Лоббизм во франции кратко

Обновлено: 05.07.2024

Список литературы [ всего 8]

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Долгое время лоббистская деятельность во Франции существовала вне закона, так как считалось, что правительство должно защищать лишь общенациональные интересы. Только с начала 1980-х гг. у законодателей появляется интерес к узакониванию лоббирования. Исторические традиции законодательной власти также определили особенности лоббирования: особую роль государства в регулировании экономических отношений и высокую степень централизации.

Во Франции действует Социально-экономический совет, созданный на основании Конституции 1958 г. Он исполняет роль своеобразного "лоббистского парламента". В настоящий момент в него входит 231 советник. Длительность мандата советников составляет 5 лет. Формирование Совета осуществляется следующим образом. 163 советника назначаются профессиональными организациями, из которых: 69 от профсоюзов, представляющих государственный и частный сектора; 65 от профессиональных организаций, представляющих частные предприятия индустрии, торговли, сельского хозяйства, ремесел, и лиц свободных профессий; 19 от обществ взаимного страхования; 10 от семейных ассоциаций.

Остальные 68 советников назначаются правительством. К ним добавляются 72 "члена секций", назначенных премьер-министром на 2 года в качестве экспертов, они работают отдельной группой вне состава Совета. Социально-экономический совет призван представлять правительству заключения по всем законопроектам экономического и социального характера.

В 1991 г. во Франции создается Ассоциация советов по лоббизму, цель которой — продвижение идей легального лоббирования, открытости лоббистской деятельности и ее законодательного регулирования. Лоббистская деятельность в стенах французского парламента формально запрещена. Но фактически она всё же существует: более 170 так называемых содружеств и исследовательских групп специализируются на разработке конкретных идей с целью последующего их продвижения как законодательных инициатив.

Корпоративные группировки и большие фирмы, как правило, имеют своих неофициальных представителей в разных звеньях исполнительной власти. Промышленные и банковские гиганты тесно сотрудничают с лоббистскими группами в выборных органах, продвигая соответствующие проекты.

К недостаткам современной французской системы лоббирования можно отнести юридический запрет лоббирования в органах законодательной власти и проблему неравномерного представительства различных профессиональных групп в Социально-экономическом совете.

Однако это не мешает специальным организациям выступать посредниками при продвижении различных внешних и внутренних интересов в органах государственной власти. Некоторые французские консалтинговые фирмы оказывают целый набор конкретных услуг:

  1. продвижение идей заинтересованной стороны в органах власти
  2. теоретическая разработка и практическое применение коммуникационных стратегий по отношению к органам законодательной и исполнительной власти
  3. внесение нужных изменений в законодательство
  4. консультирование и содействие иностранным государствам, иностранным компаниям, государственным или негосударственным организациям

Ещё одной уникальной особенностью образования во Франции является его бесплатность, как для местных жителей и иностранных гражданЦель курсовой работы заключается в изучении особенностей современной системы образования во Франции Рассмотреть особенности системы образования во Франции

В это время капитализм в Англии и Франции уже проявил свой антагонистический характер, и классовая борьба приняла острые формы. Начиная с 40-х годов и особенно после 1848 г. стало быстро расти и немецкое рабочее движение. Развитие в Германии капитализма оставалось в основном иностранной наукой, она перепевала заграничную вульгарную политическую экономию: с одной стороны, пошлые измышления Сэя и теорию гармонии Бастиа, с другой, — Дж. Ст. Милля, английского вульгарного экономиста, известного главным образом попыткой примирить непримиримое — интересы капитала и труда.

В рассмотренных источниках имеется характеристика страны и её особенностей, однако отсутствует анализ специфических черт обслуживания российских туристов. Отсюда, дипломная работа обладает новизной для изучения современных тенденций развития туризма и для науки в целом.

Все это привело к тому, что региональные процессы во Франции стали развиваться не только в том направлении, которые страна обозначала, а в условиях общих интеграционных процессов. Однако несмотря на наличие некоторого количества исследования по данной проблематике, следует констатировать, что в настоящее время недостаточно исследована специфика региональных процессов во Франции в контексте европейской интеграции. Целью исследования является выявление особенностей региональных процессов во Франции в контексте европейской интеграции.

Список литературы

1.Берлин А.Д., Григор Г.Э. Корпоративный лоббизм: Теория и практика. – М., 2005.

2.Бодуан Ж.-П. Управление имиджем компании. – М., 2001.

4.Лозанский Э.Д. Этносы и лоббизм в США. О перспективах российского лобби в Америке. – М., 2004.

5.Мордовцев А.Ю. Национальный правовой менталитет. Введение в проблему. – Ростов н/Д, 2002.

6.Проблемы правового регулирования лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти // Думский вестник. – 1995. — № 5.

7.Прохода Н. Лоббизм по-французски // Деловой мир. – 1994.

8.Тихомирова Е.Б. Лоббизм как специфическая форма коммуникаций с общественностью // Вестник Московского университета. Социология и политология. – 2002. – № 3.

Откосилка

Конституционно-правовые основы антикоррупционных реформ в России и за рубежом: Учебно-методический комплекс (учебное пособие)
Издание подготовлено в форме учебно-методического комплекса и является учебным пособием для студентов юридических вузов, иных учебных заведений, близких по своему профилю к данной проблематике, а также для всех лиц, которые интересуются организацией публичной власти, государства и общества в целом.

Европейский опыт конституционно-правового
регулирования лоббизма

В Германии и Франции также не предусмотрено принятие специального закона. Германская и французская системы правового регулирования лоббистской деятельности отличаются особым способом регулирования профессионального продвижения интересов в органах государственной власти.
Конституционные основы лоббистской деятельности в Германии заложены в ст. 17 Основного закона ФРГ: "Каждый имеет право, как отдельно, так и вместе с другими лицами, обращаться письменно с просьбами или жалобами в компетентные инстанции и в народные представительства".
В сфере лоббистских отношений предпочтительными в немецкой терминологии являются определения "группы по интересам", "заинтересованные группы", "группы, представляющие интересы" (Interessengruppen und Interessenverbaende).
Федеральный уровень регулирования лоббистской деятельности в сфере взаимодействия с органами государственной власти обеспечивается несколькими нормативными правовыми актами.
Прежде всего это Единое положение о федеральных министерствах, в котором закрепляется возможность участия экспертов из заинтересованных профессиональных союзов (групп интересов) и ассоциаций в разработке проектов законов в федеральных министерствах.
В Регламенте бундестага такая возможность предусмотрена для участия экспертов в деятельности федерального парламента: "Для получения информации по обсуждаемому вопросу комитет может на открытых заседаниях заслушивать экспертов, представителей заинтересованных лиц или организаций и других лиц, имеющих возможность представить информацию".
Кодекс поведения члена бундестага 1972 г. разрешает парламентариям за вознаграждение заниматься вопросами, находящимися на обсуждении в комитетах парламента, объявив перед началом слушаний о своей непосредственной заинтересованности. Кодекс обязывает каждого депутата информировать о том, с какими лоббистскими организациями парламентарий в данный момент контактирует. Однако за пределами парламента соответствующие сведения не доступны широкой общественности.
Положение "О регистрации союзов и их представителей при бундестаге" 1972 г. предусматривает открытую публикацию списка с указанием союзов, ассоциаций и объединений, которые официально получили разрешение на доступ к ведомствам Правительства и комитетам парламента после своей регистрации (их около 5 тысяч). Официальная регистрация групп интересов предоставляет им легальную возможность участвовать в работе комитетов парламента, открыто отстаивать свою позицию на проводимых в этих комитетах слушаниях. Перечень требуемых сведений для официальной регистрации включает такие сведения, как: название и адрес союза; состав правления; область интересов; количество членов; имя представителя и адрес представительства в бундестаге и федеральном правительстве.
Германской системе правового регулирования лоббизма, таким образом, присущи следующие черты:
- сравнительно небольшой объем либерализации;
- запрет материального лоббирования;
- доминирование интеллектуального лоббирования;
- предпочтение завершенных, представляющих готовый интеллектуальный продукт форм: предоставление разработанных лоббистами проектов законов; квалифицированных заключений; рекомендательных профессиональных позиций о поддержке или неодобрении проекта закона;
- допустимость массовых публичных мероприятий в связи с тем или иным проектом закона;
- распространение норм Положения "О регистрации союзов и их представителей при бундестаге" только на юридических лиц (физические лица не подпадают под действие данного Положения).
Опыт Германии допускает возможность рассматривать его применительно к российским реалиям.
Во Франции Закон о свободе союзов 1884 г. обеспечивал защиту "цеховых интересов" лоббистов. Действующий Регламент Национального собрания официально не признает лоббистскую деятельность. С 1991 г. функционирует Ассоциация советов, практикующая лоббирование по интересам.
Роль экспертного органа, так называемого "лоббистского парламента", возложена Конституцией Франции на Экономический, социальный и экологический совет. Название Совета и элементы его статуса были обновлены в результате масштабной конституционной реформы 2008 г. "О реконструкции институтов V Республики", затронувшей в большей мере статус парламента, что дает основание характеризовать эту реформу как "репарламентаризация" .
--------------------------------
Конституции зарубежных государств / Сост. В.В. Маклаков. М.: Инфотропик Медиа, 2012. С. 72, 106, 107.

Согласно ст. 69 Конституции Франции Экономический, социальный и экологический совет, запрошенный Правительством, дает свое заключение по проектам законов, ордонансов или декретов, а также по законодательным предложениям, которые ему представлены на рассмотрение.
Совет может быть запрошен также путем подачи петиции и после ее рассмотрения поставить в известность Правительство и парламент о мерах, которые он предложил бы предпринять.
Правительство и парламент, в соответствии со ст. 70 Конституции Франции, могут консультироваться с Советом по любой проблеме экономического, социального или экологического характера. В равной мере Правительство может также консультироваться по проектам программных законов, устанавливающих многолетнее ориентирование государственных финансов. Любой план или любой проект программного закона экономического, социального или экологического характера должен передаваться для получения заключения Совета.
В составе Совета не более 233 членов - представители профессиональных групп.
Конституционно-правовой статус Совета дает основание характеризовать его как независимого официального специализированного органа, занимающегося законотворческой аналитикой. Интеллектуальная составляющая в работе Совета предполагает лоббистский характер такой деятельности.
Современный французский парламент отличается организацией специальных органов, помогающих получать информацию или поддерживать отношения с внепарламентскими учреждениями и организациями. Такими органами являются представительства или управления, которые осуществляют свою деятельность независимо от постоянных комиссий. Так, например, в 2008 г. в каждой палате были созданы представительства по делам Европейского союза. Кроме того, в Национальном собрании действуют около 80 различных групп - групп по изучению, объединяющих депутатов по их интересам, целям и т.д., в которые входят члены различных политических фракций. В Сенате такого рода группы также образуются. Тем не менее практически члены парламента не могут быть безучастны к пожеланиям и предложениям своих избирателей или групп давления .
--------------------------------
Маклаков В.В. Законодательный процесс в современной Франции. М., 2014. С. 21, 22.

В соответствии со ст. 11 Конституции Франции по предложению Правительства во время сессии парламента или по совместному предложению обеих палат Президент может передать на референдум любой законопроект, касающийся организации публичных властей, реформ в экономической, социальной и экологической политике и публичных служб, которые к этой политике имеют отношение, или законопроект, разрешающий ратификацию какого-либо международного договора, который, не противореча Конституции, отразился бы на функционировании государственных институтов. Если референдум проводится по предложению Правительства, то последнее делает в каждой палате заявление о нем, за которым следует обсуждение.
В 2013 г. был принят Закон о применении ст. 11 Конституции Франции , устанавливающий ряд правил-ограничений финансового характера при сборе подписей в референдарной процедуре.
--------------------------------
Закон N 2013-1116 от 06.12.2013 о применении ст. 11 Конституции Франции 1958 г. // Маклаков В.В. Законодательный процесс в современной Франции. М., 2014. С. 132 - 137.

Законом предусматривается, что дарение, совершаемое должным образом идентифицированным физическим лицом для финансирования действий, направленных на содействие или воспрепятствование сбору подписей в отношении законопредложения, представленного на основе применения ст. 11 Конституции, не должно превышать 4 600 евро. Любое дарение с суммой более 150 евро, предоставляемое политической партии или объединению для финансирования соответствующих действий, должно быть произведено чеком, переводом, автоматическим перечислением или банковской картой. Общая сумма дарений, предоставленных политической партии или объединению с целью финансирования при сборе подписей, не может превышать 20% общего собранного фонда. Совокупность финансовых операций, осуществленных партией или объединением с целью проведения кампании по сбору подписей, входит в предмет бухгалтерской отчетности, прилагаемой и детализируемой в счетах этой политической партии или группировки. За исключением политических партий и объединений юридические лица не могут участвовать в финансировании действий по сбору подписей в отношении законопредложения, представленного на основе применения ст. 11 Конституции: такое финансирование не может осуществляться в какой-либо иной форме, чем это предусмотрено, а также предоставляться как имущество, обслуживание или как иные преимущества прямого или косвенного характера по ценам ниже тех, которые обычно применяются. Ни одно иностранное государство или иностранное юридическое лицо публичного права не может участвовать, прямо или косвенно, в финансировании таких действий. За нарушение установленных правил предусмотрены лишение свободы (максимальный срок - 7 лет) или штраф (максимум 100 тысяч евро).
В целом французская модель правового регулирования лоббизма имеет особенные черты:
- сосредоточенность законотворческой экспертной (аналитической) деятельности в специализированном органе, наделенном Конституцией Франции и органическим законом соответствующими функциями;
- преимущественное использование интеллектуального лоббирования в пределах компетенции специализированного органа - Экономического, социального и экологического совета;
- недопустимость проведения публичных мероприятий (демонстраций) по поводу обсуждаемых проектов законов или обсуждения законопроектов в средствах массовой информации;
- ограниченность реального лоббирования;
- ограниченность возможностей для реализации конституционных прав граждан на участие в управлении делами государства и общества;
- пониженный качественный уровень продвижения общественных интересов (по сравнению с США, Великобританией и Германией).
В таком виде французская система применяет закрытую, не допускающую непосредственного лоббизма модель конституционно-правового регулирования лоббистской деятельности.

Читайте также: