Диана кан биография кратко

Обновлено: 02.07.2024

И — щемящая жалость и грусть
к тем, когда-то покинутым, людям.
И надежда на то, что — вернусь!
И уверенность — встречи не будет…

Евразийство, модное ныне, для Дианы естественно. И на мой взгляд, ранние стихи, где сильнее память о Востоке, - наиболее страстные и прочувствованные автором. Не могу не процитировать полностью один из лучших её текстов:
* * *
Мне в грудь вошла парфянская стрела
И в полнолунье розой расцвела.
И заполошный майский соловей
Запел над розой о любви моей.

Плачь о стране, погубленной дотла,
Которую сберечь я не смогла.
И рану раскаленную в груди
Крылами хоть немного остуди.

Стрела врагов, отравленная тьмой,
Ты зацвела на сердце, как привой.
Пускай вдыхает гордый Митридат
Любви моей смертельный аромат.

Пока цветёт стрела в груди моей,
Плачь обо мне, согдийский соловей!

Соловей согдийский, стрела парфянская, но страна, о которой плач, читателем воспринимается как Россия. Решающую роль в этом выборе главной поэтической темы, думается, сыграло православное вероисповедание:
С тобой не страшно на костер и в прорубь.
Ты – СЛОВО, возводящее на крест –
Две тыщи лет сквозь мрак летящий голубь
Или врага разящий Божий перст?

Диане близки характеры мятежные, разгульные. Лихие витязи и удалые разбойнички, ищущие правду с оружием в руках, а не благонамеренные осторожные обыватели.
Жительница раздольного степного края, она уловила вольный дух русского порубежья, древней Засечной черты, где привычна опасность и готовность отразить её, где и сам народ порой восставал против ига власти. И пусть прежние угрозы ушли в былое, появились иные, более изощрённые. Идёт война духовная…
* * *
…От Стеньки до Емельки Пугачева
в разбойных песнях грусть-тоску беречь.
Да не осудит таковое слово
Принесший нам с небес не мир, но – меч!

Среди спаленных удалью раздолий
промеж идущих с тесаками в ночь
презрен, кто не до пугачевской ВОЛИ,
а лишь до кладов Разина охоч!

В дышащих жизнью, схватывающих перемены настроений и обстановки стихах Дианы много странствий, кочевий. Импульс, который задаёт развитие сюжета, зачастую встреча или разлука – лирическая героиня приходит к реке, возвращается в город или покидает его, видится с близким человеком и переживания этой встречи или расставания, открывают её внутренний мир, отношение к окружающим людям и явлениям.
* * *
Осерчавшая вьюга бранится
В тесноте родовых курмышей…
Не впервой ей в казачьих станицах
Выпроваживать пришлых взашей.

Я не пришлая, бабушка-вьюга!
Почему ж мне нисколько не рад,
Свои ставни захлопнувший глухо,
Оренбургский угрюмый форштадт.

* * *
И ты называешь всё это судьбой,
Мой город степной на полынном просторе,
Что каждое наше свиданье с тобой –
Мой новый побег от тебя и не боле.

Не слишком ли быстро, однако, бегу.
А вдруг ты однажды меня не догонишь –
На льду оскользнёшься, увязнешь в снегу,
Пургой захлебнёшься, бураном застонешь.

Есть галльское небо в изящном плюмаже
Несущихся за горизонт облаков.
Есть гуннское – цвета мерцающей сажи,
Под чьей паранджой скрыта поступь веков.

Античное небо, какому не внове
Пить воду с лица средиземных морей…
И – скифское – цвета запёкшейся крови,
Закатное небо Отчизны моей.

В лучших текстах Дианы Кан присутствует та смысловая целостность, которая создаёт эффект достоверности, вызывает у читателя понимание и сопереживание. А присутствие тем священных, сакральных – смерти, бога, крови - выводит их за пределы повседневности.
* * *
К священному приникши изголовью,
к отверстой ране припадая всласть,
упейтесь золотой славянской кровью,
что хлещет вам в оскаленную пасть.

Удавка – ересь чёрная – змеится.
Скорбят берестяные письмена.
Георгия победная десница
с карающим копьём занесена.

Покуда медлит, наклонившись низко,
калёное имперское копье,
вампирствуйте, исчадья василиска,
превознося ничтожество своё!

Народ - это сплав индивидуальностей, чьи портреты работы Дианы Кан реалистичны и отличаются глубоким психологизмом, ненавязчиво-тёплым колоритом красок. Хотя есть и несколько жестких ироничных характеристик для оппонентов. Но чаще она доброжелательно-вдумчиво всматривается в лица своих героев и их внутренний мир. Юная ли это принцесса Фике, ощутившая свою власть, или удалой атаман Бубенец, девочка-узбечка Тульганой, угощающая гостью, или русская девочка, которая на полустанке раздаривает цветы вместо того, чтобы продавать.
Замечателен и портрет ушедшего её Учителя - Юрия Кузнецова, где последняя часть триптиха нарисована, чудится, не словами, а горящими и мятущимися в воздухе мыслями могучего беспокойного духа.
…Стихия, укрощённая поэтическим даром, превращается в стихи, но и сами они пробуждают незримые энергии в душе читателя, заставляя сильнее прочувствовать личное отношение к миру, вере, цели.

Читайте также: