Живопись нового времени кратко самое главное

Обновлено: 05.07.2024

Прежде мы уже писали о произведениях, созданных от времени Древнего мира до Раннего Нового времени. В данной статье мы выбрали 10 шедевров из экспозиции музея, с которых можно начать знакомство с искусством Нового времени.

Маньеризм возник в конце XVI-XVII вв. Часто его называют начальной стадией барокко, не выделяя отдельно. Удлиненность фигур и яркие цвета – типичны для мастеров-маньеристов.

Граф А. С. Строганов высоко ценил произведение придворного художника Медичи, Аньоло Бронзино, из собственного собрания. Там воплотились все свойственные для школы черты.

Барокко возникло примерно в то же время (конец XVI-начало XVII в.), что и классицизм, однако было его противоположностью, отличаясь пышностью и динамичностью.

Питер Пауль Рубенс, чье имя у большинства ассоциируется с этим направлением, происходил из Фландрии. Оттуда он уехал учиться в Италию. Таким образом, в его живописи проявился синтез местной фламандской манеры и итальянского влияния.

По замечанию некоторых искусствоведов, Рубенсом воплощена распространенная во Фландрии трактовка торжества, как переходной стадии между осенью и зимой. Более того, установлено, использование зарисовок с античного саркофага из коллекции кардинала Альтемпса, сделанных в Риме.

Классицизм существовал в течение двух столетий и, очевидно, живопись XIX в. значительно отличалась от творчества Николы Пуссена. Однако, если вы хотите узнать о начале и первых этапах существования, то не забудьте о важном мастере.

Статьи в книге различаются и могут быть, как о конкретных характеристиках человека, так и об отвлеченных идеях. Среди них упоминается правосудие. На полотне его олицетворяет женщина в белых одеяниях, сидящая на мертвом страусе. Она воспроизведена в точности по описанию из справочного издания. Справа от нее Амур, являющийся образом любви, а слева старец – так, изображены пороки.

Рококо, характеризующееся сочетанием светлых оттенков и орнаментальностью, возникло в первой половине XVIII в. во Франции. Обычно его считают продолжением стиля барокко. Зачастую живописцы искали вдохновения в античных мифах. Кроме того, поведение героев очень часто намекало на намерение нарушить принятые нормы.

Историю о Юпитере, обратившемся в Диану, чтобы покорить нимфу Каллисто, воплощена Франсуа Буше. Неяркие краски (бледно-зеленый и голубой) и плавные линии — инструменты, создающие изысканность и утонченность. Однако, возможно, утверждать о принадлежности к направлению рококо не только, из-за техники исполнения, но и по смысловому содержанию. Мифические персонажи, запечатленные в неоднозначной ситуации, выглядят изящно, что характерно для творчества этого стиля.

Соблюдавшие правила романтизма, в отличие от классицистов, уделяли внимание естественности, а также личности с ее чувствами и переживаниями. В этой связи использовались насыщенные краски и особая игра света тени. Одним из самых известных представителей является Эжен Делакруа. Его картина, по мотивам поэмы Дж. Байрона, находится в Галерее стран Европы и Америки.

Урок 5. Искусство Нового времени

Искусство Нового времени является, пожалуй, одним из наиболее запутанных и в то же время интересных для изучения. Если предыдущим периодам была свойственна определенная линейность процессов, в исторический отрезок Нового времени можно наблюдать параллельное сосуществование сразу нескольких стилей, каждый из которых мог бы считаться отдельной и самодостаточной эпохой в искусстве.

Цель урока: разобраться в многообразии художественных стилей эпохи Нового времени, понять их основные отличия и характеристики.

Пройдя этот урок, вы получите общие ориентиры, по которым сумеете определить принадлежность того или иного произведения искусства к тому или другому стилю Нового времени.

Содержание:

Изучая предыдущие темы, вы уже поняли, что искусство достаточно сложно загнать в какие-то строго определенные рамки, в том числе хронологические, ввиду того, что культурно-исторические процессы в разных странах развиваются неравномерно и несинхронно. Поэтому условно очертим хронологические границы данного периода в пределах 17-19 веков и будем уточнять их отдельно для каждого жанра и направления в искусстве.

Как и в прошлом уроке, мы сосредоточимся на европейской культуре, т.к. именно в Европе зародились основные стили искусства. В этом плане культура прочих регионов в некотором смысле вторична либо заимствована. Начнем со стиля барокко и посмотрим, как оно отразилось в архитектуре, скульптуре, живописи, литературе, музыке и зрелищных искусствах.

Искусство барокко и рококо

Одним из главных стилей, предопределивших развитие искусства 17-18 столетий, был стиль барокко. В целом, барокко присущи контраст и динамика, сложность и многообразие, стремление к величию и некоторая аффектация. Эти признаки наглядно демонстрируют все произведения искусства, созданные в данном стиле.

Архитектура

Отличительными признаками архитектуры барокко являются размах пространственных решений, слитность и плавное перетекание криволинейных форм. Одним из первых образцов барокко в архитектуре считается фасад церкви Санта-Сусанна в Риме, построенной еще в 4 веке, которую перестроил в стиле барокко в 1603 году итальянский архитектор Карло Мадерна (1556-1629):

Церковь Санта-Сусанна

Такой дрейф стиля в сторону роскоши и великолепия можно считать предтечей возникновения рококо: стиля на основе барокко, отличавшегося большей легкостью, непринужденностью, вольным обращением с правилами и пропорциями, избытком декоративных элементов. При том, что барокко очень склонен к разным криволинейным формам, в рококо этот тренд достиг своего апогея. Украшаются едва ли не все плоскости на поверхности строения снаружи и внутри. Такой подход можно наблюдать во всех странах, где рококо получил распространение. Возьмем для примера церковь Азамкирхе, она же церковь Святого Иоанна в Германии:

Церковь Азамкирхе

Есть образцы рококо и на территории России, которые появились благодаря работе приглашенных из Италии архитекторов. Это, в частности, Летний дворец Елизаветы Петровны (Санкт-Петербург), построенный Франческо Растрелли (1700-1771). Кроме того, к стилю рококо относят и работы Антонио Ринальди (1709-1794): дворец Петра III, Китайский дворец и другие строения в Ораниенбауме.

Скульптура

Похищение Прозерпины

Хоры в соборе Малаги

Стиль рококо стал естественным продолжением барокко в скульптуре, отличаясь лишь еще большей сложностью формы и избытком деталей декора. Наиболее знаменитым скульптором, работавшим в стиле рококо, считается Этьен Морис Фальконе (1716-1791), много работавший на заказ и вынужденный угождать не всегда изысканному художественному вкусу представителей знати.

Тем не менее даже в условиях определенных ограничений он создал выдающиеся скульптуры, которые восхищают красотой и сложностью по сей день. Например, интерпретация сказания про древнего атлета Милона Кротонского и его схватку со львом:

Милон Кротонский

Живопись

Человек в искусстве нового времени занимает центральное место, и в живописи барокко это заметно особенно явно. Главные фигуры в живописи барокко – это Рубенс (1577-1640) и Караваджо (1571-1610), причем у каждого из них есть свои хорошо узнаваемые черты в творчестве.

Призвание апостола Матфея

Похищение дочерей Левкиппа

Отплытие на остров Цитеру

Там, где, по сюжету, предполагалась меньшая численность народа, холст перегружался избытком деталей окружающей действительности. Допустим, тщательной прорисовкой листочков растений, как у Николы Ланкре (1690-1743) и Фрагонара (1732-1806), детализованным изображением лавы вулкана, как у Франсуа Буше (1703-1770) и т.д.

Литература

Литературная жизнь барокко была весьма богата. В произведениях широко используются символы и метафоры, риторические вопросы и оксюмороны, а стремление к разнообразию часто приводит к хаотичности сюжета. Авторов барокко интересуют самые разные темы, а многообразие возникших в этот период жанров просто зашкаливает: галанто-героический роман, сатирический роман, бытовой роман, маринизм, гонгоризм, эвфуизм, метафизическая школа и многие другие.

Музыка и зрелищные искусства

Искусство классицизма

Классицизм – это стиль в искусстве, формировавшийся и развивавшийся параллельно с барокко в 17-18 веках и оказавший заметное влияние на культуру 19 столетия. В отличие от барокко, классицизм проповедует простоту, строгость и соразмерность, свойственную искусству Античности. Жанр зародился во Франции, и именно деятели французского классицизма оставили значительный след в его наследии.

Архитектура

Площадь Согласия в Париже

Скульптура

В начале урока мы говорили о том, что разные стили и направления в искусстве получили неодинаковое распространение в разных странах, а сами культурно-исторические процессы развиваются неравномерно и несинхронно. Поэтому зачастую под неоклассицизмом понимается тот же самый классицизм, но имеющий национальные особенности культуры какого-либо государства.

Если совсем обобщить, неоклассицизм соотносится с классицизмом примерно так, как рококо соотносится с барокко или маньеризм с искусством высокого Ренессанса.

Живопись

Танец под музыку времени

Литература

Основоположником поэзии классицизма считается Франсуа Малерб (1555-1628), осовременивший и обогативший нормы литературного французского языка. При этом в творчестве самого Малерба сильны традиции барокко.

Музыка и зрелищные искусства

Под музыкой классицизма принято понимать академическую музыку второй половины 18 – начала 19 веков. Самыми яркими музыкальными деятелями классицизма являются Людвиг ван Бетховен (1770-1792) , Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791), Франц Йозеф Гайдн (1732-1809). Все они принадлежат к Венской классической школе, отличительной особенностью которой является сочетание множества стилей и приемов классической музыки, трагичного и комичного в музыкальных сочинениях, баланса точного расчета и непринужденности звучания.

Развитие литературы и музыки дало толчок развитию театрального искусства. Принципы классицизма в театральном искусстве воплощались следующим образом:

  • Единство времени – действие вмещалось в некий условный 24-часовой период.
  • Единство места – действие происходило в одной локации.
  • Единство действия – действие имело одну сюжетную линию (как правило, личная трагедия или конфликт межу личным и общественным).

Романтизм в искусстве

Архитектура

Чугунный мост через Северн

Ныне этот мост находится под охраной ЮНЕСКО.

Скульптура

Скульптуре романтизма тоже присуще использование металлических изваяний, хотя мрамор по-прежнему широко используется как материал для изготовления скульптур. В отличие от прочих периодов, скульпторы романтизма стараются передать, в первую очередь, эмоции и переживания, а не просто динамику или статику положений.

Марсельеза

Композициям романтизма свойственен огромный накал страстей, при котором герои вот-вот выйдут за пределы своих человеческих возможностей. Человек в искусстве Нового времени – это всегда личность, а в работах французских деятелей романтизма – еще и творец истории.

Живопись

Свобода, ведущая народ

Считается, что романтический стиль стимулировал появление множества художественных школ, оказал влияние на будущее развитие многих направлений живописи. В частности, таких, как эстетизм, символизм, авангард и импрессионизм.

Литература

Еще раз акцентируем, что понимание романтизма у разных авторов может существенно отличаться, что никоим образом не умаляет их художественного значения.

Музыка и зрелищные искусства

Музыка эпохи романтизма – это гимн человеческой душе, это звучащая в каждой ноте убежденность, что душа всегда будет властвовать над разумом и если разум может заблуждаться, то душа никогда. Среди образцов романтизма представлена самая разная музыка, от патриотической до академической.

Даже беглый взгляд на годы жизни показывает, что в музыке влияние романтизма зачастую выходит за пределы условно очерченного периода конца 18 – первой половины 19 веков. Это еще более заметно, если обратить взор на творчество российских композиторов.

Так, к образцам романтизма традиционно причисляют творчество Петра Чайковского (1840-1893), Римского-Корсакова (1844-1908), Даргомыжского (1813-1869), Мусоргского (1839-1181) и других. Это еще раз подтверждает тезис, что в разных странах сходные культурно-исторические процессы имели свои особенности, в том числе и хронологические.

Развитие литературы и музыки дало почву для дальнейшего становления театрального и оперного искусства. Наиболее активно театры развивались во Франции. К слову, первый финансируемый государством театр появился во Франции еще во времена Людовика XIV, а в начале 19 столетия свой театр имели все большие и не очень большие города.

В России придворные театры известны с 17 века. При Петре I театральное искусство получило мощнейший толчок к развитию, далее поддержанный императрицами Елизаветой Петровной и Екатериной II. В 1803 году в российском театральном искусстве произошло разделение драматургических и музыкальных трупп, а музыкальные труппы далее разделились на балетные и оперные. Идея принадлежала Катерино Кавосу (1775-1840), итальянскому дирижеру и композитору, работавшему тогда в России.

Так или иначе, российский театр на протяжении всей своей первоначальной истории развивался под мощным влиянием западноевропейских деятелей искусства, при этом не теряя своей самобытности и нарабатывая свой русскоязычный репертуар.

Так развивалось искусство разных стран в Новое время. Далее мы предлагаем пройти проверочный тест и перейти к материалу следующего урока.

Проверьте свои знания

Стараниями великих художников память о них сохранилась в веках. И сегодня, уважаемый читатель, мы с Вами имеем удовольствие лицезреть их гордый взгляд, подчеркнуто прямую осанку и украшенные драгоценными перстнями пальцы, нередко покоящиеся на эфесах старинных шпаг.

Европейские аристократы Нового времени. Искусные политики, неустрашимые полководцы, коварные интриганы и просто красавцы-мужчины в самом расцвете физических, моральных и финансовых сил. Герои захватывающих романов и объекты рассмотрения скучных исторических хроник, обладатели громких титулов, звонких шпор и умопомрачительных головных уборов.

Вот интересно, дорогой читатель, а сумеете ли Вы верно определить национальную принадлежность высокородных господ, изображённых великими европейскими мастерами Нового времени?

Живопись — это вид изобразительного искусства, представляющий собой способ запечатления окружающего мира красками на поверхности. Основное выразительное средство живописи — цвет, воздействующий на общее восприятие зрителем картины, позволяющий обращать внимание на важные детали, усиливающий эмоциональную составляющую произведения. Оттенки и тона, необходимые художнику для точной передачи колера, объема, пространства достигаются путем смешивания красок на палитре.

Живопись: ее виды, стили, жанры, история возникновения, развитие. Джанни Стрино. Художница

Виды живописи

Различают следующие основные виды живописи:

Живопись: ее виды, стили, жанры, история возникновения, развитие. Доменико Гирландайо. Рождение Богородицы (фрагмент фрески в капелле), 1486-1490

Существует еще и декоративная живопись, главное призвание которой — украшать. Отличается чистыми, сочными цветами, тщательно проработанными формами, логическим построением композиции. К особенностям направления относятся: нарушение перспективы, изменение пропорций, отсутствие объема, наличие контура и орнаментальных узоров. Декоративная живопись может быть и станковой, и монументальной.

Живопись: ее виды, стили, жанры, история возникновения, развитие. Олег Давыдов. Декоративный натюрморт

Основные стили живописи

На протяжении многовекового развития изобразительного искусства образовались все новые стили написания произведений. Некоторые стили существовали совсем не долго и не нашли поддержку в обществе. Другие же стали эталонами, на которые ориентируются и современные художники. Рассмотрим основные стили живописи:

Жанры живописи

В зависимости от сюжета, произведения изобразительного искусства принято делить на такие жанры живописи:

Техники живописи

История возникновения и развития живописи

История живописи берет свое начало с той поры, когда человек впервые изобразил что-то на поверхности с помощью краски. Случилось это, согласно научным данным, 40-12 тысяч лет назад, в эпоху позднего палеолита. Об этом свидетельствуют сохранившиеся наскальные росписи в пещерах на территориях Южной Франции, Северной Испании и других стран.

История живописи. Первые наскальные рисунки

История живописи. Роспись в древнеегипетской усыпальнице

От античности до наших дней

Искусство передачи светотени принадлежит древним грекам, далеко продвинувшимся в направлении реалистичной живописи. Однако популярность наполненных объемом и чувственностью монументальных произведений быстро угасла, уступив место вазописи. Зато новый прием полюбился римлянам, питавшим страсть к украшательству интерьеров. В высокохудожественных росписях стен прослеживается использование воздушной и линейной перспектив.

История живописи. Аид и Персефона (древнегреческая фреска), 340 г. до н.э.

Живопись в средние века обрела религиозный характер. Художники более не стремились отображать на холстах реальность. Стала важна передача духовности. Даже если произведение не являлось иконой, все равно оно было лишено объема и перспективы. Персонажи располагались на одной линии и выглядели плоскими, примитивными.

Все изменилось с приходом эпохи Ренессанса. Художники, следя за настроениями в обществе, старались угадать модные тенденции в живописи и следовать им. Пейзаж и портрет стали независимыми жанрами. Появились новые техники. Все выглядело чинно и благородно вплоть до 17-18 вв., когда католическая церковь утратила былую значимость и власть. Мастера живописи, не опасаясь более инквизиции, начали писать максимально правдивые картины, отображающие истинный облик людей той эпохи, их обыденную жизнь.

История живописи. Андреа Соларио, Клеопатра, 16 в.

История живописи. Жан-Батист Симеон. Прачка. ок. 1735

В этот же период формируются новые стили: рококо, барокко, маньеризм, классицизм. Появился и романтизм, вскоре сменившийся более эффектным и неоднозначным импрессионизмом. Кардинальные перемены история живописи претерпевает в начале 20 века. Возникает абстракционизм — направление, призванное донести до зрителя эмоции художника, состояние его души в момент создания полотна.

Больше нет необходимости писать согласно канонам. Художники стремятся к самовыражению. Их фантазия дает толчок к зарождению новых стилей и их направлений, ответвлений. Несмотря на это, даже в нынешнем 21 веке любовь к классической живописи остается в силе.

Читайте также: