного воспроизведения текста первоначального документа (произведения, протографа данного списка), если воспроизведение осуществлено не автором первоначального документа, а другим лицом, в отличие от автографа (текста, принадлежащего руке автора первоначального документа). В текстологии древних и средневековых.

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Ирмоло́гий, Ирмологио́н, Ирмоло́г (греч. Εἰρμο-λόγιον от греч. Εἰρμός — буквально "ряд, последовательность" + греч. λόγιον — речь, слово) — богослужебная книга православной церкви, содержащая в себе богослужебные тексты, предназначенные для пения в церкви. Ирмологии бывают двух видов: первые, которые содержат тексты и ноты; вторые, содержащие одни тексты. Состав Ирмологиев разных изданий различается.

Вели́кий кано́н (греч. μέγας κανών) — православное гимнографическое произведение, написанное Андреем Критским. Текст канона находится в Триоди постной и состоит из 250 тропарей (строф) и считается самым длинным каноном из существующих.

Ко́рмчая книга, Ко́рмчая (церк.-слав. ко́рмчїй, ст.‑слав. кръмьчии — рулевой), Пида́лион (греч. Πηδάλιον, Πηδαλίων — кормовое весло, кормило, рукоять кормила или руль), или Номокано́н (греч. Νομοκανών от греч. νόμος - закон, устав + греч. κᾰνών - канон, правило) — сборники церковных и светских законов (см. также Византийское право), являвшихся руководством при управлении церковью и в церковном суде православных славянских стран; также служили для передачи различных древних текстов. Языки: старославянский.

Священная история – это история событий (преимущественно связанных с древними евреями), изложенная в Ветхом завете (начиная от сотворения мира), а также история событий, связанных с жизнью Иисуса Христа и зарождением христианства, изложенная в Новом завете.

Синакса́рь, или Синакса́рий (церк.-слав. Сѷнаѯа́риꙗ, Сѷнаѯа́рь, Сѷнаѯа́рїй; греч. Συναξάριον — сборник; от греч. συνάγω — собираю, и греч. σύναξις) — собрание; первоначально собрание верующих на праздник, в дальнейшем — собрание сведений.

Лекциона́рий — богослужебная книга, сборник фрагментов текстов Священного Писания, расположенных согласно порядку церковного года и применяемая во время богослужений для библейских чтений Литургии слова, в восточной традиции именуемой литургией оглашенных. Возникновение лекционариев различные исследователи относят к III—VIII векам, предшественниками полноценных лекционариев были лекционарные заметки на полях манускриптов священного писания.

Цветник — в русской библиографии общее название рукописных и старопечатных сборников определённого характера.

Торже́ственник — книга периода с конца XIV по XVII века, памятник русской письменности и литературы; древнерусский календарный сборник житий и похвальных слов, происхождение которого было вызвано богослужебными потребностями: статьи торжественника предназначались для чтения при богослужении, в поучение верующим. Однако к концу XVI века из сборника уставных чтений торжественник становится исключительно литературным сборником.

И́кос (др.-греч. οἶκος — дом) — церковное песнопение, восхваляющее и прославляющее чествуемого святого и церковное событие. Икос образует составную часть утреннего канона, в котором помещается после 6-й песни (непосредственно вслед за кондаком). Автором первых икосов был, согласно церковному преданию, св. Роман Сладкопевец.

Аллилуиа́рий — изменяемая (чаще всего) часть литургии, состоящая в неоднократном пении Аллилуйя со стихами из Псалтири, предваряющая чтение Евангелия. Присутствует в большинстве существующих богослужебных обрядов.

Дидакти́ческая литерату́ра (от др.-греч. διδασκειν — поучать) — литература поучительного содержания, в которой художественная форма используется для выражения научных, этических, философских и прочих идей.

Перевод Библии архимандрита Макария — первичный перевод Ветхого завета на русский язык, выполненный архимандритом Макарием (Михаил Яковлевич Глухарёв) с древнееврейского языка (масоретский текст) на русский язык, с ограниченным использованием церковнославянской лексики.

Краткое славословие (Слава, Малое славословие, Малая доксология, лат. Gloria Patri) — краткая христианская молитва к Пресвятой Троице, широко употребляется в богослужении. Данная молитва не содержит каких-либо прошений, а только восславляет Бога.

Ви́рши (от лат. versus — стих, польск. wiersz, укр. вірш) — один из видов стиха духовного, а затем и светского содержания, развивавшийся сначала в Польше, затем на Украине и в Белоруссии с конца XVI до начала XVIII века, а после перешедший и в русскую литературу (конец XVII—XVIII века). Ранние восточнославянские вирши носили тонический характер, впоследствии под польским влиянием стали силлабическими, и этот термин стал ассоциироваться прежде всего с силлабикой. Впоследствии в разговорном русском.

Летопи́сец Е́ллинский и Ри́мский, или Е́ллинский и Ри́мский летопи́сец, или Е́ллинский летопи́сец (сокращённо ЕЛ) — крупнейший древнерусский компилятивный хронографический памятник.

Непереходящие праздники (также неподвижные праздники) — христианские праздники с неподвижными датами по солнечному календарю.

Студи́йский уста́в — набор правил и указаний, определявший порядок служб и регламентировавший использование основных богослужебных книг в византийской литургической традиции IX—XIV веков. Своим происхождением устав обязан преподобному Феодору Студиту (ум. 826), настоятелю Студийского монастыря.

Ирмо́с (церк.-слав. Ірмо́съ греч. εἱρμός — сплетение, связь), в византийском и русском православном богослужении — первая строфа в каждой из девяти песен канона, в которой прославляются священные события или лица. Ирмос служит мелодико-метрическим образцом для последующих строф (тропарей) данной песни. Тексты ирмосов гимнографические (в основном, парафразы Священного Писания). Музыкально ирмосы подчиняются системе осмогласия.

Моли́твы у́тренние (церк.-слав. Мл҃твы ᲂу҆́трєннїѧ) — первая часть обязательного ежедневного регулярного молитвенного правила прихожанина и клирика Русской Православной церкви, а также некоторых поместных церквей, исторически связанных с Русской. Молитвы, читаемые каждым утром. Тексты утренних и вечерних молитв можно найти в православном молитвослове.

Богоро́дичен (др.-греч. Θεοτοκίον) — в православном богослужении то или иное молитвенное песнопение в честь Божией Матери: стихира, тропарь или седален. Богородичны входят в состав всех служб, помещены во всех богослужебных книгах, кроме Евангелия.

Вели́кое славосло́вие (греч. Ἡ μεγάλη δοξολογία) — в православном богослужении молитвословие, основанное на ангельской песне, пропетой при благовестии пастухам о Рождении Иисуса Христа.

Азбуко́вники — рукописные сборники статей нравоучительного, учебного и энциклопедического содержания. Списки непонятных иностранных слов с их кратким объяснением (обычно глосс к текстам). Азбуковники составлялись в XVII веке на Украине и в России. Примерный синоним — глоссарий. Образцом служили западноевропейские тезаурусы.

Кано́н (греч. κανών — правило, норма) — основанный на библейских песнях многострофный жанр православной богослужебной гимнографии, посвящённый прославлению какого-либо праздника или святого. Канон входит в состав утрени, повечерия, воскресной полунощницы, отпевания, панихиды, соборования и некоторых других богослужений, а также может читаться на молебнах и в келейной (домашней) молитве.

Законопра́вило Свято́го Са́ввы было составлено святым Саввой в 1219 году. Это был первый сербский устав.

Ексапостила́рий (также экзапостила́рий греч. ἐξαποστειλάριον; от греч. ἐξαποστέλλω — посылаю) или Свети́лен (греч. φωταγωγικά от греч. φωτός — свет + греч. ἄγω — вести, приводить) — в Православии песнопение, которое поётся на утрени по 9-й песни канона и малой ектении, а в воскресные дни — по пении Свят Госпо́дь Бог наш.

Доксоло́гия (от греческого греч. δόξα- слава, греч. λόγος — слово) — в христианской терминологии молитва, выражающая славословие Богу.

Упоминания в литературе (продолжение)

Письменность и литература прежде всего относятся к словесности, как вид к роду. Понятие, выражаемое словесностию, гораздо общее, нежели понятия, выражаемые письменностию и литературою: в обширном смысле, словесность заключает в себе и письменность и литературу, как ее же собственные проявления. Все, что находит свое выражение в слове, все это принадлежит к области словесности: и народная поговорка или пословица – и курс философии; и народная сказка или песня – и эпическая поэма или драматическое произведение как великого поэта, так и бездарного сочинителя; и летопись, и история, и ученое сочинение, и учебник, и лексикон, и каталог книг, и книжка о легчайшем способе отращивать волоса и истреблять мух. К области письменности принадлежат те словесные произведения, которые народ, не знавший еще книгопечатания, почел достойными сохранить от забвения посредством письменного искусства. Под литературою разумеется или словесность народа, исторически развившаяся и отражающая в себе народное сознание, или какая-нибудь отрасль словесности, обнимающая собою известную сторону искусства и науки. Так, в последнем случае говорится: литература эстетики, литература истории, литература математики, медицины, технологии и т. д., разумея под этим собрание всех сочинений, относящихся до того или другого из исчисленных предметов. Понятие о литературе тесно связано с понятием о книгопечатании.

Эта книга создана как частица бесценного наследия известного историка и фольклориста Александра Николаевича Афанасьева (1826–1871). Он был глубоким исследователем славянских преданий, верований и обычаев. Эта книга выявляет живые связи языка и преданий, более того – воскрешает основы русского мышления, что особенно важно сейчас, когда язык и мышление русского человека изуродованы газетными штампами, блатным жаргоном и замусорены иностранными словами. К его трудам обращались разные поэты и писатели: А. К. Толстой и Блок, Горький и Бунин, Есенин. Данная книга сохраняет особенности старого правописания, чтобы дать почувствовать вкус и аромат словесных оборотов прошедшей эпохи.

Дата в истории

1 ноября 2014 г. - 150-летие со дня рождения прмц.вел.кнг. Елисаветы Феодоровны

Фотогалерея

Электронный журнал "Православный поклонник на Святой Земле"

Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Дорогие посетители, приглашаем вас к сотрудничеству в нашем интернет-проекте. Те, кто посетил Святую Землю, могут присылать свои путевые заметки, воспоминания, фотографии. Мы будем рады и тематическим материалам, которые могут пополнить разделы нашего сайта. Материалы можно присылать на наш почтовый ящик

Главная / Библия и литература / Древнерусская литература / "Слово" как вид произведения в древнерусской словесности. Александр Моторин

[2] Григорий Дьяченко, священник, магистр. Полный церковно-славянский словарь (с внесением в него важнейших древнерусских слов и выражений). М.: Издательский отдел Московского патриархата, 1993. [Снимок с издания 1900 г.]. С. 612–613.

Слово — это смыс­ло­вая еди­ни­ца речи, име­ю­щая опре­де­лен­ное зву­ко­вое и грам­ма­ти­че­ское оформление.

Слово — стро­и­тель­ный мате­ри­ал для выра­же­ния мыс­лей. Только чело­ве­ку при­над­ле­жит уни­каль­ная воз­мож­ность обле­кать свои мыс­ли в сло­ва. Слово нераз­рыв­но свя­за­но с мыслью.

Слово — выра­же­ние мыс­ли, и поэто­му сло­во долж­но соот­вет­ство­вать тому, что оно выра­жа­ет (Л. Н. Толстой).

Слова — это одеж­да наших мыс­лей… (М. Горький).

Слово это

Слово рож­да­ет­ся в тру­де, извеч­но с ним вза­и­мо­дей­ству­ет. Оно управ­ля­ет дея­тель­но­стью чело­ве­ка и явля­ет­ся твор­цом и вен­цом всей миро­вой куль­ту­ры. Без сло­ва невоз­мож­но обще­ние, жизнь чело­ве­ка и обще­ства. Издавна извест­на без­мер­ная сила сло­ва, с кото­рой вряд ли что может сравниться.

Давайте выяс­ним, что такое сло­во в рус­ском языке.

Внешнее и внутреннее в слове

Используя сло­ва, чело­век оформ­ля­ет свою речь. В рус­ском язы­ке сло­ва суще­ству­ют как гото­вые, исто­ри­че­ски сло­жив­ши­е­ся еди­ни­цы речи. Каждый раз, что­бы что-то ска­зать, мы зано­во не вос­про­из­во­дим их, а поль­зу­ем­ся сло­ва­ми, кото­рые узна­ли с дет­ства. Маленький ребе­нок при­об­ща­ет­ся к миру слов с помо­щью зву­ча­щей речи близ­ких людей.

Слово — это, в первую оче­редь, опре­де­лен­ный набор зву­ков. Ударение явля­ет­ся одним из фоне­ти­че­ских при­мет сло­ва. Иногда толь­ко уда­ре­ние раз­ли­ча­ет слова:

Звуковая обо­лоч­ка и уда­ре­ние — это внеш­няя сто­ро­на. Слово зву­чит, его мож­но напи­сать гра­фи­че­ски, исполь­зуя бук­вы. С этой точ­ки зре­ния сло­во вполне материально.

У сло­ва есть и внут­рен­няя сто­ро­на — смысл. Каждое сло­во, имея орга­ни­зо­ван­ную зву­ко­вую обо­лоч­ку, соот­но­сит­ся с опре­де­лен­ным пред­ме­том дей­стви­тель­но­сти, при­зна­ком, дей­стви­ем и т. д.

Стоит пере­ста­вить или убрать хотя бы один звук, и сло­во ста­нет бес­смыс­лен­ным набо­ром зву­ков, поте­ря­ет свой смысл.

Значит, сло­во — это един­ство внеш­не­го и внут­рен­не­го пла­на, зву­ка и содер­жа­ния. С этой точ­ки зре­ния мож­но дать сле­ду­ю­щее определение:

Что такое слово

Лексическое значение слова

Слово обла­да­ет номи­на­тив­ной функ­ци­ей, то есть спо­соб­но­стью назы­вать что-то. Слова пона­до­би­лись людям в про­цес­се обще­ния, что­бы име­но­вать всё, с чем они сопри­ка­са­ют­ся в жизни.

Кроме зву­ко­вой обо­лоч­ки, сло­во име­ет опре­де­лен­ный смысл. Оно соот­но­сит­ся с опре­де­лен­ной реа­ли­ей дей­стви­тель­но­сти и слу­жит для назы­ва­ния пред­ме­тов и при­зна­ков, дей­ствий и состо­я­ний, коли­честв и качеств. Только неко­то­рые слу­жеб­ные сло­ва (части­цы, пред­ло­ги, сою­зы) не обо­зна­ча­ют поня­тий действительности.

Фонетическая оформ­лен­ность сло­ва нераз­рыв­но соче­та­ет­ся с его опре­де­лен­ным внут­рен­ним смыслом.

Этот внут­рен­ний смысл, исто­ри­че­ски закреп­лен­ный в сло­ве, явля­ет­ся его лек­си­че­ским значением.

Лексическое зна­че­ние — это смыс­ло­вое содер­жа­ние сло­ва, его соот­не­сен­ность с опре­де­лён­ным пред­ме­том или явле­ни­ем действительности.

Лексическое значение слова

Можно утвер­ждать, что в каж­дом сло­ве содер­жит­ся опре­де­лён­ная инфор­ма­ци­он­ная программа.

Глаза девочки

Слова отли­ча­ют­ся друг от дру­га сво­им лек­си­че­ским зна­че­ни­ем. Лексическое зна­че­ние у каж­до­го сло­ва своё.

В рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют одно­знач­ные и мно­го­знач­ные сло­ва. Однозначные сло­ва (шарф, коси­нус, ночь) обла­да­ют толь­ко одним зна­че­ни­ем, а мно­го­знач­ные име­ют несколь­ко зна­че­ний, кото­рые с помо­щью цифр по поряд­ку пере­чис­ля­ют­ся в тол­ко­вых словарях.

  1. Сооружение для пере­хо­да, пере­ез­да через реку, овраг, желез­но­до­рож­ный путь.
  2. Помост, настил из досок, брёвен.
  3. Приём в спор­тив­ной борьбе.
  4. Часть шас­си авто­ма­ши­ны, трактора.
  5. Зубной про­тез — план­ка, на кото­рой укреп­лен ряд искус­ствен­ных зубов.

Слово и грамматическое значение

Кроме лек­си­че­ско­го зна­че­ния, сло­во содер­жит грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние, общее для груп­пы одно­тип­ных слов. Грамматическое зна­че­ние — это общее зна­че­ние слов как части речи.

Так, напри­мер ряд лек­сем (моряк, вок­зал, сте­на) обла­да­ют грам­ма­ти­че­ским зна­че­ни­ем пред­мет­но­сти и отве­ча­ют на вопро­сы: кто? что?

Общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние поз­во­лит объ­еди­нить такие сло­ва в один лексико-грамматический класс, кото­рый назы­ва­ет­ся име­нем суще­стви­тель­ным. У слов с пред­мет­ным зна­че­ни­ем мож­но ука­зать мор­фо­ло­ги­че­ские кате­го­рии рода, чис­ла и падежа.

В соот­вет­ствии с общим грам­ма­ти­че­ским зна­че­ни­ем отне­сем их к само­сто­я­тель­ной части речи — гла­го­лу. Как гла­го­лы, эти лек­се­мы обла­да­ют мор­фо­ло­ги­че­ски­ми при­зна­ка­ми вида, пере­ход­но­сти, вре­ме­ни, накло­не­ния, лица и чис­ла и пр.

Таким обра­зом, в рус­ском язы­ке сло­во обла­да­ет зву­ко­вой оформ­лен­но­стью, лек­си­че­ским и грам­ма­ти­че­ским значением.

Приведем зна­че­ние это­го линг­ви­сти­че­ско­го тер­ми­на, кото­рое дает Википедия:

Слово — одна из основ­ных струк­тур­ных еди­ниц язы­ка, кото­рая слу­жит для наиме­но­ва­ния пред­ме­тов, их качеств и харак­те­ри­стик, их вза­и­мо­дей­ствий, а так­же име­но­ва­ния мни­мых и отвле­чен­ных поня­тий, созда­ва­е­мых чело­ве­че­ским воображением.

Каждое сло­во состо­ит не толь­ко из зву­ков, а из мини­маль­ных зна­чи­мых частей — мор­фем. В соста­ве слов мож­но ука­зать при­став­ку, корень, суф­фикс, окон­ча­ние, пост­фикс и соеди­ни­тель­ные гласные.

Сочетаемость слов

Строя выска­зы­ва­ние, гово­ря­щие с лег­ко­стью опе­ри­ру­ют сло­ва­ми, ино­гда не заду­мы­ва­ясь об их сочетаемости.

В речи каж­дое сло­во упо­треб­ля­ет­ся в свя­зи с его осо­бен­но­стя­ми лек­си­че­ско­го зна­че­ния, мор­фо­ло­ги­че­ски­ми свой­ства­ми и спе­ци­фи­кой соче­та­ния с дру­ги­ми сло­ва­ми в пре­де­лах высказывания.

  • звезд­ная, лун­ная, тем­ная, дожд­ли­вая, мороз­ная и пр.;
  • насту­пи­ла, при­шла, закон­чи­лась, длит­ся и т.д.

При огра­ни­чен­ной соче­та­е­мо­сти сло­ва про­яв­ля­ют свою изби­ра­тель­ность. Они соеди­ня­ют­ся в соче­та­ние толь­ко с узко огра­ни­чен­ным кру­гом слов:

  • воро­ной конь, а не вер­блюд, соба­ка или кот;
  • круг­лый год, а не час, неде­ля, месяц;
  • табун лоша­дей, а не овец или коров.

Признаки слова

Суммируя преды­ду­щие рас­суж­де­ния, ука­жем неко­то­рые при­зна­ки слова:

  1. опре­де­лен­ная фоне­ти­че­ская оформ­лен­ность, ударение;
  2. мате­ри­аль­ность (зву­ча­ние и бук­вен­ное отображение);
  3. вос­про­из­во­ди­мость (гото­вая еди­ни­ца речи);
  4. номи­на­тив­ная функ­ция (спо­соб­ность называть);
  5. инфор­ма­тив­ность;
  6. лек­си­че­ское и грам­ма­ти­че­ское значение;
  7. лексико-грамматическая при­над­леж­ность (часть речи);
  8. син­так­си­че­ская само­сто­я­тель­ность (спо­соб­ность упо­треб­лять­ся в каче­стве высказывания);
  9. валент­ность (сво­бод­ная и огра­ни­чен­ная сочетаемость).
  10. опре­де­лен­ное мор­фем­ное строение.

Слова, обла­дая сво­им зна­че­ни­ем, явля­ют­ся стро­и­тель­ным мате­ри­а­лом выска­зы­ва­ния, с помо­щью кото­ро­го гово­ря­щий оформ­ля­ет свою мысль. Каждое сло­во берет на себя выра­же­ние части смыс­ла цело­го. В сово­куп­но­сти смысл речи скла­ды­ва­ет­ся из зна­че­ний отдель­ных слов, состав­ля­ю­щих её. Слово явля­ет­ся мини­маль­ным зна­чи­мым эле­мен­том речи для выра­же­ния мыс­лей и обще­ния меж­ду людьми.

Читайте также: