Кровная месть русская правда кратко

Обновлено: 04.07.2024

В данной статье закреплялось право кровной мести, а так же определялся круг возможных субъектов (участников), называемых в этом историческом акте мстителями. В научной литературе нет единого мнения по вопросу о том, был ли круг субъектов исчерпы­вающим? Так, В.И.

Сергеевич обращал внимание на то, что в этой ста­тье приводится лишь примерный перечень мстителей. Напротив, Н.П. Марочек-Дроздовский особо обращал внимание на невозможность расширительного толкования данной статьи. В обоснование приводят­ся как летописи (месть княгини Ольги за убитого мужа - князя Игоря и т.п.), так и то, что в статье содержится перечисление мужского состава большой патриархальной семьи: отец, сын, братья, племянники.

Помимо нерешенности вопроса о количественном составе мсти­телей не решенным остается и вопрос о правовом основании кровной мести, т.е. мог ли мститель мстить до вынесения решения судом. Так, С.В. Юшков, полагает, что кровная месть является послесудебной рас­правой, т.к. явление кровной мести вообще было немыслимо для Древнерусского государства. Однако, И.Ф. Эверс полагал, что кровная месть - это непосредственная реакция варвара (так как по его мнению Древнерусское государство находилось на низшей ступени развития) и соответственно кровная месть носила досудебный характер.

Спорным является вопрос и о повторном упоминании в этой статье 40-гривенной платы. Исследователи подходят к этому вопросу неоднозначно. Одни рассматривают плату как штраф в пользу князя (вира). Другие как платеж родственникам убитого в случае отказа от мести (головничество).

Данная статья являлась общей для нескольких последующих статей. В ней приводятся два вида доказательств совершения пре­ступления: 1) внешний вид потерпевшего; 2) наличие свидетеля. Од­нако в соответствии с этой статьей достаточным является наличие од­ного свидетельства из двух.

Как и в предыдущей статье, в данной статье предусматривается возможность кровной мести, которая ставится на первое место и лишь затем говорится о штрафе за обиду, который взимается только в том случае, если мстить невозможно.

В статье 2 не решен вопрос о правовом основании мести.

Данная статья определяла круг орудий, нанесения побоев: батог, жердь, ладонь, чаша, рог, тупая сторона острого орудия. Их перечисле­ние позволяет предположить, что в то время закон не закреплял важ­ность самих телесных повреждений. Следовательно, важен был не сам удар, а обида, которая им нанесена. В соответствии с этим ответный удар (т.е. месть) должен быть нанесен вслед за оскорблением.

Представляется, что в этой статье речь идет о нанесении подоб­ных ударов в первую очередь на пирах (подтверждение этому находит­ся в перечислении среди предметов, которыми мог быть нанесен удар, рога и чаши, т.е. предметов для питья).

В случае, если обиженный не мог отомстить сразу же, то обид­чик подвергался денежному взысканию в размере 12 гривен.

В этой статье так же как и в предыдущей говорилось об оскорб­лении. За удар мечем в ножнах либо за удар рукоятью меча назначался штраф в 12 гривен.

Эти статьи посвящены членовредительству. Соответственно на­званным статьям это травмы: руки, ноги и пальца. Самое суровое нака­зание (равное наказанию за убийство) предусматривалось за отнятие руки или утрату ее функциональности, равное 40 гривнам.

По мнению М.Н. Тихомирова, статья 6 содержала те же положе­ния, что и ст. 5. Однако текст ст.

Комментируемая статья регулировала еще один вид оскорбле­ния, которое выражалось в повреждении бороды и усов. Она устанав­ливала только размер штрафа за это деяние - 12 гривен. Условия по­вреждения в статье не названы, но, судя по всему, это общие положе­ния статьи 2, т.е. необходимо одно из двух доказательств: либо показа­ния свидетелей, либо собственно само повреждение.

Толкование данной статьи является спорным. Одни исследо­ватели видели в диспозиции статьи покушение на совершение пре­ступления, другие оконченное преступление. Однако Русская Правда является источником раннефеодального (неразвитого) права, и соот­ветственно вряд ли можно вести речь о том, что оно знало стадии совершения преступления. Именно поэтому данное преступление следует считать оконченным деянием, так как обнаженным мечем, можно было угрожать, но нанести им оскорбление было невозможно в силу того, что в ст. 3 и ст. 4 имеется указание на удар мечем в ножнах либо удар рукоятью меча.

Статья закрепляла наказание за обиду, причиненную или оскор­бительным действием, или нанесением побоев. Неоднозначное содер­жание статьи выразилось и в неоднозначном обосновании исследо­вателями. Так, одни из них исходили из того, что в Пространной ре­дакции Русской Правды есть похожее деяние - удар по лицу, или жер­дью. Другие выступали за то, что статья предусматривает нанесение

побоев, так как за них в целом устанавливается меньшая плата - 3 гривны - чем за оскорбление - 12 гривен.

Следовательно, если ис­ходить из духа Русской Правды, то, скорее всего, в этой статье преду­сматривается ответственность за физическое насилие.

Комментируемая статья указывала на ответственность за укры­вательство иностранцами челядина. Сам термин челядин в научной ли­тературе не имеет однозначного толкования. Б.Д. Греков предлагает понимать под челядинами всех подвластных членов семьи. С.В. Юш­ков отождествляет челядь с рабами. А.А. Зимин указывает на то, что челядь необходимо толковать в зависимости от времени. В X - начале XI веков, по его мнению - это были рабы и пленные. В XI - XII веках это были все феодально-зависимые люди.

Наличие такой статьи обосновывается тем, что варяги и кол- бягия, проживая своими довольно замкнутыми общинами, имели боль­ше возможностей для укрывательства беглых, в результате чего затруднялся поиск беглых. Любопытно, что позднее данная норма по­лучала распространение на все категории населения.

Стоит особо заметить, что данная статья предусматривала от­ветственность именно за укрывательство, а не за увод.

Кроме этого, в статье был предусмотрен и специальный способ истребования челядина. Из содержания статьи можно заключить, что применялась процедура заклича, т.е. объявление на торгу о пропавшей вещи и обязанности незаконного владельца в трехдневный срок вер­нуть вещь (в том числе и челядина).

В этой статье указывалось на незаконное пользование имуще­ством. Интересен тот факт, что ответственность в соответствии с этой статьей наступала не за кражу коня, а именно за незаконное пользова­

ние чужим имуществом. Соответственно способом совершения пре­ступления здесь являлось именно появление на чужом коне.

Статьи содержали нормы права, определяющие порядок изъятия собственником своей вещи у владельца. Думается, что возможно рассмотрение нормы права, содержащейся в 13 статье как материаль­ной нормы, в то время как норму права содержащуюся в 14, статье следует рассматривать как процессуальную, всвязи с тем, что санкция содержится в ст. 13.

Однако существует точка зрения, согласно которой обе статьи содержат нормы процессуального права. Представители этой точки зрения считают, что в Русской Правде предусмотрено два случая: 1)когда вещь найдена внутри общины и 2)когда владелец не является членом данной общины.

Кроме этого существует и иное третье понимание данных статей. В первом случае в ст.13 идет речь о недобросовестном вла­дельце: вещь изымается без свода не потому, что дело происходит в одном миру, а потому, что свод не нужен - правонарушитель известен. В ст. 14 говорится о добросовестном владельце. Свод необходим, ибо нужно выявить истинного правонарушителя. Поскольку до его обна­ружения вещь находится у добросовестного владельца и для обеспече­ния интересов собственника должен быть выставлен поручник.

Статья вызывала множество толкований. Наиболее приемлема позиция Н.М. Карамзина. Он считал, что в этой статье речь идет о том случае, когда в результате свода похититель найден, но, помимо обна­руженной вещи, им были похищены и другие найденные вещи, воз­вращения которых требует истец. Такой вывод следует и из размеще­ния этой статьи после статьи о своде. 12 мужей, о которых говорит статья, рассматриваются или как общинный суд, или как послухи.

Если считать 12 мужей общинным судом, то следует признать, что этому суду подлежали все дела о кражах имущества, расследуемые при помощи свода. Территориально такой суд был ограничен землями общины. Общинный суд, возможно, и существовавший в это время, вряд ли в данном случае имеется в виду. Скорее всего названные 12 мужей фигурируют в качестве свидетелей доброй славы - послухов. Подтверждение этому можно обнаружить в ст. 47 Пространной Рус­ской Правды, где в подобной ситуации говорится именно о послухах.

В данной статье устанавливается и ответственность в случае не­возвращения ответчиком вещи.

Комментируемая статья описывала свод - процесс, при помощи которого отыскивается недобросовестный владелец вещи, но в этой статье указывается лишь на частный случай - предметом свода являет­ся челядин. Сам же процесс свода, по-видимому, был выработан ранее и регулировался обычным правом, поэтому, в Русской Правде подроб­ного описания свода нет. Данная статья регламентирует исключение из общего правила: свод ведется истцом до третьего покупателя. Далее его должен вести уже добросовестный покупатель, передав истцу своего челядина.

В этой статье холоп рассматривался двояким образом. С одной стороны, холоп не субъект права - за свои действия он не отвечает и отвечать не может, поскольку имущественные санкции к нему даже и применить нельзя, т.к. он не имел собственности. Следовательно, за холопа отвечал его господин. С другой стороны, на холопа, возможно, распространялся обычай мести. С этой точки зрения, холоп мог быть признан субъектом права, но условно.

12-гривный штраф и являлся скорее штрафом за оскорбление, нанесенное холопом свободному: удар раба для свободного всегда оскорбителен. Однако имеется и альтернативная точка зрения на 12- гривный штраф. А.А. Зимин предполагает, что штраф в этом случае являлся выкупом жизни холопа.

Комментируемая статья дает представление о правовом положе­нии жилища в Киевской Руси. Холоп, укрывшийся в доме своего господина, не может быть изъят из его домаоттуда. Кроме того, Рус­ская Правда не содержала статей, которые указывали на возможность проведения обыска. Даже в случае кражи Русская Правда считала до­статочным ограничиться показаниями послухов.

Статья предусматривала повреждение чужого имущества. Ее первая часть регулирует случаи, когда испортивший вещь желает оста­вить ее у себя. При этом собственнику вещи возвращается ее цена. Во второй части устанавливаются случаи, когда сломанную вещь хотят

вернуть собственнику помимо его воли. В этом случае цена вещи все равно должна быть возмещена.

Правда уставленаруськои земли.

Вторая часть Краткой редакции Русской Правды (начиная со ст. 19) носит в литературе название Правды Ярославичей (к ней относят первые три, восемь или двадцать две статьи). В литературе существует точка зрения (Б.Д. Греков), что эта часть Русской Правды посвящена правовой регламентации жизни княжеской вотчины, ее охране от по­сягательств извне, в частности от свободных общинников, оказы­вающих сопротивление феодалам. Позднее положения этого закона были распространены и на другие феодальные владения.

Однако более точной будет иная характеристика Правды Яро­славичей. Эта часть Русской Правды посвящена охране феодальной собственности и жизни лиц, служащих князю, находящихся в той или иной форме зависимости от него, а также имущества и личности других феодалов.

В этой статье устанавливалось наказание за убийство в обиду. Причем обида понималась не как кровная месть. Местью нельзя было оскорбить. Кроме этого, с логической точки зрения невозможно ввести наказание за совершение мести, если не отменена сама месть. Именно поэтому в этой статье имеется ввиду не кровная месть, а убийство в отместку (в ответ) на действия жертвы.

Кроме этого, в статье нашло отражение классовое деление общества. В законе устанавливались штрафы за убийство княжеских слуг. В этой статье идет речь о наиболее знатных княжеских слугах - огнищанине и подъездном княжи. Данная статья устанавливала высшую плату за их убийство в 80 гривен, которые поступали в пользу князя. Причем закон запрещал общине помогать преступнику в уплате штрафа, что делало закон еще более суровым.

В данной статье речь идет о преступлении, в котором жертвой являлся огнищанин, причем обязанность разыскивать преступника, совершившего преступление на территории верви (вири - сельская община) лежала на ней. В случае если вервь отказывалась от поиска или выдачи преступника, то на нее возлагался штраф.

Неточность формулировки статьи вызвала много споров по по­воду того является ли огнищанин жертвой преступления или самим преступником. Наиболее обоснованной представляется точка зрения, высказанная Б.А. Романовым и А.Е. Пресняковым, в соответствии с которой огнищанин является жертвой преступления. Подтверждение этому видится в том, что данная статья примыкает к ст. 19 - 20, в кото­рых закрепляется ответственность за преступления, совершенные про­тив огнищанина.

Согласно положениям ст. 21 убийцу можно было убить сразу, без суда, причем в данном случае имелась ввиду расправа, аналогич­ная расправе с ночным вором (ст. 38). Однако отличие состоит в том, что если ночного вора можно убить только ночью, то убить убийцу ог­нищанина можно в любое время суток.

Статьи 22, 23, 24, 25, 26, 27.

В данных статьях перечислены штрафы, взимаемые за убийство княжеских слуг, а также людей, находящихся в зависимости от князя.

Так, в ст. 22 и 23 определялась мера ответственности за убийство высших слуг князя: княжеского тиуна (ст. 22) и конюха ста­рого (ст. 23).

В ст. 24 и 26 определялась ответственность за убийство среднего звена в управленческом аппарате княжеского домена: княже­ского или пахотного старосты (ст. 24) и зависимых от князя смердов и холопов (ст. 26).

В ст. 25 устанавливалась ответственность за убийство мелких княжеских слуг - рядовичей (полузависимая категория).

Особняком от этих статей стоит ст. 26, устанавливающая ответ­ственность за убийство холопов и смердов.

Однако существует и иная точка зрения, высказанная Л. Гетцом. В соответствии с ней данные статьи устанавливают ответственность всего населения, а не только зависимых от князя лиц. Однако это пред­ставляется неверным так как указанные статьи находятся в ряду тех статей, которые устанавливают ответственность за убийство подчи­ненных князю людей.

Комментируемая статья устанавливала штрафы за похищение или истребление княжеского скота. Помимо этого в статье имеется упоминание о коне смерда, что само по себе не логично в данной ста­тье, где идет речь о княжеском имуществе. Скорее всего, в этом случае законодатель стремился показать независимость имущества смерда и заинтересованность князя в его охране.

В этой статье устанавливался размер штрафа за похищение хо­лопа или раба. Особое внимание, обращается на то обстоятельство, что штраф за похищение превышал размер штрафа за убийство холопа.

По утверждению некоторых историков данная статья дошла до нас с дефектом текста, так как расположение данной статьи в ряду со статьями, регламентирующими ответственность за убийство слуг кня­зя, а затем и за похищение имущества князя, не логично. А.А. Зими­ным в оправдание этого было высказано суждение о более раннем происхождении данной статьи, но Краткая редакция Русской Правды знает лишь понятие видока, а не послуха (очевидца), который известен лишь Пространной редакции Русской Правды.

В комментируемой статье устанавливалась ответственность за совершение кражи коня. Данная статья примечательна тем, что в ней устанавливалась ответственность за совершение преступления несколькими лицами, т.е. имеется указание на соучастие в преступле­нии.

Штраф за это преступление устанавливался в размере 1 гривна 30 резан, в случае если же воров было несколько, то штраф устанав­ливался в размере 3 гривны 30 резан с каждого соучастника. Доплата в 30 резан взималась в пользу лица, задержавшего воров.

Норма, содержащаяся в этой статье, устанавливала ответствен­ность за повреждение или уничтожение княжеской борти.

В данной статье указывалось на существование, наряду с княже­ским судом, общинного суда. Она содержит санкции за физическое на­силие в отношении смерда, огнищанина, тиуна или мечника без раз­решения князя, так как только он имел право судить своих дружинни - ков и слуг.

Комментируемая статья устанавливала высокий штраф за порчу межевых знаков.

Статья 35, 36, 37.

В этих статьях была установлена ответственность за хищение имущества. Интересным представляется появление в этой статье термина продажа. Он означает взыскание денежных средств в пользу князя как государственного органа, т.е зачисляемых в его казну.

В ней устанавливалось правило, согласно которому существо­вало право убить вора на месте преступления. Однако устанавливались и изъятия из этого правила. Так, нельзя убивать днем и нельзя убивать связанного вора. Данная правовая норма была направлена на укрепле­ние княжеской юрисдикции с помощью ограничения саморасправы.

Устанавливала ответственность за кражу сена или дров.

В данной статье устанавливалась ответственность за кражу совершенную несколькими лицами.

Комментируемая статья определяла размер вознаграждения за выполнение дружинником князя судебных функций и устанавливала размер отчислений в пользу церкви. Размер вознаграждений, связан­ных с судопроизводством, составлял 2 гривны 20 кун с 12 гривен и 1/6 часть от более мелких штрафов.

Покон (устав) вирный представлял собой третью составную часть Краткой Правды. Покон определял порядок кормления княже­ского слуги - вирника.

В данной статье содержался урок мостникам, причем мост это либо переход через реку, либо овраг, либо мостовая.

Русская правда ( древнеруск. ПРАВДА РОУСЬСКАЯ , или ПРАВДА РУСКАЯ) является главным источником правовых, социальных и экономических отношений Древнерусского государства. Его анализ, на мой взгляд, должен быть интересен достаточно широкому кругу лиц, которые интересуются правовой историей Российского государства. К большому сожалению у нас нет оригинала, всё что сохранилось до наших дней - это списки Правд (более 100), древнейшим из которых считается Краткая Правда. Она содержит в себе 43 статьи, которые делятся на статьи с 1-18 (Правда Ярослава) и с 19 по 41 (Правда Ярославичей). Две последние – это Покон вирный или Урок Ярославль (ст.42) и Устав (Урок) мостников (ст.43). Несмотря на то, что Краткая Правда состоит из нескольких частей, в действительности она является единым целым, связанным по структуре и содержанию, что говорит о многократных редактированиях, внесениях изменений.

Статья 1 гласит:

Оубьеть моужь моужа, то мьстить братоу брата, или сынови отца, любо отцю сына, или братоучадоу, любо сестриноу сынови; аще не боудеть кто мьстя, то 40 гривенъ за голову; аще боудеть роусинъ, любо гридинъ, любо коупчина, любо ябетникъ, любо мечникъ, аще изъгои боудеть, любо словенинъ, то 40 гривенъ положити за нь.

Перевод: «Убьет муж мужа, то мьстить брату брата, или сынови отца, любо отцю сына, или братучаду, любо сестрину сынови; аще не будеть кто мьстя, то 40 гривень за голову.

Тут видны следы характерного для традиционных обществ принципа ответственности - кровной мести . Но уже введены первые юридические понятия: муж - свободный мужчина; русин - младший княжеский дружинник: гридин - представитель боевой дружины; купчина - дружинник, занимавшийся торговлей; ябетник - дружинник, связанный с судебным процессом; мечник - сборщик штрафов; изгой - человек, потерявший связь с общиной; словенин - житель словенской, т.е. новгородской земли , в данном контексте - рядовой житель.

Основой традиционных обществ являлся общественный уклад который характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока ), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Традиционный человек воспринимает мир и заведенный порядок жизни как нечто неразрывно-целостное, священное и не подлежащее изменению. Место человека в обществе и его статус определяются традицией и социальным происхождением. Преобладает аграрный уклад экономики, индивидуализм не приветствуется (так как свобода индивидуальных действий может приводить к нарушению заведённого порядка, проверенного временем). Отход от традиционного общества был связан, как правило, с развитием торговли.

Несомненно как внутренняя, так и внешняя торговля наложила свой отпечаток на развитие общества и становление правовой системы Древней Руси, поэтому несмотря на сохранении права мести появляется гораздо более прогрессивное - денежное взыскание или наказание (судебные штрафы), как естественная эволюция развития общества и государственности.

Только в статье 1 Русской Правды возможно наказание в виде смерти как месть, в других статьях о ней никогда не упоминается. Это вероятнее всего связано, прежде с тем, как влияла на право христианская церковь, выступавшая против смертной казни. О телесных наказаниях и о лишении свободы также ничего не говорится.

Можно было бы соотнести 1 статью Русской Правды с другими источниками права Руси, например, по договору с Византией 911 года каждый мог безнаказанно умертвить убийцу на месте преступления. Договор с Византией 945 года даёт право жизни убийцы родственникам убитого, независимо от степени родства, но степень использования данных источников в повседневности не изучен в полной мере.

Русская Правда настолько хорошо удовлетворяла потребности княжеских судов, что её включали в юридические сборники вплоть до XV в. Списки её активно распространялись ещё в XV - XVI вв. И только в 1497 году был издан Судебник Ивана III Васильевича, заменивший Русскую Правду в качестве основного источника права на территориях, объединённых в составе централизованного Русского государства.

Бесспорно, Русская Правда является уникальнейшим памятником древнерусского права, являясь первым писаным сводом законов , в котором прослеживается на примере 1 статьи её эволюция и развитие.

Допущение кровной мести в Правде Ярослава говорит о влиянии на этот закон обычного права. Ко времени составления Правды Ярослава кровная месть во многом потеряла свой первоначальный характер. Прежде всего это выражается в ограничении круга возможных мстителей, что связано с превращением родовой общины в соседскую, распадом кровно-родственных связей. Правда Ярослава, по-видимому, зафиксировала уже сложившуюся практику.

В литературе высказываются различные мнения по вопросу о том, был ли перечисленный в статье круг родственников исчерпывающим или нет. В. И. Сергеевич отстаивал точку зрения о том, что в статье приводится примерный перечень мстителей.

Н. П. Мрочек-Дроздовский, напротив, доказывал исчерпывающий характер этого перечня. В пользу того, что круг родственников убитого, которым разрешено мстить, дан лишь приблизительно, приводят примеры из летописей (месть княгини Ольги за убитого мужа – князя Игоря, попытка мести Рогнеды за гибель отца и братьев, месть волхвам со стороны родственников убитых на Белоозере). Приводились и логические доводы расширительного толкования статьи. В частности, в пользу такого понимания говорит казуистичность изложения норм права в Русской Правде (напр., в ст. 3 перечень предметов, которыми наносится удар, конечно, не может быть признан исчерпывающим). В пользу же того, что перечень мстителей дается полный, говорит то, что в статье содержится перечисление мужского состава большой патриархальной семьи: отец, сын, братья, племянники.

Много споров в литературе вызывает вопрос о правовом основании кровной мести – досудебная эта расправа или послесудебная. Русская Правда прямого ответа на этот вопрос не дает. Исследователи основывают свои выводы на анализе систем права раннефеодального государства и летописях. Так, С. В. Юшков, например, считая, что преобладание в феодальном Древнерусском государстве кровной мести – явление невероятное, выводит из этого ее послесудебный характер. И. Ф. Эверс, рассматривая Древнерусское государство как стоящее на одной из низших ступеней развития, видел в кровной мести непосредственную реакцию варвара, предполагая ее досудебный характер.

Упоминаемая в статье дважды 40-гривенная плата рассматривается исследователями двояко: как штраф в пользу князя (т. е. вира) или как платеж родственникам убитого в случае их отказа от мести (т. е. головничество). Иногда различают платеж, о котором говорится в первой части статьи, от такового во второй ее части. А. А. Зимин, например, в первом случае видит головничество, а во втором – виру.




Братучаду – дети братьев, т. е. двоюродные братья; иногда переводится как племянник со стороны брата.

Сестрину сынови – дети сестры, т. е. племянники.

Русин – 1) житель Киевской Руси; – 2) горожанин.

Гридин – княжеский дружинник, младший дружинник.

Ябетник – 1) княжеский приказчик; тиун; – 2) судебное должностное лицо.

Мечник – княжеский дружинник, судебный служитель.

Изгой – человек, вышедший из общины; имеются и другие толкования этого слова (см., например, Церковный Устав кн. Всеволода Мстиславича).

Словенин – 1) житель Новгородской земли; – 2) селянин.

Допущение кровной мести в Правде Ярослава говорит о влиянии на этот закон обычного права. Ко времени составления Правды Ярослава кровная месть во многом потеряла свой первоначальный характер. Прежде всего это выражается в ограничении круга возможных мстителей, что связано с превращением родовой общины в соседскую, распадом кровно-родственных связей. Правда Ярослава, по-видимому, зафиксировала уже сложившуюся практику.

В литературе высказываются различные мнения по вопросу о том, был ли перечисленный в статье круг родственников исчерпывающим или нет. В. И. Сергеевич отстаивал точку зрения о том, что в статье приводится примерный перечень мстителей.

Н. П. Мрочек-Дроздовский, напротив, доказывал исчерпывающий характер этого перечня. В пользу того, что круг родственников убитого, которым разрешено мстить, дан лишь приблизительно, приводят примеры из летописей (месть княгини Ольги за убитого мужа – князя Игоря, попытка мести Рогнеды за гибель отца и братьев, месть волхвам со стороны родственников убитых на Белоозере). Приводились и логические доводы расширительного толкования статьи. В частности, в пользу такого понимания говорит казуистичность изложения норм права в Русской Правде (напр., в ст. 3 перечень предметов, которыми наносится удар, конечно, не может быть признан исчерпывающим). В пользу же того, что перечень мстителей дается полный, говорит то, что в статье содержится перечисление мужского состава большой патриархальной семьи: отец, сын, братья, племянники.

Много споров в литературе вызывает вопрос о правовом основании кровной мести – досудебная эта расправа или послесудебная. Русская Правда прямого ответа на этот вопрос не дает. Исследователи основывают свои выводы на анализе систем права раннефеодального государства и летописях. Так, С. В. Юшков, например, считая, что преобладание в феодальном Древнерусском государстве кровной мести – явление невероятное, выводит из этого ее послесудебный характер. И. Ф. Эверс, рассматривая Древнерусское государство как стоящее на одной из низших ступеней развития, видел в кровной мести непосредственную реакцию варвара, предполагая ее досудебный характер.

Упоминаемая в статье дважды 40-гривенная плата рассматривается исследователями двояко: как штраф в пользу князя (т. е. вира) или как платеж родственникам убитого в случае их отказа от мести (т. е. головничество). Иногда различают платеж, о котором говорится в первой части статьи, от такового во второй ее части. А. А. Зимин, например, в первом случае видит головничество, а во втором – виру.

Братучаду – дети братьев, т. е. двоюродные братья; иногда переводится как племянник со стороны брата.

Сестрину сынови – дети сестры, т. е. племянники.

Русин – 1) житель Киевской Руси; – 2) горожанин.

Гридин – княжеский дружинник, младший дружинник.

Ябетник – 1) княжеский приказчик; тиун; – 2) судебное должностное лицо.

Мечник – княжеский дружинник, судебный служитель.

Изгой – человек, вышедший из общины; имеются и другие толкования этого слова (см., например, Церковный Устав кн. Всеволода Мстиславича).


Да да, самый первый и самый основной закон Правды Русской это обычай кровной мести. Ну или заплатить деньгами.

А Правда была только через расправу.

Дальше в комментариях расшифровывается, почему слово "муж" переводили как боярин.И какие сословия были на Древней Руси.

Собственно так и должно быть. Князь это не титул а лишь наемный управляющий, выбираемые и призываемый на Совете Всей Земли мужами и людинами.

А это еще одно разъяснение насчет мести.

Т.е. не только мужи-бояре имели право на кровную месть но и все остальные граждане свободного общества древней Руси. Земские начальники или Земство это местное самоуправление.Причем тут особо подчеркивается, что это был не чисто русский обычай но и общеевропейский.

Изначально было одинакоевое наказание за убийство мужа и людина, Но потом, как это всегда у людей бывает, одни из равных стали более равнее других. Что с человеком не делай а он упорно ползет на кладбище, Ваганьковское. И опять это общеевропейская практика. Не мы такие, Европа такая.

Первоначально все таки была смертная казнь. Но потом на нее наложили мораторий.

Коллекторы и судебные приставы были всегда. Кстати тогда получается, что убийцей на Руси звали палача или просто работника сферы исполнения наказания.

Вот поэтому и был обычай кровной мести, что бы богатый человек не ушел от правосудия и не откупился.

А это уже круговая порука. Ну а как еще искать убийцу, если его будут покрывать односельчане ?Опять же им будет стимул вспомнить, всех, кого они видели около места поединка.

На самом деле в таких законах нет ничего необычного или из ряда вон выходящего. Ну не было у людей тогда достаточно денег, что бы содержать полицию, суды и систему исполнения наказания.В Европе вообще феодал был и то и другое и третье.Но это уже был своеобразный шаг вперед, перед старинным обычаем кровной мести и откупа за убийство. Отголоски всего этого сохранились в иудейской вере. И , в том числе, поэтому в мире так не любили иудеев. Ну а вы пылаете нежной страстью к кавказцам или носителям другого, архаичного менталитета? Вот и наши предки нет.

Ну и конечно все вы слышали про горские обычаи кровной мести. Просто люди задержались ментально на первобытно- общинном строе.Из коего мы их потихоньку вытаскиваем.Зато можно , на примере их, понять какие обычаи были у наших предков. Все народы проходят такие периоды в своем развитии. Кто то быстрее, кто то дольше. Развитие производственных сил позволяет иметь и полицию и суды и тюрьмы.А с этим и изменяется менталитет. Бытие определяет сознание.

Я вот еще о чем хотел упомянуть. У тех же евреев или горцев нет князей и дворянства в принципе. Кадыров, на самом деле, первый чеченский князь.Все остальные перед ним были просто полевыми командирами, которых призывали как у нас князей. Поэтому на Древней Руси словом "муж" называли практически всех.Это уже в 18 веке, когда печатали эту книгу, слово это начали переводить как боярин. А изначально это был просто любой мужчина. Т.е. все были равны между собой. И князья тоже. ]]> Боярин, кстати, это был просто дружинник князя, изначально ]]> . И это уже потом, воины переродились в дворян и стали за это получать привилегии и поместья.Именно за воинскую службу а не за какой то там титул и звание.

В общем изначально у нас на Руси была демократия.О чем и свидетельствует Правда Русская.

Читайте также: